![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://историк.рф/history_day/20-%D0...-%D0%B3%D0%B5/
Семерым лётчикам присвоено новое звание — Героев Советского Союза. Вспомним их поимённо. Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Маврикий Слепнёв, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Все они участвовали в спасении экипажа парохода «Челюскин». Этот подвиг прогремел на весь мир как триумф воинской доблести и технических достижений Советского Союза. Все 104 человека, два месяца зимовавшие на льдине, были спасены. Опасные перелёты по спасению челюскинцев, 24 рейса, прошли на удивление успешно: не погиб ни один человек. За помощь при спасении челюскинцев ордена Ленина были удостоены и двое американских бортмехаников, Клайд Армстед и Уильям Левери. Медаль «Золотая звезда» №1 получил Анатолий Ляпидевский, который первым на самолёте АНТ-4 обнаружил лагерь челюскинцев. Имена первых Героев Советского Союза в нашей стране знал каждый мальчишка. Вся страна чествовала героев. ![]() |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/society/fashion...-cheljuskin-0/
09 ноя 2014 в 14:00 Общество » Наследие » Россия ![]() Восемьдесят один год назад, 5 ноября 1933 года, пароход "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море. Начался его беспримерный ледовый дрейф. Итогом этой эпопеи стало спасение челюскинцев и… учреждение звания Героя Советского Союза. Первыми советскими официальными героями как раз и стали полярные летчики, которые впервые в мире спасли на самолетах в таких высоких широтах терпящих бедствие членов экспедиции на "Челюскине". Первыми, кто был удостоен звания Героя Советского Союза, стали 20 апреля 1934 года полярные летчики Анатолий Ляпидевский (медаль "Золотая Звезда" № 1), Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Их наградили именно за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода, который вышел в тот рейс с целью пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию. 16 июля 1933 года "Челюскин" под командованием знаменитого уже тогда полярного капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Севморпути. Планировалось, что на трудных участках пути "Челюскину" будут помогать ледоколы. Но все оказалось очень непросто… Наверное, про "Челюскин" написано достаточно много и подробно, остановимся на самой эпопее только коротко, чтобы освежить в памяти те события и добавить все-таки кое-что малоизвестное. Военно-морской историк Олег Химаныч в своих работах отмечал, что неприспособленность "Челюскина" к ледовому плаванию была очевидна профессионалам, когда судно еще стояло в датских доках. Сомнения возникали даже у чиновников высокого уровня — зампреда СНК Валериана Куйбышева, замнаркома по морским делам Сергея Каменева, первого секретаря Ленинградского обкома Сергея Кирова. И опытный мореход Воронин, осмотрев судно, сразу сказал Шмидту: "Не годится он для ледового плавания. Первая крепкая льдина долбанет — и ему конец!" "Не отменять же экспедицию", — якобы возразил ему Шмидт. "Именно так, — ответил Воронин. — Если, конечно, нет другого парохода…" Другого парохода не было! Зато было стремление покорить Арктику, и, безусловно, присутствовало традиционный русский авось, пишет Олег Химаныч… Уже на первом отрезке пути — из Ленинграда до Копенгагена — обнаружились неполадки в машине. Во время короткой стоянки в Дании их наспех устраняли. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска, вышел сильно перегруженный углем, который надлежало передать на ледокол "Красин". Теперь судну, осевшему значительно ниже ватерлинии, встреча со льдом грозила еще большими неприятностями. Но тогда об этом почему-то не подумали. А быть может, и подумали, но все же решили рискнуть. Первые льдины встретились пароходу в Карском море уже при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола "Челюскин" преодолел сплошные льды и продолжил движение. 1 сентября он достиг одноименной географической точки, то есть мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. Но когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении. Затертый паковыми льдами в Чукотском море, "Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа. Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Последними с "Челюскина" сошли Отто Юльевич Шмидт, Владимир Иванович Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей. Потом долетели до ледового лагеря и другие летчики… По какой-то причуде Фортуны руководитель экспедиции на "Челюскине" академик Шмидт стал Героем Советского Союза совсем не за эту героическую эпопею. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года его наградили высочайшим советским званием за руководство организацией дрейфующей станции "Северный полюс-1". Его геройская медаль "Золотая Звезда" была уже под номером 35. Тогда летчики считались более героическими, чем полярники… Да, про пароход "Челюскин" и эпопею его экспедиции написано много. Но почему-то в советские времена крайне редко объяснялось, чье же имя носит героическое судно. А ведь тут целая история, тоже полярная, тоже героическая, но только произошедшая двумя веками ранее! В 1732 году был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции. В конце июня 1735 года отряд ушел в неведомое плавание за Полярный круг. В 1738-м в Адмиралтействе "слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту". Вопреки распространившемуся мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах, Челюскин был уверен: "Начатое свершиться должно"… 13 июля 1740 года вышли в очередной поход. В апреле 1742-го на четырех нартах Челюскин, трое верных солдат Фофанов, Сотников и Горохов да несколько друзей-эвенков вышли на север. За десять дней еле добрались до зимовья Конечного. Дальше простиралась ледяная пустыня. Челюскин из собак покрепче собрал три упряжки. Сотникова решил отправить в зимовье. Не решились идти вперед эвенки. Челюскин и его помощники взялись за работу. Часто останавливались. Выбрав подходящее место, вырубали яму во льду, ставили бревно-репер. Брали пеленги, измеряли расстояния мерительными цепями. Стояли суровые морозы — до минус пятидесяти. Не всегда могли раздобыть дрова. Обходились без кипятка. Заветное бревно, самое последнее, берегли. Следом шли голодные волки. Вскоре выехали на большой мыс, далеко вдавшийся в море. Пурга немного утихла. И Челюскин увидел, что дальше к западу берег все больше заворачивает к югу! Прошло семь лет с того дня, как отплыли они на разукрашенном вымпелами дубель-шлюпе из Якутска. Дошел он один. Солдаты вырубили в промерзшей земле неглубокую яму и поставили маяк "потомкам для известия" — как раз то самое "драгоценное" бревно. В общем, 20 мая 1742 года штурман Великой Северной экспедиции Семен Челюскин вместе с двумя оставшимися солдатами впервые достиг самой северной точки материка Евразия. К 100-летию экспедиции мыс был переименован в его честь из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин. Имени русского полярного первопроходца, сына служилого человека, выбившегося из простых крестьян в эпоху Смуты, все-таки воздали должное. Десять лет назад Pravda.Ru уже писала, что к 70-летию памяти "Челюскина" (правда не русского штурмана XVIII века, а парохода века XX), в 2004 году, была организована подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". В сентябре 2006 года ее участники сообщили, что нашли затонувший пароход-герой, а в феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного "Челюскина". Кстати, многие воспринимают "Челюскин" как самый большой в мире памятник путешественнику и ученому Отто Юльевичу Шмидту. Так оно, собственно, и есть… |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/society/fashion...085-schmidt-0/
03 окт 2012 в 15:39 ![]() Общество » Наследие » Советское наследие Совсем недавно, 30 сентября, исполнился 121 год со дня рождения выдающегося академика, математика, географа, геофизика, астронома, исследователя Памира и Арктики, героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта. Советская история, пожалуй, не знает более разностороннего и титулованного ученого. А его экспедицию на пароходе "Челюскин" не забудут никогда. Были времена, когда Отто Юльевич Шмидт был не менее известен, чем, скажем, Юрий Гагарин. Помню, в нашем классе училась Ольга Оюшминальдовна; оказалось, что ее отца в свое время так и назвали — Оюшминальд: "Отто Юльевич Шмидт на льдине". Встречаются и другие имена-производные: Лагшминальд: ("Лагерь Шмидта на льдине"); Лагшмивар ("Лагерь Шмидта в Арктике"). Ну, кто из нашего ученого сообщества удостоен такой памяти — в именах? Разве что классики марсксизма, давшие нашим дедушкам имена Рэм, Вилен, Владлен, Марлен и прочие подобные. Отто Юльевич Шмидт родился 30 сентября 1891 года Могилеве. Его предки по отцовской линии — из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской — латыши с другой арендованной усадьбы, по фамилии Эргле. В детстве он работал в лавке письменных принадлежностей. Деньги на обучение одаренного мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки Фрициса Эргле. Интересно, что неподалеку от хутора Фрициса Эргле находится Биркинели — мыза, где прошло детство известнейшего латышского поэта Яна Райниса. С золотой медалью Отто Шмидт в 1909 году окончил гимназию в Киеве. Затем — физико-математическое отделение Киевского университета, где он учился в 1909–1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в математической теории групп. Отто Шмидт — один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942). Основатель и заведующий кафедрой высшей алгебры (1929-1949) физико-математического и механико-математического факультета МГУ. В 1930–1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах "Седов", "Сибиряков" и "Челюскин". В 1930–1932 годах он — директор Всесоюзного арктического института, в 1932–1938 годах начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года Шмидт был вице-президентом АН СССР. Также он разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака, оставил по себе ряд трудов по алгебраической теории групп. В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение структуры горных цепей, ледников, перевалов и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. В 1929 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе "Седов". Начальником этой экспедиции и "правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа" был назначен О. Ю. Шмидт. Экспедиция успешно достигает Земли Франца-Иосифа; в бухте Тихой создается полярная геофизическая обсерватория. В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Седов". Она открыла острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Один из открытых островов был назван островом Шмидта. В 1932 году экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Сибиряков" в одну навигацию прошла весь Северный морской путь и тем самым положила прочное начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири. В 1933–1934 годах под его руководством была проведена новая экспедиция на пароходе "Челюскин": ее целью было проверить, существует ли возможность плавания по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса. Вот эта-то экспедиция и стала одним из самых ярких моментов в исследовании Арктики и настоящим звездным часом Отто Юрьевича. В момент гибели "Челюскина" во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа и экспедиции на льдине он проявил мужество и твердую волю. "Челюскин" водоизмещением 7,5 тысячи тонн был построен в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля — Лена) и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наисовременнейшим грузопассажирским кораблем. По классификации Ллойда он отнесен к судам ледокольного типа. Пароход был спущен на воду 11 марта 1933года, виспытательное плавание вышел 6 мая того же года. В первое плавание судно отправилось 3 июня под названием Лена и через два дня прибыло в Ленинград. 19 июня оно получило новое название — "Челюскин" в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Ивановича Челюскина. 16 июля 1933 года "Челюскин" под командованием полярного капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Планировалось, что на трудных участках пути "Челюскину" будут помогать ледоколы. Первые льдины встретились пароходу в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение. 1 сентября он достиг мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении. "Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев — с 23 сентября до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул за два часа. Благо, экипаж, готовый к подобному разыитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Последними с "Челюскина" сошли Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. Лагерь эвакуировали с помощью авиации: 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем в полутора сотнях километров от ледовой стоянки. Под руководством Отто Юльевича Шмидта все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. Прибывающих со льдины, в первую очередь женщин, детей и больных, самолетами отправляли дальше в поселок Уэлен, а потом в бухты Лаврентия и Провидения. Остальные 53 наиболее физически крепких участника экспедиции совершили 500-километровый пеший переход из Ванкарема до Уэлена, а некоторые и далее — до бухт Лаврентия и Провидения, где их ждали пароходы. Двигаясь по 14-16 часов по неровному льду, проваливаясь в трещины, карабкаясь на четвереньках на крутые береговые обрывы, ночуя в снегу без палаток, страдая от обморожения и травм, не имея возможности укрыться от пурги, люди проходили до 70 километров в сутки. 16 человек по прибытии в бухту Провидения были госпитализированы. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в город Ном на Аляске. В Москве участников экспедиции торжественно встречали члены правительства и жители столицы. Летчики, участвовавшие в снятии челюскинцев со льдины, стали первыми героями Советского Союза, а имена челюскинцев получил ряд географических объектов СССР. Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Поиски 1974 и 1978 года не дали результатов. К 70-летию памяти "Челюскина" в 2004 году была организована подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". В сентябре 2006 года ее участники "Челюскин-70" сообщили, что нашли затонувший пароход-герой, а в феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного "Челюскина". Многие современники воспринимают "Челюскин" как самый большой в мире памятник путешественнику и ученому, Отто Юльевичу Шмидту. Так оно, собственно, и есть… Но это еще не все подвиги Шмидта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции "Северный полюс-1" Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" под номером 35. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://историк.рф/history_day/13-%d0...-%d1%81%d0%bf/
![]() Для того времени это была уникальная операция — спасение людей от гибели с помощью современной техники. В феврале 1934 года раздавленный льдами в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Один человек погиб, а 104 члена экипажа во главе с Отто Шмидтом высадились на лёд океана. 5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский нашёл ледовый лагерь Шмидта, совершил там посадку и вывез десятерых женщин и двоих детей. Затем лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на советских самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте «Консалидейтед Флейстер» и Иван Доронин на «Юнкерсе» W-34 вывезли на материк остальных челюскинцев — всех до одного! Это было настоящее торжество прогресса: во льдах, при опасных перелётах не погиб ни один человек. Советская пропаганда талантливо интерпретировала подвиг полярной авиации. ![]() Последний раз редактировалось Историк. РФ; 14.04.2017 в 11:17. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
https://www.pravda.ru/science/myster...2-cheluskin-0/
23 авг 2004 в 15:31 Наука и техника » Непознанное » Прошлое ![]() Ученые в шаге от разгадки тайны "Челюскина" Российская экспедиция обнаружила на дне Чукотского моря ледокол "Челюскин", затонувший в 1934 году, сообщает РИА "Новости". Водолазы уже совершили к нему несколько погружений. Кроме того, на дне работает специальный подводный робот. Пароход лежит на глубине примерно 50 метров в 155 морских милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. Единственная попытка обследовать затонувшее в 1933 году судно при помощи аквалангистов была предпринята в 1974 году, однако из-за несовершенства тогдашней техники она окончилась провалом. И вот спустя 70 лет после гибели «Челюскина» к останкам легендарного парохода отправляется новая экспедиция. Возглавляет ее генеральный директор Русского подводного музея Алексей Михайлов, старпомом назначен советник губернатора Чукотского автономного округа Александр Бородин, ученым секретарем – заместитель заведующего кафедрой научно-экспедиционного туризма Российской международной академии туризма Иосиф Рабинович. Кроме того, в состав экспедиции входят ученые РАН и восемь опытных аквалангистов и подводных видеооператоров из России, Швеции и Сингапура. Интересно, что одним из операторов является член Совета Федерации от Приморского края Олег Кожемяко. Столь солидный список участников предполагает хорошее финансирование. И действительно, активную помощь в снаряжении экспедиции Русскому подводному музею оказали и чиновники, и военные, и бизнесмены. Участники проекта «Челюскин-70» подготовлены не в пример лучше своих предшественников. Российская Академия наук предоставила в их распоряжение одно из лучших научно-исследовательских судов «Академик М. А. Лаврентьев», оснащенное самым современным океанологическим оборудованием. Военно-морской флот снабдил экспедицию телеуправляемым роботом TSL, который может погружаться на глубину до 6 км и совершать ряд операций без участия человека. Ранее это чудо техники использовалось только в военных целях. Все это позволяет руководителям экспедиции с оптимизмом смотреть в будущее. Как заявил на пресс-конференции Алексей Михайлов: «Мы не только совершим первое в истории погружение в экстремальных условиях Арктики, но и раскроем тайну погибшего «Челюскина», отыскав его бортовой журнал и другие утраченные документы». Планируется, что экспедиция продлится 10 дней и завершится 25 августа. На обследование затонувшего «Челюскина» отводится четверо суток. Дважды в день аквалангисты будут погружаться на глубину 50 м при температуре -1 градус по Цельсию и обследовать пароход. Изображения от подводных видеокамер аквалангистов будут напрямую транслироваться на экраны, установленные в штабе экспедиции. После того как «Академик М. А. Лаврентьев» вернется в порт, об экспедиции «Челюскин-70» будет снят документальный фильм. Над его созданием в числе прочих будет работать режиссер Юрий Сальников, автор первого фильма о челюскинцах. Все это, по мысли организаторов экспедиции, поможет «привлечь внимание широкой общественности к выдающимся памятным датам нашей истории, донести славную эпопею спасения челюскинцев до подрастающего поколения, поднять патриотическое настроение молодежи на примере их мужества и героизма». Ложкой дегтя в бочке меда является одно: последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Факидов не дожил до знаменательного дня. 5 марта 2004 года выдающегося ученого-физика, возглавлявшего лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, не стало. Последний поход «Челюскина» Арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин» стартовала в 1933 году. Возглавлял ее знаменитый полярник, академик Отто Шмидт. Перед участниками похода ставилась небывалая задача – за одну навигацию пройти на пароходе водоизмещением 7500 т, каковым являлся «Челюскин», из Мурманска во Владивосток. Тем самым советское правительство планировало доказать пригодность Северного морского пути для транспортировки грузов обычным, неледокольным транспортом. Осенью 1933 года «Челюскин» отправился в плавание. За ходом экспедиции следила вся страна. Сначала экспедиция проходила успешно, корабль благополучно преодолел 7 тыс. километров. Однако в декабре 1933 года счастье изменило экипажу. В Беринговом проливе «Челюскин», направлявшийся к острову Врангеля, был зажат дрейфующими льдами, которые потащили его обратно в Чукотское море. 13 февраля 1934 года пароход затонул между мысами Северный и Уэлен. Один участник экспедиции погиб, но 104 человека, в том числе 10 женщин и две маленькие девочки, родившиеся во время похода, сумели высадиться на льдину, где был разбит «лагерь Шмидта». Благодаря тому, что участники экспедиции вынесли с гибнущего корабля все необходимое, они сумели целый месяц продержаться на льдине и дождались-таки помощи. 5 марта 1934 года, после 28 безуспешных попыток, летчик Анатолий Ляпидевский нашел терпящих бедствие челюскинцев и на своем самолете АНТ-4 вывез на большую землю женщин и детей. Эвакуация остальных 92 пассажиров и членов экипажа завершилась 13 апреля 1934 года. Полярные летчики, спасшие экспедицию, совершили в общей сложности 24 рейса, за что и были удостоены звания Героев Советского Союза. Героическая эпопея спасения челюскинцев стала яркой страницей в отечественной истории. Однако тайна гибели корабля так и осталась неразгаданной. Предполагалось, что он был раздавлен льдами, но достоверно установить это не удалось. По материалам российских СМИ |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/society/semero-smel...uza-17982.html
19 июля 2015, 18:30 Русские победы, История ![]() Пароход «Челюскин» во время своего плавания в 1933 г. из Белого моря в Тихий океан был зажат среди дрейфующих льдов и затонул в Чукотском море. 16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР учреждена высшая степень отличия за заслуги перед государством Первые Герои Советского Союза — семь человек — были, что закономерно, летчиками. В молодой Советской России, изо всех сил стремящейся войти в число лидеров индустриального мира, отношение к авиации было особым. Она стала для довоенного СССР тем же, чем космонавтика — для послевоенного: романтической мечтой об освоении нового жизненного пространства. Ведь и сама страна была во многом попыткой воплотить в реальность мечту о новой, прежде неизвестной жизни. Так где еще бредить небом, как не в таком мире?! Такой же романтической мечтой, лишь немного уступающей мечте о небе, была идея освоения морских пространств, а кульминацией, одновременным воплощением обеих этих идей являлась работа по освоению русского Севера. И в том, что первыми Героями Советского Союза стали летчики именно полярной авиации, спасавшие участников самой дерзкой полярной экспедиции первой половины 1930-х, нет совершенно ничего странного. Напротив, было бы удивительно, если бы получилось иначе, если бы первыми стали не пилоты, вывозившие на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин». Семеро героев челюскинской эпопеи Величайшего героизма, ради которого была учреждена высшая награда СССР, не было бы без величайшей катастрофы. Ею стал первый и последний рейс парохода «Челюскин». 11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семена Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути. «Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока — будущего порта приписки — и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьезной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно. 23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Еще 104 человека успели благополучно высадиться на лед со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли. Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев — это снять их самолетами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнет ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полетам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева — будущих первых Героев Советского Союза. Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолете АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР — звание Героя Советского Союза, а еще через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым летчикам-полярникам. Каждый из них заслуживает пусть короткого, но отдельного рассказа — в том порядке, в каком всем семерым вручалась грамота о присвоении высшей степени отличия. Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1) Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков. ![]() Анатолий Ляпидевский. Фото: рervye-geroi.ru В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров! Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей — всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, — станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация. Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2) Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться. Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было. ![]() Николай Каманин. Фото: airaces.ru Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов. Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3) Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику. ![]() Василий Молоков. Фото: wikipedia.org Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина. Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек — по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики — полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени. Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4) Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором. ![]() Сигизмунд Леваневский. Фото: В.Микоша / РИА Новости Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека! В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком. Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва — Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день… Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5) Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» — в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда. ![]() Маврикий Слепнев. Фото: old-yar.ru Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года — работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй — Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков). Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6) Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка. ![]() Михаил Водопьянов. Фото: warheroes.ru После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала — летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем — первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года — пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов — двух ПС-3 и одного Р-5 — из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля — вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым. Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7) Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде — сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков. ![]() Иван Доронин. Фото: wikipedia.org Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск — Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии! Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме… Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза — в числе других семерых героев. Пять лет в ожидании «Золотой Звезды» Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду — орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 — Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести. Последний раз редактировалось Сергей Антонов; 17.04.2017 в 10:15. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
http://www.aif.ru/society/history/tr..._campaign=main
00:04 13/02/2014 За спасение членов авантюрной экспедиции наградили двух американцев и попавшего в аварию лётчика. ![]() Пароход «Челюскин» в тяжёлых льдах, 1934 год. © / РИА Новости Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. Но прошли десятилетия, и сегодня большинству уже ничего не говорят имена Отто Шмидта, Эрнста Кренкеля и капитана Владимира Воронина… Между тем события 80-летней давности во многом перекликаются с сегодняшним днём. Тогда, как и сейчас, стоял вопрос об освоении Севера и о доказательстве прав нашей страны на обширные территории в Северном Ледовитом океане. Стране нужен Север Отечественный приоритет в Арктике Советский Союз стал отстаивать ещё на заре своего существования: в 1923 году советское правительство объявило, что все земли, находящиеся в советском секторе Арктики, принадлежат СССР. Далеко не все соседи были согласны с этим, имели свои притязания и другие страны, например Норвегия. Мало объявить о приоритете — надо ещё убедительно доказать, что государство в состоянии решить задачу освоения побережья Северного Ледовитого океана. Для этого необходимо было наладить навигацию по так называемому Северному морскому пути — кратчайшему маршруту из Европы на Дальний Восток, пролегающему через моря Северного Ледовитого океана. Главной трудностью являлись многолетние арктические льды, мешающие навигации. Тем не менее частично Северный морской путь функционировал уже к началу 1930-х годов. На участке от Енисея до Белого моря, а также от Колымы до Владивостока шли промышленные перевозки. Следующим этапом должно было стать прохождение всего Северного морского пути за одну навигацию. Одним из главных энтузиастов, занимавшихся в этот период исследованиями Севера, являлся Отто Юльевич Шмидт, учёный с мировым именем. В 1932 году экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина сумела пройти за одну навигацию из Белого в Баренцево море, тем самым впервые осуществив сквозное плавание по Северному морскому пути. Правда, во время плавания из-за встречи с тяжёлыми льдами пароход лишился гребного винта, пройдя последнюю часть пути под парусом и на буксире, однако значимость достижения от этого не уменьшалась. Успех воодушевил советских руководителей, которые по итогам плавания приняли решение создать Главное управление Северного морского пути. В задачу управления входила окончательная подготовка и обустройство Северного морского пути для его промышленной эксплуатации. Начальником Главсевморпути стал Отто Шмидт. [IMG][/IMG] Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости Большая авантюра 1930-е годы были временем энтузиастов и авантюристов, и Отто Юльевич Шмидт, безусловно, принадлежал к этой когорте. Стремясь достичь результата как можно скорее, он не считался с трудностями и опасностями. Иногда риск, допускаемый им, становился чрезмерным. В 1933 году Шмидт решил доказать, что по Северному морскому пути могут проходить не только ледокольные и специально подготовленные суда, а и обычные тяжёлые сухогрузы. Предполагалось в практических условиях отработать взаимодействие грузового судна и ледоколов. В качестве судна для экспедиции был выбран только что построенный в Дании по заказу СССР транспортный пароход «Лена», который был переименован в «Челюскин», в честь знаменитого русского исследователя Арктики. Капитан Владимир Воронин, изучив новое судно, обратил внимание на ряд существенных конструктивных недостатков, а также на то, что «Челюскин» не приспособлен к плаванию среди льдов. Но осторожные замечания Воронина не могли соперничать с энтузиазмом Шмидта. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев, к примеру, отправился в плавание с беременной женой. В составе экспедиции, по мнению историков, вообще оказалось немало «лишних» людей, без которых столь серьёзное плавание вполне могло бы обойтись. Роковая ошибка Судно вышло из Ленинграда в Мурманск 16 июля 1933 года и по пути вынуждено было зайти в Копенгаген для проведения мелкого ремонта. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа. Оно было сильно перегружено, поскольку на борту находились грузы для зимовщиков, сборные дома для посёлка на острове Врангеля, а также гидросамолёт для проведения разведки с воздуха. ![]() Пароход «Челюскин» отбывает из архангельского порта, 1933 год. Фото: РИА Новости Уже 15 августа, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. При этом пароход всё равно шёл под серьёзной нагрузкой, так как канал, пробиваемый «Красиным», был узок для тяжёлого сухогруза. Однако экспедиция продолжалась, и без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, где был зажат многолетними льдами. Ввиду этого подойти к острову Врангеля, как было запланировано, «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол «Литке», который предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде. И здесь Отто Шмидт допустил роковую ошибку. Полагая, видимо, что «Челюскин» окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь «Литке». Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей. ![]() Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин на мостике. Фото: РИА Новости Обстановка стала ухудшаться стремительно, но Шмидт обратился за помощью к «Литке» только десять дней спустя. Время было упущено — между кораблями теперь находились поля многолетнего льда, которые не мог преодолеть даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка во льдах. Гибель «Челюскина» Ещё хуже было то, что возникли серьёзные опасения за сохранность судна. Лёд давил всё сильнее, и руководство экспедиции приняло решение разместить все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации. Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно. Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось. Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб. Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель. В Москве была создана правительственная комиссия для спасения экспедиции Шмидта под руководством Валериана Куйбышева. В сложившихся условиях спасти людей можно было только при помощи авиации. В экстренном порядке на Чукотку перебрасывались самолёты и самые опытные лётчики. Как таковой арктической авиации в стране, да и в мире, к тому времени не было, и пилотам приходилось осваивать новую профессию методом проб и ошибок. Воздушный мост Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский, совершивший 28 безуспешных попыток разыскать его. Лишь 5 марта экипаж Ляпидевского заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним. Площадка, расчищенная под аэродром, была крайне мала, тем не менее Ляпидевскому удалось посадить свой АНТ-4. Забрав всех женщин и детей (12 человек), Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю. Казалось, спасение всех челюскинцев — вопрос нескольких дней, однако у самолёта Ляпидевского вышел из строя двигатель. Возобновить спасательную операцию удалось лишь через месяц, 7 апреля. В эвакуации челюскинцев участвовали лётчики Николай Каманин (будущий начальник первого отряда космонавтов), Михаил Водопьянов (именно он вскоре высадит на лёд зимовщиков первой дрейфующей станции «Северный полюс-1»), Василий Молоков, Маврикий Слепнев и Иван Доронин. Ещё один пилот, Сигизмунд Леваневский, потерпит аварию на пути к месту спасательной экспедиции и сам станет объектом спасения. Несмотря на это, он войдёт в число награждённых по итогам операции лётчиков. ![]() Лётчики, принимавшие участие в спасении экспедиции с парохода «Челюскин». Слева — Герой Советского Союза Николай Каманин. Фото: РИА Новости Людей вывозили в чукотское стойбище Ванкарем, ставшее центром спасательной операции, а уже оттуда отправляли дальше, вглубь страны. Самостоятельно из лагеря добрались пилоты гидросамолёта, перелетевшие в Ванкарем 2 апреля. Большинство же челюскинцев были спасены в период с 7 по 13 апреля, при всё более ухудшающихся условиях. Ледовое поле, на котором находился лагерь, разрушалось, 9 апреля серьёзно была повреждена взлётная полоса. Несмотря на это, лётчики продолжали полёты. Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев. Чествование спасителей и спасённых История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству — все лётчики, спасшие людей, а также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза». Малоизвестный факт, но, помимо лётчиков, были награждены и два американских бортмеханика, обслуживавших американские самолёты, закупленные для спасательной операции. Клайд Армстед и Уильям Левери удостоились орденов Ленина. Все участники зимовки, кроме детей, были удостоены орденов Красной Звезды. Челюскинцев и их спасителей страна чествовала как героев. Всеобщий энтузиазм отразился даже в появлении оригинальных имён для новорождённых, таких как Оюшминальд (Отто Юльевич Шмидт на льдине). ![]() Ликующие толпы москвичей встречают участников ледовой эпопеи «Челюскина». Фото: РИА Новости На официальном уровне было заявлено, что плавание «Челюскина» доказало реальность полного освоения Северного морского пути. Зарубежные специалисты, однако, не были столь оптимистичны, полагая, что катастрофа «Челюскина» как раз доказала всю сложность этой задачи. Впрочем, и в СССР, не слишком говоря об этом вслух, надлежащие выводы сделали. На Северный морской путь с того момента отправлялись суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина», стал расти ледокольный флот, была отработана проводка ледоколами грузовых судов тяжёлых льдах. Освоение Северного морского пути продолжалось. Знаменитый британский драматург Бернард Шоу, говоря про эпопею челюскинцев, заметил: «СССР — потрясающая страна: даже трагедию вы превратили в триумф». Последний раз редактировалось Андрей Сидорчик; 13.04.2018 в 21:46. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|