![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.kasparov.ru/material.php?id=52CAF95026B69
Стомахин в письме к Анне Каретниковой из тюрьмы потребовал публичной дискуссии... 06-01-2014 (22:55) Борис Стомахин в письме к Анне Каретниковой из тюрьмы потребовал публичной дискуссии. Его объемная статья, написанная там же, открывает эту дискуссию. Вообще-то дискутировать с узником всегда страшновато: вы в разных позициях и непонятно, чем продиктованы те или иные слова оппонента. Но в случае со Стомахиным такого страха нет. Он всегда пишет то, что думает, и в его словах нет ни конъюнктуры, ни личного прагматизма. В этом отношении он рыцарь без страха и упрека. А так как вопросы он поднимает важнейшие, то разговор обещает стать для общества важным. Во всяком случае — для думающей части общества. Самое ценное в текстах Бориса Стомахина то, что в них всегда много правды. Горькой. Но уж какая есть. И статья "Отречение и проклятие" не исключение. Правда — в обличении гражданской апатии и иных пороков "простонародья". Правда — в обнажении наивности либеральных планов реформ: прогоним Путина, введем честные выборы и разделение властей, отменим коррупцию — и станем европейской страной. Правда — что сегодняшний антидемократический режим вырос на демократическом дереве. Правда — что Россию не европеизируешь. Я знаю, что многим эта правда неприятна, но... все это правда. Но вот — к этой правде незаметно, внутри одного предложения начинает подмешиваться и неправда. Синонимами "европеизировать" в представлении Бориса являются "изменить", "улучшить", "исправить", "спасти", "реформировать" — и все через запятую. Для Бориса – и в этом он не одинок – есть два пути: либо в Европу, либо к гибели. Такое вот мировиденье. В Европу не получится — это он понимает. И этим выгодно отличается от многих прекрасных, но и прекраснодушных людей, отказывающихся видеть очевидную пропасть между европейским и российским менталитетами. Но, сводя все потенциальное разнообразие, по сути, бесконечность разных не-европейских сценариев российского будущего к одному пути — пути в могилу, Борис Стомахин совершает простейшую ошибку. Почему путей только два? Почему не три? Почему не десять? Точно на такую же искусственную развилку помещает себя Борис в вопросе об отношении культурных лидеров ("1%" у Стомахина) к "народу" ("простонародью", "быдлу", "пьному сброду" — будучи плотью от плоти этого самого народа, Борис не скупится на хлесткие ругательства). Либо народническое стремление спасти и позаботиться о несчастном народе, либо послать народ куда подальше. Третьего (четвертого, десятого, сотого) не дано. А дальше методом исключения. Коль скоро 1% не может спасти остальные 99% — а Стомахин, в отличие от многих других, ясно видит такую невозможность — то остается вторая альтернатива: "закопать". В мире, где альтернатив только две, вполне логично. Но не в мире с бесконечным разнообразием будущих сценариев. Отсюда и шараханье, естественное для виденья мира, в котором борхесовский сад ветвящихся дорожек заменен сетью асфальтированных дорог с немногочисленными Т-образными перекрестками. Духовность, "традиционные ценности", православие и великая Россия (все через запятую) в этом мире оказываются противопоставлены западному прагматизму, капитализму, индивидуализму, либеральным свободам и НАТО (все через запятую). И Стомахин предлагает ехать по второй дороге. Если бы не трагичность личной ситуации автора здесь можно было бы улыбнуться: трудно представить себе менее индивидуалистичного и менее прагматичного человека, чем сам Борис. Мир с Т-образными перекрестками — странный мир: нежелание сворачивать налево оборачивается поворотом направо. И Борис договаривается до вещей, парадоксальных и уж точно совершенно не западных. Например — до необходимости выбросить всю русскую культуру как зараженную вирусом тоталитаризма. До необходимости тотальной ненависти к себе, ненависти, которая не отличает доброго от злого. Но здесь, наткнувшись на выстроенную собой же стену, автор пытается насыпать в налитом собой же океане ненависти островок любви — "союз не-быдла". Идея эта, вообще-то, правильная. Но Стомахина она не спасает. Его протест против эпидемии ксенофобии чист и правдив. Но... островок любви не может излучать ненависть. Очень многие вещи Борис Стомахин видит правильно. Но с Т-образным мышлением эти вещи нельзя осмыслить. Вещи-то они сложные, противоречивые, в которых добро и зло спаяны. И, не умея отделить одно от другого, мы просто обречены выплескивать ребенка с водой. К чему и зовет Борис. Его зов по своей природе не может побудить к действию, и поэтому судебное преследование Стомахина совершенно бессмысленно. Но этот зов заставляет задуматься над по-настоящему важными вопросами нашего бытия. И в этом его особая ценность для нас. Последний раз редактировалось Ульпиан; 18.05.2022 в 16:43. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|