Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Политика > Вопросы теории > Либерализм

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 02.05.2016, 12:35
Аватар для Украинский юридический портал
Украинский юридический портал Украинский юридический портал вне форума
Местный
 
Регистрация: 13.04.2016
Сообщений: 148
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 4
Украинский юридический портал на пути к лучшему
По умолчанию *4513. Либерализм в Англии. Взгляды Дж. Бентама на государство и право

http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/po...o-i-pravo.html

На рубеже XVIII—XIX вв. под воздействием: социальных про*цессов, связанных с проходившей тогда промышленной революци*ей, в странах Западной Европы зародилась идеология либеральной демократии. В обосновании ее положений видную роль сыграл анг*лийский правовед и моралист Джереми Бентам (1748—1832), один из крупнейших представителей философии утилитаризма.

Бентам происходил из семьи состоятельного юриста. После обу*чения в Оксфордском университете он получил профессию адвока*та, но вскоре отказался от юридической практики и обратился к исследованиям в области моральной философии и теоретической юриспруденции. Его правовые и политические взгляды наиболее полно отражены в таких сочинениях, как "Отрывок о государствен*ном правлении" (1776 г.) и "Введение в принципы нравственности и законодательства" (1789 г.). Впоследствии Бентам передал часть своих рукописей Э. Дюмону, публицисту и политическому деятелю из Швейцарии, с тем, чтобы тот опубликовал их на французском языке. Благодаря дюмоновским изданиям мыслитель еще при жиз*ни стал известен далеко за пределами Англии.

Мировоззрение Бентама сложилось под влиянием философии Д. Юма, К. А. Гельвеция, Дж. Пристли и других последователей теории пользы. По общему мнению сторонников этого учения, мо*ральное содержание любых поступков, и в первую очередь действий правительства, определяется тем, насколько они согласуются с интересами других членов общества, т. е. способны приносить людям пользу. Чем шире круг лиц, интересам которых соответству*ет рассматриваемый поступок, тем выше его нравственная цен*ность, — доказывали последователи учения о всеобщей пользе.

Бентам воспринял от Юма и Гельвеция понимание морали как опытной науки, призванной указать человечеству путь к достиже*нию общественного блага. В качестве центрального постулата своей концепции он выдвинул, подобно названным философам, принцип полезности. Как в политике, так и в морали, утверждал английский юрист вслед за Гельвецием, польза служит единственным критери*ем добра и зла. Из предшествующих учений Бентам заимствовал и краткую формулу идеала общественной жизни — "наибольшее сча*стье наибольшего числа людей".

В основе бентамовских взглядов на право и мораль лежали весьма упрощенные, по сравнению с предшествующей философи*ей, представления о человеческих поступках. Согласно его учению каждый индивид преследует в своей деятельности прежде всего собственные интересы, стремится увеличить сумму испытываемых им удовольствий и уменьшить страдания. Таковы неизменные свой*ства природы человека, подчеркивал Бентам. "Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей — стра*дания и удовольствия. Им одним предоставлено указывать, что мы должны делать, и определять, что мы будем делать... На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останется подчинен им".

Как и многие другие сторонники теории пользы, Бентам отда*вал приоритет частным интересам, полагая, что общественный (пуб*личный) интерес представляет собой лишь совокупность последних. Между частными и общественными интересами могут возникать коллизии, указывал теоретик, поскольку индивиды не всегда спо*собны предвидеть и точно рассчитать последствия своих поступков, соотнести личную выгоду с возможным ущербом для других. В связи с этим Бентам развивал идеи так называемых нравственных исчислений (или "моральной арифметики"), согласно которым доб*родетельные поступки людей увеличивают сумму общественного счастья, а неправильные — уменьшают.

Вклад Бентама в разработку теоретических основ морали и права характеризуется тем, что он сформулировал ряд новых понятий, в том числе название теории пользы — "утилитаризм"1. Под этим именем учение о всеобщей пользе получило известность в последу*ющей философской и социально-политической литературе.

Своеобразие бентамовской концепции проявлялось не столько в ее теоретическом содержании, сколько в практико-идеологических выводах, сделанных мыслителем. Бентам использовал положения о максимизации общественного счастья для обоснования идеалов ли*берализма (ранее к подобного рода положениям обращались глав*ным образом представители демократического лагеря в просвети*тельстве и леворадикальных движений). Теория общей пользы в трудах Бентама служила фундаментом, на котором выстраивалась аргументация в защиту программных лозунгов либерализма, а имен*но: свободы частнопредпринимательской деятельности и невмеша*тельства государства в экономическую жизнь. Поскольку социаль*ное благополучие складывается из благополучия отдельных лиц, доказывал философ, постольку удовлетворение интересов как можно большего числа индивидов само по себе приведет к всеобщему сча*стью. "Чем свободнее развиваются частные интересы, тем в боль*шей степени решение [индивида] будет соответствовать общему интересу", — отмечал Бентам.

Данное правило, по словам мыслителя, приобретает особое зна*чение в сфере экономики. Обращаясь к современным ему прави*тельствам, Бентам писал: "Оставьте свободное пространство для всех торговцев и капиталистов с тем, чтобы они вступали в конку*ренцию друг с другом..., предоставьте им возможность соперничать за то, чтобы привлечь покупателя, предлагая ему наиболее выгод*ные условия, — вот в чем заключается метод. Свободная конкурен*ция принесет награду тому, кто предложит товар лучшего качества по более низкой цене".

В соответствии с этим Бентам решал вопросы, касающиеся оп*ределения целей, задач и пределов деятельности государственной власти. Считая высшей целью государства достижение наибольше*го счастья для наибольшего числа людей, Бентам в то же время подчеркивал, что правительству вовсе не следует пытаться вопло*тить какие-либо конкретные представления о счастье в обществен*ной жизни. Каждый индивид знает лучше, чем кто бы то ни было, что ему выгодно и полезно, учил философ. Представления граждан о пользе к тому же "являются непредсказуемыми, постоянно изме*няясь вместе с изменением обстоятельств". Задачу государствен*ной власти Бентам видел в том, чтобы гарантировать правопорядок и безопасность граждан, оградить их от возможных посягательств со стороны других членов общества. Отсюда, пояснял мыслитель, вытекает общее правило управления государством: "Предоставьте индивидам наибольшую свободу действий в тех случаях, когда они могут вредить лишь самим себе... Используйте силу закона для того только, чтобы воспрепятствовать им вредить друг другу".

На тех же принципах была построена правовая концепция мыс*лителя. Первостепенное значение в ней придавалось мерам охра*нительного и превентивного характера, неотвратимости уголовных наказаний, вопросам совершенствования судопроизводства и пени*тенциарных учреждений.

Под правом Бентам понимал совокупность законов, установлен*ных суверенной государственной властью. С этих позиций он под*верг основательной критике учения о естественном праве и договор*ном происхождении государства — учения, занимавшие господст*вующее положение в политической идеологии стран Западной Ев*ропы XVIII в. Бентам вошел в историю политической мысли как один из наиболее решительных и непримиримых противников есте*ственно-правовых воззрений. Объектом его критики выступали са*мые разные варианты названной доктрины, начиная с консерватив*ных ее интерпретаций (например, в трудах У. Блэкстона, крупней*шего английского правоведа того времени) и кончая идеологией ре*волюционных движений, получившей закрепление в таких конститу*ционных документах, как Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Как указывал Бентам, естественные права человека представ*ляют собой не более чем фикции или софизмы. В понятие неотчуж*даемых прав личности теоретики вкладывают различное содержа*ние, толкуя его совершенно произвольно — каждый на собственный лад. Помимо того, допуская возможность неповиновения государ*ственной власти, учение о естественном праве фактически призы*вает к анархии, служит дестабилизации правопорядка. "В этом противозаконном смысле слово Право Является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо того чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того что*бы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматрива*ют их в отношении к мнимому естественному праву, т. е. заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения". Предпри*нятая Бентамом критика естественно-правовых воззрений, а также выдвинутая им трактовка права как совокупности предписаний суверенной власти подготовили почву для возникновения в Англии концепций юридического позитивизма (см. § 4).

Доктринам естественного права Бентам противопоставил идею проведения законодательных реформ на основе принципа макси*мизации общественной пользы. Осуществить подобные реформы предполагалось путем полного обновления и кодификации законо*дательства (считается, что мыслитель придумал и сам термин "ко*дификация"). В связи с этим Бентам разрабатывал проекты созда*ния всеобъемлющего свода законов и призывал целиком отказаться от устаревших, архаических институтов прецедентного права.

Рассматривая структуру законодательства, Бентам исходил из того, что в составе права, действующего внутри государства, следу*ет выделить три отрасли: уголовное, гражданское и конституцион*ное право. Для каждой из этих отраслей, по его мнению, необходимо составить отдельный кодекс, причем главенствующая роль среди них принадлежит уголовному кодексу. В последние годы жизни он обратился также к составлению кодекса международного права (это еще один термин, впервые употребленный мыслителем). Свои пред*ложения по систематизации законодательства Бентам направил главам ряда государств, в том числе российскому императору Алек*сандру I.

В начале XIX в. вокруг Бентама сложилась группа последовате*лей, способствовавших распространению его идей. Философия ути*литаризма оказала влияние на концепцию Дж. Остина, основопо*ложника аналитической юриспруденции, позитивизм Дж. С. Милля и другие направления социально-политической мысли.

Последний раз редактировалось Chugunka; 29.01.2019 в 05:37.
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 21:27. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS