![]() |
#891
|
||||
|
||||
![]()
1812
Подписан Бухарестский мирный договор Подписан Бухарестский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1806-12 гг. Подписанию договора предшествовали переговоры, начатые по просьбе великого визиря после разгрома русской Молдавской (Дунайской) армией под командованием М. И. Кутузова 60-тысячной армии турок на левом берегу Дуная в районе Слободзеи. Руководил переговорами Кутузов. Заключенный договор состоял из 16 гласных и 2 секретных статей. По договору граница Россия передвигалась с реки Днестра на реку Прут. К России отошла территория Бессарабии и Восточной Молдавии площадью в 40 000 квадратных верст с крепостями Измаил, Килия, Хотин, Бендеры и Аккерман и с населением более 200 тысяч человек. Секретной статьей в пользование России передавалось морское побережье Кавказа. |
#892
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/society/calenda...9260-may_28-0/
Общество » День в истории » Май 28 мая ![]() День пограничника День оптимизатора Православный календарь День памяти Пахомия Великого (348). Преподобный Пахомий был пустынножителем и основателем монашеского общежития в Египте, состоявшего из 7 монастырей. Он имел дар чудотворца и исцеления от болезней. Своих иноков Пахомий учил трудолюбию, служению людям, опасению осуждения других, учил иметь надежду на помощь и милость Божию. Скончался в возрасте 53 лет. Им написан Устав иноческого жития. Память в Православной церкви Серапиона Псковского, Спасо-Елеазаровского (умер 1480) — схимник, ученик преподобного Евфросина Псковского. Народная традиция Пахомиев день. День Пахомия Теплого. Пахомий Великий. Пахом Бокогрей. Пахомий Теплый. Теплый Травник. Пришел Пахом — запахло теплом. На Пахома тепло — все лето теплое. На Пахомия поздний посев овса и пшеницы. "С Пахома сеют поздние овес и пшеницу, ячмень". Ячмень сеют, пока цветет калина. Конец заморозков на почве. Можно еще сажать лук-севок. Окучивают ранний картофель. Можжевельник зацветает — пора ячмень сеять. Именинники: Дмитрий, Ефросин, Пахом и Серапион. События 28 мая 1858 года наша страна заключила договор с Китаем. Айгунское соглашение устанавливало границу по Амуру. Его левый берег от реки Аргуни до устья признавался территорией России. Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря считался находящимся в общем владении. Судоходство по Амуру, Уссури и Сунгари разрешалось лишь русским и китайским судам. 28 мая 1893 года в Замоскворечье для широкой публики была открыта "Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых". Коллекция ее насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. 28 мая 1971 года в СССР запущена автоматическая станция "Марс-3". В декабре она достигла Красной планеты и произвела мягкую посадку спускаемого аппарата, который начал передавать информацию, но уже через 20 секунд связь с ним прервалась. 28 мая 1987 года на Красную площадь Москвы сел самолет "Сессна-173П" с 19-летним гражданином ФРГ Матиасом Рустом. Произошло это в 18:45. Пилот вышел к людям и начал раздавать автографы. Его тут же арестовали, а потом судили и приговорили к четырем годам колонии. Однако главными жертвами того памятного полета стали маршалы и генералы: со своих постов были смещены министр обороны СССР С. Соколов, командующий ПВО А. Колдунов, а также главком ВВС А. Ефимов и командующий Московским округом ПВО А. Константинов. Руст же провел в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня. 3 августа 1988 года он был амнистирован и вернулся в ФРГ. 28 мая 1997 года в Киеве главами правительств Украины и России был подписан пакет документов о базировании и разделе Черноморского флота. Дни рождения 28 мая 1877 года родился Максимилиан Волошин, поэт. 28 мая 1924 года родилась Евдокия Завалий, гвардии полковник. Она — единственная женщина, которая в Великую Отечественную войну командовала взводом морской пехоты. 28 мая 1973 года родилась Мария Миронова, актриса театра и кино. Последний раз редактировалось Chugunka; 30.05.2017 в 12:20. |
#893
|
||||
|
||||
![]()
http://историк.рф/history_day/28-%D0...%D0%BC-%D0%B3/
![]() Семь лет великий пролетарский писатель не был на Родине. Причиной отъезда в Италию явилось не только нездоровье, но и разногласия с властями. И всё-таки Горький не просто поддерживал Советскую власть — он стал одним из её символов. Его воспринимали как учителя жизни, как творца новой этики, в которой на первом плане оказались такие ценности, как просвещение, труд, коллективизм. На платформе Белорусского вокзала Горького встречали писатели Александр Фадеев, Леонид Леонов, Александр Серафимович, режиссёр Константин Станиславский, нарком Анатолий Луначарский… Толпы народа восторженно встречали писателя на площади и сопровождали его в пути по Тверской улице, которая вскоре будет переименована в улицу Горького. Подобной встречи Москва не знала. На Горького надеялись как на пророка. И он примется энергично заботиться о прессе, о библиотеках, о музеях, об образовании… ![]() Памятник Горькому А.М. на площади Белорусского вокзала в Москве, 1988 год Фото Валерия Зуфарова /Фотохроника ТАСС Последний раз редактировалось Chugunka10; 16.10.2021 в 10:20. |
#894
|
||||
|
||||
![]()
Скончались:
2003 – Илья Пригожин Нобелевская премия по химии 1977 года |
#895
|
||||
|
||||
![]()
http://www.kommersant.ru/gallery/248..._campaign=foto
![]() 1958 год. Совет Министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в Выставку достижений народного хозяйства ![]() 1987 год. На Красной площади в Москве приземлился спортивный самолет Матиаса Руста ![]() 1995 год. Землетрясение в Нефтегорске ![]() 1997 год. Россия и Украина подписали в Киеве пакет документов о разделе Черноморского флота Последний раз редактировалось Chugunka; 13.10.2016 в 12:10. |
#896
|
||||
|
||||
![]() |
#897
|
||||
|
||||
![]()
http://histrf.ru/biblioteka/book/k-1...n-ushiol-k-nam
К 19-летию раздела Черноморского флота: почему в итоге он ушёл к нам ![]() Сегодня в прошлом Новости о настоящем и будущем ВМС Украины весьма сумбурны: там собираются пополнить флот списанными кораблями НАТО, строить новые собственные, а также создать некий Балто-Черноморский флот вместе с Польшей и Литвой. Все эти новости на самом деле означают одно и тоже: военно-морские силы у Украины отсутствуют. Сегодня, когда мы справляем 19-ю годовщину раздела флота между Украиной и Россией, стоит поговорить о том, что флот – это прежде всего индикатор наличия государственности. У кого государство не построено – тому флот не положен. Немного истории Первое и главное, что следует понимать о Черноморском флоте – он российский изначально. Если по поводу Крыма можно рубиться до потери пульса, поминая древних греков, крымских ханов и Хрущёва, то с флотом всё просто: нет там флота, кроме русского, и его никто никогда никому не отдавал. Даже Хрущёв. В апреле 1783 года Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма, а уже в мае 11 кораблей Азовской флотилии перебазировались в Крым, став основой Черноморского флота, существовавшего последующие 135 лет. Надо сказать, что российский флот и российская государственность довольно тесно связаны и даже находятся в зависимости друг от друга. В 1917 году на кораблях Черноморского флота впервые были подняты жёлто-голубые вымпелы. Правда речь тогда шла не о разделе флота империи между февральской Россией и УНР. В большинстве случаев матросы таким образом выражали свою усталость от войны и нежелание воевать дальше, а также подчиняться приказам Временного правительства. Впрочем, два корабля в конце 1917 года всё же присягнули на верность УНР, что затем нашло отражение в военно-морской доктрине УНР: «Достаточно двух броненосцев и флотилии миноносцев с командой в 10–12 тыс. матросов. Остальные корабли демобилизовать и обратить в государственный торговый флот». Доктрина весьма показательная, к ней мы ещё вернёмся. Когда пошло совсем вразнос (1918-1920 гг.) Черноморского флота у России вообще не стало. Вернее сам-то флот был, и он был даже Черноморским. Но не совсем российским. В 1918 году, уже после подписания Брестского мира, Германия и Австро-Венгрия заключили дополнительное соглашение, по которому в сферу интересов Германии отходил Крым. Это было прямым нарушением Брестского мира, однако к исполнению соглашений с партнёром, который вот-вот должен был перестать существовать, в Берлине относились не слишком трепетно. А потому заняли Крым и совершили попытку захвата флота. Командующий флотом вице-адмирал Михаил Саблин увёл его на базу в Новороссийск. Откуда часть судов после ультиматума Германии вернулась в Севастополь, а часть – была затоплена в Цемесской бухте. Вернувшиеся суда в итоге (после капитуляции Германии) достались Антанте, которая затем передала их белогвардейцам. В том числе на них офицеры Белого движения эвакуировались из занятого большевиками Крыма в Константинополь в 1920 году. Затем большевики восстановили государство, а государство, в свою очередь, восстановило Черноморский флот. С нуля, не став даже возвращать из Турции корабли Белого флота. С одной стороны, досадно – хоть и ненадолго, но прервалась традиция. С другой же, флот – это не только корабли, это ещё и люди. А их-то ни Германия, ни Антанта не вывезли. Как делили К распаду СССР Черноморский флот был не только внушительной силой (более 800 кораблей разных классов), но и серьёзным хозяйством, оценивавшимся в сумму 80 млрд долларов. Скорее всего именно этот факт, а совсем не национальные амбиции стали причиной того, что Киев начал настаивать на разделе. А способствовало претензиям то обстоятельство, что после бурного начала 90-х (парад суверенитетов, путч) в Москве тоже не сильно понимали: теперь-то столицей кого мы являемся? Поэтому решение о подчинении флота Украине было принято Верховным Советом Украины уже в октябре 1991 года. А аналогичный указ Бориса Ельцина – только весной 1992-го. Летом 1992 года стороны договорились от резких действий удержаться, проблему обговорить, а флот – постепенно разделить. Однако тот факт, что к моменту этой договорённости делимое осталось в сохранности – большая заслуга тогдашнего командующего флотом Игоря Касатонова. Некоторые же (команда авианосца «Адмирал Кузнецов» во главе с вице-адмиралом Юрием Устименко) и вовсе решили вопрос с принадлежностью корабля не дожидаясь окончания переговоров: перегнали корабль в Россию. Вольная по форме, но верная по сути отсылка к этой истории есть в фильме «72 метра». Однако вернёмся к флоту. В основном договорённости о принципах раздела были достигнуты в 1992-1995 годах, Украина получила чуть более 18% всех судов флота. В 1996 году достигнутые договорённости были закреплены в Конституции Украины: в переходных положениях оговаривалось, что, несмотря на запрет размещения на территории Украины военных баз других государств, базой ЧФ РФ до 2017 года является Севастополь. А в мае 1997 года, в рамках заключения Большого договора о дружбе сотрудничестве и партнёрстве между Украиной и РФ, условия раздела флота и все связанные вопросы были подписаны сторонами окончательно. И почти семнадцать лет в Крыму было два разных флота. Что было потом С ЧФ РФ всё понятно: вот Севастополь, вот моряки (25 000) вот корабли (46), вот подлодки (6). Девяностые, конечно, не обошли стороной — но их последствия достаточно эффективно ликвидируются: 2014 год – плюс четыре единицы, 2015 – ещё плюс четыре, 2016 – введён в строй головной сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Позавчера Черноморскому должны были передать второй фрегат – «Адмирал Эссен» – но решили отложить для дополнительных испытаний. Судьбу же украинского можно продемонстрировать на примере недостроенного (то есть практически нового) авианосца «Варяг». Того же типа, что и «Адмирал Кузнецов», он в 1998 году был продан за 25 млн долларов Китаю – фактически по цене металлолома. Якобы для переделки в плавучее казино. Но казино китайцы делать передумали: достроили, переименовали в «Ляонин» и включили в состав собственных ВМС. Корабль до сих пор в строю. Вполне вероятно, что та же судьба была бы уготована и «Адмиралу Кузнецову». Что стало с остальными? Вспоминаем доктрину «Достаточно двух броненосцев» столетней давности. Ну а комплексным показателем результатов раздела стал 2014 год и известные события в Крыму, во время которых Украина лишилась практически всего своего флота. В настоящее время ВМС Украины – это лишь несколько кораблей из тех более чем полутора сотен, которые она получила в конце 90-х. Часть из них вместе с экипажами остались в Крыму: 12 из 17 тысяч моряков ВМС Украины остались служить России. Повторим ещё раз: флот – не только корабли, но и люди. Разбазарив за 17 лет большую часть кораблей, нельзя надеяться сохранить людей. Иногда эксперты утверждают, что термин «флот» к украинским кораблям применять неверно. Ведь флот – это не просто сумма кораблей, боевое соединение, пригодное к решению конкретных задач, что, мол, к украинскому флоту не относится. Это не совсем верно. Задачи, хоть и не боевые, флот решал – обогащая постепенной продажей несколько поколений украинских политиков. *** Почему так получилось? Наличие собственного флота всегда было одним из признаков не только амбиций государства, но и способности подкреплять эти амбиции финансово и организационно. Иначе говоря, флот многого требует, но многое и может дать. Ведущие мировые державы – это всегда ещё и морские державы. Глубокая связь Черноморского флота и государственности в ходе этой затянувшейся эпопеи была продемонстрирована в очередной раз. Тот, кто восстановил государство первым, в результате получил не только флот, но и место его базирования. |
#898
|
||||
|
||||
![]()
http://polit.ru/news/2016/05/29/jeymo/
29 мая 2016, 00:21 Мемория ![]() Янина Жеймо 29 мая 1909 года родилась киноактриса Янина Жеймо, знаменитая «Золушка» Личное дело Янина Болеславовна Жеймо (1909 —1987) родилась в Волковыске Гродненской губернии (ныне Гродненская область Белоруссии) в семье цирковых артистов. Ее отец Йозеф Болеслав Жеймо был поляком, мать – русской; работали наездниками, гимнастами и эксцентриками. Уже в три года Янину, как и трех ее сестер, приобщили к семейному ремеслу – это произошло на гастролях в Тобольске. Янине нравилась атмосфера цирка, но с ним пришлось расстаться после смерти отца в 1923 году. Мать осталась с дочерьми в Петрограде, где семья Жеймо решила переквалифицироваться в эстрадных артистов. Янина и ее сестра Эля вместе с матерью организовали труппу «Трио Жеймо», в которой играли на ксилофонах. Номер «Музыкальные эксцентрики» имел большой успех у петроградских зрителей. В Москве и Петрограде середины двадцатых годов было открыто множество киношкол. И в пятнадцать лет, параллельно с работой на эстраде, Янина Жеймо втайне от родных решила поступить на знаменитый ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) в актерскую студию под руководством режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена: «Это лицо – мое? Такое невыразительное… Такое… не мое!» Невысокий молодой человек, студент ФЭКСа Андрей Костричкин утешил ее, сказав, что дело в неправильно выставленном свете, и попросил осветителей его откорректировать. Янина влюбилась в Андрея, и вскоре они поженились. Правда, несмотря на рождение дочери, названной в честь матери, брак оказался недолгим. Дебют Янины в кино состоялся в 1925 году в травести-роли Мишки в фильме «Мишки против Юденича». Цирк и эстрада ушли в прошлое – в следующем году она снялась сразу в нескольких фильмах Козинцева и Трауберга. В 1929 году Янина окончила киномастерскую ФЭКС. Несмотря на успехи дочери, мама Янины не одобряла ее: «На эстраде у нее имя, а в кино... Первая сзади! Невеселая перспектива...». Однако хрупкая актриса оказалась востребованной, ее активно приглашали сниматься, и в 1934 году доверили 25-летней актрисе главную роль – школьницы в картине «Разбудите Леночку». Особенную популярность принес ей фильм «Подруги», после которого Ленфильм завалило письмами с адресом: «Ленфильм, Пуговице» – так звали героиню Жеймо. Незадолго до войны на съемках одного из первых звуковых фильмов «Моя родина» Жеймо познакомилась с режиссером Иосифом Хейфицем. Он стал вторым мужем актрисы; в этом браке родился сын Юлий, пошедший по стопам родителей – он стал польским кинооператором. В блокаду Жеймо осталась в Ленинграде. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» выступала в госпиталях и парках, а по ночам дежурила на крыше, гася зажигательные бомбы; продолжала принимать дома друзей. В конце 1942 года Янина была эвакуирована в Ташкент, куда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Хейфиц в качестве режиссера был эвакуирован в Среднюю Азию ранее, но долгожданная встреча с мужем не принесла радости. Пока поезд был в пути, ему сообщили, что поезд разбомблен, а Янина погибла, и в его жизни появилась другая женщина. К мужу Янина не вернулась. Актриса слегла с тяжелой депрессией: она забывала буквы, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. Ей помог специалист, который выдал ей пузырек с микстурой. Когда лекарство закончилось и Жеймо действительно стало гораздо легче, врач признался ей, что это была обычная вода из-под крана. Большую роль в выздоровлении сыграл и давний приятель актрисы режиссер Леон Жанно, который оказался рядом и в итоге стал ее третьим мужем. И, наконец, еще одним фактором выздоровления биографы называют съемки в фильме Надежды Кошеверовой «Золушка», вышедшем в 1947 году. Хрупкая Янина, которой к этому времени исполнилось 37 лет, идеально вписалась в образ героини Перро. Последнюю роль Янина Жеймо сыграла в 1954 году в фильме «Два друга» в возрасте 45 лет. Жанно часто предлагал переехать в Польшу, где ему предлагали работу и хорошее жилье. В 1957 году Янина согласилась; сын, только что окончивший школу, уехал с матерью и отчимом. Дочь актрисы осталась в Москве, где овладела редкой профессией литобработчика синхронного перевода иностранных кинолент. Живя в Польше, актриса часто бывала в СССР, а к ней приезжали русские друзья, в том числе Михаил Пуговкин и Вячеслав Тихонов. В 1980-х она окончательно перебралась в Москву. Скончалась 29 декабря 1987 года в Варшаве; похоронена согласно завещанию на Востряковском кладбище Москвы. Чем знаменита ![]() Янина Жеймо в роли Золушки. Фотостудия "Ленфильма", 1946 Главная Золушка советского кинематографа. Из всей фильмографии Жеймо, насчитывающей более 30 картин, именно фильм Кошеверовой стал ее звездным часом. Хотя до войны актриса даже получила орден «Знак Почета» в 1939 году за роли Аси в фильме «Подруги» (1935) и Наташи в фильме «Враги» (1938), но после войны фильмы 30-х годов потеряли популярность. А вот Золушка оказалась востребована и много десятилетий спустя. О чем надо знать Снять Жеймо в роли героини Шарля Перро предложил верный поклонник таланта актрисы Евгений Шварц. Кошеверова и сама хотела помочь актрисе, которую не раз видела в неосвещенном коридоре киностудии с сигаретой во рту и потерянным взглядом. Съемки «Золушки» начались на «Ленфильме» в 1944 году. В другое время фильм, скорее всего, не мог бы появиться, по крайней мере в исполнении столь подозрительной в глазах властей съемочной группы: композитор Антонио Спадовеккиа – по национальности итальянец; исполнитель роли Принца Алексей Консовский – из семьи «врагов народа»; Василий Меркурьев был женат на дочери Мейерхольда. Фаина Раневская дружила с опальной Ахматовой, а Шварц – с Заболоцким и Олейниковым. Наконец, лично Жеймо недолюбливал Иосиф Сталин, который считал, что в советском кино должны блистать актрисы типажа Любови Орловой, а не миниатюрные женщины. В Ленинграде почти не осталось мебели и тряпок, сожжeнных в блокаду, тем более роскошного реквизита. Часть была позаимствована в Мариинке, часть актеры принесли из дома. Платья шили из занавесок и тюля. Роль Золушки принесла огромную популярность актрисе. В 1947 году фильм занял четвертое место в кинопрокате, собрав 18,27 млн зрителей. В 2009 году фильм был колоризирован. Прямая речь О своем росте: «Странно – я нормально росла до четырнадцати лет, а потом... Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки». Николай Олейников о Янине Жеймо: От Нью-Йорка и до Клина На устах у всех клеймо Под названием Янина Болеславовна Жеймо. Григорий Козинцев о ранних картинах актрисы: «"Разбудите Леночку" и более поздний фильм "Приключения Корзинкиной" были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем – зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке». Дочь Янина Костричкина об интригах вокруг «Золушки»: «Не все хотели видеть маму в роли Золушки. Вокруг нее плелись интриги. Многих пугал ее возраст: дескать, в 37 сыграть 16-летнюю – нереально! На эту роль втайне от мамы пробовали балерину Марию Мазун, которой на тот момент не исполнилось и 20. Но миловидную и обаятельную девушку не утвердил худсовет. Танцовщица не обладала и половиной маминого актерского профессионализма. Шварц видел свою Золушку вовсе не бездушной смазливой куклой в стиле голливудских красоток, а хотел показать, что внутреннее очарование гораздо ценнее внешнего». Янина Костричкина о работе матери над образом: «Принимая очередное приглашение сыграть ребенка, мама всегда проверяла, примут ли ее дети за свою. Например, перед съемками фильма "Разбудите Леночку" она вырядилась в одежду своей 12-летней сестры и отправилась в парк играть с мальчишками в лапту. Пацаны не только поверили, что перед ними ровесница, но и в конце концов отмутузили ее за несколько неудачных подач. А садовница, которая отбила маму у драчунов, утерла ей нос и строго сказала: "Марш домой! И не вздумай реветь!"». Евгений Шварц об успехе «Золушки»: «Картина появилась на экранах 8 мая 1947 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. "Ножки, ножки какие!" – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная…» Евгений Шварц о таланте Жеймо: «Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо – туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть». 6 фактов о Янине Жеймо В детстве Жеймо переболела тифом и дифтеритом, от которого чуть не умерла Ко времени поступления в ФЭКС актерский стаж Жеймо на 12 лет превышал таковой у экзаменаторов Рост актрисы был менее 148 см, размер ноги 31 Единственная деталь, сделанная для «Золушки» на заказ – хрустальные туфельки Скамеечку, на которую Жеймо становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка» В Варшаве Янину Жеймо неоднократно приглашали сниматься, но безуспешно Материалы о Янине Жеймо Kino-teatr.ru. Янина Жеймо Чтобы помнили. Янина Жеймо Статья о Янине Жеймо в Википедии |
#899
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/wins/minskiy-transp...vod-25562.html
28 мая 2016, 00:00 Русские победы, История Завод для «Беларуси» ![]() На Минском тракторном заводе Белорусской ССР. Фото: РИА Новости После войны Минск был настолько разрушен, что даже существовали планы перенести город в другое место. Как рассказывает в своих воспоминаниях Василий Иванович Шарапов (в 1950‒1960-х годах ― председатель Минского горисполкома), в 1945 году на Потсдамскую конференцию через белорусскую столицу проезжал Сталин. Увидев лежащий в руинах город, он сказал, что силами одной республики восстановить Минск невозможно, для этого надо построить несколько крупных заводов союзного значения, которые помогут возродить городское хозяйство. И вот 29 апреля 1946 года Совет министров СССР принял Постановление № 1142 «О строительстве Минского тракторного завода». Согласно этому документу Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР и Совет министров Белорусской ССР должны были построить в Минске тракторный завод. Основное назначение нового производства ― выпуск гусеничных тракторов с дизельными двигателями. Предприятие должно было изготавливать сельскохозяйственные трактора КД-35 («Кировец»), производством которых до того занимался Липецкий тракторный завод. Старт производства мощностью 50 тракторов в сутки должен был состояться в 1948 году. Завод в Минске стали возводить на базе Минского авиационного завода № 453, который был более чем наполовину разрушен во время войны. После освобождения здесь начали выпускать боевые самолеты: в 1944 году на заводе изготовили 136 истребителей-бомбардировщиков Як-9. Но с решением о создании Минского тракторного завода (МТЗ) все полторы тысячи рабочих были зачислены на новое производство. Кроме того, на строительство направили почти тысячу немецких военнопленных. Уже к концу 1946 года были восстановлены и построены основные производственные цеха: механический, инструментальный, кузнечный, прессовый, чугунного литья. С 1946 по 1948 год МТЗ производил гусеничные трактора КД-35, всего было изготовлено около двух с половиной тысяч машин. Затем завод уже не выпускал трактора, а перешел на производство комплектующих для других производств: карбюраторных двигателей ПД-10, с 1950 года ― дизельных двигателей Д-35, которые отправляли на тракторное производство в Липецк. В 1950 году Минский тракторный завод полностью вошел в строй, и тогда же с конвейера снова сошли гусеничные машины. Это были так называемые трелевочные тракторы, предназначенные для перевозки бревен на лесозаготовках. Интересно, что они оснащались газогенераторной установкой, то есть их двигатель работал не на солярке, а на древесных отходах ― топливе, которое в избытке было там, где работали эти трактора. Проект собственного трактора конструкторы Минского тракторного завода подготовили в 1948 году. В следующем, 1949-м, были собраны первые опытные образцы машин под маркой «Беларусь» (МТЗ-2). Однако серийное производство колесных тракторов началось на заводе лишь в 1953 году. Трактор МТЗ-2 стал родоначальником всего семейства тракторов «Беларусь». Он производился до 1957 года, когда был существенно модернизирован: получил десятискоростную коробку передач и новую гидравлическую систему для присоединения навесного оборудования (такого, как различные культиваторы, плуги, грабли, бороны). Производство развивалось, и в 1960-х годах Минский тракторный завод производил уже около 90 тыс. тракторов в год. В 1972 году был выпущен миллионный по счету трактор, который, кстати, проработал в сельском хозяйстве без капитального ремонта десять лет. Со временем Минский тракторный завод стал в Советском Союзе фактически центром и отраслевым конструкторским бюро по разработке колесных тракторов. Срок разработки новых машин сократился до двух лет, что позволяло выпускать множество новых модификаций и серий тракторов. Завод производил специальные машины для работы на хлопковых плантациях, на крутых склонах, скоростные трактора. В настоящее время с заводского конвейера сходит «Беларус-3522» с двигателем в 355 л.с. ― один из самых мощных тракторов, выпускаемых в Европе. За все время Минский тракторный завод изготовил около 4 млн тракторов. С 2000-х годов они выпускаются под маркой «Беларус». Около половины всех тракторов идет на экспорт, кроме того, они производятся в России, Румынии, Пакистане и других странах. За 70 лет тракторный завод, основанный в 1946 году в разрушенном войной Минске, стал одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире. Последний раз редактировалось Chugunka; 06.04.2021 в 08:35. |
#900
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/wins/nachalo-proizv...520-25407.html
28 мая 2016, 00:00 Русские победы, История ![]() БелАЗ-7520. Фото: belaz.by Основанное в едва начавшей восстанавливаться после разрушительной Великой Отечественной войны предприятие в белорусском городе Жодино, всего лишь немногим четверть века спустя прославилось благодаря своей продукции на весь Советский Союз. Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ) стал символом-брендом не только и не столько одной из союзных республик, сколько синонимом мощи и величия советского государства, воплощенного совершенства достижений инженерной мысли. В год, когда гражданин СССР впервые в мире покорил космос, с конвейера завода сошла первая самостоятельная разработка — 27-тонный грузовик БелАЗ-540. А к 30-му юбилею Победы для динамично развивающейся горнодобывающей промышленности Страны Советов был запущен в серийное производство карьерный автосамосвал БелАЗ-7520 грузоподъемностью 110 тонн. Именно с той поры уникальный облик отличавшегося повышенной проходимостью и надежностью белазовского гигантского грузовика стал широко узнаваем в Советском Союзе и за его пределами. К тому же благодаря таким машинам, способным за один заезд переместить столько же груза, сколько перевез бы целый караван обычных грузовиков, себестоимость транспортировки тонны породы многократно снижается. Стоит отметить, что из-за своих огромных размеров на место службы белазовские самосвалы доставлялись в разобранном виде, а уже в карьерах машину собирали снова. Так, БелАЗ-7520 занимал почти три железнодорожные платформы! При этом на полную сборку машины обычно уходило около недели. Многотонные белазовские самосвалы работают в карьерах в условиях повышенной опасности: по сравнению с обычными дорожными грузовиками им приходится постоянно преодолевать весьма затяжные спуски-подъемы, двигаясь с грузом в гору или под уклон. Неспроста на предупреждающих табличках в разрезах где трудятся эти уникальные грузовики, пишут: «Осторожно, работают БелАЗы». В позднем СССР завод регулярно обновлял модельный ряд своих чудо-самосвалов, повышая их мощность и грузоподъемность. В год на предприятии выпускалось несколько тысяч единиц карьерно-грузовой спецтехники, что составляло половину мирового производства. Буквально за несколько месяцев до распада Советского Союза в единственном экземпляре был выпущен самосвал-“монстр” БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т. К счастью, этот карьерный грузовик-гигант стал далеко не последним в линейке модельного ряда предприятия. Всего же за свою историю заводом было выпущено свыше 130 000 различных машин для работы в карьерах, что намного превышает аналогичные показатели основных зарубежных конкурентов. Три года назад Белорусский автомобильный завод презентовал очередную модификацию своего любимого детища. Им стал самый большой карьерный грузовик в мире — БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т, мощностью 4660 л.с. и массой — 360 т. Впрочем, как показали испытания, этот гигант способен перемещать и грузы значительно большего чем предусмотрено технически характеристиками объема. Помимо России, являющейся основным потребителем продукции Белорусского автозавода, свыше полусотни индустриально развитых стран планеты активно эксплуатируют эти гигантские машины. Выпускаемые в наши дни в Союзном государстве карьерные самосвалы — поистине уникальное явление не только на просторах бывшего СССР, но и мира. И хотя Советский Союз вот уже как четверть века канул в лету, БелАЗ до сих пор заслуженно ассоциируется с огромными и незаменимыми самосвалами Страны Советов. Последний раз редактировалось Chugunka; 07.04.2021 в 10:02. |
![]() |
Метки |
русский календарь |
Здесь присутствуют: 3 (пользователей: 0 , гостей: 3) | |
|
|