![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2413145-echo/
10:00 , 27 апреля 2019 Цитата:
Сегодня мы с вами отправимся вместе с Владимиром Высоцким в Белоруссию. В человеческом смысле, в творческом, даже можно сказать в душевном, Белоруссия стала для Владимира Семеновича совершенно особым местом. Где его всегда принимали с какой-то невероятно удивительной теплотой и где ему всегда было уютно. ![]() Владимир Высоцкий в фильме «Я родом из детства» («Беларусьфильм», 1966 год) Начать хотя бы с того важнейшего факта, что дед Владимира Семеновича Вольф Шлиомович, а по паспорту тоже Владимир Семенович родом из Брест-Литовска. То есть Высоцкий мог считать себя отчасти и белорусом. Но для его творчества, конечно, интереснее другие факты. В 1965 году режиссер Виктор Туров снимает картину «Я родом из детства». ![]() Виктор Туров Знаменитая военная лента, в которой песни Высоцкого впервые звучат с экрана, а сам он появляется в титрах как автор. Уже потом будет «Вертикаль» и знаменитые на всю страну песни из этого фильма. Но туровская картина была раньше! ![]() Здесь Высоцкий сыграл танкиста Володю – первую полноценную роль в кино, в отличие от нескольких эпизодических в предыдущие годы. В фильме звучит песня «Братские могилы». Исполняет ее с экрана Марк Бернес. ![]() Марк Бернес Впоследствии она станет одной из главных песен Высоцкого и его своеобразной визитной карточкой – именно с нее он начинал впоследствии многие свои выступления. ![]() Нина Ургант и Владимир Высоцкий в фильме «Я родом из детства», 1965 год Братские могилы: слушать Это запись с концерта в Минске в августе 1979 года. Но концерты Высоцкого интересны не только пением – тем более что песни на них звучали в основном сегодня хорошо знакомые нам с вами. Мы вспоминаем эти выступления и поездки Владимира Семеновича в том числе из-за той атмосферы, которая почти всегда была на этих встречах и неформального общения Высоцкого с залом: слушать ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Евгения Овчинникова После фильма «Я родом из детства» Высоцкий примет участие в других картинах Виктора Турова «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой». ![]() Работе над ними и дружбе с Туровым мы посвятили в нашем цикле отдельные Главы. ![]() Виктор Туров на съемочной площадке фильма «Война под крышами», 1969 год А сейчас просто добавим, что на киностудии «Беларусьфильм» вышло семь фильмов с участием Владимира Семеновича, для которых он написал две дюжины песен. Правда, половина из них так и не прозвучала с экрана, но мы знаем, как непросто складывались отношения Высоцкого с кинематографом, с цензурой и разными худсоветами – так что эту, что называется, статистику, можно считать очень даже неплохой с учетом всех обстоятельств. ![]() А во время съемок ленты «Сыновья уходят в бой» в 1969 году с Владимиром Семеновичем приключилась забавная история. Высоцкий только-только приехал в гости к Турову вместе с Мариной Влади. ![]() Марина Влади, Владимир Высоцкий и Виктор Туров с женой Ольгой Лысенко. Белоруссия, Новогрудок, август 1969 года Были они уставшие, с дороги. В общем, на кинозвезд не похожи. И местные жители приняли Высоцкого за самозванца. Они считали, что он здоровый, двухметровый мужик, и на лице у него должен быть шрам, а перед ними был мужчина совсем не богатырского телосложения и без ярких особых примет. ![]() VI Московский Международный кинофестиваль. Июль 1969 года. Фото Валерия Евстигнеева Короче говоря, поклонники Высоцкого чуть его же самого там и не побили на озере Свитязь. По словам самого Высоцкого, в тот приезд он написал сразу несколько песен для фильма Виктора Турова – в том числе заглавную. Сыновья уходят в бой: слушать Тогда, в 1969 году Высоцкий провел первую ночь в Новогрудке в местной гостинице. Всего одну ночь в самой обычной провинциальной советской гостинице. ![]() ![]() Номер 322 в гостинице «Новогрудок», в котором останавливался Владимир Высоцкий Однако годы спустя в этом номере организовали своеобразный музей, где с одной стороны постарались отдать должное Высоцкому, а с другой стороны – воссоздать бытовые приметы того времени. ![]() Интерьер номера, в котором жил Владимир Высоцкий И между прочим, в этом номере даже можно остановиться и переночевать. Но проведя здесь ночь, дальше Владимир Семенович поехал в деревню Литовка, где собирался поселиться в обычном доме. Но Высоцкого и здесь сперва тоже не узнали и не пустили на порог. Пришлось ему ночевать буквально в сарае. Туда же к нему прибыла и Марина Влади. ![]() Сарай, в котором на сеновале ночевал Высоцкий Такая вот пасторальная история, завершившаяся тем, что Владимира Семеновича и Марину все-таки пустили в тот показавшийся негостеприимным дом, и в той хате тоже теперь появился мемориал Высоцкого. Они жили в этом доме с Мариной довольно долго, и хотя официально поженились только в следующем году, в Новогрудке считают, что репетицию медового месяца молодые провели именно у них. ![]() Владимир Высоцкий и Марина Влади в Новогрудке. Август 1969 года Высоцкий пел для съемочной группы Виктора Турова, а местные жители и вовсе вспоминали Высоцкого идущим по проселку с гитарой и поющим просто так на природе – что, конечно, похоже скорее на миф. https://youtu.be/NfMxXiT-JLY Владимир Высоцкий и Марина Влади в Новогрудчине. Август 1969 года. Любительская съемка Алеся Адамовича С другой стороны, мы же говорим об особой теплоте, с которой к Высоцкому относились в тех краях – неудивительно, что и мифы появлялись, возможно, вовсе без повода. Так или иначе, но в Новогрудке, куда Владимир Высоцкий приезжал к Виктору Турову на съемки фильма «Сыновья уходят в бой», теперь стоит памятник. ![]() Памятник Владимиру Высоцкому в Новогрудке Ну а мы вновь перенесемся в лето 1979 года, на концерт в Минске, где Владимир Семенович спел о поездке – но не в Новогрудок, а в совершенно другое место. Впечатления о Париже, или Письмо к другу: слушать ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 29 августа 1979 года. Фото Игоря Будкевича Кстати, очень приличное качество записи было на тех минских выступлениях. Первые два концерта Высоцкого в этот приезд состоялись 29 августа, еще три полуторачасовых выступления – 30 августа 1979 года. Песню про Париж мы вспомнили не случайно. Ведь через Белоруссию пролегал маршрут их постоянных поездок с Мариной Влади за границу, когда Высоцкому, наконец, разрешили выезды за рубеж. ![]() ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий на таможенном посту «Варшавский мост» близ Бреста. Май 1976 года. Фото Николая Сухого ![]() ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий на таможенном посту «Варшавский мост» близ Бреста. Май 1976 года. Фото Николая Сухого Брест, родина деда Владимира Семеновича, был в советское время важным пограничным и таможенным пунктом. Именно здесь, на посту «Варшавский мост» Высоцкий встречал Марину, когда она перегоняла в Союз купленные в Европе машины. Оформляли документы, платили пошлину и можно ехать домой на новом «БМВ» или «мерседесе». ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий с сотрудниками таможни пограничной заставы «Варшавский мост». Близ Бреста, май 1976 года. Фото Николая Сухого С концертами в Бресте Высоцкий не выступал. Точнее, нет наверняка подтвержденной на это счет информации. ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий с сотрудниками таможни пограничной заставы «Варшавский мост». близ Бреста, 17 апреля 1979 года. Фото Николая Сухого В разных источниках упоминается проходивший конкурс авторской песни в Бресте еще в 1965 году, и будто бы молодой Высоцкий был там в компании Окуджавы, Городницкого, Визбора, и якобы дали несколько концертов в рабочих клубах, но так это или нет – до сих пор неясно, а никаких записей выступлений, по крайней мере с голосом Высоцкого, не сохранилось. А было бы любопытно услышать его, да еще в таком созвездии наших бардов – пускай сам Владимир Семенович этого слова и не любил. ![]() Владимир Высоцкий с работником таможни пограничной заставы «Варшавский мост» Юрием Швычковым. Близ Бреста, лето 1978 года. Фото Николая Сухого Есть информация о поездке в Брест в 1973 году, но тогда уже запланированные выступления буквально запретили. Так что, кроме фотографий, сделанных в этом городе, на память остался еще один небольшой музей – в гостинице «Буг», где останавливался Владимир Семенович. Такой вот у белорусов порыв: увековечивать даже самые, на первый взгляд, обыкновенные эпизоды из жизни Высоцкого. ![]() Фрагмент экспозиций музея В.Высоцкого в гостинице «Буг» в Бресте А мы снова вернемся на концерт в конце августа 1979 года, где после песни про «милого Ваню» Владимир Семенович поделился по такому случаю с публикой своими любопытными наблюдениями. Ой, где был я вчера: слушать В июне 1979 года в Минск с гастролями впервые приехал Театр на Таганке. Выступали целый месяц. ![]() Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий, Виталий Шаповалов, Иван Бортник, Виктор Шуляковский и Александр Давыдов перед спектаклем «10 дней, которые потрясли мир». Минск, окружной Дом офицеров, 3 июня 1979 года. Фото А.Дмитриева Правда, Владимир Семенович принял участие только в нескольких спектаклях на сцене Дома офицеров Белорусского военного округа. ![]() ![]() Сыграл, в том числе, и Гамлета, на что газета «Советская Белоруссия» откликнулась неожиданной недоброжелательной рецензией. А другие издания вообще обошлись без упоминаний о Высоцком. ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Вадима Барановского Что, впрочем, не означает, что интереса к нему не было. В те дни корреспондент газеты «Вечерний Минск» Алла Стулова хотела побеседовать с Высоцким, но получила запрет от своего редакционного начальства. С Высоцким интервью делать нельзя, потому что «он в тюрьме сидел». Тогда же в июне, а чуть позже и в августе 1979 года Владимир Семенович дал в Минске свои самые известные белорусские концерты: слушать ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Вадима Барановского Планировалось семнадцать выступлений, получилось гораздо меньше. История вышла невеселая. Высоцкому предложили провести серию концертов от общества книголюбов. В то время это для него стало уже обычной практикой. Поскольку организовать его выступления в принципе было не так просто, нашли выход и возили Высоцкого по стране как представителя различных уважаемых организаций – общества «Знание» или общества книголюбов: слушать ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Эрнста Фраймана Организатором концертов был Лев Лисиц, инженер-проектировщик института Белниигипросельстрой, взявший на себя функции самодеятельного импресарио. Опыт у него уже был. Лисиц организовывал в Минске концерты с поэта Андрея Вознесенского, юмориста Евгения Петросяна, барда Юрия Кукина. Официальная ставка за одно выступление была 47 рублей 50 копеек. Но Лисицу удавалось обеспечить гонорар втрое выше. Все проходило обычно без проблем, но в этот раз они возникли, да еще какие! В июне Высоцкий провел три концерта, заболел, вернулся в Москву и пообещал, что остальное отработает в августе. ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Геннадия Нестерова И действительно приехал. Но успел выступить всего пять раз за два дня – 29 и 30 августа. Остальные концерты были отменены. Зрителей при входе встречала надпись: «Концерты отменяются в связи с болезнью В.Высоцкого». Высоцкий был в ярости, собирался петь для пришедших на концерт прямо с крыльца запертого зала – и только настоятельные просьбы милиционеров отговорили его от этой мысли. То есть Высоцкий был совершенно здоров и очень хотел выступать. Но концерты запретила прокуратура. Оказалось, что Лев Лисиц как организатор концертов завысил формальную цену на билеты в пять раз. ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Эрнста Фраймана Разоблачить его оказалось, видимо, не сложно. Был суд, уголовная статья об «Обмане покупателей и заказчиков работниками торговли, общественного питания и бытового обслуживания» – и достаточно серьезный приговор: 5 лет лишения свободы и 8 лет запрета занимать должности, связанные с материальной ответственностью. Таким образом, к известным вам «ижевскому» и «харьковскому» добавляется «минское дело». ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Геннадия Нестерова Этими делами Высоцкого буквально замордовали в последние месяцы жизни. А в Белоруссию, так уж вышло, Владимир Семенович с концертами больше не приехал. Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных. ![]() На таможне пограничной заставы «Варшавский мост» около Бреста, 17 апреля 1978 года. Фото Николая Сухого А закончим мы эту Главу фрагментом августовского концерта в Минске в 1979 году, который стал последней встречей Владимира Семеновича с белорусской публикой. Прозвучит всем нам известная песня в не самом часто исполняемом на публике варианте: «Я не люблю любое время года, в которое болею или пью». Я не люблю: слушать ![]() Минск, БелНИИгипросельстрой, 10 июня 1979 года. Фото Вадима Барановского При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина; – Высоцкий и Беларусь. К 80-летию легенды; – Владимир Высоцкий и Беларусь. 10 фактов про то, что связывает знаменитого поэта с нашей страной; – Светлана Васильева, Витебский курьер, 25.07.2018; – Творческий путь и белорусский след Владимира Высоцкого; – Виктор Бакин. «Высоцкий без мифов и легенд». Минск, НИИводхозстрой, 30 августа 1979 года (2-е выступление, 19 часов): Вступительное слово Валерия Янкловича: слушать Попурри из военных песен: слушать ![]() Марина Влади, Владимир Высоцкий и работник брестской таможни Владимир Грошев. Таможенный пост «Варшавский мост», 17 апреля 1979 года ![]() ![]() Благодарственный автограф Владимиру Грошеву на присланной из Москвы программке Театра на Таганке Ветеран Брестской таможни хранит воспоминания о Владимире Высоцком… Кстати… ![]() В издательстве «Либрика» выходит новая книга Марка Цыбульского «Высоцкий в Белоруссии». Это книга о путешествиях, работе в кино и над песнями для кинофильмов, а также о концертах Владимира Высоцкого в Белоруссии. Уже с 1 июня 2019 года это издание можно будет купить в книжном магазине «Москва». ![]() Последний раз редактировалось Chugunka; 13.04.2021 в 12:36. |
#2
|
||||
|
||||
![]() |
#3
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2417993-echo
10:00 , 04 мая 2019 автор Один Высоцкий Цитата:
