Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Экономика > Экономика России

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 02.02.2014, 21:46
Аватар для Русский обозреватель
Русский обозреватель Русский обозреватель вне форума
Новичок
 
Регистрация: 22.11.2011
Сообщений: 11
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Русский обозреватель на пути к лучшему
По умолчанию Правительство заставит Газпром платить в бюджет больше с 2012г.

http://www.rus-obr.ru/ru-web/11300

Правительство заставит Газпром платить в бюджет больше с 2012г.
ср, 01/06/2011 - 19:53.

Правительство РФ приняло решение об увеличении налоговой нагрузки на газовую отрасль. Об этом сообщил Алексей Кудрин по итогам совещания "О налогообложении в газовой отрасли", которое провел премьер-министр Владимир Путин.

"Принято решение, что нагрузка на газовую отрасль увеличится в 2012г. примерно на 150 млрд руб., в 2013г. - на 170 млрд руб. и в 2014г. - на 185 млрд руб.", - рассказал он. При этом источниками увеличения нагрузки станут разные позиции. В частности, налог на добычу полезных ископаемых, который составит большую часть, - от 80% до 90% этой суммы.

В то же время будут использованы и другие источники доходов, включая досрочную отмену льгот на каких-то месторождениях, отмену льгот по поставкам газа на экспорт. "Тем самым мы выйдем на эти показатели", - добавил глава Минфина.

Повышение налоговой нагрузки, по словам А.Кудрина, "в основном будет касаться Газпрома как организации, которая экспортирует газ, в отличие от других независимых производителей". "Для независимых производителей налог на добычу полезных ископаемых увеличиваться не будет", - подчеркнул вице-премьер.

Министр также отметил, что в ходе совещания обсуждались вопросы поиска доходных источников для выполнения и снижения дефицита бюджета в ближайшие годы, решения проблем, связанных с оборонным заказом, денежным довольствием, зарплатами, модернизацией здравоохранения и образования. "То есть мы ищем доходы для сбалансированности бюджета", - подчеркнул министр.

Вопрос о возможном повышении НДПИ на газ обсуждается уже не первый день. Против увеличения налоговой нагрузки не раз высказывался Газпром: повышение НДПИ в первую очередь отразится именно на газовой монополии. Однако правительство не пошло на поводу у газового гиганта и все же приняло решение увеличить налоги.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 02.02.2014, 21:48
Аватар для Эксперт online
Эксперт online Эксперт online вне форума
Пользователь
 
Регистрация: 09.08.2011
Сообщений: 67
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 14
Эксперт online на пути к лучшему
По умолчанию Налоговая уздечка

http://expert.ru/2011/06/1/nalogovaya-uzdechka/

01 июн 2011, 19:54
Али Алиев

Участники совещания у председателя правительства Владимира Путина по налогообложению в газовой отрасли поддержали повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ для «Газпрома».
«Газпрому» не удалось избежать повышения налогового бремени

Фото: ИТАР-ТАСС

«Принято решение, что нагрузка на газовую отрасль увеличится в 2012 году примерно на 150 млрд рублей, в 2013 году – около 170 млрд и в 2014 году – около 185 млрд. При этом источниками станут разные позиции. В частности, налог на добычу полезных ископаемых, который составит большую часть – от 80% до 90% этой суммы», – сообщил по итогам встречи вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

По его словам, в то же время будут использованы и другие источники доходов, включая досрочную отмену льгот на некоторых месторождениях, отмену льгот по экспортным поставкам газа. Вице-премьер отметил, что в основном это будет касаться «Газпрома» как организации, которая экспортирует газ, в отличие от других независимых производителей. «Для независимых производителей налог на добычу полезных ископаемых увеличиваться не будет», – пояснил глава Минфина.

Алексей Кудрин также отметил, что в ходе совещания обсуждались вопросы поиска доходных источников для выполнения и снижения дефицита бюджета в ближайшие годы, решения проблем, связанных с оборонным заказом, денежным довольствием, зарплатами, модернизацией здравоохранения и образования. «То есть мы ищем доходы для сбалансированности бюджета», – подчеркнул министр.

Напомним, что ставка НДПИ на газ в России не менялась с 2006 по 2010 год, а с 2011 года была повышена сразу на 61%. Как и следовало ожидать, стремительное нарастание налоговой нагрузки вызвало резкое неприятие в «Газпроме». Однако даже безграничных, как считают многие, лоббистских возможностей газового монополиста не хватило, чтобы отбиться от требований Минфина, перед которым поставлена задача сбалансировать государственный бюджет.

По подсчетам директора департамента Due Diligence «2К Аудит - Деловые консультации / Morison International» Александра Штока, в зависимости от цен на нефть дополнительный доход от повышения НДПИ на газ может компенсировать 10-20% дефицита бюджета на следующий год. «Очевидно, что в полной мере это проблему дефицита не решит, однако задачу составления бюджета значительно облегчит, – говорит он. – При этом, учитывая, что бюджет будет по-прежнему дефицитным, рассчитывать на облегчение налоговой нагрузки в других отраслях не стоит. Напротив, Минфин будет продолжать искать возможности для увеличения поступлений в бюджет».

Дмитрий Ширяев, ведущий консультант компании «Финэкспертиза», считает, что проблема бюджетного дефицита принятым решением не снимается, так как ожидаемые в бюджет суммы от «Газпрома» меньше заложенных в бюджет показателей. «Усиление налоговой нагрузки – не единственный путь к сокращению бюджетного дефицита, так как его уменьшение возможно и за счет снижения расходов. Одно лишь улучшение системы госзакупок способно существенно уменьшить расходную часть бюджета», – уверен он.

«Правительство в лице Минфина озабочено вопросом наращивания доходной части бюджета, а источников для этого не так уж и много. Государство активно наращивает расходы, прежде всего социальные (что особенно актуально в преддверии выборов) и инфраструктурные, – отмечает управляющий фондом „Финам нефтегаз” Роман Беседовский. – И если прогноз дефицита бюджета на 2011 год удалось снизить с 3,6% до 1,3% ВВП благодаря росту цен на нефть, то в 2012 году дефицит может составить около 2-3% ВВП – и в основном по причине опережающего роста расходов бюджета над его доходами. С учетом неопределенности относительно сохранения в следующем году благоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке Минфин, увеличивая налоговую нагрузку на газовую отрасль, фактически перестраховывается. 150 млрд рублей, которые планируется получить от газовиков, – весьма серьезная сумма даже в масштабах бюджета. Объем планируемых доходов ожидается на уровне 10,3 трлн рублей, соответственно, 150 млрд формируют 1,5% доходной части бюджета-2012».

«Увеличение НДПИ более чем в два раза критично для всех компаний нефтегазовой отрасли, – считает аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. – Если цены на мировых рынках стабилизируются, „Газпром” может прийти к решению снизить инвестиции и, соответственно, перенести сроки по будущим проектам, если для них не будут предоставлены льготы в индивидуальном порядке. Высокая налоговая нагрузка на нефтяную отрасль уже не позволяет повышать налоги высокими темпами, тем более что это отражается на внутреннем рынке и ценах на заправках». По мнению аналитика, независимые производители также существенно пострадают от повышения НДПИ, так как не имеют экспортной выручки в отличие от «Газпрома».

Александр Шток тоже считает, что увеличение налоговой нагрузки негативно отразится на «Газпроме». «Однако на крупных проектах компании, скорее всего, это не отразится. В частности, Штокман и Ковыкта – это долгосрочные проекты, реализация начнется лишь через несколько лет. „Южный поток” – проект стратегический, при необходимости „Газпром” здесь может получить определенные льготы. Также не стоит забывать о росте прибыли „Газпрома” от деятельности на внутреннем рынке, что должно частично компенсировать повышение НДПИ», – полагает аналитик.

«Расходы на реализацию инвестпрограмм могут формироваться из различных источников – начиная от нераспределенной прибыли и заканчивая кредитными ресурсами, – говорит Роман Беседовский. – При этом только по итогам первого квартала 2011 года чистая прибыль „Газпрома” по РСБУ составила 291,5 млрд рублей (в 1,6 раза больше уровня аналогичного периода прошлого года). То есть для концерна предлагаемая Минфином нагрузка, безусловно, велика, но не является критичной. Что касается судьбы реализуемых проектов, то нет существенных оснований их сворачивания, так как все они имеют не только большое государственное значение, но и позволят „Газпрому” нарастить прибыль».

Означает ли эта аппаратная победа Алексея Кудрина, что «Газпром» постепенно перестает быть практически всесильным «государством в государстве»? Не прослеживается ли в последнее время тенденция на постепенную демонополизацию газовой отрасли? По мнению Дмитрия Ширяева, тенденция на демонополизацию в газовой отрасли действительно наблюдается, но «Газпром» по-прежнему занимает особое положение как владелец транспортной инфраструктуры. «А решение о повышении налогов „Газпрому” – не только победа министра финансов, но и показатель того, что государство использовало свой последний „налоговый резерв”, повысив налоговую нагрузку на монополию, долгие годы бывшую неприкосновенной», – полагает он.

«Пока „Газпром” является монополистом на российском газовом рынке, однако сейчас за это компания должна платить – НДПИ повышается в основном именно для „Газпрома”. Одновременно на рынке постепенно формируется другой крупный игрок – НОВАТЭК, – напоминает Александр Шток. – Не исключено, что сейчас на газовом рынке начинается процесс демонополизации. Тем не менее пока позиции „Газпрома” очень сильны, и конкурентов на российском рынке у него нет. К тому же никто, кроме „Газпрома”, не имеет права заниматься экспортом газа. До тех пор пока монополия на экспорт будет оставаться у „Газпрома”, независимые производители газа будут лишь вторым эшелоном».

«Доходы и монополия „Газпрома” на газовом рынке давно уже заботили правительство. С повышением НДПИ на газ правительство убивает двух зайцев: не только наполняет бюджет, но и способствует росту конкуренции в российской газовой отрасли. Не говоря уже о политических баллах, которые получит власть, отбирающая „сверхдоходы” у газового монополиста в пользу, прежде всего, увеличения социальных расходов», – считает Роман Беседовский.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 02.02.2014, 21:50
Аватар для Русаналит
Русаналит Русаналит вне форума
Местный
 
Регистрация: 17.08.2011
Сообщений: 334
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 14
Русаналит на пути к лучшему
По умолчанию Не пора ли переоценить Газпром?

Разведанные запасы Газпрома (по российской классификации):

33 трлн. кубов газа (18% мировых запасов)
конденсат - 1,28 млрд. тонн
нефть - 1,73 млрд. тонн

Источник: http://www.gazpromquestions.ru/index.php?id=38

Капитализация Газпрома на 09.09.11 - 133 млрд. долларов

1. Распоряжение правительства РФ от 16 февраля 2011 г. N 236-р: http://правительство.рф/gov/results/14209/
2. Распоряжение Правительства РФ от 16 февраля 2011 г. N 235-р: http://правительство.рф/gov/results/14207/

Согласно этим двум распоряжениям за подписью председателя правительства РФ Путина В.В. в 2011 году должны быть проведены конкурсы на право пользования следующими участками недр:
- Северо-Обским и Восточно-Тамбейским с совокупными запасами в 1,763 трлн. кубометров газа и 220 млн. тонн жидких углеводородов
- Геофизическое и Слмановское месторождения с совокупными запасами в 978 млрд. кубометров газа и 46 млн. тонн жидких углеводородов

Итого на конкурс выставлены месторождения с совокупными запасами;
газа - 2,741 трлн. кубометров (8% запасов Газпрома или 1,5% мировых запасов газа)
жидких углеводородов - 266 млн. тонн (9% запасов Газпрома)

3. На конкурс на который были выставлены права на разработку месторождений с запасами равными 8% совокупных запасов Газпрома или 1,5% мировых запасов газа была подана всего одна заявка - от ООО "НОВАТЭК-ЮРХАРНЕФТЕГАЗ", дочки компании "НОВАТЭК"

Ни Газпром, ни Итера, ни развивающая газовый бизнес Роснефть, ни ЛУКойл, ни ТНК-ВР, ни один из испытывающих повальный дефицит запасов иностранных монстров нефтегазовой отрасли НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ КОНКУРСОМ НА КОТОРОМ РАЗЫГРЫВАЛИСЬ 1,5% МИРОВЫХ ЗАПАСОВ ГАЗА.

4. 23.06.11 состоялось заседание Конкурсной комиссии Роснедр: http://www.rosnedra.com/article/4668.html
которая рекомендовала Правительству РФ утвердить результаты конкурсов по всем четырем месторождениям и предоставить единственному участнику ООО "НОВАТЭК-ЮРХАРНЕФТЕГАЗ" права пользования данными месторождениями за 6,878 млрд. рублей, что по курсу 28 рублей за доллар составляет 245 миллионов долларов.

5. 23.08.11 Правительство РФ за подписью председателя правительства Путина В.В. выпускает два распоряжения:

распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 1500-р:
http://www.pravo.gov.ru/laws/acts/67...848451088.html
и
распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 1499-р
http://base.consultant.ru/cons/cgi/o...e=EXP;n=512612

в каждом из которых всего два пункта, первым соответсвущий конкурс признается несостоявшимся в связи с поступлением заявки всего от одного участника, вторым ООО "НОВАТЭК-ЮРХАРНЕФТЕГАЗ" передается право пользования указанными участками недр

6. Завершается это все двумя приказами Роснедр от 29.08.11 о оформлении ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» лицензий на право пользования указанными четырьмя месторождениями:
http://www.rosnedra.com/article/4893.html
http://www.rosnedra.com/article/4892.html

7. 30 августа "НОВАТЭК" на своем сайте гордо сообщает о гигантском приращении запасов: http://www.novatek.ru/ru/press/relea...x.php?id_4=423

ИТОГО:
месторождения с запасами газа в 2,741 трлн. кубов газа и 264 млн. тонн жидких углеводородов были проданы за 245 миллионов долларов.

месторождения с запасами равными 8% запасов Газпрома проданы за 245 миллионов долларов.

1,5% мировых запасов газа проданы за 245 миллионов долларов.

Может пора переоценить Газпром?

ДОП. http://www.oilru.com/news/276819/
12.09.111. Тимченко теперь будет строить дороги в Москве - "...За 21% в АРКС "Стройтрансгаз" заплатил около $200 млн".
Т.е. 21% компании по строительству дорог в Москве стоит практически столько же, сколько и 2,7 трлн. кубов газа.
439
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 20.02.2014, 22:03
Аватар для Татьяна Митрова
Татьяна Митрова Татьяна Митрова вне форума
Новичок
 
Регистрация: 20.02.2014
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Татьяна Митрова на пути к лучшему
По умолчанию Почему у «Газпрома» не все так плохо, как вам могло показаться

http://slon.ru/economics/pochemu_u_g...-1058961.xhtml

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

В последнее время, кажется, только ленивый не попенял «Газпрому» за неповоротливость и «проспанную» сланцевую революцию. Критика газового гиганта стала настолько общим местом, что новость о том, что доля «Газпрома» на рынке Европы и Турции достигла, как в старые добрые времена, 30% потребления, стала некоторым шоком. На самом деле ничего неожиданного в этом нет, сейчас на европейском рынке на несколько лет наступил период дефицита газа, позволяющий компании восстановить утраченные позиции. Это настоящее искушение: компания может либо расслабиться сейчас на радостях от того, что все столь удачно складывается, или использовать подвернувшуюся передышку для подготовки к настоящей битве, которая ожидает «Газпром» в более долгосрочной перспективе, с выходом на рынок принципиально новых поставщиков.

Газовые рынки характеризуются все более усиливающейся цикличностью. Периоды газового дефицита и взлета цен сменяются периодами избыточного предложения и падения цен, «рынок продавца» – «рынком покупателя». Причина довольно банальна: огромные инвестиции и длительные сроки, необходимые для разработки крупных месторождений и строительства всей газовой инфраструктуры (как СПГ-заводов, так и трубопроводов), приводят к тому, что предложение вечно не успевает за колебаниями спроса. «То пусто, то густо».

Серия 1: «рынок покупателя»

Провал в выполнении экспортных планов в 2009–2012 годах стал крайне неприятным сюрпризом как для руководства страны, так и для самой компании. Напомню, в этот период на европейском рынке произошло совпадение такого количества непредвиденных и маловероятных неприятностей для России, которое в каком-нибудь 2005 году и представить было сложно, ну разве что в кошмарном сне. Пресловутая сланцевая революция сделала импорт СПГ в США ненужным. Новопостроенные заводы Катара и других производителей (а именно на 2009–2010 годы пришелся пик вводов новых мощностей, затеянных еще в докризисные газодефицитные годы) вынуждены были экстренно переориентировать свои поставки на европейский рынок и готовы были продавать газ по любым ценам, чтобы покрыть хотя бы операционные затраты. И в этих условиях, которые при нормальной экономике могли бы привести лишь к незначительному временному снижению цены, пришел кризис, обрушивший более чем на 10% европейский спрос на газ.

Лишние 40 млрд куб. м предложения и недостающие 50 млрд куб. м спроса – и вот рынок валится с огромной скоростью, спотовые цены, которые по идее должны отражать равновесие спроса и предложения (и по которым до кризиса поставлялось примерно 15–20% всего газа в Европу), снижаются в два раза, а вот цены по долгосрочным контрактам, напротив, уверенно ползут вверх вслед за восстановившейся после взлетов и падений 2008 года ценой нефти, успокоившейся в районе беспрецедентных 100 долларов за баррель. Итак, в результате на одном рынке установилось две цены на один и тот же товар: бьющие исторические максимумы цены нефтяной индексации и едва ли не в два раза более низкие (хотя, по меркам 2003–2006 годов, все равно очень высокие) спотовые цены.

Очевидно, для европейских потребителей, переживающих нелегкие времена и вынужденных закрывать многие производства, это выглядело верхом несправедливости. Они начали, насколько это возможно, уменьшать объемы отбора по долгосрочным контрактам, максимально переключаясь на закупки по спотовым ценам. Спотовые рынки (хабы), прежде весьма неразвитые, получили тройной импульс – на них попал неприкаянный СПГ, выдавленный из Америки, на них пошли потребители, желавшие сэкономить, и туда же стал перепродаваться газ долгосрочных контрактов, которые покупатели по контракту обязаны оплатить (т.н. условие «бери и/или плати», обычно около 70–80% всего контрактного объема), но потребить были не в состоянии.

В 2010–2011 годах наблюдался феерический рост объемов спотовой торговли, в результате уже к 2012 году доля газа, поставляемого по спотовой индексации, достигла примерно половины всего объема европейского газопотребления. Сторонники этого «более рыночного» механизма ценообразования уже праздновали победу, клиенты «Газпрома» атаковали компанию с требованиями пересмотра условий контрактов, а объемы российского экспорта в Европу уныло застыли в районе 120–130 млрд куб. м. А если на эту неблагоприятную конъюнктуру наложить еще все неприятности, связанные с европейским регулированием (расследования в отношении «Газпрома», проблемы с «Третьим пакетом» и нашими мегагазопроводами и пр.), то картина получалась и вовсе пессимистическая. Под этот лейтмотив («Газпром теряет Европу») все чаще стали выдвигаться идеи о необходимости либерализации экспорта, а в перспективе – и разделения самой компании как не справившейся со своей основной задачей – выгодно экспортировать газ…

Серия 2: «рынок продавца»

Но известия о смерти европейского экспорта оказались сильно преувеличенными и преждевременными. Да, европейский спрос по-прежнему находится в упадке и восстанавливаться в обозримом будущем не собирается. И да, во многом это обусловлено сложившимся на рынке крайне высоким уровнем цен на газ, который в результате проигрывает в межтопливной конкуренции углю (а экологически ориентированные европейцы бодро закрывают новые эффективные газовые станции, загружая старые и грязные угольные – как ни крути, а экономика все же первична). Но в случае импортозависимой Европы куда важнее смотреть не на спрос как таковой, а на импортную потребность, которая как раз уверенно растет (см. рис. 1) в связи с необратимым падением собственной добычи в регионе. В отдельные годы только на континентальном шельфе Великобритании снижение добычи составляло по 25 млрд куб. м в год. А последние новости из Голландии – традиционного поставщика «гибкости» с крупнейшего месторождения Гронинген – означают еще более быструю кривую падения. Правительство страны после повторяющихся землетрясений и массовых протестов объявило о решении снизить добычу на более чем 10 млрд куб. м в год.

Норвежцы довольно заметно нарастили добычу и продажи в кризисные годы – как раз они в первую очередь и выдавливали «Газпром» с рынка, но уперлись в потолок и, более того, вынуждены были в 2013 году закрыть на техобслуживание крупнейшее месторождение Тролл. На среднесрочную перспективу роста норвежской газодобычи (по оценкам самого норвежского Нефтегазового директората) не предвидится: все новые месторождения смогут в лучшем случае продлить плато, но не увеличить объемы добычи.

Сланцевого газа тоже в ближайшие 5–7 лет ждать не стоит: по официальным оценкам самих европейцев, объемы добычи до 2020 года не превысят 1 млрд куб. м.

Газ Восточного Средиземноморья в силу большого количества территориальных споров и конфликтов в регионе потребует больше времени на разработку и утверждение проектов, чем в «мирных условиях» (с момента принятия инвестиционного решения – не менее пяти лет для завода СПГ и 3–4 года для газопровода). Да и объемы экспорта будут до 2020 года невелики: в первую очередь страны региона (Греция, Кипр, Израиль) будут удовлетворять собственные аппетиты, замещая дорогие нефтепродукты в электроэнергетике более дешевым собственным газом.

Рис. 1. Рост европейской потребности в импорте газа, млрд куб. м

Итак, ежегодный рост импортных нужд Европы неизбежен – это мы сейчас и наблюдаем. Действующие долгосрочные контракты на ближайшее десятилетие обеспечивают основную часть поставок. До последнего времени европейские потребители не отбирали законтрактованные объемы, но постепенно, по мере падения собственной добычи, потребность в этом газе восстанавливается. А к 2015 году возможности покрытия спроса за счет минимальных контрактных объемов имеющихся контрактов будут полностью исчерпаны. Потребуется дополнительный газ (сверх объемов «бери или плати»). За счет каких же источников этот спрос может покрываться?

Первое, что приходит на ум – СПГ. Действительно, именно его избыток в 2009–2011 годах привел к таким радикальным изменениям на европейском рынке. Но избыток был немедленно после аварии на АЭС «Фукусима» абсорбирован азиатским рынком. Более того, в 2012 году поставки СПГ в Европу упали на 25%: значительная часть сжиженного газа в соответствии со специальными статьями контрактов была перенаправлена на куда более привлекательный рынок АТР (рис. 2), к покупателям, готовым платить на 100–175 долл./тыс. куб. м больше, чем в Европе. Особенно туго пришлось Испании, которая в основном импортирует именно СПГ и вынуждена платить почти такую же цену за него, как Япония… И, что важно, в 2012–2015 годах в строй войдет всего три новых проекта СПГ, которые уже полностью законтрактованы на азиатский рынок. Так что ближайшие пару лет гарантированной конкуренции с СПГ у «Газпрома» не будет. А вот дальше ситуация становится сложнее: в эксплуатацию будет вводиться целый ряд новых крупных проектов в странах, только выходящих на данный рынок, – в Австралии, США, Канаде, Восточной Африке (Мозамбик и Танзания).

Рис. 2. Газовый баланс Европы

Эта «новая волна СПГ», согласно официальным графикам проектов, должна появиться в 2016 году, однако анализ практики строительства и ввода мощностей в последние пять лет показывает, что, с высокой вероятностью, они столкнутся с задержками и примерно годовыми переносами сроков вводов. В Австралии компании-операторы уже заявляют о переносе вводов, в США и Канаде еще только предстоит конкуренция за мощности подрядчиков, изготавливающих оборудование по сжижению (которых в мире всего несколько штук и на продукцию которых уже выстроилась приличная очередь). Так что задержки весьма и весьма вероятны, что продлевает этот период передышки для «Газпрома» еще как минимум на год. Но и дальше далеко не факт, что первые год-два раскручивания новых проектов (а пока они выйдут на полную мощность, тоже время пройдет) они будут направлять свой СПГ именно в Европу. Все-таки азиатские цены несравненно привлекательней, а инвесторы хотят быстрейшего возврата на вложенные колоссальные инвестиции.

А что же с сетевым газом? Северная Африка выглядит безнадежно. Алжир не в состоянии компенсировать падение добычи на действующих месторождениях за счет ввода новых, и эта ситуация уже, похоже, необратима в силу крайне неблагоприятного регуляторного режима. Египет на фоне народных волнений перенаправил весь газ с заводов СПГ на внутренние нужды, сорвав все контракты. Ливия… Можно только догадываться о том, когда ситуация там стабилизируется. Ближний Восток выглядит не лучше: Иран под санкциями, Ирак – в постоянных терактах, Сирия опять же… Конечно, рано или поздно они начнут экспортировать газ. Но это потребует как минимум пяти лет стабильной ситуации в регионе, и рассчитывать на сколько-нибудь значительные объемы поставок до 2020 года не приходится. Остается только Каспий со столь долго и болезненно продвигавшимся европейцами «Южным коридором». Можно констатировать: гора родила мышь. Все закончилось примерно 10 млрд куб. м азербайджанского газа, а про газовые запасы Туркменистана и Казахстана европейцам уже можно и не мечтать – все, что есть (и все, что будет), законтрактовано в Китай. Итак, в период до 2018 года можно рассчитывать только на приход в Европу газа Шах-Дениза. Но эти 10 млрд куб. м вряд ли изменят радикально дефицитную ситуацию в Европе.

Не стоит забывать также, что «Газпром» имеет абсолютно уникальный пакет контрактов, подписанных на уровне межправительственных соглашений, обеспечивающих даже при самой неблагоприятной ситуации не менее 120 млрд куб. м (рис. 3).

Рис. 3. Динамика контрактных объемов и минимальных объемов «бери или плати»

Серьезные сдвиги на европейском газовом рынке можно ожидать примерно к 2020 году, когда на рынок выйдут значительные объемы американского СПГ, Австралия заработает на полную мощность и, возможно, выдавит часть ближневосточного СПГ обратно в Европу, и, чем черт не шутит, может быть, Иран с Ираком начнут свой экспорт СПГ, а Великобритания с Польшей начнут коммерческую добычу сланцевого газа... Но до этого позиция «Газпрома» в Европе практически гарантирована. Альтернатив просто нет. И сейчас все сильнее ощущение, что европейские партнеры начинают это осознавать. Недаром так заметно меняется риторика Еврокомиссии в отношении наших газопроводов (ОПАЛ, «Южный поток»): ссориться с основным и безальтернативным поставщиком газа в преддверии дефицита довольно недальновидно.

Тут стоит отметить и куда более гибкое, чем принято обычно думать, поведение самого «Газпрома»: на самом деле не особо афишируя это, компания начиная с 2009 года осуществила более двухсот пересмотров действующих контрактов, со многими клиентами – по нескольку раз. В основном весь этот пересмотр идет в рамках модели нефтяной индексации (то есть даются скидки по значению Ро и коэффициентов, но связь с ценами нефтепродуктов сохраняется). А параллельно спотовые цены, как им и положено, все в большей мере отражают формирующийся на европейском рынке дефицит. В результате разница между ценами практически сошла на нет (рис. 4). Основной раздражитель на время исчез.

Рис. 4. Динамика цен на газ по долгосрочным контрактам и на NBP

Как неожиданно наступил избыток газа, так же быстро он и исчез. Казалось бы, можно выдохнуть и констатировать, что «преданность нефтяной индексации себя оправдала». В краткосрочном периоде, пожалуй, да. Экспортная выручка даже при более низких объемах все равно была весьма неплохой за счет высоких цен. А теперь еще будет несколько лет расти и за счет увеличения объемов. Но проблема в том, что фундаментальные противоречия при этом никуда не ушли. Сосуществование двух принципиально различных систем ценообразования на газ на одном рынке вряд ли можно назвать устойчивой системой. Европа теперь будет с удвоенной силой стремиться к диверсификации. Относительно высокие цены на рынке будут стимулировать все новых поставщиков попытаться получить свой кусок пирога. Американский СПГ продвигается с пугающей скоростью. Следующий раунд «рынка покупателя» может стать еще более болезненным, если не начать подготовку к нему прямо сейчас.
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 01.03.2014, 16:53
Аватар для Эксперт online
Эксперт online Эксперт online вне форума
Пользователь
 
Регистрация: 09.08.2011
Сообщений: 67
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 14
Эксперт online на пути к лучшему
По умолчанию Пузырь ядовитых газов

http://www.expert.ua/articles/23/0/10143/
Международный бизнес / №15–16(344) 23 АПРЕЛЯ 2012

Российский политик и эксперт энергорынка Владимир Милов — об ущербной политике «Газпрома», ценах на газ и влиянии Турции на российско-украинские отношения

Лидер движения «Демократический выбор», директор Института энергетической политики Владимир Милов привык к тому, что его почта просматривается, а телефон прослушивается, поэтому со своими респондентами он общается при помощи кодовых слов. Так что журналистам «Эксперта» он назначил встречу в одном из столичных кафе.

После ухода с должности заместителя министра энергетики РФ в 2002 году (его мнение о политике «Газпрома» отличалось от взглядов Владимира Путина) он построил бизнес в области энергетического консалтинга. Но предприятие существовало недолго. По словам нашего собеседника, не без участия российских властей Милов лишился большинства клиентов. Чуть позже из-за конфликта с другом Путина, миллиардером Геннадием Тимченко (владеет Gunvor International B.V.), его едва не лишили права выезда из России в течение полугода.

Поэтому Владимиру Милову не оставалось ничего иного, как уйти в политику и стать оппозиционером.

— Российские эксперты прогнозировали рост потребления газа в Европе в 2012–2017 годах, рассчитывая на выход экономики ЕС из кризиса. Однако европейская экономика, похоже, будет восстанавливаться очень медленно. Как в связи с этим изменится, на ваш взгляд, газовая политика России?

— «Газпром» оказался не готов к такому развитию событий. Его руководителей давно предупреждали, что в новой реальности компания сможет работать на европейском рынке только в условиях жесточайшей конкуренции. Однако они упорно верили, что долгосрочные контракты с формулой «бери и плати» будут всегда.

Оказалось, что будущее — это рынок потребителя, а не поставщика. Сейчас «Газпром» занял оборонительную позицию: он не способен предложить жизнеспособную стратегию своего существования в конкурентных условиях. Концерн по-прежнему пассивен в развитии проектов LNG (сжиженного природного газа, СПГ. — «Эксперт»), но отстаивает свои права на контроль над транспортными сетями.

Свежий пример — суд «Газпрома» с правительством Литвы за сохранение целостности компании Lietuvos dujos (в ней российскому концерну принадлежит 37%; в соответствии с европейскими правилами из Lietuvos dujos собираются выделить транспортные активы и создать отдельную «дочку» по распределению газа. — «Эксперт»). На большом «газовом» совещании 23 марта этого года в городе Кириши (Россия) министерство энергетики РФ подготовило Владимиру Путину разгромный доклад о маркетинговой политике «Газпрома». Речь шла о том, что компания не умеет работать на меняющемся европейском рынке.
«Будущее — это рынок потребителя, а не поставщика. Сейчас “Газпром” занял оборонительную позицию: он не способен предложить жизнеспособную стратегию своего существования в конкурентных условиях»

— Как отреагировал Путин?

— Он не решился ругать своего любимчика.

— Не растеряет ли «Газпром» всех своих потребителей, если так будет продолжаться и дальше?

— Упрямство «Газпрома» уже привело к тому, что компания вложила огромные деньги в добычу газа на полуострове Ямал, построила там инфраструктуру. И продолжает прокладывать новые направления: газопровод Ухта—Торжок, вторую очередь «Северного потока». Общие затраты на строительство газопроводов Бованенково—Ухта, Ухта—Торжок, Грязовец—Выборг, «Северный поток» составляют свыше 55 миллиардов долларов, что равно примерно нынешней годовой выручке от продажи газа в Европу.

Помните, ранее стоял вопрос о дефиците газа для обеспечения новых европейских контрактов. А сегодня Европа не хочет покупать российский газ, за последние несколько лет европейский рынок для РФ сжался минимум на четверть. Как будет вести себя дальше «Газпром», непонятно. Инвестиции в развитие новых газопроводов — еще не мертвый капитал, но уже «подвисший».

Братские и хватские отношения

— По словам украинского президента Виктора Януковича, мы уже в этом году намерены снизить объем закупки российского газа с 41 до 27 миллиардов кубометров. От «Газпрома» ускользает крупнейший потребитель. Какими могут быть контрмеры?

— Для «Газпрома» это не уникальная ситуация, когда в результате перегибов с ценовым давлением на потребителя он теряет рынки. Прошлогодняя статистика данных российской таможни по экспорту газа в Европу ужасная. Так, в 2011-м в страны дальнего зарубежья «Газпром» экспортировал 117 миллиардов кубометров газа. В пиковом 2008 году — 156 миллиардов кубов.

— Можно ли восстановить объемы и как это сделать?

— До уровня 2008-го рынок уже никогда не восстановится. «Газпром» привязывается в своих контрактах к самым дорогим ценовым ориентирам — котировкам нефти и нефтепродуктов. В результате его газ стоит намного дороже любой альтернативы. Разница с ценой спотового рынка была 100–150 долларов на тысяче кубометров. В основном товар «Газпрома» вытесняет газ, добываемый в Северном море и Норвегии, а также привозной СПГ. Сейчас почти все крупные европейские покупатели «Газпрома» по долгосрочным контрактам в экстренном порядке требуют пересмотра ценовых формул в сторону снижения стоимости топлива.

Где-то доходит до судебных разбирательств, где-то «Газпром» добровольно делает скидки. Великобритания, например, в 2007 году закупала 15 миллиардов кубов, сейчас — семь. На пике 2008-го Россия поставляла в Бельгию четыре миллиарда кубометров, в этом году — ноль. Снизился объем потребления в Италии и Нидерландах. Впрочем, ситуация могла оказаться еще хуже.

— Что значит хуже и почему?

— В прошлом году Европа по известным причинам потеряла около восьми миллиардов кубометров ливийских поставок, поэтому компенсировала дефицит российским газом.

Я долго ждал, когда же Украина проснется. Было очевидно, что «Газпром» попытается заставить ее платить по самой высокой цене.

— Насколько возможен, на ваш взгляд, в ближайшей перспективе пересмотр газовых контрактов с Украиной?

— У всех стран, добившихся пересмотра, наблюдалась прямая корреляция: чем меньше страна зависима от России, тем легче ей добиться изменения условий контрактов. «Газпром» почти со всеми своими европейскими партнерами пересмотрел ценовую формулу. И это, кстати, было напрямую связано с объемом закупок. Когда европейцы грозились их уменьшить, концерн в итоге неизбежно шел на попятную.

У вас ситуация очень сложная, такая же, как и у Беларуси. Минск очень зависим от России, у него нет логистики для альтернативных источников поставок.

— Уже готово технико-экономическое обоснование LNG-терминала в Украине, ведутся переговоры компаний-добытчиков с властями в регионах. Если через пару лет у нас появится терминал и начнется разработка сланцев, сколько газа сможет продавать Россия?

— Дискуссия Украины и России крутится вокруг 33 миллиардов кубометров, которые по контракту должна закупать ваша страна. В ближайшие десять лет можно снизить зависимость вполовину, в том числе за счет диверсификации и уменьшения потребления. Я думаю, что «Газпром» станет более уступчивым, если увидит реальные планы украинской стороны. Но пока ведутся только общие разговоры: «построим в обход России “Белый поток”, будем качать газ из Азербайджана, а потом еще из Туркменистана, Турции…»

Азиатская альтернатива

— Одним из альтернативных поставщиков газа в Украину считается Азербайджан. Сможет ли он выполнить свои обязательства по ежегодной поставке 10–15 миллиардов кубометров?

— Азербайджан имеет неплохие возможности для добычи газа, однако до Украины его еще надо дотащить. Необходимо создать инфраструктуру, позволяющую поставлять газ в восточные районы вашей страны. Кроме того, нужно договориться с Турцией, которая хочет играть роль монопольного перепродавца. «Газпром» тоже хочет покупать у Азербайджана газ на входе в Турцию и потом его перепродавать.

— Чего в этой ситуации можно ожидать от турок?

— Турция останется проблемным партнером для всех, в том числе и для проектов типа Nabucco, призванных составить альтернативу российским газопроводам. Украине нужно помнить, что Анкара всё-таки разрешила Москве строить «Южный поток». Между Азербайджаном и вашей страной сегодня стоят два крупнейших игрока — Россия и Турция. Вопрос в том, как удастся обойти препятствия и насколько дешевым будет этот газ.

— И насколько?

— Я совершенно не уверен в том, что он будет дешевым. С учетом турецкого фактора цена, которую вы получите на входе, будет примерно такая же, как и российская.

— За тысячу кубов 416 долларов?

— Да, вполне вероятно. Разница будет не очень значительной.

— А по каким маршрутам возможны поставки туркменского газа в Украину в обход России?

— Это зависит от того, когда будет реализован пресловутый Транскаспийский проект. Я слышу разговоры о нем еще со школьной скамьи. Его реализации препятствуют сложные отношения Азербайджана и Туркменистана, неразрешенный спор по Каспию. Такой газопровод должен быть связан с добычей газа на каспийском шельфе Туркменистана. А это упирается в плохой инвестклимат, в отсутствие доступа у иностранных инвесторов к этим месторождениям.

Складывается впечатление, что пока Транскаспийская перемычка скорее мертва, чем жива. При этом у Туркменистана бурно развивается новое направление, по которому будет уходить весь его газ, — Китай. Сейчас он главный партнер туркмен по части развития энергетического экспорта страны.

— Ну, а если предположить, что Туркменистан всё-таки сможет найти выход на европейский рынок, то как будут развиваться события дальше?

— Во-первых, там выстроится большая очередь покупателей, и не факт, что Украина сможет лучше всех позиционировать себя. Во-вторых, я пока не вижу реальной перспективы, как туркменский газ может попасть в Европу в обход России. Скорее, он всё же уйдет в Китай.

Аверс, реверс и политика

— Каким образом «Газпром» может противодействовать нам в поисках альтернативных источников газа?

— Если Украина захочет перейти на реверсный режим эксплуатации газотранспортной системы (когда газ пойдет с запада на восток), это вызовет возражения со стороны «Газпрома». Мол, есть украинские обязательства по транзиту. Безусловно, будет оказано политическое давление. Мне кажется, что Виктор Янукович, пытаясь остаться у власти (что будет сделать достаточно сложно из-за, мягко говоря, его непопулярности среди населения), в итоге прибегнет к помощи Москвы. В таком случае мы будем наблюдать очередную серию газового сериала о том, как в обмен на политическую поддержку украинского президента «Газпром» получит всё, что захочет, и никаких альтернативных поставщиков никто искать не будет. Сейчас Янукович изображает из себя борца за газовые интересы Украины. Посмотрим, как он будет себя вести ближе к выборам.

Важно понимать, как выстроена российская политика. Когда стоит вопрос о смене власти в Беларуси, то старые распри забываются. В межвыборный период Александр Лукашенко совершал много поступков, которые были невыгодны Москве. Он долго сопротивлялся приватизации гособъектов в интересах российских компаний, заигрывал с Западом. Однако в декабре 2010 года режим Лукашенко зашатался, потом последовал экономический кризис. Лукашенко покаялся, что выглядело как признание: «Я больше не буду. Если я уйду, станет хуже». Это та же карта, которую разыгрывал Леонид Кучма в 2004 году.

Думаю, ближе к президентским выборам Янукович будет вынужден начать подобную игру. Поднять свое реноме он может за счет того, что быстрее всех попытается восстановить отношения с Владимиром Путиным.

— Что Путин попросит взамен?

— Газовые контракты там, безусловно, будут фигурировать. Нынешние договоренности выгодны Путину, и он постарается их сохранить. Я не исключаю, что «Газпром» даже предоставит Украине небольшую скидку в 10–20 процентов. Для России это не смертельно, особенно на фоне аналогичных процессов с европейскими потребителями, а Янукович сможет продемонстрировать, что чего-то добился.

— Если он пойдет по описанному вами сценарию, президенту придется признать себя политическим банкротом, переиграть ситуацию с Тимошенко, что принесет ему массу потерь уже внутри страны. Это большой политический риск для репутации Януковича.

— Он окажется в безвыходном положении и не сможет долго раскручивать свой имидж борца против России. Без поддержки Москвы ему будет очень трудно сохранить власть. Любопытно, как себя поведет Кремль — купится на то, что после Януковича в Украину якобы придут агрессивные антироссийские лидеры или нет? В 2004 году с Кучмой и в 2011-м с Лукашенко — купилась.

— Что будет с переговорами до президентских выборов?
«Дискуссия Украины и России крутится вокруг 33 миллиардов кубометров, которые по контракту должна закупать ваша страна. В ближайшие десять лет можно снизить зависимость вполовину, в том числе за счет диверсификации и уменьшения потребления»

— Интуиция подсказывает мне, что «Газпром» пойдет на скидки. Он потерял позиции на европейском рынке и, кстати, газовая война 2009 года с Украиной сыграла в этом не последнюю роль. Кремль не может себе позволить еще один горячий газовый конфликт с вашей страной. Чтобы упорно отстаивать свои позиции, руководству «Газпрома» нужно быть очень крутыми парнями, которыми они сегодня, мягко говоря, не являются.

— В качестве контраргумента Россия заявляет о намерении построить «Южный поток» и поставлять газ в Европу в обход Украины. Киев собирается перевести ГТС в реверсный режим. Насколько реальны эти планы?

— Что будет с «Южным потоком» — непонятно, вроде бы власть намерена его строить. При этом «Газпром» будет сильно сопротивляться теме реверсного режима работы украинской ГТС. Если реверсная тема пойдет дальше разговоров, то у Януковича появится торговая позиция.

Так что Украине нужно развивать реверсные маршруты. А терминалы LNG раскручиваются в Восточной Европе: в Литве, Польше, Хорватии и Румынии. Эти территории всегда были вотчиной «Газпрома».

Я думаю, что в вашей стране возможны и суррогатные решения, например, жечь больше мазута на газовых станциях, возможно, построить новые угольные станции. Это не очень хорошо с точки зрения экологии, однако Украина не имеет больших международных и внутренних обязательств по защите окружающей среды. И современные угольные технологии намного чище старых.

Плюс черноморский газ. И не только украинский, вы теперь сможете и у Румынии покупать, ведь спорная часть шельфа, где открыты новые залежи, отошла не к вам.

Снижению газовой зависимости сильно препятствует иерархическая структура «Нафтогаза» и его монопольное положение. Если внутренний рынок страны откроется и европейские компании смогут напрямую продавать газ украинским потребителям, то снизить зависимость от российских поставок можно будет намного быстрее.

У вас есть огромная проблема, связанная с тем, что НАК «Нафтогаз України» убыточен, неэффективен, субсидируется государством. Раз «Нафтогаз» обанкротился, цены надо повышать.

— Цены и так высокие. В том числе — из-за контрактов, подписанных Юлией Тимошенко…

— Я возмущен политическими преследованиями Тимошенко, однако по контрактам 2009 года закупочная цена газа была привязана к самым дорогим из возможных ориентиров. Другие страны импортируют российский газ по более низким ценам, чем Украина (если сравнивать без учета транспортных издержек).

Хитрый Путин

— То есть бывший премьер-министр сидит обоснованно?

— Сидеть должны убийцы. Тимошенко осудили за экономически неэффективную сделку. Возможно, договор действительно был невыгодным, но совершенно очевидна непропорциональность преследования. По каким-то своим причинам зимой 2009 года Тимошенко очень торопилась подписать эти контракты. В январе 2009-го случился обвал цен на нефть: они снизились до 40 долларов за баррель. Тогда казалось, что кризис — это надолго и никаких ста долларов за баррель не будет.

Однако судить Тимошенко за такую политику должны избиратели. Тюрьма здесь совершенно ни при чем.

— Согласно самой популярной версии, Тимошенко подписала контракты из-за личных договоренностей с Путиным в отношении политической поддержки ее на выборах. Это возможно?

— Я ничего об этом не знаю. Могу сказать, что я тщательно изучал взаимодействие Владимира Путина с разными людьми, с которыми он ведет бизнес. Всё, что касается его бизнес-партнерства, строго засекречено. Например, часто обсуждалась информация о том, что Путин владеет определенным бизнесом вместе с Берлускони. Есть некие признаки, указывающие на это, но реальных доказательств нет. Путин действует по очень хитрой схеме.

Например, был такой бизнесмен Шалва Чигиринский, который владел в России девелоперским бизнесом и Московским нефтеперерабатывающим заводом. Он поссорился с тогдашним московским мэром Юрием Лужковым, позже эмигрировал в Англию и судился там с Лужковым. В лондонском суде Чигиринский под присягой сказал, что бизнес, который приписывали ему, на самом деле был совместным с семьей Лужковых, а конечным бенефициаром более 50 процентов была Елена Батурина (супруга Лужкова. — «Эксперт»).

Так вот, схема заключается в том, что крупные чиновники чем-то владеют, однако это не закреплено никакими документами. Путин умело прячет концы в воду. Отвечая на ваш вопрос о Тимошенко, скажу, что будущий президент России, безусловно, заинтересован в том, чтобы завлекать лидеров европейских стран в свою орбиту влияния через совместные бенефициарные проекты. Однако никаких доказательств этому нет.

