![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.chaskor.ru/article/in_mem...madulina_21278
Виктория Шохина вторник, 30 ноября 2010 года, 14.30 In memoriam. Белла Ахмадулина Для тех, кто знакомится прощаясь ![]() Белла Ахмадулина, 1978 год // Итар-Тасс «Дочь и внучка московских дворов», Ахмадулина всегда хотела преодолеть пропасть между представлением о ней и её истинной сущностью. В бесплодном споре между «почвой» и «асфальтом» ей не нравилось быть «символом городской умственно-витиеватой и неплодотворной жизни». Она могла бы стать актрисой. По крайней мере эпизодическая роль в фильме Шукшина «Живёт такой парень» (1964) ей удалась вполне. «Мне прислали сценарий... с просьбой сыграть роль журналистки: безукоризненно самоуверенной, дерзко нарядной особы, поражающей героя даже не чужеземностью, а инопланетной столичностью обличья и нрава... такой я и показалась автору фильма». На самом деле она была другой. Хотя принадлежала к советской элите. Отец — большой таможенный начальник, мать — майор КГБ, переводчик. Росла в центре Москвы, на Варварке. Одним словом, столичная штучка. К тому же красивая, а главное — стильная. Но кроме этого, невероятно талантлива. А также умна, интеллигентна, доброжелательна, без снобизма. Так что журналистка в фильме получилась не такой, какой вначале её представлял Шукшин. «Дочь и внучка московских дворов», Ахмадулина всегда хотела преодолеть пропасть между представлением о ней и её истинной сущностью. В бесплодном споре между «почвой» и «асфальтом» ей не нравилось быть «символом городской умственно-витиеватой и неплодотворной жизни». Вчера вечером не стало Беллы Ахмадулиной. Она умерла на своей даче в Переделкине, ей было 73. Первым сообщение об этом опубликовал в своём блоге писатель Евгений Егоров. Весть тут же разлетелась по Сети, почти без помощи новостных агентств. Словно сама Ахмадулина прошла в сердцах своих поклонников неуверенной, кроткой походкой Оленьки Рыжовой. Умерла Белла Ахмадулина «Плоть от плоти сограждан усталых, / хорошо, что в их длинном строю, / в магазинах, в кино, на вокзалах / я последнею в кассу стою — / позади паренька удалого/ и старухи в пуховом платке, / слившись с ними, как слово и слово / на моём и на их языке». Её интересовали люди вне зависимости от их социального статуса. Будь то Владимир Набоков (которого они с Борисом Мессерером навестили в марте 1977-го) или крысомор Федот Порфирьевич (которому она читала свои стихи). Кстати, о крысах. Она приносила в дом покалеченных существ, которых находила на улице. Однажды принесла полумёртвую крысу, и они вместе с бабушкой выхаживали её. Ошибаются те, кто принимает плетение узоров её речи (поэтической и бытовой) и стильную хрупкость облика за характер. Ахмадулина была куда твёрже и решительнее. Как она сама о себе говорит, организм «довольно дюжий, характер смешливый, игривый, нетяжеловесный, ненавязчивый». Она участвовала во многих рискованных затеях советского времени. От «Синтаксиса» Александра Гинзбурга в начале 1960-х до «Метрóполя» в конце 1970-х. Просила Андропова облегчить участь Параджанова, сидевшего в тюрьме. Подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля и других. «Я никогда не боялась за себя, — говорила потом Ахмадулина. — Но мне знаком страх за товарищей. Всё же помню, как в тюрьме сидели Солженицын, Параджанов, Синявский с Даниэлем… Первые письма были в их защиту. Я часто писала. И, представьте, иногда помогало. Я ведь очень думала над текстом. Знала, как надо писать. Прошения отличались изяществом — тут я особенно ценила слог…» В сущности, Белла Ахмадулина не женщина («Завидна мне извечная привычка быть женщиной и мужнею женою...»). Зато она «нежнее женщин и мужчин вольнее». Она не знала ревности. Если ревность, то «ревность пространства» (в развитие пастернаковского «привлечь к себе любовь пространства»). Любовь — это любовь к собаке, к оврагу, к чужой строке… А главное — к друзьям. Главным для неё была дружба. Культ дружбы Ахмадулина воспела так, как никто в русской поэзии (разве что Пушкин), — с неистовой силой и страстью. Ибо «свирепей дружбы в мире нет любви». На ММКФ показали премьеру «Татарской княжны». Режиссёр Ирина Квирикадзе создала два новых кинообраза Анны Ахматовой: юной девочки в Париже 1910 года и прожившей долгую жизнь всемирно известной поэтессы. Первую сыграла молодая актриса Дана Агишева, вторую — немецкая звезда Ханна Шигулла. Такой Ахматовой мы ещё не видели. Анна Ахматова: парижские зарисовки Вот классические строки из стихотворения, посвящённого Андрею Вознесенскому: «Да будем мы к своим друзьям пристрастны, / Да будем думать, что они прекрасны». А как чисто и безусловно её дружественное чувство к тем, кто уже в пантеоне. И Пушкин ей друг, и Лермонтов. Особенно Лермонтов — «высочайший юноша вселенной». Не зря в ценимой знатоками «Лермонтовской энциклопедии» (1981) Ахмадулиной посвящена обстоятельная статья. В книге «Таруса» (2007) — стихи Ахмадулиной и акварели Мессерера. Их стараниями на берегу Оки открыт памятник Марине Цветаевой. Участвовала Ахмадулина и в создании памятника убитому псу на станции «Менделеевская»... «Всё к счастью, — говорю, как люди говорят. / Озноба кисть дрожит, лунно-морозной вязи / растит в уме узор озонной хвои в честь. / Спектр в дребезгах расцвёл Гусе-Хрустальной вазы, / как радужная мысль: мгновенья счастья — есть». Прекрасна Белла Ахмадулина. Прекрасны её друзья. Кто бы что ни говорил о шестидесятниках, других таких людей у нас не было и нет. Прекрасен был их союз, и жизнь была прекрасна. Последний раз редактировалось Chugunka; 27.04.2025 в 12:19. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.istpravda.ru/chronograph/2930/
Изабелла Ахатовна Ахмадулина посвятила свою жизнь поэтическому творчеству. В 1953 году, во время учебы в школе, Белла уже начала печататься, и в это же время она посещала занятия литературного кружка. В 1960 году она окончила институт имени Горького, где училась на литературном факультете. И в начале 1960-х годов Белла Ахмадулина уже была известной поэтессой и выступала в университетах, а также в Политехническом музее. Первый ее сборник вышел в 1962 году под названием «Струна», и в нем прослеживается начало поиска тем. В середине 1960-х годов уже начал формироваться ее поэтический стиль и именно в ее творчестве впервые можно увидеть действительно высокий поэтический слог. Благодаря метафоричности, изысканному стилю, музыкальности и свободе интонации ее стихи очень легко узнать. О своих страданиях Белла Ахмадулина говорит в иносказательной форме. Особенно это заметно в стихах «Случилось так...», «Не плачьте обо мне! Я проживу...» и т.д. Кроме этого, в сборниках стихотворений «Тайна» и «Сад» (удостоенном Государственной премии) заметен герметизм, есть красивые описания прогулок, пейзажей, а также присутствует тайна, смысл которой не объясняется. Почётный член Американской академии искусств и литературы, лауреат Государственных премий СССР и России и многих литературных премий - Белла Ахмадулина была награждена орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы. В последние годы поэтесса тяжело болела. Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября 2010 года в Переделкино на 74-м году жизни от сердечной недостаточности. Источник: calend.ru |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://magzdb.elibrary.keenetic.pro/...84%96%2030.pdf
Настояший писатель никогда не думает о своей выгоде, не подстраивается под время. Он «Плоть от плоти сограждан...» Каким видит художник свое место в перестройке? Утрачивается ли в настоящее время интерес к поэзии? На эти и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить известную советскую поэтессу Б. АХМАДУЛИНУ. КОРР. Белла Ахатовна, ваше поколение вошло в поэзию бурно, стремительно. Считаете ли вы, что все решил характер поэтов, их талант, или определяющую роль сыграло время послесталинских перемен? Последний раз редактировалось Аргументы и Факты Старкова; 08.12.2024 в 20:46. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|