Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Страницы истории > Мировая история

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #741  
Старый 22.04.2024, 20:29
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,972
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Абдер

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90...B5%D0%B4%D0%B0.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Абдер
др.-греч. Ἄβδηρος

Мифология древнегреческая
Греческое написание Ἄβδηρος
Латинское написание Abderos
Пол мужской
Отец по разным версиям мифа Посейдон, Гермес или Менетий
Связанные персонажи Геракл, Диомед
Место погребения
Абдеры
Первое упоминание Пеан Пиндара «Абдеритам»
Абде́р [ А б д э́ р ][1] (др.-греч. Ἄβδηρος) — персонаж древнегреческой мифологии.

Существует несколько версий мифа относительно происхождения и родного города Абдера. В наиболее древнем античном источнике, в котором упоминается Абдер, у Пиндара, он назван сыном бога морей Посейдона и наяды Фронии[en][2][3]. Согласно Псевдо-Аполлодору он был сыном Гермеса и происходил из Опунтской Локриды[en][4], Птолемею Гефестиону — сыном аргонавта Менетия и братом Патрокла[5], Tabula Farnesiana — выходцем из Фрония[en][6][7].

Абдер в античных источниках упоминается исключительно в контексте восьмого подвига Геракла по похищению коней Диомеда. Царь фракийского племени бистонов[en] Диомед владел конями-людоедами, которым скармливал чужеземцев. Микенский царь Еврисфей поручил Гераклу привести этих лошадей к его двору. По одной версии изложенной у Псевдо-Гигина Абдер был слугой Диомеда, который погиб от руки Геракла[8]. По другой, классической, нашедшей в тех или иных вариациях отображение в трудах Пседо-Аполлодора, Филострата Старшего и других, Абдер был слугой и возлюбленным Геракла. Геракл поручил ему присматривать за конями. Пока герой был занят битвой, лошади растерзали своего надсмотрщика[4][9][10][7][11].

На месте гибели либо могиле Абдера Геракл основал город Абдеры, а также учредил в память о погибшем спортивные состязания, включавшие кулачный бой, борьбу, их сочетания, «одним словом, во всём, однако не на конях»[4][9][10][7][11].

Содержание

1 Примечания
2 Источники и литература
2.1 Источники
2.2 Литература

Примечания

Агеенко Ф. Л. Абдер // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. — М.: Мир и Образование; Оникс, 2010. — С. 54. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X, 978-5-94666-588-9.
Пиндар, 1980, Отрывки. 52b. Пеан 2. Абдеритам.
Oldfather, 1918.
Псевдо-Аполлодор, 1972, II. 5. 8.
Псевдо-Гигин Мифы, 2000, Комментарий к мифу 30. Двенадцать подвигов Геракла Д. О. Торшилова, с. 54.
Smith, 1873.
Tümpel, 1893.
Псевдо-Гигин Мифы, 2000, 30. Двенадцать подвигов Геракла, с. 54.
Филострат, 2009, II. 25, с. 104—105.
Страбон, 1994, VII, фр. 46.
Roscher, 1884—1890.

Источники и литература

Источники


Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л.: Наука, 1972.
Псевдо-Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарии Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.
Пиндар. Отрывки // Оды; Фрагменты / Пиндар; Вакхилид ; изд. подг. М. Л. Гаспаров.. — М. : Наука, 1980. — 503 с. — (Литературные памятники). — 50 000 экз.
Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М.: Ладомир, 1994.
Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Феофраст. Характеры / Подготовлено к изданию Цветковым А. И.. — Рязань: Александрия, 2009. — 416 с. — ISBN 5-94460-033-0.

Литература

Олдфазер У. А.[de]. Abderos : [нем.] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1918. — Bd. S III. — Kol. 14—15.
Рошер В. Г. Abderos // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie : [нем.] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 2—3.
Abde'rus // A Dictionary of Greek and Roman biography and mythology (англ.) / William Smith, Ed.. — London: John Murray, 1873.
Тюмпель К.[de]. Abderos : [нем.] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 23—24.

Последний раз редактировалось Chugunka; 01.08.2024 в 18:23.
Ответить с цитированием
  #742  
Старый 23.04.2024, 21:44
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Абант (Абас), царь пелопоннесского Аргоса

https://drevniebogi.ru/abant-abas-ts...sskogo-argosa/

30 июня 2013 •

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Абант (или Абас) — герой греческой мифологии, сын Линкея и Гипермнестры, царь пелопоннесского Аргоса.

Ничем особым не отличался (разве тем, что унаследовал волшебный щит своего деда Даная), однако приходится включить его в словарь и даже начать с него. Будучи предком многих выдающихся героев, он часто упоминается в мифах. Жена Аглая родила ему двух сыновей, ставших заклятыми врагами: Акрисия и Прета.

Абант был также дедом Данаи и прадедом Персея. Некоторые авторы считают, что он основал город Абаи в Фокиде и завоевал остров Эвбею. Другие же полагают, что это сделал его тезка — сын бога Посейдона и нимфы Аретусы.

Другие персонажи с именем Абант (Абас)

Гомер упоминает в «Илиаде» еще одного Абанта — сына троянского прорицателя Эвридаманта, храброго защитника Трои, который вместе со своим братом Полиидом погиб в бою с аргосским царем Диомедом.

В «Энеиде» Вергилия мы встречаем этрусского воина Абанта, помогавшего Энею в борьбе за новую родину троянцев в Италии.
Ответить с цитированием
  #743  
Старый 24.04.2024, 21:28
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,972
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Абант (сын Линкея)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90...BA%D0%B5%D1%8F)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

др.-греч. Ἄβας
Пол мужской
Отец Линкей[1]
Мать Гипермнестра[1]
Супруга Аглая
Дети Акрисий, Прет, по разным версиям — Идомена, Идмон, Канеф, Халкодон
Абант (др.-греч. Ἄβας) — персонаж древнегреческой мифологии. Царь Аргоса, отец Акрисия и, соответственно, прадед Персея. Переселился в Фессалию, завоевал остров Эвбея. По одной из версий мифа, стал эпонимом племени абантов.

Содержание

1 В мифологии
2 В литературе
3 Примечания
4 Источники и литература
4.1 Источники
4.2 Литература

В мифологии

Абант был потомком Эпафа — легендарного царя Египта, сына Зевса от Ио. Он родился от брака представителей двух враждующих ветвей семьи — данаиды Гипермнестры и эгиптиада Линкея (при этом есть альтернативные генеалогии, в которых фигурируют Посейдон, Халкон и Аретуса). После смерти отца Абант стал царём Аргоса (впоследствии этот город называли «Абантовым поприщем»[2]). Позже он основал город Абы в Фокиде[3], переселился в Фессалию, где назвал равнину «пеласгический Аргос»[4], и покорил остров Эвбея[5] в союзе с племенем абантов, для которых, по одной из версий мифа, стал эпонимом (в других версиях эпоним — Абант, сын Посейдона)[6]. Гай Юлий Гигин сообщает, что Абант убил Мегапенфа, чтобы отомстить за своего отца[7], но единственный Мегапенф, фигурирующий в сохранившихся источниках — внук Абанта[8].

Абант был женат на Аглае, дочери Мантинея, которая родила ему двух сыновей-близнецов: Акрисия и Прета[9]. После смерти отца абантиады поделили царство[10]. Через Акрисия Абант стал дедом Данаи и прадедом Персея[11]. Гигин называет его отцом ещё и Идмона — прорицателя, участника похода аргонавтов[12] (согласно основной версии мифа, это сын Аполлона); у Аполлодора упоминается дочь Абанта Идомена (жена Амифаона и мать ещё одного прорицателя, Мелампода)[13], у автора схолий к трагедиям Еврипида — Канеф и Халкодон[6].

Согласно Гигину, именно Абант рассказал отцу о гибели Даная, и тот в благодарность подарил ему щит, который Данай до этого посвятил Гере[14]. После смерти Абанта этот щит помог подавить восстание покорённых аргивянами народов: увидев его в сражении, враги испугались его блеска и бросились бежать[15]. С этой легендой в исторические имена связывали возникновение в Аргосе священных игр (Герей или Гекатомбей), проходивших раз в пять лет[16]; победители этих игр получали в качестве награды вместо венка щит[11][6].

В литературе

Абант стал важным персонажем трагедии афинянина Феодекта «Линкей», текст которой не сохранился[11]. В «Энеиде» Вергилия заглавный герой вешает щит Абанта в храме на мысе Акций во время стоянки в качестве приношения богам[17].

Примечания

Dictionnaire de la mythologie grecque et latine
Пиндар, 1980, Пифийские песни, VIII, 55.
Павсаний, X, 35, 1.
Страбон, 1994, IX, 5, 5.
Пиндар, 1980, Пифийские песни, VIII, 73.
Roscher, 1886.
Гигин, 2000, Мифы, 244.
Гигин, 2000, Мифы, 244, прим.
Аполлодор, II, 2, 1—2.
Павсаний, I, 16, 2.
Toepffer, 1893.
Гигин, 2000, Мифы, 14.
Аполлодор, II, 2, 2.
Гигин, 2000, Мифы, 170.
Грейвс, 2005, с. 340.
Гигин, 2000, Мифы, 273.
Вергилий, 2001, Энеида, III, 286—287.

Источники и литература

Источники


Аполлодор. Мифологическая библиотека. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 7 апреля 2018.
Публий Вергилий Марон. Энеида. — М.: Лабиринт, 2001. — 288 с. — ISBN 5-87604-127-0.
Павсаний. Описание Эллады. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 7 апреля 2018.
Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. — М.: Наука, 1980. — 504 с.
Страбон. География. — М.: Ладомир, 1994. — 944 с.
Гай Юлий Гигин. Мифы. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. — 480 с. — ISBN 5-89329-198-О.

Литература

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 1008 с. — ISBN 5-9709-0136-9.
Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1. — 671 с.
Roscher. Abas 1 // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. — 1886. — Bd. I, 1. — Kol. 1.
Toepffer J. Abas 3 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 18.

Последний раз редактировалось Chugunka; 01.08.2024 в 18:25.
Ответить с цитированием
  #744  
Старый 25.04.2024, 21:27
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Авгий и его «конюшни»

https://drevniebogi.ru/avgiy-i-ego-konyushni/
30 июня 2013 •

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Авгий – герой греческих мифов, царь Элиды, сын бога Гелиоса и Гирмины, дочери царя Нелея.

В мифы (и в выражение, сохранившееся до наших дней) Авгий попал не из-за своего богатства, которым он больше всего гордился, а из-за жуткой грязи в хлеву, на которую не обращал внимания. Очистить хлев было задачей сверхчеловеческой, поэтому она и была поручена величайшему герою греческих мифов (см. «Геракл», шестой подвиг).

Работа Геракла у Авгия запечатлена в многочисленных произведениях античного искусства, например на метопах храма Зевса на Олимпе, в афинском «Тесейоне» (5 в. до н. э.), в римских скульптурах Капитолийского музея и многих других (не говоря уже о вазописи).

О победе Геракла над Авгием напоминают Олимпийские игры — считается, что герой основал их именно в честь этой победы. Есть, правда, и другие предания о происхождении Олимпийских игр; бесспорно лишь то, что они проводятся с 776 г. до н. э. до наших дней (с полуторатысячелетним перерывом).

Бесспорно и то, что и в наши дни мы можем наткнуться на «Авгиев хлев» где угодно (в русском языке употребляется выражение «Авгиевы конюшни», хотя в действительности стада Авгия состояли из рогатого скота).
Ответить с цитированием
  #745  
Старый 28.04.2024, 20:28
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,972
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Авгий

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90...B4%D0%BE%D0%BA.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

др.-греч. Αὐγέᾱς, Αὐγείᾱς
Мифология древнегреческая мифология
Толкование имени сияющий
Пол мужской
Занятие царь Элиды
Отец по различным версиям Гелиос, Элей[it], Посейдон либо Форбант
Мать Гирмина[en], Навсидама или Ифибоя
Дети Агасфен[en], Филей, Эврит[es], Агамеда, Эпикаста[de]
Связанные понятия авгиевы конюшни
Связанные события пятый подвиг Геракла

А́вгий (др.-греч. Αὐγέᾱς, Αὐγείᾱς — «сияющий») — персонаж древнегреческой мифологии, царь племени элейцев или эпеев[de] в Элиде. Обладал многочисленными стадами, которые подарил ему отец (по одной из версий) — бог Солнца Гелиос. Микенский царь Еврисфей поручил Гераклу вычистить Авгиевы конюшни от скопившегося за многие годы навоза за один день. Геракл договорился с Авгием, что уберëт стойла за один день за плату, и, получив согласие, прокопал канал от ближайших рек и разобрал стены конюшен, после чего вода смыла из конюшен всю грязь. Авгий отказался платить, и тогда Геракл пошёл на него войной. Первое нападение царь Элиды отбил, но позже всё-таки потерпел поражение. По одной версии мифа, он был убит Гераклом, по другой — остался в живых и умер существенно позже своей смертью.

Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым для обозначения чего-либо чрезвычайно загрязнённого, запущенного[1].

Содержание

1 В мифологии
1.1 Происхождение
1.2 Биография
1.3 Потомки
2 Память
3 Примечания
4 Литература
4.1 Источники
4.2 Литература

В мифологии

Происхождение


Существует несколько версий происхождения Авгия. По разным данным, он был сыном бога Солнца Гелиоса[2][3][4][5], либо царя Элиды Форбанта[6], либо сына Посейдона Элея[it] (царя племени элейцев в Этолии)[7], либо самого Посейдона[6]. В связи с этим Павсаний пишет, что Авгия называли сыном Гелиоса «те, кто хотел дать Авгию больше славы»: они немного изменили имя Элей (др.-греч. Ἥλιος, Ἠλεῖος), чтобы получилось Гелиос (др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος). Матерью Авгия некоторые античные авторы называют Гирмину[en] (дочь Нелея, Никтея или Эпея[8]) или Навсидаму, дочь Амфидаманта[5] (в этих случаях его отцом считается Гелиос)[9]. Наконец, Иоанн Цец пишет, что мать Авгия звали Ифибоя[10][8].

Аполлодор Афинский называет братом Авгия ещё одного элидского царя — Актора, мужа Молионы и приёмного отца сиамских близнецов Молионидов, Ктеата и Еврита[11]. При этом, согласно Павсанию, Актор был единственным сыном Форбанта и Гирмины[12][8].

Биография

Авгий был царём племени элейцев или эпеев[de] (правда, Гекатей Милетский счёл необходимым уточнить, что эпеи — «отличное от элейцев племя», враждебное Авгию[13]). Как правило, это царство локализуют в Элиде[9], в районе города Эфира; существует и альтернативная версия, в которой фигурирует Писа[10][8]. Известно, что Авгий устраивал гонки на колесницах, из которых впоследствии выросли Олимпийские игры[14], причём однажды он поступил нечестно — отнял у победителя, царя мессенского Пилоса Нестора, четвёрку лошадей и прогнал возницу[15]. Многие античные авторы упоминают Авгия как участника плавания аргонавтов в Колхиду за золотым руном[4][5][2][10].

Геракл очищает Авгиевы конюшни, отводя реки Алфей и Пеней. Фрагмент римской мозаики из Лирии, первая половина III века. Национальный археологический музей в Мадриде
Авгий славился своими богатствами. Это доказывает одна из версий мифа, согласно которой именно этот царь приказал искусным архитекторам, Агамеду и Трофонию, построить сокровищницу, в которую не смог бы проникнуть ни один вор[16]. В первую очередь Авгий был известен своими огромными стадами скота, которые ему подарил Гелиос. По словам Феокрита, «Не мог бы никто никогда ни сказать, ни помыслить, / Будто всем этим владеет один или даже и десять, / Если бы даже цари всей земли им стада подарили»[17]. За многие годы в конюшнях накопилось огромное количество навоза; по другой версии, кучи навоза возвышались по всей Элиде, из-за чего большая часть земли оставалась невозделанной[7]. Царь Микен Еврисфей, желая унизить своего родича Геракла грязной работой, приказал ему убрать всё это за один день. Тот прибыл к Авгию и, не говоря ничего о приказе Еврисфея, предложил навести порядок, запросив за это десятую часть всего скота (по одной из версий, упомянутых у Павсания, — часть царства[7]). Царь, не веря, что такое возможно, согласился. Тогда Геракл разобрал одну из стен конюшен, отвёл воду из близлежащих рек, Алфея и Пенея, которая и вымыла навоз[6][18]. По версии Павсания, он повернул вспять течение реки Мений[19][9][20][21].

Когда навоз был убран, Авгий по совету Лепрея отказался заплатить Гераклу. Он мотивировал это либо тем, что дело было сделано не трудом, а хитрой уловкой[19], либо тем, что Геракл выполнял приказ своего царя и соответственно не должен получать награды. Перед рассматривавшими этот спор судьями сын элидского царя Филей заявил, что отец поступает бесчестно. Тогда разгневанный Авгий, не слушая судей, изгнал и сына, и Геракла из своих земель. Еврисфей в свою очередь отказался признавать чистку конюшен за подвиг, так как была договорённость о плате[6][18][16][22][9].

Геракл решил отомстить и вторгся в Элиду с войском, набранным из аркадян, аргивян и фиванцев[23]. Авгий заключил союз с Амаринкеем и поручил командование войсками сиамским близнецам Молионидам (по одной из версий мифа, своим племянникам). Геракл во время этой войны заболел, а поэтому заключил мир; когда Молиониды узнали причину его уступчивости, то напали на врага и многих перебили. Автор схолий к одам Пиндара сообщает, что во время этих событий Авгий вероломно убил сыновей Геракла от Мегары[24]. Впоследствии, когда Молиониды, или, по другой версии, сын Авгия Еврит, отправились на Истмийские игры в качестве теоров (священных послов), Геракл напал на них и убил. В связи с этим элейцы навсегда отказались участвовать в Истмийских играх[25][11]. После Геракл вновь напал на Элиду. На этот раз он одержал победу: Авгия вместе с большинством его детей Геракл убил, а новым царём сделал Филея[11][16][9][26].

По другой версии мифа, Авгий остался жив после опустошительного похода Геракла на Элиду. Филей наладил в царстве мирную жизнь и вернулся в Дулихий; Авгий снова принял власть и правил до самой смерти в преклонном возрасте, передав свои владения ещё одному сыну, Агасфену[en][27][16][24].

Потомки

Многие источники называют сыновьями Авгия Агасфена[en] и Филея, которые в разное время правили отцовским царством. Сын Агасфена Поликсен упоминается в числе женихов Елены и участников Троянской войны[5]. Кроме того, Диодор Сицилийский пишет о сыне Авгия Эврите[es][23], Гомер — о дочери Авгия Агамеде, жене Мулия[28], которая, согласно поздней версии, родила от Посейдона трёх сыновей, Бела, Актора и Диктиса[5]. У Аполлодора упоминается Эпикаста[de], родившая от Геракла сына Фессала[29][10][8].

Память

Мифы, связанные с Авгием, были интерпретированы в героическом духе Пиндаром. Позже более рационалистичную версию мифа разработали Каллимах, Аполлодор Афинский (или другой писатель, известный сейчас под этим именем) и Павсаний. Для Гомера и автора схолий к Пиндару Авгий был безусловно человеком недостойным[24].

Жители Элиды ещё во II веке н. э. почитали Авгия и совершали в его честь жертвоприношения[30][9]. В исторические времена сохранялся запрет для элейцев участвовать в Истмийских играх в память о вероломно убитых Молионидах[31].

Современные антиковеды считают Авгия местным элидским героем, чьё почитание имело несомненную связь с культом Солнца; свидетельством тому являются и перевод его имени («сияющий»), и «солнечная» родословная[9]. Существует гипотеза, что изначально и Авгий, и его единокровный брат Ээт (царь Колхиды) были ипостасями Гелиоса[24]. Грязь в конюшнях ассоциировалась с туманами и тучами, которые разгоняет солнечный свет[32]. В современной культуре выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым: так называют сильный беспорядок, запущенность в делах или помещение, в котором царят грязь и беспорядок[33].

Примечания

Словарь иностранных слов. — М.: «Русский язык», 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
Аполлоний Родосский, 1964, I, 170—171.
Феокрит, 1958, XXV, 54.
Аполлодор, 1972, I, IX, 16.
Гигин, 2000, Мифы, 14.
Аполлодор, 1972, II, V, 5.
Павсаний, 1996, V, 1, 9.
Wernicke, 1896, s. 2307.
Мифы народов мира, 1990, Авгий.
Schirmer, 1884—1890, s. 731.
Аполлодор, 1972, II, VII, 2.
Павсаний, 1996, V, 1, 11.
Страбон, 1994, VIII, 3, 9.
Павсаний, 1996, V, 8, 3.
Гомер, 1990, Илиада, XI, 698—702.
Schirmer, 1884—1890, s. 732.
Феокрит, 1958, XXV, 115—117.
Диодор Сицилийский, 2000, IV, XIII, 3.
Павсаний, 1996, V, 1, 10.
Schirmer, 1884—1890, s. 731—732.
Wernicke, 1896, s. 2307—2308.
Wernicke, 1896, s. 2308.
Диодор Сицилийский, 2000, IV, XXXIII, 3.
Wernicke, 1896, s. 2309.
Павсаний, 1996, V, 2, 1—2.
Wernicke, 1896, s. 2308—2309.
Павсаний, 1996, V, 3, 1—3.
Гомер, 1990, Илиада, XI, 738—741.
Аполлодор, 1972, II, VII, 8.
Павсаний, 1996, V, 4 (1).
Павсаний, 1996, V, 2, 2.
Schirmer, 1884—1890, s. 733.
Медведева, 2009.

Литература

Источники


Аполлодор Афинский. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л.: Наука, 1972.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод и примечания Г. Ф. Церетели. — Тбилиси: Мецниереба, 1964. — 1000 экз.
Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М.: Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
Павсаний. Описание Эллады / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2.
Страбон. География / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. — М.: Ладомир, 1994. — 944 с. — (Литературные памятники).
Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / Перевод и комментарий М. Е. Грабарь-Пассек. — Л.: Издательство АН СССР, 1958. — (Литературные памятники). — 15 000 экз.
Гай Юлий Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.

Литература

Ботвинник М. Авгий // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 20.
Медведева А. Авгиевы конюшни // Толковый словарь наиболее употребительных иностранных слов. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 13. — 525 с. — ISBN 978-5-9524-4203-0.
Schirmer. Augeias // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie : [нем.] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 731—733.
Wernicke K. Augeias 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1896. — Bd. II, 2. — Kol. 2306—2310.

Последний раз редактировалось Chugunka; 01.08.2024 в 18:27.
Ответить с цитированием
  #746  
Старый 29.04.2024, 20:33
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Автолик, дед Одиссея, один из величайших хитрецов Древней Греции

https://drevniebogi.ru/avtolik-ded-o...evney-gretsii/
1 июля 2013 •

Автолик – герой греческих мифов, сын бога Гермеса и Хионы, один из величайших хитрецов в греческих мифах.

Хитрость и изворотливость Автолика, вошедшие в поговорку, отчасти были унаследованы его внуком Одиссеем.

Поскольку Гермес, помимо прочего, был также богом воров, Автолик не брезговал и кражами. Тем более что Гермес одарил его способностью перевоплощаться и до неузнаваемости изменять украденное (например, безрогий скот превращался у него в рогатый, белое в черное и т.п.).

Самым знаменитым его «подвигом» была кража скота у эхалийского царя Эврита, которую он сумел приписать Гераклу. Таким образом, можно считать, что Автолик был первым вором, воскликнувшим: «Держите вора!»

Сатирическую пьесу «Автолик» написал в 5 в. до н. э. Еврипид (до нас дошел лишь небольшой ее отрывок, в котором обличаются атлеты, норовящие подзаработать на своем умении).
Ответить с цитированием
  #747  
Старый 08.05.2024, 22:16
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Агава, пьяная мать, убившая сына Пенфея

https://drevniebogi.ru/agava-pyanaya...syina-penfeya/

2 июля 2013 • 2 099 смотр.

Агава – героиня греческих мифов, дочь фиванского царя Кадма и Гармонии. Агава была третьей дочерью четы. Кроме нее в семье росли Семела, Ино и Автоноя. Была замужм за Эхионом.

Эта восторженная почитательница бога вина Диониса в вакхическом экстазе (или, выражаясь трезвым языком юристов: в состоянии опьянения) убила собственного сына Пенфея (подробности смотри в статье о Пенфее). Нужно заметить, что почитая Диониса, Агава, как и ее сын, не признавали божественное происхождение своего кумира. Безумие он наслал на Агаву именно во время церемониального шествия менад.

Другая Агава была одной из дочерей морского бога Нерея. Несмотря на свою красоту (ее имя, собственно, и означает «очень красивая»), особой роли в мире античных мифов она не сыграла.

На фото: лекана из музея Лувра на которой Агава (первая) и Ино разрывают Пенфея.
Ответить с цитированием
  #748  
Старый 11.05.2024, 05:43
Аватар для Drevniebogi.Ru
Drevniebogi.Ru Drevniebogi.Ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 08.02.2016
Сообщений: 669
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Drevniebogi.Ru на пути к лучшему
По умолчанию Агамемнон, царь-предводитель ахейцев в троянской войне

https://drevniebogi.ru/agamemnon-tsa...yanskoy-voyne/

2 июля 2013 •


Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
агамемнонАгамемнон — персонаж греческих мифов и «Илиады» Гомера, сын Атрея и Аэропы, микенский царь, предводитель объединенных ахейских войск в троянской войне.

Гордый и властный, могучий и храбрый воин и в то же время мнительный эгоист, теряющийся в сложных ситуациях, — таким предстает Агамемнон у Гомера, Эсхила, Еврипида и Софокла, в романах и пьесах современных авторов; его характер одновременно и привлекает нас, и отталкивает, а трагическая судьба вызывает сострадание.

Агамемнон родился в Микенах, где отец его, Атрей, пришел к власти после смерти царя Эврисфея, не оставившего после себя потомков. Детство Агамемнона и его младшего брата Менелая прошло в атмосфере интриг и борьбы за власть между Атреем и его братом Фиестом.

Ребенком Агамемнон стал свидетелем отвратительного преступления своего отца, убившего Плисфена и Тантала, сыновей Фиеста; позже на глазах у Агамемнона Атрей был убит Эгисфом, сыном Фиеста.

Когда Фиест пришел к власти в Микенах, Агамемнон и Менелай бежали в Спарту, под защиту царя Тиндарея. Однако при первой же возможности Агамемнон вернулся, чтобы отомстить за смерть отца. Убив Фиеста, Агамемнон стал царем Микен, как законный наследник Атрея.

Агамемнон стал одним из самых могучих и богатых ахейских властителей. Он жил в дружбе со всеми царями и даже примирился с убийцей своего отца, Эгисфом. О его резиденции говорилось не иначе, как о «златообильных Микенах». Был он также счастливым супругом и отцом.

Когда его брат Менелай взял в жены Елену (Прекрасную), Агамемнон женился на ее сводной сестре Клитеместре, которая родила ему сына Ореста и дочерей Хрисофемиду, Электру и Ифигению (в более старых источниках вместо Электры названа Лаодика, а вместо Ифигении — Ифианасса).

Агамемнон жил в своем дворце спокойно и счастливо, пользуясь всеобщим уважением, и грозило ему лишь одно: что он войдет в мифы без всякой славы.

Но вот в Микены пришла тревожная весть: у Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты, похитил жену троянский царевич Парис. Вскоре в Микены прибыл сам Менелай и попросил Агамемнон помочь вернуть ему Елену. Ведь она была самой прекрасной из всех смертных женщин, отцом ее был сам Зевс, а коварный Парис похитил ее, будучи гостем Спарты. И не только это: заодно он прихватил и сокровища Менелая.

Это было грубейшее нарушение гостеприимства, тягчайшее оскорбление царя, супруга, мужчины. Такое вероломство никак не могло остаться безнаказанным.

Агамемнон посоветовал брату отправиться с каким-нибудь опытным посредником, лучше всего — с царем Итаки Одиссеем, в Трою и там обратиться за справедливостью к отцу Париса, троянскому царю Приаму, который, конечно, уладит все дело. Менелай так и поступил, но ничего не добился. Парис готов был вернуть украденные сокровища, но о возвращении Елены и говорить не хотел.

Тогда Менелай и Одиссей пригрозили троянцам войной, однако Парис стоял на своем, и Приам поддерживал его. Узнав об этом, Агамемнон разослал послов ко всем ахейским царям, призывая их помочь Менелаю и наказать Париса.

Поход, возглавленный Агамемнон, сулил участникам славу и богатую добычу. В гавани Авлиды собралось 1186 кораблей и 100 тысяч воинов, готовых выступить против Трои.

В статье использованы кадры из фильма «Троя» 2004 год. В роли Агамемнона — актер Брайан Кокс.

В сознании своей ответственности главнокомандующего Агамемнон готов был на любую жертву, лишь бы боги были благосклонны к походу. Он принес в жертву Артемиде родную дочь Ифигению, чтобы искупить оскорбление, которое нанес некогда богине.

После опасного плавания, полного непредвиденных препятствий, флот ахейцев пристал, наконец, к берегам Трои. Хотя там их поджидало могучее войско, ведомое старшим сыном Приама Гектором, ахейцам удалось высадиться в Троаде. Однако взять штурмом высокие стены Трои греки не сумели и откатывались от них, как волны от несокрушимой плотины. Тогда Агамемнон велел разбить укрепленный лагерь и из него начинал новые и новые приступы Трои — целых девять лет, но все тщетно!

На десятом году в ахейском войске открыто проявилось долго накапливавшееся недовольство. Воины мечтали о возвращении домой, а полководцы утратили надежду на добычу и славу. К тому же, когда разочарование бесперспективной войной достигло предела, возник спор между Агамемнон и лучшим ахейским бойцом Ахиллом, предводителем мирмидонян.

Причиной послужила женщина: при одной из военных экспедиций в соседние с Троей царства Ахилл завладел несколькими пленницами, в том числе дочерью Хриса, жреца Аполлона; при дележе добычи Хрисеида досталась Агамемнону.

Вскоре в лагерь пришел ее отец и попросил Агамемнон вернуть ему дочь за богатый выкуп. Но Агамемнон не согласился, так как девушка ему понравилась, и он с позором изгнал ее отца. Тогда Хрис обратился к Аполлону с мольбой об отмщении. Аполлон, оскорбленный в лице своего жреца, спустился с Олимпа и с помощью своих стрел, выпущенных из серебряного лука, рассеял погибельный мор в стане ахейцев.

Поскольку Агамемнон ничего не предпринимал, чтобы умилостивить Аполлона, вмешался Ахилл. Он созвал народное собрание, чтобы оно решило, что им следует предпринять. Агамемнон был этим задет, так как считал, что право созывать собрание принадлежит ему одному. На собрание он явился, но с гневом в душе и с намерением продемонстрировать Ахиллу свою власть и силу. На собрании ахейских воинов армейский прорицатель Калхант заявил, что Аполлона удастся умилостивить лишь в том случае, если дочь Хриса вернут отцу, но без всякого выкупа и с извинениями.

Агамемнон набросился на Калханта, а когда Ахилл вступился, Агамемнон прикрикнул и на него и грубо оскорбил. После резкой перепалки, в которой ни тот ни другой не выбирали слова, Агамемнон в конце концов заявил, что в интересах войска отказывается от Хрисеиды, но взамен возьмет у кого-нибудь из вождей другую пленницу — и выбрал Брисеиду, наложницу Ахилла. Ахилл подчинился решению главнокомандующего, каким бы опрометчивым и несправедливым оно ни было, но сделал из этого свои выводы. Он провозгласил, что не будет участвовать в войне, пока Агамемнон и все ахейцы, не выступившие в его защиту, не попросят у него прощения, не снимут с него бесчестие.

Тщетно уговаривали Ахилла остальные вожди, особенно пилосский царь, старик Нестор, отважный Диомед из Аргоса и хитроумный Одиссей из Итаки. Он стоял на своем и этим навлек на войско беду: когда троянцы узнали, что с ними не будет сражаться Ахилл, наводивший на них ужас, они сделали вылазку из города, вынудили ахейцев отступить и стали готовиться к сокрушительному штурму их лагеря.

Агамемнон направил к Ахиллу послов с извинениями и предложением помириться. Он обещал вернуть ему Брисеиду с семью другими пленницами в придачу и с богатыми дарами. Однако Ахилл не мог забыть обиду и отверг как предложение мира, так и дары. Пришлось ахейцам сражаться без Ахилла и его войска.

Несмотря на упорное сопротивление, троянцы прижали греков к самому морю. Агамемнон храбро сражался в первых рядах, как и подобает предводителю, но когда из-за ранения и потери крови ему пришлось покинуть поле боя, он предложил остальным ахейским вождям отказаться от дальнейшей борьбы и спасать жизнь воинов бегством. Однако воины продолжали мужественно сражаться, а вместе с ними и все вожди.

Наконец они дождались нового поворота событий: увидев, что Гектор уже начал поджигать ахейские корабли, Ахилл позволил своему другу Патроклу вступить в бой во главе мирмидонян и одолжил ему свои доспехи. Троянцы решили, что против них выступил сам Ахилл, и в страхе бросились наутек.

Но Патрокл, спасший таким образом корабли и стан ахейцев, из боя не вернулся; он погиб в единоборстве с Гектором, которому помогал бог Аполлон. Тогда Ахилл решил вступить в сражение, чтобы отомстить за друга. Он принял предложение Агамемнон о примирении и сражался под стенами Трои до самой своей героической смерти.

Мы знаем, что ахейцы в конце концов хитростью взяли Трою. По предложению Одиссея они соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятались самые отважные воины. Затем Агамемнон велел поджечь лагерь, посадил войско на корабли и отплыл всем флотом на запад. Однако он не уплыл в Грецию, как полагали троянцы, а укрылся за мысом Тенедос и с наступлением тьмы вернулся со всем войском.

Троянцы между тем ввезли коня в город — и даже разобрали ради этого часть городской стены, так как ворота были слишком узки. Слишком легко троянцы поверили рассказу греческого воина Синона, которого оставил на берегу Одиссей, снабдив его соответствующими инструкциями. Синон рассказал, будто гигантский деревянный конь посвящен ахейцами богине Афине и может послужить защитой городу.

Ночью же спрятавшиеся воины вышли из коня, одолели ничего не подозревавшую стражу, а Синон дал условленный знак Агамемнон, который вторгся с войском в город через пролом в стене. Наутро лишь дымящиеся руины напоминали о некогда славной Трое.

Победоносный Агамемнон возвратился в Микены, корабли его были перегружены золотом, серебром, бронзой, рабынями. Вступив на родную землю, он растроганно поцеловал ее и принес благодарственную жертву богам. Затем Агамемнон велел зажечь на прибрежной горе огромный костер — перед уходом на войну он обещал супруге известить ее таким способом о возвращении. Клитеместра с нетерпением ждала условленного сигнала, но ждала его не одна.

Пока Агамемнон сражался у стен Трои, в Микенах появился его двоюродный брат Эгисф и соблазнил его жену. Правда, вначале она сопротивлялась, но затем поддалась его лести, а теперь у них уже был совместно разработан план, как избавиться от Агамемнона.

Эгисф торжественно приветствовал его, ввел в зал для пиршеств, а когда пир был в самом разгаре, Эгисф дал знак спрятанным воинам, и те убили Агамемнона вместе со всеми его соратниками (как сказал Гомер: «И, угостивши, зарезал, как режут быка возле яслей»). Затем Эгисф велел спешно похоронить Агамемнон за городскими стенами, женился на Клитеместре и провозгласил себя царем Микен.

На этом рассказ об Агамемнон не заканчивается. Последнее слово сказал в 1876 г. немецкий археолог Г. Шлиман. На фото: так называемая «маска Агамемнона» из кованого золота, изготовленная в XIV веке до нашей эры. Золотая маска обнаружена Генрихом Шлиманом в 1876 г. в Микенах. Сейчас хранится в Национальном музее, в Афинах.

После того как в 1871–1873 гг. Шлиман раскопал развалины Трои, в существовании которой сомневалось большинство ученых того времени, он отправился в Микены на поиски гробницы Агамемнона. При этом Шлиман опирался на сведения из «Илиады» Гомера, «Орестеи» Эсхила, «Электры» Еврипида и «Описания Эллады» Павсания, посетившего Микены во 2 в. до н. э.

И действительно, на огороженной площадке у крепостных стен, на глубине около 8 метров, Шлиман нашел пять гробниц с останками пятнадцати человек, буквально усыпанными золотом и драгоценностями. Их украшения и оружие соответствовали описанию Гомера. Лица мертвых были прикрыты золотыми масками, воспроизводившими их черты; в этом Шлиман мог убедиться, потому что под одной из масок обнаружил неповрежденное, естественно мумифицировавшееся лицо микенского владыки.

Восторженный археолог решил, что это и есть сам Агамемнон: «Я обнаружил гробницы, которые Павсаний, опираясь на традицию, считает гробницами Агамемнона, Кассандры, Эвримедонта и их друзей, убитых коварным Эгисфом и вероломной Клитеместрой».

Однако более поздние исследования показали, что люди, останки которых Шлиман обнаружил в Микенах, жили примерно за два с половиной века до гибели Трои, а значит, и до гибели Агамемнона.

Правда, чтобы Агамемнон мог погибнуть, он сначала должен был жить — однако прямых доказательств его существования у нас нет, поэтому даже после открытий Шлимана Агамемнон остается героем из мифов.

агамемнон5

Микенские сокровища находятся теперь в Национальном археологическом музее в Афинах. Они занимают там почти весь вводный зал, и их сияние свидетельствует, что Гомер не зря говорил о «златом богатых Микенах». Имя Агамемнон там упоминается на каждом шагу, в частности перед золотой маской, которую приписал ему Шлиман.

Кроме упоминавшихся выше аттических трагедий 5 в. до н. э. ему посвящена трагедия Сенеки «Агамемнон».

В новое время судьба Агамемнон легла в основу десятков разнообразных произведений; назовем лишь трагическую тетралогию Г. Гауптмана и оперу-трилогию «Орестея» С. И. Танеева.

У А.С. Пушкина в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) Агамемнон — император Александр I:

«Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался».
Ответить с цитированием
  #749  
Старый 30.07.2024, 19:22
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,972
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Доисторическая Греция

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Доисторическая_Греция

Доистори́ческая Гре́ция — хронологический период в истории Греции со времён палеолита и до возникновения элладской цивилизации.

Содержание

Хронология


А. Материковая Греция в целом (в том числе Фессалия, центральная Греция и Пелопоннес). Приведённые ниже даты — калиброванная хронология.

Докерамический неолит — около 6800—6500 гг. до н. э.
Ранний неолит около 6500—5800 гг. до н. э.
Средний неолит около 5800—5300 гг. до н. э.
Поздний неолит около 5300—4500 гг. до н. э.
Конечный неолит около 4500—3200 гг. до н. э.
В. Хронология пещеры Франхти. Приведённые ниже даты не калиброваны, то есть основаны на радиоуглеродной датировке и не сопоставлены с данными соседних археологических культур ввиду их отсутствия. Даты приводятся с формулировкой «b.p.» («до настоящего времени», под которым условно понимается 1950 г. н. э.).

Палеолит около 25000—10300 b.p.
Мезолит около 10300—8000 b.p.
Докерамический неолит 8000—7700 b.p.
Ранний неолит около 7700—7000 b.p.
Средний неолит около 7000—6500 b.p.
Поздний неолит около 6500—5700 b.p.
Конечный неолит около 5700—4600 b.p.[1]
Нижний и средний палеолит

На памятнике Кипариссия 4, который находится в номе Мегалополис на территории буроугольного рудника и датируется возрастом примерно 700 тыс. л. н., найдены каменные артефакты нижнего палеолита[2].

Череп из пещеры Петралона (Халкидонский полуостров) предположительно вида Homo heidelbergensis датируется возрастом 150—250 тыс. лет (Grun, 1996) или 200—700 тыс. лет (Hennig et al., 1980)[3].

Возраст местонахождения Маратуса 1 у города Мегалополис на полуострове Пелопоннес — между 300 и 600 тыс. лет (средний плейстоцен)[4][5]. Hippopotamus antiquus с Маратусы 1 датируется между 500 и 400 тыс. л. н. Грудной позвонок бегемота со стоянки Маратуса 2 имеет признаки разделки человеком[6].

Древнейшие стоянки древнего человека на острове Лесбос датируются возрастом 500—200 тыс. лет назад[7].

Площадка Трипотамос 4 в номе Мегалополис, которая датируется возрастом примерно 400 тыс. л. н., характеризуется относительно большой концентрацией каменных орудий, которые представляют собой новые элементы в технике обработки камня по сравнению с более старыми местными памятниками, что делает это место важным этапом в технологических разработках позднего этапа нижнего палеолита. На стоянке Чореми 7, которая датируется возрастом примерно 280 тыс. л. н., каменная индустрия включает в себя типологические и технологические признаки среднего палеолита. Фаунистический комплекс памятника состоит в основном из фрагментов костей преимущественно оленей, некоторые из которых несут следы обработки человеком[2]

Каменные орудия ашельской культуры найдены недалеко от деревни Плакиас на южном побережье острова Крит. Каменные орудия мустьерской культуры найдены на островах Наксос[8], Закинф, Лефкас и Кефалония[9].

В карстовом пещерном комплексе Апидима полуострове Ма́ни в номе Лакония на Пелопоннесе найдены два неполных черепа, обладающие рядом черт, свойственных ранним представителям неандертальской ветви. По уточнённым данным неандертальский череп Апидима 2 (ΛΑΟ1/Σ2)[10] уран-ториевым методом датируется возрастом примерно 170 тысяч лет назад, второй череп Апидима 1 (ΛΑΟ1/Σ1), по мнению Хриса Стрингера и Катерины Гарвати, обладает рядом черт, характерных для ранних Homo sapiens (похож на египетский череп Назлет Хатер 2), и датируется возрастом около 210 тысяч лет назад[11]. Французский антрополог М.-А. де Люмле[fr] описывает черепа из Апидимы как переходные между Homo erectus и неандертальцами[12].

В пещере Лаконис 1 в слое с индустрией, переходной от среднего к верхнему палеолиту (48—42 тыс. л. н.), найден зуб (левый нижний третий тавродонтный моляр) со специфическими неандертальскими признаками[13][14].

На территории Греции представлен ряд видов ранних гоминид[15], включая недавно обнаруженные останки неандертальца. Возможно, архаические гоминиды присутствовали и на Крите[16].

Верхний палеолит

Верхний палеолит в Греции представлен граветтскими и эпиграветтскими памятниками.

Пещера Франхти является уникальным примером почти непрерывного проживания людей на одной территории в течение нескольких тысячелетий. Здесь обнаружены слои времён палеолита и мезолита.

Возраст искусственной стены в пещере Теопетра оценивается примерно в 23 тыс. лет[17], то есть она относится к эпохе палеолита и, возможно, является наиболее древним искусственным сооружением не только в Греции, но и в мире. Датировка искусственной стены, которая ограничивала вход в пещеру на две трети, выполнена методом оптического датирования. Возраст стены абсолютно точно совпадает с последним ледниковым периодом. Это может свидетельствовать о том, что стену построили обитатели пещеры, чтобы защититься от холода[18].

Мезолит (9000—6500 гг. до н. э.)

Мезолитические памятники в материковой Греции малочисленны[19], хотя число открытых мезолитических памятников существенно выросло к концу XX — началу XXI века[20].

Длительное время считалось, что Крит в мезолите ещё не был заселён людьми. Относительно недавно на Крите была обнаружена мезолитическая культура Дамнони[21], а также ряд предположительно палеолитических памятников.

Обнаружено сходство между мезолитическими орудиями Ливари-Скиади и последующими неолитическими орудиями Крита[22].

У двух обитателей пещеры Теопетра, живших около 7500—7000 лет до н. э., определена митохондриальная гаплогруппа K1c[23].

Неолит

На данный момент археологи сходятся в том, что большинство ранненеолитических культур (кроме линейно-ленточной керамики) проникли в Европу через Грецию, где засвидетельствовано их наиболее раннее присутствие в 7—6 тыс. до н. э. в то время, как на большей части Европы всё ещё господствовал мезолит местного происхождения.

Древнейшие поселения в Греции возникли на территории Фессалии (напр. Сескло, Аргисса-Магула, Ахиллейон). Поселенцы выращивали злаки (пшеницу и ячмень), а также разводили мелкий домашний скот. Наиболее ранние слои этих поселений соответствуют по культурному уровню докерамическому неолиту Ближнего Востока.

У неолитического фермера Kleitos 10 (ном Козани), жившего 4230–3995 лет до н. э., определили Y-хромосомную гаплогруппу G2a2a1a2-L91* и митохондриальную гаплогруппу K1a2[23]. У представителя неолита Греции (Revenia), жившего 8,4—8,3 тыс. лет назад, выявлена митохондриальная гаплогруппа X2b[23].

На рубеже 4 и 3 тыс. до н. э. начинают возникать дома из самана, между которыми проложены дороги. В центрах поселений возводились крупные здания для вождей — «протодворцы». Наиболее характерными образцами неолитических поселений Греции являются Димини, Диспилио, Лерна и Сескло в материковой Греции, а также ранний слой Кносса на Крите.

В эпоху раннего-среднего неолита на территории Греции представлены в основном три комплекса археологических культур[24][25]. Первые два пришли в Грецию из западной Анатолии:

Старчево-Кришский (культуры Старчево-Криш, Винча, Димини, влияние на бутмирскую культуру) — вероятно, предки пеласгов.
Карановский (прото-Сескло, Сескло, Караново, Неа-Никомедия, влияние на культуру Гумельница, возможно, также критский неолит).
Короткоживущая культура пре-Сескло, напротив, пришла из западного Средиземноморья и связана с культурой кардиальной керамики[26].
На позднем этапе неолита из западной Анатолии (Бейджесултан?) приходит новая группа культур (Анзабегово-Вршник, Дудешть, Боян (культура), Хаманджия, Гумельница и др.). Вероятно, с этой группой связано возникновение минойской цивилизации.
В 2022 году опубликовали митохондриальные гаплогруппы образцов греческого неолита: H, H46, H5, T2b23, H46, T2f, T2c1d1, T1a5, K1a1, K1a24, K1a4b, H, H, H1, J1c7, N1a1a1a3, K1a, H, K1a1, H, U8b1a1, K1a3a3, N1a1a1a, H, K1a4a1, T2b, J1c3j, K1a, U7b, K1a, U3b3, U4b3, K1a7, K1a7, K1a4a1, J1c1, K1a4, HV, H29, H29, J1c2, H5[27].

Энеолит

В медном веке на территорию Греции начинают проникать носители индоевропейских языков. Носители культуры Коцофень (предшественники иллирийцев и мессапов) ассимилируют культуру Малик в Албании, а носители Усатовской культуры (по версии М. Гимбутас-Дж. Мэллори предки фригийцев, македонян и греков) постепенно проникают в материковую Грецию и ассимилируют пеласгов. С их появлением начинается Элладский период.

См. также

Балканский неолит
Димини
Диспилио
Догреческий субстрат
Доисторический Карпато-Балканский регион
Лерна
Неа-Никомедия
Сескло
Петралонская пещера

Примечания

J-P. Demoule and C. Perlìs, "The Greek Neolithic: A New Review, " Journal of World Prehistory 7:4 (1993) 355—416, esp. 366 Fig. 2
Αποτελέσματα της επιφανειακής και γεωαρχαιολογικής έρευνας στη Μεγαλόπολη Архивная копия от 2 июня 2023 на Wayback Machine, 1 Ιουνίου 2023
Петралона: череп. Дата обращения: 3 октября 2015. Архивировано 4 октября 2015 года.
В доисторической Греции ели слонов. Дата обращения: 26 декабря 2015. Архивировано 27 декабря 2015 года.
Доисторическая слонобойня, или Привал охотников эпохи плейстоцена. Дата обращения: 27 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
George E. Konidaris et al. Marathousa 2: A new Middle Pleistocene locality in Megalopolis Basin (Greece) with evidence of human modifications on faunal remains Архивная копия от 29 июня 2020 на Wayback Machine // European Society for the study of Human Evolution (ESHE) 9th Annual Meetingю Liège, Belgium, 19th-21st September, 2019
Археологи нашли на Лесбосе каменные орудия труда возрастом 200 тысяч лет. Дата обращения: 17 сентября 2016. Архивировано 17 сентября 2016 года.
Earliest occupation of the Central Aegean (Naxos), Greece: Implications for hominin and Homo sapiens’ behavior and dispersals Архивная копия от 18 октября 2019 на Wayback Machine, 2019
Evidence suggests Neanderthals took to boats before modern humans Архивная копия от 31 марта 2019 на Wayback Machine, 2012
Katerina Harvati[en], Chris Stringer, Panagiotis Karkanas. Multivariate analysis and classification of the Apidima 2 cranium from Mani, Southern Greece, 2011
Katerina Harvati et al. Apidima Cave fossils provide earliest evidence of Homo sapiens in Eurasia Архивная копия от 10 июля 2019 на Wayback Machine, 2019
Дробышевский С. В. Обнимашки неандертальца и сапиенса в Греции. Сенсация или кривая реконструкция? Архивная копия от 18 июля 2019 на Wayback Machine
Основные события в истории изучения неандертальцев. Дата обращения: 21 августа 2016. Архивировано 9 августа 2016 года.
Древнейший сапиенс — самый древнейший. Датировки людей из Бачо Киро. Дата обращения: 16 мая 2020. Архивировано 11 июня 2020 года.
Human Evolution in the Southern Balkans | Katerina Harvati and Vangelis Tourloukis - Academia.edu
Archaic Hominins on Crete: Fact or Fiction? Journal of Mediterranean Archaeology, 27.2: 260-267, (2014). | Nena Galanidou - Academia.edu (недоступная ссылка)
(недоступная ссылка) От ледникового периода прятались в Фессалии — ana-mpa (недоступная ссылка)
Греческие археологи обнаружили стену, которой 23 тысячи лет (недоступная ссылка)
The Mesolithic in the Aegean | Adamantios Sampson - Academia.edu
Advances in the Palaeolithic and Mesolithic archaeology of Greece for the new millenium, Pharos 20(1): 1-40. | Nena Galanidou - Academia.edu (недоступная ссылка)
The Excavation at Mesolithic Damnoni: the Discovery of a New Culture on Crete | Eleni Panagopoulou and Thomas Strasser - Academia.edu
Carter, Mihailovic, Papadatos & Sofianou 2016 The Cretan Mesolithic in context: new data from Livari Skiadi (SE Crete) | Yiannis Papadatos - Academia.edu
Hofmanová Z. et al. (2015), Early farmers from across Europe directly descended from Neolithic Aegeans Архивная копия от 24 мая 2017 на Wayback Machine, bioRxiv preprint first posted online November 25, 2015; pubished in PNAS early edition, 6 June 2016.
South East Europe history — cultures sumamry. Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано из оригинала 30 августа 2009 года.
MILIEU DU NEOLITHIQUE. Дата обращения: 4 января 2010. Архивировано 3 июля 2009 года.
The Neolithic Cultures Архивировано 9 августа 2011 года.
Nuno M. Silva et al. Ancient mitochondrial diversity reveals population homogeneity in Neolithic Greece and identifies population dynamics along the Danubian expansion axis Архивная копия от 7 августа 2022 на Wayback Machine, 05 August 2022

Ссылки

Греция в эпоху палеолита и неолита
A brief review of the Greek prehistory
Prehistoric Archaeology of the Aegeid

Последний раз редактировалось Chugunka; 31.07.2024 в 20:42.
Ответить с цитированием
  #750  
Старый 01.08.2024, 19:10
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,972
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Докерамический неолит

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Докерамический_неолит

Докерамический неолит (англ. Pre-Pottery Neolithic, PPN) — период раннего ближневосточного неолита, к которому относятся некоторые культуры Ближнего Востока, локализованные в регионе плодородного полумесяца. Их предшественником является мезолитическая натуфийская культура, с которой связана т.н. неолитическая революция.

Основные центры «плодородного полумесяца» в середине 8-го тыс. до н. э.
Началом PPN считается развитие у местных культур производящего сельского хозяйства по окончании последнего ледникового периода, а конец приходится на период глобального похолодания 8,2 тысячи лет назад (6200 лет до н. э.), которое продолжалось несколько сотен лет.
Среди культур PPN различают докерамический неолит А (PPNA) и докерамический неолит Б (PPNB), которые первоначально были определены при раскопках города Иерихон, одного из древнейших в мире. Среди других построек культур докерамического неолита — древнейший храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, поселения Невалы-Чори и Чайоню в юго-восточной Турции, город Хирокития на острове Кипр, а также ранние поселения в Фессалии (Греция) — нижние слои памятников Ахиллейон, Аргисса-Магула, Сескло и др.
Для периода PPN характерно отсутствие керамики, которая уже существовала в эту эпоху в Японии и Китае, но оставалась неизвестной в западной части Азии. Появление керамики в большей части региона совпадает с началом нового периода керамического неолита, а местами (в долине реки Иордан) существовавшие одновременно остатки докерамических культур называют докерамическим неолитом С (PPNC). Предполагается также, что часть населения культуры PPNB мигрировала на юг Ирака и в долину реки Нил, где на их основе сформировался комплекс пастушеских кочевых культур[1].
Особый интерес представляет Ак-Кёпрюк, памятник докерамического неолита на территории Афганистана, поскольку он находился на значительном удалении от других центров докерамического неолита в ту эпоху.

Примечания

1. ↑ Zarins, Juris (1992) "Pastoral Nomadism in Arabia: Ethnoarchaeology and the Archaeological Record, " in Ofer Bar-Yosef and A. Khazanov, eds. «Pastoralism in the Levant»
Литератураправить
• Ofer Bar-Yosef, The PPNA in the Levant — an overview. Paléorient 15/1, 1989, 57-63.
• J. Cauvin, Naissance des divinités, Naissance de l’agriculture. La révolution des symboles au Néolithique (CNRS 1994). Translation (T. Watkins) The birth of the gods and the origins of agriculture (Cambridge 2000).
• Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока . Пер. с англ. и комментарий Е. В. Антоновой. Предисл. Н. Я. Мерперта. Изд-во «Наука». М., 1982. 149 с. с ил.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Неолит#Ранний_неолит

Неоли́т (греч. νέος — «новый» + λίθος — «камень») или новый каменный век — период человеческой истории, выделенный Джоном Лаббоком в XIX веке как оппозиция палеолиту внутри каменного века. Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э.[1] Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. Поскольку некоторые культуры Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный, неолит не является определённым хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.
В отличие от палеолита, когда существовало несколько видов людей, все они, кроме последнего, прекратили существование ещё до наступления неолита.
Неолитические артефакты: керамические сосуды, каменный браслет, топоры, зубила, оселок, возможно, тёрочники и песты. Неолитическое македонское поселение в Олинфе
В эту эпоху каменные орудия шлифовались, сверлились, развивались прядение и ткачество. Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства[источник не указан 3478 дней]. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон, построенный одной из первых неолитических культур, развившейся непосредственно из местной предшествующей натуфийской культуры эпохи мезолита. К концу эпохи неолита началось социальное расслоение, разделение труда, формирование первых технологий производства и так далее. Можно сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Стали появляться армии и профессиональные воины.
Историческое изменение, которое произошло при переходе к неолиту, описывается как неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему). В то же время не все достижения неолита были восприняты разными культурами одновременно. Например, культуры докерамического неолита на Ближнем Востоке ещё не имели глиняной посуды, а раннеяпонская культура Дзёмон очень рано овладела искусством изготовления изделий из керамики, но значительно позже перешла к производящему типу хозяйства и вступила в неолит[2][3][4]. Культуры, которые хотя и усвоили отдельные достижения неолита (обычно лишь керамику), но, как Дзёмон, долго сохраняли приверженность охоте и собирательству, называют субнеолитическими.

Содержание

Хозяйство и быт человека в эпоху неолита

Реконструкции неолитических домов в Ашиклы-Хююк, Турция Реконструкция неолитического дома в Тузле, Босния и Герцеговина
Неолитические поселения располагались прежде всего поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, — вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Главной породой камня оставался кремень. С ростом населения и развитием хозяйства возрастало и количество орудий труда. Наиболее простым способом добычи кремня был его сбор на поверхности, чаще всего в речных долинах. Более совершенным, но и более трудоемким способом была его разработка в шахтах. Так возникли зачатки горного дела. В неолите продолжают преобладать старые приемы обработки камня: техника двусторонней оббивки, скола, ретушь (нанесением серии мелких сколов).
Вместе с тем появляется также шлифование, пиление и заточка камня. Широко использовались костяные орудия труда. В неолите продолжается совершенствование оружия, появляются крупные наконечники копий, костяные кинжалы, иногда снабжённые кремнёвыми вкладышами. Такое оружие было способно поразить крупного зверя — лося или оленя. Но есть и маленькие кремнёвые наконечники — для охоты на пушных зверей, чтобы не повредить их шкурку. В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный. Появляются также каменные долота, стамески, тесла. Топор помогал строить жилища, загороди, загоны, а также изготавливать плоты, лодки, сани, лыжи. Одним из признаков неолита считается появление керамики. Важным явлением было появление ткачества. Предпосылкой ткачества послужило плетение корзин и изобретение рыболовных сетей. Продолжал развиваться межплеменной обмен. Появившиеся в мезолите фигурки животных и людей стали многочисленнее и разнообразнее. Некоторые фигурки являются подвесками, возможно это амулеты. Часто встречаются бусы из кости, камня, раковин.
В изобразительном искусстве неолита видно пробуждение мысли человека. Людей на планете становится больше. Племена начинают заселять новые пространства и воевать с другими племенами. Противостояние одной человеческой общности другому конгломерату — вот тема искусства нового каменного века. Наскальная живопись становится всё более условной. Это скорее торопливый рассказ, переданный средствами изобразительного искусства. Письменности тогда ещё не было, а пробудившаяся мысль требовала закрепления. Наскальные рисунки, найденные на территории Норвегии, наглядно демонстрируют зарождение абстрактного мышления: нарисованные люди и животные делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения, геометрических фигур.

Ранний неолит

Продукты питания и предметы кулинарии европейского неолита: жернова, обугленный хлеб, зерна и маленькие яблоки, глиняный горшок для приготовления пищи и контейнеры из оленьих рогов и дерева
В ближневосточном центре неолитической революции к раннему неолиту относятся культуры докерамического неолита, существовавшие до кризиса 6200 г. до н. э. Керамика раньше всего появляется в селениях Чатал-Гуюк, Джармо, Хаджилар.
В южной Азии (Пакистан) существовала неолитическая культура Мергарх.
В дальневосточном центре неолитической революции к этому периоду относятся культуры Пэнтоушань и Пэйлиган. Одновременно с ними существовали субнеолитические культуры Дзёмон, в рамках которой была изобретена керамическая посуда, и Хоа Бин, с которой ассоциируют одомашнивание ряда садово-огородных растений.
В Европе неолитические общины в эту эпоху имеются только в Греции (Франхти). Керамика же появляется в этот период в Восточной Европе (елшанская субнеолитическая культура). Как и в остальных регионах мира, где неолитическая революция происходила позже, чем в двух самых ранних центрах, указанных выше, ранним неолитом здесь считают период перехода к производящей экономике, который хронологически не совпадает с ранним неолитом Ближнего и Дальнего Востока. Например, в центральной Европе на ранний неолит приходится период расцвета старчево-кришской и буго-днестровской культур (6000—5500 гг. до н. э.)[5][6][7].
Средний неолитправить
• Центральная Европа — культура линейно-ленточной керамики
• Китай — культура Яншао
Поздний неолитправить
• Саньсиндуй — территория Китая

Примечания

1. ↑ Figure 3.3 from First Farmers: The Origins of Agricultural Societies by Peter Bellwood, 2004
2. ↑ Habu, Junko. Ancient Jomon of Japan (неопр.). — Cambridge University Press, 2004. — С. 3. — ISBN 0521772133 (HB), ISBN 0-521-77670-8 (PB).
3. ↑ Japan Echo, Inc. Jomon Fantasy: Resketching Japan's Prehistory (html). Trends in Japan (22 июня 1999). Дата обращения: 14 апреля 2008. Архивировано из оригинала 23 августа 2011 года.
4. ↑ Keally, Charles T. 'Fakery' at the Beginning, the Ending and the Middle of the Jomon Period (англ.) // Bulletin of the International Jomon Culture Conference : journal. — 2004. — Vol. 1. Архивировано 27 августа 2007 года.
5. ↑ Körös Regional Archaeological Project. The Archaeological Background (html). Florida State University (2007). Дата обращения: 28 апреля 2009. Архивировано из оригинала 3 сентября 2006 года.
6. ↑ Hertelendi, Ede and others. Re-Evaluation of the Neolithic in Eastern Hungary Based on Calibrated Radiocarbon Dates (англ.) // Radiocarbon : journal. — 1995. — Vol. 37, no. 2. Архивировано 14 сентября 2006 года.
7. ↑ Gimbutas, Marija (англ.)рус.. The Civilization of the Goddess: The World of Old Europe (англ.). — San Francisco: HarperCollins Publishers (HarperSanFrancisco), 1991. — ISBN 0-06-250368-5 (hardcover) or ISBN 0-06-250337-5 (paperback)., pages 35-45.

Ссылки

В родственных проектах
• Цитаты в Викицитатнике
• Медиафайлы на Викискладе
• Отци, или Симилаунский человек Архивная копия от 15 августа 2007 на Wayback Machine в проекте Реконструкция «Нового Геродота»
• Статьи по культурам эпохи неолита Архивная копия от 9 июля 2009 на Wayback Machine
• Археологические памятники эпохи неолита на территории Раздорского этнографического музея-заповедника Архивная копия от 14 августа 2009 на Wayback Machine
• Сапожников И. В'., Сапожникова Г. В. Каменный век Северо-Западного Причерноморья Архивная копия от 31 июля 2018 на Wayback Machine // Stratum plus. — 2011. — № 1. — С. 8, 15-149, 321—331.
• На Ямале впервые нашли каменные шахты эпохи неолита Архивная копия от 10 сентября 2015 на Wayback Machine

Последний раз редактировалось Chugunka; 03.08.2024 в 19:33.
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 08:29. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS