![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №104 от 04.06.1993
!Вокруг новой Конституции Борьба вокруг проекта новой Конституции России вступает в решающую стадию. Не дожидаясь открытия Конституционного совещания, созываемого президентом, оппозиция провела свое Всероссийское конституционное совещание, на котором заявила о несвоевременности принятия в нынешних условиях нового основного закона России и назвала действия Бориса Ельцина "антиконституционными". Инициаторами альтернативного конституционного совещания выступил Общественный комитет защиты конституции и конституционного строя России, созданный организациями коммуно-патриотическими направленности: Фронтом национального спасения, блоком парламентских фракций "Российское единство", Союзом офицеров и рядом других оппозиционных движений. В совещании приняли участие представители 88 политических партий и движений, народные депутаты России. После его окончания экспертная группа комитета защиты конституции продолжит работу с предложениями различных политических организаций, которые поступали во время проведения совещания. Открывая совещание, народный депутат России Владимир Исаков заявил, что цель этого собрания - "дать оценку попыткам принятия Основного закона неконституционным методами и договориться о совместных политических действиях различных организации в случае, если президентом России будут продолжены преступные действия". Участники совещания считают несвоевременным принятие новой конституции в нынешних условиях. Лидер Русского национального собора Александр Стерлигов сказал корреспонденту Ъ: "Новая конституция нужна только Ельцину, но не народу. Ее нужно принимать в условиях национального согласия. Кроме того, в обществе не произошло существенных сдвигов, которые необходимо закрепить в новой конституции". Другой участник совещания, делегат из Саратова доктор юридических наук Олег Миронов в своем выступлении заявил: "Великий Монтескье пришел бы в ужас от современного трактования его идеи разделения властей. Представительные органы должны иметь гораздо большие функции, чем другие государственные структуры". Совещание приняло резолюцию, в которой выступило против форсирования конституционного процесса и оценило последние действия Бориса Ельцина как антиконституционные. С целью "недопущения государственного переворота" участники совещания создали постоянно действующую экспертную группу, которой вменено в задачу следить за текущим конституционным процессом. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №106 от 08.06.1993
Конституционное совещание Конституционное совещание, открывающее, по мнению Бориса Ельцина, очередную фазу в российском конституционном процессе, стимулировало не только подготовку нового Основного закона. Инцидент с несостоявшимся выступлением спикера резко усугубил недавний раскол среди членов президиума ВС. Открытый переход части его членов — если не полностью, то в основном — на сторону президента, позволяет гораздо выше, чем раньше, оценивать шансы возможной смены руководства в парламенте. Вероятность такого развития событий подтвердил вчера на пресс-конференции первый вице-премьер правительства Владимир Шумейко: он заявил, что на ближайшем съезде народных депутатов, возможно, будет решен вопрос о переизбрании Руслана Хасбулатова. Толчок, приданный Конституционным совещанием, а точнее, скандалом с "не укладывавшимся в регламент" выступлением спикера парламента, окончательно поляризует позиции членов руководства ВС, и, вероятнее всего, послужит началом серьезной антихасбулатовской кампании внутри парламента и в обществе в целом. По мнению многих наблюдателей, несмотря на явную и довольно грубоватую проработанность "инцидента" с обеих сторон (и со стороны спикера, сознательно пошедшего "на позор", и с президентской стороны), результаты происшедшего оказались в моральном плане гораздо менее выгодны именно для руководителя представительной власти. Проигрыш спикера, видимо, обусловлен недооценкой фактора публичного унижения — можно сколько угодно укорять президента за бестактность поведения его сторонников, однако в массовом сознании образ растерянного Руслана Хасбулатова отпечатается надолго. Инцидент поставил под сомнение всегдашнюю "непотопляемость" спикера. К тому же надежда занять кресло спикера может объединить диаметрально противоположные силы парламента. Немедленно начавшиеся сепаратные переговоры части членов президиума с руководителем администрации президента Сергеем Филатовым, их намерение встретиться с президентом, скромное возвращение на совещание председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, который, как оказалось, был возмущен в субботу только вторым инцидентом — с выдворенным в горизонтальном положении из зала заседания автором "коммунистического" проекта Конституции Юрием Слободкиным, странные вчерашние "забегания на минутку" на совещание ответственного секретаря Конституционной комиссии Олега Румянцева и т. п. — все это вполне наглядно демонстрирует, что Борис Ельцин, на этот раз отдавший предпочтение жесткости, одержал серьезную победу над своим главным оппонентом. Сдержанная радость, проявляющаяся в оценках ситуации первого дня совещания, которые дают представители президентской стороны, показывает, что их оценка совпадает с оценкой большинства наблюдателей. Ощутимое поражение спикера позволило вчера Владимиру Шумейко предположить, что летом пройдут сразу два съезда народных депутатов — первый по смещению Хасбулатова, а второй, уже без спикера, — по принятию Конституции в целом. Вместе с тем, несмотря на заявление Шумейко о том, что спикеру "совсем необязательно" возвращаться на совещание, по мнению отдельных наблюдателей, возможен и очередной вариант "полупокаянного согласия" — путем выступления Хасбулатова на следующем пленарном заседании. Вчера на закрытом совещании членов президиума в кабинете спикера вопрос возвращения обсуждался, однако, по сведениям Ъ, пока никакого решения принято не было (см. стр. 3). Тем не менее Олег Румянцев был отправлен в Кремль "договариваться с президентом". Естественно, что возвращение может состоятся только по "просьбам трудящихся", каковые, как известно, уже поступили — вчера группа представителей субъектов федерации выступила с призывом к покинувшим совещание вернуться и предложила предоставить спикеру слово. Как бы ни было трудно представить оскорбленного спикера в Кремле, полностью эту возможность исключать нельзя — тем более что примеров рукопожатий, казалось бы, вконец разругавшихся лидеров ветвей власти в истории последних съездов народных депутатов предостаточно. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
Журнал "Коммерсантъ Власть" №23 от 14.06.1993
Скандал с оставшимся за бортом Конституционного совещания диссидентом Хасбулатовым, похоже, исчерпался сразу в двояком смысле. В плане чисто тактическом последующие шаги председателя ВС (малореалистические "пять условий возвращения тов. Хасбулатова в Кремль", новый маньеристский образ "поджигателей конституционного поля", очередное селекторное совещание, угроза созвать параллельное Конституционное совещание, наконец, болезнь, которая немедленно после селекторной радиопереклички помешала спикеру все-таки изложить свои идеи также и участникам совещания) напоминают глухую оборону, единственной осмысленной цель которой является всемерное оттягивание капитуляции. Но кроме того что тактика, по которой ведется кампания, представляется слабой, создается впечатление, что налицо и ошибка чисто стратегического плана: покуда "хасбулатовская партия" довоевывает проигранную битву, удерживая немногочисленные очаги разрозненного сопротивления, вне ее внимания остается реально уже начавшаяся новая кампания — избирательная. На этой неделе в Кремле можно было бы вывесить лозунг "Президент и партии едины": сперва заседавшие в партийной курии участники Конституционного совещания, а затем и Ельцин все с большим воодушевлением говорили о досрочных выборах. Выдвинутая председателем союза "Обновление" проф. Владиславлевым идея не замахиваться сразу на великое, но сосредоточить усилия прежде всего на принятии нового избирательного закона воодушевила самых разнокалиберных партийцев — от демороссов до либерального демократа Жириновского. Объединенная идеей о предстоящем переделе пирога власти многопартийная курия — вопреки расхожему представлению о многопартийности как источнике безобразных склок — даже на общем, весьма пристойном фоне совещания представляла собой и вовсе цивилизованную идиллию. Идиллия понравилась и Ельцину. Отметив, что участники совещания столь достойны и пристойны, что могли бы реально претендовать на парламентский мандат, и ему, президенту, парламент видится составленным как раз из этих лиц, Ельцин усиленно ухватился за идею нового парламента и 12 июня, на праздничной пресс-конференции прямо говорил: "Новые выборы, эти темы злободневны, их ставит сама жизнь... Я надеюсь, что выборы должны быть в октябре, ну, может быть, месяцем раньше, месяцем позже". Энтузиазм президента может быть связан с тем, что как раз двумя днями раньше долгие разговоры о необходимости создавать президентский (или реформистский — как кому нравится) предвыборный блок наконец-то воплотились в дело: "Заявление о формировании предвыборного объединения избирателей — блока реформистских сил" совместно подписали "твердые ельцинцы" (пропагандист Михаил Полторанин, начальник канцелярии Сергей Филатов, вождь "Демроссии" Лев Пономарев), "гайдаровцы" (сам Гайдар, Анатолий Чубайс, Геннадий Бурбулис, Андрей Козырев), вице-премьеры нынешнего кабинета Борис Федоров и Владимир Шумейко, "радикалы" (адвокат Андрей Макаров, полковник Сергей Юшенков) и статусные либералы (режиссер Марк Захаров, академик Дмитрий Лихачев). Ельцин, довольный закулисными трудами Бурбулиса по сколачиванию блока заметил: "Ведется очень капитальная работа. Она просто не рекламируется" — и пообещал, что блок в итоге должен перерасти в президентскую партию. Горячо внявший призыву председателя КС Валерия Зорькина "сделаться российским де Голлем" Ельцин, и так уже немало потрудившийся на ниве российского голлизма (борьба с парламентской республикой, плебисциты, проталкивание новой конституции), следует голлистской тактике и далее. Новый блок сильно напоминает голлистский "Союз в защиту новой республики", а Ельцин в этой ситуации — самого творца Пятой Республики, который, всласть поругав и "режим партий", и "театр теней", под которым он разумел Национальное собрание, закончил тем, что, предав мягкому благоумолчанию свои прежние речи про надпартийного лидера-арбитра, создал мощную партию, предназначенную для выступлений в столь сильно перед тем обруганном "театре теней". Такой голлистский фокус — если, конечно, новые выборы удастся пробить — ставит новый блок в довольно выгодное положение. Отчасти повторяется ситуация с президентскими выборами 1991 года. Тогда противники Ельцина долго и убедительно доказывали, что и никакого президента России не нужно, и Закон о президенте плох до чрезвычайности. В результате, когда дело дошло до выборов, их позиции оказались крайне неудачными: после того, как ты только что доказал, что пост президента — несчастие для России, трудно эффективно домогаться как раз этого поста. Сейчас "хасбулатовская партия" положила массу трудов на дискредитацию впрок любого нового законодательного корпуса, объявив его по определению и марионеточным, и узурпаторским. Изготовление такого количества убедительных аргументов (как выясняется — против самих же себя) естественным образом несколько затрудняет будущее кампанию по самовыдвижению патриотов в депутаты марионеточного парламента. Не столь подверженные ослеплению борьбы умеренные оппозиционеры и центристы, исходя из правила "не держать все яйца в одной корзине и все деньги в акциях одной фирмы" давно уже предчувствовали, что дело все равно идет к досрочным выборам. Кого не убедили результаты апрельского плебисцита, тот поумнел, видя, что Конституционное совещание стало реальным и серьезным фактором политики. В итоге многопартийная курия демонстрирует трогательное объединение политических фаворитов (реформисты), центристов, у которых хватило ума вовремя подстелить соломку (Травкин, Владиславлев) и вечных борцов, представленных в образе В. В. Жириновского: "Все на выборы, все на выборы в самый главный, верховный совет!". |
#4
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №106 от 08.06.1993
Конституционное совещание Конституционное совещание, открывающее, по мнению Бориса Ельцина, очередную фазу в российском конституционном процессе, стимулировало не только подготовку нового Основного закона. Инцидент с несостоявшимся выступлением спикера резко усугубил недавний раскол среди членов президиума ВС. Открытый переход части его членов — если не полностью, то в основном — на сторону президента, позволяет гораздо выше, чем раньше, оценивать шансы возможной смены руководства в парламенте. Вероятность такого развития событий подтвердил вчера на пресс-конференции первый вице-премьер правительства Владимир Шумейко: он заявил, что на ближайшем съезде народных депутатов, возможно, будет решен вопрос о переизбрании Руслана Хасбулатова. Толчок, приданный Конституционным совещанием, а точнее, скандалом с "не укладывавшимся в регламент" выступлением спикера парламента, окончательно поляризует позиции членов руководства ВС, и, вероятнее всего, послужит началом серьезной антихасбулатовской кампании внутри парламента и в обществе в целом. По мнению многих наблюдателей, несмотря на явную и довольно грубоватую проработанность "инцидента" с обеих сторон (и со стороны спикера, сознательно пошедшего "на позор", и с президентской стороны), результаты происшедшего оказались в моральном плане гораздо менее выгодны именно для руководителя представительной власти. Проигрыш спикера, видимо, обусловлен недооценкой фактора публичного унижения — можно сколько угодно укорять президента за бестактность поведения его сторонников, однако в массовом сознании образ растерянного Руслана Хасбулатова отпечатается надолго. Инцидент поставил под сомнение всегдашнюю "непотопляемость" спикера. К тому же надежда занять кресло спикера может объединить диаметрально противоположные силы парламента. Немедленно начавшиеся сепаратные переговоры части членов президиума с руководителем администрации президента Сергеем Филатовым, их намерение встретиться с президентом, скромное возвращение на совещание председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, который, как оказалось, был возмущен в субботу только вторым инцидентом — с выдворенным в горизонтальном положении из зала заседания автором "коммунистического" проекта Конституции Юрием Слободкиным, странные вчерашние "забегания на минутку" на совещание ответственного секретаря Конституционной комиссии Олега Румянцева и т. п. — все это вполне наглядно демонстрирует, что Борис Ельцин, на этот раз отдавший предпочтение жесткости, одержал серьезную победу над своим главным оппонентом. Сдержанная радость, проявляющаяся в оценках ситуации первого дня совещания, которые дают представители президентской стороны, показывает, что их оценка совпадает с оценкой большинства наблюдателей. Ощутимое поражение спикера позволило вчера Владимиру Шумейко предположить, что летом пройдут сразу два съезда народных депутатов — первый по смещению Хасбулатова, а второй, уже без спикера, — по принятию Конституции в целом. Вместе с тем, несмотря на заявление Шумейко о том, что спикеру "совсем необязательно" возвращаться на совещание, по мнению отдельных наблюдателей, возможен и очередной вариант "полупокаянного согласия" — путем выступления Хасбулатова на следующем пленарном заседании. Вчера на закрытом совещании членов президиума в кабинете спикера вопрос возвращения обсуждался, однако, по сведениям Ъ, пока никакого решения принято не было (см. стр. 3). Тем не менее Олег Румянцев был отправлен в Кремль "договариваться с президентом". Естественно, что возвращение может состоятся только по "просьбам трудящихся", каковые, как известно, уже поступили — вчера группа представителей субъектов федерации выступила с призывом к покинувшим совещание вернуться и предложила предоставить спикеру слово. Как бы ни было трудно представить оскорбленного спикера в Кремле, полностью эту возможность исключать нельзя — тем более что примеров рукопожатий, казалось бы, вконец разругавшихся лидеров ветвей власти в истории последних съездов народных депутатов предостаточно. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №106 от 08.06.1993
Конституционное совещание Некоторые положения выступления Бориса Ельцина на открытии Конституционного совещания 5 июня --Стало очевидно, что советский тип власти не поддается реформированию. Советы и демократия несовместимы. --У нашего собрания совещательный статус. Но это не значит, что его согласованным мнением можно пренебречь. --У меня нет уверенности, что съезд обязательно поддержит решительные конституционные преобразования. Но многие республики, регионы, общественные силы, многие депутаты считают, что новая Конституция должна приниматься с участием съезда. Готов рассмотреть и такой вариант. --Правовая процедура принятия Конституции могла бы состоять из нескольких шагов. Первое: в ходе конституционной реформы согласовывается текст проекта. Второе: полномочные представители субъектов федерации парафируют проект. Третье: субъекты федерации предлагают съезду утвердить согласованный проект Конституции в целом. --Досрочные выборы народных депутатов предлагается провести не позднее октября 1993 года. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №107 от 09.06.1993
Вокруг новой Конституции Важные политические события происходили вчера на Конституционном совещании. Помимо "спокойной и конструктивной", по мнению первого вице-премьера Владимира Шумейко, работы самого совещания шел процесс закулисного согласования позиций. Вчера, после того, как три группы совещания из пяти включили в проект Конституции поправку о равенстве всех субъектов федерации, главы республик стали отстаивать свое право на исключительность. Причем делать это они предпочли не на заседании своей группы, где, естественно, были бы в явном меньшинстве, а в ходе приватной беседы с президентом. Таким образом, утверждение о "конструктивности" совещания несколько преждевременно, тем более что на нем все чаще стала звучать идея о замене Конституции временным Конституционным законом. Разговоры о необходимости принять на переходный период, до выборов нового двухпалатного парламента, Конституционный закон, разграничивающий полномочия властей и передающий функции съезда Верховному Совету, ведутся уже давно. Проект подобного закона или соглашения предлагался президентом на последнем съезде, однако депутаты его даже не обсудили, как неконституционный. Но эта идея не прекратила существования. По мнению наблюдателей Ъ, анимация ее группой партий Конституционного совещания именно сейчас вызвана некоторой парадоксальностью происходящего на этом форуме процесса. С одной стороны, действительно, пока в группах представителей не произошло каких-либо глубоких расколов по поводу изменений, вносимых в президентский проект. Мнение меньшинства достаточно мирно отвергается простым голосованием — полностью в соответствии с высказанным незадолго до совещания мнением Сергея Шахрая о том, что "ведь не нужно полное согласие". С другой, сведение пяти различных подходов к проекту, согласованных в группах, в один, скорее всего, будет затруднено. Если к тому же учесть, что надежда на одобрение Конституции съездом еще меньше (сейчас она подпитывается только расколом в руководстве парламента), то возрождение идеи Конституционного закона похоже на преднамеренную "утечку" из президентского окружения. Тем более что президент упоминал в своем выступлении в день открытия совещания о возможности "других путей" для принятия Конституции. В связи с этим декларируемое на вчерашнем брифинге слегка неодобрительное отношение к идее закона ближайших президентских соратников — Владимира Шумейко и Сергея Шахрая — скорее тактический ход, чем искренняя убежденность. Тем не менее возможный механизм принятия Конституционного закона пока не ясен. Скорее всего, поначалу президентская сторона попытается до конца отработать вариант с размежеванием внутри парламентской верхушки и через обструкцию спикера рискнет провести через съезд Конституцию — при помощи субъектов федерации. Главные баталии по этому поводу в парламенте намечены на сегодня — спикер должен выступить на сессии со своей оценкой конституционного процесса. А вчера 9 членов президиума — Николай Рябов, Сергей Степашин, Евгений Амбарцумов, Михаил Митюков, Александр Починок и др. — подписали заявление, в котором осудили авторитарный стиль спикера, дискредитирующий весь парламент, и предложили депутатам немедленно выработать конструктивную позицию ВС по отношению к конституционному процессу. А от исхода заседания парламента зависят и дальнейшие действия президента. |
#7
|
|||
|
|||
![]()
"Крупные политические партии и движения, понимающие все трудности с принятием новой Конституции, инициировали подготовку Конституционного закона о структурах власти. Временный Конституционный закон может быть принят, если мы не договоримся о принятии новой Конституции. Остальные вопросы можно поручить решить новому парламенту".
"На специальном пленарном заседании можно было бы обсудить процедуру принятия Конституции". |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|