![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.mk.ru/blogs/posts/eshhyo-...esu-na-20.html
Речь то о тех, кто гребёт 500 тыщ рублей и боле в год! Это ж... да что они там о себе думают?!? Это ж почти зарплата депутата за цельный месяц! А рази сравнишь какого, да самого-самого, предпринимателя с работой любого завалящего депутата? Риск ожирения, а это прощай сердце вскорости! Геморой у 7 из 10, а трое спасаются токо потому, что и не ходят совсем на Охотный ряд. А нервы? Вякнул не то, или кнопку не ту нажал и, будь любезен, к себе на Камчатку или в Нижний Тагил, а то хошь и в рудники, из которых 20 лет назад вышел... А предприниматель он чего? Многие на свежем воздухе цельный день, со скотинкой там, али в земельке ковыряются, растят зелень всякую полезную. А значит и сам перехватить витаминку, другую может. Да даже торговлей которые живут, там крутись, не зевай, чуть присел и выгоду то упустил свою... А значит геморрой не грозит! В общем, по уму ежели, да справедливости, то с них надо бы по достижении 100 тыщ в год драть по полной... А депутатам накинуть малость... |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.ng.ru/economics/2016-03-21/1_rosstat.html
21.03.2016 00:01:00 Отечественный нефтяной пузырь, похоже, сдулся окончательно Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты" ![]() Источник: Росстат 2016-й – четвертый год инвестиционного спада в России, начавшегося еще до санкций и нефтяного обвала. Экономисты говорят о второй по счету после 90-х годов инвестиционной паузе в стране. Инвесторы потеряли веру в российский нефтяной пузырь и больше не ждут от наших проектов сверхприбылей. А власти так и не смогли предложить иные – несырьевые – модели развития, которые обеспечили бы стране такой же бурный рост, как когда-то нефть. У российской экономики хронический инвестиционный голод, и с определенными оговорками сейчас повторяется ситуация 90-х годов. На это в конце минувшей недели обратили внимание экономисты из Института им. Е.Т. Гайдара, Академии народного хозяйства и госслужбы, Академии внешней торговли в своем оперативном мониторинге экономической ситуации в РФ. Экономисты указывают на инвестиционную паузу, которая началась в стране еще в 2013 году и продолжается до сих пор. «За последние 17 лет инвестиционная пауза 2013–2015 годов является первым продолжительным периодом отсутствия реального роста инвестиций в основной капитал», – сообщают они. Если же брать последние 25 лет, то сейчас мы имеем дело со второй по счету инвестиционной паузой. Первая случилась в 90-х, и продолжалась она тогда около восьми лет. После 2000-го инвестиции в России почти ежегодно росли, причем, как правило, быстрее, чем ВВП и промышленное производство. Так продолжалось вплоть до кризисного 2009 года, когда инвестиции сократились сразу на 15,7%. В 2010-м как будто началось посткризисное инвестиционное оживление, но оно было недолгим. По итогам 2013-го Росстат зафиксировал инвестиционный спад на 0,2%. Признаки ухудшения можно было найти в статистике уже за второй квартал – до обострения отношений с Украиной, конфликта вокруг Крыма, санкций, нефтяного обвала. В 2014 году инвестиции сократились на 2,7%, в 2015-м – на 8,4%. И 2016-й станет уже четвертым годом инвестиционного спада – об этом свидетельствуют опросы руководителей промпредприятий. «В 2013–2015 годах сокращение инвестиций оказалось существенно более глубоким, чем снижение ВВП и выпуска промышленности. Инвестиционная пауза значимо снижает спрос в экономике, ухудшая не только ее текущую динамику, но и перспективы», – предупреждают экономисты. Авторы мониторинга надеются, что в прошлом году было пройдено дно спада. Если не произойдет новых форс-мажоров, «в 2016 году мы сможем увидеть некоторую коррекцию тренда инвестиций в основной капитал», пишут они. Такая коррекция возможна в том случае, если наиболее успешные предприятия начнут больше инвестировать собственных средств, то есть займутся самофинансированием. Собственные финансовые ресурсы предприятий – сейчас чуть ли не единственный источник для инвестиций, ведь банковские кредиты выдаются под высокие ставки, правительство, хоть оно и разрабатывает антикризисные меры, не торопится расходовать дефицитный бюджет, а внешние заимствования затруднены санкциями. Но «одного лишь самофинансирования недостаточно для преодоления спада и выхода на новую траекторию роста инвестиций», поясняют экономисты. Это значит, что даже при хорошем стечении обстоятельств в 2016 году можно ожидать лишь замедления спада, но никак не инвестиционного роста. Анализ, проведенный ранее экспертами Высшей школы экономики (ВШЭ), показал, что далеко не все российские промпредприятия имеют финансовые возможности для инвестирования. И даже успешные компании не всегда вкладывают свою прибыль в модернизацию и расширение производства. Так, замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов распределил все отрасли российской промышленности на четыре группы. Первую группу он назвал «Уверенный рост». Сюда попали химическая промышленность и добыча полезных ископаемых. В 2015 году они нарастили объемы выпуска на 6,3 и 0,3% соответственно, а инвестиции в основной капитал у них выросли более чем на 10%, сообщает Миронов. На эти отрасли пришлось около 29% объема всей отгруженной продукции за 2015 год. Вторая группа – «Неуверенный рост»: пищевая промышленность и нефтепереработка; на них приходилось примерно 27% отгруженной продукции. Они наращивали выпуск на 2 и 0,3% соответственно, однако сокращали инвестиции. В прошлом году инвестиционный спад составил в этих отраслях около 12–13%. Третья группа – «Перспективные для роста отрасли»: производители резины, пластмасс, электронного и оптического оборудования; на них приходится около 5% отгруженной продукции. Эти отрасли снижали в прошлом году объемы выпуска, но наращивали инвестиции – в зависимости от сектора рост составлял от 3 до 12%. Наконец, четвертая группа – «Стагнация роста»: производство машин и оборудования, металлургической продукции, стройматериалов, тканей, текстиля, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д. На все эти отрасли приходилось почти 39% отгруженной продукции. Они существенно сокращали как выпуск, так и инвестиции. Инвестиционный спад в этой группе в зависимости от сектора достигал 8, 10, 12 и даже 35%. «Состояние неопределенности, неуверенности, недоверия и невозможности строить долгосрочные планы поддерживают нисходящий тренд динамики инвестиций в российской экономике», – поясняет Миронов. Сейчас инвестиционный спад кажется закономерным следствием нефтяного обвала, из-за которого не удается сбалансировать бюджет, а также санкционного противостояния, ухудшающего перспективы предпринимательской деятельности в стране. Однако эти факторы лишь усугубили уже имеющиеся в российской экономике проблемы. «Динамика инвестиций за последние несколько лет показала нам в полной мере, что инвестиционный спад вовсе не обязательно должен быть связан с падением нефтяных цен или санкциями», – комментирует ситуацию директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, ухудшение инвестиционной активности связано прежде всего со структурным кризисом российской экономики. Во-первых, из-за имеющихся структурных дисбалансов в стране росла экономическая неопределенность. Во-вторых, все эти годы росла налоговая нагрузка вопреки обещаниям властей не повышать налогового бремени, говорит эксперт. И теперь, как объясняет Николаев, для того чтобы восстановить инвестиционный рост, необходимо не только сделать более предсказуемыми налоговую политику и экономическое управление, изменить приоритеты бюджетного финансирования, но и добиться ясности с санкциями, решить вопрос их отмены. То есть для инвестиционного роста должен сработать комплекс мер. Действительно, кажется парадоксальным тот факт, что в 2013 году, когда нефть стоила около 110 долл. за баррель, инвестиционная активность в стране начала затухать. Видимо, уже тогда инвесторы поняли, что возможности российской экономики исчерпаны: нефтяные цены на максимуме, страна на пределе возможностей, сверхприбылей больше не будет. Инвесторы предполагали: стоит нефтяным котировкам пойти вниз – вслед за ними рухнет и экономика РФ, ведь сокращение сырьевых доходов чревато бюджетным дефицитом, промышленным спадом, снижением доходов населения. Правительство РФ, в свою очередь, пока не смогло предложить вместо нефтяной модели роста никакого альтернативного варианта, который смог бы убедить инвесторов в эффективности и сверхприбыльности. Похожие проблемы сейчас у Китая. Рост китайской экономики не первый год замедляется, и это отпугивает инвесторов. По оценкам Bloomberg Intelligence, в 2015 году при росте ВВП на 6,9% отток капитала из Китая достиг 1 трлн долл. Однако Китай пытается придумать такие модели развития, которые могли бы подстегнуть интерес инвесторов. Один из таких масштабных проектов, предполагающих инвестиционное участие многих стран, – создание Экономического пояса Шелкового пути. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
https://openrussia.org/post/view/13667/
![]() Фото: The Economist Внешняя политика Путина порождена слабостью и сделана для телевидения, считают авторы The Economist Торжествующие толпы размахивали российскими флагами, женщины в традиционной национальной одежде протягивали свежеиспеченный хлеб возвращающимся домой летчикам. Судя по телевизионной картинке, Владимир Путин на этой неделе одержал в Сирии славную победу. После неожиданного заявления о завершении кампании он теперь утверждает, что прекращение огня и начало мирных переговоров — его заслуга. Он показал всем свою силу и, не особенно задумываясь о жизнях гражданского населения, спас режим своего союзника Башара Асада (хотя сам Асад, возможно, окажется разменной монетой). Он сделал из беженцев своего рода оружие, понудив их рассеяться среди его противников в Евросоюзе. И он перехитрил Барака Обаму, который никак не мог осознать всю чудовищность гражданской войны и ту угрозу, которую она несет союзникам Америки на Ближнем Востоке и в Европе. Но если приглядеться поближе, окажется, что весь этот победный звон — впустую. ИГИЛ продолжает существовать. Мир хрупок. Даже оптимисты сомневаются, что переговоры в Женеве принесут успех. И, что самое важное, Путин разрядил свое пропагандистское оружие. Он создавал волнующий образ войны, сначала в Украине, потом — в небе над Алеппо, чтобы убедить своих граждан, начавших уже было беспокоиться, что их глубоко больная страна — снова великая держава. Теперь большой вопрос для Запада — на какой сцене он поставит свою следующую драму. Вернуть России величие Путинская Россия более хрупка, чем пытается казаться. Экономика переживает крах. Рост цен на нефть после 2000 года, когда Путин впервые стал президентом, неожиданно принес $1,1 трлн дохода от экспорта, которые можно было тратить как угодно. Но сейчас нефть потеряла три четверти своей максимальной стоимости. Россиянам пришлось туже затянуть ремни еще и из-за санкций, введенных после того как Путин напал на Украину. Жизненные стандарты падали в течение двух лет и продолжают падать. В январе 2014 года средняя зарплата в России равнялась $850 в месяц, год спустя она составляла всего $450. Путин начал терять легитимность еще до того, как российская экономика стала съеживаться. Множество россиян зимой 2011–12 годов вышли на улицы с требованием сделать страну современным государством с конкурентными выборами. На это Путин ответил аннексией Крыма и обещанием восстановить величие России после коллапса Советского Союза — «величайшей геополитической катастрофы XX века», как он его назвал. Одной из частей его программы была модернизация вооруженных сил (принятая в 2010 году программа обновления вооружений стоила $720 млрд), другой частью — использование СМИ для создания образа России как крепости, осаждаемой враждебным Западом, и еще одной частью — вторжение в зарубежные страны. После событий в Украине и Сирии Путин добился того, что Россия стала выглядеть как равный соперник Америки. Это не только способствовало росту его популярности среди простых россиян, в этом еще и заключается серьезное послание. Путин боится, что ослабевшая Россия в ее нынешнем состоянии может быть уязвимой для того, что ему представляется американской практикой ниспровержения режимов с использованием языка универсальной демократии. Он считает, что и в Украине, и в Сирии Америка опрометчиво способствовала свержению правительств, не имея возможности справиться с последовавшим за этим хаосом. Его интервенции продиктованы отчасти страхом: если революции в этих странах не закончатся провалом, когда-нибудь революция может случиться и в России. Пока его планы срабатывают. Россияне, сбитые с толку прокремлевскими СМИ, готовы обменять материальный комфорт на национальную гордость. Рейтинг Путина остается на уровне выше 80%, что значительно больше, чем у любого из западных лидеров. Но действие наркотика авантюризма скоро проходит. С прошлого октября доля тех, кто считает, что страна развивается в верном направлении, сократилась с 61% до 51%. Россияне стали уставать от Украины, теперь и сирийская война прошла свой пик. Рано или поздно телекамеры снова почувствуют жажду кровавых боев. Украинцы снова окаменели в ожидании нападения. Что это означает для Запада? До последнего времени Америка по меньшей мере не понимала целей Путина. Осенью Обама предсказывал, что Сирия станет трясиной, в которой увязнет Россия. Недавно он, разговаривая с корреспондентом The Atlantic, утверждал, что то, что Россия постоянно прибегает к силе, есть признак слабости. Это правильно, но вовсе не потому, что это якобы показывает, как предполагает Обама, что Путин не способен достичь своих внешнеполитических целей методами убеждения. Для него военная акция самоценна. Ему нужны кадры хроники с военными самолетами, чтобы заполнить выпуски новостей. Никакой трясины для России в Сирии не может быть, потому что Кремль не занят государственным строительством. Обама считает, что Россию надо оставить наедине с неизбежностью ее падения. Он думает, что Россия, подобно проказливому ребенку, воспринимает внимание взрослых (Америки) как награду. Но Сирия показала, что пока Обама надеется, что региональные лидеры перестанут паразитировать на американской силе и начнут вместе работать ради общего блага, вакуум заполняют такие разрушительные силы, как Иран, ИГИЛ и Россия в ее поисках новых источников пропаганды. Киев: продолжение Самой большой проверкой будет Украина — фокус внимания России и в то же время страна, больше всех похожая на саму Россию. Если Украина станет благополучным европейским государством, она покажет россиянам, что и у них есть путь к либеральной демократии. Напротив, если Украина превратится в несостоявшееся государство, это усилит позицию Кремля — Россия якобы принадлежит к своей собственной «православной культуре», и либеральная демократия ничему не может ее научить. Увы, Америка и Евросоюз устали от Киева. Вместо того чтобы всеми силами помогать Украине, они ждут от украинских политиков, чтобы те показали, что способны реформировать страну своими силами. Это ошибка. Запад должен предложить финансовую помощь и техническое содействие. Должен помочь искоренить коррупцию. И должен быть терпеливым. В конце концов глубокое падение России ограничит ее агрессивность. Однако пока что Путин с его ядерным оружием еще склонен навязывать себя странам бывшей советской сферы влияния. В последний год президентства Обамы Путин, ободренный успехом в Сирии, может еще раз испытать Запад на прочность. Последний раз редактировалось Chugunka; 23.05.2018 в 18:05. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://www.nakanune.ru/articles/111493/
15.03.2016 12:37 Мск экономика | В России Второй квартал подряд Правительство понижает величину прожиточного минимума, ориентируясь на изменение в меньшую сторону стоимости потребительской корзины в конце 2015 г. Между тем, индекс потребительских цен только за первые два месяца 2016 г. вырос на 1,8%, поднялись и коммунальные тарифы, являющиеся второй составляющей при расчете минимума. Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов в беседе с Накануне.RU отметил, что власти своими решениями не столько ухудшают материальное положение граждан, сколько создают проблемы себе: по мере развертывания кризиса в стране, снижение социальной поддержки может привести к протестам. Вопрос: По данным Росстата за 2015 г. потребительские цены повысились на 14%, тем не менее, в основу прожиточного минимума закладываются квартальные изменения на сотые доли процента, а не общий итог. Благодаря этому у Правительства появляются основания для уменьшения суммы на 200-300 руб. Адекватна ли такая формула расчета? ![]() проблемы пригородных перевозок на железнодорожном транспорте, Василий Колташов|Фото: pressmia.ru Василий Колташов: Схема подсчета прожиточного минимума в России совершенно не имеет никакого отношения к реальному минимуму, необходимому для жизни. В первую очередь, потому что не включает в себя расходы на жилье. Предполагается, что, хотя человек очень беден и получает доход ниже или на уровне прожиточного минимума, у него в собственности все равно есть довольно дорогое жилье. Непонятно, откуда берется это положение, потому что огромная часть населения России либо снимает жилье, либо выплачивает большой долг по ипотеке. Траты на это в показатель минимума не заложены, что делает его фиктивным. А что касается понижения прожиточного минимума – это очередная демонстрация вульгарного подхода Правительства к социальным обязательствам. И прежняя сумма была смехотворна, а текущее понижение выглядит издевательски. То, что бананы или апельсины немного подешевели в конце года, не означает, что теперь можно прожить на меньшую сумму. Вопрос: Даже без учета расходов на жилье при сегодняшней инфляции, росте цен на бензин и проезд в общественном транспорте, уложиться в прежние 9,6 тыс. руб. было сложновато. Василий Колташов: Потому что показатель носит искусственный характер. Если считать прожиточный минимум по-честному и включить в него реальную инфляцию и расходы на жилье, то он составит порядка 15-20 тыс. руб. на человека. И минимальная заработная плата не должна быть ниже этого показателя. Но такой прожиточный минимум невыгодно принимать, потому что доходы россиян нужно будет довести до этого показателя, а даже 9 тыс. руб. получают далеко не все граждане. Вопрос: Опять же, потому что это разрешено законом: несмотря на обещания, МРОТ в России так и не приравняли к прожиточному минимуму, на 2016 г. его установили на уровне 6,2 тыс. руб. Василий Колташов: Люди сами не выставляют требований к властям устранить это несоответствие. В обществе нет сильного движения или политических партий, которые могли бы потребовать от Правительства честного подсчета минимальной обеспеченности, необходимой для жизни. Самостоятельно экономические власти это делать не хотят. Пока общество будет ждать, что его кто-то организует, и обсуждать только внешнюю политику и котиков, вопрос с места не сдвинется. Но Правительство, в очередной раз понизив прожиточный минимум, допустило репутационную политическую ошибку, в сегодняшних условиях не стоило трогать этот показатель. Снижение небольшое, но реакция будет сильной из-за того, что жизнь очевидно сильно подорожала, а прожиточный минимум последние два года повышался медленнее, чем росли цены. Вопрос: Что подтолкнуло к такому решению? Василий Колташов: В России снижается средняя заработная плата в рублях. Вполне возможно, что это движение вниз – от 20 к 15 тыс. руб. – привело Правительство к решению постепенно опускать прожиточный минимум для того, чтобы дать работодателям возможность удержаться на плаву, понижая расходы на сотрудников. 200 руб. ни на что не влияют, но вполне возможно, что это только попытка опробовать, какая реакция у общества будет на более серьезное снижение. Вопрос: А экономия бюджетных денег может быть мотивом? ![]() инфляция, продукты, бедность, магазин, продуктовая корзина|Фото: reporter-ua.com Василий Колташов: Вполне возможно, ведь прожиточный минимум – основа для расчета ряда социальных пособий. Но, повторюсь, разовое снижение на обеспеченность россиян не повлияет. Нужно более серьезно опустить планку, если практика будет продолжена в течение года, то тогда это может существенно ухудшить положение жителей с минимальными доходами. В любом случае, вряд ли разумно экономить за счет социальных расходов. Если власти считают, что нельзя тратить бюджет и нужно сокращать госрасходы, то прожиточный минимум стоило бы "законсервировать" – это крайняя мера. Но понижать его, когда он и так не может обеспечить выживание, неправильно. Вопрос: Снижение прожиточного минимума положительно влияет на статистику по числу бедных в стране. Стоит ли расценивать постановление Медведева, как попытку скорректировать показатель? Василий Колташов: Вполне возможно, что это тоже мотив. В стране растет бедность, в том числе, среди тех, кто недавно относился к среднему классу. И предпосылок для улучшения нет. Пока что мы наблюдаем нестойкое уменьшение заработной платы в России, наиболее сильное снижение пришлось на середину 2015 г., а в 2016 г. будет возвращаться безработица. Первыми персонал начали сокращать торговые сети, в торговле и сфере услуг эта тенденция будет усиливаться, потому что она идет следом за ослаблением спроса. В 2016 г. мы увидим движение к 6%-ному уровню безработицы в России, без учета выдавливания из нашей экономики трудовых мигрантов из Центральной Азии. Это новая реальность для нас, россияне привыкли видеть, что кризис – это только снижение зарплат и падение курса рубля. На самом деле кризис – это большая безработица, с которой мы пока не сталкивались. ![]() инфографика, падение ввп, рост безработицы, экономика России|Фото: Накануне.RU Вопрос: Все это формирует запрос на усиление мер финансирования государством как программ занятости, так и соцмер для безработных. Но в апреле ожидается сокращение расходов бюджета, Минфин уже заявил об очередной "заморозке" пенсионных накоплений, нет ясности с набором социальных мер в "антикризисном плане", и теперь - понижение прожиточного минимума. Неужели нет денег в стране на "социалку"? Василий Колташов: В первую очередь, нет желания. Но на рынок труда российские власти не смогут повлиять, даже если захотят этого. В России нет системы поддержки безработных, через службу занятости устраиваются единицы, все ищут работу самостоятельно. Получить пособие через службу сможет только "профессиональный безработный", который способен собрать все бумаги и выполнять требования центров занятости. Но на пособие нельзя прожить. Реальные безработные не рассчитывают на государство, как на агента, в поисках нового рабочего места. Зная, что власти также неспособны создать новые рабочие места, люди не понимают, как официальные органы могут помочь в трудоустройстве. Власти не знают, какова реальная безработица, объективных данных нет, потому что работу находили без их участия на протяжении многих лет. Теперь мы постепенно подходим к проблеме дефицита рабочих мест. Сфера услуг и офисное хозяйство - основные сферы, где работают россияне - раздуты. После их сокращения аналогичную работу бывшие сотрудники не найдут. Это тот самый "элемент брожения средних слоев" в крупных городах, там градус недовольства повысится. И сейчас власти выпускают ситуацию из-под контроля, играя с показателем прожиточного минимума при отсутствии системы занятости и недоступности пособий. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
https://www.vedomosti.ru/economics/a...roven-bednosti
По данным Росстата, число бедных в 2015 году достигло 19,2 млн человек 21.03.2016 Ведомости ![]() А. Махонин / Ведомости Уровень бедности в России в 2015 г. вырос до 13,4% и стал максимальным с 2008 г., тогда он также составлял 13,4%, следует из данных Росстата. Снижение размера прожиточного минимума связано со снижением цен на некоторые продукты питания, которые занимают значительную часть в потребительской корзине, объяснял Минтруд. Число бедных в России в прошлом году увеличилось до 19,2 млн – сразу на 3,1 млн человек по сравнению с годом ранее. Этот показатель стал максимальным с 2006 г., тогда число бедных составило 21,6 млн человек. Данные предварительные и приведены без учета сведений по Крыму и Севастополю, уточняет Росстат. В I квартале 2015 г. уровень бедности составил 15,9%, во II – 14%, в III – 12,4%, в IV квартале – 10%. Показатель уровня бедности имеет ярко выраженный сезонный характер: максимальный в I квартале и минимальный в IV (из-за выплат премий в конце года), сообщает "Интерфакс". Величина прожиточного минимума в России в IV квартале прошлого года составила 9452 руб., прожиточный минимум для трудоспособного населения – 10 187 руб., пенсионеров – 7781 руб., детей – 9197 руб. в месяц. 14 марта премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о снижении прожиточного минимума в IV квартале 2015 г. на 2,3% в сравнении с III кварталом. В годовом сравнении (к IV кварталу 2014 г.) прожиточный минимум вырос на 14,8%. Снижение размера прожиточного минимума связано со снижением цен на некоторые продукты питания, которые занимают значительную часть в потребительской корзине, объяснял Минтруд. В феврале 2016 г. реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным данным, снизились на 6,9% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в январе-феврале 2016 г. – на 6,7%, сообщил Росстат. Среднемесячная заработная плата работников организаций в феврале этого года составила 32 990 руб. (рост на 5,3%). Ранее министр труда и социальной защиты России Максим Топилин прогнозировал, что падение реальных зарплат россиян в 2016 г. составит 3–4%. Он также отмечал, что по итогам прошлого года зарплаты сократились на 9,5%. По его словам, пенсии в прошлом году «обесценились менее всего» и в реальном измерении «практически сохранились». Минтруд предсказывает второй подряд год падения доходов россиян Общая численность безработных в России в феврале 2016 г. составила 4,4 млн человек, или 5,8%. В государственных учреждениях службы занятости был зарегистрирован 1,1 млн безработных, в том числе 0,9 млн человек получали пособие по безработице. |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://echo.msk.ru/blog/ashurkov/1735442-echo/
13:27 , 24 марта 2016 автор член Центрального совета Партии Прогресса Вопрос создания экономической программы, которая бы могла вывести российскую экономику из стагнации, является весьма актуальным. Это часть той «позитивной повестки», на формулирование которой есть запрос среди политически активной части общества. Начнем с очевидного: наиболее важные экономические проблемы лежат в политическом поле, то есть не решаются без политических преобразований. Но если новое правительство будет обладать политической волей для реформ, какими они могут быть? В этой заметке я хочу описать несколько мер в области экономики, которые можно внедрить в течение одного года, которые имели бы несомненный положительный экономический эффект для бизнес-климата, и которые можно описать коротко и понятно – в размере не более трех абзацев. Они не решат крупных проблем экономической политики, не затрагивают пенсионную систему, области здравоохранения и образования, банковскую сферу, но их внедрение может дать серьезный импульс для экономической активности за короткий период. 1. Заменить ряд видов регулирования на обязательное страхование ответственности. В России одной из болезней отношений предпринимателей и государства являются избыточные проверки со стороны контролирующих органов. В большинстве случаев это лишь способ обогащения проверяющих, коррупционный налог, который бизнес уплачивает как деньгами, так и временем. Только по официальным данным, в 2013 году было проведено 2,6 млн проверок. В проверках было задействовано минимум 123 тыс. контролеров, что потребовало 117 млрд руб. бюджетных расходов. В то же время, единый перечень видов контроля отсутствует. При этом в России на сегодня существует 133 самостоятельных вида контроля. Кроме этого, многие нормы регулирования в области пожарной безопасности, санитарного надзора, технического контроля и в других областях устарели. До сих пор действует более 3 тыс. нормативных актов, изданных до 1990 года. Как показывают многочисленные аварии и пожары, задачи контроля существующая система не выполняет, а её экономические издержки для бизнеса чрезмерны. В своей статье экономист Максим Миронов предлагает заменить механизмы контроля через нормы и проверки на страхование ответственности бизнеса за ущерб, который неосторожные действия могут нанести людям (например, в случае аварии транспортного средства), другим собственникам (например, в случае пожара), окружающей среде (например, в случае экологического загрязнения). Рыночные ставки страховки выльются в меньшие расходы для бизнеса, чем непрозрачный коррупционный налог, а гибкость ведения бизнеса возрастет многократно. В свою очередь, государство в условиях бюджетного дефицита сможет сократить издержки, постепенно высвобождая значительное число проверяющих и инспекторов из контролирующих организаций. В результате бизнес будет эффективней функционировать, а непроизводственные расходы в экономическом механизме сократятся. 2. Приостановить действие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК). С 2016 года в России начал действовать закон о контролируемых иностранных компаниях. Этот закон требует от российских налоговых резидентов раскрывать налоговым органам структуру иностранных компаний, которыми они владеют, и платить налоги с их нераспределённой прибыли по ставкам, которые действуют внутри страны (13% для физических и 20% для юридических лиц). Такое радикальное нововведение оказывает очень серьезное влияние на бизнес-практику и поведение российских предпринимателей, которые привыкли использовать иностранные компании в деловом обороте, а это большинство компаний крупного и среднего бизнеса. Пока положения закона соблюдает небольшой процент предпринимателей – на конец сентября 2015 года в налоговые органы было подано всего 7 тыс. уведомлений. Подавляющее большинство предпринимателей выбирает один из следующих путей: они проводят в России менее 183 дней, что исключает их из числа налоговых резидентов; они регистрируют оффшорные структуры на номинальных владельцев, ухудшая свой контроль над этой частью бизнеса и создавая серьезные риски нарушения законодательства; или просто игнорируют новые положения, надеясь, что у налоговых органов не дойдут до них руки, так как надежную информацию о бенефициарах компаний в большинстве иностранных юрисдикций получить не так просто. Принятый закон находится в русле международной тенденции законодательства развитых стран, направленной на большую прозрачность бизнеса с точки зрения налогов и финансовых потоков. Однако в России, помимо серьезного увеличения фискальной нагрузки, бизнесмены могут столкнуться с использованием информации об их бизнесе для передела собственности сотрудниками правоохранительных структур и близких к ним корпоративных рейдеров. Бизнес с недоверием относится к безопасности конфиденциальной информации, передаваемой в налоговые инспекции. Кроме того, представители бизнеса часто ставят под сомнение профессионализм российских налоговых органов в области оценки финансовых и юридических аспектов деятельности компаний в иностранных юрисдикциях. Нужно приостановить действие закона о КИК на определенный срок, например, на пять лет, по крайней мере, в части уплаты налогов, возможно, оставив в силе требования о раскрытии информации об оффшорных структурах. Во-первых, это снизит фискальную нагрузку на бизнес в условиях экономического кризиса. Во-вторых, у предпринимателей станет одной причиной меньше покидать Россию и отказываться от инвестиций в российские проекты. Наконец, бизнесмены смогут подготовиться к новым требованиям прозрачности. После того, как в деле искоренения корпоративного рейдерства будут сделаны серьезные подвижки, а налоговые органы приобретут необходимый профессионализм и мотивацию, налогообложение иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, можно будет постепенно вводить обратно. 3. Отмена контр-санкций против импорта (продовольственное эмбарго). Запрет на ввоз определенных видов сельскохозяйственной продукции был введен летом 2014 года как «ответный шаг» на принятые США, странами Евросоюза, и рядом других государств санкции против России, связанные с её действиями по присоединению Крыма в марте 2014 года. В список товаров, запрещенных к ввозу из стран ЕС, США и некоторых других стран, вошли мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Суммарный годовой объём импорта, попавшего под санкции, оценивается в $9 млрд. В последние месяцы список стран, на которые распространяются ограничения по импорту, был расширен – в него была включена Турция. Подробно экономические и юридические аспекты контр-санкций рассмотрены в заключении проекта «Санация права». Их основными негативными последствиями для российской экономики являются инфляция, сужение ассортимента продукции на отечественном рынке и негативное влияние на ВВП. В терминах экономической теории – это чистые потери общественного благосостояния. По оценке Банка России, влияние санкций лишь против одной Турции может обернуться 0,4% дополнительной инфляции в год. Совокупный эффект санкций, по различным оценкам, выливается в 3% дополнительной инфляции ежегодно. В то же время, продовольственное эмбарго не наносит сколько-нибудь серьезного экономического ущерба странам, на которые оно наложено. Предлагается отменить эмбарго, которое наносит существенный ущерб экономике и гражданам России. 4. Отмена сбора на проезд грузового транспорта по федеральным дорогам (система «Платон»). В конце 2015 года была запущена в эксплуатацию система взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам федерального значения. Ввод нового сбора мотивировался необходимостью компенсировать вред, который причиняют автодорогам грузовики массой свыше 12 тонн. По расчетам правительства, целевая сумма поступлений от сбора должна была составить около 40 млрд руб. в год, при фиксированной плате оператору проекта в размере 10 млрд руб. в год. В начале 2016 года в связи с протестами водителей-дальнобойщиков против введения нового сбора тарифы системы были снижены, при этом ожидаемая сумма поступлений в 2016 году была снижена до 20 миллиардов рублей в год. К системе «Платон» много нареканий. Ее введение в эксплуатацию сопровождалось скандалом, когда в роли оператора проекта была без конкурса выбрана компания, наполовину принадлежащая сыну близкого друга президента Путина бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю. Сумма средств, затраченных на создание и обслуживание системы, непрозрачна, никогда не подвергалась какому-либо общественному аудиту и выглядит завышенной. Далее, целесообразность нового сбора, который имеет мультипликативный эффект для транспортной составляющей в цене товаров, сомнительна, особенно в условиях кризиса, когда экономика нуждается не в новых поборах, а в стимуляции. В статье В.Ашуркова и Р.Истомина «Платон» критикуется с двух точек зрения – как мера, увеличивающая и так чрезмерное экономическое неравенство в России, и как очень дорогой способ сбора средств: на администрирование сбора тратится до 30% суммы, собранной в бюджет. Необходимо отменить это, очевидно вредное для экономики, нововведение. 5. Освобождение дивидендов от налога на доходы физических лиц. В настоящее время дивиденды, выплачиваемые компаниями акционерам, облагаются налогом дважды: на уровне компании в виде налога на прибыль и налогом на дивиденды у получателя налога. Ставка последнего налога разная. В случае акционеров российских компаний – 20%, иностранных – 15% (может снижаться до 5% в рамках двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения, как, например, с Кипром), акционеров-физлиц – 13%. Акционеру-физлицу с точки зрения выплаты дивидендов выгоднее владеть российской компанией через кипрский холдинг, чем напрямую. Из-за этого фактора, а также для соблюдения конфиденциальности и избежания налогообложения при сделках купли-продажи акций, владельцы значительных пакетов акций крупных российских компаний стремятся структурировать владение ими через иностранные фирмы-прослойки. В то же время, подавляющая часть акционеров небольших компаний (и участников ООО) предпочитает распределять прибыль компаний не через дивиденды, а «серыми» способами, обычно через раздувание расходов с последующим обналичиванием средств. Предлагается обнулить налог на дивиденды для физических лиц, оставив его неизменным для иностранных компаний-акционеров. Данная мера не приведет к существенному снижению бюджетных доходов, ведь большинство дивидендов выплачивается крупными компаниями своим иностранным акционерам или акционеру-государству. Возможен и обратный эффект – увеличение налоговых поступлений. Отмена налога на дивиденды побудит владельцев компаний малого и среднего бизнеса выплачивать себе прибыль через дивиденды, так как расходы при этом будут сравнимы с расходами на обналичивание, с учетом рисков, которые создают «серые схемы». В результате могут увеличиться поступления от налога на прибыль, которые платят эти компании. Отмена налога на дивиденды также будет стимулировать деоффшоризацию владения крупными компаниями – не методом кнута, как в случае с законом о КИК, а методом пряника, делая российскую юрисдикцию более удобной с налоговой точки зрения. Ещё один плюс – стимулирование развития внутреннего фондового рынка за счет привлечения на него физлиц, ведь для них владение акциями компаний станет более выгодным. В условиях кризиса снижение налоговой нагрузки путём отмены налогообложения дивидендов на уровне физлиц – одно из самых эффективных решений стимулирования экономики. 6. Отмена въездных российских виз для граждан развитых стран. Россия является привлекательной страной для иностранных туристов, в особенности после более чем двукратной девальвации рубля за последние два года. Однако получение российской визы остается дорогим и трудоемким предприятием. Отмена этого препятствия значительно увеличит поступления от экспорта туристических услуг, даст импульс развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере, как показывает в своей статье публицист В.Федотов. Обычно против данной меры высказываются два возражения: отмена должна происходить на двусторонней основе, к тому же безвизовый режим ведёт к снижению безопасности. Что касается принципа двусторонности, то в текущей политической ситуации, в условиях санкционного режима, обоюдная отмена визового режима со странами Евросоюза, откуда можно ожидать основной поток туристов, представляется невероятной. Но отказывая европейским туристам в безвизовом въезде сегодня, Россия лишает себя потока туристов, не получая взамен никаких подвижек в вопросе безвизового въезда своих граждан в Европу. В случае возобновления движения по пути к безвизовому режиму для россиян в качестве инструмента переговоров возможно будет использовать угрозу возврата виз или их реальный возврат для европейцев. С точки зрения безопасности, упрощенное оформление виз (на границе) позволяет проводить обычный комплекс проверок. Необходимо отметить, что сейчас правом на безвизовый въезд в Россию обладают граждане более 30 стран, в том числе Бразилии, Аргентины, Таджикистана и Южной Кореи. Расширение списка стран для безвизового въезда не окажет существенного влияния на риски в области безопасности и в то же время приведет к увеличению экономической активности, что особенно важно в условиях кризиса. 7. Внедрение положений английского корпоративного законодательства (UK Corporate Code) в публичных компаниях, контролируемых государством. Значительная часть российской экономики находится в госсобственности. По оценке Международного валютного фонда – 70%. С точки зрения стоимости большая часть этой государственной собственности – принадлежащие государству доли в крупных публичных компаниях, таких как «Газпром», «Роснефть», банки ВТБ, «Сбербанк». Эффективность управления государственными компаниями оставляет желать лучшего, их показатели оценки отстают от показателей оценки сравнимых по размеру компаний в других странах, в том числе похожих на Россию по показателям экономического развития. Одной из основных причин для этого является дирижизм – возможность государства влиять на действия подконтрольных компаний с политическими целями, которые обычно не имеют ничего общего с задачами долгосрочного развития и повышения акционерной стоимости компаний. В качестве примеров дирижизма можно привести политику требования от всех компаний с госучастием, невзирая на отрасли и этапы развития, одинаковой доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов (25%), обязательных требований по доле расходов на НИОКР или закупки у предприятий малого и среднего бизнеса. Как я показал в своей заметке, приватизация госпакетов в настоящее время не решит задачи повышения эффективности госкомпаний. В зависимости от типа приватизации они будут либо распылены между пассивными инвесторами, либо скуплены инсайдерами, незаинтересованными в повышении эффективности и акционерной стоимости. Кроме того, поступления от приватизации сейчас будут невелики, так как показатели оценки крупных российских компаний находятся на низких уровнях. Прежде чем приватизировать госпакеты, стоит повысить качество управления компаниями с государственным участием. Основные направления для этого мы с Алексеем Навальным обозначили еще в 2012 году в статье «Неуправляемые госкомпании» в Harvard Business Review. Главным принципом является смена дирижизма на подход к управлению, исходящий из задачи максимизации акционерной стоимости госкомпаний. Из этого вытекает необходимость назначения независимых и профессиональных советов директоров, назначение топ-менеджмента на профессиональной и конкурентной основе, более полное раскрытие корпоративной информации. Данные реформы в управлении госактивами займут продолжительное время. Однако начать можно с того, чтобы в течение года внедрить в практику управления публичными госкомпаниями принципы английского корпоративного законодательства (UK Corporate Governance Code), одного из самых разработанных и уважаемых международных сводов правил управления публичными компаниями. Во-первых, это формальная и прозрачная процедура номинации членов советов директоров, включающая в себя критерии для кандидатов, принципы номинации, публичность информации о вознаграждении и временных затратах на выполнение обязанностей члена совета директоров. Во-вторых, большинство членов совета директоров и его председатель должны быть независимыми, то есть не представлять одного акционера, а руководствоваться интересами всей компании (из этого вытекает отмена директив для голосования). В-третьих, члены советов директоров должны иметь возможность запрашивать любую информацию о деятельности компании у менеджмента, а также привлекать независимых консультантов для выполнения своих обязанностей, с оплатой соответствующих расходов за счет компании. Для России это кажется радикальным, но по этим принципам управляются такие гиганты сырьевого сектора, как Royal Dutch Shell, BP и Rio Tinto, а также крупнейшие мировые банки, например, HSBC, Lloyds и Barclays. Их внедрение поможет улучшить управление и наших госкомпаний в этом секторе. В мире накоплен огромный опыт внедрения положений английского корпоративного кодекса, так как это является требованием при полном листинге компаний на Лондонской фондовой бирже, одной из самых популярных биржевых площадок мира. В течение года эти принципы вполне возможно воплотить в практику работы советов директоров. Это станет первым шагом в отходе от дирижизма по пути повышения эффективности и стоимости государственных активов. Выше я перечислил семь экономических идей. Я бы хотел сделать этот список интерактивным и приглашаю всех, кто интересуется экономическими реформами, к его совершенствованию. Я бы хотел расширить его до десяти мер, также готов менять идеи из этого списка на более яркие и результативные, составляя своего рода хит-парад разумных реформ. Условия – конкретный характер (не общие пожелания), размер — не более трех абзацев текста (с ссылками на релевантные, более подробные материалы), а также возможность их воплощения на горизонте одного года. Также я не против редакционных и уточняющих правок в существующие тексты, новых ссылок на более подробные материалы, если они делают их более понятными или убедительными. В будущем, в таком формате я бы хотел составить список полезных мер в области бюджетной политики, социальной сферы, налоговой системы. Давайте наполнять «позитивную повестку» вмес |
#7
|
||||
|
||||
![]() |
![]() |
Метки |
экономика россии |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|