Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Страницы истории > Мировая история

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 29.01.2016, 18:51
Аватар для Ru-rdf
Ru-rdf Ru-rdf вне форума
Новичок
 
Регистрация: 29.01.2016
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Ru-rdf на пути к лучшему
По умолчанию *4186. Чака - зулу

http://ru-rdf.livejournal.com/53345.html?thread=93537
1787-1828.

Зулусский правитель, самый известный полководец черной Африки XIX столетия.

История оставила нам слишком мало письменных документов о войнах в Черной Африке, поскольку ее народы просто не имели своей письменности Арабы и римляне в своих исторических писаниях давали только отрывочные сведения о военных событиях, происходивших южнее пустыни Сахары, даже о самых крупных завоевательных войнах и правителях и почти ничего о полководцах Только с появлением первых европейцев на побережье этого континента мир стал познавать его историю.

Однако в этом море незнания многовековой военной истории Черной Африки явилось имя великого негритянского полководца завоевателя, которое и по сей день с уважением произносится исследователями Это — Чака, зулусский правитель или, правильнее, царь одного из самых воинственных народов Юга Африки.

Чака был незаконнорожденным сыном зулусского вождя Сензанга-коны от женщины низшей касты по имени Нанди, что в обычных обстоятельствах предопределило бы его дальнейшую жизнь. В детстве он подвергался постоянным гонениям со стороны сверстников из высших каст племени, и в будущем это обстоятельство стало причиной его кровавой жестокости к побежденным и своим подданным Само имя «Чака» переводится как «ублюдок». Собственно говоря, это было не имя, а презрительная кличка, данная этому человеку его ближайшим окружением.

Трудное детство, полное воспоминаний о нанесенных обидах и унижениях, сформировало характер Чаки. Повзрослев, он обнаружил крайнее властолюбие, острый от природы ум и полнейшее пренебрежение к человеческой жизни Единственным человеком, который мог повлиять на Чаку, была его мать Нанди, также презираемая людьми из высших каст зулусского народа.

Честолюбивый Чака, став рядовым воином, мечтал пробиться в вожди В 16 лет физически сильный и бесстрашный юноша вступил в войско Дингисвайо, вождя мтетва, правившего в то время зулусами. Именно у него Чака учился военному искусству и под его командованием проявил личную храбрость во многих сражениях.

То, что рядовой воин Чака являлся сыном славного зулусского вождя Сензангаконы, пусть и незаконнорожденным, давало ему шанс сделать карьеру в войске Дингисвайо. Уже после первых походов на не менее воинственных соседей вождь мтетва обратил внимание на молодого воина, отлично владевшего копьем и щитом и не знавшего страха в рукопашном бою.

После смерти Сензангаконы в 1816 году Дингисвайо поручил Чаке возглавить войско зулусов. Уже одно это свидетельствовало о том, что к своим тридцати годам тот сложился как военачальник и пользовался среди воинов-зулусов большим авторитетом. Его он мог заслужить только в сражениях.

Наделенный такими полномочиями, Чака сразу же приступил к реорганизации зулусского войска, проявив при этом недюжинный талант. Он разделил своих воинов на полки, подобно тому, как это делал высоко чтимый им Дингисвайо. Их командирами назначались только лично преданные Чаке опытные и бесстрашные воины. Одновременно с началом военной реформы Чака начал жестоко мстить всем тем, кто еще совсем недавно дурно обращался с ним и особенно с его любимой матерью.

Коренное перевооружение зулусской армии стало своего рода революцией в военном деле Черной Африки Чака заменил «асегаи» (легкие дротики) — личное оружие воина-зулуса, которое успешно применялось и на охоте, на тяжелые разящие копья — «илкваса» с широким и массивным лезвием и вооружил войско новыми щитами из бычьей кожи, больше и тяжелее прежних Чака лично обучал зулусских воинов наносить удары такими щитами по щиту врага, чтобы, сдвинув его вправо, открыть грудь противника для нанесения смертельного удара «илквасой».

Чака ввел в своей армии строжайшую дисциплину и приверженность к ближнему, рукопашному бою Он учил воинов босиком, без кожаных сандалии, совершать длительные переходы по любой местности, будь это безводная пустынная саванна или тропические леса. Случалось, что они совершали суточные переходы в 50 миль при сильной жаре и по гористой местности с целью напасть на противника врасплох. Воины Чаки были спартанцами в подлинном понимании этого слова. Европейцы не случайно удивлялись закалке зулусских воинов и их бесстрашию в битвах.

Вступавшие в войско Чаки зулусские юноши сперва становились на несколько лет подручными взрослых воинов, нося за ними в походах провиант и запасное оружие, пока не удостаивались права стать воинами. Такая традиция являлась непреложным законом у многих африканских племен, и здесь Чака не был реформатором. Звание воина у зулусов было столь почетным, что мужская половина этого народа Южной Африки мечтала о нем с самого раннего детства.

Чака известен в военной истории тем, что он усовершенствовал тактику ведения боя африканскими воинами. Ранее до него основная масса воинов того или иного племени бросалась на врага, метая в него дротики и копья. Маневренность на поле битвы была крайне малой из-за плохой подготовки и недисциплинированности воинов.

Чака изобрел новое боевое построение для зулусской армии, которое называлось «буйволом» — фланги были его «рогами», центр — «грудью», а «чресло» — резервом. (Резервный отряд обязательно укрывался подальше от места сражения, чтобы неприятель не мог ни видеть его, ни знать о его местонахождении ). Эти составные боевого порядка были своего рода отдельными полками зулусской армии и имели собственных военачальников. Сам полководец руководил начавшимся сражением с возвышения — обычно с близлежащего холма, с помощью самых быстроногих гонцов.

Стратегия военного вождя зулусов была простой и соответствовала духу того времени не только в Черной Африке. Он начал захватнические войны с нападений на самые маленькие из соседних племен. Поскольку это всегда происходило внезапно, а противники всегда уступали зулусам в численности, Чака не знал даже случайных поражений.

Уцелевшим в рукопашной схватке вражеским воинам Чака предлагал выбирать между немедленной смертью или вступлением в его армию. Они должны были не просто вступить в его войско, а стать зулусами. Большинство плененных соглашалось на такое предложение. Они проходили обучение зулусской тактике и только после этого зачислялись в один из полков «буйвола».

В 1818 году Чака начал свои завоевательные походы на Юге Африки, имея под своим командованием всего 350—400 воинов. Но уже всего через год численность его дисциплинированной и прекрасно обученной армии превысила две тысячи человек. Особенностью ее было то, что за исключением редких сражений она регулярно получала пополнение за счет неприятельских воинов.

В конце 1818 года Чака пришел на помощь своему почитаемому им наставнику Дишисвайо во время сражения того с войском Звиде, вождем племени ндванде у холма Гкокли. В кровопролитной битве войско ндванде одержало победу. Дингисвайо, сражавшийся в первых рядах, был убит в рукопашной схватке.

Чака с трудом избежал разгрома, ему с большим трудом удалось отвести свои поредевшие полки с поля брани и отбиться от торжествующих преследователей. Сражение у холма Гкокли интересно тем, что представляет собой один из немногих примеров ведения оборонительного боя Чакой.

Военному вождю зулусов удалось отомстить за гибель наставника Дингисвайо. Через год, увеличив численность своей армии, Чака в двухдневном сражении у Млатузи в мае 1819 года практически полностью уничтожил войско Звиде, попытавшегося отступить. В войне против ндванда Чака применил тактику «выжженной земли»: армия зулусов на вражеской территории не оставляла за собой ничего живого.

После битвы Чака послал большой отряд, чтобы разгромить крааль (селение) ндвандскою вождя. Зулусские воины успешно справились с этой задачей. Правда, самому Звиде и на сей раз удалось ускользнуть. Он бежал на север от своих теперь уже бывших владений и там в 1821 году умер, лишив тем самым Чаку возможности лицезреть поверженного врага

На протяжении десяти лет зулусская армия, численность которой выросла до 40 тысяч человек, победно и без устали шествовала по Южной Африке. Зулусы наносили поражения всем племенам, которые вставали на их пути. Исследователи считают, что за это время воины Чаки истребили около двух миллионов своих врагов.

В результате этих походов численность собственно зулусского народа выросла до 250 тысяч человек. Другую часть его подданных составляли покоренные зулусами племена, которые постепенно ассимилировались с завоевателями.

Так в первой четверти XIX столетия (в 1818—1828 годах) было создано огромное африканское государство, известное в истории как Зулусская империя, территория которого составляла около двух миллионов квадратных миль. Оно тянулось от современного портового города Кейптауна на юге Африканского континента и до современной Республики Танзании на севере.

Установив свое господство над большей частью Южной Африки, Чака по неизвестным истории причинам не стал совершать походы на север и запад Африканского материка. Хотя к тому времени зулусская армия была столь многочисленной и мощной, что новые походы армии Чаки за пределы Зулусской державы вернее всего закончились бы успешно.

В 1824 году Чака великодушно разрешил английским купцам торговать в его владениях. Это была благодарность за то, что сведущий в медицине англичанин Х.Ф. Финк смог вылечить раненного в битве зулусского вождя. Более того, чернокожий правитель даже попытался обменяться посольствами с королем Георгом.

После смерти в октябре 1827 года любимой матери Нанди, которая была единственным человеком, способным пресекать безрассудные действия и жестокость воинственного сына, Чака стал капризным и неуправляемым. По малейшему поводу его воины истребляли целые зулусские деревни. Широкое распространение получили казни людей за «колдовской запах». Чака, равно как и все африканские правители того времени, отличался большим суеверием и чужих колдунов боялся больше, чем врагов в бою

Авторитет вождя в созданной им армии стал падать. Чака перестал водить зулусскую армию в завоевательные походы, и его воины оказались без привычной добычи. Они были недовольны и тем, что полководец все время уводил их дальше и дальше от родных мест и требовал от них целомудрия, запрещая заводить семьи. Все это подрывало авторитет вождя и в самом зулусском народе.

Чака погиб не как храбрый воин в сражении, а в результате заговора своих единокровных (сводных) братьев Динганы и Мланганы (Мхланга-ны). 23 сентября 1828 года они внезапно напали на Чаку, когда он находился в своей хижине совершенно один, и безжалостно убили его. Затем убийцы зарыли тело Чаки в безвестной могиле, никак ее не обозначив, где-то поблизости нынешнего селения Странник в провинции Наталь Южно-Африканской Республики.

После коварного убийства верховного вождя Чаки созданное им Зулусское государство не распалось. Вскоре Дингана убил своего брата-сообщника и стал единолично править зулусами и завоеванными ими племенами. Держава Чаки не распалась прежде всего благодаря силе созданной им военной организации, основанной на беспрекословном повиновении верховному вождю, в должность которого и вступил братоубийца Дингана.

В 1838 году Дингане начал войну против буров, которые, недовольные порядками, вводимыми англичанами в Южной Африке, решили переселиться на берега реки Вааль и земли Наталя и Зулуленда. В феврале этого же года Дингана со своими воинами устроил так называемую Дурбанскую резню, в которой погиб один из предводителей буров Пит Ре-тиф и большинство европейских переселенцев, которые оказались на границах Наталя и Зулуленда. Эти события положили начало войне буров с зулусами.

16 декабря 1838 года состоялась битва на берегах Кровавой реки (на реке Инкона). Буры, возглавляемые Андреасом Преториусом, нанесли сокрушительное поражение зулусской армии, которой командовал Дингане. Решающую роль в этой битве сыграло огнестрельное оружие — ружейные залпы буров выкашивали целые ряды бесстрашно атаковавших зулусских воинов.

В январе 1840 года состоялось решающее сражение при Магандо На сей раз союзником буров стал вождь Мпанда, брат Динганы. С помощью его войска буры наголову разгромили зулусскую армию, и Дингане пришлось бежать в Свазиленд (землю народа свази). Занявший место верховного вождя зулусов Мпанде заключил мир с бурами и «даровал» им Южный Наталь.

Военное искусство Чаки пустило глубокие корни. Еще полвека спустя после его гибели войска зулусов в сражениях использовали боевое построение «буйвол», успешно побеждая своих чернокожих врагов и отражая их частые нашествия на свою территорию. Однако военное наследие самого знаменитого африканского полководца XIX столетия не помогло его воинственному народу противостоять европейцам-завоевателям — англичанам и бурам с их огнестрельным оружием. Зулусы сопротивлялись европейцам долго и крайне упорно, но безрезультатно.
Источник : А. Шишов. "100 великих военачальников".

http://www.100velikih.ru/view417.html

Последний раз редактировалось Chugunka; 05.02.2021 в 05:02.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 21.05.2016, 19:44
Аватар для Википедия
Википедия Википедия вне форума
Местный
 
Регистрация: 01.03.2012
Сообщений: 2,832
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Википедия на пути к лучшему
По умолчанию Чака

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BA%D0%B0
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чака
зулу Shaka kaSenzangakhona


Единственный прижизненный известный рисунок Чаки, стоящего с длинным метательным дротиком и тяжелым щитом в 1824 — за четыре года до смерти
Флаг
Инкоси зулусов
1816 — 22 сентября 1828
Предшественник: Сензангакона
Преемник: Дингане

Рождение: 1787
Мелмот[d], Мтонджанени[d], Утхунгулу, Квазулу-Натал, ЮАР
Смерть: 22 сентября 1828
крааль Ква-Ньякамуби
Отец: Сензангакона
Мать: Нанди

Чака (Шака) каСензангакона (зулу Shaka kaSenzangakhona; 1787 (?) — 22 сентября 1828) — основатель и первый правитель (инкоси) державы зулу — КваЗулу. В период мфекане сумел расширить влияние и территории зулусов, используя мобильное войско импи, вооружённое укороченными ассегаями — иклва.

Содержание

1 Ранние годы
2 Борьба за господство
3 Система управления
4 Смерть Чаки
5 Влияние на культуру
6 См. также
7 Примечания
8 Литература

Ранние годы

Рождение Чаки совпало с масштабными изменениями в жизни африканского населения Южной Африки. В XVIII веке постепенно усиливается давление на африканцев со стороны Капской колонии Голландской Ост-Индской компании. В 1795 году мыс Доброй Надежды перешёл под контроль англичан, а к северо-востоку от Натала, в заливе Делагоа, в это же время обосновались португальцы. Под влиянием внешней угрозы и роста конкуренции между африканцами за контроль над пастбищами и путями торгового обмена с европейцами на территории южноафриканского побережья, между реками Тугела и Понгола, в конце XVIII — начале XIX веков происходит формирование нескольких крупных вождеств, соперничавших между собой за доминирование в регионе. Крупнейшими из них были мтетва, во главе с Дингисвайо, и ндвандве, предводителем которых был Звиде.

Чака был сыном инкоси зулу Сензангакона, но, поскольку он был незаконнорожденным, ему пришлось с ранних лет испытать много унижений и лишений, наложивших отпечаток на всю его последующую жизнь и характер. Когда Чаке было шесть лет, Сензангакона изгнал его вместе с матерью. Вина Чаки была в том, что по его недосмотру собака загрызла овцу. До наступления совершеннолетия ему ещё несколько раз приходилось вместе с матерью менять место жительства, пока они не нашли пристанище в землях мтетва.

Достигнув 21 года, Чака вместе с другими своими сверстниками вошёл в состав военного подразделения — ибуто, получившего имя «Изи-ц’ве» («Люди из кустарника»). Благодаря своему мужеству, смекалке и сноровке, Чака достаточно быстро выдвинулся и был назначен Дингисвайо командиром Изи-ц’ве, а в последующем возглавил и все вооруженные силы мтетва. Согласно устным преданиям, в это время Чака ввел в военную практику зулу новшества, кардинально изменившие их представления о ведении войны. Чака заменил традиционный способ ведения войны — бросание копий издалека — на ближний бой укороченным и более тяжёлым ассегаем (особая форма копья у зулу). Он запретил воинам носить сандалии, что резко ускорило их передвижение, ввел строжайшую дисциплину и новую тактику охвата и окружения противника (строй «головы» и «груди» с вытянутыми «рогами»).

Нововведения Чаки привели к выработке тактики тотальной войны, когда боевые действия велись до полного подчинения или уничтожения противника. Устная традиция зулу приписывает Чаке слова, которые ярко характеризуют его отношение к боевым действиям: «Врагу надо наносить такие удары, от которых он уже не сможет оправиться. Либо он перестанет существовать как самостоятельное племя, либо снова попытается схватить нас за горло»[1].

Борьба за господство

В 1816 году Чака, опираясь на поддержку Дингисвайо, сменил своего отца Сензангакона в качестве инкоси зулу. Подвластные ему территории не превышали 200 км², но с этого момента начинается восхождение Чаки к вершине власти.

Главным мероприятием Чаки стало проведение военной реформы. Им были мобилизованы на военную службу все мужчины, способные носить оружие в возрасте от 20 до 40 лет. Из них он сформировал несколько военных подразделений — амабуто (мн. ч. от ибуто), которые составили ядро будущей армии зулу. В основу своей военной организации Чака положил принципы, которые он выработал, находясь на службе у Дингисвайо. Любое нарушение дисциплины или невыполнение приказа влекло за собой смерть. Чака также установил жесткие ограничения на общение между противоположными полами. Все молодые девушки объединялись в женские амабуто, которые выполняли главным образом хозяйственные функции. Внебрачные связи между представителями мужских и женских «полков», если на то не было особого распоряжения Чаки, карались смертью. Разрешение же на вступление в брак получали лишь особо отличившиеся в боях воины и ветераны, увольнявшиеся с военной службы.

Вооружение армии зулу состояло из щитов высотой чуть меньше роста человека, изготовленных из выдубленной и высушенной бычьей кожи, натянутой на деревянный каркас, а также тяжелого укороченного ассегая для ближнего боя. При амабуто были образованы отряды носильщиков, состоявшие из молодых юношей, в чьи обязанности входило нести продовольственные припасы и минимально необходимый набор бытовых принадлежностей. В мирное время армия зулу подвергалась постоянным военным тренировкам и упражнениям, что вскоре превратило её в самую мощную среди африканцев военную силу Южной Африки.

Зулусские воины (фотография конца XIX века).

После смерти Дингисвайо в 1817 (по другим данным — в 1818) году Чака вынужден был в одиночку вести борьбу со Звиде. Война с ндвандве отличалась чрезвычайным кровопролитием и напряжением сил. Зулусы одержали победу над превосходящим по численности противником только благодаря своей блестящей военной выучке и выдающемуся полководческому таланту Чаки. В ходе войны с ндвандве ему удалось силой или убеждением склонить соседние вождества к союзу против Звиде. Так, благодаря военным успехам и политическим усилиям Чаке удалось подчинить своей власти могущественное вождество Г'вабе.

После разгрома Звиде в 1819 году под властью Чаки оказались обширные территории в междуречье рек Тугела и Понгола площадью около 20 тыс. км². Родовые объединения и племена, до этого сохранявшие свою самостоятельность и имевшие собственных правителей, были им разгромлены и рассеяны по пространствам Южной Африки или же были вынуждены признать власть Чаки и войти в состав его державы в качестве вассальных владений.

Система управления

Правители, добровольно признававшие власть Чаки, сохраняли свои владения, но при этом должны были отправить к нему на службу всех взрослых молодых мужчин. Это снижало возможность восстаний, так как «новобранцы» приносили присягу верности непосредственно самому Чаке.

Главным инструментом поддержания контроля над завоеванными территориями стало строительство военных краалей (иканда), в которых квартировались «полки» зулусов. Иканда находились под управлением ближайших родственниц Чаки — его сестёр и тёток. Непосредственный контроль и командование над военными подразделениями осуществляли индуны — ближайшие советники и сподвижники Чаки, лидеры союзных родов и племён. На них также были возложены функции апелляционного суда, они осуществляли на вверенной им территории сбор штрафов и подношений в пользу верховного правителя зулусов. Из них также формировался совет, на обсуждение которого выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики: объявление войны и мира, разрешение особо запутанных судебных споров и т. д.

Чака ввел свою монополию не только на политическую власть и командование вооружёнными силами, но и на религиозные обряды и культы, жёстко ограничив влияние колдунов − изангома.

Опираясь прежде всего на лично преданные ему войска, Чака лишил изангома права самим решать, кто является носителем или орудием злых сил. Все смертные приговоры после изобличения колдунов — носителей чёрной магии впредь должны были утверждаться самим Чакой или назначенным им лицом. С этого момента изангома стали послушным орудием в руках Чаки против его скрытых противников. Сами же зулусы верили, что их правитель являлся носителем сверхъестественных сил, от которых зависит благополучие всех его подданных. Чака старательно поддерживал в них эту веру, хотя сам достаточно скептически относился к суевериям простого народа. В отличие от других инкоси, он уклонялся от выполнения такой обязанности, как вызывание дождя. Для этого он предпочитал воспользоваться услугами второстепенного знахаря, которым не жалко будет пожертвовать в случае неудачи.

Так постепенно власть Чаки приняла поистине неограниченный характер, его слово являлось решающим в политических, военных, судебных и религиозных делах. Весь его внешний облик и церемониал должны были подчеркивать величие правителя зулусов.

Сбор и исполнение ритуального танца зулусским войском в резиденции Чаки, по свидетельствам европейцев (около 1827 года).

Смерть Чаки

Последние годы жизни Чаки стали для него временем жестоких утрат. Уходили из жизни самые близкие ему люди. В 1826 году погиб его верный соратник и близкий друг Мгобози. Через год Чаку постигла ещё большая утрата — умерла его мать Нанди. Эту потерю он переживал особенно тяжело. Зулу не верили в естественную смерть человека. Её причиной могло стать только колдовство, действия вредоносных сил. Поэтому месть и поиск виновных стали смыслом жизни Чаки. Каждый человек, кто был заподозрен в неискренности своих чувств во время оплакивания Нанди, подлежал немедленной смерти. После завершения траурной церемонии Чака установил по всей стране траур, который должен был продолжаться целый год. Его подозрительность усилилась, смертная казнь вводилась даже за самые незначительные проступки.

Однако деспотический способ правления Чаки служил причиной скрытого недовольства. Заговор против Чаки созревал долго. Исполинская фигура правителя внушала окружающим людям большой страх. Главными участниками заговора стали единокровный брат Чаки Дингане (Дингаан) и Мбопа — индуна королевского крааля. Осуществить их замысел было не так уж сложно — Чака с пренебрежением относился к своей безопасности. Фактически у него даже не было личной охраны. 22 сентября 1828 года Чака был убит в своем собственном краале всего тремя заговорщиками, которые застали его врасплох. Правителем зулу был провозглашён Дингане. Он частично ослабил контроль над жизнью общинников зулу. Амабуто стали собираться лишь на полгода, и молодые воины могли раньше получить разрешение обзавестись семьёй и основать своё собственное домохозяйство.

Влияние на культуру

Чака — правитель цивилизации зулусов в серии компьютерных игр Civilization (серия).
Чака сражался с Вильямом Уоллесом в шоу «Смертоносный воин».
Чака сражался в 4 сезоне музыкального веб-сериала "Epic Rap Battles of History"
Чака является одним из героев приключенческих романов Генри Райдера Хаггарда.

См. также

Зулусское войско
Мфекане

Примечания

↑ Риттер Э. А. Зулус Чака. — М., 1989. — С. 69.

Литература

Риттер Э. А. Зулус Чака. — М., 1989.
Gluckman, M. The Individual in a Social Framework: the Rise of King Shaka of Zululand // Journal of African Studies. 1974. — Vol.1. № 2. — P. 113—144.
Gybson J. Y. The Story of the Zulus. — L., 1911.
The Mfecane Aftermath: Reconstructive Debates on South African History. — Johannesburg, 1995.
Morris, Donald R. The Washing of the Spears: A History of the Rise of the Zulu Nation Under Shaka and its Fall in the Zulu War of 1879. — L., 1966.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 27.11.2016, 20:25
Аватар для Э. А. Риттер
Э. А. Риттер Э. А. Риттер вне форума
Новичок
 
Регистрация: 27.11.2016
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Э. А. Риттер на пути к лучшему
По умолчанию Зулус Чака

http://militera.lib.ru/bio/ritter_ea_shaka/01.html

Цитата:
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Риттер Э. Зулус Чака. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.
Оригинал: Ritter E. A. Shaka Zulu. — London — New York — Toronto, 1955.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/bio/ritter_ea_shaka/index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/bio/0/one/ritter_ea_shaka.rar
Иллюстрации: http://militera.lib.ru/bio/ritter_ea_shaka/ill.html
OCR: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
Правка: sdh (glh2003@rambler.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

Отсуствуют страницы 369–370.


Глава 1.

Зулусы и их страна в конце восемнадцатого века


Прежде чем приступить к повествованию о драматической жизни Чаки, необходимо рассказать о том, какими были зулусы и их страна во времена его отца Сензангаконы. Смертью этого вождя в 1816 году закончился один и начался другой период в политической истории восточных нгуни{21}.

Переход этот совершался болезненно. Первобытная система бесчисленных кланов и независимых племен была разрушена ценой крови и слез. На развалинах ее была создана нация, управляемая деспотом. Однако, несмотря на столь радикальные политические перемены, обычаи народа почти не изменились. [25]

Несколько слов о географии. Страна зулусов круто поднимается из Индийского океана, причем местность повышается ступенчато. Сначала идут прибрежные равнины, покрытые кустарником, их сменяет незначительная лесистая возвышенность, далее следует холмистая местность, опоясанная густыми лесами, а еще выше тянутся бескрайние степи, пересеченные потоками, которые мчатся по долинам, заросшим кустарником.

Во времена Чаки каждый мог свободно пользоваться землей: пасти скот, охотиться, обрабатывать почву. Ни дорог, ни мостов, ни средств передвижения тогда не было. Повсюду на холмах виднелись за оградами селения, которые состояли из расположенных по кругу хижин, напоминающих ульи. В середине круга, образованного хижинами, находился загон для скота. В каждом селении жила одна патриархальная полигамная семья, в каждой хижине — одна из жен главы семьи со своими детьми.

Такой поселок, обычно именуемый краалем, был основой древнего зулусского государства, ядром всей клановой системы. Клан объединял отпочковавшиеся семьи, происходившие от общего предка, прямой потомок которого был царствующим вождем. Каждый новый крааль становился независимой и все же подчиненной единицей. Благодаря экзогамии{22} он являлся потенциальным «подкланом». В каждом краале были хижины, состоявшие из одного помещения. В одних жили матери со своими детьми, в других — сыновья, достигшие брачного возраста или уже женатые; они основывали новые семьи, продолжая занимать отведенное им место в кругу. Все они подчинялись одному правителю — отцу и в то же время царьку, — пользовавшемуся неограниченной властью. То был благожелательный деспотизм, основанный на дисциплине, взаимной защите и заботе. Отец ревниво охранял свою верховную власть, но в делах управления краалем должен был советоваться со старшими сыновьями — это было их право.

В кланах существовала такая же структура и система управления с той разницей, что в основе ее были самостоятельные краали высшего или низшего класса{23}, которые выросли из отдельных хижин старшей и младшей ветви. Поскольку клан был не более как разросшимся краалем или семьей, глава крааля становился главой клана или вождем.

Несколько краалей, принадлежавших к одному клану [26] и расположенных по соседству (например, в долине одной реки), для удобства управления объединялись в общину, подчиненную старейшине — умнамзана. Старейшина нес обязанности местного судьи и члена парламента. Он имел право решать мелкие споры и в то же время был глазами и ушами своих подопечных в нижней палате (или палате общин) парламента клана. Общины во главе со старейшинами в свою очередь объединялись в нечто вроде округа. Эта административная единица подчинялась высокопоставленному должностному лицу — окружному старейшине — индуне, который выполнял функции судьи по более важным делам и кассационной инстанции. Он же представлял население округа в национальном парламенте (или палате лордов). Над всеми местными и окружными судами стоял верховный суд, состоявший из вождя и назначенных им лиц. Эта высшая судебная инстанция, в которую мог обращаться с апелляцией любой житель страны, одновременно являлась кабинетом министров и королевским советом. Три органа управления и правосудия имели в своем подчинении должностное лицо низшего ранга, соответствовавшее нашему полицейскому. В его обязанности входили вызов в суд и арест преступников. Если же обвиняемый проявлял пренебрежение к верховному суду, последний прибегал к помощи отряда воинов, находящегося в его распоряжении. Судебные заседания созывались по мере надобности.

Один раз в год — примерно в то время, когда у нас празднуется рождество, — в крупнейшем поселке или столице клана заседала королевская ассамблея или национальный парламент — умкоси. На ассамблее король провозглашал новые законы и выступал с тронными речами. Присутствие всего мужского населения страны было обязательным. Молодые люди являлись в полной парадной форме, радуя глаз присутствующих. На ассамблее старейшины получали приказания, приносили жалобы, ходатайствовали о льготах. Они спрашивали у вождя совета и в свою очередь давали советы ему, обсуждали с ним административные вопросы.

Когда Чака вступил на престол — это было на следующий год после битвы при Ватерлоо{24}, — в местности, которую сейчас называют Зулулендом (включая округ Врейхейд), имелось свыше пятидесяти независимых кланов (некоторые с подчиненными им «подкланами»). Члены их говорили на одном языке, соблюдали одни [27] и те же обычаи. Каждый клан происходил от одного предка, а все они — от древнего прародителя.

Сто или даже тысячу лет назад зулусы жили почти так же, как живут сейчас. Каждый зулусский крааль замыкается в себе и сам удовлетворяет свои нужды. По традиции, имеющей силу закона, вся работа четко, хотя далеко не поровну, распределяется между мужчинами и женщинами. В обязанность мужчин входит сооружение и ремонт краалей, женщина же должна заботиться о пропитании семьи. Мужчины работают как ремесленники и пастухи, женщины — как домашние хозяйки и земледельцы. Было ли земледелие изобретено женщинами? Жизнь первобытных народов дает много оснований для того, чтобы ответить на этот вопрос утвердительно. На долю зулусского мужчины падает строительство и ремонт хижины и различных оград, окружающих загон для скота и крааль в целом. Он вырубает кустарник и срезает высокую траву на участках, которые предстоит обрабатывать женщинам, доит коров, ухаживает за скотом. Важно отметить, что эти обязанности выполняются всеми — от главы крааля и даже самого вождя до маленького мальчика. Все, кто достиг шестилетнего возраста, должны работать: мальчики — под руководством отца (или опекуна), девочки — под руководством матери.

Выполнив свои обязанности по отношению к семье, каждый мужчина ежедневно занимается каким-нибудь второстепенным делом для себя самого: не торопясь чинит кожаный передник или изготовляет новый, стругает и полирует палку, точит топорик или ассегай, поправляет свою прическу или полирует головное кольцо, трудится над новой табакеркой или украшением, разыскивает в лесу и рубит дерево, которое послужит столбом для ограды, собирает в вельде{25} лекарственные растения. Многие мужчины имеют какую-нибудь профессию, знают ремесло или занимают определенную должность. Кто лечит больных, кто предсказывает судьбу, кто занимается обработкой металла или дерева... Одни плетут корзины, кастрируют скот, обрабатывают кожи, другие изготовляют головные кольца или щиты, третьи служат посланцами старейшины. Когда же нет более срочного дела, мужчины охотятся, ходят в гости или по делам в соседний крааль, принимают участие в свадебном танце, пьют с друзьями пиво; некоторые отправляются на поиски подходящей девушки, следуя при этом обычаям экзогамного [28] рода, или же навещают подружку, любовь которой уже завоевана. Все это разнообразит быт, делает жизнь менее пресной.

Мальчики примерно до шестнадцати лет уходят после восхода солнца пасти скот и возвращаются домой первый раз около полудня, когда доят коров, и второй раз вечером, к заходу солнца. Весь день они проводят в вольной степи под живительными лучами солнца. Зимой, когда нередко стоит очень холодная погода, младшим детям разрешается оставаться дома, но старшим приходится выполнять свой долг по-мужски. Такая здоровая жизнь может иметь лишь один результат: слабые отсеиваются, сильные и крепкие выживают.

Женщины и девочки сразу же после восхода солнца — а летом в иные месяцы светает около четырех часов утра — весело закидывают на плечо мотыгу и отправляются на огороды. Точно так же, как каждой жене отводится отдельная хижина, а нередко и молочная корова, ей выделяется отдельный огород, который она обрабатывает вместе с дочерьми, чтобы обеспечить семью продуктами питания. Пока матери и старшие сестры находятся в поле, младшие девочки тоже выполняют свои обязанности: присматривают за младенцами и кормят их, подметают хижины и дворы, приносят в калебасах{26} воду из ближайшего родника или речки. Одна из старших девочек в это время растирает пареную кукурузу пли готовит другие блюда для обеда. Зулусы обычно едят два раза в день, но плотно, а когда продовольствия мало — один раз. Первый раз едят около одиннадцати часов утра, когда женщины приходят с полей и мальчики пригоняют коров из вельда, второй раз — вечером перед сном.

Хижина, где спит и отдыхает семья, — куполообразное строение из плотно связанных между собой жердей, покрытых толстым слоем сухой длинной травы. Вся эта конструкция опирается на пол диаметром двенадцать футов{27} и более. Его делают из твердой сухой земли и тщательно полируют. Посреди хижины устроено овальное углубление — очаг. За обедом каждый занимает место, отведенное ему в соответствии с полом и старшинством: мужчины садятся по правую руку от очага (если смотреть со стороны входа), причем старшие усаживаются ближе к полукруглой двери, женщины и дети располагаются слева. Каждый достает свернутую тростниковую циновку и садится на нее, кладя ноги так, как [29] полагается представителям его пола. Сидеть непосредственно на полу хижины считается неприличным. Одна из дочек ставит две чашки с едой — отдельно для мужчин и женщин — с вареным кукурузным зерном, початками кукурузы, кислым молоком, вареным сладким картофелем, кашей из тыквы или перебродившего сорго или с иным из добрых сорока кушаний, известных зулусам. Одновременно подается нужное число чистых деревянных ложек. Их кладут на пол, опирая головками о края чашки. Старшие строго следят за тем, чтобы дети не ели поспешно или жадно. Перед едой все моют руки в специальной глиняной лохани, а после еды — полощут рот водой.

Закончив наиболее трудоемкие работы еще до еды, молодые мужчины после обеда натирают свои тела, обмытые при купании, помадой из душистых трав, надевают парадный костюм из бус и перьев и отправляются ухаживать за девушками. Женщины же в часы послеполуденного зноя делают легкую домашнюю работу, плетут циновки, нанизывают бусы. Позднее они опять идут с мотыгой на плече в поле или в лес за топливом.

В стародавние времена зулусская семья могла послужить образцом дисциплины и хороших манер для многих так называемых цивилизованных семей. В чрезвычайно примитивной обстановке процветали самые высокие добродетели. Старшие подавали детям благородный и поучительный пример.

Основным законом являлось неукоснительное подчинение родительской воле. Все должны были беспрекословно повиноваться высшей власти — жены, сыновья (даже если последние были уже людьми среднего возраста и имели собственные семьи), дочери... Любой случай непослушания немедленно влек за собой безжалостную кару. Систематическое же ослушание приводило к позорному изгнанию, а открытый бунт иной раз наказывался даже смертью. Следуя по стопам отца, каждый житель крааля в свою очередь требовал от младших такого же повиновения, какого добивались от него старшие. Постепенно приучаясь к подчинению, ребенок начинал испытывать нечто большее, чем уважение — своего рода священный трепет — укве-саба, как называют его зулусы, — перед вышестоящими. Чувство это разделяли все: маленькие мальчики трепетали перед юношами, те — перед взрослыми мужчинами и все вместе — перед родителями. [30]

Но и после того как ребенок приходил в состояние полного смирения, его характер продолжал формироваться под влиянием различных воздействий. Силою поучения и примера ребенка убеждали или принуждали всегда вести себя должным образом: проявлять сочувствие и великодушие к товарищам, не обижать младших, щедро делиться тем, что у него есть, решительно со всеми, исполнять свои повседневные обязанности — пасти коров, нянчить младенцев, носить дрова и воду, — быть чистым и опрятным и гордиться этим. Мальчиков учили общаться с мужским населением крааля, чтобы они вырастали настоящими мужчинами, девочек — с матерями, чтобы они становились настоящими женщинами. Существовали правила этикета почти на все случаи жизни зулуса; они предусматривали, как вести себя в присутствии старших и за едой; внушали уважение к жилищам и собственности других. Таким образом, благодаря эффективной системе воспитания у зулусов систематически вырабатывалась склонность к вежливости и аккуратности, бескорыстию и самоуважению, трудолюбию, пристойности в половой жизни.

У зулусских матерей, занятых тяжелой работой, почти не оставалось времени для игр с детьми. С четырехлетнего возраста, а то и раньше, мальчики и девочки, особенно девочки, были в значительной степени предоставлены самим себе. Они бродили по краалю или поблизости от него, и никто ими не занимался. Старшие мальчики, разумеется, уходили со скотом и проводили целые дни на холмах, охотясь или собирая съедобные корни и ягоды, которые служили дополнением к их рациону. Однако, охраняя стада крупного рогатого скота и коз, маленькие пастухи всегда должны были быть начеку: сто лет назад хищные звери встречались еще достаточно часто, и это увеличивало долю ответственности каждого мальчика (в зависимости от его возраста) . К достоинствам, воспитанным семьей, таким, как уважение к старшим, послушание, великодушие, соблюдение приличий, добавлялись чисто мужские добродетели: любовь к свободе, чувство долга и ответственности, доверие к товарищу, уверенность в своих силах, самообладание, умение постоять за себя.

Понемногу приходило и понимание природы, накапливались наблюдения, приобретались знания. Маленькие девочки, нянча младенцев, узнавали многое о строении человеческого тела и уходе за детьми, а работая [31] дома и в поло рядом с матерями, овладевали в нужных пределах наукой и искусством домоводства. Мальчики знакомились в вельде с привычками насекомых, особенностями горных пород и через короткое время уже разбирались в значении ветров, туч и туманов. Они запоминали названия трав и деревьев и целебные свойства многих из них, могли описать особенности различных деревьев и форму их листьев, рассказать об анатомическом строении насекомых, птиц и зверей, населявших мир вокруг них. Так, из века в век действовала замечательная система формирования характера и передачи знаний, благодаря которой постепенно создавался народ с горделивой осанкой, благородным сердцем, утонченными манерами и глубоким знанием природы. Увы, наступление европейской цивилизации быстро развратило его, уничтожив эти качества.

Через два или три года после достижения половой зрелости, которая наступает у зулусов между четырнадцатью с половиной и девятнадцатью годами, мальчик поднимался еще на одну ступеньку по лестнице знаний, переходил, так сказать, из подготовительной школы в высшую. Вместе с другими юношами своего возраста он отправлялся в один из многочисленных военных краалей клеза (что означает: «пить молоко прямо из вымени коровы»). Здесь он пас уже не отцовские, а королевские стада. Этот обычай распространялся на всех мальчиков, ибо считалось, что он способствует нормальному физическому развитию. По-видимому, мальчикам и в самом деле шло на пользу то, что именно в этом возрасте они пили много молока.

Итак, два или три года мальчик жил в военном краале, пил молоко, пас скот и проводил время исключительно в мужском обществе, среди молодых воинов своего клана. На этом курс обучения заканчивался. Как только король приходил к выводу, что в краалях набралось достаточно юношей, из них формировали совершенно новый полк — и-буто. Для него сооружали новый крааль-казарму и придумывали новую форму одежды (обычно какое-нибудь украшение из меха, хвостов или перьев).

В зулусском военном краале жили и вели себя так, как во всех казармах всех времен и народов. Жизнерадостность, дружелюбие и esprit de corps{28}, присущие натуре африканца, проявлялись здесь с особенной силой. Хотя служба была легкой и не очень обременяла [32] воинов, обычно в военных краалях господствовала строгая дисциплина. Правда, юноши соблюдали ее сугубо добровольно: пи военных уставов, ни какого-либо надзора за ними не было. Поведение молодого воина всецело диктовалось его чувством чести. Однако воины, как правило, оправдывали доверие к ним.

В их обязанности входило только исполнение приказов короля. При этом они выступали в качество войска, полиции и трудовой армии государства: вели бои за свой клан, совершали набеги, когда истощалась казна (казною являлись, разумеется, королевские стада), умерщвляли осужденных или даже лишь заподозренных в преступлении и именем короля конфисковывали их имущество, строили и ремонтировали королевские краали, обрабатывали поля своего властелина и изготовляли боевые щиты. За все это они не получали ни натурального, ни денежного довольствия, не слышали даже слов благодарности. Они знали, в чем состоят обязанности мужчины по отношению к государству, и исполняли свой долг без колебаний и жалоб. Если не считать того, что примерно раз в педелю закалывали несколько королевских быков, государство не проявляло никакой заботы о нуждах войска. От пятисот до двух тысяч воинов, втиснутых в одну казарму-крааль, должны были сами заботиться о себе как могли и умели. Они делились друг с другом «посылками», изредка приносимыми из дому, или же пользовались удивительным гостеприимством семей, живших по соседству, — гостеприимство — это одна из замечательных черт зулусов.

Такими вот способами каждый член клана нгуии — будь то мальчик или девочка, юноша или девушка — приучался к повиновению сначала отцу, а потом королю. Он становился не только 'послушным, по и дисциплинированным вплоть до самопожертвования. Каждый мужчина был готов доказать это на поле боя.

Военное искусство, которое благодаря полководческому гению Чаки достигло замечательного развития, долгое время оставалось на первобытном уровне. В редких случаях, когда недоразумения между кланами нельзя было устранить мирным путем, зулусы прибегали к оружию. В назначенный заранее день оба клана выходили на поле боя en masse{29}, чтобы насладиться волнующим зрелищем. От двадцати до сорока молодых воинов — до объединения кланы были, как правило, немногочисленны — со щитами и ассегаями гордо и радостно [33] шли на врага. Женщины и девушки оставались позади и подбадривали их криками. Выстроившись на известной дистанции от противника, каждая сторона высылала вперед храбрецов, которые вступали в поединок. Если такой удалец падал раненым, он становился добычей победителей. Те уносили его к себе и, словно какую-нибудь полонянку, возвращали, нередко еще до захода солнца, за выкуп в виде одной головы скота. Иногда кланы, заняв боевые позиции, осыпали друг друга оскорблениями, провоцируя противника на нападение. При этом они выкрикивали не вызов филистимлян «Сегодня мы посрамим полки израильские»{30}, а куда более грубые слова: «Пес только скалит зубы, да рычит, а кусать боится» или «Собака только скалит зубы, как этот вот, что стоит там, да, именно там». Затем начинали метать копья, причем каждый воин бросал обратно те, что были пущены его противником. Наконец побежденные обращались в бегство, а победители кидались ловить мужчин, женщин, а также скот врага. Людей впоследствии возвращали за выкуп, скот же оставался у победившей стороны.
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 06.05.2018, 08:16
Аватар для Новомосковск
Новомосковск Новомосковск вне форума
Местный
 
Регистрация: 17.02.2017
Сообщений: 1,067
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 9
Новомосковск на пути к лучшему
По умолчанию 22 сентября. День в истории


22 сентября 1828 года своими братьями убит создатель и глава империи зулусов Чака.

У зулуского вождя Сензангакхоны было несколько незаконных сыновей от сестры. Одного из них звали Чака. В 1816 году после смерти Сензангакхоны Чака убил сводного брата, считавшегося законным наследником, и стал вождем зулусов. Из молодых африканцев он сформировал регулярную армию, в которой жестокостью поддерживал строжайшую дисциплину. За малейшую провинность карал воинов смертью.

Белые колонисты писали, что Чака буквально опустошил южную Африку, перебив в своих карательных походах около 2 миллионов человек. Даже в среде зулусов вождь ежедневно казнил по нескольку человек. У Чаки был громадный гарем, около 1200 женщин, но он не оставил после себя потомства, поскольку убивал всех своих беременных наложниц. В 1827 году умерла мать, а затем и самая любимая из его жён Нанди, после этого Чаки стал совсем неуправляем. Вождь принёс в жертву 7 000 зулусов, которых он собрал вокруг жертвенника, окружил войсками и перебил всех до единого. Также он распорядился, чтобы не собирали урожай и любую беременную женщину казнили вместе с мужем. Чака лично ездил по своим землям и расправлялся с теми, кто осмелился не подчиниться столь дикому указу.

В конце концов, пресыщённые безумствами вождя зулусы образовали заговор, к которому присоединились два брата Чаки - Дингана и Мланга. В сентябре 1828 года заговорщики ворвались в покои вождя и после короткого сопротивления закололи Чаку, а его труп выбросили в пустыню на съеденье стервятникам.
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 12:38. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS