![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://slon.ru/economics/polterovich...-1099004.xhtml
![]() Почему экономические реформы в России терпят неудачу? Реформы – это наука, и у нас они неэффективно проводятся, потому что мы часто слепо копируем лучшие образцы с Запада. Мы берем то, к чему пока не готовы, до чего нам нужно еще дорасти, и это не приживается на нашей почве. Это один взгляд на российские реформы, принадлежащий академику Виктору Полтеровичу. Второй взгляд отстаивает руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич: реформы – это не наука, а политика, учет баланса интересов. Реформы не идут так, как нам хотелось бы, потому что большая часть реформ, которые не затрагивают влиятельных интересов, уже проведена. Остальные либо блокируются теми или иными влиятельными группами, либо не проводятся из опасения, что окажутся непопулярными у населения. Поэтому искусство реформ не в том, чтобы выбрать те реформы, которые подходят для наших условий, а в том, чтобы выбрать те, для которых можно создать достаточную базу поддержки среди граждан. Кто именно прав, Полтерович и Гурвич выясняли в четверг, 15 мая на диспуте Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) в МГУ. Разумеется, прийти к общему мнению по такому философскому вопросу невозможно, но никто этого и не ждал. Slon приводит наиболее интересные аргументы сторон и презентации обоих экономистов, а также аудиозапись (65 мегабайт, MP3). Виктор Полтерович начал с перечисления типичных ошибок реформаторов: «Макроэкономические законы универсальны». «Частная собственность (почти) всегда лучше государственной». «Государство в экономике – это «ночной сторож». «Планировать не нужно, рынок все решит сам». «Надо продолжать реформы – независимо от издержек». «Правительство не должно проводить "популистскую" политику». «Шоковая терапия – лучшая из стратегий». «Заимствовать надо лучшее». Хотя, по его словам, экономисты уже в основном поняли, что это мифы, но у них появился новый фетиш – институциональные реформы. Имеется в виду снижение коррупции, административных барьеров, внедрение прозрачности, подотчетности и т. п., что должно в итоге привести к экономическому росту. Полтерович повторил свой любимый тезис о том, что такие реформы хорошо проходят, когда общество созрело для них, но терпят крах, когда к ним принуждают. Например, в странах с неразвитым фондовым рынком и отсутствием культуры накопления введение накопительной пенсионной системы часто заканчивается откатом к перераспределению. То, что институты не приводят автоматически к росту экономики, Полтерович обосновал так: «Мы имеем редкие примеры стран, которые стали демократическими до того, как стали богатыми». Евсей Гурвич в доказательство своей точки зрения предложил посмотреть на место России в рейтингах Всемирного экономического форума (ВЭФ). Высокие места означают то, что реформы в этих сферах проведены успешно. Почему именно в них? «Где интересы (разных групп влияния. – Slon) выражены не так явно и где решения принимаются более-менее централизовано, там мы на высоких местах», – отвечает Гурвич. Например, у России сравнительно высокие (то есть выше сотой строки) места в рейтинге ВЭФ по макроэкономической среде (19- место), эффективности рынка труда (72- место) и распространенности рыночного доминирования, то есть, проще говоря, по борьбе с монополизмом – 93-е место. Госрегулирование, таможня, барьеры для внешней торговли – по этим параметрам у нас 120-е место или ниже. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.kommersant.ru/doc/266621
24.09.1990, 00:00 1 октября ВС РСФСР начинает рассматривать пакет законов по экономической реформе. Таким образом, Россия независимо от решения союзного парламента приступает к переходу на рыночные отношения. С 24 по 28 сентября депутаты России в комитетах и комиссиях рассматривали проекты законодательных актов, регулирующих переход республики к рынку. Параллельно с этим 27 - 28 сентября в Совмине республики прошли рабочие совещания, на которых обсуждались вопросы, связанные с реализацией программы Шаталина - Явлинского. Депутаты ВС РСФСР 1 октября приступают к обсуждению на парламентских заседаниях первых законопроектов, регулирующих переход республики на рыночные отношения. По имеющейся у редакции "Ъ" информации, в комитетах практически завершена работа над законами о собственности, налогах, механизме приватизации, о предприятии и предпринимательской деятельности, а также пакеты законов по аграрным вопросам и финансово-кредитной политике. Вместе с тем, как считают эксперты, передача союзным парламентом части полномочий Президенту вынуждает российских парламентариев серьезно задуматься о защите принимаемых ими решений. Поэтому часть постановлений, в частности, рассматривавшееся 28 сентября постановление о принципах формирования бюджета РСФСР на 1991 год, предложено утвердить в качестве законов. Параллельно с работой парламента начал свою деятельность и Совмин России. Российской Государственной комиссией по экономической реформе подготовлен проект плана практических действий по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям. В нем предусматривается поэтапная реализация положений программы Шаталина - Явлинского применительно к России. В настоящее время проект обсуждается российским кабинетом. Окончательное его утверждение планируется на первые числа октября. Премьер Силаев провел 27 - 28 сентября рабочие совещания своего кабинета. По имеющейся информации, российский премьер потребовал от своих министров разработать конкретные планы деятельности ведомств по переходу к рыночной экономике, исходя из возможности принятия союзными республиками различных программ. Таким образом, как отмечают наблюдатели, решение союзного парламента отложить сроки подготовки "согласительной" программы перехода к рынку никак не отразилось на деятельности депутатов российского Верхсовета. По мнению экспертов, российское руководство, независимо от решения союзного парламента, намерено осуществлять принятую республикой программу. При этом его не пугает даже возможность использования Президентом силы указов. 26 сентября Борис Ельцин в интервью корреспонденту национального телевидения и радио Молдовы, характеризуя проект рыночной реформы союзного правительства, сказал, что формировать рынок "разными указами и постановлениями сверху", на его взгляд, недопустимо. Еще более откровенно высказался в беседе с корреспондентом "Ъ" пожелавший остаться неизвестным российский парламентарий: "Издать указ - это полдела. Нужно, чтобы его еще и выполнили". —- |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://www.kommersant.ru/doc/1654
02.12.1991, 00:00 КоммерсантЪ-Weekly Номер 046 от 02-12-91 Тема недели Лариса Пияшева — в первичной обработке прессы Наиболее популярной фигурой на минувшей неделе оказалась доктор экономических наук Лариса Пияшева, назначенная мэром Москвы Г. Поповым на должность председателя городского комитета по экономической реформе. Внимание прессы привлекла не только программа Пияшевой, но и стиль ее работы. ПРОГРАММА. По мнению А. Федорова ("Советская Россия", 27.11.91), в программе Пияшевой проявилась "железная логика доктора экономических наук", которая никак не вяжется с логикой обыкновенного москвича. "Для нашей удивительной науки и множества правительств вроде бы все едины — спекулянты и коллективы, — и поэтому Л. Пияшева готова способствовать тому, что в Москве к существующим коммерческим магазинам, действующим на спекулятивной основе, прибавится сотня-другая таких же", — пишет А. Федоров. Т. Малкина ("Независимая газета", 23.11.91) считает, что Пияшева ничего в торговле не понимает и "явно взялась не за свое дело". По ее мнению, надежда, что "все сбалансирует рынок", несбыточна: "Это авантюра, чреватая самыми тяжкими последствиями, — рынок будет балансировать трупы". Пияшева и ее муж-экономист Б. Пинскер, хотя и признают, что сами не знают, чем кончится их реформаторская деятельность, смотрят в будущее с оптимизмом. "Как правильно сказал мне Гавриил Харитонович, — заявила Л. Пияшева в интервью 'Литературной газете' (#47), — реформирование экономики — это не момент истины, а процесс". СТИЛЬ. Проведя несколько часов в кабинете доктора Пияшевой, А. Какоткин ("Московские новости", 1991, #48) с удовлетворением отметил ее аскетизм: "Для заместителя генерального директора департамента мэра и председателя комитета по экономической реформе обстановка более чем скромная: три стола, десяток стульев, два телефона. Плакат со зданием СЭВ (ныне мэрии) на стене, букетик роз в бутылке из-под шампанского. Вся 'команда' Пияшевой — пять человек, включая секретаря-машинистку и мужа". Большое впечатление на корреспондента произвела почти детская непосредственность Пияшевой ("В кабинете Пияшевой шквал звонков. Она еще не вошла в роль большого начальника и хватается за трубку сама, хотя рядом сидит помощник") и ее демократизм: она провела корреспондента в закрытую столовую. Там Какоткин поел. ГАЛИНА Ъ-ЛИДИНА |
![]() |
Метки |
о реформах |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|