![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
--"После референдума началось реальное движение навстречу друг другу различных политических сил — за исключением непримиримой оппозиции".
--"Конституционное совещание продемонстрировало, как выросла в России политическая культура. Если бы наш Верховный Совет работал так же профессионально и корректно, без политических драк, мы имели бы неизмеримо более совершенные законы, и наши реформы могли бы идти гораздо эффективнее". --"Многие из участников совещания могли бы реально претендовать на парламентский мандат". --"Из существующих вариантов принятия Конституции я за 'пятый вариант'. Каким он будет, выявится в процессе работы. Сейчас говорить об этом рано — это было бы давлением". |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №111 от 16.06.1993
Вокруг новой Конституции Сведением воедино всех поправок к проекту новой Конституции в ближайшие десять дней займется согласительная комиссия. Само Конституционное совещание вновь соберется на пленарное заседание не раньше 26 июня. Об этом стало известно на состоявшихся вчера встречах Бориса Ельцина с главами администраций и республик в составе России. Выздоровевший Руслан Хасбулатов высказал на встрече с руководителями региональных советов опасение, что совещание "превращается в ширму для сокрытия социально-экономических проблем". По неофициальной информации, на парламентской встрече далеко не все ее участники поддержали отношение спикера к кремлевскому совещанию. Таким образом, несмотря довольно серьезные разногласия между различными группами Конституционного совещания, значимость его признается все большим кругом заинтересованных лиц. Информация о двух проведенных президентом за закрытыми дверями встречах крайне скудна и неразнообразна. Однако и из скупых пересказов их участников можно сделать вывод, что в основном приватные беседы были посвящены тому же, чему и само Конституционно совещание. Главы администраций в присутствии президента проголосовали (при одном против — Анатолии Собчаке) за формирование будущего Федерального собрания путем делегирования, а не избрания представителей субъектов федерации. А главы республик поддержали предложенный Борисом Ельциным проект заявления Конституционного совещания о новой Конституции, которое предполагается принять сегодня на заключительном перед перерывом пленарном заседании. По сведениям Ъ, текст заявления не слишком отличается от предложенного на прошлом пленарном заседании координатором группы товаропроизводителей и предпринимателей Владимиром Шумейко проектом Декларации совещания. В заявлении предполагается изложить основные принципы новой Конституции России, в частности неприкосновенность собственности, гарантию прав и свобод личности, принципы разделения властей, народовластия, федерализма. Работа над проектом Конституции, несмотря на практически объявленный перерыв в работе совещания, не прервется. Предполагается, что за эти десять дней созданная президентом рабочая группа сведет к минимуму все противоречия в принятых пятью группами совещания поправках к основному тексту. Нерешенные вопросы будет вновь вынесены на следующее пленарное заседание. Как и полагал Ъ, члены президентской команды уже не рассчитывают на принятие Конституции в ближайшие месяцы. Вчера на пресс-конференции первый вице-премьер Владимир Шумейко назвал предполагаемыми сроками утверждения нового Основного закона осень, а то и конец года. Примерно те же сроки предлагались и парламентом — ВС намеревался принять Конституцию (в первом, правда, чтении) на ноябрьском съезде. В распространенном вчера письме ответственного секретаря Конституционной комиссии Олега Румянцева к Борису Ельцину и Руслану Хасбулатову сроки даже еще сжаты: совместная президентско-парламентская рабочая группа должна, по мнению Румянцева, подготовить единый проект Конституции к 15 июля, после чего с участием представителей органов федеральной власти и органов власти регионов России доработать проект до 10 октября с учетом поступивших в ходе всенародного обсуждения предложений и замечаний. Владимир Шумейко, формально поддерживая стремление к Румянцева к согласию, тем не менее опасается "затягивания процесса". Скорее всего, опасения вице-премьера означают, что президентская команда не намерена делить с оппозиционным парламентом лавры "доработчиков" Конституции, оставляя пока на долю парламентариев весьма в данной ситуации сомнительную честь утвердить готовую Конституцию "в целом". |
#3
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №112 от 17.06.1993
Вокруг новой Конституции Члены Конституционного совещания на последнем пленарном перед десятидневным перерывом в работе групп представителей заседании приняли заявление, в котором изложили свои взгляды на основные положения новой Конституции. Несмотря на то что заявление было принято подавляющим большинством голосов, его не поддержала часть руководителей республик в составе России. Наблюдатели полагают, что это может стать решающим препятствием при согласовании окончательного текста проекта Конституции, намеченном на 26-27 июня. Неудовольствие лидеров республик вызвало то, что в самый последний момент из проекта заявления было исключено положение, устраивающее, казалось бы, все стороны — и республики, и субъекты федерации "помельче". Речь в нем шла о том, что республики являются суверенными государствами в составе России, а другие регионы — государственно-территориальными образованиями. Из-за этой поправки большинство руководителей республик либо воздержались при голосовании, как Минтимер Шаймиев, заметивший корреспондентам, что "пока рано такие заявления принимать", либо проголосовали против окончательного текста, как лидеры Якутии, Дагестана и других республик. И хотя заявление было принято — из 594 зарегистрировавшихся членов совещания его поддержали 467 — при таком отношении республиканских лидеров это согласие может оказаться мнимым. Из заявления также был снят пункт о порядке избрания палат нового парламента. Первоначально подразумевалось закрепить положение, при котором верхняя палата формируется из высших должностных лиц представительной и исполнительной власти республик, а нижняя избирается всеобщим голосованием. Но именно за такой порядок высказались на встрече с президентом 15 июня главы местных администраций. Следовательно, теперь они тоже имеют основания для недовольства. Так что высказанная вчера президентом в интервью убежденность в возможности "при таком уровне согласия" одобрить окончательный вариант проекта за один-два дня представляется несколько преждевременной. С другой стороны, один из главных инициаторов конституционного процесса вице-премьер Сергей Шахрай как-то заявил, что "полное согласие нам и не нужно". |
#4
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №114 от 19.06.1993
Судьи отвергают упреки в политизированности Вечером 17 июня состоялась встреча членов Конституционного суда с журналистами, организаторы которой сообщили о внутренних проблемах деятельности суда и осудили действия коллег, комментирующих решения Конституционного суда еще до их принятия в средствах массовой информации. Поводом для встречи послужили усилившиеся упреки в политизированности Конституционного суда, а также неэтичное поведение некоторых его членов, преждевременно комментирующих в прессе решения суда и высказывающих свое особое мнение.Как полагают эксперты Ъ, речь идет о заместителе председателя Конституционного суда Николае Витруке, судьях Эрнесте Аметистове и Анатолии Кононове (они не приняли участия во встрече). Как считает Олег Тиунов, причина — в низкой политической культуре всего общества: "отсюда — склонность давать оценки действиям своих коллег и стремление бежать к средствам массовой информации при возникновении разногласий. У нас особый статус, и мы должны быть молчаливыми судьями." По мнению организаторов встречи, необязательно сообщать о позиции каждого из судей, о количестве голосов в пользу того или иного решения: "Можно ли себе представить, чтоб о решении Верховного суда США сообщили таким образом: 'суд еле-еле решил'". "Основа деятельности суда: подчинение меньшинства воле большинства," — заявил Валерий Зорькин. Члены Конституционного суда отвергли обвинения в политизированности. Они заявили, что сама тематика ходатайств имеет политический оттенок. "Наша задача: находить правовое, а не политическое решение конфликта," — заявил Тиунов. В качестве других препятствий эффективной работе суда были названы противоречия в действующей Конституции. Кроме того, суд обязан рассматривать все ходатайства, исходящие от народных депутатов России, что приводит к чрезмерной перегруженности судей. "По сравнению с аналогичными западными учреждениями наш Конституционный суд выполнил годовую норму рассмотренных дел за один только месяц," — сообщил Зорькин. Несмотря на все эти трудности, Зорькин уверен, что компетентность судей и преданность их Конституции обеспечат высокую эффективность деятельности Конституционного суда. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Журнал "Коммерсантъ Власть" №25 от 28.06.1993
Отменив намеченное на среду заседание Конституционной комиссии и объявив, что в четверг будет прокламирована важная политическая инициатива, председатель ВС сдержал обещание. Руководитель спецкомиссии генпрокуратуры по расследованию коррупции высших должностных лиц Николай Макаров огласил доклад, из которого следовало, что вице-премьеры Владимир Шумейко и Михаил Полторанин издавали распоряжения, полезность и выгодность которых для государства может вызвать сомнения. После прений, в которых выступали исключительно критики правительства (прочих председатель попросил не беспокоиться — "И не стойте у микрофона"), ВС с несомненностью решил вопрос о виновности Шумейко и Полторанина в положительном смысле, выразил им недоверие, после чего зампред ВС Владимир Исправников предложил голосовать за резолюцию, ради которой все и было затеяно. ВС заявил, что доколе на Конституционном совещании присутствуют опорочившие себя лица, участие в нем народных депутатов решительно невозможно. Для завершения богатого событиями дня после обеда на десерт был подан председатель комитета по законодательству Михаил Митюков. Нелояльный комитет назначили к переформированию, Митюкова — к заслуженному отдыху. Бомба вроде бы взорвалась. Последующие события, равно как и анализ прений, показывают, однако, что убойная сила бомбы оказалась сильно преувеличена. Аршинную шапку "Такой 'панамы' мир еще не знал" дала только газета "Правда" — то есть недостаточно сотряслось общественное мнение, недостаточно сотряслось и Конституционное совещание, участники которого не разбежались с омерзением — а ведь именно ради этого все и было затеяно. Рассуждая о том, отчего вместо многомегатонного взрыва вышел пшик, можно выделить юридический и чисто драматургический аспекты проблемы. С юридической точки зрения происходящее вообще не выдерживало никакой критики — недаром для торжества парламентаризма пришлось срочно отстранять законника Митюкова. Немалая часть прокурорского доклада была вообще посвящена деяниям давнего премьера Силаева и еще более давнего миллионера Артема Тарасова, имеющих к Конституционному совещанию слабое отношение. Сюжет с Бурбулисом и "красной ртутью" мистичен. Сам же прокурор Макаров сообщил, что "по мнению ученых, красной ртути в природе не существует и существовать не может" — но в этом случае по отсутствию предмета противоправного деяния отсутствует и деяние, ибо торговля белыми единорогами, цветками папоротника и сертифицированными товарными партиями perpetuum mobile стоит вне правового регулирования. Наконец, деяния, инкриминируемые героям дня Полторанину и Шумейко, лишены правовой квалификации: в докладе сообщается, что герои причинили государству объективный ущерб; субъективная же сторона министерских деяний не исследована вовсе — был ли ущерб порожден не зависящими от министров обстоятельствами, или же преступной неосмотрительностью, или же сознательным умыслом. Наконец, одна деталь вообще вызывает сомнения, а занимался ли Макаров излагаемым им делом. Докладывая, прокурор безбожно перевирал имена собственные: например, второй по значению банк Германии Dresdner Bank превратился в "Дрезден-банк", что в устах компетентного следователя несколько странно. Такое качество доклада — не говоря уже о набивших оскомину нарушениях тайны следствия, презумпции невиновности etc. — никак не позволило ему сделаться бомбой в правовом плане, т. е. несокрушимой силы документом, которым можно юридически уничтожить все президентское окружение. Создается впечатление, что прокуратура вновь ведет двусмысленную игру: Степанков (или его подчиненные) выдают нечто, при внешнем грозном звучании в правовом смысле являющееся пустышкой. В результате чья бы ни взяла, Степанков оказывается чист — Хасбулатову он ответит, что разоблачил, поразил etc., президенту — что никакого огорчительного для президента правового значения его тексты не имеют. Каков поп, таков и приход: степанковский зам Макаров объявил, что в случае с Полтораниным и Шумейко нет речи о конкретных составах преступления, но лишь о противоправных действиях, хотя по юридической науке действие является противоправным лишь тогда, когда оно образует конкретный состав. Не заметив всего этого, депутаты допустили другую глупость. Имея на руках компроматы (или хотя бы квазикомпроматы), умный человек исподтишка инспирировал бы газетную кампанию, чтобы имея возможность выразить президенту формальное соболезнование, сокрушенно сослаться на общественное мнение, не приемлющее переполненного ворами Конституционного совещания. В случае успеха кампании — если общество действительно взбудоражено — совещание разваливается само собой, а ВС остается только собрать плоды; в случае неуспеха ВС остается как бы ни при чем и начинает составлять новый проект кампании. В жажде блицкрига Хасбулатов сгубил довольно выигрышную позицию, ибо отстаивая свой основной тезис: "Единственная цель конституционной реформы — спасти воров от ответственности", нельзя слишком явно демонстрировать, что единственная цель борьбы с коррупцией — спасти себя от новой Конституции. Впрочем, неумение делать паузу в такого рода интригах — дело не новое. Еще в "Севильском цирюльнике" умный Дон Базилио объясняет: "Клевета вначале сладко ветерком чуть-чуть порхает и как будто бы украдкой слух людской едва ласкает". Лишь потом, через промежуточную фазу, когда "все сильнее с каждым часом возрастает толкованье", наступает желанный финал: "И как бомба разрывает...". Глупый Дон Бартоло на это отвечает: "Да, хорошо, но ждать уж очень долго, а мне хочется скорей жениться", в результате чего прелестная Розина достается совсем другому. Советы Дона Базилио теперь, вероятно, попробует взять на вооружение президентская сторона, причем взрывов, надо думать, она подготовит сразу два. Руцкого, судя по заявлениям Шумейко, будут добивать кредитно-экспортными делами фонда "Возрождение". Что до Хасбулатова, то в интимных правительственных кругах любят поговаривать о некоторой причастности председателя к международному наркотрафику, и не исключено, что в ближайшие недели и эта версия — на неофициальном уровне, разумеется — будет запущена в оборот. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №119 от 26.06.1993
Из принятого 25 июня обращения Верховного Совета к президенту и участникам Конституционного совещания --"К сожалению, ряд настоящих и бывших должностных лиц исполнительной власти России, участвующих в работе Конституционного совещания, оказались причастными к уголовным делам о коррупции". --"В сложившейся ситуации Верховный Совет полагает невозможным продолжать участие органов представительной власти в работе Конституционного совещания до тех пор, пока в его состав входят скомпрометировавшие себя деятели". |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №119 от 26.06.1993
Конституционного блицкрига пока не получилось Уже в начале недели стало очевидно, что намеченное на сегодня пленарное заседание Конституционного совещания отнюдь не станет заключительным. Вчера руководитель администрации президента Сергей Филатов подтвердил это, сообщив, что 26 июня предстоит одобрить только "узловые" положения проекта, после чего работа над нам продолжится до следующего пленарного заседания, которое состоится, возможно, в начале июля. Вчера же Верховный Совет принял два документа, в которых парламент практически полностью отмежевался от работы Конституционного совещания. Хотя степень исполняемости этих документов будет, скорее всего, невысокой, они могут быть использованы представителями регионов для дополнительного давления на рабочую группу совещания. Ход событий на Конституционном совещании — особенно после того, как президент Татарстана объявил об отзыве представителей республики — показывает, что разногласия между участниками форума по принципиальным положениям новой Конституции оказались не столь легко разрешимы, как это представлялось инициаторам согласования президентского проекта. Наиболее болезненный на сегодня вопрос — количество суверенитета, отпущенного республикам в составе России. Поскольку приемлемый для всех сторон — республик и других субъектов федерации — вариант разрешения этой проблемы пока не найден, завершение работы над проектом даже к началу июля маловероятно. Кроме того, совещание может затягиваться и по другим причинам. Прекращение, хотя бы и временное, его деятельности в ближайшее время — до ухода в отпуск народных депутатов — выглядит нецелесообразным: за время перерыва ощущение возможности, пусть неполного, но все же согласия различных политических сил может быть забыто. Вероятно, желанием "пересидеть" участников кремлевского совещания вызвано и продление срока работы Верховного Совета как минимум до середины июля. За это время парламентарии предполагают в противовес "разрушающим страну" действиям президента одобрить основные положения своего проекта Конституции. В принятом вчера постановлении по этому поводу парламент полностью проигнорировал Конституционное совещание; речь идет только о проекте Конституции, который дорабатывает Конституционная комиссия. Подобного развития событий, впрочем, и следовало ожидать после санкционированной спикером "антикоррупционной" атаки на ближайших сторонников президента и обусловленным "скомпрометированностью" этих людей отказом от участия в работе совещания, подтвержденном во вчерашнем обращении парламента. Хотя президент, да и многие члены Конституционной комиссии, участвующие в совещании, скорее всего отнесутся к обоим вчерашним документам по принципу "собака лает, ветер носит", нельзя исключить того, что новый импульс возродить параллельность конституционного процесса в совокупности с досудебными обвинениями в адрес членов президентской команды могут вызвать ответные действия Бориса Ельцина — по неофициальной информации, пакет документов о внепарламентской деятельности спикера давно уже ожидает своего часа |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|