![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.forbes.ru/svoi-biznes-col...hti-napolovinu
Налоги на зарплату: рост почти наполовину В 2011 году реальная налоговая нагрузка вырастет сильнее, чем обещает государство ![]() Дмитрий Костальгин | 09 декабря 2010 18:52 ![]() Автор — партнер юридической компании Taxadvisor C 2011 года повышаются взносы на обязательное социальное страхование. Но это не все. Нагрузка на зарплату вырастет не только за счет роста ставок. В 2010 году налогоплательщик, уплачивающий налоги в рамках общей системы налогообложения, платит взносы по ставке 26%. Но это только до тех пор, пока накопленная с начала года зарплата конкретного сотрудника не достигнет 415 000 рублей. Затем взносы с его зарплаты не уплачиваются. Таким образом, максимальная сумма взносов на одного работника составляет 107 900 рублей. Рост ставки до 34% с 2011 года увеличит эту сумму до 141 100 рублей. Но и на этом рост нагрузки на зарплату не заканчивается. Дело в том, что правительство ежегодно может индексировать сумму предельного лимита, с которой уплачиваются взносы. Это делается якобы на основе роста средней заработной платы в стране. В 2011 году она будет повышена до 463 000 рублей. Таким образом, максимальная сумма выплат с зарплаты одного работника вырастает до 157 420 рублей. Получается, в итоге максимальная выплата в соцфонды увеличится по сравнению с этим годом на 45,9%. Эта индексация — гениальный механизм по произвольному повышению налога в обход закона. Даже если не вдаваться в механизм расчета среднего роста зарплат в стране (методика отсутствует в открытом доступе), виртуозность определения роста зарплат в 2010 году впечатляет. Прежде правительству удавалось рассчитать такой рост в лучшем случае к началу третьего квартала следующего года. То есть в июле 2010 года определяли рост зарплат за 2009-й год. В этом же году сведения о цифре 463 000 рублей уже появились в начале сентября. Еще сильнее рост нагрузки для малого бизнеса. Фирмы, работающие по упрощенной системе налогообложения или сидящие на вмененном доходе, сейчас имеют льготу по уплате социальных взносов. Они уплачивают взносы только в Пенсионный фонд по ставке 14%, в другие фонды не платится ничего. С 2011 года эта льгота отменяется. В результате максимальная выплата с зарплаты одного работника для малого бизнеса вырастет в 2,7 раза: с 58 100 до тех же 157 420 рублей. Это еще не все. 1 декабря Госдума одобрила закон, обязывающий работодателя оплачивать не два, а три дня болезни сотрудника. Кроме этого, размер оплаты больничных будет рассчитываться из среднего заработка за последние два года. Сейчас средний заработок рассчитывается за год. При этом с 2011 года сам размер пособия не может превышать 38 000 рублей в месяц (закон о соцстраховании, ст. 14, п. 3.1). Такое же ограничение касается пособия по беременности и родам. То есть государство готово возместить работодателю за счет взносов лишь часть реального заработка. Это означает, что государство прямо отказывается компенсировать реальные последствия наступления страхового случая. Примерно такая же ситуация с пособием по беременности и родам. Она отражает реальную, а не декларативную поддержку материнства. Согласно конвенции Международной организации труда об охране материнства, такое пособие должно составлять 66-100% заработка женщины. Конституционный суд признал неконституционным ограничение такого пособия. Однако с завидным упорством подписываются законы, незаконно ограничивающие размер пособия. В итоге работник получит выплату явно меньше своего реального оклада. Разницу между пособием и его фактическим заработком придется выплатить работодателю за счет дополнительных средств, несмотря на то что он заплатил взносы в соцстрах. Получается, реальная нагрузка на зарплату с 2011 года вырастет гораздо сильнее, чем об этом говорит государство. Одновременно объем гарантированных выплат за счет соцвзносов уменьшается. Из этого следует, что на самом деле социальные взносы являются налогом и никакого отношения к идее страхования в нашей стране не имеют. Не планируется вводить обещанные правительством компенсационные выплаты — отсутствует даже дискуссия о таких мерах. Например, о возможности уменьшать взносы на суммы, направляемые на добровольное пенсионное и медицинское страхование. Отсутствуют гарантии для бизнеса в части эффективного расходования полученных вносов. Скандалы о госзакупках Минсоцздравравития всем хорошо знакомы. Российский налоговый портал осенью 2010 проводил опрос малого бизнеса по поводу их действий в 2011 году в связи с повышением налогового бремени. Из 836 респондентов 43% планируют платить зарплату сотрудникам в конверте и использовать иные схемы, снижающие бремя. 23% респондентов будут вынуждены меньше платить сотрудникам. И лишь 17% будут платить повышенную ставку, не уменьшая при этом оплаты труда. Есть исследования, согласно которым рост нагрузки на зарплату снизит рост ВВП как минимум на 0,7%. О том, что решение о повышении нагрузки надо пересмотреть, говорят Минфин и Минэкономразвития. Однако пока государство следует концепции «фарш невозможно провернуть назад». Ведь бюджет-2011 уже принят. Отдельную проблему будет представлять собой администрирование взносов: проверка правильности их уплаты передается от ФНС Пенсионному и другим фондам. Проверки начнутся в 2011 году. Учитывая, что у фондов нет опыта налогового администрирования, реальное положение дел будет еще хуже. Надо отметить, что проверяющими «продавлены» нормы в Федеральном законе №212-ФЗ о том, что неуведомление налогоплательщика о дате и месте рассмотрения проверок и вынесение решения без участия налогоплательщика не влечет безусловную отмену такого решения. Так что нужный вектор задан. Автор — партнер юридической компании Taxadvisor |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.gazeta.ru/financial/2010/12/06/3457221.shtml
НАЛОГИ Аудиторы оценили российские налоги — 6.12.10 18:43 — ТЕКСТ: Ольга Алексеева Система налогообложения в России – одна из лучших в мире, оценили аудиторы из BKR International: акционеры могут рассчитывать на максимальный доход. Налоги в России действительно невелики, но оперативность их возмещения и риски отпугивают инвесторов, предупреждают российские юристы. Ассоциация международных бухгалтерских фирм BKR International посчитала величину доходов крупных акционеров и частных инвесторов после налогообложения в 19 странах мира. По результатам исследования Россия вошла в число государств с самыми эффективными для бизнеса и инвесторов системами налогообложения. Также среди лидеров Саудовская Аравия и Мексика. Великобритания, Франция и Испания вошли в число наименее привлекательных стран с точки зрения налогов на корпорации и активы частных инвесторов. Счастливые пенсионеры ABN Amro Private Bank оценили режимы налогообложения в 13 государствах для богатых частных лиц, которые хотят переехать в другую страну после выхода на пенсию. Для пенсионеров самыми лучшими странами оказались... Согласно данным исследования BKR International, в России, Мексике, Турции и ЮАР после выплаты налогов инвесторам остается от 55,7% до 61,7% доходов. Опережает Россию только Саудовская Аравия, где инвесторам – физическим лицам остается 100% доходов от инвестиций, а прочим инвесторам 80%. В Великобритании акционеры компаний получат лишь 41% возможных инвестиционных доходов после выплаты налогов в 2011 году, а в Германии 43%. В России налоговая нагрузка на бизнес ниже, чем в других странах, утверждал в ноябре министр финансов Алексей Кудрин: «Общее налоговое бремя в странах ОЭСР до кризиса составляло 30,5–36%, в ЕС около 38%. В России 36–38%, но, если вычесть экспортную пошлину на нефть и газ и налог на добычу полезных ископаемых, налоговое бремя в России остается 26%». В США показатель составляет 28–29%. «Есть основания считать, что ситуация с налогообложением достаточно позитивна. В то время как после кризиса многие страны повышали налоги, в России был общий тренд на снижение налогов», – соглашается главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Налоговый режим по многим аспектам, особенно если сравнить с развитыми странами, не сильно обременительный, говорит и Эдуард Кучеров из «Бейкер Тилли Русаудит». Тем не менее российская налоговая система недружелюбна к инвесторам, сетуют юристы. Неправильно ограничиваться только этими показателями. Есть как минимум два других – налоговые риски и оперативность возмещения налогов. По ним Россия сильно отстает, что и делает ее налоговый климат для долгосрочных вложений в бизнес весьма непривлекательным, объясняет Кучеров. Проигрывает Россия и по другим показателям, в том числе по уровню налоговой стабильности, добавляет Лисоволик. По словам Кучерова, в России налогообложение дивидендов для нерезидентов менее благоприятно, чем для резидентов (9% и ниже). Ставка налога для акционеров-иностранцев составляет 10–15% (дивидендные выплаты в Евросоюзе и ряде других стран не облагаются налогами). Но даже резиденты часто не могут воспользоваться имеющимися у них преимуществами и уводят капиталы за рубеж, сетует Эдуард Кучеров. Несмотря на относительно необременительную систему налогообложения дивидендов российских резидентов, несовершенство корпоративного законодательства и финансовые риски заставляют владельцев бизнеса регистрировать собственность на иностранные компании. Другой минус, напоминают эксперты, – это административные барьеры. Если в России налогоплательщик тратит в среднем в год 320 часов на общение с налоговиками, то в США – 120, в Сингапуре – 82, свидетельствуют данные исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. Преимущество в виде относительно низких налогов Россия тоже скоро может потерять: по словам Кудрина, со следующего года повышение налогов в целом составит 2% ВВП. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://www.specletter.com/ekonomika/...azal-pora.html
Экономика ![]() Правительство берет курс на повышение налогов Никита Кричевский, председатель экспертного совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Вместо того чтобы оптимизировать расходную ведомость и решить проблему откатов при госзакупках, правительство намерено заткнуть дыру в бюджете увеличением налогов. Кудрин сказал: «Пора» 22 ноября 2010 По мнению специалистов, данная мера противоречит идеям модернизации экономики, за которую ратует президент Дмитрий Медведев, а также грозит гибелью или уходом в тень компаний малого бизнеса. Всякий раз, когда речь заходит о повышении налогов, Алексей Кудрин в пользу этой идеи приводит один и тот же довод: дескать, на подобные меры идут многие страны Запада. Однако же эта информация не соответствует действительности. По данным консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers, которая недавно опубликовала исследование по этой теме, большинство стран мира, напротив, идут по пути снижения фискальной нагрузки. Так, по сравнению с 2006 годом в целом в Европе и Центральной Азии налоги снизились на 15 процентов. Постепенное увеличение налоговой нагрузки на россиян можно уже смело считать свершившимся фактом. По крайней мере глава Министерства финансов Алексей Кудрин говорит об этом именно так, подчеркивая, что данная мера не будет разовой, а, напротив, является новым трендом финансовой политики государства. Программа повышения налогов будет реализована в несколько этапов. Так, в 2011 году фискальная нагрузка на граждан вырастет на 2 процента ВВП. Кроме того, со следующего года будут увеличены ставки страховых взносов (с 26 до 34 процентов), акцизы на алкоголь, табак и бензин. Начался процесс роста и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): по планам правительства в течение трех лет налог на добычу газа вырастет на 80 процентов, на добычу нефти — на 12 процентов. Государство также предупреждает о скором повышении налога на имущество, расчет которого привяжут к условиям рынка. По словам Кудрина, новый тренд финансовой политики — консолидированное политическое решение всех ветвей власти. Однако, по мнению ряда экономистов, говоря это, министр явно немного лукавил: единого мнения относительно программы увеличения налогов в госаппарате нет. В частности, затея главы Минфина не нашла поддержки у президента Сбербанка Германа Грефа и помощника президента Аркадия Дворковича. Дворкович уверен, что налоговую нагрузку нужно считать не в процентах ВВП, а отношением к нему частного бизнеса. «Главным резервом консолидации бюджета должно стать повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес — от фискальной до административной и коррупционной, — а не повышение налогов», — отметил советник Медведева. В свою очередь, Греф заявил, что если главной целью государства является «долгосрочный и устойчивый экономический рост, поднятие налоговых ставок в принципе невозможно». Глава Сбербанка считает, что трендом должно стать, наоборот, снижение налоговой нагрузки. «Нельзя раздеть голого», — говорит он. Герман Греф предрекает, что рост налогов вызовет раздраженное «шипение» малого бизнеса. В этом с ним согласны многие аналитики. Вместе с тем они уверены, что одним только недовольством дело не ограничится. Повышение налогов уже стало шоком для малого бизнеса, рассказывает президент объединения предпринимателей «Опора России» Сергей Борисов: «Теперь нас ждет массовая ликвидация одних компаний и уход в тень других». Комментирует Никита Кричевский, председатель экспертного совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Предложенные Алексеем Кудриным меры необходимы. Проблемы пенсионного обеспечения и финансовой устойчивости пенсионной системы действительно существуют. И в следующем году, после того как в соответствии с планами Минфина будут повышены налоги и страховые взносы — в том числе и пенсионный, — финансовая устойчивость пенсионной системы будет стопроцентной. И все разговоры о дефиците фонда, которые мы сегодня слышим — якобы платить пенсии будет нечем, — не соответствуют действительности. В 2011 году по трудовым пенсиям дефицит будет составлять не более 3,5 процента, что в любых экономических условиях величина незначительная, так как она в течение года покрывается ростом заработных плат или инфляцией. Повышение налогов и выплат не приведет к резкому уходу в тень зарплат в российских компаниях. Те, кто хотел уйти в тень, уже ушли. «Обналичка» стоит сегодня 5—7 процентов. От того, что совокупный социальный взнос увеличится в следующем году с 26 до 34 процентов, тоже ничего страшного не произойдет. Ведь грядущее увеличение выплат бизнесом отразится на конечной стоимости товаров и услуг незначительно. Заработная плата и все социальные выплаты составляют четверть всех затрат предпринимателя. То есть себестоимость продукта вырастет всего на 2 процента. Эти 2 процента нивелируются за счет оптимизации издержек компаний или уменьшения аппетитов тех же коммерсантов. То есть резервы у бизнеса на то, чтобы нивелировать будущий налоговый рост, есть. Если же рост на услуги и товары составит больше 2 процентов, он будет чисто спекулятивным. Никаких макроэкономических предпосылок для резкого роста цен не существует. В отношении таких предпринимателей и компаний необходимо проводить обширные проверки. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://www.bigness.ru/articles/2011-06-05/news/125018/
![]() Правила игры 05-06-2011 Мировая налоговая практика полна прецедентов введения нелепых налогов, которыми правящие элиты без зазрения совести облагали проживающих на подвластных территориях. Иногда это сходило с рук, но часто приводило к выносу "элиты" из дворцов простым населением, возмущенным учиненным беспределом. Особые творческие возможности демонстрирует и российский Минфин. На неделе стало известно о том, что Алексей Кудрин вернулся к идее взимания налога на воду в офисах. В справочных правовых системах появилось письмо Минфина от 13 мая 2011 года №03-04-06/6-107, пишет РБК Daily. "При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, - выполнять функции налогового агента, преду*смотренные ст. 226 кодекса", - говорится в документе. Как поясняют эксперты, если сотрудники потребляют воду, закупленную для них организацией, то это может считаться получением дохода в виде безвозмездно полученного ими имущества. Таким образом, из выраженной в денежной форме объема выпитой воды у сотрудника должно вычитаться из зарплаты 13%. Правда, как учитывать, пока еще не придумали и вакансии водомеров в компаниях не ввели. Наверное, это единственное, что пока спасает офисный планктон от финансовых потерь... По всей вероятности, чтобы юридически защититься от творчества Минфина, следует четко определить в Трудовом кодексе, что доступ к воде является обязательным нормативом в обеспечении нормальных условий труда, а не "подарком" сотрудникам, из которого можно что-то высчитывать. Государства мира вообще отличаются большой изобретательностью в деле изымания средств подневольного населения. Так, осенью 1926 года для содержания своей армии далай-лама ввел в Тибете налог на... уши. Тибет долгое время сохранял за собой первенство в деле безумного налогообложения. В «лучшие годы» подданные теократического режима платили 1892 налога, среди которых налог на право позвонить в колокольчик и постучать в барабаны. Самые "продвинутые" российские правители также любили выжать из населения по максимуму. "Модернизация" Петра Первого включала в себя налог на бороды, введенный в 1689 году. В учебниках по истории этому налогу всеми силами пытаются придать "инновационный смысл", дескать, Петр перестраивал Россию на европейский лад, а там с бородой никак... Объяснение, безусловно, гораздо проще. В то время бороды носило все мужское население страны, бороды брили только геи из царского окружения. Мужчина без бороды автоматически зачислялся в число содомитов, а таковых нормально ориентированное население страны не очень любило... Расчет был весьма тонким. Чтобы не считаться лицом нетрадиционной сексуальной ориентации мужчина носил бороду, даже если за нее заставляли платить деньги. То есть, становился налогоплательщиком на долгий срок. А тех, у кого не было денег, но и опасался последствий брадобрития для собственной репутации и даже здоровья, "великий реформатор" отправлял на каторгу. При этом было четкое разделение типов бород - купеческая, боярская, крестьянская и прочие. Бесплатное ношение бороды было разрешено крестьянам в деревне, но при въезде в город он платил 1 копейку за растительность на лице. Городских бородачей заставляли ходить в специальном неудобном зипуне со стоячим воротником, в противном случае на них накладывался штраф. В Европе долгое время действовали налоги на окна и двери, что, кстати, нашло свое отражение в тамошней архитектуре. Средневековые здания отличаются маленькими и узкими окнами... В Британии вводили налог на очаг, что заставило соседей пользоваться совместными печными трубами и привело к ряду крупных пожаров, после чего налог все-таки отменили. Самым революционным в истории стал налог на соль, который вводился в ряде стран. Стремление монополий получить сверхдоходы на массовом продукте неизменно приводило к бунтам и волнениям в Китае, Индии, ряде европейских стран, в том числе и России. Неоднозначные налоги изымаются во многих странах и по сей день. Так, в Гвинейской Республике существует налог "на мир". За каждый год без войн, будьте добры, 700 бельгийских франков. В 1993 году в Венеции был введен налог "на тень". Платить его заставили магазины и кафе, у которых есть навесы и террасы с зонтиками, так как тень от них падает на муниципальную собственность - землю. Сергей Николаев |
#5
|
||||
|
||||
![]()
http://slon.ru/news/514398/
Дарья Корсунская ![]() [Серей Шаталов. Фото: ИТАР-ТАСС] МОСКВА (Рейтер) – Ребрендинг милиции, модернизация армии, Чемпионат мира по футболу могут вынудить российские власти пойти на дальнейшее увеличение налоговой нагрузки и первый в очереди на повышение – налог на добавленную стоимость (НДС), сказал замминистра финансов Сергей Шаталов. Несмотря на потрясения, вызванные мировым финансовым кризисом, у президента и правительства РФ из года в год появляются все новые амбициозные и затратные проекты – вслед за Олимпиадой в Сочи, саммитом АТЭС и Сколково возникли Чемпионат мира по футболу, идея преобразования милиции в полицию, а также модернизация армии за 22 триллиона рублей в течение 10 лет, которые даже премьер Владимир Путин назвал устрашающей цифрой. «Я думаю, что в ближайшие годы тренд уже совершенно определился... Мы вышли на траекторию повышения налогов», – сказал в интервью Рейтер Шаталов. С 2011 года Россия, чтобы справиться с высокими обязательствами, уже повышает налоги – страховые взносы, пришедшие на замену единому социальному налогу, НДПИ на газ и акцизы, которые вкупе дают 2,8 процента ВВП увеличения налоговой нагрузки. «Бюджет (на 2011 – 2013 годы) пока сформирован исходя из того, что те налоговые инициативы, которые уже есть, являются достаточными для того, чтобы выйти на целевые параметры. Но здесь не учтены многие расходы, которые уже анонсированы и, прежде всего, это оборонные расходы. За счет каких источников это будет сделано – пока непонятно». Дополнительная нагрузка на бюджет рискует появиться и накануне выборов 2011 и 2012 годов: «То, что перед выборами бывают всякие «подарки», которые тоже стоят денег, это совершенно очевидно». «Мы считаем, что расходы и так уже чрезмерны. Если, тем не менее, политические решения будут приняты, мы неизбежно встанем перед вопросом, какие повышать налоги. В этом случае для того, чтобы не сдерживать экономический рост, с нашей точки зрения, разумнее повышать косвенные налоги – НДС, акцизы. По этому пути пошли многие страны. На мой взгляд, это была бы разумная траектория», – сказал Шаталов. По его словам, идея повышения НДС уже обсуждалась во время проектирования бюджета на 2011 – 2013 годы, однако тогда без этого удалось обойтись. «Если не удастся сократить расходы и придется опять увеличивать доходы, то НДС, на мой взгляд, кандидат номер один (на повышение)", – сказал Шаталов. Ставка НДС в России составляет 18 процентов и является вторым источником пополнения казны после нефти и газа, принося порядка 30 процентов доходов в федеральный бюджет. Путин во время общения с народом на прошлой неделе дал понять, что власти не будут серьезно сокращать расходы. РЕЗЕРВЫ Помимо повышения НДС дополнительные доходы можно получить за счет увеличения акцизов на крепкий алкоголь и табак, однако там ресурсы ограничены. «За счет крепкого алкоголя дополнительно можно было бы получать еще порядка 100 миллиардов рублей в год, но это не те суммы, которые могут решить проблему». «По табаку мы очень быстро поднимаем акцизы, примерно 40 процентов в год, этот тренд мы выдерживаем уже в течение примерно последних пяти лет и здесь мы находимся на грани того, что поднимать быстрее уже не очень хорошо», – отметил Шаталов. По его словам, российские граждане не готовы платить 4 – 5 евро за пачку сигарет и власти должны, с одной стороны, думать о социальных последствиях, а с другой, не забывать, что резкое увеличение акцизов на табак грозит появлением контрабанды из соседних стран, где цены на сигареты гораздо ниже. Еще одним источником пополнения казны может стать дальнейшее увеличение ставки НДПИ на газ, однако, по словам Шаталова, и здесь «возможности не безграничны». «Через механизм НДПИ можно было бы получить дополнительно десятки миллиардов рублей, но не сотни», – сказал он. Перспективным направлением мог бы стать налог на недвижимость, однако власти уже много лет не могут придумать правильный механизм его введения. «Сегодня миллионы земельных участков не участвуют в кадастре, не оценены и с них не уплачиваются налоги. В еще большей степени – объекты недвижимости, где тоже налоги не платятся. Если бы были созданы нормальные инструменты, все это можно было бы вовлечь в налогообложение – установить низкие ставки для малообеспеченных слоев населения, и высокие налоги для богатых людей. Это к тому же сняло бы социальное раздражение». Налог на прибыль, так же как и НДФЛ, Минфин трогать не хочет. «Налог на прибыль, я думаю, не надо дергать. Было бы неправильно повышать ставку, снова возвращаться к 24 или 30 процентам. У нас сейчас достаточно либеральный аккуратный налог. Этот налог очень важен для бизнеса, для того, как он будет развиваться в России, какие будут инвестиции», – сказал Шаталов, добавив, что Минфин пока считает преждевременным ставить вопрос о снижении амортизационной премии до 10 процентов, которая во время кризиса была повышена до 30 процентов, чтобы поддержать бизнес. (Редактор Дмитрий Антонов) |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://www.vedomosti.ru/companies/ne...ty_v_konvertah
РИА Новости 07.06.2011, 17:33 Повышение отчислений в социальные фонды с 26 до 34%, по оценкам работодателей, привело к замедлению роста официальных зарплат и удвоению теневых выплат, сообщил во вторник журналистам председатель общероссийского общественного объединения «Деловая Россия» Борис Титов. С 2011 г. страховые взносы для большинства предприятий выросли с 26 до 34%. При этом для малого бизнеса, занимающегося производственной и социально значимой деятельностью, ставка страховых взносов в 2011-2012 гг. предусмотрена на уровне 26%. По словам Титова, когда вводилась эта мера, ожидался рост поступлений в Пенсионный фонд России на 30%, но этого не произошло. «Мы видим, что теневые зарплаты растут. Мы замеряем [показатель] раз в квартал, в марте был рост вдвое по сравнению с декабрем», — сказал Титов. Таким образом, отметил он, данное решение не только не дало положительного эффекта, но и привело к негативным тенденциям, о которых представители «Деловой России» предупреждали власти еще в прошлом году. «Мы настаиваем, чтобы это повышение было отменено», — заявил Титов. Президент Дмитрий Медведев поручил правительству к 1 июня подготовить предложения по снижению страховых взносов с 2012 г., отметив неподъемность введенной с 2011 г. ставки в 34% для многих видов деятельности. 855 |
#7
|
||||
|
||||
![]()
http://sergey-mironov.livejournal.com/2011/05/26/
07:48 Май, 26, 2011 Повышение ставок социальных выплат нам объясняют необходимостью обеспечить финансами социальные обязательства государства. Но это как раз тот случай, который описан красноречивой пословицей о птичке, у которой вязнет то клюв, то хвост. Можно ли решить социальные проблемы, нанося сокрушительный удар по целому сектору экономики, от которого зависит социальное благополучие миллионов граждан? Этот удар будет нечувствителен для крупного, прежде всего сырьевого бизнеса, но может поставить на грань выживания бизнес малый. Не случайно именно такое решение протащила и поддержала партия бюрократии и крупного капитала. Не случайно «Единая Россия» с порога отвергает любые альтернативные варианты пополнения бюджета социальных фондов. Например, предложения нашей партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о введении налога на роскошь и об отказе от так называемой плоской шкалы подоходного налога. Единороссы стойко стоят на страже интересов захмелевшего от сверхдоходов меньшинства. Принципиальное отношение СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ к этой безответственной реформе стало одной из причин последних событий, связанных с моим отзывом из Совета Федерации. Но мы своих взглядов не изменили. Мы по-прежнему на стороне всех честных предпринимателей, которые желают продолжать свое дело, не уходя в тень и не становясь жертвами грабительских налогов. Мы за пересмотр реформы единого социального налога! |
#8
|
||||
|
||||
![]()
http://expert.ru/expert/2014/05/zach...ogovyie-gajki/
Москва, 23 фев, воскресенье совладелец ГК «Финематика» «Эксперт» №5 (884) , 27 янв 2014, 00:00 ![]() Зачем закручивают налоговые гайки Рисунок: Игорь Шапошников Попытки увеличить доходы бюджета и путем повышения налоговых ставок на фонд оплаты труда, и ужесточением ответственности показывают, что в правительстве не очень понимают, как работает реальная экономика Народное хозяйство перестало показывать рост производства. В казне острый недостаток денег. Всеми и всяческими способами начальство пытается повысить налоговые сборы. Борьба с серыми зарплатами — в Госдуме обсуждается пакет мер по ужесточению ответственности как нанимателей, так и работников за зарплаты «в конвертах» — одна из попыток. Как нередко бывает, попытка, весьма противоречивая по отношению к собственным целям. Вспомним: в 2009 году правительство задумало увеличить сборы социального налога, для чего с 2011 года была повышена с 26 до 32% от заработной платы совокупная ставка обложения (при этом налог с 2010 года переименовали в страховые взносы, а на высокие зарплаты ставки были ниже). Итог был предсказуем — и предсказан многими: в 2011 и 2012 годах сборы снизились, вместо того чтобы возрасти. Ставку снизили до 30% — однако помочь это, вопреки необъяснимым ожиданиям начальства, уже не могло. Да и много ли лучше для предприятия 30%, чем 32%, по сравнению с исходными 26%? Между тем в 2013 году значительно понизились темпы экономического роста, наполнение казны стало еще более затруднительным. Решили, как видно, зайти с другой стороны: при сохранении ставки повысить собираемость. Поскольку снижение сборов страховых платежей было осуществлено уходом зарплат в тень, решили именно это слабое место «подкрепить». Разумеется, в уголовной ответственности за неуплату НДФЛ ничего нового нет. Однако действенность нормы закона зависит от того, насколько правоохранители ее «правоприменяют». Рассудим, что могло бы выйти из этого «нового» начинания. Прежде всего, в чем причина настолько сильного нежелания предпринимателей платить больше налогов? Разумеется, жадность исключить никак невозможно — однако для очень значительного числа мелких и средних предприятий дело совсем не в жадности. Они просто не в состоянии платить больше по совершенно не зависящим от них обстоятельствам. Очень многие живут на грани безубыточности, а для тех, кто пока в прибыли, доходность в 5% представляется вполне привлекательной. Соответственно, те самые дополнительные 6% от ФОТа для подобных предприятий были равносильны переходу в разряд убыточных, то есть разорению. Это если мы рассуждаем в предположении, что работали они «вбелую». Однако и до повышения социального налога немало компаний выживало исключительно благодаря недоплате налогов, то есть жизни в тени. С этими — затруднение того же рода, но куда большего масштаба. Выведение зарплат из тени крайне дорогое удовольствие. Оно обошлось бы примерно в треть оборота (продаж) предприятию, у которого высока доля заработной платы в себестоимости: именно такую величину — повторю, примерно треть оборота! — составили бы налоги. (А малые предприятия по преимуществу именно таковы, и особенно это справедливо для предприятий инновационных.) Очевидно, что подобным образом повысить свои налоговые платежи могут исключительно предприятия с прибылью выше трети продаж. Много ли таких? Иными словами, выйти из тени для многих предприятий экономически невозможно, независимо от их желания. Остается либо продолжать ходить под страхом уголовного преследования, либо разоряться/закрываться. И не важно, происходит увеличение ставки налога или улучшение собираемости. Экономически это одно и то же для налогоплательщика: больше налогов к уплате — меньше прибыли / или больше убытков. Соответственно, усиление налогового давления может иметь три макроэкономических следствия. Часть предприятий сможет заплатить больше за счет сокращения прибыли, однако они перейдут в разряд финансово неустойчивых. Другая часть заплатить больше налогов не сможет — и закроется. Третья часть также окажется неплатежеспособной и еще глубже уведет в тень свои денежные потоки. В итоге на круг сбор налогов, вернее всего, сократится, особенно учитывая косвенные явления вроде сокращения покупок потерявшими работу. Расходы бюджета при этом увеличатся по меньшей мере на величину пособий по безработице для них. Бюджетный дефицит возрастет. Зачем правительство закручивает налоговые гайки? Общий ответ понятен: правительство понимает, сколько налогов должно бы поступать в казну при данном уровне производства и ставок, и знает, сколько поступает на самом деле. Разница — поверит ли читатель? — весьма значительная. И это побуждает к действию. Другое дело, что прямолинейные решения оказываются в конечном счете убийственными для многих предприятий и по меньшей мере бесполезными для казны. Почему осуществляются наносящие казне убыток налоговые меры — вопрос иной. Напрашивающийся ответ: принимающие решения лица не понимают, как устроена и действует экономика. Не хотелось бы так думать, однако история с повышением социального налога / платежей иного объяснения не предлагает. На самом деле любой предприниматель, как и любой работник, мечтает отказаться от серых зарплат и иных способов уклонения. Для этого необходимо, однако, чтобы выход из тени для них не стал смертельным номером. Другими словами, уровень налогов следует ощутимо понизить, в соответствии с возможностями «предельного» среднего и малого предприятия. Точно так же, как понизили в 2003 году НДФЛ с верхних 36 до 13% — и получили, вопреки, казалось бы, цифрам, ощутимый прирост налоговых поступлений. Того же следует ожидать и от ощутимого снижения ставок налогов на предприятия. Без понижения ставок давление на собираемость может иметь своим итогом разорение предприятий и сжатие экономики, а вовсе не экономический рост. Одновременно решится и смежная задача: отмывание денег при отказе предприятий от серых схем умрет за ненадобностью. Небольшой опрос знакомых предпринимателей показывает, что для мелкого и среднего бизнеса для выхода из тени необходимо снижение совокупной ставки налогов примерно на 15–20 процентных пунктов из насчитанного Всемирным банком 51% (иными словами, до уровня 35–30%). Можно посчитать и иначе: сейчас ставка обналичивания где-то 5–10%, в зависимости от обстоятельств. Все эти деньги предприниматели готовы отдать в виде налогов. Это разом спасло бы бюджет от дефицита. Понятно, что для правительства пойти на подобный риск очень страшно. Одно дело пописывать статейки с приблизительными прикидками приварка к бюджету от послаблений, другое — нести ответственность за жизнь страны. Однако существуют возможности и почти строгого финансового моделирования, и проведения экономического эксперимента в небольшом размере. Главное, к чему клоню: существующая налоговая система должна быть изменена в корне, не только по уровню ставок, но и по набору налогов (отдельная тема), если правительство желает экономического роста, а не удушения предпринимателей. Возможно ли это силами лиц, данную налоговую систему воздвигших (правда, в условиях быстрого экономического роста на подъеме нефтяных цен), — вопрос философский. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|