![]() |
|
#1
|
|||
|
|||
![]() |
#2
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2401281-echo/
10:11 , 06 апреля 2019 автор Один Высоцкий Цитата:
Сегодня у нас будет необычная Глава. Впервые в нашем цикле о Владимире Высоцком вы услышите не рассказ, а интервью. 25 января, к 81 дню рождения Владимира Семеновича открылась радикально обновленная экспозиция Государственного музея Владимира Высоцкого. ![]() Дом Высоцкого на Таганке (Государственный музей Владимира Высоцкого) Мы встретились с директором «Дома Высоцкого» Никитой Высоцким и в первой части нашего разговора, которую вы услышите сегодня, поговорили о музее Высоцкого и вообще о памяти, наследии и месте Высоцкого в нашей современной жизни. Антон Орехъ: В двух словах: чем эта новая экспозиция отличается от той, которая была? И вообще, чем отличается музей Высоцкого, дом Высоцкого на Таганке от общепринятых домов-музеев великих людей, поэтов, писателей, которых, в общем, в России немало? Никита Высоцкий: Объемный вопрос. Но самое, наверное, важное для меня – это именно что музей Высоцкого открыт снова для людей, для посетителей. Мы год не работали и привычка и, скажем, у школьных учителей, у людей, которые приезжают в Москву и посещают музей Высоцкого – привычка ходить к нам – она… Ну как сказать… «Распривычились» люди. И я конечно очень хочу, чтобы снова дорожка к нам была протоптана. И на самом деле – есть что посмотреть. ![]() Владимир Высоцкий у входа во внутренний дворик дома №3 в Нижне-Таганском тупике, в котором с 1990 года располагается «Дом Высоцкого на Таганке». Москва, май 1979 года. Фото Владимира Мурашко Выставка, на мой взгляд, не то что удалась, но она современна, она интересна, и есть баланс между музеем, между серьезным, достаточно глубоким, вдумчивым подходом – и таким современным способом подачи информации. Она современная, она интерактивная, она достаточно дает возможностей как бы такого сотворчества человеку, который к нам приходит. ![]() Фрагмент новой экспозиции в «Доме Высоцкого на Таганке». Фото Владимира Зайцева Он не просто пассивный восприниматель информации, того, что ему рассказывают, показывают, висит на стенке какая-то фотография – и вот он слушает-слушает… А это возможность (то, что для современного человека, на мой взгляд, очень важно) – возможность самому участвовать в поиске, углубляться в какие-то темы. Антон Орехъ: Там можно пощупать, подвигать, послушать отдельные фрагменты записей. Никита Высоцкий: Да. И есть возможность… Вот самое главное – то, чем не могли мы похвастаться в прошлые годы, хотя была неплохая экспозиция (ее посетило больше полумиллиона человек за годы ее существования)... Музей маленький, и поэтому – это цифра! ![]() ![]() Фрагменты новой экспозиции в Доме Высоцкого. Фото Владимира Зайцева Всё, что сделано отцом и что было зафиксировано в аудио-формате, в видео-формате, в кино-формате, документальные съемки, те небольшие или большие интервью, которые были сделаны с ним – это всё доступно, это всё можно услышать, это всё можно увидеть. То есть самое главное, что Высоцкий – не просто предмет разговора, а собеседник. Он собеседник и он активно взаимодействует с людьми, которые приходят и хотят узнать о его жизни, о его биографии. ![]() ДК МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука Но самое главное, конечно – о его творчестве. Мне кажется, сильная сторона этой выставки и сильное, правильное использование современных технологий в том, что Высоцкий звучит, Высоцкий виден, Высоцкий существует и это самое главное. Потому что очень много сказано и очень много написано, и очень много общих фраз, и все они, наверное, на слуху. А сам Высоцкий – он всё дальше и дальше просто по времени от нас. «Приподнимем занавес за краешек…»: слушать Замечательно сказал Владимир Иванович Новиков (это автор книги «Владимир Высоцкий» в серии ЖЗЛ) – что вот о Высоцком принято рассуждать, зная 3-5 его песен. ![]() А у Высоцкого их больше 400, и еще плюс к этому больше 200 в разной степени завершенности поэтических текстов. У него есть проза, у него есть письма, у него есть огромное количество актерской работы. Не так много, но тем не менее существовали режиссерские опыты и так дальше. И вот чтобы Высоцкий был не общим местом, а живым, полноценным творческим человеком в восприятии людей, которые приходят к нам – этому посвящена, в общем, экспозиция. ![]() Она мне нравится, она интересна, и я уже видел людей, которые выходили и заходили снова, потому что им хотелось еще, им хотелось продолжить это свидание, это общение. По-моему, это хорошо. Ну и пользуясь случаем, спасибо и вам, и «Ракурсу» – ребят я этих давно знаю. Разные у меня были периоды общения с ними. Но здесь была очень большая работа. Я имею в виду ребят, с которыми вы делаете программу «Один Высоцкий» уже много лет. И очень много мы… я не скажу «заимствовали», но очень многому научились на вашем проекте. И мне кажется, это было полезно и для нас. Я думаю, главное – приходите, посмотрите – и вы всё увидите. Вот такой у меня будет спич. Антон Орехъ: Спасибо на добром слове, естественно. Прежде всего. А что касается аудитории? Аудитория тех людей, которые приходят к вам в музей… И вы много ездите по стране, много встречаетесь с людьми живьем. Как эта аудитория изменилась, может быть, за последние 10-15 лет? Потому что у нас у всех, кто любит творчество Владимира Семеновича, есть такое опасение, что, с одной стороны, Высоцкий чрезвычайно популярный человек… Уже, знаете, как Пушкин – наше всё. ![]() Москва, ДК «Заветы Ильича», 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина И такой Высоцкий – тоже наше всё. Современного, XX-го века. Но не стареет ли эта аудитория? Меньше ли стало молодежи? Вообще как меняются эти люди, приходящие и приходящие на встречи с вами, приходящие в музей? Никита Высоцкий: Меняются. Тут дело даже не только в возрасте. Дело в чем-то более существенном, дело во времени. То время становится историей. ![]() 1976 год И отношение к отцу – не как к живому человеку, как к современнику. А как к историческому персонажу появляется. Даже у очень молодых людей и в общем у людей даже его поколения. И отсюда так много общих фраз, что такое всегда, во все даты – о его значении, о каких-то мероприятиях, которые необходимо сделать. Это отношение не только к Высоцкому – это время, которое стало историей уже в процессе моей жизни. Я это чувствую, я это чувствую по себе. ![]() Фрагмент новой экспозиции в Доме Высоцкого на Таганке. Фото Владимира Зайцева Что с этим делать? Я думаю, ни в коем случае не воевать и не заставлять маленьких детей принимать в пионеры в музее Высоцкого или писать какие-то обязательные сочинения. Хотя я считаю, что Высоцкого необходимо ввести – и рано или поздно введут в школьную программу. Антон Орехъ: А это не отобьет вообще охоту? У нас часто бывает, любовь к литературе… Никита Высоцкий: Отобьет, очень часто и это делается. Я бывал свидетелем различных таких мероприятий, которые пусть даже с душой сделаны, но сделаны формально, ходульно – и где Высоцкого нету Хотя, всё время он поминается, звучат его тексты. ![]() ДК МВТУ им.Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука Я думаю, что к этому надо относиться (к тому, что он стал вот таким историческим деятелем) спокойно. Но как можно больше стараться его творчество коммуницировать к сегодняшним молодым людям. И опять же, не то что на каждом заборе писать. Это надо делать творчески, это надо делать по любви. Есть люди, которые этим занимаются, и это получается. И тогда на какое-то – пусть короткое – время эти временные границы стираются. ![]() ![]() Реконструкция комнаты в квартире на Малой Грузинской, 28. Фрагмент новой экспозиции в «Доме Высоцкого на Таганке». Фото Владимира Зайцева Но рецепта нет. То есть это в каждом конкретном случае каждый конкретный человек сам для себя решает и делает. Кто-то выходит к детям и рассказывает им о Высоцком, как некоторые учителя. Есть просто любители творчества Высоцкого – они приходят в школу, делают открытые уроки. Поют иногда, читают. Я знаю, сейчас существует несколько масштабных достаточно проектов. Не знаю, все ли они получатся. Как бы доделать то, что он не сделал. Реализовать его идеи – ну скажем, многострадальный сценарий, который они писали с Эдуардом Володарским. Все-таки сделать. Год назад эта история опять заглохла, но верю: рано или поздно это случится. Есть идея мюзикла по произведениям Высоцкого. ![]() Владимир Высоцкий, Эдуард Володарский и др. Москва, Международный кинофестиваль, 14-28 августа 1979 года Есть много вот таких масштабных вещей, и если они, я повторюсь, делаются сегодня, делаются энергично, делаются не просто с уважением к Высоцкому, а потому что нельзя не сделать – будет результат, хороший результат. И чем дальше, тем меньше будет оставаться свидетелей его жизни и того времени. Это жизнь, в этом нет какой-то там страшной трагедии, «давайте ляжем костьми и удержим то время. Думаю, не получится, невозможно. ![]() Записка Владимиру Высоцкому от помощника режиссера Михаила Швейцера о предстоящем графике съемочных смен фильма «Маленькие трагедии». Май 1979 года А он будет жить. Кто-то сказал, что классиком литератор или поэт, или талант становится в день своего столетия, когда уже понятно, что время его минуло, когда он творил, и его современников практически не осталось. Я еще надеюсь на столетии отца погулять. Но чем дальше, тем больше мы приближаемся к тому, что он станет вот такой же фигурой, как… Я сейчас не соизмеряю масштабы, а просто наше отношение – к Есенину, к Гумилеву. «Один музыкант объяснил мне пространно…»: слушать ![]() Куйбышев, 1968 год. Фото Геннадия Внукова Антон Орехъ: Какой-нибудь из памятников, которых теперь вообще много где и в России, и за границей. По крайней мере, в бывшем Советском Союзе и не только. И в Черногории, и в Болгарии есть. Вы тоже к этому спокойно относитесь, к их художественным достоинствам, которые часто бывают спорными? Смотришь: с одной стороны, приятно, что увековечили Владимира Семеновича таким образом хотя бы. А с другой стороны, глядишь, думаешь «Ну…». Никита Высоцкий: Вы знаете, я несколько месяцев назад был в Магадане. Кстати, принято решение присвоить магаданскому аэропорту имя Высоцкого. Но там есть памятник, и я довольно долго около него пробыл. Он сделан из каких-то листов железных согнутых. Он только частично отлит. Он без постамента. Вокруг нет какого-то сквера. Там рядом небольшое кафе… Кстати, хозяин кафе всегда включает Высоцкого, там круглые сутки играет Высоцкий. И он смотрит как раз на Нагаевскую бухту. И я понимаю, что с точки зрения профессии, с точки зрения исполнения это конечно можно сделать лучше. Но… Я не знаю, не то что слеза скупая мужская покатилась. Но с точки зрения чего-то такого настоящего, какой-то любви простых мужиков к нему – это так искренне! Это так по-настоящему! ![]() Озеро Байкал, 1976 год. Фото Леонида Мончинского И там мы разговаривали с человеком… Действительно, удивительный мужик. Он приехал 25 лет назад туда со спортивной сумкой, просто чуть-чуть заработать деньги – и остался. И он говорит: «эта земля мне всё дала, я должен ей отдавать». Он действительно очень много делает, и он сильный мужик такой. Хотя там не самые легкие времена на Колыме. И он говорит: «Надо переделать. Я тебе обещаю, я отолью, я сделаю хорошо». Я не буду вмешиваться, я никто. Но я ему говорю: «Но если даже будете переделывать – не потеряйте того, что люди… Ту любовь, которую они вложили в этот памятник. И ту искренность, и то настоящее, что в нем есть». ![]() Череповец, СКЗ «Алмаз», 16 апреля 1978 года Хотя, я повторю, что с точки зрения именно скульптора, он скажет: «Ну ребят, это любительщина. Ну как так?». И вообще я стараюсь свое мнение держать при себе и по поводу памятников, и по поводу стихов, которые посвящают отцу, и рисунков. Мне недавно подарил человек – выжег портрет Высоцкого. Он мне давал – и у него руки дрожали. Он отдавал что-то очень дорогое для себя. И относиться к этому как к произведению искусства, отстраненно – нельзя. И тем более мне нельзя. ![]() Памятник Владимиру Высоцкому в Нагаевской бухте. Скульптор Юрий Руденко (Магадан) Фото Виктора Данильченко И я всегда держу это при себе, и для меня самое главное. Я не буду указывать: там есть вещи формально сделанные. Очень всегда видно, когда это сделал кто-то… Пусть он не очень умеет, пусть он первый раз взял карандаш, чтобы написать, зарифмовать что-то про Высоцкого, но он это сделал по-настоящему. Или это сделал даже очень профессиональный человек – ну так просто, шлепнул и пошел дальше. Это всегда очень заметно. На мастерстве, на том, что надо к дате, надо отметиться и так дальше. Это всегда очень видно. ![]() ДК МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука Я всегда повторяю фразу – Надежда Мандельштам сказала про Маяковского: «Маяковского при коммунистах насаждали как картошку при Петре». Жестко, в общем… Ну, Маяковский хороший, что бы про него ни говорили и кто бы его как ни насаждал. Но доля… Понятно, о чем она говорила. Вот пока мне кажется, что отца… То ли государство еще не так окрепло, что всё под свою идеологию забрать. Отношение к нему не навязывается. А если навязывается, то не очень удачно. А реально доброе отношение к нему есть, и оно живет, и он один из немногих, кого пока все-таки… ![]() Троицк, 1979 год. Фото Бориса Кудрявова Скоро 40 лет, как его нет. Которого пока время щадит. Вот так мне кажется. Но тем не менее, к вашему вопросу, всё меньше и меньше этих людей. Но появляются совсем молодые люди, дети появляются, которые вдруг его воспринимают абсолютно как своего. Вот я сделал с ребятами, со своими студентами работу, она называется «Здравствуйте, Владимир Высоцкий». Раз в месяц мы играем ее в музее Высоцкого. Это ребята, которым 22-23 года, которые точно не могут никак относиться к этому времени. Антон Орехъ: Они вообще даже не из того века. Не то что не из того времени, не из того века вообще. Никита Высоцкий: Да. И тем не менее, они нашли его, они пришли к нему. Да, наверное при помощи и музейных работников, и меня, и своего замечательного руководителя Скорика Николая Лаврентьевича. И когда я у него учился в школе-студии МХАТ, а сейчас работал на его курсе педагогом сам. Но при помощи. Но они нашли, и это их Высоцкий. Он и мой тоже, но он и их. И вот когда я говорю о коммуникации – коммуникация должна быть не в том, что я навяжу молодому человеку свое отношение, а что я ему дам возможность, чтобы он сфокусировался и послушал его, услышал его и услышал, как он звучит, как он отзывается в его душе, в его сердце. ![]() Москва, МИЭМ, 7 апреля 1980 года. Фото Александра Майоршина Вот такая коммуникация должна быть. Мне, кстати, кажется, возвращаясь и говоря и о вашей передаче, и о том, что сделали в результате в музее сейчас эту новую выставку. И вот, это такая коммуникация, которая может человека остановить и дать ему просто… Просто услышь. Услышь. Слушать и слышать – две большие разницы, да? Услышь. Вот. Вот такая коммуникация – она должна быть, и она есть пока. И совсем не только благодаря мне или людям, которые профессионально этим занимаются, а благодаря Его Величеству народу, который выбрал Высоцкого. «Мне судьба – до последней черты, до креста…»: слушать Антон Орехъ: Для меня одно из важных доказательств того, что Высоцкий действительно, живой и актуальный человек – это то, как у нас после каждой программы начинается… вот у нас на сайте в блоге первый же комментарий, люди начинают всё равно обсуждать: «А вот сейчас Володя, Владимир Семенович Высоцкий был бы с нами. Или с нами». Начинают записывать его в тот лагерь, в тот лагерь. Я-то считаю, что это в общем довольно нелепо и странно – записывать человека, который просто многих исторических реалий уже наших современных не застал. Но то, с каким это рвением и остервенением… Люди приводят аргументы, доказывают, спорят, цитируют: «Вот, вот эта цитата доказывает, что он был бы либералом!». ![]() Ярославль, Ледовый дворец спорта, 28 февраля 1979 года. Фото Сергея Метелицы Другие приводят ту же самую цитату абсолютно, говорят: «Нет, это доказывает, что он был бы государственником!». Вы вообще как к этому относитесь? Тем более что наверняка вам всё равно иногда, что называется, приходится отвечать за отца. Никита Высоцкий: Вы понимаете, меня об этом спрашивают – и я не то что лавирую, ухожу от ответа. Просто это мой ответ… Он меня не назначал ответственным, душеприказчиком. Многие говорят от его имени, даже очень близкие ему люди. Они говорят «Вот Володя бы сказал бы сейчас вот так. Вот Володя бы так бы отреагировал. Володя был бы с нами», как вы говорите. Я не берусь так. ![]() ДК МВТУ им. Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука Однажды очень правильно ответил ныне ушедший от нас человек, которого я очень уважал и уважаю, и друг отца безусловно, Говорухин Станислав Сергеевич. Еще до того, как он сказал, что вот Володя был бы с нами… Он, отвечая на такой вопрос, он сказал примерно следующее: «он занимал бы (если бы был жив такое же положение, какое он занимал тогда. То есть он был бы сам по себе, он был бы один, у него хватило бы сил на независимость, на внутреннюю независимость». Антон Орехъ: Не примкнув ни к этому, ни к этому. Никита Высоцкий: Да. И потом он подумал и сказал: «я думаю, он был бы не с партией какой-нибудь». Это было лет 20 назад. «А он был бы со своим народом. Так же, как это было, когда он был жив, на самом деле». Что бы это было, как бы это было, я не знаю. С другой стороны, я думаю, что никто не возбраняет задавать такие вопросы самим себе. Не мне, не обращаясь ко мне. У меня есть свой ответ, у каждого есть свой ответ. Всё равно мы опираемся, когда формулируем сегодняшнее наше мнение, на тех, кого мы любим, кого мы читаем, кто нас сформировал. И поэтому в каком-то смысле наш сегодняшний выбор – он благодаря и Высоцкому тоже, если Высоцкий когда-то на нас повлиял. ![]() Никита Высоцкий Но я остерегусь говорить, на чьей бы он был стороне. Я не знаю. «Мне в ресторане вечером вчера…»: слушать При подготовке программы использованы: – фотографии Владимира Зайцева, из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина. ![]() Москва, Нижний Таганский тупик, дом 3. Май 1979 года. Фото Владимира Мурашко Последний раз редактировалось Chugunka; 18.03.2021 в 07:26. |
![]() |
Метки |
высоцкий |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|