![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
https://leonid-martinyk.livejournal....17541#t1917541
27 мая 2020, 02:54 Категории: Финансы Экономика Третье десятилетие XXI века Россия встречает не только с обнулением путинских президентских сроков, но и с обнулением экономического роста. Валентина Терешкова депутат Госдумы РФ, член Высшего совета партии «Единая Россия», 10 марта 2020: «…заложить в законе возможность для действующего президента вновь избираться на эту должность уже в соответствии с обновленной Конституцией». Период с 2010 по 2020 год, который начинался с нефтью по 100 долларов за баррель, а закончился санкционным конфликтом с Западом и переходом к модели Госплана, становится «потерянным десятилетием» для российской экономики, несмотря на относительно высокие цены на нефть, триллионные планы ускорения и два пакета «майских указов». Алексей Кудрин, председатель Счётной палаты Российской Федерации, 27 ноября 2018: «Мы, в общем, последние 10 лет живем с темпами роста 1 процент. После Второй Мировой войны у нас такого длинного периода в истории России, чтобы мы жили больше 10 лет с таким темпом роста – 1 процент, нет. Мы в общем-то попали в серьёзную такую застойную яму… притом, что цена на нефть за год увеличилась в два раза. То есть, прирост цены на нефть, который всегда был драйвером нашей экономики даже не останавливает дальнейшее снижение темпов роста.» По итогам 2020 года российский ВВП сожмется на 4,3 процента - рекордно с 2009 года, а на докризисные уровни выйдет только в 2022 году. Таков консенсус-прогноз экономистов по итогам ежеквартального опроса Высшей школы экономики, в котором участвовали эксперты из российских и международных банков, Российской академии наук и аналитических центров. Международный валютный фонд смотрит на ситуацию еще пессимистичнее и прогнозирует России экономический спад в 5,5 процентов. Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, 24.04.2020: «В целом за 2020 год, по прогнозу Банка России, ВВП снизится на 4-6 процентов. Самый большой вклад в снижение ВВП внесет падение экспорта, которое может составить от 10 до 15 процентов». При любом из этих сценариев падения ВВП размер российской экономики на начало 2021 года будет таким же, как в 2013 году. К очередному кризису Россия подошла со слабой базой роста, а снижение цен на нефть и пандемия полностью разрушили возможность выйти из ловушки стагнации. Объем инвестиций в основной капитал сократится в этом году на 7,4%, а в последующие три года будет возрастать всего на 1-2 процента в год. Алексей Кудрин, председатель Счётной палаты Российской Федерации, 17 января 2020: «...В конце прошлого года, в конце 2019 года, вот уже есть предварительные оценки, рост инвестиций составит 1 процент. Может быть, 1,5. Это совсем ничто для прорывов. Нужно минимум 5, а лучше 6 и больше» По уровню жизни граждан экономике предстоит нырнуть в прошлое еще глубже. По итогам 2020-го реальные располагаемые доходы россиян вернутся на уровни 2008-2009 годов. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) Наталья Зубаревич, экономико-географ, профессор географического факультета МГУ, 16.05.2020: «Общая оценка, консенсусная, почти консенсусная, что в этом году среднедушевые доходы населения в реальном выражении сократятся от 5 до 8 процентов. Если учесть, что у нас в конце 19-го года пятилетнее сокращение с 14-го минус 7 нарастающим итогом. Мы еще в яме – минус 7. Еще за год, меньше чем за год мы делаем еще 5-8. И вот тут начинается страшная штука, я вот для себя думаю. Вы знаете, есть такие пороговые значения дохода, когда люди при росте доходов они даже немножко рывком переходят в другую модель потребления: вдруг начинают ездить отдыхать в Турцию. Или вдруг начинают ходить в Макдональдс, отмечать там чего-нибудь. А вот, как назад?» Уровень жизни падает вместе с сырьевыми доходами, зависимость от которых только растет вопреки многократно повторяемой мантре о необходимости слезть с нефтяной иглы. Путин, 8 июля 2000 года: «Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику – экономику знаний и технологий» Путин, 25 октября 2006 года: «Хочу обратить Ваше внимание, так же как и всех других наших граждан, которых беспокоит чрезмерная наша зависимость наша … прежде всего, от высоких цен на энергоносители, на нефть, газ, уголь: такая зависимость у нас пока очень большая, вместе с тем генеральной задачей нашей экономики является диверсификация этой экономики. Правительство последовательно начинает решать эту задачу.» Текст: С задачей диверсификации российской экономики путинское правительство не справилось. Доля российского сырьевого экспорта в последние 20 лет не опускалась ниже 50 процентов. Экспорт же высокотехнологичной продукции при Путине не поднимался выше 10 с половиной процентов. В январе-марте 2020 года экспорт машин и оборудования составил жалкие 3,3 процента экспорта России. (1998-2002, 2003-2008, 2002-2006, 2005-2009, 2005-2010, 2007-2012, 2009-2014, 2013-2014, 1995-2017, 2016-2017, 2017, 2018, 2019) Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК», 18.05.2020: «Есть такие данные, это официальные данные от Росстата. Если сравнивать долю полезных ископаемых в структуре промышленного производства в 2010 году и в 2018 году, то она увеличилась примерно с 34 процентов до почти 39 процентов. То есть получается, что доля добычи полезных ископаемых выросла заметно в структуре в структуре промышленного производства. О чем это говорит? О том, что не то что слезть с нефтяной иглы у нас не получилось, у нас как-то получилось, что мы еще больше подсели на неё» Экономика страны, сильно зависящая от поставок углеводородного сырья: нефти, газа других природных ископаемых, подверженным ценовым колебаниям, не может чувствовать себя уверенно. Окончание карантина в России не будет означать неминуемого выхода из кризиса. Владимир Карачаровский, кандидат экономических наук, доцент Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ, 14.05.2020: «После того, как мы выйдем из карантина, экономика не запустится на прежние рельсы, это произойдет только в том случае, если у нас цена на нефть вырастет как минимум в 2 раза и, что важно, восстановятся объемы нефтяных поставок, которые мы осуществляем на внешний рынок. Если это не произойдет, то ситуация будет очень сложная… Если нефтяные цены не вырастут, у нас будет ситуация очень плохая, скрытая безработица, естественно, возрастет, она у нас и так всегда была». По официальному прогнозу Центрального Банка России, средняя цена экспортируемой из страны нефти марки Юралс будет стабильно находится выше уровня себестоимости только к четвертому кварталу 2020 года. Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, 24.04.2020: «Мы заложили в прогноз консервативный взгляд по ценам на нефть, особенно в текущем году. Предполагаем их медленное повышение в среднем с 15 долларов США за баррель во втором квартале до 25 долларов США за баррель в четвертом квартале. Накоплены огромные запасы нефти, произошло глубокое падение глобального спроса. Это будет сдерживать восстановление нефтяных цен даже в условиях 100 процентного выполнения нового соглашения ОПЕК+» Падение нефтяных цен бьет по экспортным валютным доходам, за счет которых Россия импортирует технологии и потребительский стиль жизни. По итогам 2020 года их объем обвалится на 40%, до минимальных 2005 года 250 миллиардов долларов, прогнозирует Центральный банк. Доходы федерального бюджета будут на 4 триллиона рублей меньше, чем планировалось, из-за чего дефицит бюджета России в 2020 году составит 4 процента валового внутреннего продукта. Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы, 12.05.2020: «…выпадение доходов будет и у регионов, потому что их основные доходы - это налог на прибыль и НДФЛ. И, соответственно, НДФЛ выпадает, поскольку постольку очень многие люди лишаются работы, лишаются заработка. …Налог на прибыль – второй ключевой и самый значимый для региональных бюджетов налог просядет в этом году очень сильно. Совокупное выпадение доходов региональных бюджетов может быть порядка 1,5 триллионов рублей, и это очень много. Это около 10-12 процентов всех доходов региональных бюджетов. …2020-й год будет очень тяжелым для нашей бюджетной системы.» ВЦИОМ выявил в апреле этого года резкий рост тревоги у россиян. 15% участников последнего опроса полагают, что самую тяжелую фазу кризиса Россия переживает прямо сейчас, в то время как 72% уверены, что самые трудные времена еще впереди. Индекс оптимизма составил минус 81 пункт. Это рекордно низкий показатель за последние 4 года. Путин, 6 марта 2001 года: «Если понимать под реформой и ее окончательным оформлением переход от плановой экономики к рыночной, то в известной степени результат достигнут. Но это не конечная цель всего реформирования. Конечная цель – это обеспечение темпов роста экономики и на этой базе – рост благосостояния населения». © Леонид Мартынюк, 2020 г. Создано при поддержке КРЕС Полишколы Последний раз редактировалось Chugunka; 13.05.2025 в 09:04. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
2011
Первая версия КДР была создана летом 2008 года, после чего неожиданный обвал нефтяных цен и реализовавшийся сценарий мирового финансового кризиса сделали документ малоактуальным. Параллельно с разработкой КДР партия «Единая Россия» начала использовать в своей агитации лозунг «План Путина — победа России», что породило размышления о том, в чем, собственно, заключается «план Путина» и как он соотносится с КДР. В итоге только осенью 2008 года — через полгода после избрания президентом Дмитрия Медведева и назначения Владимира Путина премьер-министром — наконец разработанная КДР (уже тогда получившая неофициальное название «Стратегия-2020») была утверждена правительством. В дальнейшем предполагалось актуализировать этот документ, временно имеющий малое отношение к реальности. Рейтинг крупнейших экономик мира (объем ВВП, млрд $) ![]() 2000 ![]() 2001 ![]() 2002 ![]() 2003 ![]() 2004 ![]() 2005 ![]() 2006 ![]() 2007 ![]() 2008 ![]() 2009 ![]() 2010 ![]() 2011 ![]() 2012 ![]() 2013 ![]() 2014 ![]() 2015 ![]() 2016 ![]() 2017 ![]() 2018 ![]() 2019 Рейтинг крупнейших экономик мира (объем ВВП, млрд $) Парадоксально, что полноценный экономический «план Путина» в итоге был создан в рамках разработки возможной предвыборной программы второго срока президентства Дмитрия Медведева. Впрочем, тандем Путина и Медведева существовал к этому времени неимитационно. Поэтому группы разработчиков по актуализации «Стратегии-2020», собранные из лучших на тот момент экспертов и специалистов в академическом секторе и госструктурах, имели возможность не обращать внимания на то, под какого политического деятеля-лидера РФ пишется эта программа. При этом персонально для Дмитрия Медведева готовилась в какой-то степени конкурирующая политико-экономическая программа Института современного развития. Работа на базе двух университетов, РАНХиГС и ВШЭ, шла в течение всего года, в результате вторая версия «Стратегии-2020» была представлена в декабре 2011-го. Статуса действующего государственного документа программа в итоге не получила, хотя после выборов 2012 года, в ходе которых Владимир Путин вернул себе пост президента, предпринимались попытки утверждения документов по ее реализации. Неопределенность статуса различных версий долгосрочных программ в итоге привела к тому, что большинство их цифровых показателей не выполнялось, а по ряду целей, например по продолжительности жизни, их очевидное перевыполнение нельзя было связать с действиями правительства. Проблемы с таким типом планирования в 2018 году активизировали проектную деятельность Белого дома. До 2017-го проектный принцип в работе исполнительной власти применялся лишь частично, в том числе при реформе контроля и надзора под руководством министра по делам «Открытого правительства» (2012–2018) Михаила Абызова. Новые разработки на базе и в духе «Стратегии-2020» предпринимались правительством и ЦСР под руководством Алексея Кудрина (покинувшего правительство в конце 2011 года из-за разногласий с президентом Дмитрием Медведевым) в рамках подготовки предвыборной программы Владимира Путина в 2018 году. Работа велась в 2016–2017 годах вновь на базе РАНХиГС и ВШЭ, в правительстве процесс курировал первый вице-премьер Игорь Шувалов. В итоге программа Путина уже на 2018–2024 годы в новом правительстве премьер-министра Дмитрия Медведева (2018–2020) с одной стороны, имела статус неофициальной, с другой — вполне активно реализовывалась в отдельных ее аспектах. Так, многолетняя работа над КДР стала основанием для пенсионной реформы 2018 года, изменений в системе здравоохранения и части разработок Москвы этого времени. 2012 ГОД. ПРОЩАЕТСЯ, НО НЕ УХОДИТ В отличие от выборов 2008 года, перед которыми вся российская власть была буквально парализована обсуждением того, кого Владимир Путин изберет своим преемником (голоса непричастных разделились между Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым), в 2011-м предвыборной интриги не было. Дмитрий Медведев заранее объявил, что уступит место кандидата от власти возвращающемуся Владимиру Путину. В свою очередь, Владимир Путин сразу дал понять, что премьер-министром будет Медведев. Московские протесты того времени были прямо связаны с безальтернативностью такого сценария. Премьерство Владимира Путина и президентство Дмитрия Медведева в 2008–2012 годах стали временем очень своеобразной политической борьбы. Так, приоритетные национальные проекты (почти сразу сокращенные до «нацпроектов») в правительственных программах были объявлены еще в 2005 году, однако ассоциировались почти исключительно с президентом Медведевым. То же касается и многочисленных концепций инновационного развития. 2012 В целом Дмитрий Медведев воспринимался как более либеральный в сравнении с Владимиром Путиным глава государства. Политическая мифология тех лет связывала потенциальный второй срок президента с надеждами на дальнейшую либерализацию, дерегулирование, политические свободы. В 2012 году в новом правительстве Дмитрия Медведева произошли некоторые изменения, как кадровые (создавшие костяк Белого дома, отчасти существующий и в 2020-м), так и идеологические. Так, промышленный вице-премьер Игорь Сечин возглавил «Роснефть». ![]() Глава «Роснефти» Игорь Сечин Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ Вопреки ожиданиям не изменилась государственная политика в отношении набиравшей силу госкорпорации «Ростехнологии» (созданная в 2007 году как госхолдинг в машиностроении и ВПК, она была переименована в «Ростех» в 2014-м), несмотря на то что в годы президентства Дмитрий Медведев критически относился к институту госкорпораций в целом. Но главное в работе Белого дома с 2012 года — формальное указание президентской ветвью власти основных целей работы правительства. Сначала это был «майский указ» Владимира Путина 2012 года. В 2018-м вышел второй «майский указ» о национальных целях развития, для реализации которого правительство Дмитрия Медведева возродило нацпроекты. Восьмилетнее премьерство Дмитрия Медведева (с 2012 по 2020 год) во многом определило экономический ландшафт второго десятилетия политической карьеры Владимира Путина. Это высокий и постепенно затухающий экономический рост, медленное и относительно успешное институциональное строительство, постепенное снижение уровня бедности, очень флегматичные реформы и ухудшение внешней торговли со всеми партнерами, с которыми сначала были испорчены политические отношения. 2013 ГОД. РЕМОНТ КВАРТИРНОГО ВОПРОСА Последствия кризиса 2008–2009 годов к 2013-му уже рассеялись, новый еще не наступил, и тот год стал одним из самых успешных для российской ипотеки. Хотя закон о ней был принят еще в 1998 году, из-за дефолта новый инструмент для покупки жилья фактически не заработал. Хоть как-то запустить его властям удалось в 2004 году со стартом льготных программ для малообеспеченных слоев населения, а затем и для военнослужащих. Широкий круг заемщиков заинтересовался ипотечными продуктами лишь в 2005–2006 годах на фоне масштабного притока нефтяных денег и снижения ставок из-за кредитного бума. Государством тогда же был запущен нацпроект «Доступное и комфортное жилье», обещавший снижение ставок до 8% годовых к 2008 году. 2013 Кризис 2008 года все изменил. Падение рынка оказалось очень глубоким, и о снижении ставок можно было забыть — банки вынуждены были их поднимать даже по уже выданным займам, сокращая выдачу кредитов. Через год рынок восстановился, и власти, осознавшие позитивное влияние кредитования под залог жилья на строительную и смежные отрасли, необходимое для их посткризисного разгона, вновь приступили к его разогреву, потратив не очень значительные средства на субсидирование ставок. В 2011 году выдача ипотеки смогла выйти на рекордные показатели, а в 2013-м каждый пятый объект покупался через ипотеку. Кризис 2014 года снова наполовину обрушил ипотечный рынок. Поддержать спрос правительство решило уже проверенным субсидированием ипотечной ставки. В 2017 году объем рынка достиг 2,3 трлн руб., что позволило властям говорить об ипотечном буме. В последующие годы показатели приблизились к 3 трлн руб. Повысить доверие к покупке жилья и еще сильнее разогнать темпы строительства должен был частичный переход строительной отрасли в середине 2019 года на проектное финансирование, при котором банки берут часть рисков на себя, кредитуя девелоперов. Впрочем, на этом этапе дальнейший рост рынка уперся в проблему спроса. Пятилетняя пауза в росте реальных располагаемых доходов населения привела к тому, что охват ипотечным кредитованием в России остается невысоким. 2014 ГОД. КАК ПОГИБЛА ИНФЛЯЦИЯ Эльвира Набиуллина сменила Сергея Игнатьева на посту председателя Банка России в середине 2013 года, и уже тогда главной стратегической задачей новой команды ЦБ стало завершение перехода к новой и постоянной модели курсообразования и шире — денежно-кредитной политики (ДКП). ![]() Председатель Центрального Банка Эльвира Набиуллина Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ Новый подход стал известен заранее — это модель таргетирования инфляции и плавающего валютного курса. Россия должна была наконец присоединиться к консенсусной для большинства стран мира политике ДКП. Правда, точных сроков для этого не называлось. 2014 Довольно сложно охарактеризовать предшествующие режимы ДКП. Но по факту все было достаточно просто: предстояло завершить многолетний период стабильно высокой инфляции, спадающей исключительно в моменты сильного обвала спроса, и зафиксировать инфляцию на уровне 4% годовых в течение нескольких лет. Очень короткий спор о том, должен ли Банк России после достижения устойчивого «таргета» индекса потребцен перейти к достижению цели 2% годовых, что соответствует привычному уровню для большинства развитых стран, завершился решением — нет, не должен. ![]() Уровень инфляции (%) Источник: Росстат. Подготовительной работой ЦБ было создание внутри регулятора вполне современного аналитического блока, подготовка необходимых изменений в коммуникационной практике, настройка институтов «мегарегулятора». Отдельный надзор над финансовым и страховым рынком был ликвидирован и передан в Банк России. Никто не мог предположить, что нормализовать ДКП придется фактически в аварийных условиях. 2014 год помимо конфликта России с Украиной вокруг юга-востока этой страны и присоединения Крыма принес резкое снижение нефтяных цен и, соответственно, угрозу сильной девальвации рубля. Переход к таргетированию инфляции был досрочным, нервным (ЦБ пришлось очень резко повышать учетную ставку — сходный по масштабам шок 2020 года ничего подобного не потребовал, новая ДКП действовала) и, как и предсказывала теория, вполне успешным. В 2017 году, уже через три года, победа над инфляцией, которую большинство экономистов России считало невероятно сложной, была одержана. Краткое описание приводимых с 1992 года формальных причин, по которым всей экономике России необходимо терпеть постоянные уровни потребительской инфляции 10% и выше, заняло бы десятки страниц. С 2014-го все эти тезисы не имеют никакого значения. Неизвестным остается только то, почему нельзя было сделать это, например, в 2004 году. 2015 ГОД. ИМПЕРИЯ МИНУС К 2008 году большинству лиц, принимавших политические решения в России, стало понятно, что у проекта СНГ+ нет будущего. Так же как, по сути, его не было и у самого СНГ, созданного на месте СССР полуфантомного договорного альянса. Российские власти сократили планы усиления своего влияния на всем постсоветском пространстве, дав старт созданию Таможенного союза только с ближайшими соседями, впоследствии расширившегося до ЕАЭС. 2015 Соглашение о создании ЕАЭС было подписано в мае 2014 года Россией, Казахстаном и Белоруссией (Армения и Киргизия присоединилась позднее). К тому моменту уже два с половиной года работал общий наднациональный орган — ЕЭК. Технически союз представляет собой следующую стадию интеграции по сравнению с Таможенным союзом: единый рынок для производителей (можно продавать свою продукцию во всех странах объединения), единые рынки капитала и труда. Фактически же снятие ограничений по каждому из рынков занимает годы (срок по наиболее сложным — 2025-й), пока запущен общий рынок лекарств. ![]() Слева направо: президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин Фото: kremlin.ru Интеграция в виде общего рынка труда, принятия единых технических стандартов и снятия барьеров на рынках имеет положительный эффект для экономик объединения. Однако прогресс в общих для ЕАЭС вопросах по-прежнему сильно зависит от развития двусторонних отношений (как в случае со спором РФ и Белоруссии о цене на газ). Нет динамики и в приближении к следующей ступени — «валютному союзу» стран ЕАЭС. Возможно, что это, как и снятие ограничений в наиболее чувствительных секторах экономик, не будет реализовано сторонами никогда. ![]() Сальдо торгового баланса (млрд $) *за январь-ноябрь. Источники: Росстат, ФТС. 2016 ГОД. ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО БУХГАЛТЕРИЯ Кризис 2014 года, падение цен на нефть, внешние ограничения на привлечение финансирования позволили Минфину скоординированно с Банком России провести масштабную бюджетную реформу. Начало ей положило кризисное сокращение бюджетных расходов 2015–2017 годов с их жесткой фиксацией на уровне не выше 15,5 трлн руб. в год. Кризис оказался значительно более мягким, чем предполагал Белый дом, однако в 2017–2019 годах процесс консолидации был продолжен введением бюджетного правила для наполнения Фонда национального благосостояния. 2016 Помимо жесткой блокировки попыток увеличения урезанных расходов (в предыдущие годы их инициаторы традиционно добивались возврата потерянного при осенней правке бюджета, учитывавшей не прогнозную, а более высокую реальную цену на нефть) перенаправление допдоходов в ФНБ позволило к 1 апреля 2020 года накопить в нем 11,3% ВВП, или $165 млрд (более 12,8 трлн руб.). Ужесточение бюджетного правила было постепенным. От временной формулы 2017 года (доллары в резервы скупали за счет нефтяных допдоходов исходя из цены отсечения $40 за баррель) к 2019-му Минфин перешел к норме, по которой расходы бюджета жестко ограничены суммой ненефтегазовых и нефтегазовых доходов (подсчитанных из базовой цены на нефть), трат на обслуживание госдолга и бюджетных остатков. Переход к бюджетному правилу не был поддержан единогласно. Так, свои претензии к идее были у Минэкономики. Впрочем, министр экономики Алексей Улюкаев не успел полноценно вступить в содержательный спор, поскольку летом 2016 года был обвинен в коррупции (и впоследствии осужден). ![]() Бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ Его преемник Максим Орешкин дискуссию в нужный момент не застал. Часть его идей, как и идей помощника президента, будущего первого вице-премьера Андрея Белоусова, была отражена во втором майском указе Владимира Путина. Еще на старте обсуждения «правила» его критики опасались, что в ФНБ окажутся перераспределены средства, необходимые для роста экономики. Эта концепция восходит к идеям «бюджета развития» и далее — к «академическим» концепциям промышленной политики, предлагавшимся Владимиру Путину в ранних 2000-х и никогда прямо им не отвергнутых, но и не поддержанных. Минфин в ответ констатировал отсутствие в РФ проектов для роста, достойных финансирования де-факто бюджетными инвестициями. Как показало дальнейшее развитие событий, аналитики ведомства были правы. К 2019 году накопления ФНБ превысили планку 7% ВВП, что дало возможность направлять избыток средств на финансирование инвестпроектов. Однако по итогам полугодовой дискуссии об этом сколько-нибудь привлекательных способов потратить 1 трлн руб. из лимита таких средств, как ни удивительно, не нашлось. Более того, бюджетная консолидация и сопутствующие проекты Минфина (создание «цифрового периметра» администраторов бюджетных доходов и расходов, включая цифровизацию ФНС, Казначейства, разворачивание системы «Электронный бюджет», полная оцифровка госзаказа и т. д.) ясно продемонстрировали, что основные проблемы бюджетного сектора лежат за пределами сферы минфиновского блока в правительстве. Так, в 2019 году тогда еще первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов на протяжении полугода убеждал региональные власти не экономить, а расходовать средства нацпроектов. Однако по итогам года выяснилось, что распорядители не смогли освоить даже выделенные деньги. Проектная дисциплина (напомним, впервые проектный принцип управления внедрялся в правительстве практически параллельно бюджетной консолидации) оказалась гораздо слабее финансовой. «Коронавирусный аврал» начала 2020 года этот тезис и вообще наличие проблемы госуправления на стыках федерального, регионального и местного уровней власти лишь подтвердил. Минфину вновь приходится уговаривать власти субъектов РФ ускорять раскассирование теперь уже «антивирусных» бюджетов. 2017 ГОД. ТЕ ЖЕ ПЛЮС ОПЕК Путь к сделке ОПЕК+, объединившей участников картеля и ряд не входящих в него стран (в том числе РФ), был нелегким. Традиционно Россия подозрительно относилась как к самой ОПЕК, так и к ее неформальному лидеру Саудовской Аравии. Постсоветская геополитическая мифология приписывала именно этой стране идею обвала нефтяных цен в 1986 году с целью уничтожения экономики и развала Советского Союза. Сближению же России и ОПЕК поспособствовали, видимо, два фактора: коммерческие интересы «Роснефти» в Венесуэле (достаточно важной части картеля) и активность Российского фонда прямых инвестиций по привлечению средств в том числе арабских петрократий в экономику России. 2017 Первые попытки координировать цены на нефть были предприняты в 2014–2015 годах, когда на рынке наблюдался резкий обвал из-за стремительного роста сланцевой добычи в США. Спад достиг дна к январю 2016-го, но сохранение низких цен вынудило поставщиков начать детальное обсуждение ограничения добычи. В итоге первое соглашение ОПЕК+ было подписано 24 странами в ноябре того же года. Позднее соглашение неоднократно продлевалось, что привело к росту цен до уровня выше $60 за баррель. Фактически сделка помогла России накопить резервы, не приведя к существенным ограничениям для отрасли. РФ изначально удачно вошла в сделку, договорившись, что будет сокращать поставки от уровня исторического рекорда ежесуточной добычи. ![]() Средняя цена нефти марки Urals ($) Источник: Минфин России. Очередное продление сделки было намечено на начало марта 2020 года, но к этому моменту интересы ключевых игроков уже разошлись. На фоне падения спроса из-за эпидемии коронавируса Саудовская Аравия предложила согласовать более резкое сокращение поставок — это решение было утверждено странами ОПЕК. Однако российская сторона еще с лета 2019-го планировала начать выходить из сделки, рассчитывая, что и без нее цены будут держаться на уровне около $50 за баррель. В итоге было объявлено о прекращении действия сделки с 1 апреля, что вызвало драматический обвал на рынках. Уже к середине апреля стало очевидным — сбывать новую нефть в условиях карантина будет некому, и участники ОПЕК+ при опосредованном участии США согласовали новые рекордные ограничения добычи — почти на 10 млн баррелей в сутки. Это решение позволит избежать ценовых войн, что само по себе снимает часть давления на рынок. Однако с учетом рекордного спада потребления оно будет иметь лишь ограниченный эффект на цены. 2018 ГОД. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 2018 Одним из самых масштабных изменений за годы президентства Владимира Путина стал подъем страны на вершину списка мировых экспортеров зерна и ее серьезные позиции по другим статьям аграрного экспорта, притом что еще в 2000 году должность министра сельского хозяйства в РФ считалась практически «расстрельной». Во многом такое развитие событий обеспечило техническое перевооружение АПК в 2001–2009 годах (на пике нефтяных цен) силами АО «Росагролизинг» и в рамках отраслевого нацпроекта. Далекая от аграрной тематики гендиректор этого АО, а затем глава Минсельхоза Елена Скрынник оказалась далека и от лоббистских интересов российских производителей сельхозтехники — до кризиса 2008 года при закупках «Росагролизинг» ориентировался на реальный спрос, поставляя сектору комбайны и трактора крупнейших мировых поставщиков. В результате парк российского АПК пополнился десятками тысяч современных машин и агрокомплексов, урожайность выросла с 15 ц/га в 2000 году до 24 ц/га в 2008-м и до 31 ц/га в 2017-м, сбор зерновых, в начале президентства Владимира Путина составлявший 65–70 млн т в год, увеличился до 108 млн т в 2008-м и рекордных 135 млн т в 2017 году. Инвестиции в АПК и окончание к 2010-м годам земельного передела (продажа сельхозземель разрешена с началом земельной реформы 2002 года) способствовали консолидации активов в секторе крупными агрохолдингами. Прибыли были реинвестированы в производство масличных, овощей, риса, сахарной свеклы (в 2011 году РФ впервые стала нетто-экспортером сахара), мяса и птицы, в логистику и хранение. Во многом успехи российского сельского хозяйства были обеспечены и программой импортозамещения, опиравшейся на контрсанкции 2014 года («запрет сыра и хамона»),— производство продовольствия оказалось единственным сектором российской экономики, выигравшим от введения этих ограничений. ![]() Экспорт пшеницы и меслина* (тыс. т) *смесь пшеницы и ржи. Источник: Росстат. 2019 ГОД. ЗАГОТОВКА СЕНА НАКАНУНЕ ПОЖАРА Второе правительство Дмитрия Медведева, как и первое шестью годами ранее, в мае 2018-го получило формальные цели — майский указ, в котором были сформированы «национальные цели развития». Впрочем, при всей формальной схожести ситуации 2013 и 2019 годов значительно отличались. Если целью майских указов 2012 года было скорее оформление ожидаемого экономического роста в институциональные рамки, то указ 2018 года фактически требовал от правительства предотвратить снижение темпов экономического роста и вернуться к их уровню 5–7% ВВП. Как в лучшие по этому параметру годы правления Владимира Путина. Кроме того, в 2018 году правительство действовало в условиях финансовой стабильности, гарантированной новой бюджетной конструкцией, было увлечено идеями цифровизации госсектора (в основном ассоциируемой с многолетними успехами главы ФНС Михаила Мишустина, будущего премьер-министра) и многообещающей эффективностью «проектного офиса» Белого дома и самими принципами проектного управления. 2019 Наконец, майский указ 2018 года, национальные цели и нацпроекты были официально и неофициально объявлены Владимиром Путиным программой завершения его почти четвертьвекового управления Российской Федерацией. Настроения 2018 года и положения Конституции (тогда еще не было речи о ее изменении) предполагали, что в 2024 году президент более не будет баллотироваться на очередной срок. Шесть лет работы с 2018-го по 2024-й должны были стать финальным этапом приведения страны в порядок. В порядок, который Владимир Путин и его команда должны оставить потомкам. Предположительно благодарным. ![]() Среднегодовой курс рубля к доллару и евро Источник: ЦБ РФ. На формулирование и конструирование нацпроектов, вобравших большую часть федеральных бюджетных расходов, ушел год — с мая 2018-го по май 2019 года. Причем 2019 год незапланированно начался с доработки, казалось бы, уже утвержденных нацпроектов. И именно 2020-й должен был стать первым годом проектной работы в полноценном режиме. Нацпроекты предполагают целевые расходы в большинстве сфер, связанных с человеческим капиталом и национальной инфраструктурой (IT и в отраслях от здравоохранения и образования до дорожного строительства). Специально под эти цели (по крайней мере, таким было официальное объяснение) правительство повысило ставку НДС с 18% до 20% (в остальном принцип неизменности налогов соблюдался — Белый дом увеличивает собираемость и не меняет ставки до 2024 года). Еще одной задачей 2019 года было убедить крупных отечественных инвесторов в том, что в ближайшие годы их инвестиции в экономику нужны, а они сами будут иметь особый и более защищенный статус. Работа с международными инвесторами к этому моменту уже почти полностью лишилась романтического флера: стало очевидным, что только сильный рост ВВП и развитие рынков после 20-летнего периода проблем и конфликтов способны привлечь на рынок РФ часть потенциальных внешних игроков, не опасающихся международных санкций, российских силовиков, зависимой судебной власти, коррупции и прочего национального колорита. В Минфине началась работа над механизмом соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК, станет законом в 2020 году) — новой версией соглашений СПИК 2.0 (притом что уже с 2014–2015 годов часть строительных инвесторов ориентировалась на механизмы концессий и государственно-частного партнерства при участии госбанков и институтов развития. Активность эта была вызвана очевидной инвестиционной депрессией. Крупные инвесторы с 2017 года ждали политической определенности с последним сроком Владимира Путина, с новым правительством, со стратегией по крайней мере ограничения коррупции, с нацпроектами. Вкладывать в экономику они были готовы, по сути, только при условии параллельного или прямого госфинансирования. Длинный 2019 год завершился по существу только в середине января 2020-го объявлением Владимиром Путиным конституционной реформы, заменой премьер-министра Дмитрия Медведева на Михаила Мишустина и сменой фокуса (но не смысла) идей экономического развития. ![]() Премьер-министр Михаил Мишустин (слева) и президент Владимир Путин (справа) Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ Пандемия смешала все эти карты — никто всерьез не берется описать будущие правила игры в посткоронавирусном мире. Если на протяжении 20 лет правления Владимира Путина можно было говорить о сужении или расширении горизонта планирования, то в апреле 2020 года он на время отменен. Не будем же забегать вперед и мы. Над проектом работали: Авторы: Дмитрий Бутрин, Олег Сапожков, Татьяна Едовина, Вадим Вислогузов, Евгения Крючкова Выпускающий редактор: Дарья Тихончук Дизайн: Алексей Дубинин, Василий Степанов Программирование: Антон Жуков Верстка: Алена Батюшкова Видео: Дмитрий Назаров Менеджер проекта: Юлия Гадас Сбор данных: Андрей Егупец Последний раз редактировалось Chugunka; 24.06.2025 в 09:28. |
#3
|
||||
|
||||
![]() https://www.youtube.com/watch?v=wDXD_itdiqc Естественная убыль населения России в январе-мае 2019-го года составила 180 тысяч 400 человек, что более чем на 22% выше аналогичного показателя прошлого года, следует из данных Росстата. https://news.mail.ru/society/38009385/ http://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/i... Путин, 12 декабря 2012 года: «Уже говорил об этом не раз, хочу вновь подчеркнуть. Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше… либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадёжно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну.» http://www.kremlin.ru/events/presiden... Количество родившихся за данный период составило 600 тысяч человек, снизившись по сравнению с аналогичным показателем прошлого года почти на 8%. Снижение рождаемости произошло в 83 субъектах Российской Федерации из 85 существующих. С начала года численность населения России сократилась на 64 тыс. 900 человек. Миграционный прирост на 64,0% компенсировал естественную убыль населения. https://news.mail.ru/politics/37841803/ http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros... Наталья Зубаревич, профессор МГУ, 9 июля 2019: «Нас спасали мигранты. Но в 18-м году чистое сальдо миграционное прибыл минус убыл сократилось на 40%. Россия ж не манна небесная. …Если раньше миграционный приток перекрывал, начавшуюся уже в 17-м году естественную убыль, то есть родилось меньше, чем умерло, то в 2018-м он перестал это делать. А в 19-м процесс пошел еще шустрее. И это ещё не вечер. Дальше будет хуже.» https://youtu.be/LFxwiOig7B8?t=338 Суммарный коэффициент рождаемости в России по итогам первых четырех месяцев 2019 года упал до минимума за 11 лет. Для простого воспроизводства населения страны необходим коэффициент рождаемости 2,1. Данный коэффициент характеризует среднее число рождений у одной женщины в течение жизни. Этот показатель не имеет никакого отношения к демографическим волнам: голодным девяностым и эху войны, его снижение означает, что российские женщины в среднем меньше стали рожать. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/p... https://eadaily.com/ru/news/2018/08/2... https://iz.ru/896948/2019-07-07/ekspe... https://newizv.ru/news/society/05-07-... Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, 19 апреля 2019: «…к сожалению, наше правительство оно этого не понимает, первый пункт, вообще не понимает, что такое демография. Я это не в плане критики, ругани, не в этом смысле, но просто люди не понимают, что вообще говорят. …если мы возьмем указ президента майский, на котором нацпроекты нарезаются, первый пункт в этом указе, что к 2024 году мы выйдем на естественный прирост, хотя по факту и по прогнозам Росстата будет минус полмиллиона естественная, слово плохое, убыль. О чем можно говорить? Сейчас из нацпроектов это выкинули, то есть в указе есть, из нацпроекта выкинули…» https://otr-online.ru/programmy/segod... https://youtu.be/i8_SzuCYxg4?t=441 http://kremlin.ru/events/president/ne... http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros... Более трети регионов России за период 19-ти летнего правления Путина потеряли значительную часть своего населения. Больше всего депопуляции были подвергнуты регионы Центральной и Северо-Западной России, а также Дальнего Востока. На снижение рождаемости в России повлияли: экономический кризис и снижение доходов населения, которое происходит в России с 2014 года. https://regnum.ru/news/economy/250552... http://www.gks.ru/free_doc/new_site/p... http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/ru... Валерий Елизаров, руководитель центра по изучению проблем народонаселения МГУ, 27 июня 2019 года: «Как говорил, по-моему, еще Вольтер: «Государи хотят умножения народа, а отцы думают о том, как им прокормить своих детей». …бедность – достаточно распространенное явление. А если мы возьмем семьи с детьми, то там уже больше. С двумя детьми больше половины семей – они уже считаются бедными, то есть имеют доход ниже прожиточного минимума. Поэтому, конечно, для многих молодых семей, которые ответственно подходят к рождению ребенка, вопрос о том, смогут ли они обеспечить этого ребенка, какое у них будет будущее, на какую помощь от государства они могут рассчитывать, – наверное, вопрос немаловажный.» |
#4
|
||||
|
||||
![]()
https://www.vedomosti.ru/newspaper/a...-pas-liberalam
19 апреля 2002, 00:00 Владимир Федорин Булат Столяров Татьяна Лысова Михаил Козырев Александр Беккер Петр Авен, президент Альфа-банка: "В ближайшие годы России не грозят кризисы и экономические потрясения. Самая большая угроза - это экономический рост на уровне 2 - 3% в год, который увеличивает разрыв России с развитыми странами. Особенно это опасно на фоне Китая, где экономический рост составляет 8 - 9%, и других развивающихся стран. Многим из тех, кто вчера слышал послание Владимира Путина Федеральному собранию, могло показаться, что программная речь получилась куда менее конкретной, чем в прошлом году. Однако те, кто больше всего ждал этой речи, - аппаратчики - увидели в ней весьма ясный вектор. Президент всем своим авторитетом поддержал идеологов и исполнителей структурных и институциональных реформ - Алексея Кудрина, Дмитрия Козака и Германа Грефа. Но одновременно дал понять, что готовится урезать полномочия кабинета Касьянова, который, по мнению Путина, повинен в медлительности и отсутствии амбиций. Реформа управления. Как и год назад, Путин подробно остановился на административной реформе (см. таблицу). Но если тогда он указывал на раздутость госаппарата ("число работников органов государственной власти и управления выросло с 882 000 в 1993 г. до более чем 1 млн в настоящее время"), то на этот раз резко сместил акценты: "Бюрократических структур в России, как это ни странно, не больше, а иногда даже меньше, чем в других странах. Главная проблема - не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована". Путина огорчает неспешность кабинета Касьянова: "В прошлогоднем послании я уже давал соответствующее указание правительству... Но мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата". Вчера премьер получил еще один шанс исправиться: "Председателю правительства следует представить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти". Однако прошлогодний опыт с несостоявшейся реструктуризацией правительства подтолкнул Путина к более решительным шагам. Вчера он объявил о поддержке аппаратных оппонентов Касьянова - полпредов и Счетной палаты, претендующей на внешний контроль за финансовой деятельностью правительства. "Настало время перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций... прежде всего... в сферах финансового контроля и согласования кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств", - заявил президент. Этот пассаж полпреды немедленно истолковали в свою пользу. Один из подчиненных Сергея Кириенко сообщил "Ведомостям", что аппарат полпреда по Приволжскому федеральному округу готов взять часть правительственных полномочий на себя. Контролировать расходование федеральных ссуд и выполнение федеральных целевых программ будет теперь не только окружной инспектор контрольного управления, но и главный инспектор Счетной палаты в округе, говорит источник. Об этом на днях договорились Кириенко и глава СП Сергей Степашин. Как о деле решенном говорят в аппарате Кириенко и о предстоящем расширении кадровых полномочий в отношении назначенцев правительства. Либералы торжествуют. Как сказал "Ведомостям" экс-министр экономики Евгений Ясин, "когда президент говорит правительству делать то, что они и так собирались осуществлять в соответствии [со своими программами], это и есть карт-бланш на реформы". Близкие к президенту реформаторы - вице-премьер Кудрин и министр экономического развития Греф - считают, что теперь именно они, как сторонники быстрых реформ, получили от президента мандат на осуществление своих идей. Кудрин заявил "Ведомостям", что реформа правительства начнется уже в этом году. "Можно ожидать ликвидации некоторых министерств и ведомств", - добавил он. По мнению Кудрина, "президент хочет ускорения структурных реформ. Нужно активизировать реформы в среднесрочной перспективе, нужны новые идеи, нужна поддержка бизнеса". По словам вице-премьера, правительство признает справедливыми слова президента о том, что оно недостаточно амбициозно планирует дальнейшее развитие экономики ("Низкая оценка возможностей России [кабинетом] не на пользу дел, - сказал Путин. - Больше того, она не предполагает активной политики. Не предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики"). Правда, прогноз на 2003 г. пока нет оснований пересматривать, считает Кудрин, а вот на 2004 - 2005 гг. прогноз мог бы быть более оптимистичным. Грефу Путин сделал два подарка. Владимир Путин посетовал парламентариям, что "аккуратное отношение государства к монополиям уже, к сожалению, используется ими для поднятия тарифов. И ссылки монополистов на рост издержек далеко не всегда состоятельны, чаще всего несостоятельны". Для осуществления более жесткого контроля за монополиями, по мнению Путина, "уже в этом году необходимо осуществить переход к утверждению правительством бюджетов инфраструктурных монополий". За реформу монополий в правительстве отвечает Минэкономразвития. Это ведомство Грефа, несмотря на протесты монополий, заложило в среднесрочный сценарий развития экономики лимиты повышения тарифов: для "Газпрома" - 25%, для РАО ЕЭС - 15 - 18%, для МПС - не выше уровня инфляции. "Мы готовим свои предложения по бюджетам монополий к 10 мая, и это, конечно, очень позитивно - что президент наделил правительство функциями визирования бюджетов монополий", - говорит высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития. Насколько важной для Грефа была поддержка Путина, свидетельствует реакция самих монополистов. "У правительства нет функции утверждения бюджета АО, - говорит член правления РАО ЕЭС Андрей Трапезников. - В законе написано, что принятие бюджета компании - это исключительное право совета директоров". Государство, впрочем, имеет большинство в советах директоров монополий, так что юридические проблемы с воплощением в жизнь путинского поручения вряд ли возникнут. Второй президентский дар министру экономразвития - часть послания, посвященная вступлению России в ВТО. Путин заявил, что нужно увеличить количество российских переговорщиков с сегодняшних "нескольких десятков" человек до тысяч служащих. Именно столько чиновников, по информации президента, занимается торговыми переговорами в странах - членах ВТО. А заодно оградил сторонников ВТО от нападок отраслевых лоббистов, объяснив, зачем, собственно, нам вступать в эту организацию. "ВТО - это не абсолютное зло и не абсолютное добро", сказал Путин, а всего лишь инструмент, с помощью которого Москва сможет влиять на формирование правил мировой торговли. То есть, по мысли президента, Россия уже включена в мировую торговлю, а ее правила устанавливать не может, поэтому и вступает в ВТО. Судебный карт-бланш Еще один видный реформатор, на которого рассчитывает Путин, надеясь повысить конкурентоспособность России в части бизнес-климата, - замглавы президентской администрации Дмитрий Козак. Глава московского офиса юридической фирмы "Вегас-Лекс" Александр Шмаков считает, что "Козак сегодня получил карт-бланш на новый этап судебной реформы, имеющий прямое отношение к бизнесу". Юридическое сообщество обратило внимание на два важных тезиса из путинского послания. Первый - о необходимости структурного разделения первой и второй инстанций в арбитражных судах. "Сегодня разрешение спора и рассмотрение жалобы на принятое решение осуществляются в одном и том же суде", - сказал Путин, призвав "оптимизировать структуру арбитражных судов". Независимые юристы считают, что Путин таким образом начал революцию в арбитражном производстве. "Если бы я мог, я бы послал сейчас же любимому президенту букет цветов, - говорит адвокат Александр Добровинский. - Понятно, что это бред, когда первая и вторая инстанции совмещены, там все судьи друг друга знают, и поэтому в 90% случаев апелляция подтверждает решение предыдущей инстанции". Шмаков уверен, что для экономического климата не менее важна другая декларация Путина - о необходимости при принятии нового Арбитражного кодекса разделить компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции. "Верховный суд никак не соглашался на то, чтобы отдать в арбитражи все права на экономические споры. Поэтому слова Путина - большая политическая победа Козака, который давно проталкивает эту идею", - уверен юрист. ЛИДЕРЫ БИЗНЕСА О ПОСЛАНИИ ПУТИНА. Реформа госаппарата имеет фундаментальное значение для ускорения экономического роста. Но для этого потребуется большая политическая воля, и результаты реформы вряд ли станут заметны раньше чем через несколько лет". Давид Якобашвили, председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн": "Для нас как для экспортеров очень важно, что президент посвятил много внимания проблеме вступления России в ВТО, потому что сейчас из-за разного рода барьеров наша продукция, доходя до полок магазинов в зарубежных странах, становится довольно дорогой. Хорошо также, что президент высказался за снижение административных барьеров для бизнеса. До недавнего времени на каждом из наших заводов за год проходило больше 100 проверок и проверяющие сидели в среднем по пять дней... И до сих пор есть некоторые проблемы. Например, вмененный налог для некоторых видов малого бизнеса. Это очень хорошая и очень важная вещь. Но налоговые органы по-прежнему продолжают приходить на предприятия, платящие вмененный налог, и пытаются проводить проверки. Хотя они не должны этого делать". |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Страна в которой мы живём называется Россия.
Что она из себя представляет на мировой арене показывает статистика. Россия статистика Ниже представлены места которые занимает Россия в различных рейтингах. 1-е место в мире по добыче и экспорту природного газа (35%мировой добычи).1-е место в мире по величине природных ресурсов. 1-е место в мире по запасам и физическому объёму экспорта алмазов и 2-е место по их добыче. 2-е место в мире по разведанным запасам платины и 1-е место по её экспорту. 1-е место в мире по разведанным запасам серебра. 2-е место в мире по разведанным запасам золота. 1-е место в мире по разведанным запасам каменного угля(23% мировых запасов углей). 1-е место в мире по запасам лесных ресурсов(23% мировых запасов леса). 1-е место в мире по запасам питьевой воды. 1-е место в мире по запасам осетровых,крабов,минтая в 200 мильной экономической зоне. 1-е место в мире по разведанным запасам олова,цинка,титания, ниобия. 1-е место в мире по экспорту азотных удобрений. 1-е место в мире по запасам торфа. И где же деньги? 1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров 2-е место - по КОЛИЧЕСТВУ долларовых миллиардеров (после США) -66-е место в мире по уровню жизни -55-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала. -73-е место в мире по рейтингу расходов государства на гражданина -127-е место в мире по показателям здоровья населения -113-е место в мире по средней продолжительности жизни -134-е место в мире по продолжительности жизни мужчин И опять же впереди планеты всей: 1-е место в мире по количеству самоубийств среди ПОЖИЛЫХ людей, ДЕТЕЙ и ПОДРОСТКОВ. 1-е место в мире по числу разводов и рождённых вне брака детей. 1-е место в мире по числу абортов и числу детей,брошенных родителями. 1-е место в мире ПО АБСОЛЮТНОЙ УБЫЛИ НАСЕЛЕНИЯ. 1-е место в мире по потреблению спирта и спирто-содержащих продуктов. 1-е место в мире по продаже крепкого алкоголя 1-е место в мире по продаже табака 1-е место в мире по числу умерших от алкоголизма и табакокурения. 1-е место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы. 2-е место в мире по продажам ПОДДЕЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВ. 1-е место в мире по ПОТРЕБЛЕНИЮ ГЕРОИНА(21% мирового производства) 2-е место в мире по количеству АВИАКАТАСТРОФ -159-е место место в мире по уровню политических прав и свобод Вас это устраивает? |
#6
|
|||
|
|||
![]()
https://www.kommersant.ru/doc/3844019
Деятельность Владимира Путина 27.12.2018, 21:58 Как покажет себя Владимир Путин в 2024 году Подводя итоги года с президентом России Владимиром Путиным в 2018 году, специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников задумывается о том, что ждет всех нас в 2024 году, и хочет быть услышанным и не может. И вся надежда, как всегда, только на читателей “Ъ”. Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ Я сначала не понимал глубины проблемы. Эти разговоры о том, что Путин обязательно найдет возможность остаться на посту президента, бесили меня своей абсурдностью и никчемностью. В конце концов он, можно сказать, только что пришел. Ну да, я имею в виду, что президентские выборы прошли только в этом году. Еще чуть не шесть лет впереди. Не рано начали? А нет, как обычно… Но тут ситуация, конечно, более острая, чем всегда. Четыре срока будут позади. Две Конституции. О чем должны были договориться Владимир Путин и Александр Лукашенко на предновогодней встрече О чем должны были договориться Владимир Путин и Александр Лукашенко на предновогодней встрече И тут вот эта предновогодняя встреча Владимира Путина с Александром Лукашенко. И как все оживились! Для меня это был все-таки сюрприз. И особенно идея, что Путин с ним должен как можно раньше договориться, что тот не будет соперничать за пост главы Союзного государства. Просто потому, что Путину он нужнее. И Белоруссия как субъект Российской Федерации на этой большой шахматной доске уже даже не пешка. Я не понимал. Отказывался понимать. Ведь я абсолютно уверен, что Владимир Путин уйдет в 2024 году. То есть уйдет так, как всех интересует: не будет больше лидером страны. Хоть теневым, хоть каким. А не так уйдет, чтобы с гарантией остаться. Я пытался смеяться. Я говорил, что он ведет себя именно как человек, который все для себя решил. Что еще в начале 2000 года, когда делалась книжка «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным», он мечтательно рассказывал нам, как хороша, как чудесна во всех смыслах монархия. Ведь монарх может не думать о следующих выборах и, значит, спокойно может заниматься своей страной, благом ее. И ведь только теперь у Владимира Путина появилась эта возможность. Все, впереди только ветер. Пьянящий воздух свободы. От этой на самом-то деле проклятой должности. Она, конечно, проклятая, порочная и даже адская, потому что ничто так не манит и не влечет человека, как адские пороки. И это не зависимость и даже не наркотик. Это что-то гораздо больше и сильнее. Это единственная любовь, которая не проходит с годами. И разве то, что в начале своего последнего (да, конечно, последнего!) президентского срока Владимир Путин сказал, что нужна пенсионная реформа, а потом сказал и сделал, не означает, что он решил для себя все? Ведь такая реформа самоубийственна для человека, который не исключает, что останется лидером страны еще на сколько-то лет (на сколько, кстати?). Да ладно, говорили мне, разве за пять лет в этом отвратительно быстро меняющемся мире народ не забудет не только эту историю, а и самого себя и еще успеет вспомнить и потом опять забыть?.. Нет, спорил я, это только кажется, что сможет. А на самом деле эта обида умрет в русском человеке только вместе с ним самим, когда иссякнет возраст его дожития и помнить будет не то что нечего и не о чем, а просто нечем, потому что человека не будет. Но такими ведь к 2024 году окажутся, надеюсь, не все и даже мало кто. А остальные, если даже и подзабудут, что вряд ли, то к 2024 году не упустят свой шанс вспомнить все. А точнее, припомнить. Но ведь Путин, говорил я, все-таки пошел на эту самоубийственную реформу. Пошел, черт возьми, не только потому, что привык дела доделывать, а на самом деле потому, что терять ему нечего, и потому, что впереди пьянящий воздух свободы и так далее. А мне смеялись в лицо: нет, не убедил. Это все странные эмоциональные аргументы. А правда жизни состоит в том, что ни один из этих никогда не уходил по своей воле. Ни один. Никогда. — А Ельцин? — спрашивал я.— А Ельцин? Ну, пожимали плечами, Ельцин же не сам. Сам, божился я. Я же тоже что-то видел. Он сам, потому что все, кто даже мог ему что-то сказать, с трепетом ждали ответа и не знали, не могли знать, каким он на самом деле будет. Что зарубежные СМИ писали о пресс-конференции Владимира Путина Что зарубежные СМИ писали о пресс-конференции Владимира Путина Я божился и понимал, что мне остается только божиться. Потому что ты не можешь убедить никого в истории, которая не терпит сослагательного наклонения и может только быть или не быть. Произойти или не произойти. Но я же точно знаю. Я точно знаю, что уйдет. Как мне поделиться с вами этим знанием? Мне так абсурдно и больно слышать про то, что все что угодно, но он не уйдет. Будет главой Евразийского союза, что-то еще, но ни за что. Вам, что, и правда этого так хочется? Чтобы остался, а там посмотрим. И мне действительно тяжело. Меня не слышат. Меня игнорируют. От этого-то и больно, а не от чего иного. От непонимания. От того, как несправедливо устроен мир. Как мне поделиться с вами моим знанием, подскажите. Никак. Я-то хочу поделиться, а вы не хотите, чтобы я делился. И запомните, я написал это в конце 2018 года. И только один мой товарищ полностью согласился со мной, когда мы с ним об этом недавно говорили. — Конечно, уйдет,— пожал он плечами.— А ты что, сомневаешься? Реклама — продолжение ниже — Я-то нет! — воскликнул я.— А вот они!.. — Безусловно, уйдет. Но только не потому, почему ты думаешь. — А почему тогда? — взмолился я.— Есть хоть у тебя рациональные аргументы?! А то после Махатмы Ганди уже не с кем и поговорить! — Конечно, есть,— кивнул он.— У меня есть. Потому что он пришел в год Дракона. В него и уйдет. Последний раз редактировалось Chugunka; 22.06.2025 в 09:29. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|