![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
Одним из аргументов сторонников скорейшего принятия новой Конституции является то, что действующий Основной закон не дает возможности эффективно проводить экономические реформы. Между тем, в отличие от "брежневско-съездовской" конституции, в ельцинском проекте отсутствуют разделы, посвященные экономической системе, государственному плану экономического и социального развития и государственному бюджету.
Положения, на базе которых предполагается реформировать экономику, разбросаны в разных главах, конкретны и лишены идеологических заклинаний. Так, об основе любого демократического общества — частной собственности — говорится в главе о свободах и правах человека: "Право частной собственности является естественным правом человека". О свободном движении товаров, услуг и финансовых средств на территории страны записано в главе "Российская Федерация". Здесь же, пожалуй, единственное отражение экономической ситуации, сложившейся в России, — статья о том, что рубль является денежной единицей и введение других денег не допускается. Возможно, это — предостережение доллару. Однако, вероятно, что тут есть и политическая подоплека, поскольку собственные деньги — один из символов суверенитета. Кстати, недавно стало известно, что в Грозный уже доставлены отпечатанные в Лондоне чеченские сомы. Тем не менее Чечня числится в списке республик, входящих в федерацию. И это лишь одно из свидетельств широты и гибкости отношений между Центром и регионами, зафиксированных в проекте Конституции. Прежде всего, в ней впервые использован термин "государственно-территориальное образование". Именно так, чтобы не дразнить Москву словом "республика", называют себя регионы, повышая свой статус. В Москве же пошли даже дальше некоторых местных властей и предусмотрели для краев и областей нечто вроде республиканских Конституций — Устав (основополагающий закон). Впрочем, республики, в отличие от других регионов, смогут вводить собственное гражданство и государственный язык, который, однако, будет употребляться в официальных учреждениях наряду с русским. Более того, хотя Татарстану, утверждающему, что он "ассоциирован" с федерацией, и не удалось добиться узаконивания этого положения, в Конституции предусмотрен и "особенный статус" для некоторых регионов. Очевидно, при этом учитывалась не только позиция Казани, но и возможность присоединения к России некоторых стран СНГ (по мнению экспертов Ъ, переговоры об этом с Москвой могли проводить лидеры Армении и Таджикистана). Проект не дает ответа, какая республика будет в России. Однако она скорее президентская, чем парламентская. Из Конституции, например, исчезла уступка, которую Борис Ельцин еще весной готов был дать парламенту: согласовывать с депутатами кандидатуры силовых министров. Президент сможет лично раздавать портфели по представлению главы правительства. Президент же представляет парламенту кандидатуру самого председателя Совета Министров, генерального прокурора и судей в Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды. Оставлена в проекте, правда, в несколько измененном виде, и статья, в которой прямо говорилось, что президент является высшим арбитром. Теперь проект предусматривает, что президент "может использовать согласительные процедуры" для разрешения споров между федеральными органами власти и органами власти регионов. Высшим представительным и законодательным органом предполагается сделать Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. В Совет Федерации будут входить по два депутата от каждого субъекта, то есть 178 человек. Государственная Дума будет состоять из 400 депутатов. Именно она сможет начать процедуру отрешения президента от должности через импичмент. В парламенте не предусмотрена должность единого руководителя. Каждая палата будет избирать председателя лишь для ведения заседаний и наблюдения за внутренним распорядком. Таким образом, они будут спикерами палат и не смогут претендовать на руководство представительной властью в России. При этом федеральная исполнительная власть может создавать свои территориальные подразделения, а президент — приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №133 от 16.07.1993
Вокруг новой Конституции В связи с одобрением Конституционным совещанием проекта Основного закона ответственный секретарь Конституционной комиссии Олег Румянцев сделал вчера официальное заявление, которое было распространено по каналам ИТАР-ТАСС. По мнению г-на Румянцева, в проекте есть свои плюсы и минусы, но окончательный вариант должны дорабатывать Конституционное совещание и ВС. На равных с ними в этом процессе должна участвовать и Конституционная комиссия. Затем Основной закон может принять съезд. Мнение Олега Румянцева комментирует парламентский корреспондент Ъ ВАЛЕРИЙ Ъ-ПОГОРЕЛЫЙ. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
То, что Олег Румянцев сказал вчера, он мог бы сказать и месяц, и три назад. Его позиция вряд ли встревожит Бориса Ельцина или депутатов. Словно не заметив, чем занимались в последнее время в Кремле, г-н Румянцев заявляет, что необходимо создать "небольшую совместную группу" для работы над президентским и парламентским проектами Конституции. Правда, если раньше, выдвигая эту идею, говорили лишь о необходимости сотрудничества президента и ВС, то теперь г-н Румянцев предлагает им третьего партнера — Конституционную комиссию. Она, однако, и создавалась как "совместная группа". Олег Румянцев считает, что новая Конституция должна пройти съезд, но тут никто не спорит — спорят о последствиях этого.
Между тем, молчание ответственного секретаря Конституционной комиссии в связи с одобрением проекта Основного закона в Кремле, очевидно, свидетельствовало бы о том, что Олег Румянцев смирился с тем, что остался в стороне от главной линии конституционного процесса, прочерченной Борисом Ельциным. При этом он, с одной стороны, теряет возможность попасть в историю как отец российской Конституции, и, с другой стороны, может запомниться как политик, с которым не обязательно считаться. Вместе с тем сейчас трудно предсказать, за кем в конце концов останется победа. Пока на коне президент, но рано или поздно ему придется пойти со своей Конституцией на поклон к съезду. Делать какие-то резкие заявления в поддержку одной из сторон, когда ее перевес четко не обозначился, значит сузить поле для будущего маневра и получить серьезные шансы выпасть из политической элиты. Вероятно, учитывая все это, Олег Румянцев и выступил с весьма аморфным заявлением. Однако заявление, сделанное только ради того, чтобы лишний раз напомнить о себе, не прибавляет авторитета политику. |
#4
|
|||
|
|||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №134 от 17.07.1993
ВС о новой Конституции Белый дом "ответил" на одобрение в Кремле проекта нового Основного закона. Вчера парламент обставил принятие Конституции жесткими условиями, преодолеть которые, даже если президент решится на это, почти невозможно. Кроме того, парламент еще и предостерег, что всякая попытка выйти за эти рамки будет считаться государственным преступлением, не имеющим срока давности и влекущим соответствующее наказание. Законопроект "О порядке принятия Конституции РФ" представлял Владимир Исаков, и его дебют в качестве председателя комитета по конституционному законодательству, по мнению Руслана Хасбулатова, был весьма удачен. Конституционную тему открыл вчера Олег Румянцев. В своем докладе ответственный секретарь Конституционной комиссии предложил продолжить работу над Основным законом, базируясь на проекте, одобренном VI съездом. При этом, по его мнению, могут быть использованы и некоторые положения созданного в Кремле проекта, который г-н Румянцев не считает результатом объединения двух вариантов, поскольку на совещании преобладала только одна партия — "партия власти". Доклад Олега Румянцева не встретил возражений. Лишь спикер покритиковал разработанный Конституционной комиссией вариант. "Мы имеем два проекта, — сказал председатель ВС, — плохой и очень плохой. Президентский не очень плохой". Однако реплика Хасбулатова не нашла отклика у депутатов и без единого голоса "против" они приняли предложенный Румянцевым проект постановления. В соответствии с этим документом Конституционная комиссия продолжит работу над проектом Основного закона, одобренным VI съездом и, возможно, учтет часть положений варианта, одобренного в Кремле. Владимир Исаков, ознакомивший депутатов с проектом Закона "О порядке принятия Конституции Российской Федерации" предлагал считать документ лишь "представленным" — с тем, чтобы после доработки в комитетах и комиссиях, обсуждения в Кремле и на Старой площади его можно было принять в первом чтении. Однако Руслан Хасбулатов сказал, что никогда еще не видел столь хорошо юридически проработанного проекта и предложил принимать его в первом чтении. На этот раз мнение подавляющего большинства парламентариев совпало с мнением председателя ВС. Согласно этому закону Конституцию может принимать съезд большинством в две трети голосов или референдум. На референдуме Конституция будет принята, если за нее проголосуют не только более пятидесяти процентов всех избирателей, внесенных в списки, но и две трети субъектов федерации. Итоги референдума в регионах подводятся также по принципу 50% плюс один голос. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №136 от 21.07.1993
РДДР о новой Конституции и выборах 20 июля в московской мэрии лидер Российского движения демократических реформ Гавриил Попов на пресс-конференции заявил о своей удовлетворенности итогами первого этапа Конституционного совещания. По мнению г-на Попова, главным недостатком обсуждаемого проекта конституции является отсутствие специального раздела, регламентирующего деятельность так называемой четвертой власти. Кроме того, г-н Попов указал на нецелесообразность создания сейчас каких-либо наблюдательных советов на телерадиокомпании: "Еще никому в мире не удавалось создать совершенно независимые средства массовой информации". По мнению Гавриила Попова, завершившийся первый этап Конституционного совещания принес обществу больше пользы, чем вреда. "Стремление к согласию в обществе оказалось гораздо выше, чем у большинства политических лидеров России", — заявил г-н Попов. Теперь главная задача — сделать проект конституции приемлемым и для субъектов Федерации, которые уже не доверяют проекту нового федеративного договора и стремятся как можно меньше зависеть от центра. Наиболее сложной проблемой, не решенной Конституционным совещанием, по мнению г-на Попова, остается отсутствие согласия в том, как следует распределить властные полномочия между президентом и правительством. После того как Конституционное совещание одобрит проект новой конституции, следует сразу начать подготовку к новым выборам. "Я думаю, что не следует терять время, ожидая, пока нынешняя законодательная власть примет новую конституцию. Она это сделать неспособна", — заявил г-н Попов. Вместо этого следует добиться принятия нового закона о выборах, чтобы новую конституцию Российской Федерации принимал новый парламент. В том случае если нынешние депутаты откажутся принять Закон о выборах, считает бывший мэр, этот закон должен быть принят через всенародный референдум. Однако нынешняя ситуация в средствах массовой информации практически делает невозможной проведение предвыборной компании. Поэтому г-н Попов рекомендует самым серьезным образом разработать тот раздел конституции, который закрепляет формы и способы существования "четвертой власти" в нашем обществе. Г-н Попов выразил свое несогласие с созданием при средствах массовой информации специальных наблюдательных комитетов на время проведения предвыборной компании, оговорив при этом, что "совершенно безразлично, кому такие советы служат — исполнительной или законодательной власти". |
#6
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №145 от 03.08.1993
Регионы обсуждают Конституцию Танцы в шаманском костюме с коренным населением во время недавнего визита в Саху (Якутию) Борису Ельцину помогли мало. Поздно вечером в пятницу стало известно, что президиум ВС республики отказался принимать за основу для дальнейшей работы проект Основного закона, подготовленный Конституционным совещанием. В Ярославской области внеочередная сессия облсовета проект Конституции приняла к сведению. Представители Республики Коми, видимо, будут работать в Кремле и после перерыва — так решили в Сыктывкаре на совместном заседании президиумы ВС и правительства. Президиум ВС Якутии отрицательно оценил проект Основного закона, подготовленный на Конституционном совещании. Главная причина, которая не позволяет якутским депутатам даже вынести на рассмотрение местного парламента этот документ, кроется в статьях о федеральном устройстве России. По мнению президиума ВС Якутии, в концепции проекта Конституции заложены принципы унитарного государства. Руководство республиканской представительной власти не устраивает так же, что Конституция развивает идеи "территориальной губернизации", механического выравнивания статуса республик, краев, областей и национально-территориальных образований. Якутские парламентарии считают, что Конституция обязана утвердить разные уровни отношений между субъектами федерации и Москвой. Оговорки, сделанные в Ярославе, где приступили к рассмотрению проекта Конституции, и потому на сессии облсовета присутствовали вице-премьер Сергей Шахрай и председатель парламентского комитета Владимир Исаков, также касаются федерального устройства. Однако облсовет, чье мнение разделяет большинство краевых и областных парламентов России, напротив, считает, что в Конституции обязательно должно быть закреплено равноправие субъектов федерации. Менее определенна ситуация в Коми. Решение продолжить работу представителей республики на Конституционном совещании было принято лишь на совместном заседании президиумов парламента и правительства. Это — принципиальное решение, поскольку оно не отвечает взглядам федерального парламента, пытающегося принизить значение совещания, и значит уже — в поддержку президента. Что касается самого проекта Основного закона, то в Сыктывкаре считают, что он еще должен быть всесторонне обсужден населением Коми. А поскольку опросы общественного мнения показывают, что в большинстве республик избиратели все больше разочаровываются в Москве и поддерживают стремление местных властей к самостоятельности, весьма вероятно, что в итоге и в Коми попытаются добиться сохранения неравноправного положения регионов. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Газета "Коммерсантъ" №153 от 13.08.1993
Борис Ельцин оказался заложником региональной политики Последние месяцы окончательно убеждают, что президенту не удается извлекать выгоду из своих политических побед. Как после августа 1991 и референдума, так и после весьма энергичной, на фоне ВС, работы Конституционного совещания, Борис Ельцин резко замедлил наступательное движение, отдав судьбу Основного закона в руки регионов. Но там, очевидно, не считают вопрос принятия новой Конституции первостепенным и не торопятся приступать к ее обсуждению. В результате второй этап Конституционного совещания, который предполагалось начать в первых числах августа, в лучшем случае откроется в сентябре. Сегодня в Петрозаводске Борис Ельцин проводит совещание с главами российских республик и представителями межрегиональных ассоциаций, где, вероятно, попробует ускорить обсуждение проекта Основного закона. Ситуацию комментирует парламентский корреспондент Ъ ВАЛЕРИЙ ПОГОРЕЛЫЙ. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|