Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Общество > Отечественная культура

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 09.06.2021, 10:56
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий о Последних премьерах, 1979 г


https://www.youtube.com/watch?v=7CEHyMVWzeM
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 10.06.2021, 09:01
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 158. «Потому-то и новых времён в нашем городе не настаёт…»

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2478933-echo/
10:00 , 10 августа 2019

автор
Один Высоцкий


Цитата:
В сад пустите бездомных ──
Ишь понаставили пугал!
И предоставьте влюблённым
Тихий укромный угол.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1965 год)
https://cdn.echo.msk.ru/files/3139351.mp3
Полный звук Главы №158: СЛУШАТЬ

Путешествие по Грузии вместе с Владимиром Высоцким, которое мы начали в предыдущей Главе, сегодня продолжится.
Тем более что нам еще предстоит рассказать вам про свадьбу и свадебное путешествие Высоцкого и Марины Влади и заочно побывать на тбилисских выступлениях Владимира Семеновича осенью 1979 года.

Владимир Высоцкий и Марина Влади официально вступили в брак 1 декабря 1970 года в Москве, в Грибоедовском ЗАГСе.
Церемония прошла без праздничных нарядов и марша Мендельсона.

Бракосочетание Владимира Высоцкого и Марины Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

Имея за плечами по два брака и в общей сложности пятерых детей от предыдущих супругов, молодожены не хотели пышной церемонии.
И расписались не в главном зале, а в кабинете начальника ЗАГСа, в присутствии всего нескольких человек.

Бракосочетание Владимира Высоцкого и Марины Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

Свидетелем со стороны Марины был корреспондент газеты «Юманите» в Москве Макс Леон, на квартире которого они когда-то и познакомились.
Со стороны Высоцкого свидетелем был Всеволод Абдулов.

Всеволод Абдулов — свидетель на церемонии бракосочетания Владимира Высоцкого и Марины Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

А еще присутствовал режиссер Виктор Туров.

Отмечали тоже в узком кругу, позвав Юрия Любимова с тогдашней его супругой Людмилой Целиковской, Александра Митту с женой, Андрея Вознесенского с Зоей Богуславской и Зураба Церетели.

Юрий Любимов и Людмила Целиковская

Несколько бутылок шампанского, пирог, Высоцкий, лежащий на диване с гитарой – в общем, особого разгула не получилось.

Москва, декабрь 1970 года

И тогда Церетели решил, что отпраздновать такое неординарное событие нужно с грузинским размахом и позвал всех немедленно в Тбилиси.

Вот там уже было что-то сногсшибательное.
Грузинское застолье – каким мы только можем представить его по фильмам и полуфантастическим рассказам очевидцев. Пировали до шести утра, с невероятным количество цветистых, вычурных тостов. Перед каждым тостом молодоженам и всем присутствовавшим подносили рог с вином, которые Высоцкий и Марина даже не пытались допить, зато грузины выпивали всякий раз до дна. Марина с Володей подсчитали, что гости выпили никак не меньше десяти литров на человека.

Новороссийск, 23 августа 1971 года. Фото Зиновия Высоковского

Угощения подавали на дорогущем старинном сервизе, какой-то исключительной ценности.
А Зураб Церетели потом вспоминал, что застолье перешло еще и в поэтическое мероприятие, потому что гости читали Пушкина, Пастернака, Лермонтова, а Высоцкий взял в руки гитару.

Омрачило событие только одно символическое обстоятельство.
Марина Влади то ли нечаянно задела ножку стола ногой, то ли не аккуратно ударила ладонью по краю стола, но так или иначе старинный дубовый стол сложился пополам со всей посудой.

Марина Влади

А по грузинскому поверью – это очень скверная примета, сулящая молодоженам недолгий и несчастливый брак.
Правда, вида никто не подал, и все продолжили веселиться до рассвета.

В тот приезд их изумительно встретит Сергей Параджанов, который относился к Володе и Марине с невероятной симпатией.
Это он однажды выложит в их комнате огромный ковёр из фруктов, чтобы выразить свою любовь и восхищение. С Параджановым они придут в гости к великому грузинскому художнику Ладо Гудиашвили.

Ладо Гудиашвили

В молодые годы он жил в Париже, дружил с Пикассо, Модильяни, Утрилло и хорошо знал отца Марины Влади Владимира Полякова.
Для Марины это будет невероятная встреча и очень трогательный и одновременно грустный вечер. Она увидит фотографию молодого отца в компании знаменитых художников, и Ладо подарит ей это фото. Разойдутся снова под утро после еще одного грузинского застолья, обнявшись на прощание.

Владимир Высоцкий и Марина Влади. Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона

А мы с вами сейчас послушаем одну из самых знаменитых шуточных песен Владимира Семеновича про «Диалог у телевизора», он же «Диалог в Цирке».
Вариант, записанный Константином Мустафиди в 1973 году. С той самой строкой про Зину, у которой «в 70-м был грузин».

Диалог у телевизора: слушать

Тбилиси, ДК «Строитель» института ТбилЗНИИЭП, октябрь 1979 года. Фото Григория Абелишвили

Если судить по книге Марины Влади, то в свадебное путешествие на теплоходе по Черному морю они с Высоцким отправились как будто непосредственно после торжества, устроенного Зурабом Церетели.
Но это был декабрь – не лучшее время для круизов, мягко говоря. На самом деле, памятное плавание на теплоходе «Грузия» под командованием легендарного капитана Анатолия Гарагули состоялось лишь через несколько месяцев.

В ожидании капитана теплохода «Грузия» Анатолия Гарагули в сухумском порту во время круиза на теплоходе «Шота Руставели», август 1971 года.
В центре — Владимир Высоцкий и Марина Влади, капитан теплохода «Шота Руставели» Александр Назаренко, слева от него — Агргба, левее — начальник сухумского порта, справа — Тимка и Костя Георгиевы, крайняя слева женщина — администратор теплохода «Шота Руставели».

Гарагуля неоднократно шел на хитрость, сообщая в Черноморское пароходство, что каюта-люкс нуждается в ремонте, и она, таким образом, выводилась из продажи.
А на самом деле капитан бронировал ее персонально для Высоцкого и Марины, как своих гостей. В ответ Владимир Семенович давал на борту лайнера концерты.

Чёрное море, теплоход «Шота Руставели», август 1971 года

Внесем, к слову, одно историческое уточнение.
Теплоход «Грузия» не был немецким трофейным судном. Построили его ещё до войны в Ньюкасле по польскому заказу, а в 1950-м продали в Советский Союз. Но корабль был шикарный! Корабли, строившиеся в СССР, таким богатством отделки похвастаться не могли.

Капитан теплохода «Шота Руставели» Александр Назаренко (в кителе), Марина Влади с капитаном теплохода «Грузия» Анатолием Гарагулей и Владимир Высоцкий с членами экипажа теплохода «Грузия».
Сухуми, август 1971 года

А люкс был по нынешним временам почти президентским – с обитыми голубым бархатом стенами, отделанный ценными породами дерева, с фарфоровыми раковинами, зеркалами повсюду, полированной медью – в общем, поразилась даже Марина Влади, которую роскошью было вроде бы не удивить.

Владимир Высоцкий и Марина Влади поднимаются на борт теплохода «Грузия».
Август 1969 года. Фото В.Романовского

Потом она будет вспоминать это путешествие как один из самых счастливых моментов их совместной жизни.
Как время редкого счастья и безмятежности.

Вскоре после того круиза теплоход «Грузия» спишут на лом, а капитан Гарагуля получит под свою команду новую «Грузию» – тоже прекрасную, на которой Марина и Володя также побывают.
Но таких ярких минут у них уже не будет никогда ни в одном плавании. Весной 1971 года у них получилось действительно свадебное путешествие.

Джубга, август 1971 года

Здесь мы с вами ненадолго перенесемся из 1970-го и 1971 года в 1979-й, на тбилисское предприятие КавГипротранс и дадим микрофон Владимиру Высоцкому.

Дайте собакам мяса: слушать

Мы уже говорили, что в общей сложности за все своим приезды в Грузию Владимир Семенович провел в этой республике около двух месяцев.
Приезжая и с театром, и на гастроли, и на съемки – и просто так, на отдых или к друзьям.

Владимир Высоцкий и Марина Влади в Пицунде, 1973 год.
Кадр киножурнала документальной хроники.
© Издательство «Либрика»

В августе 1973 года Высоцкий был в Пицунде вместе Мариной и Всеволодом Абдуловым и там же встречался с удивительной семьей.
Виктор Суходрев – выдающийся советский дипломат и переводчик, работавший с Микояном, Хрущевым, Брежневым, Горбачевым, присутствовавший и работавший практически на всех важнейших международных встречах того времени.

Виктор Суходрев и Леонид Брежнев. Конец 60-х

А с ним в Пицунде была его вторая супруга Инга Окуневская, дочь великолепной Татьяны Окуневской, звезды довоенного и послевоенного кино.

Высоцкий и Суходрев были к тому моменту неплохо знакомы и даже вместе встречали Новый год дома у Александра Митты, а Суходрев несколько раз записывал Высоцкого на магнитофон.
Виктор Суходрев рассказывал очень забавную историю, как они втроем с Высоцким и Абдуловым поехали к «дяде Грише» – Григорию Чепия, с которым Высоцкий познакомился во время съемок «Плохого хорошего человека».

На съемочной площадке фильма «Плохой хороший человек», 1972 год

2 августа у Суходрева и Окуневской была годовщина свадьбы.
И у «дяди Гриши» они хотели взять вина. А в итоге так надегустировались, что непьющий Высоцкий разводил по номерам Абдулова, Суходрева и пятилитровую бутыль. Был в тот приезд и необычный концерт после ужина на пляже, когда Высоцкий пел для друзей, но в ночном южном воздухе голос разносился так далеко, что его пение услышали все вокруг. И там же в Пицунде, по воспоминаниям Суходрева, Высоцкий написал песню «Штормит весь вечер…».

Владимир Высоцкий и Марина Влади в каюте теплохода «Шота Руставели» во время круиза по Чёрному морю 12-26 августа 1971 года

На концерте в Центральном статистическом управлении 30 октября 1973 года она прозвучит с редким и малоизвестным вариантом финальных строк:
«И я ни разу не солгу
На этом чистом берегу».

Шторм («Штормит весь вечер, и пока…»): слушать

Виктор Суходрев и Владимир Высоцкий потом еще неоднократно встречались.
Был Суходрев и на так называемом «новоселье» в 1975 году, когда Владимир Семенович вселился в квартиру на Малой Грузинской (опять же обратите внимание на символичное в нашем контексте название улицы). Именно Суходрев поможет после смерти Высоцкого составить письмо на имя Брежнева, чтобы эта квартира осталась в собственности семьи, и потом в ней будет жить Нина Максимовна Высоцкая.

Нина Максимовна Высоцкая с гостями в квартире на Малой Грузинской улице.
Москва, 25 октября 1985 года. Фото Игоря Данилова

И вот мы подходим к последней грузинской странице в биографии Владимира Высоцкого.
Гастролям в Тбилиси в сентябре-октябре 1979 года.

В это время в столицу Грузии на гастроли приехал Театр на Таганке.
Обстановка в театре в тот период была сложная, и нервозность в труппе накладывалась на личное беспокойное настроение Высоцкого.

Тбилиси, октябрь 1979 года. Фото Александра Саакова

Он приехал в Тбилиси раньше театра.
Вместе с Леонидом Филатовым и Валерием Золотухиным они должны были дать несколько выступлений в рамках концертной программы «В поисках жанра».

По сути это были просто отдельные номера в исполнении актеров Таганки, собранные вместе.
Но всё это действо называлось спектаклем и позволяло артистам немного подзаработать. Десять выступлений во Дворце Спорта за пять дней. Фрагмент одного из таких выступлений вы сейчас и услышите.

Про Джеймса Бонда: слушать

Шон Коннери в фильме «Красная палатка»

На пленке вы слышите аплодисменты и смех публики в зале, но концерты во Дворце спорта оставили у Высоцкого удручающее впечатление.
Народ на эти спектакли не шел! Половину просто пришлось отменить из-за непроданных билетов.

У Высоцкого возникли черные мысли, что зрители от него устали, что песни его приелись и тому подобное.
На самом деле, Высоцкий тут был не при чем. В тбилисском Дворце спорта была скверная акустика. Местная публика в принципе не любила туда ходить вне зависимости от того, какие артисты выступали.

В антракте спектакля «Преступление и наказание».
Тбилиси, ДК профсоюзов, 11 октября 1979 года. Фото Юрия Мечитова

Высоцкий успокоился, только когда выяснилось, что на его концертах в других залах и клубах свободных мест не предвидится.
Да и спектакли Таганки прошли с неизменными аншлагами.

Гастрольный репертуар Театра на Таганке в Тбилиси. Сентябрь-октябрь 1979 года

Но для расстройства у Высоцкого был и другой повод.
Как раз в то время набирало обороты «Ижевское дело» о незаконный выплатах за выступления различных артистов в Удмуртии, среди которых был и Высоцкий. Следователь Воробьев приехал в Тбилиси допросить его лично. Высоцкого рассматривали пока в качестве свидетеля, но Владимир Семенович не хотел фигурировать в этом процессе даже в такой роли.

Тбилиси, ДК профсоюзов, 11 октября 1979 года. Фото Юрия Мечитова

Ведь он только что снялся в «Месте встречи изменить нельзя».
А тут ему пришлось бы выступить уже не в роли милиционера и борца за законность Жеглова, а в роли почти противоположной.

Там же в Тбилиси Высоцкий случайно встретил Генриха Падву, с которым был знаком через Всеволода Абдулова.

Генрих Падва

Карьера будущего знаменитого адвоката только начиналась, но он согласился Высоцкому помочь и вспоминал впоследствии, что Владимира Семеновича в этом деле, казалось, совершенно не волновала собственная судьба – зато он очень переживал, как бы не пострадала репутация Юрия Любимова, как бы не было неприятностей у его друга и фактического импресарио Валерия Янкловича, у Василия Кондакова, который и был главным организатором концертов в Ижевске и Глазове.

Сергей Параджанов, Валерий Янклович и Владимир Высоцкий в ДК профсоюзов, Тбилиси, 11 октября 1979 года.
Фото Юрия Мечитова

Но были, само собой, и светлые моменты в той поездке.
Высоцкого все-таки по-особому принимали. И самого, и вместе с товарищами по театру постоянно звали в гости, устраивали многочасовые посиделки с вином и тостами, снова блистал Сергей Параджанов.

Сергей Параджанов, Владимир Высоцкий и поэт Эльфа Голубятникова-Кипшидзе. Тбилиси, ДК профсоюзов, 11 октября 1979 года.
Фото Юрия Мечитова

Все просили Высоцкого спеть, но он вынужден был чаще всего отказываться.

И так получилось, что едва ли не единственным, кто ни о чем не просил, был Алик Степанян, работавший тогда следователем и присутствовавший в Тбилиси при расследовании упомянутого «ижевского дела».
С Высоцким у них быстро возникла взаимная симпатия и, в конце концов, Владимир Семенович сам предложил спеть у Степаняна дома. Как раз в это время Высоцкий, что называется, «обкатывал» одну нынче хорошо известную песню и спел ее Степаняну.

Через десять лет: слушать

Тбилиси, ДК «Строитель» института ТбилЗНИИЭП, 20 сентября 1979 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Поездка в Тбилиси осенью 1979 года стала последним визитом Владимира Высоцкого в Грузию.
И запомнилась еще одним событием. 21 сентября в номер гостиницы «Аджария», где остановился Высоцкий, пришел тбилисский фотограф Александр Сааков. Он сделал несколько снимков Высоцкого и присутствующих в номере Валерия Золотухина и Леонида Филатова.

Леонид Филатов, Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин.
Тбилиси, гостиница «Аджария». 21 сентября 1979 года.
Фото Александра Саакова

Это одна из самых знаменитых съемок Высоцкого. На всех снимках Владимир Семенович серьезен, местами отрешен, порою кажется, что даже зол. Настроение у него действительно было скверное. Но сегодня в его взгляде с этих портретов угадывается и совершенно иной смысл.

Тбилиси, гостиница «Аджария». 21 сентября 1979 года.
Фото Александра Саакова

Недаром именно фотография, сделанная Сааковым, висела на сцене Театра на Таганке в день прощания с Высоцким, а в конце церемонии была даже выставлена в окно над входом в театр, чтобы его смогли увидеть все те, кому не удалось попасть в театр попрощаться.

А еще одно фото из той же тбилисской съемки, сделанное уже сыном Саакова и никогда не публиковавшееся прежде, украсило обложку нашего издания «Один Высоцкий» с первой сотней Глав этого цикла.

За этот – без преувеличения – уникальный сюжет, чудом сохранившийся в архиве семьи Сааковых, мы хотим поблагодарить мецената Вадима Панюту и издательство «Либрика», любезно предоставивших этот уникальный кадр для главной иллюстрации нашего проекта.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс и Издательства «Либрика»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Марина Влади, «Владимир, или Прерванный полет»;
– Виктор Бакин, «Высоцкий без мифов и легенд»;
– Николай Андреев, «Жизнь Высоцкого»;
– Марк Цыбульский, «Владимир Высоцкий в Закавказье»;
– Лев Черняк. Интервью с Виктором Суходревом и Ингой Окуневской;
– Валерий Перевозчиков. Интервью с Аликом Степаняном.

Владимир Высоцкий и Александр Сааков. Тбилиси, гостиница «Аджария», 21 сентября 1979 года

Слух: слушать (Тбилиси, НИИ «Мион», 11 октября 1979 года, 1-е выступление)
Зарисовка о Париже, или Письмо к другу: слушать (Тбилиси, НИИ «Мион», 11 октября 1979 года, 2-е выступление)

Последний раз редактировалось Chugunka; 13.06.2021 в 10:45.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 14.06.2021, 13:42
Аватар для Архивные Материалы
Архивные Материалы Архивные Материалы вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.02.2021
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Архивные Материалы на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий Рассказ о спектаклях, 1976 г


https://www.youtube.com/watch?v=IpbOz2285kg
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 15.06.2021, 12:40
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 159. Римские каникулы

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2491593-echo/
10:00 , 31 августа 2019

автор
Один Высоцкий


Цитата:
Было время приуныть да приобидеться —
Повезли меня, а сам и рад стараться, —
Как за тридесять земель, за триодиннадцать
Уму-разуму чужому набираться.
Владимир Высоцкий («Купола российские», из черновиков, 1975 год)
https://cdn.echo.msk.ru/files/3152183.mp3
Полный звук Главы №159: СЛУШАТЬ

Фрагмент интервью Владимира Высоцкого для итальянского радио:

Дайте собакам мяса: слушать

Где только не бывал Владимир Высоцкий, когда в последние годы жизни у него появилась возможность путешествовать!

Анахайм (США), «Диснейленд», август 1976 года

И даже удивительно, что впервые всерьез он добрался до Италии, уже успев побывать к тому времени и в Соединенных Штатах, и в Мексике, и в Южной Америке, и в Африке, и на Таити, не говоря уже про Германию и Францию.
Однако лишь только летом 1979 года у Владимира Семеновича состоялась поездка в Италию, в Рим. И об этом любопытном эпизоде из его жизненной и творческой биографии мы сегодня и вспомним.

Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)

Удивительно, но впервые в Италии Владимир Высоцкий побывал… заочно.
Произошло это в 1974 года на кинофестивале в Таормине, где он получил приз за исполнение роли фон Корена в фильме «Плохой хороший человек».

Владимир Высоцкий и Анатолий Папанов в фильме «Плохой хороший человек»

Посылать на фестивали большие делегации, тем более в капиталистические страны, тогда было не принято, так что свою единственную официальную прижизненную кинонаграду Высоцкий получил, так сказать, на расстоянии.

В том фрагменте интервью, который вы уже слышали, Владимир Семенович упоминает съемки, которые делали итальянские телевизионщики в Москве в том же 1979 году.
Документальных съемок Высоцкого вообще сохранилось не так уж и много. И львиную долю этих записей, как мы неоднократно говорили, сделали иностранные журналисты – немцы, австрийцы, шведы, болгары, венгры, югославы, японцы, мексиканцы, американцы.

Кадр съемки ТВ Австрии. Москва, 5-7 декабря 1975 года

А в 1979 года в Москву приехала бригада режиссера Деметрио Волчича, чтобы собрать материал для фильма о Высоцком и Театре на Таганке.
Они действительно снимали репетиции, концерты, брали интервью у Высоцкого дома на Малой Грузинской. Фрагменты этой беседы уже звучали в нашем цикле.

Кадр съемки ТВ Италии. Москва, май 1979 года

Но фильм под названием «Володя – неудобный человек» («Volodia un uomo scomodo») выйдет в эфир на телеканале RAI только в 1981 году, то есть уже после смерти Владимира Семеновича.

Владимир Высоцкий во время съемок ТВ Италии в Москве во дворе дома №3 в Нижнем Таганском тупике.
Спустя десять лет, осенью 1989 года здесь будет организован Музей Высоцкого («Дом Высоцкого на Таганке»).
Фото Владимира Мурашко

Однако если телесъемки были просто исключительной редкостью, то интервью для радио – вещь вовсе уникальная.
В советском эфире, в отличие от итальянского, голос Высоцкого звучал только в радиопостановках. А здесь получился подробный разговор с песнями.

Но к этой беседе мы еще подойдем чуть позже.
А пока внесем все-таки важное уточнение. Строго говоря, в Италии Владимир Высоцкий бывал и до 1979 года, причем бывал четыре раза. Но суммарное пребывание в эти приезды на итальянской земле вряд ли превысило четыре дня. В 1975 и 1976 годах они с Мариной Влади совершили два морских круиза по Средиземному морю с выходом в Атлантику на теплоходе «Белоруссия». Отплывало судно под командованием капитана Феликса Дашкова из Генуи и в этот же порт возвращалось.

Порт Генуи. Причал круизных лайнеров. Фото Антона Ореха

А Высоцкий и Марина в Геную просто прилетали из Парижа в день отплытия и в день прибытия снова улетали в Париж.
Так что родной город Колумба был для них не более чем транзитной точкой. И никаких памятных мест, связанных с именем Высоцкого – кроме морского вокзала и причала – в Генуе нет.

Генуя. Здание пассажирского морского порта. Фото Антона Ореха

А вот летом 1979 года у Владимира Семеновича появилась, наконец, возможность побывать в Риме: слушать

Это фрагмент выступления Владимира Высоцкого в МФТИ 29 февраля 1980 года.
Единственное публичное воспоминание о той поездке.

Долгопрудный, МФТИ, 29 февраля 1980 года. Фото Игоря Янковского

А сама возможность поехать в Рим появилась благодаря Марине Влади, которая снималась в тех краях в роли Лукреции в картине «Мнимый больной».
И пока супруга работала на съемочной площадке, Высоцкий успел побыть в Вечном городе туристом. Но туристом поющим и выступающим.

«Я больше не избавлюсь от покоя…»: слушать

Рим, отель «Мадрид»

В Риме Высоцкий и Марина Влади жили в отеле «Мадрид» недалеко от площади Испании, а импровизированный концерт, фрагменты которого мы с вами сегодня слушаем, состоялся в ресторанчике «Отелло алла Конкордия», расположенном в нескольких минутах ходьбы от гостиницы.

Рим, ресторан «Отелло алла Конкордия», 18 июня 2018 года. Фото Александра Свердлина

Заведение небольшое, но уютное, Марина была знакома с его хозяином и вечером 2 июля они просто зашли туда с итальянскими друзьями поужинать.

Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)

А у Высоцкого была с собой гитара.
По легенде в какой-то момент, почти импровизацией он начал петь, и как это часто бывало, постепенно всё внимание в зале переключилось на него, а публика, даже не понимая слов, встречала пение аплодисментами, что отлично слышно на пленке.

К слову о непонятном языке – на пленке слышно, как Марина Влади пересказывает итальянцам смысл того, о чем поет Владимир и переводит его реплики.

«Цыганка с картами, дорога дальняя…»: слушать

Песню про «Купола» мы с вами сегодня слушать не станем, зато послушаем очень редкое исполнение «Моей цыганской».
Французский вариант этой песни, известный нам по диску «Натянутый канат».

Rien ne Va: слушать

В зале за одним из столиков сидел родственник хозяина этой траттории.
Его звали Дарио Токачелли. Обычный итальянский служащий с необычным хобби. Дарио сам в своей мастерской изготавливал и ремонтировал музыкальные инструменты.

Владимир Высоцкий и Дарио Токачелли. Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)

Ему показалось, что у Высоцкого расстроена гитара.
Вообще Владимир Семенович настраивал инструмент всегда по-своему, и действительно часто звук его гитары немного «плыл». Делалось это умышленно. Но в тот раз инструмент действительно барахлил по-настоящему.

О том, что было дальше, советские телезрители узнали через восемь лет после вечера в траттории «Отелло».
Когда фактический запрет на имя Высоцкого был снят, и о нем начали рассказывать даже по телевидению. В знаменитой пропагандисткой передаче «Международная панорама» вышел сюжет известного в те времена советского тележурналиста Юрия Выборнова, долгие годы работавшего как раз в Италии. Выборнов разыскал Дарио Токачелли и взял у него небольшое интервью, фрагменты которого вошли в телевизионный сюжет. Их мы сейчас и послушаем. В кадре – мастерская Токачелли: слушать
https://youtu.be/95RBy6UZ5RM
Обратим ваше внимание на слова Высоцкого о том, что ему хорошо пишется в Италии.
Известно даже, над какой конкретно песней он работал – «Еще бы не бояться мне полетов…». Она в нашем цикле звучала уже неоднократно, а впервые в авторском исполнении будет исполнена этим же летом 1979 года во время гастролей в Узбекистане.

Заравшан, на квартире у Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова

А Дарио Токачелли действительно записал у себя дома довольно подробную беседу с Высоцким для итальянского радио.

Владимир Высоцкий, Марина Влади и Дарио Токачелли. Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)

Владимир Семенович рассказал, как продолжает работу над песнями даже после того, как они уже вроде бы написаны, о специфике авторской песни, о том, почему он сам всегда поет от первого лица и о том, как ему помогли в поисках нужного ритма и формы его ранние песни.

Мать моя давай рыдать: слушать

Ну вот тут хорошо слышно, что побывав в руках итальянского мастера Дарио Токачелли, гитара Владимира Высоцкого стала звучать действительно более сочно.

Владимир Высоцкий и Дарио Токачелли. Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)

А я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

В Риме Владимир Высоцкий пробыл меньше двух недель и потом приезжал в Италию всего лишь раз.
В марте 1980 года буквально на пару дней он оказался в Венеции для срочного, серьезного и трудного разговора с Мариной Влади. И в тот момент ему было не до венецианских красот. Так что римские каникулы Владимира Семеновича летом 1979 года так и остались единственной его настоящей встречей с Италией, когда ему дышалось и работалось приятно и легко.

За меня невеста: слушать

Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Марка Цыбульского и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Италии»;
– «Владимир Высоцкий: Италия, Рим» Журнал Турист, 15.06.1990.

Рим, ресторан «Отелло алла Конкордия», 2 июля 1979 года (запись Дарио Токачелли):
Кони привередливые: слушать
Купола: слушать

Киев, Галерея Высоцкий — 31 августа 2019 года

Одесса, Всемирный клуб одесситов — 5 сентября 2019 года

Последний раз редактировалось Chugunka; 18.06.2021 в 12:05.
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 20.06.2021, 11:48
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 160. Высоцкий в Африке

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2499391-echo/
10:00 , 14 сентября 2019

автор
Один Высоцкий


Цитата:
В Африке, в районе Сенегала,
Европейцам — форменный бардак:
Женщины хоть носят покрывала,
А мужчины ходят просто так.
Владимир Высоцкий (1969 год)
https://cdn.echo.msk.ru/files/3155513.mp3
Полный звук Главы №160: СЛУШАТЬ
Когда мы рассказывали вам о путешествии Владимира Высоцкого в Италию, то мимолетно упомянули его столь же мимолетные приезды в Геную. Оттуда Высоцкий с Мариной Влади дважды отправлялись в средиземноморские круизы на теплоходе «Белоруссия».

1-й помощник капитана Игорь Зайцев, капитан т/х «Белоруссия» Феликс Дашков, Владимир Высоцкий, Марина Влади, капитан т/х «Максим Горький» Сергей Дондуа, заместитель начальника Управления пассажирского флота Черноморского пароходства Павел Пьянов. Порт Санта-Круз-де-Тенерифе, на борту турбохода «Максим Горький», 25 апреля 1976 года (фото из архива Феликса Дашкова)
И сегодня мы расскажем о тех морских поездках в 1975 и 1976 годах подробнее.
Тем более что морские дороги привели тогда Владимира Семеновича даже в Африку!
Весной 1975 года Высоцкий и Марина отплывают из Генуи на «Белоруссии» под командованием капитана Феликса Дашкова.

Генуя, перед началом круиза на т/х «Белоруссия», 17 апреля 1976 года

Они уже были знакомы к тому времени несколько лет, а знакомство их состоялось в Одессе, во время съемок то ли «Интервенции», то ли «Двух товарищей» – этого Феликс Михайлович припомнить точно не смог.
Но его тогдашнее судно «Литва» стояло в Одессе на ремонте, и однажды Высоцкий пришел к нему в гости вместе с другим знаменитым капитаном Александром Назаренко. После назначения на «Белоруссию» Дашков неоднократно приглашал к себе Высоцкого и Марину, пока они, наконец, не собрались в круиз весной 1975 года.

Владимир Высоцкий, буфетчица Людмила Ивашкова, Людмила Курова, Таня Курова, Феликс Дашков, Марина Влади и представитель Министерства морфлота СССР в Марокко Валентин Куров на борту т/х «Белоруссия», апрель 1975 года (из архива Феликса Дашкова)
Теплоход «Белоруссия» тогда сотрудничал с западногерманской туристической компанией и возил не только советских туристов, но и европейцев.

Время года весна, а маршрут считался «зимним».
С заходом в Касабланку, то есть в Марокко, то есть в Африку.
Это голос Феликса Дашкова, который представляет Высоцкого публике на борту круизного лайнера: слушать

Феликс Дашков и Владимир Высоцкий. На борту т/х «Белоруссия», апрель 1975 год
Хорошо известно, что Владимир Семенович практически всегда в благодарность своим друзьям-капитанам давал во время плавания концерты.
Спел он и на борту «Белоруссии». Но прежде, чем исполнить несколько песен, подробно рассказал команде о своей работе, назвав это «творческим отчетом»: слушать
Сейчас слушать этот «творческий отчет» интересно вдвойне, потому что мы, по прошествии лет, уже знаем и о тяжелой, драматичной, почти трагической истории работы Высоцкого в фильме «Стрелы Робин Гуда» и о том, что фильм Иосифа Хейфица будет называться не «Мечта о Тихом океане», а «Единственная», и роль там у Высоцкого будет совсем небольшая.

Теплоход «Белоруссия», апрель 1975 года. Фото А.Белоусова
В 1976 году Высоцкий с Мариной вновь поплывут на «Белоруссии» и вновь окажутся в Касабланке.
А из Касабланки они отправятся в Рабат – столицу Марокко. Официально не признанного и даже почти запрещенного поэта и исполнителя Высоцкого встречали как дорогого гостя работники советского посольства.

На переднем плане слева Феликс Дашков и Марина Влади, справа Владимир Высоцкий и Павел Пьянов. Теплоход «Белоруссия», апрель 1976 года (из архива Феликса Дашкова)
Показали ему все главные местные достопримечательности и ходили слухи, что Высоцкий даже дал концерт в посольстве.
Записи такой, впрочем, до сих пор не обнаружено. Зато обнаружены странности в той самой пленке, записанной в 1975 году, фрагменты которой мы с вами сейчас слышали. Там есть такой эпизод: слушать

Теплоход «Белоруссия», апрель 1975 года. Фото А.Белоусова
Еще одно вступительное слово!
Качество, конечно не ахти, но очевидно, что на одной пленке фактически две разные записи. И вот это вступительное слово с большой вероятностью произносилось перед выступлением в представительстве советского морского флота в Касабланке.
Поездка в город: слушать

Владимир Высоцкий в музыкальном салоне теплохода «Белоруссия», 25 апреля 1975 года. Фото Арнольда Гумницкого
Нечасто в нашем цикле мы слышим такие фонограммы, когда Высоцкий забывает собственные песни и сбивается – но бывало во время живых выступлений и такое, конечно.
Морские круизы – это все-таки в первую очередь отдых.

Феликс Дашков снимает Владимира Высоцкого. Рабат, у мавзолея Мохаммеда V, 21 апреля 1976 года. Фото Валентина Курова
И Высоцкий с Мариной Влади вели себя как простые туристы: гуляли по старинным городам, сделали немало фотографий.

Владимир Высоцкий, Марина Влади и Павел Пьянов на острове Лансароте, апрель 1975 года (из архива Феликса Дашкова)
В Марокко Высоцкий, кажется, впервые в жизни попробовал омаров, а матери послал открытку с такими строчками:
«Мамуля! Мы в Марокко. Сидим, пьём чай с мятой и ходим по рынку – тут всё медное и блестит. Тепло. Много красок. Хорошо! Целую. Володя».

Рабат, у мавзолея Мухаммеда V, 21 апреля 1976 года. Фото Валентина Курова
Ну, а в представительстве морфлота СССР весной 1975 года Высоцкий единственный раз на публике спел вот эту песню:
Белое безмолвие: слушать

Теплоход «Белоруссия»
Еще раз повторим, что это единственное концертное исполнение.
Фонограмма этой песни, записанная с оркестром под управлением Георгия Гараняна прозвучала в фильме «72 градуса ниже нуля», а еще она известна по записям Константина Мустафиди и Михаила Шемякина.
Высоцкий в тех поездках впервые оказался не только в Африке, но и в Испании.
Барселона, Картахена, Кадис. Побывали в Севилье. В 1975-м побывали, скорее всего, и в Мадриде.

Капитан т/х «Белоруссия» Феликс Дашков, представитель Министерства морфлота СССР в Марокко Валентин Куров, заместитель начальника Управления пассажирского флота Черноморского пароходства Павел Пьянов, Марина Влади, Владимир Высоцкий, генконсул СССР в Марокко Виталий Маргелов у борта т/х «Белоруссия». Касабланка, 21 апреля 1976 года
Во всяком случае, упоминание о посещении Высоцким знаменитой галереи «Прадо» сохранилось в дневниках актрисы Аллы Демидовой.
17 апреля 1976 года Марина и Владимир снова на борту «Белоруссии» в гостях у Феликса Дашкова отплывают из Генуи, берут курс на Малагу и посещают жемчужину мавританской архитектуры Гранаду.

Феликс Дашков, Марина Влади и Владимир Высоцкий на теплоходе «Белоруссия», апрель 1975 года
Из Малаги они через Гибралтарский пролив, минуя знаменитые Геркулесовы столбы, снова идут в Марокко, и Высоцкий вновь выступает в Касабланке перед экипажем теплохода.
Но эта фонограмма, к сожалению, не сохранилась. Не сохранилась и запись встречи Высоцкого с моряками теплохода «Грузия» под командованием Анатолия Гарагули.

Владимир Высоцкий, Марина Влади и капитан теплохода «Грузия» Анатолий Гарагуля.
Остров Мадейра, порт Фуншал. 22 апреля 1976 года

Со старым другом Высоцкий повидался уже на Мадейре, где «Грузия» Гарагули оказалась одновременно с «Белоруссией» Феликса Дашкова.
Но самым интересным и экзотическим был заход на Канарские острова.
Канары – один из синонимов земного рая. Вулкан Тейде, Лас-Пальмас, остров Тенерифе, вулканический остров Лансароте, который произвел на Высоцкого и Влади, кажется, самое большое впечатление.

Остров Мадейра, 22 апреля 1975 года
А из Лас-Пальмаса Владимир Семенович снова шлет своей маме, Нине Максимовне открытку:
«Мамочка! Это первая открытка, но уж больно здесь красиво – и телефона нет. Мы на пароходе поплыли из Генуи на Канарские острова. Отдыхаем, глядим, восхищаемся, шастаем. 4-го будем в Париже, позвоним. Целую. Володя».

Остров Лансароте, апрель 1975 года (из архива Феликса Дашкова)
В порту Санта-Крус-де-Тенерифе Высоцкий дает для экипажа еще один концерт в кают-компании теплохода.
И нас снова ждут приятные открытия.
Гербарий: слушать
Это, можно сказать, премьера песни!
Первое полное исполнение. Сохранилась еще одна пробная запись, сделанная дома у Высоцкого в марте того же 1976-го, но там есть только начальные строки. А здесь – целиком.

Автографы Владимира Высоцкого и Марины Влади Валентину Курову.
Остров Мадейра, порт Фуншал, 22 апреля 1976 года

И тут же Владимир Семенович вообще впервые исполняет две песни из условного цикла «История болезни» – «Ошибка вышла» и «Никакой ошибки».
Потом Высоцкий исполнит эти эпохальные произведения у Леонида Мончинского, Михаила Шемякина, Вадима Туманова, Анатолия Гарагули. Но впервые – у берегов Тенерифе.
Никакой ошибки: слушать

Владимир Высоцкий, Марина Влади, Феликс Дашков и др. Теплоход «Белоруссия», апрель 1975 года (из архива Феликса Дашкова)
От Канарских островов теплоход «Белоруссия» пойдет в порт Кадис, потом в Барселону и вернется в Геную.
Там 1 мая 1976 года Владимир Высоцкий завершит свой второй и последний Средиземноморский круиз. Впрочем, в Испании он еще окажется по случаю, но прибудет туда не на корабле, а на самолете и однажды мы, возможно, к этой истории еще вернемся.

Рабат, у мавзолея Мохаммеда V, 21 апреля 1976 года. Фото Феликса Дашкова
А пока я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных, Николая Исаева и Александра Ковановского.

«Феликс! Эти две недели запомню навсегда! Спасибо! Высоцкий»
Завершим же мы наше сегодняшнее путешествие с Высоцким по Пиренейскому полуострову, далеким островам и в Африку самой знаменитой его песней с африканскими мотивами.
Жираф большой, или Семейная хроника: слушать
Цитата:
Определяя просто наугад леса,
Умея находить тропу впотьмах,
Не убегайте в Африку без атласа —
Заблудитесь в тропических лесах.
Владимир Высоцкий («Что случилось в Африке», из черновиков, 1969 год)

Марина Влади и Владимир Высоцкий выбирают «Мисс судна». Остров Лансароте, на борту т/х «Белоруссия», апрель 1975 года. Фото Арнольда Гумницкого

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Марк Цыбульский, «Владимир Высоцкий в Африке», «Высоцкий в Испании», «Интервью с Феликсом Дашковым»;
– Феликс Сафронов, «Морские дороги Высоцкого»;
– «Индекс фонограмм авторских исполнений песен и стихов Владимира Семёновича Высоцкого», составитель Светлозар Ковачев (Болгария).
Бонус
Морякам дальнего плавания: слушать (Касабланка, на борту т/х «Белоруссия», 22-27 апреля 1975 года)
Тенерифе, в кают-компании капитана т/х «Белоруссия» Феликса Дашкова, 22-27 апреля 1976 года, запись Павла Пьянова:
Баллада о детстве: слушать
Ошибка вышла: слушать
Инструкция перед поездкой за рубеж: слушать
Случай на таможне: слушать

Последний раз редактировалось Chugunka; 24.06.2021 в 12:20.
Ответить с цитированием
Ответ

Метки
высоцкий


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 05:48. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS