![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №94 от 21.05.1993
Вокруг новой Конституции Очередная попытка парламентариев выработать официальное отношение к намеченному на 5 июля Конституционному совещанию не увенчалась успехом. Предложение зампреда ВС Николая Рябова признать президентское совещание и принять участие в его работе, превратив тем самым этот форум в парламентско-президентский, поддержанное рядом членов президиума ВС и депутатами, вновь натолкнулось на резкое противодействие со стороны спикера и части парламента. В итоге окончательного решения по этому вопросу парламент не принял. Однако спикер предложил вернуться к постановлению сегодня и представил свой проект постановления, который предусматривает создание консультативно-совещательной структуры по доработке проекта конституции. Как уже писал Ъ, смысл рябовской поправки (одобренной большинством группы по доработке проекта) к постановлению "О порядке учета предложений субъектов федерации по проекту новой Конституции России" состоит в том, чтобы парламент направил своих представителей в Конституционное совещания 5 июня (переименованного рабочей группой в Совещание по вопросам подготовки согласованного проекта Конституции) и получил возможность направлять его работу. Желание части депутатов, трезво оценивающих последствия автономного существования двух конституционных процессов, перехватить инициативу у президента было расценено другими депутатами как предательство. Видимо, последние считают, что лучше быть разогнанными силой, чем принимать не ту Конституцию. Руслан Хасбулатов, отметив после выступления Николая Рябова, что в зале заседаний появился "какой-то плохой" запах (и уточнив — не жареного), не стал дожидаться обсуждения поправки зампреда и заявил, что принимать ее невозможно, "если мы еще не потеряли разум". Даже не поставив на голосование проект рабочей группы, спикер внес собственный проект и закрыл заседание. При этом новизна последнего предложения спикера, до того яростно отвергавшего саму мысль о каком-либо промежуточном органе, выглядит сомнительной. Новый проект постановления, "учитывающий инициативу президента" (так выразился Хасбулатов), скорее всего, был заготовлен спикером заранее. По мнению наблюдателей, при существующем в парламенте раскладе сил, вполне возможно, что предложенный Хасбулатовым "экспромт" будет принят на сегодняшнем заседании практически без обсуждения. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №94 от 21.05.1993
Вокруг новой Конституции Российская провинция, словно Золушка на балу, оказалась сейчас в центре внимания, от которого давно отвыкла. Центральные власти наперебой предлагают ей на примерку разработанные ими варианты Конституции. Вчера, например, было отменено заседание президиума Совета Министров — большинство его членов разъехались по стране, добиваясь от регионов благосклонности к президентскому проекту Конституции. А президент пригласил вчера в Кремль недавно избранных глав администраций и обсуждал с ними в том числе и проблемы, связанные с принятием нового Основного закона. А накануне об этом же говорил на селекторном совещании с главами Советов всех уровней Руслан Хасбулатов. Позицию регионов анализирует парламентский корреспондент Ъ ВАЛЕРИЙ Ъ-ПОГОРЕЛЫЙ. Как особо подчеркнул руководитель парламентской пресс-службы Юрий Мареченков, рассказывая журналистам о селекторном совещании, связь из Белого дома была установлена с более чем двумя тысячами радиостудий, в которых находились председатели Советов всех уровней — от республиканских до районных. И большинство из них однозначно высказались в поддержку румянцевского проекта Конституции. В то же время после посещения Сергеем Шахраем и Сергеем Станкевичем Дальнего Востока, проведения в Мордовии "упраздненным президентом" Василием Гуслянниковым республиканского совещания, выступления перед чувашскими властями Олега Лобова стали поступать сведения о том, что в регионах склоняются к поддержке именно президентского варианта. Более того, Юрию Ярову даже удалось смягчить позицию Мордовии, председатель ВС которой Муртаза Рахимов был инициатором совместного заявления 11 глав республиканских парламентов, несколько дней назад отвергших президентский вариант Основного закона. Таким образом, сколько-нибудь достоверно сказать, какие регионы какой проект поддерживают просто невозможно. Конституционные интриги на региональном уровне привели, по крайней мере, к одному реальному результату. Татарстан, который еще недавно отказывался обсуждать федеральную Конституцию, все же примет участие в этом процессе. Как сказал президент республики Минтимер Шаймиев, "лежа на печи большую политику не делают". Правда, имел он ввиду, судя по всему, совсем не то, на что рассчитывают в Москве. Татарстан надеется, что ему удастся закрепить в новой Конституции особые отношения с Россией. Что касается отношения к новой Конституции в Чечне, то генерал Дудаев, очевидно, не будет принимать участия в ее обсуждении. Однако если в ближайшее время победит оппозиция, среди лидеров которой бывший депутат СССР и союзный министр нефтяной промышленности Суламбек Хаджиев, то, как явствует из распространяемых оппозиционерами заявлений, республика возьмет курс на "тесную интеграцию с Россией, упорядочение отношений с Россией в рамках суверенитета", что позволяет предполагать и участие Чечни в принятии российского Основного закона. Главный вывод, который можно сделать сегодня, — региональные власти уже оказывают влияние на центр. Именно они в большинстве своем высказываются за объединение двух проектов Конституции и готовы на созываемом Борисом Ельциным Конституционном совещании обсудить единый вариант. К этому же склоняются сейчас и парламентарии, и президентская команда. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №95 от 22.05.1993
Президент Ельцин издал указ "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации". В документе определено, что Конституционное совещание собирается в Москве 5 июня. В нем будут участвовать представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совещание также включает представителей местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей. Текст проекта Основного закона, подготовленный Конституционным совещанием, представляется президенту. Материал об этом см. на стр. 9. ВС не принял постановление "О порядке учета предложений субъектов Федерации по проекту новой Конституции". Этот документ не обсуждался в парламенте из-за отсутствия кворума. Отчет о заседании — на стр. 9. Повторно рассмотрев возвращенный президентом закон "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву", парламент принял его в прежней редакции. Согласно закону, льготное пенсионное обеспечение предусматривается лишь для родителей тех военнослужащих, которые погибли или умерли после 1 мая 1993 года. ВС принял вчера постановление "О досрочном прекращении полномочий народного депутата Российской Федерации Травкина Николая Ильича". Постановление принято на основании заявления Николая Травкина, который обратился к председателю ВС с просьбой рассмотреть этот вопрос, поскольку избиратели Москвы, где баллотировался Травкин, высказали недоверие депутатам на референдуме 25 апреля. В связи с отсутствием кворума парламент решил перенести рассмотрение постановления "О работе правительства по взаиморасчетам в народном хозяйстве". Подробности — на этой же странице. ВС принял решение не проводить на следующей неделе совместных и раздельных заседаний палат. Депутатам предложено работать в комитетах и комиссиях. Генеральные прокуроры России и Украины Валентин Степанков и Виктор Шишкин подписали в Москве соглашение "О правовой помощи и сотрудничестве". Соглашением, в частности, предусматривается, что стороны будут оказывать друг другу содействие при расследовании преступлений, выполнении отдельных процессуальных действий, рассмотрении жалоб граждан по уголовным делам. Этот документ предусматривает сотрудничество России и Украины в вопросах борьбы с преступностью, розыска лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда, этапирования арестованных и осужденных. Особое внимание уделено практическим вопросам осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды. Премьер-министр Виктор Черномырдин подписал распоряжение, предусматривающее материальное стимулирование производителей высококачественных семян сахарной свеклы. Предполагается, что в обмен на поставку в государственные фонды элитных семян, колхозы и совхозы получат сахар, патоку и жом по ценам на уровне себестоимости, сложившейся на сахарных заводах. Комментарий — на стр. 9. Верховный Совет России повторно после возврата президентом рассмотрел законы "О таможенном тарифе" и "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации 'Об основах налоговой системы в Российской Федерации'". Законы представляет единый блок, регламентирующий таможенное обложение участников внешнеэкономической деятельности. Законы приняты с частичным учетом поправок президента. Подробный комментарий — на стр. 9. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №95 от 22.05.1993
Вокруг новой Конституции Парламент не смог обсудить новый указ президента Борис Ельцин подписал вчера указ о созыве 5 июня Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции. Однако этот документ так и не дает ответа на вопрос, что произойдет с проектом Конституции после того, как совещание его доработает. По мнению наблюдателей, президентская уловка достаточно надежно страхует указ от того, что парламентарии обжалуют его в Конституционном суде. Вопреки установившейся в последнее время практике указ обнародован в день подписания, причем практически ни одна из его статей принципиально не отличается от предварительно изложенных Сергеем Филатовым. В указе обращает на себя внимание положение, в котором четко определено количество представителей президента на совещании — 50 человек, а число народных депутатов (причем только членов Конституционной комиссии и представителей фракций) остается неназванным. Причем не ясно, какой смысл имеет относящееся к числу представителей парламента на совещании замечание в скобках — "по согласованию". Скорее всего, именно этот пункт, как и пункт о представлении доработанного проекта президенту, а не съезду, будет воспринят депутатами как ущемляющий их права и достоинство. Однако вчера никакой реакции на президентский указ со стороны парламента не последовало. Причина этого, на первый взгляд, банальна — отсутствие кворума. Пять поименных регистраций депутатов провел председательствующий на вчерашнем совместном заседании палат первый заместитель председателя ВС Юрий Воронин, и когда в последний раз не хватило трех парламентариев из Совета Национальностей, он вынужден был отложить обсуждение на неопределенное время, объявив, что вся следующая неделя в ВС отведена для работы в комитетах и комиссиях. Кроме обсуждения указа, наблюдатели ожидали вчера бурных дебатов по проекту постановления о порядке учета предложений субъектов федерации к проекту новой Конституции — ведь именно этот документ стал причиной раскола в руководстве ВС. Заместитель председателя Николай Рябов предложил накануне депутатам пойти на компромисс с Борисом Ельциным и принять участие в работе Конституционного совещания. Эта идея получила поддержку председателей обеих палат, но встретила резкие возражения спикера. В связи с этим вчерашнее обсуждение принципиального документа — постановления о порядке учета предложений к проекту Конституции — было сорвано, по мнению наблюдателей, сознательно. Однако смысл этой акции может быть разным. С одной стороны, она похожа на молчаливое сопротивление Руслану Хасбулатову части парламентариев, поддерживающих рябовское стремление к компромиссу. И депутаты, не желая обсуждать хасбулатовский вариант постановления, попросту сорвали кворум. С другой стороны, вполне возможно, что инициатором срыва кворума выступил сам спикер, поскольку он, отрицающий идею созыва Конституционного совещания, тем более на "чужой территории" — в Кремле, как таковую, при предыдущем обсуждении вопроса заявил, что лучше не принимать никакого постановления, чем признавать неконституционный орган. Весьма возможно, что спикер будет сейчас проводить политику полного игнорирования совещания органами представительной власти. Скорее всего, окончательная установка по этому вопросу будет дана на заседании президиума ВС 24 мая. Вместе с тем, несомненно, ряд российских депутатов примет участие в совещании по собственной инициативе |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №95 от 22.05.1993
Основные положения указа "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации" --Установить, что Конституционное совещание включает представителей: федеральных органов власти; органов государственной власти регионов России; местного самоуправления; политических, профсоюзных и иных общественных организаций, массовых движений и конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей. --Состав представителей федеральных органов власти формируется из народных депутатов — членов Конституционной комиссии и представителя от каждой фракции (по согласованию), а также 50 представителей президента и правительства. --Состав представителей региональных органов власти формируется путем делегирования двух полномочных представителей от каждого региона. --В работе Конституционного совещания могут принимать участие представители Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также представители Генеральной прокуратуры. --Текст проекта Конституции России, подготовленный Конституционным совещанием, представляется президенту России. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №96 от 25.05.1993
Вокруг новой конституции Поступившие за три последние дня после обнародования указа президента о созыве Конституционного совещания отклики показывают, что большинство руководителей региональных властей намерены принять участие в совещании 5 июня. Причем если для одних совещание — способ поддержать президента, то для других — попытка добиться выгодных для себя изменений в проекте президента. При этом наблюдатели Ъ полагают, что исход совещания во многом будет зависеть не от того, какая политическая структура — президент или парламент — будет доминировать в окончательном варианте проекта, а от готовности Бориса Ельцина согласиться с установлением равного статуса для всех субъектов федерации. Судя по состоявшимся за последнюю неделю многочисленным региональным совещаниям, посвященным обсуждению президентского проекта, большинство местных руководителей поедут 5 июня в Москву исключительно за своими правами. Практически на каждом совещании звучало требование уравнять в правах республики в составе России и другие субъекты федерации. Естественно, что республикам, традиционно имевшим более высокий статус, такой оборот событий явно не по душе. И Борису Ельцину придется выбирать между опасностью оскорбить амбиции немногочисленных, но мощных автономий (что в конце концов может привести к новому взрыву суверенизации) и вполне возможной потерей голосов областных и краевых властей в случае прохладного отношения президента к принципу всеобщего равенства субъектов. Впрочем, исходя из последних выступлений членов президентской команды (в частности, Сергея Шахрая), можно предположить, что Борис Ельцин поддержит дополнение проекта статьей о равенстве прав всех субъектов федерации и таким образом получит достаточно сильную, по крайней мере в количественном отношении, поддержку при обсуждении других статей проекта. Ряд представителей регионов намерены 5 июня бороться за сведение двух проектов — парламентского и президентского — в единый. Этим же наверняка займутся и представители ВС, если таковые все же будут официально назначены — ближайшее совместное заседание ВС, обладающее полномочиями для этого, по плану должно пройти не раньше 3-4 июня. Наблюдатели не исключают возможности отдельных президентских уступок, направленных, как выразился один из разработчиков президентского проекта Сергей Алексеев, на то, чтобы "взять из проекта ВС все доброе". Но не более того — иначе Ельцину пришлось бы в скором времени согласиться с утверждением ответственного секретаря Конституционной комиссии Олега Румянцева о бесполезности и бесплодности совещания 5 июня. Вопрос о дальнейшей процедуре принятия Конституции, скорее всего, будет открыт до конца кремлевского совещания. Судя по словам того же Алексеева, президент продолжает считать, что съезд недостоин принимать Конституцию. Если вспомнить оговорки президента: "конституционное совещание... собрание...", то можно с достаточной долей вероятности заключить, что Борис Ельцин пока не готов отказаться от "неконституционного" способа принятия Конституции и июньское совещание может плавно перетечь в июньское же собрание. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №97 от 26.05.1993
Вокруг новой Конституции Последние события показывают, что парламент начинает проигрывать президенту в конституционной гонке. Вчерашняя попытка открыть в Белом доме совещание представителей субъектов федерации по учету предложений к проекту Конституции если и не закончилась провалом, то, во всяком случае, не оправдала ожиданий, возлагаемых на нее приверженцами парламентского проекта, — на совещание приехало чуть больше десятка представителей регионов. С другой стороны, как сообщил на вчерашнем брифинге в Кремле руководитель администрации президента Сергей Филатов, к 25 мая 60 из 88 российских регионов подтвердили свое участие в созываемом Борисом Ельциным Конституционном совещании. При этом Филатов вновь заявил, что съезд, после 25 апреля, не полномочен принимать Конституцию. По словам Сергея Филатова, общая численность участников Конституционного совещания 5 июня составит около 600 человек: 50 человек — от президента и правительства, 14 — от парламентских фракций, 95 членов Конституционной комиссии (если, естественно, все фракции и все члены комиссии примут участие в совещании), 176 представителей субъектов федерации и 250 человек — от политических и общественных организаций, профсоюзов, конфессий, местного самоуправления, предпринимателей. Несмотря на то что последний срок принятия заявок партий и общественных организаций истек 25 мая, пока в администрации президента нет точных данных о количестве их представителей на совещании. Однако уже известно, из 32 официально зарегистрированных в России партий 27 решили участвовать в совещании. Российский общенародный союз выдвинул своим представителем Анатолия Лукьянова. Фронт национального спасения и Объединенный фронт трудящихся отказались от участия в совещании 5 июня. Говоря о процедуре принятия новой Конституции, Сергей Филатов отметил, что она будет зависеть от конкретной политической ситуации на момент завершения доработки Конституции (предположительно, окончательный вариант будет выработан к концу июня). Главными вопросами, о которых, по мнению Филатова, пойдет речь на совещании, станут положения проекта об устройстве федеративного государства, правах и полномочиях президента, организации высшей судебной власти. При этом Филатов не исключил возможности довольно серьезных изменений проекта, отметив, впрочем, что в любом случае, последнее слово остается за президентом, которому должен быть представлен доработанный текст. Дальнейшая судьба проекта по-прежнему неясна. Наблюдатели склоняются к тому, что участие съезда в конституционном процессе становится все более проблематичным. По словам Филатова, более трехсот народных депутатов уже сообщили об отказе от участия в дальнейших съездах, не отказываясь при этом от мандатов. Этого почти достаточно для срыва кворума. Однако президентская команда явно намерена как-то использовать парламентариев, обладающих "юридическим правом". Вероятно, президент либо предложит ВС одобрить особый порядок принятия Конституции, либо ее принятие будет "освящено" членами Конституционной комиссии. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|