|
|
Опции темы | Опции просмотра |
#1
|
||||
|
||||
*3163. СК: «Пора ввести прямой запрет на злоупотребление гражданскими правами»
http://slon.ru/economics/sk_pora_vve...-1025997.xhtml
Следственный комитет предлагает наказывать бизнес за вывод капитала из России, – грозно предупредил старший инспектор СК Геннадий Смирнов участников сегодняшнего форума «Территория бизнеса – территория жизни». «$262 млрд сейчас составляет задолженность наших резидентов перед иностранными субъектами. Из них больше 80% принадлежат тем же российским резидентам: эти деньги выводятся в офшоры и обратно заводятся под видом заемных», – аргументировал Смирнов. В частности, следователи выступают за создание открытого перечня способов уклонения от уплаты налогов и введение уголовной ответственности юридических лиц. Сейчас за нелегальный вывоз капитала отвечают только конкретные люди – а доказать их причастность к операциям сложнее, чем роль фирм. «Необходимо ввести прямой запрет на злоупотребление гражданскими правами. Такое, которое никаких надлежащих последствий не преследует», – заключил инспектор. Аудитория встретила новости агрессивно: «Давайте признаем: все проблемы в налоговой сфере – это коррупция», «У нас каждый день – это война. Бизнесмен – это военный», «Надо уравнять в правах предпринимателя с человеком», – ответили представителю СК форумчане из разных регионов. «У вас вывернутое сознание. Вы собираетесь бороться с выводом капитала? Люди вполне легальные его выводят. Никаких целей злоупотребить гражданскими правами у нас нет – есть цель, чтоб вести бизнес было безопасно и выгодно. У нас нет доступа к российским кредитам, поэтому мы получаем их из-за рубежа. Наведите лучше порядок с банками», – посоветовала Смирнову предприниматель и член президиума «Опоры России» Марина Блудян. «Мы продолжаем искать там, где светло, а не там, где потеряли, – сформулировал губернатор Кировской области Никита Белых. – Проще прийти на тепленькое предприятие и там устроить обыски, чем войти ножками в лес, чтобы найти черных лесорубов». Он считает, что бороться нужно с теневой экономикой, – но, поскольку это непросто, чиновники предпочитают кошмарить легальный бизнес, вешая на него все недоимки. По сведениям Белых, в России 11 миллионов законных предпринимателей и столько же нелегальных. Перебивая настойчивые выкрики желающих высказаться, губернатор мудро резюмировал: «Когда в семье проблемы, к психологу идут оба – и муж, и жена. Так вот – нам всем к психологу надо идти. И органам, и бизнес-сообществу». «Так давайте сходим уже!» – напоследок потребовал голос из зала. Последний раз редактировалось Chugunka; 24.02.2018 в 10:32. |
#2
|
||||
|
||||
"Пора поставить действенный заслон информационной войне"
http://www.kommersant.ru/doc/2961578
В 2015 году в Российской Федерации наметилась негативная тенденция в динамике преступности экстремистской и террористической направленности. Зарегистрировано 1329 преступлений экстремистской направленности, что на 28,5% больше, чем в 2014 году (1034). Рост числа этого вида преступлений отмечен в 56 субъектах Российской Федерации. Количество таких преступлений, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), возросло почти на 40% в сравнении с 2014 годом. Зарегистрировано 42 преступления по организации деятельности экстремистской организации (+2,4%). Отмечено и значительное увеличение (на 36,3%) количества преступлений террористического характера, совершенных на территории Российской Федерации. Всего зарегистрировано 1538 преступлений (в 2014 году — 1128). Предотвращено на стадии приготовления или покушения 70 преступлений. С использованием сети интернет совершено 133 преступления террористического характера. Последнее десятилетие Россия, да и ряд других стран, живут в условиях так называемой гибридной войны, развязанной США и их союзниками Особенно сложная обстановка наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, на который приходится основной массив преступлений террористического характера — 1168 преступлений, или 75,9% (плюс 32,3%) (в 2014 году — 883). Росту числа подобного рода преступных проявлений способствовали как внешние (геополитические), так и внутриполитические факторы. Последнее десятилетие Россия, да и ряд других стран, живут в условиях так называемой гибридной войны, развязанной США и их союзниками. Эта война ведется по разным направлениям — политическому, экономическому, информационному, а также правовому. Причем в последние годы она перешла в качественно новую фазу открытого противостояния. Основными элементами экономического воздействия стали торговые и финансовые санкции, демпинговые войны на рынке углеводородов, а также валютные войны. Умело манипулируя огромной долларовой массой, Штаты обрушивают национальные валюты развивающихся стран. Российским организациям были перекрыты каналы внешнего долгосрочного заимствования, которые составляли основу инвестиций для развития реальных (производственных) секторов экономики. Примечательно, что ограничения на движение финансов не коснулись краткосрочного финансирования, которое в настоящее время активно используется для спекулятивного давления на нашу национальную валюту. Во многом результатом этих мер стала глубокая девальвация рубля, падение реальных доходов населения, спад промышленного производства, рецессия в экономике. Возник дефицит бюджета и вытекающие отсюда последствия в виде секвестрования его расходной части, а также повышение фискальной нагрузки для увеличения доходов. К сожалению, инструментами этой войны все чаще становятся международное право и основанная на нем юстиция. Яркими примерами тому стали решения по делам ЮКОСа, решение по делу об убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, доклад Совбеза Нидерландов по итогам расследования факта крушения малайзийского Boeing МН17, проверка ФБР США легитимности присуждения России и Катару прав на проведение чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов, похищение, насильственное перемещение в США и осуждение к длительным срокам лишения свободы наших граждан Виктора Бута и Константина Ярошенко и т. д. Более тысячи российских граждан выехали в Сирийскую Арабскую Республику для участия в вооруженном конфликте Однако наиболее разрушительными стали последствия от информационной войны. Поддерживая радикальные исламистские и другие радикальные идеологические течения, США полностью дестабилизировали обстановку на Ближнем Востоке. Последствия искусственно инициированных путчей, революций и кризисов в этом регионе до сих пор испытывает на себе Европа, которую заполонили толпы беженцев, проповедующих качественно иные социокультурные традиции и вытесняющих местное население. Следствием подобной политики и стали террористические организации "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра", "Аль-Каида" и другие, участвующие в вооруженном конфликте на территории Сирийской Арабской Республики. Живая сила для пополнения этих организаций вербуется по всему миру, в том числе и в России. Более тысячи российских граждан выехали в Сирийскую Арабскую Республику для участия в вооруженном конфликте. В отношении этих лиц уже возбуждено 469 уголовных дел. Из них 135 человек погибли в результате боестолкновений с правительственными войсками Сирии. Основные каналы въезда граждан России в районы с повышенной террористической активностью пролегают через Турцию и Египет, куда они попадают как напрямую, так и через третьи страны (Грузия, Азербайджан, Белоруссия, Украина, Молдова) под предлогом отдыха, получения теологического образования, коммерческой деятельности и т. д. Подрыв идеологического фундамента СССР, в основу которого был положен принцип братства народов, также был инициирован извне и строился на приемах национальной розни Основной прием информационной войны — это манипулирование близкой для определенной социальной группы идеологией посредством ее радикализации. Очевидно, что система религиозных, этнокультурных и конфессиональных ценностей — это тот пласт общественного бытия, который определяет такое наиболее значимое свойство любой нации (народности) и другой подобной социальной группы, как самоидентификация. Многие из этих ценностей формировались, сохранялись и передавались из поколения в поколение веками. Поэтому ни одна нация не желает расстаться со своей идентичностью. Пожалуй, это единственная ценностная общность, которую она готова защищать с оружием в руках и, как говорится, до последней капли крови. Осознавая всю разрушительную силу конфликтов на почве межнациональной (межэтнической) ненависти, США сделали ставку именно на этот информационный элемент. На современном уровне понимания проблемы очевидно, что подрыв идеологического фундамента СССР, в основу которого был положен принцип братства народов, также был инициирован извне и строился на приемах национальной розни. Не случайно в начале 1990-х годов практически одновременно начинают возникать многочисленные межэтнические конфликты — карабахский, грузино-абхазский, осетино-ингушский, приднестровский. В это же время проходят первые массовые митинги националистически настроенных граждан в Киеве. Помимо этого подрыв государственности велся и посредством антисоветской агитации и финансирования политической оппозиции в Латвии, Литве, Эстонии, Грузии и других странах. Конечно же, в представлении местного населения происходящее на тот момент осознавалось как локальные конфликты. Однако сейчас уже совершенно очевидно, что все эти столкновения были элементом начальной, пока еще скрытой, фазы информационной войны. Вне всякого сомнения, информационно-идеологическое "оружие" будет применяться и дальше. Об этом свидетельствует увеличение расходов государственного бюджета США на программы так называемого развития институтов демократии в граничащих с Россией странах, а также в государствах Средней Азии. Истинный же смысл этих средств становится очевиден из названия самой статьи расхода, именуемой "противодействие российской агрессии через общественную дипломатию и программы внешней помощи, а также создание устойчивого правительства в Европе". Всего по этой статье на расходы в 2017 году выделено около $4,3 млрд, из них около миллиарда пойдет на программы так называемой борьбы с коррупцией и поддержания демократического общества в соседних с Россией странах. Полученные же ранее в рамках этой программы деньги уже освоены различными общественными организациями под видом содействия образованию, развитию гражданского общества и другим внешне благим целям. Результатом этого стало разжигание антироссийских настроений в прилегающих к нашей стране государствах, формирование в России проамериканской и прозападной так называемой несистемной оппозиции, распространение межконфессионального и политического экстремизма внутри нашей страны. Недавние события в Нагорном Карабахе свидетельствуют о повторных попытках сил, оппозиционных России, расшатать мир между армянским и азербайджанским народами и создать еще один очаг войны на границе с Россией. Представляется, что пора поставить действенный заслон этой информационной войне. Нужен жесткий, адекватный и симметричный ответ. Особенно это актуально в условиях предстоящих выборов и возможных рисков активизации дестабилизирующих политическую обстановку сил. Хватит уже играть в лжедемократию, следуя псевдолиберальным ценностям. Ведь демократия или народовластие — это не что иное, как власть самого народа, реализуемая в его же интересах. Достижение таких интересов возможно только посредством всеобщего блага, а не абсолютной свободы и произвола отдельных представителей общества. В целях противодействия экстремизму могут быть предложены следующие меры. Необходимо сделать все, чтобы перехватить инициативу, включать молодых людей из группы риска в разработку и реализацию программ противодействия вооруженному экстремизму Крайне важно создание концепции идеологической политики государства. Базовым ее элементом могла бы стать национальная идея, которая по-настоящему сплотила бы единый многонациональный российский народ. В концепции можно было бы предусмотреть конкретные долгосрочные и среднесрочные меры, направленные на идеологическое воспитание и просвещение нашего подрастающего поколения. Именно сознательная устойчивость к радикальной религиозной и иной идеологии подобного рода могла бы выбить фундамент, на котором строятся современные экстремистские идеологии. При наличии такой защиты даже самое щедрое финансирование дестабилизации обстановки в России извне окажется бесполезным. Немаловажно и то, что именно молодежь рассматривается террористическими группировками в качестве естественного резерва. Из этого следует, что необходимо сделать все, чтобы перехватить инициативу, включать молодых людей из группы риска в разработку и реализацию программ противодействия вооруженному экстремизму. Представляется целесообразным силами надзирающих и контролирующих органов организовать широкомасштабную и детальную проверку соответствия федеральному законодательству деятельности всех религиозных, национально-культурных и молодежных организаций, в отношении которых есть основания полагать, что они занимаются запрещенной экстремистской деятельностью. Используя опыт работы на Северном Кавказе, организовать конкретную и предельно адресную профилактическую работу с представителями неформальных молодежных объединений в целях принятия мер, направленных на получение информации о негативных процессах, происходящих в молодежной среде, а также выявление идеологов и руководителей радикальных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистскую деятельность. Заслуживает также поддержки положительный опыт Республики Ингушетия, где создан военно-патриотический клуб, объединяющий детей сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга, и детей нейтрализованных членов бандподполья, что способствует их сближению и формированию между ними атмосферы взаимопонимания. В предлагаемой концепции представляется целесообразным определиться и с пределами цензурирования в России глобальной сети интернет, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации. Интересен в этом плане опыт зарубежных государств, противостоящих США и их союзникам. В связи с беспрецедентным информационным давлением они пошли на ограничения иностранных СМИ в целях защиты национального информационного пространства. Так, например, Министерство промышленности и информатизации Китая с 10 марта 2016 года ввело запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам. Такие СМИ больше не смогут распространять информацию через интернет, а в лучшем случае — посредством печатных изданий. Китайские же СМИ будут сотрудничать с иностранными онлайн-СМИ только при наличии разрешения этого министерства. В руководстве национальных СМИ смогут работать только граждане Китая. Серверы онлайн-СМИ могут находиться только в КНР. Представляется, что в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение в России. Для интернет-провайдеров необходимо разработать единые правила хранения личной информации их клиентов и пользователей в нужном объеме на тот случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании нарушений в сфере кибербезопасности. В общественных местах доступа во "всемирную паутину" (библиотеки, школы, другие учебные заведения) установить фильтры, ограничивающие доступ к сайтам, содержащим экстремистские материалы. Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют экстремистскую и радикал-националистическую информацию. При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, пусть сами обжалуют соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд и доказывают там свою правоту. Подобный порядок даст возможность более оперативно и эффективно реагировать на пропаганду экстремизма в интернете. Следует активизировать работу по внедрению современных технических средств для эффективного контроля радиоэфира и интернета. Необходимо расширить спектр уголовно-правовых мер по пресечению противоправных действий террористических организаций, совершаемых в сети интернет, связанных с вербовкой. В этих целях рассмотреть вопрос о признании уголовно наказуемыми деяниями обладание такими материалами, их сбор или загрузку с компьютера. Современные технологии доказывания позволяют представить суду и подтвердить связанные с общением в социальных сетях технические элементы, свидетельствующие о наличии связей между обвиняемым и соответствующими электронными сообщениями. Для разоблачения истинных целей и намерений исламских экстремистов, установления несостоятельности их теоретических подходов, противоречащих реалиям современного мира и коренным интересам исламских стран, видится полезным регулярно проводить на площадке Государственной думы специальные слушания с привлечением экспертов Федеральной службы безопасности, видных исламских ученых и авторитетов, ученых-исламоведов. Широко освещать в прессе материалы слушаний. Особое внимание следует уделять миграционным процессам. Мигранты часто становятся объектом вербовки, радикализации. Многие из них находятся в России с превышением срока пребывания, выпадая из поля зрения правоохранительных органов. Необходимо проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. По результатам анализа принять дополнительные меры к совершенствованию законодательства. Следует совершенствовать работу участковых уполномоченных полиции с иностранными гражданами в сфере контроля за соблюдением установленных правил проживания на территории России (контроль за лицами, сдающими жилье внаем, снимающими жилые помещения на обслуживаемом участке, получение сведений о характере занятости этих лиц). Службам собственной безопасности ведомств исключить возможную здесь коррупцию. В полной мере использовать помощь общественности. Определенные особенности экстремистской деятельности сложились в Крымском федеральном округе, где предпринимаются попытки сформировать антироссийские настроения, путем фальсификации сведений об исторических фактах и искажения трактовки современных событий поставить под сомнение результаты референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации. Этот акт правового выражения всенародного волеизъявления населения Крыма стал неотъемлемой частью российского конституционализма. С учетом места этого акта в системе иерархии ценностных ориентаций российского государства и общества, безусловно, необходима его особая правовая защита, в том числе средствами уголовно-правового воздействия. Следует отметить, что установление уголовной ответственности за отрицание или фальсификацию имеющих особое значение для государства и общества исторических событий является распространенной практикой. Например, во многих странах мира, в том числе и в России, предусмотрено уголовное наказание за пропаганду фашизма. Франция, а также ряд других государств ввели уголовную ответственность за отрицание геноцида армян. На рассмотрении Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации находится сходный законопроект N938567-6 "О криминализации публичного отрицания фактов геноцида армянского народа в Западной Армении и в Османской Турции в период 1915-1922 годов". В Израиле существует уголовная ответственность за отрицание холокоста. С учетом изложенного представляется необходимым дополнить содержащееся в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" понятие экстремистской деятельности (экстремизма) таким проявлением, как отрицание итогов всенародного референдума. Необходимо решительно пресекать и целенаправленную фальсификацию истории нашего государства. В связи с этим может быть предложено также дополнить диспозицию ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) квалифицирующим признаком, предполагающим призывы к экстремистской деятельности, если они сопряжены с фальсификацией сведений об исторических фактах и событиях. Помимо противодействия идеологической составляющей ведущейся против России информационной войны важно активизировать работу по борьбе с финансовой подпиткой этой деятельности, в том числе ужесточить контроль за трансграничным движением капитала. Как показал опыт, в целях финансирования терроризма зачастую используется виртуальная криптовалюта, которая не имеет централизованного эмитента, единого центра контроля за трансакциями и характеризуется анонимностью платежей. Кроме того, в результате широкого распространения эти валюты могут вытеснить с рынка законные деньги, что угрожает финансовой стабильности государства. С учетом этого предлагается ввести уголовную ответственность за незаконный выпуск и оборот криптовалют, а также других денежных суррогатов. Также следует пересмотреть законодательство о социальном обеспечении на предмет наличия у близких родственников лиц, причастных к терроризму, прав на пособия по случаю потери кормильца и других выплат. Лицо, которое идет на совершение этих преступлений, должно знать, что не только в случае смерти будет похоронено в безымянной могиле, но и лишит своих близких родственников финансовой поддержки со стороны государства. Еще одна мера, которая способствовала бы эффективной борьбе с экстремизмом, терроризмом и другими опасными проявлениями преступности,— конфискация имущества как вид уголовного наказания. Соответствующие, как известно, законодательные предложения подготовлены и нуждаются в скорейшей законодательной реализации. К сожалению, этот процесс неоправданно затянулся. Не менее важным представляется и совершенствование правового механизма международного сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов, уполномоченных противодействовать терроризму и экстремизму. Российское законодательство регламентирует лишь порядок направления международного запроса о правовой помощи, в то время как международные акты в этой области предусматривают возможность более тесной интеграции вплоть до создания международных следственных групп. Такое сотрудничество помогло бы в случаях, когда возникает потребность в производстве российскими следственными органами ряда следственных действий или даже предварительного расследования в целом на территории иностранного государства и это государство согласно предоставить такую возможность. Данный пробел стал явным при расследовании уголовных дел о грузинско-югоосетинском вооруженном конфликте 2008 года и о террористическом акте, совершенном на борту российского самолета Airbus А321 над Синайским полуостровом. |
#3
|
||||
|
||||
Апрельские тезисы Александра Бастрыкина
http://www.kommersant.ru/doc/2968040
Какие выводы можно сделать из предложений главы Следственного комитета 25.04.2016 Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин предложил слишком масштабную реформу, чтобы власть приняла ее полностью. Вопрос в том, сколько будет принято частностей и каких именно. О статье Александра Бастрыкина "Пора поставить действенный заслон информационной войне", опубликованной во "Власти" (см. N15 от 18 апреля), высказались практически все политики и общественные деятели, еще сохранившие привычку высказываться по актуальным вопросам. Статус автора вместе с радикальностью оценок и предложений дали ожидаемый эффект. По мнению некоторых критиков, в частности выпустившего специальное заявление Вольного исторического общества, Александр Бастрыкин вышел за рамки своих служебных полномочий. Появилось некоторое количество рассуждений об аппаратных причинах, заставивших главу СКР выступить с практически политическим манифестом. Если таковые причины и имелись, то достоверных сведений об этом нет. Зато есть традиция выступлений Александра Бастрыкина по общественно-политическим темам. В частности, летом 2015 года он заявлял о том, что "необходимо исключить из Конституции положения, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права составляют неотъемлемую часть правовой системы РФ". Развивая свою мысль, господин Бастрыкин предлагал "инициировать вопрос о принятии закона о Конституционном собрании, которого до сих пор нет". Отметим также, что в качестве образцового расхождения российского и европейского законодательства Бастрыкин привел тогда решение ЕСПЧ по делу Анчугова и Гладких. Решение по этому делу вынес и Конституционный суд 19 апреля, впервые признав невозможность исполнения постановления ЕСПЧ из-за верховенства Конституции, запрещающей заключенным голосовать на выборах (подробнее об этом см. материал "Конституционный суд впервые разрешил не исполнять решение ЕСПЧ" в газете "Коммерсантъ" от 19 апреля). Не исключено, что реализация давно высказанного и подвигла Александра Бастрыкина, развивая успех, обозначить новые ориентиры. По мнению некоторых критиков, Александр Бастрыкин вышел за рамки своих служебных полномочий Комментариев много, но, чем выше статус комментирующего, тем осторожнее слова. Дмитрий Песков говорит, что президент статью не читал. Дмитрий Медведев выступил с завуалированной критикой предложения о скорейшем принятии закона о конфискации имущества. "В определенный период, как известно, к ответственности привлекали не только отдельных людей, но и их семьи, возникла известная правовая модель — член семьи изменника родины,— сказал премьер-министр.— Но мы с вами понимаем, что такие модели юридически очень далеки от справедливости, нет возражений против того, чтобы модель обращения взыскания на незаконно полученное имущество была более выверенной... Но это вопрос того, насколько эта модель будет работать". Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко готова организовать дискуссию по поводу предложений Бастрыкина, согласна со многими тезисами, но отмечает, что "до принятия решений надо дать возможность высказаться всем специалистам, юристам и не допустить никаких перегибов". "Воссоединение Крыма с РФ — это свершившийся факт, свершившееся историческое событие. И как бы кто к нему ни относился, Крым будет всегда неотъемлемой частью РФ",— сказал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. В переводе с политического на обычный — ну и зачем нужна эта уголовная ответственность? Среди граждан России многие тезисы Александра Бастрыкина нашли бы поддержку. Значительная часть общества согласна с тем, что СССР развалили извне, а межнациональные конфликты и тогда, и теперь — следствие воздействия США. Найдутся немало сторонников идеи подвергать цензуре информацию в интернете или вести борьбу с фальсификациями истории России (см. графики). Любая политическая партия, взяв на вооружение эти и другие тезисы и развернув их в предвыборную программу, могла бы рассчитывать на серьезное приращение голосов. "Широкомасштабная и детальная проверка" всех организаций больше похожа на санацию Но не потенциальная популярность тезисов Александра Бастрыкина заставляет статусных комментаторов быть осторожными или даже избегать разговоров о статье. Куда больше сомнений может вызывать размах новых инициатив. Александр Бастрыкин настаивает на том, что Россия находится в состоянии "гибридной войны" уже десять лет и поэтому давно пора принять те или иные меры, которые позволят ей вести хотя бы оборонительные боевые действия на равных. Технологически это возможно сделать самым привычным способом: поправить законодательство, после чего силовые ведомства позаботятся о том, чтобы все было исполнено. Но идеологически речь идет о предоставлении правоохранительным структурам права самостоятельно определять акторов террористической и экстремистской деятельности. "Широкомасштабная и детальная проверка" всех организаций, о которой пишет Бастрыкин, больше похожа на санацию. Отдельный вопрос со сроками. Возможно, только силовики заметили начало "гибридной войны", а граждане, тогда еще только наслаждавшиеся прелестями "тучных нулевых", узнали об этом значительно позднее. Но в этом случае нет никаких гарантий того, что и об окончании этой войны или хотя бы о перемирии граждане получат известие вовремя. Скорее можно предположить, что "широкомасштабная и детальная проверка" будет продолжаться столько, сколько это необходимо, а сроки будут определять те, кто находится на передовом рубеже. Не так все просто и с нормативной базой. Работающие на власть юристы не раз доказывали, насколько эластично действующее законодательство. Но то, о чем пишет Александр Бастрыкин, требует изменений как минимум трех статей Конституции. После 2008 года, когда в Основной закон первый раз были внесены поправки, пиетета перед нерушимостью текста больше нет. Однако процедура внесения поправок в первую и вторую главы (а также в девятую главу) гораздо сложнее, чем в те главы, которые уже корректировали. Для изменения названных глав Федеральное собрание должно принять решение о созыве Конституционного собрания, об отсутствии закона о котором как раз год назад и говорил глава СКР. И если логика, предложенная Александром Бастрыкиным, будет признана адекватной моменту и взята на вооружение, то принятие конституционных поправок станет фактически референдумом о поддержке полувоенного положения. В частности, граждане должны будут согласиться с тем, что государство находится в состоянии войны и имеет право приостанавливать действие определенных прав и свобод, в частности возможность получать и распространять информацию. А главное, что сроки действия этих ограничений и масштаб их применений будут определять не они. Усиление правоохранительной составляющей государственной машины явочным порядком сокращает влияние других игроков. Они начинают играть вспомогательную роль, а главное — теряют возможность влиять на определение правил игры. В думском комитете по информационной политике со скепсисом отнеслись к возможности досудебной блокировки сайтов. Это логично, потому что предоставить силовикам возможности самим разбираться с информационной сферой — значит превратить думский комитет да и профильное ведомство в некое аппаратное воспоминание. И это касается практически всех сфер, которых может коснуться "широкомасштабная и детальная проверка". Статья Александра Бастрыкина практически не затрагивает экономических вопросов и за вычетом абзаца о криптовалютах не дает возможности понять, как в предлагаемой системе ценностей должен существовать бизнес. Можно предположить, что этому будет посвящен отдельный текст или, что вероятнее, вопрос выглядит решенным. В любом случае аппаратные кланы, занятые сегодня регулированием экономических вопросов, окажутся в подчиненном положении. Так оно всегда и бывает во время войны, но проблема тут в том, что ее начало и завершение регулируются силовиками, и никем иным. Самая большая угроза, которую представляют предложения Александра Бастрыкина для нынешних правил игры,— это необратимость перемен. Безусловно, российские политики и общественные деятели постоянно подчеркивают, что возврата к былым временам во внешней и внутренней политике не будет. "Москва не будет вести дела с НАТО и ЕС как раньше: они себя дискредитировали,— говорит официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.— Никакой возможности вести дела как прежде просто нет". Но тут же Дмитрий Песков заявляет, что диалог Россия--НАТО "будет не из легких, потому что доверие разрушается очень быстро, но восстанавливается гораздо медленнее, и это требует гораздо больших усилий". Он напомнил, что Москва всегда являлась сторонницей диалога с НАТО: "В связи с этим можно только выразить удовлетворение, что такой диалог будет продолжен". И это означает, что диалог пока возможен. Неправительственные организации подвергаются все большему давлению, и уже известные благотворительные организации в шаге от того, чтобы быть причисленными к разряду тех, кто осуществляет политическую деятельность, и могут быть признаны иностранными агентами. Показательна история с закрытием саратовской региональной общественной организации "Социум". Проводивший ее экспертизу профессор кафедры истории, социологии, политики и сервиса СГЮА Иван Коновалов пояснил, что "с одной стороны, они политикой не занимаются: не пикетируют, не митингуют, не требуют отставки правительства, но их можно назвать участниками "гибридной войны", ведущейся против России, целью которой является смена политического режима в нашей стране. Ее деятельность принципиально расходится с деятельностью и задачами нашего государства". Но вместе с тем другие законодатели признают, что "многие благотворительные фонды и другие социально ориентированные НКО", имеющие зарубежное финансирование, по-прежнему опасаются, что могут быть признаны иностранными агентами, и намерены поправить закон. Нет гарантий того, что это действительно произойдет, но по крайней мере у депутатов есть сомнения в правомерности того, что они делают. В России закрыт доступ к ряду сайтов, распространявших достаточно неприятные для властей сведения и оценки. Но на самом деле многие желающие имеют возможность получить доступ к ним или воспользоваться альтернативными источниками информации. Если тезисы Бастрыкина будут приняты к исполнению, обществу предстоит измениться настолько, что у него не будет потребности в альтернативной информации или некоммерческих организациях Большинство граждан положительно оценивают итоги крымского референдума 2014 года. Однако продолжают действовать политические партии, которые выражают несогласие с его итогами. Их шансы попасть в следующую Думу незначительны, однако они сохраняют возможность вести агитацию и объяснять свою позицию избирателям. Трудно отрицать усиление идеологического диктата в гуманитарных науках, однако до уголовной ответственности за "фальсификацию сведений об исторических фактах и событиях" еще пока далековато. Но если тезисы Бастрыкина будут приняты к исполнению, обществу предстоит измениться настолько, что у него не будет насущной потребности в альтернативной информации или некоммерческих организациях. Национальная идея, которая сплотит многонациональный народ, сделает все это ненужным. А те, кто все-таки будут испытывать потребность в ненужном, могут оказаться объектом "широкомасштабной и детальной проверки". Именно широта бастрыкинских тезисов, кажется, и делает невероятным принятие их в полном объеме. Но что-то сделают обязательно. |
#4
|
||||
|
||||
Идеология запретов как национальная идея
http://www.ng.ru/facts/2016-04-20/2_lunkin.html
20.04.2016 00:01:00 Глава Следственного комитета вступил в борьбу за ценности российского общества Об авторе: – руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Фото пресс-службы СК РФ Манифест Александра Бастрыкина (Бастрыкин А. «Пора поставить действенный заслон информационной войне» // «Коммерсантъ-Власть», № 15 от 18.04.16) в очередной раз ставит страну – общество, Церковь и тех, кто ею управляет, – перед выбором своего пути и своей идентичности. В чем будет заключаться традиция нашей страны? Запрещать или разрешать, сажать всех или разбираться по существу, соблюдая презумпцию невиновности, объявить всем войну и закрыть страну или же следовать существующим правовым нормам, вводя разумные правила и ограничения? По существу, это вопрос о том, хотим ли мы оставаться европейцами или нет. Глава Следственного комитета нарисовал картину обиженного и обманутого государства, которому необходимо мобилизовать все свои силы перед угрозами терроризма, экстремизма и диверсий со стороны США и других западных стран. Информационные и иные войны, призванные ослабить Россию, по мнению Бастрыкина, продолжаются с советских времен. И противостоять этим войнам нужно при помощи чрезвычайных мер – фактически самоограничения граждан и тотального контроля за общественной сферой со стороны государства. Статья Бастрыкина так и осталась бы ярким выражением официальной линии на борьбу с западным влиянием и экстремизмом, если бы автор не связал свои устремления с национальной идеей и иерархией духовных ценностей россиян. Знаковым явлением можно назвать уже то, что именно Следственный комитет предложил в условиях кризиса наиболее конкретную национальную идею России и концепцию спасения страны. По существу, Бастрыкин призывает к новой волне закрытия общественных и религиозных организаций с тем, чтобы любые западные средства или связи рассматривались как отягчающее обстоятельство. Отмечая формирование «проамериканской и прозападной несистемной оппозиции», Бастрыкин говорит и о «распространении межконфессионального и политического экстремизма» в стране. Однако не уточняет, что это такое и кого в рамках этих понятий можно выявить в регионах. Для того, чтобы это выяснить, предлагается провести «широкомасштабную и детальную проверку» всех НКО и религиозных объединений. Как и в 2012 году, проверки на предмет иностранного финансирования в религиозной сфере коснутся не приходов и организаций РПЦ, чья отчетность является тайной, а протестантов и католиков, которые считаются проводниками «западного влияния». Новые религиозные движения и многие мусульманские группы уже давно находятся под контролем, ужесточение которого заставит их еще глубже уйти в подполье. Глава Следственного комитета изначально предполагает, что в стране будет много экстремистов и «иностранных агентов», с которыми будет сложно справиться. Именно поэтому Бастрыкин предлагает по существу изменить правовую систему России, изъять часть прав граждан ради «соблюдения безопасности». Соответственно делается это с использованием китайского опыта контроля за информацией внутри страны, прежде всего за Интернетом. Помимо этого, наиболее спорный пункт – «внесудебный порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов». Логика Бастрыкина такова: пусть потом сами владельцы сайтов или издатели и верующие обжалуют эти решения. В настоящее время у правозащитников и религиозных деятелей, в основном исламских, масса претензий к списку экстремистской литературы – из него практически невозможно исключить какую-либо книгу, а сам список используется для проверок библиотек и давления на религиозные общины. Всегда могут прийти и найти запрещенную брошюру или журнал, даже если их не было, – мусульмане и Свидетели Иеговы об этом хорошо знают. О слишком широком толковании понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» в законе не раз говорили члены Совета по правам человека при президенте РФ. Статистика дел по пресечению экстремистских идей – самая богатая и многообразная именно за счет того, что часто достаточно вырванной из контекста фразы, чтобы увидеть в человеке уголовного преступника или в книге – экстремизм. Благодаря Рамзану Кадырову, который обратился к президенту Владимиру Путину в 2015 году, ряд священных писаний, в их числе Библия и Коран, были выведены из-под действия закона о противодействии экстремистской деятельности. Однако теперь прокуратура применительно к новым религиозным движениям рассматривает другую проблему – считать ли Библией ее переводы, отличные от синодального, например. Даже странно звучит вопрос: способствует ли это борьбе с терроризмом? Ужесточения стоит ждать и в рамках идеологической политики. Бастрыкин предлагает ввести уголовное наказание за отрицание референдума о присоединении Крыма – «С учетом места этого акта в системе иерархии ценностных ориентаций российского государства и общества» (интересно, что РПЦ и патриарх не высказывали никакого мнения об этом акте). Кроме того, ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) планируется дополнить квалификацией «призывов к экстремистской деятельности, если они сопряжены с фальсификацией сведений об исторических фактах и событиях». «Китайские казни» Бастрыкина формируют новую идентичность и новую иерархию ценностей, уже забытую с советских времен. Это мобилизация с помощью запретов и тюремной культуры, уголовного наказания, выборочного применения методов азиатских стран, чем они и становятся близки России (поворот на Восток). Для российского православия и патриарха Кирилла, который не так давно вместе с папой Франциском выступал за сохранение европейской христианской идентичности, нынешнее время критически важно – будет ли православие определять, что суть наши «духовные скрепы», или за него это сделают другие. |
#5
|
||||
|
||||
Бастрыкин против Конституции
http://echo.msk.ru/blog/boris_vis/1772922-echo/
06:25 , 27 мая 2016 автор депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Яблоко») Все у нас хорошо со Следственным комитетом, а где-то даже прекрасно: уголовные дела возбуждаются против тех, кого надо, и не возбуждаются против тех, кого не надо. Ну как в такой благодатной обстановке главе указанного ведомства Александру Бастрыкину не поразмышлять о судьбах Отечества? Вот он и размышляет. Со всей генеральской широтой духа. То — предложит исключить из Конституции норму о приоритете международного права. То — приравнять к экстремизму «отрицание итогов крымского референдума» и «фальсификацию истории». То — отменить презумпцию невиновности (сперва запрещать, а потом предлагать запрещенным идти в суд). То — ввести цензуру в Интернете, и «перестать играть в демократию следуя псевдолиберальным ценностям»... А то вдруг возьмет, да и выступит на «международной научно-практической конференции «Преступление и наказание; грех и искупление», проводимой Всероссийским государственным университетом юстиции (РПА Минюста РФ) совместно с отделом взаимоотношений церкви, общества и СМИ Московской Патриархии». Да еще и с докладом «Государственная идеология, национальная идея – Конституция Российской Федерации». После чего на сайте СКР появляется чудесная цитата: «Озвучивая свой доклад, Александр Бастрыкин напомнил, что идеология играет чрезвычайно важную роль в становлении и функционировании государства и права. В частности, он выделил основные положения, которыми следует руководствоваться при разработке национально-государственной идеологии России». Отцам церкви простительно плохое знание Конституции: у них другие канонические тексты. А вот генералу юстиции Бастрыкину знать Основной закон собственной страны, вроде бы, по должности положено. Как там со статей 13, пункт 2, Александр Иванович? «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Еще раз, медленно и по слогам: НИ-КА-КАЯ. Основы конституционного строя, заметим. Меняются только путем принятия новой Конституции на всенародном референдуме. А до того — ни-ни. Это что же получается? Председатель Следственного комитета выступает на международной конференции с докладом, даже название которого (а не только содержание) противоречит Конституции? Открыто призывает пойти вопреки основам конституционного строя? Может, он их просто не знает? Но тогда, может, он и уголовные дела заводит с ровно таким же уровнем знания Конституции и законов? При этом что ни день — то все новые и новые крики о врагах, обложивших нашу осажденную крепость со всех сторон, и необходимости неустанно бдеть, сурово карать, держать и не пущать. И все новые и новые законы, ужесточающие наказания за покушения на какие-нибудь основы или скрепы. Как там в известном анекдоте — «и эти люди запрещают мне ковырять в носу»? |
#6
|
||||
|
||||
Бастрыкин предложил ввести тоталитаризм
http://www.kasparov.ru.prx.zazor.org...=57474EE879A4D
27-05-2016 (08:02) о национально-государственной идее, имеющей правовое оформление ! Орфография и стилистика автора сохранены БАСТРЫКИН ПРЕДЛОЖИЛ ВВЕСТИ В РФ ТОТАЛИТАРИЗМ*, Т.Е. ВСЕОБЪЕМЛЮЩУЮ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИДЕЮ, ИМЕЮЩУЮ ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ * В статье Муссолини "Доктрина фашизма" (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан С точки зрения современной политологии: "Систему тоталитаризма отличают следующие основные признаки: официальная идеология, которую обязаны поддерживать все граждане; при этом все стороны жизни общества подчинены идеологии; тотальный полицейский контроль за всем обществом с целью выявить "врагов народа"; отношения в обществе основаны на принципе "разрешено только то, что признано органами власти, все остальное запрещено"; партийный контроль за средствами массовой информации; жесткая цензура любой информации; бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, поскольку все находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка". |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|