![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
Но мне кажется, что нынешние творцы американской политики не воспринимают происходящее в последнее время на Ближнем Востоке как межцивилизационный конфликт….
|
#2
|
||||
|
||||
![]()
Не знаю точно. Хотя им следовало бы. Ведь мы приблизились, увы, к ситуации, которую в определенной степени можно счесть столкновением цивилизаций. Я имею в виду то, что исламские экстремисты-такие как члены «Аль-Каиды»-обьявили джихад против западной цивилизации, и в особенности против Соединенных Штатов. Они сделали это вполне открыто, когда еще в 1997 году Усама бен Ладен в своей фатве заявил: «Мы обьявляем вам войну». И, как я полагаю, предпринятое Дж.Бушем вторжение в Ирак привело к эскалации этого возникающего противостояния цивилизаций.
Я возражал против плана нападения на Ирак с того момента, как этот план впервые был предложени близкими к Дж.Бушу людьми всего через два месяца после событий 11 сентября. Я говорил тогда: «Это сумасбродная идея. Войдя в Ирак, мы ввяжемся в две войны. Первой будет война против Саддама Хусейна и его правительства. Ее мы выиграем очень быстро-всего навсего за несколько недель. Второй станет война против иракского народа. И ее мы не сможем выиграть никогда». Но мы вторглись в Ирак. И разумеется, мусульмане рассматривают эту войну не как борьбу с террористами, а как войну против ислама. «Аль-Каида» и окружение президента Дж.Буша, каждый со своей стороны, приблизили мир к тому, что сложно назвать иначе как межцивилизационным конфликтом. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
В своей последней книге приводите Советский Союз и Великобританию в качестве примера, подтверждающего, что большие и далеко не однородные социальные общности могут быть нестабильными. Не видите ли вы потенциала нестабильности в современных Соединенных Штатах?
|
#4
|
||||
|
||||
![]()
На протяжении многих десятилетий американская идентичность основывалась на общей культуре и нравственной доктине, своего рода американском «символе веры». В последнее время и то и другое подвергается серьезным испытаниям. И я полагаю, что сохранение единой культуры, которая в своих основных чертах восходит к первым поселенцам ХVII и ХVIII веков и которую на протяжении сотен лет усваивали все новые и новые наши граждане, принципиально важно для того, чтобы Соединенные Штаты оставались той страной, какой их сегодня знает мир.
В то же время я подчеркиваю, что если мы пройдем путь от страны с одной базовой культурой до страны двух культур и двух языков, то это не обязательно будет иметь катастрофические последствия-просто наша страна станет радикально иной. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Позвольте хотя бы бегло обсудить некоторые текущие проблемы. Например, с точки зрения исследователя, изучавшего США как общество, сформировавшееся из массы европейских иммигрантов, прошедшей через плавильный тигель, какбы вы оценили ситуацию в современной Европе? Что будет представлять собой Европейский союз, скажем, через двадцать лет?
Появится ли европейская нация |
#6
|
||||
|
||||
![]()
В Европе очень серьезно стоит проблема мумульманской иммиграции; стоит гораздо более серьезно, чем у нас проблема иммиграции из латиноамериканских стран.
Это отчасти обусловлено тем, что Европа никогда не была континетом иммигрантов, в то время как в нашу страну прибывали и ассимилировались здесь миллионы переселенцев. И в прошлом мы были весьма успешны в такой ассимиляции, хотя сегодня этого, пожалуй, нельзя сказать о латиноамериканцах. Европейцы же вообще не имеют подобного опыта. Европа экспортировала население. Европейцыы уезжали в Америку, Азию, колниальные владения своих стран. И они никогда не задумывались о том, что делать с обратным потоком. Во многом именно поэтому сегодня мусульманские иммигранты-выходцы из стран Северной Африки во Франции или турки в Германии-живут замкнутыми сообществами, не имея гражданских прав или считая ненужным ими пользоваться. Германия лишь несколько лет назад изменила законодательство с целью облегчить детям и внукам турецких иммигрантов приобретение гражданства. Сами мусульмане также привержены поддержанию своей идентичности и сохранению своей идентичности и сохранению свохобособленных сообществ-и, разумеется, в исповедании своей религии. И они пытаются создействоватьна европейские правительства, изменять школьную систему-и все эторади того, чтобы создать более привычные условия жизни. Это в частности, проявилось и в так называемом «деле о платках» во Франции-деле, которое, какя считаю, большинство американцев сочли бы не стоящим выеденного яйца. Почему бы, действительно, и не позволить им носить в школах головные платки? Однако это стало важной проблемой во Франции-как для французов, так и для мусульман-иммигрантов. Но звучат уже и требования о предоставлении мусульманам права молиться по пять раз в день и т.д. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
Извините, но я пытался получить ответ на иной вопрос. Например, недавно я прочел книгу Анатоля Ливена, известного эксперта из Фонда Карнеги, об американском национализме. Автор утверждает, что современная Америка столь пропитана национализмом, что напоминает ему Европу образца 1914 года. Можно несоглашаться с ним, но вопрос в следующем: здесь в Соединенных Штатах, европейцы преобразовывались в единую нацию напротяжении по меньшей мере трех столетий. Смогут ли они повторить это и в Европе? Сложится ли когда-нибудь европейская нация?
|
![]() |
Здесь присутствуют: 2 (пользователей: 0 , гостей: 2) | |
|
|