![]() |
#161
|
||||
|
||||
![]()
http://seinst.ru/page562/
![]() Malthus Thomas Robert (1766 — 1834) Наиболее известным представителем общественных наук XIX столетия был не Давид Рикардо, и не Карл Маркс, но Роберт Мальтус. По существу, его известность опиралась на одну большую работу, «Опыт о законе народонаселения и его воздействии на будущее улучшение общества с замечаниями о построениях Годвина, Кондорсе и других писателей» (An Essay on the Principle of Population, As It Affects the Future Improvement of Society; With Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers, 1798). Мальтус был не первым автором, который обратил внимание на очевидный факт, что рост населения в конечном счете ограничен предложением продовольствия. Но он был, по существу, первым, кто донес это до читателей при помощи простой и яркой метафоры: население, когда ему позволено расти без ограничения, увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как предложение продовольствия может в лучшем случае увеличиваться в арифметической прогрессии. Итак, каким бы ни был реалистичный темп роста предложения продовольствия, беспрепятственное увеличение численности человечества должно быстро привести к тому, что останутся только «стоячие места». Обрисованный им контраст между двумя видами математической прогрессии был доводом такой же гипнотически убеждающей силы, как хороший рекламный слоган. Очень легко было понять, что даже самая маленькая конечная сумма, возрастающая по самой низкой ставке сложного процента должна, в конечном счете, опередить даже самую большую возможную конечную сумму, возрастающую по самой высокой ставке простого процента. Значительное влияние этой работы было обусловлено как общими следствиями ее идей, так и непосредственно основным сильным тезисом. Руссо, Годвин и Кондорсе — три автора из многих, кого упоминал Мальтус — считали, что доброй воли и образования достаточно для установления совершенного социального порядка. Основной целью работы Мальтуса было опровержение их утверждений. Бедность имела свои корни не в социальных и политических институтах, а в различии между темпами роста населения и предложения средств к существованию. Кроме того, ничто не могло сдержать темп роста населения, кроме добровольного ограничения размера семейства самими бедными. Таким образом, Мальтус одновременно объяснил существование бедности, подверг сомнению панацеи, предлагаемые мечтательными реформаторами, и предоставил критерий решения всех вопросов политики в отношении “трудовой бедноты”. Поэтому неудивительно, что Мальтус мгновенно достиг широкой известности, однако столь же мгновенно его постигла дискредитация. Поскольку теория народонаселения Мальтуса рационализировала теорию заработной платы как средств к существованию, с которой соглашались все современные экономисты (заработная плата всегда будет иметь тенденцию к уменьшению до уровня, требуемого для выживания рабочих, потому что высокая заработная плата стимулирует увеличение темпов роста населения), Мальтус стал олицетворять собой «мрачную науку» политической экономии, которую презирали столь многие реформаторы и ученые. Впоследствии, когда они нападали на экономическую науку, роль «злодея» часто отводилась именно Мальтусу, а не Адаму Смиту или Рикардо. Мальтус в конечном счете преобразовал свой первоначальный очерк из 50 тысяч слов в полномасштабный трактат по демографии, содержащий приблизительно 250 тысяч слов. В ходе этого преобразования он фактически полностью отказался от своих первоначальных тезисов. Ранее он утверждал, что обычно увеличение населения сверх пределов, обусловленных предложением продовольствия, сдерживается естественными препятствиями (война, голод или мор, которые поддерживают на высоком уровне показатель смертности) или превентивными факторами (аборты и детская смертность, которые уменьшают темпы рождаемости), и оба эти вида препятствий он считал проявлением “нищеты и пороков”. Теперь же он признал, что рост населения может также сдерживаться “моральными ограничениями”, такими, как увеличение возраста вступления в брак, сопровождаемое строгим сексуальным воздержанием до брака. Этому специфическому профилактическому препятствию было позволено остаться без неодобрительного ярлыка. Хотя Мальтус всегда оставался глубоким пессимистом по поводу способности человечества регулировать собственную численность моральными ограничениями, добавление этой концепции несколько просветляло слишком уж темные и мрачные тона его рассуждений, а также давало возможность истолковывать любые неблагоприятные с точки зрения основной концепции эмпирические свидетельства. Сам Мальтус, подобно почти всем деятелям той эпохи, считал меры по ограничению рождаемости не просто нравственно недопустимым явлением, но по существу греховным. Однако по прошествии нескольких десятилетий после его смерти представители движения за ограничение рождаемости ухватились за его теорию народонаселения, чтобы оправдать свои действия, называя себя неомальтузианцами. Так, по иронии судьбы, теория народонаселения Мальтуса в конечном счете стала центральным принципом платформы почти всех викторианских реформаторов. Однако в первой четверти XX столетия мальтузианский призрак перенаселенности уступил место кейнсианскому призраку недонаселенности, и влияние Мальтуса уменьшилось. После Второй мировой войны проблема развивающихся стран снова сделала теорию Мальтуса востребованной, давая ей новую жизнь. В то время как известность Мальтуса при жизни была обусловлена в основном его теорией народонаселения, современная репутация Мальтуса среди экономистов основана больше на его возражениях против закона рынков Сэя и современной ему рикардианской доктрины невозможности общего перенасыщения товарами. Кейнс приветствовал Мальтуса как предшественника, и велись бесконечные споры о том, были ли взгляды Мальтуса относительно перенасьпцений товарами — или, как мы в настоящее время говорим, депрессий деловой активности — в его «Принципах политической экономии» (Principles of Political Economy, 1820) простым смешением идей или удивительно проницательным предвидением проблемы недостаточности эффективного спроса. Роберт Мальтус родился в 1766 году, за 10 лет до публикации Смитом «Богатства народов», и всегда считал себя учеником Адама Смита. Получив частное образование, он поступил в Колледж Иисуса в Кембридже и окончил его в 1788 году с ученой степенью по математике. Мальтус принял духовный сан в 1797 году и в течение непродолжительного периода держал небольшой приход. Он женился в 1805 и вскоре после того был назначен профессором современной истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской компании в Хейлибери, первое назначение такого рода в Англии. Он умер в 1834 году, в год отмены старого Закона о бедных и принятия нового, который, можно сказать, был вдохновлен его произведениями. Помимо своего «Опыта о законе народонаселения и его воздействии на будущее улучшение общества» (Ап Essay on the Principle of Population, As It Affects the Future Improvement of Society, 1798), он издал ряд менее значительных, но существенных публикаций по экономическим вопросам, например, «Исследование о природе и возрастании ренты» (An Inquiry into the Nature and Progress of Rent, 1815), «Мера ценности: изложение и пояснения» (The Measure of Value Stated and Illustrated, 1823) и «Определения в политической экономии» (Definitions in Political Economy, 1827). Литература D.V. Glass (ed.), Introduction to Malthus (Watt, 1953); G.F. McCleary, The Malthusian Population Theory (Faber & Faber 1953); P. James, Population Malthus: His Life and Times (Roudedse & Kegan Paul, 1979). См.также: Т.Р. Мальтус. «Опыт народонаселения …» Экономическая теория (Д.Р. Уэйр. Теория народонаселения Мальтуса) |
#162
|
||||
|
||||
![]()
http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/maltus.php
Мальтус (Malthus) Томас Роберт (родился 1766 – умер 1834) – английский священник, экономист и демограф. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798; русский перевод, т. 1-2, 1868) сформулировал закон народонаселения, базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи в настоящее время указывают на то, что природа «сводит счеты» с человечеством за чрезмерное его размножение происходящим загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на механизм обратной связи между природой и человеком. Философский энциклопедический словарь. 2010. МАЛЬТУС Томас Роберт (1766-1834) — английский мыслитель, экономист, священник. Стал широко известен благодаря сочинению «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода». Мальтус сформулировал надысторический закон народонаселения, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, в то время как средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии, что создает основу для классовых противоречий и социальных проблем (нищета, голод, преступность, войны). Причина перенаселения и недостатка средств существования, по Мальтусу, коренится в абсолютных и вечных законах природы, а также в «чрезмерной плодовитости» бедняков. Пытаясь обосновать тезис, согласно которому возможности производства продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на «закон убывающего плодородия почвы». Он выступал против правительственной помощи беднякам, которая, по его мнению, лишь обостряет проблему перенаселения. Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Его позднейшей модификацией явилось неомальтузианство, усматривающее трагедию будущего человечества в «мировом кризисе перенаселения», следствием чего уже является разрушение окружающей среды и экологический кризис. В связи с этим представители неомальтузианства (У.Томпсон, Г.Ражо, Э. Ист и др.) призывают к сокращению рождаемости с целью добиться «оптимума населения», к отказу от индустриализации и преобразования хозяйства развивающихся стран. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 206-207. Мальтус (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей – 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) – английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходский священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери. Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчеркивался его вклад в «политическую философию» (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение «влияния реформаций и революций» на нравы, мораль и религию, определяющие «характер нации» и т.д.). Научное и философское мировоззрение Мальтуса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17–18 вв. (Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах «прав человека», «достижения всеобщего благоденствия», научного и общественного прогресса – вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д.Юма, А.Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э.Бёрка (идеи, идеалы и практика раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах. Для обоснования «закона народонаселения» (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нем) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: Р.Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием популяционных перемен), сэра Дж.Стюарта, Дж.Таунсенда и др. Однако суть, направленность и цель первой анонимной публикации Мальтуса («Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей», Лондон, 1798. Предисловие датировано 7 июня 1789) глубже и серьезнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: 1) пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу – неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределенных основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объема популяции так, что первое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе – в геометрической; позднее он отошел от этого жесткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что проблема гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, ее усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселенности (этот термин Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях вопрос о формах (разрушительные, т.е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т.е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нем как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, экология, география человека, популяционная статистика, социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: «Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое счастье; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют». В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта «наука обнаруживает бо́льшую близость к наукам о морали и политике, чем к математике». Его труд «Принципы политической экономии» (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д.Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценен Дж.М.Кейнсом, который включил Мальтуса в число самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж.Милль и Дж.С.Милль, Ч.Дарвин, А.Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, «попом», продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. «Абстрактный закон населения существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек» (Маркс К. Капитал, т. 1. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 64 и др.). П.М. Кожин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 486-487. Далее читайте: Мальтузинаство, социологическая доктрина. Сочинения: Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. – В кн.: Антология экологической классики. М., 1993, с. 3–134; The Works of Thomas Robert Malthus, ed. by Ε. Α. Wrigley, D.Souden. L, 1986, v. 1–8. Литература: Риккардо Д. Примечания к книге г-на Мальтуса «Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения». – В кн.: Риккардо Д. Соч., т. 3. М., 1955, с. 95–291; Туган-Барановский М. Очерки из новейшей истории политической экономии (Смит, Мальтус, Рикардо и т.д.). СПб., 1903, с. 62–75; Winch D. Malthus. Oxf., Ν. Υ., 1987. |
#163
|
||||
|
||||
![]()
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanita...AS_ROBERT.html
МАЛЬТУС, ТОМАС РОБЕРТ (Malthus, Thomas Robert) (1766–1834), английский экономист. Родился в Рукери близ Доркинга в Суррее 15 или 17 февраля 1766. Получил начальное образование дома, под наблюдением отца, друга Дэвида Юма и почитателя Ж.Ж.Руссо, окончил Джизас-колледж Кембриджского университета (1788). Был избран членом совета Джизас-колледжа в 1793 и посвящен в духовный сан в 1797, приняв приход в Олбери (графство Суррей). В 1798 анонимно опубликовал труд Опыт о законе народонаселения (полное название – Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей (An Essay on the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society, with remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M.Condorcet, and other Writers), который сразу же сделал его автора знаменитым. Труд этот вырос из дискуссий с отцом относительно идей маркиза де Кондорсе и У.Годвина. В 1803 вышло второе, дополненное издание этого труда (последнее шестое, также дополненное, издание вышло в 1826). После женитьбы в 1804 Мальтус занял должность профессора истории и политической экономии колледжа Ост-Индской компании в Хейлибере (графство Хартфордшир), где работал до конца жизни, отклонив приглашение стать викарием Эффингема в Суррее. К 1811 относится начало его дружбы с Давидом Рикардо. К этому же периоду относится публикация целого ряда трактатов Мальтуса по экономике, в частности Исследования природы и возрастания ренты, а также регулирующих ее принципов (An Inquiry into the Nature and Progress of Rent, and the Principles by which it is Regulated, 1815); Основания для мнения относительно запрета импорта иностранного хлеба (Grounds of an Opinion on the Policy of Restricting the Importation of Foreign Corn, 1815). В 1819 Мальтус был избран членом Королевского общества, в 1833 – членом Французской Академии. В 1831 он основал Клуб политической экономии, а в 1834 содействовал созданию Лондонского (впоследствии Королевского) статистического общества. В 1820 был опубликован его второй значительный труд – Принципы политической экономии с точки зрения их практического применения (Principles of Political Economy Considered with a View to Their Practical Application). Умер Мальтус близ Бата (графство Сомерсет) 23 декабря 1834. Идеи Мальтуса. В эпоху Мальтуса был принят «оптимистический» взгляд на развитие общества, и многие экономисты были убеждены, что рост народонаселения является благоприятным процессом, обеспечивающим мощь государства. Мальтус предложил диаметрально противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, и рост этот идет быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием. В первоначальной формулировке Мальтуса, численность населения увеличивается в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т.д.), а производство продуктов питания – в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.). По Мальтусу, именно этот разрыв и является причиной многих общественных бед – бедности, голода, эпидемий, войн. В дальнейшем Мальтус предложил несколько другое видение ситуации: рост населения постоянно приближается к пределу, на котором оно все же может существовать, и удерживается на этом уровне, т.к. начинаются голод, войны и болезни. Во втором издании Опыта Мальтус предложил практические меры, позволяющие бороться с последствиями «естественного закона народонаселения» (отказ от вступления в брак малообеспеченных людей, соблюдение строгих норм морали до вступления в брак, отказ от программ социальной помощи бедным), однако выступал против контроля над рождаемостью, полагая, что, если бы супружеские пары имели возможность легко ограничивать число детей, первичный стимул к социально-экономическому прогрессу оказался бы утраченным: люди стали бы вести праздный образ жизни и в обществе наступил бы застой. По той же причине Мальтус считал неприемлемыми правовые ограничения на вступление в брак. Неэффективна, по Мальтусу, и политика поощрения эмиграции, которая может принести пользу лишь в том случае, если люди будут практиковать воздержание; в противном случае отток населения будет быстро восполнен высоким уровнем рождаемости. (В дальнейшем идея контроля над рождаемостью как средства борьбы с непропорциональным увеличением количества населения стала играть главную роль в концепции т.н. неомальтузианства.) Второй идеей, получившей развитие в 20 в. в трудах выдающегося экономиста Дж.М.Кейнса, стала концепция т.н. «эффективного спроса», согласно которой бережливость или отсутствие средств к существованию сами по себе являются барьером на пути экономического роста, лишая стимулов производство, а наилучшим способом развития экономики является установление правильного баланса между производством и потреблением; последнее должно, как и производство, регулироваться средствами, создающими сильные мотивы для повышения уровня потребительского спроса (прежде всего тех слоев населения, которые сегодня можно было бы назвать средним классом). ![]() The Warren J. Samuels Portrait Collection at Duke University ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС Литература Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения, тт. 1–2. СПб, 1868 |
#164
|
||||
|
||||
![]()
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C...BC%D0%B0%D1%81
Материал из Википедии — свободной энциклопедии ![]() Томас Роберт Мальтус Thomas Robert Malthus английский учёный Род деятельности: экономист, эссеист, статистик, демограф, англиканский священник и социолог Дата рождения: 13 февраля 1766 Место рождения: имение Рукери, Суррей, Англия Страна: ![]() Flag of the United Kingdom.svg Великобритания Дата смерти: 23 декабря 1834 (68 лет) Место смерти: Бат, Сомерсет, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии Commons-logo.svg Томас Роберт Мальтус на Викискладе То́мас Ро́берт Ма́льтус (англ. Thomas Robert Malthus, своё среднее имя он обычно опускал; 1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. Содержание 1 Биография 1.1 Научная деятельность 2 Теория народонаселения 2.1 Положения теории 2.2 Последователи и развитие 2.3 В культуре 3 См. также 4 Литература 4.1 Переводы на русский язык 4.2 Библиография 5 Примечания 6 Ссылки Биография Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник»), Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 году Томас поступил в колледж Иисуса Кембриджского университета, где изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. После окончания колледжа в 1788 году был посвящён в духовный сан англиканской церкви, что в те времена не требовало даже формальной веры в Бога, и получил место второго священника в сельском приходе. В 1793 году стал преподавателем колледжа Иисуса и оставался им до своей женитьбы (условием членства в колледже было безбрачие). В 1796 стал священником в городке Олбери (Суррей), в Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями. В 1804 году Мальтус женился — в этом браке родилось трое детей. В 1805 году получил кафедру профессора истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, также исполнял в колледже обязанности священника. На протяжении всей своей жизни Мальтус жил очень скромно, чтобы не сказать бедно, но последовательно и принципиально отказывался как от высоких государственных должностей, которые ему предлагало правительство, так и от церковной карьеры, считая главным делом своей жизни научную работу. Мальтус скоропостижно скончался 23 декабря 1834 года от болезни сердца и был похоронен в аббатстве города Бат. Научная деятельность ![]() Essay on the principle of population, 1826 В 1798 году он опубликовал свою книгу Essay on the Principle of Population («Очерк о законе народонаселения»). Основные последующие сочинения: «Observations on the Effects of the Corn Laws» (1814) — в защиту хлебных законов; «An Inquiry into the Nature and Progress of Rent» (1814) — теория земельной ренты в основных чертах сходная с позднее развитой теорией Давида Рикардо; «Принципы политической экономии» (1820) — в основном содержит полемику с Рикардо и Сэем, доказывается возможность общего перепроизводства товаров и даётся объяснение промышленным кризисам. Мальтус был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем Клуба Политической Экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества. Теория народонаселения Положения теории Три основных тезиса «Очерка о законе народонаселения»: Из-за биологической способности человека к продолжению рода, его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов. Народонаселение строго ограничено средствами существования. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод). Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической. Минусы теории с современной точки зрения: Мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов). Мальтус не принимает во внимание механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к демографическому переходу. Однако во времена Мальтуса это явление наблюдалось только в крупных городах, в которых проживало меньшинство населения, тогда как в настоящее время оно охватило целые континенты (в том числе все без исключения развитые страны). Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов. Вместе с тем, теория Мальтуса достаточно корректно описывает закономерности экономико-демографической динамики доиндустриальных обществ. Последователи и развитие Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии[1][2], во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста. Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведёт к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении. Сдерживание роста населения объяснялось естественными препятствиями (война, голод, мор), высокой смертностью; превентивным фактором (аборт, детская смертность), уменьшением темпов рождаемости. Проявление «нищеты и порока» «Моральные ограничения» — увеличение возраста вступления в брак, строгие сексуальные воздержания до брака. Однако сам Мальтус, как и остальные люди эпохи, считал меры по ограничению рождаемости делом крайне греховным. (несколько десятилетий после, мальтузианцы, выступали за ограничение рождаемости, оправдываясь его теорией). Но в первой четверти XX века, «принцип перенаселения» Мальтуса, уступил место «недонаселённости» Кейнса. После Второй Мировой войны теория Мальтуса вновь стала популярной в развивающихся странах. Идеи Мальтуса получили развитие в неомальтузианстве. Они были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства». В культуре Мальтузианству, самому Мальтусу и пищевым проблемам посвящена песня The Great Cull рок-группы Killing Joke, вышедшая в составе их альбома Absolute Dissent. См. также Мальтузианская ловушка Социальный дарвинизм Литература Переводы на русский язык Опыт о законе народонаселения или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода, с приложением нескольких исследований о надежде на отстранение или смягчение причиняемого им зла. СПб.: типография И. И. Глазунова, 1868. Опыт о законе народонаселения(недоступная ссылка с 26-06-2013 (1005 дней)). Петрозаводск: Петроком, 1993 (Шедевры мировой экономической мысли. Т. 4). Библиография Аникин А. В. Мальтус и мальтузианство // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — С. 266-274. — 384 с. — 50 000 экз. Блауг М. Мальтус, Томас Роберт // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 187-190. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9. Блауг М. Теория перепроизводства Мальтуса // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 150-160. — XVII, 627 с. — ISBN 5-86461-151-4. Василевский Е. Г. Т. Р. Мальтус // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1988. — Т. II. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса. — 574 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1. Люксембург Р. Глава четырнадцатая. Мальтус // Накопление капитала: Том I и II. — 5-е изд. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — С. 148-152. — XLIV, 463 с. Мальтус Томас Роберт / Судоплатов А. П. // Ломбард — Мезитол. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 15). Туган-Барановский М. И. Мальтус // Очерки из новейшей истории политической экономии: (Смит, Мальтус, Рикардо, Сисмонди, историческая школа, катедер-социалисты, австрийская школа, Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Прудон, Родбертус, Маркс). — СПб.: Изд. журнала «Мир божий», 1903. — С. 61-74. — X, 434 с. Туган-Барановский М. И. Мальтус, Томас-Роберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Примечания ↑ Irmi Seidl, Clem A Tisdell. Carrying capacity reconsidered: from Malthus’ population theory to cultural carrying capacity // Ecological Economics. — 1999. — Vol. 31, no. 3. — С. 395–408. ↑ Dov Ospovat. Darwin after Malthus // Journal of the History of Biology. — 1979. — Vol. 12, no. 2. — С. 211-230. — DOI:10.1007/BF00124192. Ссылки Биография и библиография Т. Мальтуса (недоступная ссылка с 28-09-2013 (911 дней)) (en.) Опыт закона о народонаселении. Нефедов С. А. Концепция демографических циклов. Теория Мальтуса: Новый взгляд. Что такое мальтузианская ловушка? |
#165
|
||||
|
||||
![]()
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C...BC%D0%B0%D1%81
Материал из Википедии — свободной энциклопедии ![]() Thomas Mun Дата рождения: 17 июня 1571 или 17 июня 1571 Место рождения: Лондон, Королевство Англия Дата смерти: 21 июля 1641 (70 лет) Место смерти: Лондон, Королевство Англия Страна: ![]() Flag of the United Kingdom.svg Великобритания Научная сфера: экономика То́мас Ман (иногда Мэн, Мен, англ. Thomas Mun; 17 июня 1571, Лондон — 21 июля 1641) — английский экономист, меркантилист. Работал в Англии и Европе с 1620 до 1641 года. Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. «Надо продавать по возможности дёшево, лишь бы не терять сбыта…» Ман выдвинул идею, положенную в основу количественной теории денег: увеличение денег в стране находится в зависимости от торговли. В связи с этим рассматривал деньги не только как сокровище, но и как средство обращения и капитал. Богатство рассматривается в его денежной форме как запасы драгоценного металла. Как отдельный торговый капиталист пускает в оборот деньги, чтобы извлечь их с приращением, так страна должна обогащаться путем торговли, обеспечивая превышение вывоза товара над ввозом «… продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы у них покупаем…». Развитие производства рассматривается как средство расширения торговли. Ссудный процент рассматривается как зависимый от торговли, а ссудный капитал — от торгового. Ман категорически выступал против регулирования нормы ссудного процента законодательным путем. Экономическая политика, которую предлагал Т. Ман, получила в дальнейшем название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. В общем виде эта политика сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта и меры, направленные на достижение этого результата, остаются неизменными по сей день. К ним относятся: протекционистские тарифы на импортируемые товары, квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т.д. Безусловно, эти меры не могут быть реализованы без поддержки государства, именно поэтому представители как раннего, так и позднего меркантилизма считают само собой разумеющимся активное вмешательство государства в экономические процессы. Но протекционизм у Т. Мана ограничен, он не требует от правительства заменить весь импорт внутренним производством; он даже допускает косвенное стимулирование импорта, когда говорит: ...правильной политикой и выгодной для государства будет допускать, чтобы товары, изготовленные из иностранного сырья, вывозились беспошлинно. Эти производства дадут работу множеству бедного народа и сильно увеличат ежегодный вывоз таких товаров за границу, благодаря чему увеличится ввоз иностранного сырья, что улучшит поступление государственных пошлин... Между прочим, из этой фразы можно сделать выводы, что поздние меркантилисты понимали, что борьба государства с рынком непродуктивна (запрет импорта нанесет больший ущерб экономике, чем открытие внутреннего рынка); что у международной торговли есть какие-то невидимые законы, более сильные, чем государственная политика (они правда не поняли, что эти законы лежат в области производства и не исследовали их); что национальные экономики развиваются по пути специализации производства; что международное разделение труда способно приносить выгоду. Сочинения «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства». Литература Аникин А. В. Томас Ман: стратег торговли // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — С. 42-46. — 384 с. — 50 000 экз. Блауг М. Ман, Томас // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 191-194. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9. Мен Томас / Мордухович Л. М. // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16). Мэн, Томас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Ссылки Биография Т. Мана |
#166
|
||||
|
||||
![]()
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C...84%D0%BE%D0%BD
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Ханс Карл Эмиль фон Мангольдт Hans Carl Emil von Mangoldt Дата рождения: 9 июня 1824 Место рождения: Дрезден Дата смерти: 16 апреля 1868 (43 года) Место смерти: Висбаден Страна: Германия Научная сфера: экономика Альма-матер: Лейпцигский университет Ханс Карл Эмиль фон Мангольдт (нем. Hans Carl Emil von Mangoldt; 9 июня 1824, Дрезден - 16 апреля 1868) — немецкий экономист, разработал теорию предпринимательской прибыли. Учился в Лейпцигском университете. Служил в качестве профессора в Геттингене и Фрайбурге. Основные произведения «Учение о предпринимательской прибыли» (Die Lehre vom Unternehmergewinn, 1855). «Учение о народном хозяйстве» (Volkswirtschaftslehre, 1868). Литература Блауг М. Мангольдт, Ганс Карл Эмиль фон // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 195-197. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9. Струве П. Б. Мангольдт, Ганс-Карл-Эмиль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Ссылки Биография Х.фон Мангольдта |
#167
|
||||
|
||||
![]()
http://seinst.ru/page772/
Mangoldt, Hans Karl Emil von (1824 — 1868) Экономическая мысль в Германии в XIX веке лишь постепенно поддавалась чарам исторической школы. В первой половине столетия отдавалась дань романтическому национализму Адама Мюллера (1779-1829), либеральному национализму Листа, государственному социализму Карла Родбертуса (1805-75) и Фердинанда Лассаля (1825-64), а также более абстрактным учениям немецких классических экономистов, таких, как Тюнен, Карл Генрих Рау (1792-1870), Фридрих Вильгельм фон Герман (1795-1868). Но самым выдающимся из них был Карл Эмиль фон Мангольдт. Эта немецкая классическая школа происходила частично от Адама Смита, частично от французской теории полезности XVIII века, представленной Галиани; большинство идей Рикардо было отвергнуто, но теория народонаселения Мальтуса и теория сравнительных затрат была сохранена; концепция ренты была обобщена и применена ко всем факторам производства; вознаграждение факторов было признано зависящим от предельных доходов в той же степени для труда и капитала, как и для земли; и особый акцент был сделан на прибыль предпринимателя как на особую форму дохода наряду с заработной платой, процентом и рентой. Мангольдт родился в Дрездене в 1824 году. Он изучал право и политологию в университетах Лейпцига, Женевы и Тюбингена, получив докторскую степень в Тюбингене в 1847 году. В течение нескольких лет он занимал правительственный пост, с которого был вынужден уйти в отставку в связи с тем, что выражал либеральные политические взгляды. Затем он редактировал газету, и это тоже привело к его отставке по политическим причинам. Публикация первой важной работы Мангольдта, «Теория предпринимательской прибыли» (Die Lehre von Unlemehmergezuinn, The Doctrine of Entrepreneurial Gain, 1855), привела его, наконец, к академическому посту в Геттингенском университете. Unternehmergewinn (предпринимательство) было термином Тюнена, которым тот обозначал особые компоненты прибыли. Монография Мангольдта развила анализ Тюнена до исчерпывающей классификации различных элементов дохода предпринимателя. В 1862 году Мангольдт перешел во Фрайбургский университет на пост профессора политологии и политической экономии. Годом позже он издал свою главную работу, «Основные принципы политической экономии» (Grundriss der Volkswirthschafrslehre; Outline of Political Economy, 1863), из которой только одна глава была переведена на английский язык. Это был исчерпывающий, но очень сжатый труд, который выделяется не только новаторской трактовкой формирования цен, но также щедрым использованием графиков, в том числе изображающих пересечение кривых спроса и предложения, как у Маршалла. Несомненно, Курно, Дюпюи и Госсен опубликовали свои идеи до Мангольдта, но нет никаких свидетельств, что Мангольдт что-либо знал об их работах. Мангольдт выводил нисходящую кривую спроса на том основании, что «потребительная ценность каждой следующей единицы продукта будет всегда тем меньше, чем большее его количество уже имеется». Также он изображал три кривые предложения: горизонтальную линию, представляющую случай постоянных затрат; обратной L-формы, представляющую случай постоянных затрат до некоторого жестко лимитированного объема предложения; и кривую (U-формы, представляющую случай экономии от масштаба с последующей дизэкономией от масштаба. В последнем случае он объяснил, что нижний предел рыночной цены будет задан «затратами на последнюю единицу продукции или максимальными необходимыми затратами производства». Мангольдт следовал за Тюненом не только в его анализе предпринимательской прибыли, но также и в использовании предельной теории производительности для определения вознаграждения факторов производства: уровень заработной платы определяется «предполагаемой отдачей от наименее производительной, то есть предположительно последней примененной единицы труда». Аналогично, «чистый доход последней использованной единицы капитала определяет процентную ставку». Кроме того, «Основные принципы» Мангольдта содержали весьма глубокие идеи из области монетарной экономики, в частности, удивительно ясное предвосхищение объяснения Викселем циклических колебаний в терминах соотношения между «естественной» и «рыночной» ставкой процента. Книгу Мангольдта высоко оценили Эджуорт и Маршалл, но на родине его работы не были широко известны. Мангольдт умер в 1868 году в возрасте 44 лет, его карьера как экономиста продолжалась всего 15 или 16 лет. Литература Е. Schneider, Mangoldt, Hans Karl Emil von, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 9, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); K.H. Hennings, The Transition from Classical to Neoclassical Economic Theory: Hans Von Mangoldt, (Kyklos, 33(4), 1980). |
#168
|
||||
|
||||
![]()
http://seinst.ru/page545/
![]() Mandeville Bernard (1660 — 1733) Одной из популярных доктрин XVIII века было предположение о том, что эгоистичные импульсы человека, несмотря на эгоистичность, работают на общее благо, потому что внутреннее чувство моральной справедливости удерживает эти импульсы под контролем, не сознательно, а подсознательно как часть Божественного Плана. Эта идентификация частных добродетелей с общественными была разрушена публикациями «Басен о пчелах» (The Fables of the Bees, 1714-29) под саркастическим подзаголовком «Частные пороки, общественные выгоды» (Private Vices, Public Benefits) Бернардом Мандевилем, голландским врачом, который приехал в Англию, когда ему было 29 лет. Скандальный аргумент Мандевиля был прост: личный интерес на самом деле был моральным пороком, который, однако, способствовал экономическому процветанию, а значит, и общественным выгодам как непреднамеренные последствия действий, предпринимаемых исключительно по частным и порочным причинам. Короче говоря, имелась гармония частных и общественных интересов, но не благодаря Божественному Провидению, а из-за того, что Адам Смит позднее назвал “невидимой рукой”, направляющей каждого индивида, чтобы способствовать процессу, который не был частью его намерения. Сатира Мандевиля — общество как улей, производящий мед, хотя каждой пчелой движет жадность и жажда — была преднамеренно сделана такой обидной, чтобы содействовать пересмотру традиционных воззрений: потребление предметов роскоши ради привлечения к себе внимания, мода на импортные вещи, преступления, и даже естественные бедствия, такие, как лондонский пожар 1666 года — все это стимулирует «разделение труда» (division of labour, термин Мандевиля) и способствует оживленной торговле и полной занятости, а такие предполагаемые достоинства, как бережливость и милосердие, способствуют обеднению и стагнации. «Басня о пчелах» широко обсуждалась в XVIII столетии и критиковалась всеми ведущими мыслителями. Нет сомнений, что именно о ней думал Адам Смит, когда писал «Богатство народов». И все же он принял основу доктрины Мандевиля о непреднамеренных социальных последствиях, хотя в основном отверг ее форму. Мандевиль утверждал, что «частные пороки искусным управлением опытного политического деятеля могут быть обращены в общественные выгоды», и в его работах меркантилистская вера в важность поддержания благоприятного торгового баланса заглушает время от времени звучащие намеки на принцип невмешательства государства в экономику. Смит, напротив, считал, что именно механизм конкуренции, а не мудрость политических деятелей обращает частные пороки в общественные выгоды. Литература М.М. Goldsmith, Mandeville, Bernard, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 9, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968); P. Harth, Introduction, The Fable of the Bees by Mandeville (Penguin Books, 1970). |
#169
|
||||
|
||||
![]()
http://great_philosophers.academic.r...B0%D1%80%D0%B4
(1670- 1733) английский философ, француз по происхождению. Окончил Лейденский университет в Голландии, где получил диплом врача. С 1700 г. жил в Англии, в Лондоне, занимался врачебной практикой, специализируясь по нервным болезням. Им написана работа, посвященная истерическим и ипохондрическим заболеваниям. Прославился же Мандевиль своим единственным произведением - «Басней о пчелах». В основу этого труда положен памфлет в стихах, опубликованный в 1705 г. под названием «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными». Затем эта поэма была переиздана с прибавлением к ней комментария и других произведений Мандевиля - «Исследования о происхождении моральной добродетели», «Исследования о природе общества» и др. Произведение Мандевиля имело огромную популярность в Англии и многократно переиздавалось под названием «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - благо для общества». В своей басне Мандевиль нарисовал картину общества, которое соединяет в себе роскошь и нищету, праздность и расточительность и тяжелый труд. Для этого он использует аллегорию, изображая жизнь пчелиного улья, в котором все продается и покупается. Все пороки, какие только известны человечеству, господствуют в нем. Однако именно эти пороки и дают возможность процветать улью, «пороки частных лиц» выступают источником общественного благосостояния. И вот в один прекрасный день все пчелы этого улья стали честными, вместо пороков появились добродетели. Все это привело к коренным изменениям в улье: из улья ушло богатство, и он зачах. Таким образом, мораль «Басни» заключалась в выводе, что пороки - необходимое состояние общества. Объективно «апология пороков», развернутая Мандевилем, была направлена на разоблачение господствовавшей в то время морали, на показ того, как лицемерие и ханжество английских буржуа прикрывало их подлинное лицо - стремление к богатству и прибыли. Мандевиль написал сатиру на систему общественных отношений современной Англии. В «Комментариях» к поэтической басне Мандевиль еще дальше развивал свои главные мысли о власти пороков и их необходимости для общества. Он полагал, что присущие человеческой природе эгоистические черты сделали человека общественным существом. «Самыми необходимыми качествами, - писал он, делающими человека приспособленным к жизни в самых больших и, по мнению всего света, самых счастливых, самых процветающих обществах, являются его наиболее низменные и отвратительные свойства» [Басня о пчелах. М., 1974. С. 45]. Мандевиль подчеркивает неотделимость пороков от жизни общества, их необходимость для его развития. Он делает вывод о необходимой и важной роли зла в развитии общества: «То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем» [Басня о пчелах. С. 329]. В то же время Мандевиль не выступает защитником пороков как таковых, он лишь указывает тенденцию общественного развития. Он писал: «Я далек от того, чтобы поощрять порок, и думаю, что если бы можно было полностью изгнать из государства грех нравственной нечистоплотности, то это было бы для него невыразимым счастьем, но я боюсь, что это невозможно» [Басня о пчелах. С. 109]. В противоположность Шефтсбери Мондевиль утверждал, что «моральное чувство», не носит прирожденный характер, оно есть продукт общественной жизни. Законодатели и мудрецы изобрели мораль для того, чтобы люди могли сдерживать свои стремления и согласовывать их с социальными потребностями, и научили людей различным нравственным понятиям, таким, как стыд, честь, добродетель, порок. Так, добродетель обозначало все то, что связано со стремлением к благу других и обузданию своих собственных аффектов. Пороком назвали все то, что человек делает для удовлетворения своих желаний, игнорируя общественные интересы. Законодатели, по мысли Мандевиля, получили из всего этого большую пользу, так как при помощи морали смогли управлять «огромным количеством людей с большой легкостью и безопасностью» [Басня о пчелах. С. 69]. Концепция Мандевиля содержит в себе много верного. Он вскрыл глубинные психологические причины поведения людей и роль моральных качеств людей в развитии общества. Идеи Мандевиля получили свое дальнейшее развитие в трудах позднейших философов, хотя сначала вызвали бурную полемику. Идеи о роли зла в истории в дальнейшем разрабатывал Гегель. Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. Л. В. Блинников. 1999. |
#170
|
||||
|
||||
![]()
http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/mandevil.php
Мандевиль Бернард (1670—1733) — английский философ-моралист. Известен своей «Басней о пчелах» (1705) — острой сатирой на современное ему общество. В ней изображена жизнь улья, в котором процветают пороки и каждый обитатель заботится лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел, Юпитер делает всех их честными. Это приводит к разорению улья. Мандевиль, таким образом, первым высказал идею, в дальнейшем развитую Гегелем, о неизбежности и даже полезности зла в условиях социального неравенства, направленную против взглядов Шефтсбери. Мандевиль ясно видел, что богатство нации в буржуазном обществе покоится на бедности трудящихся. Мандевиль оказал большое влияние на позднейших философов и экономистов (Гельвеций, А. Смит и др.). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 238-239. МАНДЕВИЛЬ Бернард де (1670- 1733) — английский философ-деист, моралист, испытал влияние идей Гоббса и Локка. Автор «Басни о пчелах», одной из самых нашумевших книг своего времени. Мандевиль свое представление о состоянии современного общества воплотил в образе пчелиного улья. В этом обществе-улье все сословия стремятся к удовлетворению своих эгоистических, зачастую порочных влечений. Тем не менее общество процветает: порочные устремления стимулируют активность его членов, действующих «хитростью» — обманом, лицемерием — чтобы добиться достижения своих целей. Зевс, уступая многочисленным просьбам, сделал всех добродетельными. Возникшая в улье тяга к честности привела к деградации общества, ибо пчелы перестали стремиться к новшествам, утратили эгоистические амбиции. Никто не воровал, не обманывал, все платили долги. Полиция бездействовала, конкуренция во всех сферах жизни исчезла. Мандевиль в наглядной форме сформулировал проблему несовместимости общественного и личного, справедливости и стремления к обогащению, предприимчивости и добродетели. Невозможно развитие общества без частного интереса, без эгоистической устремленности его членов. Трезвый взгляд Мандевиля на общество и человека был своего рода прозрением, развенчивающим социальные утопии будущего. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 211. Мандевиль (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт – 21 января 1733, Лондон) – английский философ, психолог и писатель-моралист. Родился в Голландии в семье потомков французских эмигрантов. Учился в эразмианской школе в Роттердаме (1678–85) и в Лейденском университете (1685–91), получив по его окончании степень доктора медицины. С сер. 1690-х гг. постоянно жил в Лондоне, занимался врачебной практикой и литературной деятельностью. Основное произведение Мандевиля – «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц – Блага для общества» (1714, 1723, 1724, рус. пер. 1974). Оно выросло из его иронической поэмы «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» (1705, рус. пер. 2000), аллегории, в которой дан сатирический образ общества, процветающего благодаря порокам его членов, и пришедшего в упадок, как только в нем восторжествовало благонравие. Первое издание «Басни...» (1714), кроме поэмы, содержало обстоятельные комментарий к ней и трактат «Исследование о происхождении моральной добродетели». Мандевиль полагает, что в природе человека нет непосредственного нравственного начала, в ней бурлят эгоистические, низменные влечения и аффекты. Систему морали создало искусство политиков, приучивших людей преодолевать свои естественные влечения и аффекты из стыда, страха и гордости. Во 2-е издание (1723) вошли еще две работы – «Опыт о благотворительности и благотворительных школах» и «Исследование о природе общества». Последняя содержала критику этики «естественного нравственного чувства» Шефтсбери и обсуждение вопроса о начале зла. Проблема зла, обычно рассматривавшаяся как религиозно-этическая и метафизическая, у Мандевиля переосмысливается в социально-экономическую: он ставит вопрос о продуктивном значении зла для прогресса и самого существования общественной жизни. Как моральное, так и физическое зло (т.е. недостатки и пороки людей, неблагоприятные для них силы природы) Мандевиль принимает за тот основной побудительный мотив, который делает людей социальными существами и является залогом их успехов в хозяйственной деятельности, в искусствах и науках. С 1723 вокруг «Басни...» разгорелась полемика. Начало положило заявление присяжных большого жюри графства Мидлсекс, осудившего книгу как безнравственную и опасную для религии и общества. В 3-м издании «Басни...» (1724) Мандевиль поместил свой ответ на это заявление. Но защищать книгу и разъяснять свои взгляды ему пришлось еще не раз: и во втором томе «Басни...» (1729), и в «Письме к Диону» (1732) – Джорджу Беркли, критиковавшему Мандевиля в своем сочинении «Алкифрон, или Мелкий философ». Предостерегая от неверного толкования своей концепции, Мандевиль подчеркивал, что пороки частных лиц складываются во благо общественного целого лишь в условиях правового политического управления, для которого законы имеют то же значение, что «жизненные духи» для тел одушевленных существ. Мандевиль стоял за светское государство и отвергал вмешательство духовенства в государственные дела. Христианская добродетель несовместима с мирским преуспеянием и величием, и мирским амбициям духовенства может служить лишь извращенное христианство. Эти идеи, как и свои соображения в защиту веротерпимости, Мандевиль изложил в книге «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» (1720). Государство в целом не может быть связано с какой-либо религией. Законодатель призван лишь узаконить христианскую религию, обеспечить свободу ее исповедания и защитить от любых нападок. Вопрос же о сущности христианской веры остается частным делом каждого человека. Как психолог Мандевиль придерживался концепции аффективной природа человека: в комментариях к «Возроптавшему улью...» он дал много примеров остроумного анализа человеческого поведения и сознания в понятиях этой теории. У него есть и специальное сочинение «Трактат об ипохондрических и истерических страстях» (1711). «Басня о пчелах...» занимает видное место как в истории английской философии и литературы 18 в., так и в идеологии Просвещения в целом. Как заметил Ф.Ланге, положение, что пороки служат общему благу, было некоторым образом тайной статьей Просвещения, которая редко упоминалась, но никогда не забывалась. А.Л. Субботин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 488-489. Далее читайте: Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Великобритании (биографический указатель) Сочинения: The Fable of the Bees: or, Private Vices, Publick Benefits, ed. by F.B.Kaye, vol. 1–2. Oxf., 1924; Free Thought on Religion, the Church and National Happiness. Stuttg.–Bad Cannstatt, 1969; Басня о пчелах. M., 2000. Литература: Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. М., 1986; Cook R.I. Bernard Mandeville. N. Y., 1974; Horne T.Α. The social thought of Bernard Mandeville. L., 1978; Monro H. The ambivalence of Bernard Mandeville. Oxf., 1975. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|