![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №94 от 21.05.1993
Суд рассматривает постановление съезда Конституционный суд России приступил вчера к рассмотрению постановления IX съезда народных депутатов от 29 марта 1993 года "О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации". По мнению министра печати Михаила Федотова, вместе с большой группой российских депутатов подписавшего ходатайство о рассмотрении этого дела, при видимой его ясности Конституционному суду, скорее всего, потребуется не один день для вынесения решения. Признав накануне неправомерность попытки парламента подчинить себе газету "Известия", Конституционный суд приступил вчера к делу о проверке конституционности еще одного решения представительной власти. Согласно постановлению IX съезда народных депутатов "О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации" фактически прекратили деятельность органы управления телерадиовещания, не предусмотренные российским законодательством. Этим же постановлением были отменены указы президента от 17 октября 1992 года "О федеральной телерадиовещательной службе 'Россия'" и от 25 декабря 1992 года "О Федеральном информационном центре России". Постановление съезда также предусматривает создание наблюдательных советов по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании. С обоснованием позиции ходатайствующей стороны на вчерашнем заседании суда выступил министр печати и информации Михаил Федотов. Он сообщил суду, что считает недопустимым оказание какого-либо давления на средства массовой информации со стороны органов государственной власти. По мнению наблюдателей, камнем преткновения для суда станет вопрос о правомерности создания Федерального информационного центра России. Это решение президента было сразу же принято в штыки парламентариями, обвинившими главу российской исполнительной власти в попытке подчинить себе электронные средства массовой информации. Причем, по всей видимости, именно сомнения в законности центра заставили его руководителя Михаила Полторанина добиваться ликвидации Министерства печати и информации России и передачи его функций центру. По мнению участников процесса, для выяснения всех обстоятельств дела суду потребуется не один день. О дальнейшем ходе слушаний Ъ сообщит в номере от 29 мая |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №100 от 29.05.1993
Депутат Мукусев настаивает на индексации вкладов Конституционный суд России был вынужден вчера перенести на 31 мая слушание дела об упразднении института президента в Мордовии. Такое решение вызвано неожиданно затянувшимся разбирательством по делу об индексации вкладов и сбережений граждан. В связи с этим наблюдатели отмечают, что, распутывая сложный клубок конституционных и социально-экономических проблем, суд занялся своеобразным повторением пройденного, так как вопрос о соотношении Конституции и экономической политики правительства уже возникал в недавнем процессе о референдуме. На вчерашнем заседании Конституционный суд продолжил слушания по ходатайству народного депутата Владимира Мукусева, бывшего ведущего телепрограммы "Взгляд", о невыполнении правительством Закона "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан Российской Федерации". Этот закон устанавливает порядок индексации доходов и сбережений россиян в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. Однако правительство не спешило его выполнять. Как выяснилось на вчерашнем заседании, причина того, что правительство проигнорировало закон, — острый кризис экономики. Из-за головокружительных темпов инфляции правительство задолжало к началу 1992 года Сбербанку 285 млрд руб. На сегодняшний день этот долг удалось уменьшить на 142 млрд, и правительство рассчитывает погасить его к концу года. В случае же введения в действие Закона об индексации потребуется еще триллион рублей — эта сумма необходима для трехкратного увеличения вкладов граждан в Сбербанке. Причем выступавшие в суде эксперты настаивали, что это следует произвести немедленно. Эксперты также считают, что следующим шагом правительства должен стать выпуск государственных ценных бумаг, которые могли бы компенсировать обесценивание вкладов. По мнению же Владимира Мукусева, Конституционный суд должен обратиться в парламент и правительство с требованием о безотлагательном введении закона в действие, чтобы остановить "инфляционное обнищание граждан". Однако трудно поверить, что предлагаемое лавинообразное увеличение денежной массы остановит инфляцию. В связи с этим наблюдатели отмечают, что рассматриваемое дело об индексации вкладов во многом перекликается с недавним процессом о референдуме. Однако перед 25 апреля суд не стал вдаваться в подробности возможных правовых последствий, которые могут возникнуть после ответа на вопрос об отношении к социально-экономической политике президента и правительства. Но дело об индексации вкладов показывает, что не существует чисто конституционных проблем — они тесно переплетены с ходом экономических реформ. И теперь Конституционному суду придется не только расставить по местам правовые нормы, но высказать свое отношение к курсу реформ. Решение по делу об индексации вкладов будет оглашено 31 мая. О его содержании Ъ сообщит 1 июня. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №101 от 01.06.1993
Заседание Конституционного суда Конституционный суд России удовлетворил вчера ходатайство народного депутата Владимира Мукусева, признав конституционными все нормативные акты, касающиеся индексации вкладов граждан. По мнению наблюдателей, решение суда может привести к очередному витку инфляции. Кроме того, суд указал парламенту и правительству на нарушение ими предусмотренных Конституцией обязанностей, а также на необходимость принятия мер по реализации Закона "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Как уже сообщал Ъ 28 мая, для предполагаемого экспертами трехкратного увеличения вкладов граждан в Сбербанке правительству потребуется изыскать около триллиона рублей, что практически нереально, учитывая нынешнее состояние российской экономики. Несмотря на это Конституционный суд счел целесообразным в своем вчерашнем решении указать парламенту и правительству на необходимость "разработки и принятия мер, направленных на реализацию Закона 'Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР' с учетом всех возможных путей и механизмов по поддержанию покупательной способности сбережений граждан". Решение Конституционного суда, по мнению экспертов, провоцирует очередной виток инфляции. В распространенном после вынесения судейского вердикта комментарии пресс-служба Конституционного суда также сообщает, что наиболее важное юридическое значение имеет та часть решения, в которой признается, что, откладывая введение в действие Закона об индексации, правительство нарушает основные права граждан, закрепленные в статьях Конституции. При этом отмечается, что ст. 13 Конституции, в которой говорится об охране государством собственности граждан, была истолкована Конституционным судом в том смысле, что государство "несет юридическую обязанность использовать все свои возможности для подтверждения покупательной способности сбережений граждан". Однако, по мнению выступавших на процессе представителей правительства, в настоящее время практически невозможно начать индексацию вкладов населения, так как на сегодняшний день внутренний долг правительства Сбербанку составляет 143 млрд рублей. Только в конце года, когда этот долг будет возмещен, правительство сможет выполнить решение суда и приступить к введению закона "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Вчера же Конституционный суд приступил к слушаниям по делу об упразднении института президентства в Мордовии. О ходе слушаний Ъ сообщит 2 июня. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №102 от 02.06.1993
Вокруг новой Конституции (Совещ. в ВС) Апеллировать к мнению народа входит в привычку у российских политиков. Вот и вчера, открывая всероссийское совещание народных депутатов всех уровней, Руслан Хасбулатов заявил, что выступает за вынесение на всенародное голосование трех проектов Конституции. Идея председателя ВС о том, что народу надо предложить, кроме президентского и румянцевского вариантов, еще и вариант оппозиции, наряду со страстными обличениями исполнительной власти и призывом немедленно распустить нынешний кабинет министров, прозвучавшими из уст вице-президента Александра Руцкого, были встречены аплодисментами. В итоге участники совещания высказались против поспешности в принятии новой Конституции и за то, чтобы любое совещание, созванное в связи с разработкой Основного закона, считать консультационным. В своем вступительном докладе председатель ВС указал, что президенту вместо того, чтобы "лепить" указы, нужно было планомерно заниматься созданием Основного закона. А нынешний ажиотаж вокруг его принятия вызван тем, что потерпела крах шоковая терапия в экономике и общество хотят отвлечь от этого факта, поскольку исполнительная власть боится отвечать за все содеянное. Сам Хасбулатов выступает против поспешной подготовки и принятия новой Конституции. И если уж делать это, то, по мнению спикера, с участием избирателей. На всенародный референдум необходимо вынести три проекта Основного закона страны: вариант президента, описывающий, по мнению Хасбулатова, президентскую республику с "царистским уклоном"; парламентский; а также проект Конституции "социалистического государства", подготовленный народным депутатом Юрием Слободкиным. Однако при этом спикер поддерживает идею Конституционного совещания, но только как консультативного органа, помогающего Конституционной комиссии, съезду, самому Борису Ельцину. В этом смысле Хасбулатов поставил на одну доску мероприятие, проводимое президентом, и намеченное на 3 июня всероссийское совещание, организуемое оппозиционным Общественным комитетом по защите конституционного строя. В заключении Руслан Хасбулатов заметил, очевидно, отвечая на слухи о расколе в парламенте, что хотя в ВС есть "свои Шариковы и Швондеры", но в общем представительная власть как никогда испытывает поддержку народа. А что касается итогов референдума, на которые ссылаются сторонники президента, их вполне можно опротестовать в Конституционном суде из-за нарушений, допущенных при проведении голосования. Заместитель председателя ВС Николай Рябов, которого считают главным "раскольником", в беседе с журналистами не поддержал идеи референдума по проектам конституции, так как это, по его словам, расколет общество уже на три части. Новую Конституцию, по мнению Рябова, нужно принимать на основе нового закона, в котором и будет закреплен механизм этой процедуры. Свое присутствие среди депутатов Александр Руцкой объяснил тем, что "все мы — выходцы из Советов" и полностью согласился с мыслями, высказанными в докладе Хасбулатова. Нормой жизни сейчас, по словам Руцкого, стали ложь и обман, и часть общества богатеет, обирая сограждан. Советский Союз был развален специально, но "70 лет в нем создавались социальные условия не для того, чтобы их разрушали". Вице-президент обрушил резкую критику на верхние эшелоны исполнительной власти и призвал поручить парламенту немедленно распустить кабинет министров, создав "нормальное правительство, способное вывести страну из кризиса, и спросить с нынешних министров по закону". В итоговом документе участники совещания выступили только за конституционный путь принятия Основного закона. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №102 от 02.06.1993
Сергей Шахрай поддержал президентство в Мордовии Конституционный суд России продолжил вчера рассмотрение ходатайства президента Мордовской ССР Василия Гуслянникова и группы российских народных депутатов о проверке конституционности республиканского закона "Об упразднении поста президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию Мордовской ССР". Выступивший на заседании вице-премьер правительства России Сергей Шахрай, в частности, заявил, что действия парламента Мордовии, исключившего из республиканской Конституции положения о президенте, противоречат основным принципам российского Основного закона. Сложность рассматриваемого в Конституционном суде дела об упразднении института президентства в Мордовии состоит, по мнению экспертов, в том, что судьям необходимо установить своеобразную границу, разделяющую сферы влияния российской и мордовской конституций. В принципе такая граница определена Федеративным договором, под которым подписались и полномочные представители Мордовской ССР. В нем, в частности, сказано, что федеральные органы государственной власти издают основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик осуществляют собственное правовое регулирование. По мнению выступивших на вчерашнем заседании суда вице-премьера Сергея Шахрая и заместителя начальника государственно-правового управления президента Анатолия Сливы, решение парламента Мордовии о ликвидации института президентства в республике противоречит именно основам российской Конституции, в частности, принципам народовластия и разделения властей. Представители парламента Мордовии, пытаясь доказать суду, что отрешение президента от должности — исключительная прерогатива республики, утверждали, что принцип разделения властей вообще не предусмотрен в действующей Конституции Мордовской ССР. По мнению Анатолия Сливы, в рамках действующего Основного закона республиканский парламент мог отрешить президента Мордовии Василия Гуслянникова от должности только в случае нарушения им закона, но никак не путем упразднения его поста. В связи с этим многие участники процесса считают, что даже если Конституционный суд признает право парламента Мордовии самостоятельно устанавливать форму государственного устройства республики, то закону не может быть придана обратная сила. Это означает, что даже в случае ликвидации института президентства в республике Василий Гуслянников должен будет доработать срок, на который был выбран. 4 июня Ъ сообщит о дальнейшем ходе процесса. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|