Полный звук Главы №149: СЛУШАТЬ Друзей Высоцкого можно разделить на тех, кто был известен сам по себе, помимо этой дружбы, и тех, кого прославило именно знакомство с Владимиром Семеновичем. Героя нашего рассказа, пожалуй, не отнесешь ни к тем, ни к другим. Он не был широко известен. Но и близкое общение с Высоцким не сделало его знаменитым. Он оставался в тени два десятилетия, пока не выпустил книгу воспоминаний о друге. ![]() Книга Давида Карапетяна «Владимир Высоцкий. Воспоминания», 2002 год Когда ее прочел Всеволод Абдулов – один из самых близких для Высоцкого людей – он сказал, что теперь может умирать спокойно: сам Абдулов мемуаров принципиально писать не стал, но понял, что лучше, чем Давид Карапетян, о Высоцком все равно никто не напишет. ![]() Всеволод Абдулов. Фото Татьяны Зайцевой Пересказывать книгу Карапетяна в небольшой передаче бессмысленно: во-первых, она просто здорово написана сама по себе, а во-вторых, каждая страница в ней как концентрат, и лучше всё это прочесть самому, что мы и рекомендуем вам сделать. Но на некоторых моментах все же остановимся. А еще послушаем песни Высоцкого – те, которые среди четырех сотен спетых им, выделял сам Давид. ![]() 1967 год Мы послушаем фрагменты интервью, которое он дал в Дубне в 2003 году: слушать https://youtu.be/mBbP6mq2K_o Карапетян – тот самый Давид, которого упоминает в своей книге «Владимир или Прерванный полет» Марина Влади и вспоминает – в отличие от многих, кто был рядом с Высоцким – в общем, по-доброму. Полтора десятилетия для подавляющего большинства было загадкой – кто такой этот Давид? ![]() Давид Карапетян. Таллин, 1968 год. Фото А.Маслюкова Но когда он решил написать свою книгу – первую в жизни, очень многие отреагировали на нее, как на очередные мемуары наподобие тех, что в изобилии писали случайные знакомые или вовсе не знакомые с Высоцким люди. Но в итоге это получились, наверное, самые захватывающие и самые необычные из всех воспоминаний о Владимире Семеновиче. Карапетян и Высоцкий были одновременно похожи и непохожи. Они оба женились на француженках, причем Давид встретил свою Мишель даже раньше, чем Владимир встретил свою Марину. ![]() Мишель Кан. Ереван, 1966 год Но происхождение у Давида и Володи было разным, и детство было тоже совсем непохожим. Давид был сыном Саака Карапетяна – председателя Совмина Армянской ССР, жил в большой красивом доме и мог себе позволить практически всё, о чем мечтали советские дети. ![]() Саак Карапетян Вот только из всех доступных привилегий охотно пользовался лишь огромной отцовской библиотекой и возможностью смотреть новейшие зарубежные фильмы. Володя вырос, сами знаете, в самых простых условиях в самой простой семье – разве что это была Москва, столица, а не Ереван – хоть и знаменитый, но провинциальный. Давид тяготился этой провинциальностью, как и своим происхождением. Высоцкий был гением русского слова, но иностранные языки давались ему не так легко, хотя немецкий он учил в детстве, когда жил с отцом в Германии. ![]() Володя Высоцкий. Германия, детский санаторий в Бад-Эльстере. Май 1948 года А общение с Мариной Влади и месяцы, проведенные в Париже, помогли освоить хотя бы на разговорном уровне и французский. Но Давид Карапетян был настоящим полиглотом, великолепным переводчиком, участвовал в съемках фильмов «Красная палатка», «Ватерлоо», «Невероятные приключения итальянцев в России». ![]() Давид Карапетян с итальянскими актрисами. Справа — Клаудиа Кардинале. Москва, Красная площадь, 1967 год На Московских кинофестивалях в 60-х работал с такими звездами той поры, как Клаудия Кардинале и Жаклин Сассар. На один из этих фестивалей приехала и Марина Влади, и в те дни начался их роман с Высоцким. ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий, 1968 год Но познакомился Давид с Володей не на фестивале, а совершенно случайно. Мишель Кан, будущая жена Карапетяна, жила в одном доме с матерью Татьяны Иваненко — актрисы Таганки и многолетней подруги Высоцкого. ![]() Актёры Таганки Юрий Смирнов, Владимир Высоцкий и Татьяна Иваненко в гостях у Гидалия Рахлина. Ленинград, 9 мая 1967 года Татьяна и Давид случайно оказались в одном такси, когда ехали в этот дом. Высоцкого в тот момент Карапетян почти не знал. Иваненко дала ему послушать бобину с песнями Володи, и с той минуты жизнь Давида Карапетяна изменилась навсегда. Вот эту песню он услышал одной из первых: Песня о звездах: слушать ![]() Правка машинописного текста песни «Звезды» из сборника Александра Евдокимова Воспоминания Давида Карапетяна – максимально честные, предельно откровенные, местами жесткие, с подробностями, которые понравятся далеко не всем. И уж точно он не создает некий светлый образ Поэта. Но при этом Давид сам же и признается, что буквально влюбился в Высоцкого. ![]() 1 сентября 1967 года. Фото Ольги Ширяевой https://youtu.be/SKWqEs2pVI8 Если многие, кто общался с Высоцким при жизни, пожимая плечами говорили, что никакой звездности и гениальности в нем не чувствовали, то у Карапетяна не было никаких сомнений: его друг – гений. Он восхищался им, ждал каждой встречи, при этих встречах трепетал и, кажется, был готов жизнь отдать за Володю, если бы это понадобилось: слушать ![]() Воспоминания Давида Карапетяна – это не хронология, не рассказ от и до. Это лишь самые яркие эпизоды их дружбы и совместных приключений. На этих страницах действительно много алкоголя и женщин, много спонтанных поездок, каких-то совершенно безумных затей, и чувство иногда бывает странным. Песня о сумасшедшем доме: слушать Внимательный читатель упрекнет автора: что же ты не остановил-то его, не помешал, соглашался на всё, потакал?! А Карапетян еще и признавался, что любил, когда Володя выпьет. Не пьяный вдрабадан, а просто выпивши – тогда Высоцкий становился особенно добрым и нежным человеком. ![]() Москва, на квартире Ларисы Лужиной, осень 1968 года. Фото Валерия Кузина А помешать Высоцкому, отговорить, разубедить было невозможно. Потому что Высоцкий – это стихия! Можно просто быть рядом, и если друг попадет в какой-нибудь очередной переплет, помочь ему, чем сможешь. Но можно ли назвать хорошим другом человека, который приносит в больницу бутылку пациенту, которого лечат от алкоголизма? А если тот же человек готов примчаться в любую секунду по первому зову куда угодно, когда остальные сделают вид, что заняты или не слышали звонка? ![]() 1 декабря 1970 года На сложные вопросы нет простых ответов, а когда речь идет о таком человеке, как Высоцкий – тем более. Случай на шахте: слушать Из всех историй, рассказанных Давидом Карапетяном, мы остановимся на двух, для широкой публики самых интересных и обросших в народе массой фантастических подробностей. А правду знали только сами Высоцкий и Карапетян. Встреча с Хрущевым у него на даче и поездка в Гуляйполе по следам Батьки Махно. В этой части нашего рассказа – о поездке на родину мятежного Батьки. ![]() Нестор Махно Весной 1970 года, когда вся страна неистово отмечала столетие Ленина, у глубоко антисоветского человека Карапетяна возникла идея поехать по махновским местам и собрать материалы о зачинателе «кооперативного счастья», предводителе степной вольницы и герое «экспериментальной республики» – хотелось запечатлеть противостояние Государства и Воли. И совершенно независимо от Карапетяна, Махно вдруг заинтересовал и Высоцкого. И даже роилось в головах что-то смутное: а как сыграл бы Махно сам Высоцкий! ![]() На теплоходе «Шота Руставели», 1971 год В общем, друзья собрались и поехали. Поехали на машине Мишель, супруги Давида. На «Москвиче» со спецномерами для иностранцев, запрещавшими выезд за пределы Москвы. И с этим номерами они не только из Москвы выехали, но домчались до Донецкой области, где нетерпеливый Володя, даже по пустому проселку не желавший ехать медленно, разбил автомобиль «Москвич». Однако друзья не растерялись, и всё устроилось так, что Высоцкий в итоге дал два концерта – на шахте бесплатный, а в донецком Дворце культуры – за деньги, которых почти хватило на починку транспортного средства. ![]() Владимир Высоцкий и редактор музыкальной редакции Донецкого телевидения Борис Чернуха. Донецк, август 1970 года. Фото Владимира Федоренко Побывал Высоцкий и в забое на адской глубине – на память о том случае осталась у него подаренная горняками каска. Ну, а потом поехали к Махно, точнее, в гости к его племянницам. Далее позволим себе цитату из книги Давида Карапетяна: «Племянница (Анастасия) рассказывала в основном о мирном, начальном периоде деятельности Махно, когда он был избран председателем Гуляйпольского совдепа, страстно агитировал за безвластные советы и вольные коммуны, где вместе с крестьянами-бедняками могли бы трудиться и кулаки, и «кающиеся» помещики. Очень любил выступать на митингах, был невероятно энергичен и целеустремлён. ![]() Нестор Махно «Церкви он не трогал, – подчеркнула она. – Но попов мог расстрелять, если те шпионили». (Оживлённо обсуждая в машине на обратном пути наш визит, Володя выделил и этот момент: «Слышал, а церкви-то он не трогал…»). Обе племянницы возмущалась тем, как показывали их дядьку в кино: «Это неправда, он не был таким!» Но на вопрос Высоцкого, как Анастасия Савельевна относится к деятельности дяди, та ответила буквально следующее: «Отрицательно, потому что из-за него пострадали все мы, его близкие». ![]() Зыряновск, ДК «Горняк», 13 октября 1970 года. Фото Виктора Коржа, фотокорреспондента газеты «Заря Востока» Семью Махно действительно репрессировали, а те родственники, которые выжили, были потом осторожны и вспоминали своего мятежного предка аккуратно и с чужими не откровенничали. Но Высоцкому и Карапетяну рассказали, что в лихие 30-е годы прямо из Парижа беспрепятственно дошло до них письмо от Нестора Ивановича с его фотографией! И писал он им о своей жизни во Франции, рассказывая, что стал журналистом. Журналистами в этой поездке фактически были и Давид с Володей. ![]() Давид Карапетян и Владимир Высоцкий с работниками Донецкой студии звукозаписи Борисом Чернухой, Александром и Владимиром Нетребами. Донецк, август 1970 года. Фото Владимира Федоренко Они даже разыскали одного из живых махновцев и поговорили заодно и с ним. И вообще прониклись удивительной историей неординарного человека, чью трехтысячную армию так и не смогли поймать в украинской степи 150 тысяч «красных» войск. Не зря Высоцкий говорил Карапетяну, что его «Охота на Волков» – это именно что гимн анархизму: «но остались ни с чем егеря». И по иронии судьбы – дата смерти Батьки Махно – такая же, как у Высоцкого, 25 июля. ![]() Могила Нестора Махно на кладбище в Пер Лашез в Париже А мы слушаем еще одну песню из тех, что особенно любил Давид Карапетян. Спасите наши души: слушать Это фрагмент концерта Высоцкого в Нью-Йорке. ![]() Queens College, Нью-Йорк. 19 января 1979 года. Фото Игоря Высоцкого Мы столько раз говорили о том, как Высоцкого зажимали, пытались впихнуть в рамки нелепых советских правил, как власть не понимала и не принимала его творчества. Но ведь касается это не только власти! Не принимала Высоцкого значительная часть эмиграции и диссидентов, считавших его недостаточно радикальным и злободневным. Мол, не хватает ему четкой политической позиции и публицистичности в творчестве. Не был Высоцкий ни Галичем, ни Солженицыным, хотя, по воспоминаниям Карапетяна, относился к обоим хоть и неоднозначно, но скорее с уважением. ![]() ![]() Александр Галич и Александр Солженицын Вопреки расхожему мнению, что Высоцкого очень чтили его современники-интеллигенты – это тоже было не совсем так. Даже коллеги по театру не понимали до конца, какой человек живет рядом с ними, пишет стихи, поет, выходит на сцену: слушать https://youtu.be/m5pSQf5XrAE Здесь мы, как это бывает, когда читаешь интересную книгу, прервемся в тот момент, когда нас зовут другие неотложные дела и просто необходимо сделать перерыв. А на этом месте мы с вами сделаем закладку, чтобы обязательно вернуться к воспоминаниям Давида Карапетяна о Владимире Высоцком в следующей Главе. ![]() Ереван, апрель 1970 года А пока я благодарю за помощь в подготовке этой программы близкого друга Давида Карапетяна Илью Рубинштейна и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных и Александра Ковановского. Банька по-черному: слушать ![]() При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина; – Давид Карапетян, «Владимир Высоцкий. Воспоминания. Между словом и славой»; — Илья Рубинштейн, «Мой друг – друг ВВ»; — Давид Карапетян, «Я любил Высоцкого, как мужчина женщину». МК, 21.01.2004. Копия машинописи песни «Звезды» предоставлена Сергеем Жильцовым. https://youtu.be/8Wcq_-JKDyQ «Спасите наши души». Съемка ТВ Венгрии, июль 1974 года Последний раз редактировалось Chugunka; 21.04.2021 в 09:12. |
#4
|
||||
|
||||
![]() |
#5
|
||||
|
||||
![]() |
#6
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2430995-echo/
11:00 , 25 мая 2019 автор Один Высоцкий ![]() 1967 год https://cdn.echo.msk.ru/files/3101369.mp3 Полный звук Главы №151: СЛУШАТЬ Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в московском Институте стоматологии 26 октября 1966 года: слушать Первое публичное упоминание Владимиром Семеновичем нового спектакля Театра на Таганке «Послушайте!». Некоторые полагают, что эта постановка была самой таганской из всех постановок Таганки. По духу и поэтической мощи. А тот актер, который писал композицию, имя которого Высоцкий так и не упомянул в этом фрагменте – это Вениамин Смехов. ![]() Вениамин Смехов Сегодня мы послушаем и фрагменты из спектакля, и воспользуемся отрывками из телевизионного цикла «Золотой век Таганки», который Вениамин Борисович делал в свое время на канале «Культура». А мы постараемся сегодня не мешать актерам и будем вторгаться в атмосферу спектакля и воспоминаний только короткими необходимыми пояснениями. https://youtu.be/RAubbWucmvE Лето 1976 года. Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров: слушать Высоцкий вспоминает спектакль «Послушайте!» через девять лет после премьеры, которая состоялась 16 мая 1966 года. Сохранилась замечательная аудиозапись одного из ранних представлений. По любопытному совпадению – это 6 июня 1967 года, день рождения Пушкина. ![]() На сцене пять Маяковских: Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин и Владимир Насонов: слушать https://youtu.be/E9mmzUjNn3I ![]() 1 декабря 1967 года. Фото Александра Гладштейна Идея спектакля принадлежала, разумеется, Юрию Любимову. Он знал, как обожает Маяковского молодой актер Смехов. Который и сам уже начал писать к тому времени. Любимов предложил Смехову сделать инсценировку. Посоветовались с драматургом Николаем Эрдманом, знавшим в юности Маяковского. ![]() Николай Эрдман Смехов написал первый вариант, который дружно раскритиковали. Зато вторая редакция оказалась гораздо лучше: слушать ![]() 1 декабря 1967 года. Фото Александра Гладштейна И началась работа, завершившаяся в мае 1967-го: слушать ![]() Из архива Александра Морозова Смысл постановки не в том, чтобы два часа на разные голоса читать со сцены стихи Маяковского, а в том, чтобы вернуть публике настоящего Маяковского, убрав с него бронзу и позолоту. ![]() И напомнив о том, что великим поэтом Революции его сделали уже после смерти, а при жизни его и не понимали, и не принимали, насмехались, нашептывали со всех сторон, что, мол, рабочий класс его стихов не понимает: слушать ![]() Фото Александра Стернина Наш цикл посвящен Владимиру Высоцкому – и мы конечно сейчас останавливаемся на тех фрагментах спектакля, когда он был на сцене. ![]() Композитор Эдисон Денисов Но роль Высоцкого не была главной, потому что в этой постановке вообще не было главных ролей: слушать ![]() В который раз приходится сожалеть, что Юрий Петрович Любимов не приветствовал, когда спектакли Таганки снимали на пленку. Да и возможности снимать было не так много, с учетом фрондёрской репутации театра. ![]() Эскиз декораций художника Энара Стенберга к спектаклю «Послушайте!» Неутомимая Марлена Зимна, великий исследователь творчества Высоцкого, сделавшая столько открытий и нашедшая массу редчайших кадров и записей, обнаружила в архивах агентства «Рейтер» маленький фрагмент съемки репетиции «Послушайте!». И это, увы, все что можно увидеть на пленке. Остается вслушиваться в фонограммы, представляя образы хорошо нам известных артистов: слушать ![]() 1967 год. Фото Юрия Зенковича На сцене постоянное столпотворение, многоголосье, звучит музыка, но Любимову с актерами удалось при всём этом множестве лиц и голосов создать атмосферу какого-то безнадежного одиночества. ![]() Театральный художник Энар Стенберг На сцене сразу пять Маяковских, а Поэт Маяковский всегда один. Не памятник самому себе, не певец революционных масс, а глубоко ранимый человек со страдающей душой: слушать ![]() 16 мая 1967 года. Фото Ольги Ширяевой Из «Приемного акта управления культуры». Тогда ведь нельзя было просто поставить спектакль – его требовалось утвердить. Утвердить у людей, которые или мало разбирались в искусстве или не разбирались вовсе. И уж точно были ни чета Любимову и другим великим режиссерам и драматургам того времени. Но именно эти люди все решали. Так вот, цитата: Выбор отрывков и цитат чрезвычайно тенденциозен. Например, обыватель Калягин с торжеством заявляет, что В. И. Ленин похвалил только одно стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся», а вообще вождь ругал поэта, не любил его. Причем ленинский текст издевательски произносится из окошка, на котором, как в уборной, написано «М». Нетерпимо и некоторое вольное обращение с текстом поэта, пародийное истолкование некоторых его стихотворений, — например, выступление «лауреатов 123 конкурса чтецов-маяковцев ученицы 7 класса житомирской школы имени Маяковского сельскохозяйственного профиля Сони Скрипкиной и октябренка из-под Тулы Фили Винтикова» с чтением «Разговора с товарищем Лениным». В целом спектакль оставляет какое-то подавленное, гнетущее впечатление. ![]() 16 мая 1967 года. Фото Ольги Ширяевой Александр Калягин действительно замечательно изобразил задорного пионера Филю Винтикова: слушать https://youtu.be/qsIYLr3E3w0 И впечатление действительно было гнетущее: слушать ![]() 1 декабря 1967 года. Фото Александра Гладштейна Рычание в конце – это нарисованный лев. Стилизованный детский рисунок в центре декорации. Вместе с кубиками, из которых складывались разные слова, этот периодически оживающий лев дополняет общую гротескную картину: слушать https://youtu.be/M9dlbp1T93s Через четыре года после премьеры спектакля «Послушайте!» Высоцкий напишет знаменитую песню о «Фатальных датах и цифрах»: «Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль и Маяковский лёг виском на дуло». ![]() Журнал «Театральная жизнь» №19, октябрь 1967 года Спектакль поэтический. Музыки в нем много, но песен фактически нет: слушать ![]() Фото Александра Стернина За исключением одного момента. Из воспоминаний Юрия Любимова: И там мы мистифицировали. Например, сцена такая: мещане, чиновники – вечеринка, танцуют. Как в «Клопе», только более современно. И когда чиновники танцевали, один играл на гитаре и пел: «Очи черные, очи жгучие, очи светлые и прекрасные. Как люблю я вас…» – очень смешно делал артист Бортник, очень талантливый. Тогда Высоцкий, который играл Маяковского, говорил: «Дайте гитару», – брал гитару, начинал ее настраивать чуть-чуть, тогда этот чиновник говорил: «А! Ха-ха-ха! Перестраивается! Значит, понимает…» И тогда начинал Владимир петь, но как он мог петь»: слушать https://youtu.be/uquGxWDUvYk Олег Ефремов впоследствии говорил об этом спектакле, что он не только выявил многих прекрасных актеров Театра на Таганке, но продемонстрировал наличие особой, любимовской школы актерского искусства. ![]() 16 мая 1967 года. Фото Ольги Ширяевой Актеры школы Любимова не прятались за грим и жанр, они играли впрямую от себя. Персонаж и актер как бы существовали на равных. И не отделяли себя от публики, апеллируя к ней, вовлекая в действие, заставляя сопереживать, не быть равнодушными созерцателями. Публика валом валила на эту постановку, шедшую более десяти лет на таганской сцене. https://youtu.be/Jr3InqnbqZw Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Валерия и Владимира Басиных, Сергея Алексеева, Николая Исаева и Александра Ковановского, которого мы всем нашим творческим коллективом от души поздравляем с 50-летием! ![]() Пять Маяковских: Вениамин Смехов, Владимир Насонов, Валерий Золотухин, Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий. 1967 год Спектакль кончается уходом пяти Маяковских. Пять ипостасей, пять граней и пять образов Поэта по очереди покидают сцену, пока не уйдет последний. Через все действие рефреном проходят эти строки, давшие название всему спектаклю: слушать ![]() При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина; – Юрий Любимов, «Рассказы старого трепача»; – Виктор Бакин, «Высоцкий без мифов и легенд»; – Борис Галанов, «Маяковский на Таганке», Литературная газета, 14.07.1967; – Марлена Зимна, «Послушайте!» в объективе Reuters. ![]() 16 мая 1967 года. Фото Ольги Ширяевой Песня о сентиментальном боксёре (ранний вариант): слушать О поэтах и кликушах: слушать (Мытищи, НИИОХ, 12 апреля 1972 года) О спектакле «Послушайте!»: слушать (Горловка, ДК шахты «Кочегарка», 13 марта 1973 года) О спектакле «Послушайте!»: слушать (Химки, ДК «Родина», конец 1975 года) ![]() Билеты на спектакль «Послушайте!», 26 мая 1974 года ![]() Последний раз редактировалось Chugunka; 07.05.2021 в 05:03. |
#7
|
||||
|
||||
![]() |
#8
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2435131-echo/
11:00 , 01 июня 2019 автор Один Высоцкий https://cdn.echo.msk.ru/files/3104817.mp3 Полный звук Главы №152: СЛУШАТЬ Сегодня мы расскажем вам необычную историю. Которую сам Владимир Высоцкий вспоминал неохотно и даже с раздражением. ![]() Будапешт, Театр оперетты, октябрь 1976 года. Фото Евы Хорват (из архива Марлены Зимны) Это история о фильме с участием Высоцкого, но без Высоцкого. С песнями Высоцкого, но без его голоса. А голос вообще будет женским. История очередного творческого разочарования Владимира Семеновича, каких было уже немало в нашем цикле, к сожалению. ![]() Первое упоминание Высоцким фильма «Вооружён и очень опасен» во время выступления в ДК имени Ильича производственного объединения «Красный богатырь» 28 ноября 1976 года: слушать ![]() Москва, ДК им. Ильича ПО «Красный богатырь», 28 ноября 1976 года. Фото Евгения Миткевича Съемки были уже в самом разгаре. Фильм делали на киностудии имени Горького. Картина в свое время была довольно известной, а ее название стало даже нарицательным выражением. Хотя полное название фильма почти никто уже не помнит. Оно длинное и вычурное: «Вооружён и очень опасен. Время и герои Франсиса Брет Гарта». Фрэнсис Брет Гарт – американские писатель, один из классиков литературы вестерна, описывавший быт и нравы золотоискателей. Вот в такой картине Владимиру Семеновичу предложили поработать. ![]() Владимир Высоцкий под Дебреценом во время гастролей Театра на Таганке в Венгрии с 28 сентября по 14 октября 1976 года (из архива Александра Стернина) Через месяц после выступления на «Красном богатыре» Высоцкий будет петь в клубе НИИ прикладной механики и снова вспомнит об этом фильме: слушать А вот теперь давайте разбираться. Режиссер Владимир Вайншток был известен еще до войны по таким приключенческим фильмам, как «Остров Сокровищ» и «Дети капитана Гранта». ![]() Владимир Вайншток А за четыре года до описываемых событий он же был режиссером знаменитого «Всадника без головы». Но для нашего рассказа важно, что в упомянутом довоенном «Острове Сокровищ» снимался Осип Наумович Абдулов – отец ближайшего друга Высоцкого Всеволода Абдулова. ![]() Осип Абдулов в фильме «Остров сокровищ» С тех пор Вайншток дружил с семьей Абдуловых и через Всеволода связался с Высоцким и попросил написать песни в свою новую картину. Песни, которые действительно спела Людмила Сенчина: слушать ![]() Людмила Сенчина В отличие от Высоцкого Людмила Сенчина оказалась в картине «Вооружён и очень опасен» практически случайно. В роли певицы в кабаре Жюли Прюдом должна была сниматься другая Людмила – Гурченко, но у Людмилы Марковны возникли какие-то сложности, и фактически в последний момент пришлось искать замену. Сыграть роль Жюли Прюдом предложили Сенчиной, которая как раз в то время становилась одной из самых популярных эстрадных певиц Союза. По ее воспоминаниям, Высоцкий приезжал на съемочную площадку довольно часто. И лично ей очень помог при записи. Потому что Сенчина, записывая песни Высоцкого, здорово волновалась. ![]() Донатас Банионис и Людмила Сенчина в фильме «Вооружён и очень опасен» Этот момент отметил и сам Высоцкий, когда 23 декабря 1976 года выступал в ДК «Красная звезда»: слушать Аранжировки песен для фильма делал композитор Георгий Фиртич. Они уже были хорошо знакомы с Высоцким, потому что вместе работали над мюзиклом «Необычайные приключения на волжском пароходе». Та работа, хоть и закончилась запретом на постановку, но сотрудничали Высоцкий с Фиртичем успешно и со взаимным удовольствием. В этот раз Фиртич написал мелодии, а Высоцкий уже на фактически готовую музыкальную основу положил свои тексты. https://youtu.be/CIZxOFb2k2A Еще и поэтому они звучат так непривычно: слушать ![]() Георгий Фиртич По воспоминаниям композитора Фиртича, Высоцкий остался доволен их совместной работой, отнесся к ней профессионально и никаких претензий к Георгию Ивановичу не имел. Однако вы уже наверняка обратили внимание на слова самого Владимира Семеновича, который совершенно уверенным тоном сообщал публике со сцены, что он в этой картине тоже будет петь собственную песню, правда, одну. На самом же деле он предложил в этот вестерн сразу восемь текстов! Три из которых исполнила Людмила Сенчина, а остальные не прозвучали вовсе. ![]() Чистые Ключи, июнь 1976 года. Фото Леонида Мончинского Причем для Высоцкого это стало, судя по всему, полной неожиданностью. Ведь когда работа уже шла вовсю, он был уверен, что одна-то песня у него в картине будет точно. Про живучего парня Барри. Сохранилась рабочая запись, которую сделал сам Высоцкий в конце сентября – начале октября 1976-го в гостинице в Будапеште. «Живёт живучий парень Барри…»: слушать Но ни на экране, ни на концертах эта песня так и не прозвучала. В фильме останутся только фрагменты музыкальной темы этой вещи. Никогда и нигде не исполнялись Высоцким песни «Живу я в лучшем из миров», «Черны все кошки, если ночь…», «Это вовсе не френч-канкан…». Сохранился и еще один чисто вокальный набросок – даже без гитары, также сделанный в Будапеште. «Если бы спросили вас о том…»: слушать Уже весной 1977 года Владимир Высоцкий понял, что ни одна песня в его личном исполнении в фильм «Вооружён и очень опасен» не войдет. ![]() Чистые Ключи, июнь 1976 года. Фото Леонида Мончинского Об этом он и сказал во время концерта в «Союзмашпроекте»: слушать История запутанная. Сценарист фильма Павел Финн, в соавторстве с которым Владимир Вайншток вообще снял все свои последние картины, уверял, что Высоцкий сначала действительно должен был петь одну песню, но сам же понял, что она не впишется в сюжетную канву и согласился с этим. ![]() Павел Финн Это вообще не первый случай, когда Владимир Семенович с энтузиазмом берется за работу, пишет с избытком, а потом даже не цензоры, а режиссеры физически не могут втиснуть весь материал либо в сюжет, либо в хронометраж. ![]() «Советский экран» №24, декабрь 1977 года Был еще один момент, который Высоцкому не понравился. Песня «Приметы – это суета» в фильме перебивается репликами героев, а Высоцкий не любил, когда его песни звучат таким образом или где-то фоном. https://youtu.be/BG88L660Y44 Для него было важно, чтобы зрители расслышали все слова. Композитор Георгий Фиртич говорил, что первоначально так и должно было быть, но при монтаже слова персонажей перекрыли часть песни и помимо голоса Людмилы Сенчиной мы слышим голоса Леонида Броневого и Юрия Саранцева, озвучивавшего персонажа, сыгранного Альгимантасом Масюлисом: слушать Собственно, вот эта песня по мнению Павла Финна по смыслу совпадала с песней про «живучего парня Барри» и делала ее исполнение Высоцким сюжетно неоправданным. Но так думали сценарист и режиссер. А вот Высоцкий думал иначе. И даже несмотря на то, что не отказался прийти на премьеру, обиду так и не забыл. О чем свидетельствуют хотя бы вот эти слова, сказанные в Московском научно-исследовательском телевизионном институте в феврале 1978 года: слушать ![]() Ворошиловград, ДК им. Ленина, 25 января 1978 года. Фото Юрия Хромушина Как мы уже сказали, три текста Владимира Высоцкого так и не стали песнями и не прозвучали не только в картине «Вооружён и очень опасен», но и вообще не прозвучали нигде в авторском исполнении хотя бы частично. Но в 2002 году в прокат вышел фильм известного режиссера Игоря Масленникова «Письма к Эльзе». ![]() Игорь Масленников Сценарий к фильму написал сын Владимира Семеновича Аркадий Высоцкий. В финальной сцене картины во время кукольного представления строки Высоцкого «Живу я в лучшем из миров» спустя 25 лет все-таки прозвучат с экрана. https://youtu.be/1IffqokJwHE Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных, Николая Исаева и Александра Ковановского. ![]() А к теме песен, написанных Владимиром Высоцким для кино, причем написанных для женского вокала, мы еще вернемся в ближайшее время: слушать https://youtu.be/vuesn42Wsmw Хотя продолжение истории для Владимира Семеновича тоже не будет слишком радостным. ![]() Будапешт, Театр оперетты, октябрь 1976 года. Фото Евы Хорват (из архива Марлены Зимны) При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Творческого объединения «Ракурс», Вадима Панюты и издательства «Либрика»; – фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных; – Марк Цыбульский, «Вооружён и очень опасен. Время и герои Франсиса Брет Гарта». https://youtu.be/o06CSUxxIn8 «Живу я в лучшем из миров» (Фрагмент репетиции Театра на Таганке спектакля «Владимир Высоцкий») Последний раз редактировалось Chugunka; 13.05.2021 в 10:12. |
#9
|
||||
|
||||
![]() |
#10
|
||||
|
||||
![]()
https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2422939-echo/
10:00 , 18 мая 2019 автор Один Высоцкий Цитата:
Возможно, лучшей книги такого рода, написанной одним из самых скромных друзей Владимира Семеновича, два десятилетия предпочитавшим оставаться в тени, хотя ему было что рассказать – в чем вы убедились по первой части нашего рассказа о дружбе Давида Владимира. Вы уже знакомы с подробностями поездки Высоцкого и Карапетяна по родным местам Батьки Махно в Гуляйполе. ![]() Владимир Высоцкий, фотограф Владимир Федоренко и Давид Карапетян. Донецк, август 1970 года. Сегодня же мы вспомним историю как минимум столь же удивительную и обросшую самыми немыслимыми слухами и домыслами. О встрече Высоцкого с Хрущевым. У Никиты Сергеевича Хрущева Карапетян и Высоцкий в гостях оказались скорее случайно. Владимир был знаком с дочерью Хрущева Юлией и в один из мартовских дней 1970 года, то есть еще до поездки по махновским местам, совершенно спонтанно у Высоцкого родилась идея взять и поехать к Хрущеву! ![]() Никита Хрущев с дочерью Юлией. Конец 60-х И он в тот же день ее осуществил! Юлия представила их отцу как актеров театра «Современник», потому что Хрущев как раз незадолго до этого был на спектакле по пьесе Михаила Шатрова «Большевики». Они так и остались для Никиты Сергеевича актерами «Современника». Никакого понятия о Высоцком Хрущев не имел и песен его не знал. И кстати, это миф, что в ту встречу Высоцкий что-то пел. В доме даже гитары не было. Но разговор о творчестве был, и Высоцкий посетовал, что его зажимают, не дают выступать, не признают – и спросил у Никиты Сергеевича как быть. Хрущев посоветовал обратиться к Петру Демичеву, секретарю ЦК. ![]() Петр Демичев Впрочем, особой уверенности у Хрущева в Демичеве не было, а спустя несколько лет эти сомнения подтвердятся – ведь именно Демичев «замотает» выпуск пластинки Высоцкого и Марины Влади, уже записанной на «Мелодии». ![]() Никита Сергеевич поначалу был несколько насторожен, но постепенно разговорился. И говорил о разном. Очень, к примеру, переживал, что «хрущобами» называют его детище, пятиэтажки, которые реально позволили вытащить людей из подвалов и бараков и получить хоть и скромное, но собственное жилье. ![]() Никита Хрущев. Конец 60-х Сели пообедать, и Высоцкий прямо спросил, нет ли у хозяина чего-нибудь выпить. Сам Хрущев уже не пил, а гостям не отказал, и беседа пошла как-то непринужденнее. ![]() Москва, на квартире Андрея Вознесенского, 26 марта 1967 года. Фото Генриетты Перьян Друзья навалились с расспросами про Берию, Сталина, спрашивали о заговоре против самого Хрущева и его отставке. И это был интереснейший рассказ. О том, как Сталин говорил, что даже самому себе уже не верит. Про Берию, которого Хрущев называл провокатором и которого они в Политбюро боялись все до единого. ![]() Лаврентий Берия Фантастическое описание смерти Сталина. Который несколько раз приходил в себя и несколько раз терял сознание, а Берия, в зависимости от этого, то восклицал, что «тиран умер», то кидался к нему с возгласами «Иосиф Виссарионович, я здесь!». Но при этом не только Хрущев, но и Берия после смерти Сталина заговорил о реформах и десталинизации. ![]() Не очень как будто образованный Хрущев нашел здесь неожиданную литературную параллель с Шекспиром – Макбет, который «по сравнению с Берией как мальчишка». Высоцкий задал прямой вопрос, неужели Никита Сергеевич не догадывался, что Сталин напрямую санкционирует репрессии. И Хрущев ответил, что они тогда считали, что всё зло от НКВД, а Сталина вводят в заблуждение. «Жил-был добрый дурачина-простофиля…»: слушать Это запись 1968 года, сделанная в Киеве у Григория Лубенца еще при жизни Никиты Сергеевича, но до встречи его с Высоцким. Интересно, поменял бы Владимир Семенович что-то в тексте, если бы писал песни после поездки в Петрово-Дальнее? А Главу об этой встрече в книге воспоминаний Давида Карапетяна прочите непременно – это правда невероятно интересный рассказ: слушать https://youtu.be/MUofnKwfQqs Отдельная, важная и потрясающе интересная тема диссидентства Высоцкого и его антисоветскости. У Карапетяна на этот счет свой взгляд и своя теория. Он представляет Высоцкого как человека, безусловно, не советского по степени свободы, широты, необузданности. Высоцкий по факту противостоял пошлому и глупому советскому укладу, дурацкой бюрократии, давившей, ставившей палки в колеса и затаптывавшей все нестандартное, не вписывающееся в установленные рамки. ![]() Ленинград, ВАМИ, 16 октября 1974 года. Фото Орика Грязнова Но и к диссидентам у Высоцкого было отношение скептическое, он считал их «излишне политизированными и не вполне свободными», позволяющими себя использовать уже западной пропаганде в пику пропаганде советской. Иной раз отношение к диссидентам было иронично-насмешливое. Они казались ему маленькими людьми с ущемленным самолюбием. ![]() Давид Карапетян на встрече с Михаилом Горбачевым Возможно, мы однажды остановимся на этой теме подробнее. А сейчас вспомним Марину Влади, которой Давид Карапетян посвятил немало строк: слушать https://youtu.be/zXAWoxqDikg Позволим себе еще раз процитировать отрывок из книги Давида Карапетяна: Самоотверженная любовь Марины Влади к Высоцкому – запоздалый, но сокрушительный реванш романтизма за свое поруганное прошлое, звонкая оплеуха Зигмунду Фрейду и его приспешникам. Эта любовь не вписывается в их безбожную концепцию «принципа наслаждения» и «уклонения от страданий» как лейтмотива человеческого существования. ![]() Марина Влади, 1973 год Если бы даже с математической точностью оказалось возможным вычислить процент страданий и наслаждений за двенадцать лет совместной жизни Влади и Высоцкого, то соотношение оказалось бы наверняка не в пользу последних. Сама Марина недоумевала: «Странная закономерность! Чем больше они нас мучают, тем сильнее мы их любим». ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий. Сочи, 16 августа 1969 года Даже теперь это невозможно рационально объяснить: любовь настоящей западной звезды и обыкновенного, тогда еще даже не знаменитого советского актера. И готовность Марины, вопреки всему, попирая трезвый расчёт и логику, бросать всё и по первому зову лететь в Москву, чтобы спасать, быть рядом, терпеть, прощать. ![]() Владимир Высоцкий и Марина Влади на съёмочной площадке к/ф «Сыновья уходят в бой» в деревне Литовка под Новогрудком, август 1969 года. Фото Людмилы Гедранович А попутно ставить под удар собственную карьеру, терять хорошие роли и выгодные контракты, снимаясь ради заработка в какой-то ужасной рекламе. Добавим уже от себя, что эта история любви, наверное, одна из самых потрясающих историй нашего времени. До сих пор необъяснимых и непостижимых. Благодаря Марине у Высоцкого даже наладились не всегда простые отношения с родителями и прежде всего с отцом. ![]() Семен Владимирович Высоцкий, 1988 год Странно всё-таки упрекать встроенного в систему офицера-связиста в том, что тот не сразу «расслышал» сына. Ведь полюбить песни Володи (даже военные) – было равносильно для отца отречению от собственной биографии, признанию, что вся жизнь – коту под хвост. Ведь они подрывали основы той системы, которая его выпестовала и отличила. Какие могут быть претензии к полковнику Советской армии, когда и искушённые интеллектуалы (даже фронтовики) шарахались от этих «судорог сердца»? ...Появление в жизни Володи «статусной» Марины Влади фактически реабилитировало сына в глазах Семёна Владимировича. Наверняка сработала система авторитетов, столь характерная для армейского менталитета. Можно смело сказать, что в те годы Марина воспринималась родителями Володи в некоем мистическом ореоле. В «Мариночке» видели не просто знаменитость и законную жену, но и добрую волшебницу, способную запросто переиначить гороскоп сына. Так продолжалось всю совместную жизнь Марины и Володи. ![]() Марина Влади и Владимир Высоцкий. Париж, декабрь 1977 года. Фото Джанкарло Ботти Так писал Давид Карапетян в своей книге «Владимир Высоцкий. Между Словом и Славой. Воспоминания». А мы послушаем одну из его любимых военных песен Владимира Семеновича. Черные бушлаты: слушать Однажды Высоцкий сказал Давиду Карапетяну, что чувствует себя в театре как совслужащий. Он тянул лямку, которая давно ему надоела, а бросить не мог. Театр становился для него обузой. Пускай и замечательные, но одни и те же спектакли и роли из года в год. А Высоцкий, сыграв Гамлета, уже вырос, вышел за рамки большинства этих образов. ![]() «Гамлет», 1977 год. Фото Георгия Папакотчева Конечно же, всё это уже давно было ему «не к лицу и не по летам». Не могла не удручать Володю и завеса злословия, отделявшая театральную сцену от закулисья. Его таганские (да и не только они) коллеги, публикующие мемуары, уж очень стараются пристегнуть Высоцкого к театральным подмосткам. Это понятно. Профессиональные актеры, они всегда видели в нем коллегу-конкурента, между делом сочиняющего какие-то песенки. Для них сцена Таганки со всеми ее склоками и сплетнями изначально была воплощением смысла жизни, мистически окрашенным символом судьбы. Единственным шансом самореализации. При жизни Высоцкого большинство из них отказывалось видеть в нем исключение из правил, теперь же они нуждались в его посмертном ореоле, чтобы приобщиться к вечности. Мандельштам, Цветаева считали актеров и поэтов антиподами. ![]() ![]() Осип Мандельштам. Марина Цветаева Актерство – профессия, а поэзия – миссия. Поэт обречен на Славу, а удел актера – Слово. Высоцкому невероятным образом удалось совместить и то, и другое. Но при этом он был обречен на то, что его до конца не примут ни актеры, ни поэты. Зато Высоцкого принял народ. За меня невеста: слушать Период самой активной дружбы и тесного общения Давида Карапетяна с Владимиром Высоцким пришелся на конец 60-х – начало 70-х. ![]() Владимир Высоцкий, фотограф Анатолий Гаранин, Виталий Шаповалов и Агарь Власова. Театр на Таганке, конец сезона. 15 июля 1968 года В последние годы жизни они виделись уже значительно реже. И эта заключительная часть книги Карапетяна – самая невеселая и самая строгая по отношению к другу. Это рассказ о том, как изменился Высоцкий, перестав быть прежним – скромным, открытым и… неуверенным в себе. Отсюда и жажда признания, и бесконечные амурные приключения, и необходимость поддержки и одобрения со стороны друзей, коллег, поэтов. В последние годы всё было уже не так. Изменился круг общения. Теперь это были люди почти сплошь успешные – и небедные по советским меркам. От былых сомнений в себе и неуверенности не осталось и следа. Всё чаще из его уст слышалось: «Я – Высоцкий!» и он уже почти не сомневался в собственной гениальности. По праву, но тем не менее. ![]() Владимир Высоцкий в спектакле «В поисках жанра». Москва, ДК ГПЗ, 24 марта 1979 года. Фото Бориса Ведьмина Его ритм жизни стал совсем бешеным, но каким-то просчитанным на западный манер. Он изменился даже внешне, став модником, и ему все эти заграничные вещи, сигареты, зажигалки, автомобили очень нравились. Карапетян вообще считал, что с этих шмоток и началась самоизмена Высоцкого. И в то же время, он по-прежнему был окружен непониманием и официальным непризнанием. И всё это накладывалось на известные пороки: слушать https://youtu.be/soMksltosvI Я благодарю за помощь в подготовке этой программы близкого друга Давида Карапетяна, замечательного поэта и сценариста Илью Рубинштейна и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных и Александра Ковановского. ![]() Лариса Лужина и Давид Карапетян Стихотворение Владимира Высоцкого, подаренное Давиду Карапетяну, в самом конце этой Главы прочтет Анатолий Меньщиков. Автограф стихотворения «Тоска немая гложет иногда…», 1970 год. Из архива Давида Карапетяна А книга воспоминаний Давида Карапетяна заканчивается 26 июля 1980 года. Квартира Высоцкого, на кухне поминки, а Марина говорит, что в последнее время Володя вспоминал Давида и сожалел, что давно его не видел. А тело Высоцкого всё это время было рядом, в кабинете, где друзья могли проститься с ним в эти дни. И я медленно направляюсь к дверям кабинета на наше с тобой бесповоротно последнее свидание, мой любимый и неповторимый товарищ, мой звёздный земной друг. До встречи. До неизбежной встречи… Давид Карапетян пережил Владимира Высоцкого почти на 27 лет. «Тоска немая гложет…» (читает Анатолий Меньщиков): слушать ![]() Давид Карапетян ![]() При подготовке программы использованы: – фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Ильи Рубинштейна и Творческого объединения «Ракурс»; – фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина; – Давид Карапетян, «Владимир Высоцкий. Воспоминания. Между словом и славой»; – Илья Рубинштейн, «Мой друг – друг ВВ»; – Давид Карапетян, «Я любил Высоцкого, как мужчина женщину». МК 21.01.2004. «Жил-был добрый дурачина-простофиля…»: слушать (неизвестная запись, май 1968 года) ![]() Илья Рубинштейн: Посвящение Давиду Карапетяну слушать (исполняет автор) ![]() Давид Карапетян и Илья Рубинштейн Последний раз редактировалось Chugunka; 02.05.2021 в 04:30. |
![]() |
Метки |
высоцкий |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|