Киев—Москва
Ответить с цитированием
  #6  
Старый 02.03.2014, 10:00
Аватар для Владимир Милов
Владимир Милов Владимир Милов вне форума
Местный
 
Регистрация: 14.09.2011
Сообщений: 198
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 14
Владимир Милов на пути к лучшему
По умолчанию Оборона «Газпрома»

http://www.gazeta.ru/column/milov/4922261.shtml
Новый год начался с катастрофических новостей для «Газпрома»: добыча газа по итогам 2012 года упала на 6,7%, до 478,7 млрд кубометров, против 513 млрд в 2011 году и 528 по планам добычи на 2012 год, официально заявленным компанией ранее. Вплотную к худшему результату кризисного 2009 года – 461 млрд кубометров.

Ухудшение производственных показателей «Газпрома» происходило в течение всего 2012 года, и прежде всего из-за падения спроса на газ на всех направлениях. Уже по итогам первого полугодия 2012 года, по данным самой компании, спрос на российском рынке в физическом выражении сократился на 6,4%, в Европе – на 10%, в СНГ – вообще на 29%. В результате

даже рост цен на всех этих направлениях не помог: выручка от продаж газа в первом полугодии сократилась, а на фоне роста операционных расходов чистая прибыль за первое полугодие рухнула на треть, до 655 млрд рублей.

Надо сказать, что это довольно символическая цифра применительно к «Газпрому». Около 650 млрд рублей – столько составили бы дополнительные расходы «Газпрома» в первом полугодии прошлого года, если бы ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ составила бы не неприлично низкие $16,8 за тысячу кубометров, а, скажем, $100 (примерно столько или чуть больше платят нефтяники исходя из базовой ставки НДПИ на нефть, умноженной на коэффициент, учитывающий высокие мировые цены нефти).

Такой нехитрый расчет показывает, что, если бы не колоссальные масштабы субсидирования «Газпрома» государством за счет ультранизкой ставки налога на добычу газа, уже в прошлом году компания, невзирая на исторически рекордные цены на газ, балансировала бы на грани убыточности.

Ну а чтобы совсем доходчиво проиллюстрировать цену такого покровительства государства «Газпрому»: 650 млрд рублей — это примерно 35% от общих поступлений первого полугодия 2012 года по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Если бы не субсидирование «Газпрома», налоговую нагрузку на бизнес по обязательным страховым взносам можно было бы немедленно сократить на треть. Это, кстати, к вопросу о том, «откуда оппозиция предлагает взять деньги на выплату пенсий».

Причина падения объемов продаж газа, а вслед за ними и доходов, и объемов газодобычи – в маркетинговой политике «Газпрома».

В последние годы неадекватность этой политики становилась все более очевидной. Европейский рынок газа становился все более и более конкурентным – строились новые терминалы по приему сжиженного газа (СПГ), дополнительный импульс конкуренции был придан перенаправлением его поставок из США, фактически закрывшихся для газового импорта из-за внутренней «сланцевой революции». Только Qatargas, например, увеличил поставки СПГ в Европу с 5 млрд кубометров в 2006 году до 44 млрд в 2011-м. Рост конкуренции сбивал цены газа на спотовом рынке.

Однако «Газпром» упорно продолжал оборонять привязанные к нефтяным котировкам цены на газ по долгосрочным контрактам «бери или плати», даже не пытаясь выстроить новую маркетинговую стратегию, адекватную новым, более жестким конкурентным условиям. Это не сильно удалось: большинство потребителей «Газпрома» смогло добиться от компании пересмотра условий долгосрочных контрактов с целью понижения цен (как польская PGNiG). А дорогой газпромовский газ просто переставали покупать: хотя российская монополия пыталась представить дело так, что якобы во всем виноваты европейские экономические трудности и общее падение спроса на газ в Европе, на деле

закупки газа у «Газпрома» сокращались намного сильнее, чем его потребление.

Убедиться в этом легко, сравнив данные «Газпрома» по падению спроса на газ со стороны отдельных стран-потребителей и официальную статистику Международного энергетического агентства по потреблению газа европейскими странами. Как видно, сокращение спроса на газ в Европе в 2012 году вовсе не было таким уж обвальным – всего минус 2,9% за девять месяцев 2012 года в европейских странах – членах ОЭСР. При этом, скажем, в Италии спрос на газ за этот же период сократился всего на 2,6%, а газпромовские поставки упали на целых 11%; в Нидерландах – на 9% против снижения закупок у «Газпрома» на 42,6%; в Греции – на 6,5% против 12,2%; в Венгрии – на 4,7% против 19,2%; в Словакии – на 1,8% против 30,5%; в Словении – на 2,2% против 26,8%. В Швейцарии, Франции и Польше потребление природного газа вообще выросло на 8,7, 1,9 и 6,2% соответственно, в то время как закупки у «Газпрома» сократились на 12,3, 20 и 11,5% соответственно.

По сравнению с пиковым 2008 годом, когда «Газпром» экспортировал в Европу более 150 млрд кубометров газа (во всех презентациях компании тогда активно строились планы по преодолению планки в 200 млрд и дальше – выше только звезды), в минувшем году в дальнее зарубежье, по данным таможенной статистики, было экспортировано на 33% меньше газа. Рискну предположить, что на докризисные объемы газового экспорта в Европу «Газпром» не выйдет уже никогда.

Но вместо того, чтобы придумать, как справиться с этим обрушением рынка и кардинально поменять маркетинговую стратегию, ответственные за это направление топ-менеджеры «Газпрома» посещали хоккейные матчи в то время, как эти вопросы обсуждал совет директоров компании.

Результат не удивляет.

Не только Европа посылает «Газпрому» четкий сигнал, что сверхдорогой газ «Газпрома» никому не нужен. Крупнейшее сокращение закупок газа демонстрирует Украина: за девять месяцев 2012 года, по данным «Газпрома», они упали на 25%.

Это – явное следствие того, что Украину в последние годы «пережали» с ценами, и теперь этот крупнейший потребитель российского газа активно ищет альтернативы, увеличивая потребление угля, наращивая собственную добычу газа в Черном море и т. п. Сокращается спрос на газ и в России: хотя выработка электроэнергии в стране в течение года росла на 1–1,2% (плюс 1,2% по итогам года), продажи газа российским потребителям у «Газпрома» падали (минус 5,5% за девять месяцев 2012 года, более поздних данных пока нет).

Итоги 2012 года со всей очевидностью демонстрируют: «Газпром» находится в очевидном, глубочайшем стратегическом кризисе.

За почти 12 лет, прошедших с момента фактического установления контроля над компанией группировкой Путина, она полностью провалила все стратегические направления развития. На российском шельфе так ничего и не было разработано. «Газпром» так и не построил ни одного завода по производству СПГ, если не считать сахалинского, силовым образом отобранного у Shell. Потерян контроль над среднеазиатскими поставками газа: после строительства газопроводов из Туркмении в Китай и Иран Россия теперь находится на третьем (!) месте по импорту туркменского газа, более 40% закупает КНР, и около 30% — иранцы. На китайский рынок мы так и не вышли.

Кавалерийская ценовая атака на рынок СНГ с применением механизмов политического давления обернулась обвалом спроса на этом рынке. Контроль над издержками монополисту наладить не удается, в результате чего он показывает прибыль только за счет беспрецедентных налоговых льгот от государства – как было показано выше, если бы НДПИ на газ составлял справедливую величину в $100 за тысячу кубометров, «Газпром» балансировал бы на грани убыточности.

Единственное, в чем «Газпром» преуспел за последние годы, – активное строительство разного рода «трубопроводных потоков». Теперь, однако, вслед за падением спроса в Европе, они могут оказаться никому не нужными, а инвестиции в них – превратиться в омертвленный капитал. Огромные средства также проведены на ненужную скупку активов в нефтянке, электроэнергетике и других отраслях.

Картина вполне убедительная, чтобы подвести черту под итогами стратегического выбора Путина в пользу сохранения «Газпрома» как централизованной неповоротливой государственной монополии. Выбор был сделан неверный – что и требовалось доказать.

Нужно как можно быстрее отказываться от централизованной структуры «Газпрома»,

создавать на его базе независимые конкурирующие газодобывающие компании, продавать все непрофильные активы, кардинально менять экспортную маркетинговую политику, отказываться от строительства неэффективных газопроводных «потоков» и так далее. Чем быстрее мы сбросим с нашей экономики груз неэффективного монопольного газового монстра, тем будет лучше для всех.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ответить с цитированием
  #7  
Старый 10.10.2015, 11:47
Аватар для Владислав Иноземцев
Владислав Иноземцев Владислав Иноземцев вне форума
Местный
 
Регистрация: 20.09.2011
Сообщений: 148
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 14
Владислав Иноземцев на пути к лучшему
По умолчанию Мечты срываются: в чем главная причина упадка «Газпрома»

http://www.rbc.ru/opinions/economics...79473f60fcbbfa

Директор Центра исследований постиндустриального общества
«Газпром» тратит, исходя из государственных нужд, а зарабатывает, как обычная международная энергетическая компания. Но оказывается, что зарабатывать, как коммерсант, а тратить, как чиновник, невозможно

На протяжении большинства последних лет «Газпром» преследуют неудачи: «тотальный» просчет со Штокманом, сокращение доли на внутреннем рынке России, провал сначала «Южного», а потом и «Турецкого потока», «сделка века» с Китаем, истинные параметры которой стыдно даже обнародовать, сокращение добычи до исторических минимумов — огромные бессмысленные траты, о которых не пишет сегодня лишь ленивый. Однако интереснее разобраться не в масштабах «нецелевого использования» средств и последствиях эпических неудач (это в нормальной стране должно быть занятием прокуратуры и правительства), а в их причинах. Среди таковых можно выделить как минимум пять.

Первая из причин — неэффективная и не предполагающая соревновательности система управления компанией. В те годы, когда ее главой был выдающийся газовик Рем Вяхирев, решения принимались на основе постоянного сравнения имеющихся опций. Будучи в конце 1990-х и начале 2000-х руководителем Московско-Парижского банка, активно работавшего с «Газпромом», я вспоминаю, как банки и финансовые компании предлагали те или иные варианты кредитования, клиринга, вексельных расчетов и многого другого. Эти предложения стекались в одну из двух параллельных систем принятия финансовых решений, возглавлявшихся двумя первыми зампредами. Окончательное решение принималось на самом верху, причем всегда на основе его выгодности для компании.

В 2000 году «Газпром» добыл 523 млрд куб. м газа при операционных издержках в 254 млрд руб. ($9,02 млрд). При нынешних «эффективных» менеджерах в 2014 году добыча упала до 444 млрд куб. м при издержках 2,029 трлн руб. ($52,5 млрд).

Кликните на видео для перехода на сайт рекламодателя
Вторая причина — нежелание нынешней команды слушать независимых экспертов и доверять внешним источникам информации. Столкнувшись со справедливой критикой со стороны большинства компетентных исследователей, газпромовцы создали в 2004 году сервильный Институт энергетики и финансов, который на протяжении многих лет в кооперации с Советом по внешней и оборонной политике и Валдайским клубом тиражировал иллюзии о бесперспективности «сланцевого газа» и неспособности Европы сократить зависимость от российского газового монополиста.

Чем более очевидным становилась для специалистов по всему миру роль «сланцевой революции», тем больше тратил «Газпром», чтобы убедить всех (и самого себя), что ничего не изменится. Итог известен: если в 2000 году концерн добывал газа на 3,5% меньше, чем все газодобывающие компании в США, то в 2014 году — на 39,1% меньше.

Зарабатывать как коммерсант — тратить как чиновник


Третья причина состоит в том, что «Газпром», который в 2000-е годы был воссоздан как напрямую контролируемая государством компания, стал позиционировать себя, по сути, как поставщик «общественных благ», то есть выполнять государственные функции. Это касается и программы газификации российских регионов, и отношений с Украиной, и вовлеченности компании в гигантские стройки, главным назначением которых было повышение престижа страны.

«Газпром» стал странным симбиозом: с одной стороны, его расходы определялись логикой государственных нужд, редко ориентированных на экономический результат, с другой — его финансовые поступления складывались из доходов, которые он получал как обычная международная энергетическая компания. Нынешние результаты лишь подтверждение того, что зарабатывать как коммерсант, а тратить как чиновник невозможно.

Четвертая причина — «Газпром» усвоил основной принцип российской бюрократии: превращение службы обществу в самый доходный вид бизнеса. Описываемые сегодня «непроизводительные» расходы, составившие 2,4 трлн руб. за последние десять лет, не столь уж непроизводительны, если учесть появление за это время среди подрядчиков «Газпрома» не менее десяти официальных и, вероятно, еще больше неофициальных долларовых миллиардеров.

«Газпром» ничего не изобрел в этом отношении — он лишь повторил практику российского государства, в котором бюджет тратит миллиарды рублей, чтобы чиновники и аффилированные с ними лица могли украсть 10–20% от этих сумм.

Пятая причина заключается в нежелании проявлять минимальную гибкость. Компании потребовалось более десяти лет, чтобы впервые объявить о назначенном на сентябрь «аукционе» на поставку газа в Европу, который должен был бы давно оказаться повседневной практикой сбыта. Несмотря на то что спрос в Европе неминуемо должен был сократиться, а инфраструктура поставок из Норвегии и Катара стать более совершенной, «Газпром» делал все возможное, чтобы не замечать не только «сланцевой революции», но и расширения рынка СПГ. Вместо того чтобы организовать поставки газа с полученных у Shell и Mitsui месторождений на Сахалине во Владивосток, построив там регазификационный терминал за $600–800 млн, «Газпром» лихо просадил 467 млрд руб. (более $12 млрд) на трубу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, которая используется сейчас менее чем на 20%.

«Газпром»: мечты срываются

Описание причин нынешней ситуации можно продолжать. Главный вопрос: как после стольких лет неразвития не допустить перехода госкомпании в фазу полномасштабного упадка?

Прежде всего уволить действующую команду и инициировать независимый аудит «Газпрома» для расследования обстоятельств, приведших к неэффективным тратам и сокращению производственных показателей.

Следующей мерой должно стать уравнивание позиций «Газпрома» с другими производителями газа в России. На внутреннем рынке необходимо отменить запрет, не позволяющий компании продавать газ дешевле тарифа, что позволит ей стабилизировать долю во внутрироссийских поставках, на внешнем — ликвидировать монополию на экспорт и выделять экспортные квоты пропорционально добытому газу теми или иными компаниями. Это заставит «Газпром» стать более рыночно ориентированным.

Следовало бы максимально быстро остановить все проекты по прокладыванию новых экспортных газопроводов («Турецкого потока» и газовых труб в Китай) и сосредоточиться на развитии мощностей по сжижению газа. Причем не столько в Сабетте и других точках на трассе Севморпути, сколько в акватории Балтийского и Черного морей, разведя на эти предприятия потоки, ныне идущие через Украину и не идущие через Турцию.

Наконец, «Газпрому» нужно максимально быстро адаптироваться к новым энергетическим правилам, установленным в Европе. В ближайшие годы рост потребления газа в Азии будет полностью покрыт вводимыми уже в 2017 году гигантскими месторождениями в Австралии, Индонезии и Новой Гвинее, и никакой «китайской альтернативы» европейскому вектору поставок не существует нигде, кроме как в мозгу мечтателей с улицы Наметкина.

В 2007 году в Минскe замечательный белорусский художник-авангардист Владимир Цеслер подарил мне майку со слоганом «Газпром»: мечты срываются!». И если компания продолжит действовать в рамках стратегии последних лет, то в такие майки можно будет переодеваться всему коллективу газовой монополии.

Последний раз редактировалось Chugunka; 26.10.2015 в 10:18.
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 12:29. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS