![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://politikus.ru/articles/73659-d...koy-nacii.html
Сегодня, 14:39 • • ![]() Сегодня важная дата в Истории России, День рождения русской нации, дата первой нашей серьёзной победы над объединёнными силами европейских рыцарей. 5 апреля 1242 года состоялось Ледовое побоище, частично оно прошло на льду Чудского озера, частично на его берегу. Тевтонский германский орден в союзе с Ливонским орденом (военно-монашеские ордена того времени соответствовали сегодняшним ЧВК - частным военным кампаниям), и с датскими рыцарями, в ордена входил разнообразный европейский сброд, столкнулся в сражении с русским войском. В русское войско входила дружина новгородского князя Александра, прозванного Невским, новгородское ополчение и владимирское ополчение. А также татарский отряд. До Ледового побоища европейские рыцари завоеватели успешно продвигались на восток, осуществляя "Дранг нах Остен"! Это был настоящий крестовый поход, растянувшийся на несколько столетий. Крестоносцы к 1242 году уже овладели землями народа пруссов и успешно онемечивали его в этот период. Без особого труда захватили они две третьих территории нынешних Латвии и Эстонии. И вторглись в псковские земли, захватив вначале Изборск а затем и сам Псков. Вторглись в новгородские земли, где построили свою крепость в Копорье. Вот в этот момент и состоялось Ледовое побоище. Наши предки наголову разбили средневековое НАТО. Глава тевтонского ордена епископ Дерптский вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от завоёванных русских земель. 5 апреля наши предки предводительствуемые молодым князем Александром (он давно признан церковью святым) заслонили собой русские земли. Сегодня в честь этой даты состоятся шествие и митинг. Сбор на Суворовской площади в 18 часов. В 18.30 начало шествия. Я там буду. Очень важно, чтобы наконец была определена раз и навсегда дата рождения русской нации, и это 5 апреля 1242 года. Поскольку нации рождаются в победах. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.istpravda.ru/chronograph/2957/
В 1237 году в Восточной Прибалтике на территории, заселенной племенами ливов и эстов, немецкими рыцарями был образован Ливонский орден. Спустя три года орден вторгся в пределы Псковской земли. И, после кратковременной осады немцами, был взят Изборск. Псковское ополчение, подошедшее к Изборску, было разбито рыцарями. После чего немцы перешли реку Великую, разбили палатки под самыми стенами Псковского кремля, сожгли посад и стали разорять окрестные села. В итоге ливонские рыцари овладели Псковом, взяли заложников и разместили в городе свой гарнизон. Несколько позже Ливонский орден вторгся и в пределы новгородских земель. Новгород обратился за помощью к великому владимирскому князю Ярославу. Тот направил в Новгород вооруженные отряды во главе со своими сыновьями Андреем Ярославичем и князем Александром Невским. Новгородское войско во главе с Александром Невским освободило занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю. Затем войско соединилось с дружиной брата Андрея, и во главе с Александром Невским выступило на Псков. Город был взят штурмом. Наместников ордена в оковах Александр отправил в Новгород. А вдохновленные успехами отряды новгородцев вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. В это самое время Александр узнал, что рыцари направили к Изборску незначительные силы, а их главные силы двигаются напрямик к Псковскому озеру. Туда он и отправил свое войско. Армии противников сошлись на берегах Чудского озера у Вороньего камня и урочища Узмень. Именно здесь (5) 12 апреля 1242 года произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое побоище. Войско немцев включало 10-12 тысяч человек, Александр Невский располагал войском в 15-17 тысяч. На рассвете рыцари построились «клином» и по весеннему хлипкому льду озера двинулись на русских. К тому моменту Александр выстроил новгородцев «пятком», тыл которого опирался на обрывистый крутой восточный берег озера. На флангах русских расположились конные дружины, в основании «пятка» выстроилась вооруженная копьями пехота, а впереди находились лучники. А княжеская дружина была укрыта в засаде. Немецкие рыцари были встречены тучей стрел, потому фланги «клина» были вынуждены сильнее прижаться к центру. Тем не менее, немцам удалось прорвать центр боевого порядка новгородцев. Часть русской пехоты даже обратилась в бегство. Однако рыцари наткнулись на обрывистый берег озера, их малоподвижный строй смешался и не смог развить свой успех. А в это время фланговые дружины новгородцев зажали, как клещами, немецкую «свинью» с флангов. Не теряя времени Александр со своею дружиною ударил с тыла. Русская пехота крючьями стаскивала рыцарей с коней и уничтожала их. Немцы не выдержали напряжения битвы и бросились бежать. На протяжении семи километров войско Александра преследовало беглецов. Лед подламывался под рыцарями, многие из них утонули, многие были взяты в плен. В итоге Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также отказывались от части Латгалии. ![]() Источник: calend.ru |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://postnauka.ru/video/47449
Историк о событиях 1242 года, фильме Эйзенштейна и взаимоотношениях Пскова и Новгорода 22.05.2015 Какие источники рассказывают о Ледовом побоище? Как развивались события 1242 года согласно историческим хроникам? Почему орден меченосцев не был заинтересован в захвате новых территорий? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Игорь Данилевский. Событие, которое попало во все анналы, одна из дат, которые приписываются к дням русской воинской славы, — это Ледовое побоище, 1242 год. Сражение, которое приобрело настолько солидное звучание в нашем обществе, что даже один из людей, правда, не историк, как-то сказал: «Зачем писать в школьной программе “Александр Невский, его отношения с Ордой”, надо просто написать два слова — “Ледовое побоище”, и этим сказано все». Как ни парадоксально, но такое звучание, такое значение Ледовое побоище приобрело только в последние лет 60. До этого времени об этом сражении упоминали в гимназических учебниках, но, скажем, не упоминали в университетских лекционных курсах. Почему? С этим вопросом трудно разбираться, потому что Ледовое побоище — это как раз то событие, о котором мы — это один из немногих таких случаев — можем проверить сведения сразу по нескольким независимым друг от друга источникам. Это пять источников. Во-первых, рассказ Новгородской первой летописи, которая непосредственно связана с самими этими событиями. Это псковские летописи, которые еще в большей степени связаны с Ледовым побоищем, поскольку все происходит рядом с Псковом. Это рассказ, который мы находим в северо-восточном летописании, — ростовский и владимирский. Это житийная повесть святого благоверного князя Александра Ярославича, хотя она опирается в основном как раз на сообщения Новгородской первой летописи и на северо-восточные летописи. И, что самое главное, мы имеем старшую «Ливонскую рифмованную хронику» — это уже источник с другой стороны, он был написан лет через 40 после самого сражения по документальным материалам, которые были у крестоносцев. Тот образ, который мы сейчас имеем практически все о Ледовом побоище, — это образ, созданный гением Сергея Михайловича Эйзенштейна. Огромное количество деталей, которые там существуют и которые мы все видели своими глазами, хорошо это помним — их рассматривают чуть ли не как документальные кадры, — на самом деле не имеют подтверждения в источнике, и понятно почему. Эйзенштейн снимал все-таки художественное произведение, причем не столько об Александре Невском, сколько о своем времени и той угрозе, которая в то время существовала, в конце 30-х годов. Причем фильм оказался настолько актуальным, что его сняли с проката и не выпускали вплоть до начала Великой Отечественной войны. Но тогда он попал просто в десятку, потому что все то, что рассказывал своими средствами Сергей Михайлович Эйзенштейн, воплотилось, к сожалению, в жизнь. Мало того, в 1943 году был учрежден орден Александра Невского, который в какой-то степени воспроизводил старый орден XVIII века Святого благоверного князя Александра Ярославича, и на этом ордене мы видим профиль Александра Невского. На самом деле это профиль Николая Черкасова в костюме Александра Невского, потому что никаких аутентичных изображений Александра не сохранилось. Что же это за событие? Русские летописи и немецкая «Рифмованная хроника» в принципе совпадают в его описании. Начинается все с того, что Александр, на помощь которому приходит его брат Андрей, присланный отцом вместе с низовцами, то есть с отрядами северо-восточной Руси, идет освобождать Псков. Конечно, мы помним по фильму, какие там творятся кошмары. На самом деле всего этого не было. В Пскове в это время сидят два фогта, два управляющих, которые были посажены орденом по договору с Псковом. Договор был заключен псковичами не вполне добровольно, но тем не менее был заключен, потому что псковичи просили орден, и орден взял на себя такую функцию — защищать Псков от Новгорода. Псковичи, в свою очередь, принимали участие в походах ордена меченосцев, скажем, на Литву. В 1237 году произошло сражение под Шяуляем, в котором принимало участие двести псковских бояр по тем же договоренностям с орденом. Причем битва была очень тяжелой для крестоносцев, там была перебита практически половина ордена, орден после этого прекращает свое существование. А из псковичей, если доверять описаниям, вернулась только десятая часть — двадцать человек из двухсот. После этого в Пскове сидят два фогта, у них отряды по десять-пятнадцать человек, то есть там всего человек тридцать крестоносцев. От них и освобождает Александр Псков. После чего он отправляется вместе со своим объединенным отрядом с низовцами, к нему примыкает еще, видимо, какой-то отряд псковичей, на землю эстов. Если мы посмотрим в это время на карту, мы увидим, что Александр идет на землю, которая контролируется дорпатским епископом. Дело в том, что ордену в это время принадлежит где-то треть земель к западу от Чудского озера. Так было положено по уставу ордена, так в конечном итоге и произошло после того, как орден был фактически разгромлен Литвой. Сразу после этого поражения под Шяуляем папа издал буллу, по которой он объединил орден меченосцев и Тевтонский орден. Тевтонский орден, рыцари которого были в это время в Пруссии, отделен от ордена меченосцев — территория современной Латвии и Эстонии — довольно большим пространством — Литовским княжеством, которое только формируется. Остатки ордена меченосцев вовсе не жаждали этого присоединения, и ландмейстер, который приехал через год, вынужден был вернуться на территорию, которую контролирует непосредственно Тевтонский орден. А орден меченосцев, его остатки, передал две трети земель в управление епископским кафедрам. И территория, которая непосредственно примыкает к Чудскому озеру, — это была территория, которую контролировал дорпатский епископ. Александр проходит на эту территорию, как пишет летописец, отправляя свои войска в зажитие. Слово интересное, буквальное значение — запас кормов и фуража. Трудно представить себе, что в конце марта — в начале апреля можно косить траву. Речь шла о грабеже. Это был очередной набег на земли, которые были спорными. Когда-то население этих земель платило дань Новгороду, потом эти земли были покорены меченосцами. За двадцать лет до этого похода Юрьев — это форпост Новгорода в западных землях — был захвачен крестоносцами и стал Дерптом, или Дорпатом, туда и была перенесена епископская кафедра из Леаля. И теперь эсты платили дань как раз дерптскому епископу. На эту территорию вторгается Александр. Свой передовой отряд, которым командуют Домаш и Кербет, он отправляет в разгон. Слово «разгон» в древнерусском языке обозначает грабеж, разбой. Еще есть, правда, третье значение — это передовой отряд или разведка боем, с вопросительным знаком. Единственная иллюстрация — как раз из рассказа о походе Александра Ярославича. Этот отряд был разбит отрядом дорпатского епископа, к которому примкнуло несколько крестоносцев из остатков ордена меченосцев, и Александр вынужден был отвести свои войска на Чудское озеро, на лед Чудского озера, где и произошло сражение на Узмени у Вороньего камня. Причем этот объединенный отряд, в котором было в лучшем случае где-то тридцать пять рыцарей плюс к этому где-то человек пятьсот чуди, то есть эстов, которые были в отрядах крестоносцев. Построенные той самой знаменитой «свиньей», они прорывают передовой отряд Александра. Но потом судьба или удача поворачивается уже лицом к Александру, он разбивает немецкий отряд. По данным «Ливонской рифмованной хроники», в этом сражении погибло двадцать рыцарей и шестеро были взяты в плен, то есть потери были значительно меньше. Но тем не менее весьма ощутимые для ордена после его предыдущего поражения под Шяуляем. Еще один важный момент: ни в одном источнике не упоминается, что кто-то из рыцарей утонул подо льдом Чудского озера. Это фантазия Сергея Михайловича Эйзенштейна, заимствованная из рассказов о других сражениях. Но это вошло в плоть и кровь россиян, поскольку все видели своими глазами, что они тонули. На самом деле в «Ливонской рифмованной хронике» вообще есть загадочная фраза о том, что трупы падали на траву. Это по-разному интерпретируют, говорят, что, может быть, был виден камыш из-подо льда — кто его знает, вопрос сложный. Но за то, что никто не тонул, можно поручиться. Хотя два источника говорят о том, что Александр гнал этих пленных шестерых рыцарей босиком по льду, чтобы отвести их к себе. Надо сказать, что само значение Ледового побоища слегка преувеличено. Это одно из многих сражений, которые происходили. Кстати, через несколько лет после этого Дорпат будет захвачен сыном Александра Невского, но потом опять захвачен орденом и передан дорпатскому епископу. Это отношение, которое развивается на протяжении не одного десятилетия, потому что спорные земли, которые платили дань сначала Новгороду, потом ордену, примыкавшие к западным берегам Чудского озера, — это всегда было яблоко раздора. Отец Александра, Ярослав Всеволодович, совершает несколько набегов на эти территории. И каждый раз после такого набега орден, а это еще порядка 180 километров до Риги, то есть вести тогда шли со скоростью где-то 25–30 километров в день, это большое расстояние. Пока собирался отряд крестоносцев, они вторгались на землю Руси, как правило, они доходили до Пскова и грабили территории вокруг Пскова, а потом уходили. Но каждый такой набег стоил псковичам где-то по 600–800 человек. Это очень тяжелые потери. Именно для того, чтобы предотвратить такие набеги, псковичи и заключают договор с орденом. Они отказываются идти в очередной поход на земли ордена, они говорят, что орден — это их братья, и говорят, что теперь у нас с ними мир и дружба, а орден берет на себя функции защиты Пскова. От этой защиты Псков освобождает как раз Александр. Это довольно сложная ситуация, которая плохо укладывается у нас в голове, потому что мы привыкли думать, что Новгород и Псков — это близнецы-братья. На самом деле отношения между этими городами очень сложные, и Псков будет стремиться выйти из-под власти Новгорода. Но, даже когда Псков станет самостоятельной республикой, все равно в религиозном отношении они будут подчиняться Новгороду, потому что там новгородский архиепископ — это колоссальная власть над представителями церкви. Так что Псков все равно будет так или иначе находиться под властью Новгорода. Эти отношения с орденом достаточно сложная вещь, о чем и стоило бы сказать. Еще что связано с Александром и с Ледовым побоищем — это разговоры о том, что была отражена попытка агрессии крестоносцев на русские земли. Как таковой агрессии не было. Дело в том, что у ордена, центр которого располагался в Риге, были свои сложности, сложности очень большие, им явно было не до захвата новых территорий. Во-первых, постоянные и очень серьезные восстания эстов. Были восстания, когда крестоносцы по нескольку лет не могли занять освобожденные территории, хотя они воевали с эстами, с дикими в то время племенами. Северные земли эстов — на них претендовала датская корона, поэтому бесконечные столкновения с датчанами. Сложные отношения с Литвой, потому что попытка вторгнуться в земли литовских племен привела к тому, что Миндовг объединил литовские племена и по-настоящему разгромил орден меченосцев. Плюс к этому довольно сложные отношения с Новгородом из-за спорных территорий, примыкающих к западному берегу Чудского озера. Поэтому ордену меченосцев было, конечно, не до захвата новых территорий. Им надо было выяснить еще отношения с папой римским. По орденскому уставу они должны были отдать две трети земель, которые покоряли, епископским кафедрам, и этого не сделали. Так что головных болей у них хватало, и им было явно не до захвата чужих территорий. А выяснения отношений с Новгородом будут продолжаться, и не один раз. Будет еще Раковорская битва, которая по масштабам была раза в два больше, чем Ледовое побоище, но мы о ней как-то не помним. Потому что, наверное, там не было Александра Ярославича, зато там был псковский князь Довмонт, а он был литовец по происхождению. И целый ряд деталей, которые связывают с Ледовым побоищем, — это детали, заимствованные из рассказа о Раковорской битве, очень большой, после которой были заключены серьезные договоры и установлены мирные соотношения этих сил на северо-западе. Другой вопрос, что Александр Ярославич выступает в качестве защитника идеалов православия. Александру Ярославичу было предложено принять католичество, как это сделал его отец, Ярослав Всеволодович. Откуда взялись такие данные — сказать сложно. Считают, что, скорее всего, Плано Карпини, который знал Ярослава Всеволодовича по своему пребыванию во время каракорумского визита, когда убили Ярослава, мог обратить в католичество самого Ярослава, а мог просто отчитаться перед вышестоящим начальством о том, что он проделал такую работу. Но такое упоминание есть в письме папы римского Александру Невскому. Другой вопрос, что папа римский еще в одном письме благодарит Александра за разрешение построить католический храм в Пскове. Причем тон там такой, что речь, скорее всего, шла о создании кафедрального собора. Другой вопрос, что этот собор не был построен. Но, в отличие практически от всех светских правителей того времени, Александр Ярославич не принимает предложение папы римского, не идет ни на какие серьезные переговоры и остается защитником православных идеалов, за что, собственно говоря, он и был канонизирован лет через 40 после своей смерти. доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, руководитель Центра истории частной жизни и повседневности Института Всеобщей истории РАН |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://postnauka.ru/video/50668
Историк о взаимоотношениях Александра Невского и Золотой Орды, борьбе за власть между Чингизидами и особой роли Невской битвы 28.07.2015 Как внутриполитическая борьба между Чингизидами повлияла на передел власти на Руси? Почему Александр Невский активно способствовал вхождению северо-западных русских земель в состав Улуса Джучи? Какую роль Невская битва сыграла в противостоянии Новгорода и Швеции? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Игорь Данилевский. Александр Невский, наверное, самый популярный из князей Древней Руси. Если верить результатам телевизионного проекта с ужасным названием «Имя Россия», это самый популярный деятель нашей истории вообще. Александр Невский — фигура противоречивая, неоднозначная и при этом невероятно популярная. Связано это, наверное, с тем, что, как известно, кино является важнейшим из всех искусств, именно этот образ Александра Невского закрепился в массовом сознании граждан России. Действительно, гениальный фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна создал образ идеального князя, победителя над теми силами, которые угрожают Руси, близкого к народу, доброго и в то же время достаточно жесткого — идеальный князь. Но, правда, таким он был только у Эйзенштейна. Современники оценивали деятельность Александра несколько по-иному. Кстати, прозвище Невский он получил достаточно поздно. Только в XIV веке его упоминают впервые с этим прозвищем, а заодно упоминают с этим же прозвищем и его сыновей. То есть прозвище ему было дано явно не в связи с той самой Невской битвой, которую все вспоминают, поскольку проходили когда-то курс отечественной истории в школе. Александру тогда было всего 18 лет, и поэтому его дети явно не могли принимать участие в этом сражении. Речь идет о другом — это какие-то владения Александра в районе Невы, скорее всего, хотя это тоже один из вопросов. Сама история Александра достаточно любопытна. Он получает княжеский престол уже в то время, когда Русь вошла в состав Улуса Джучи после монгольского нашествия. И это получение ярлыка на княжение было сопряжено с целым рядом сложностей. Первым русским князем, который получил ярлык на великое княжение из рук Батыя, был отец Александра, Ярослав Всеволодович. И тут тоже начинаются какие-то непонятные вещи, потому что тот же Ярослав был вызван в Каракорум, там он, судя по всему, был отравлен, у нас есть свидетельства, скажем, Плано Карпини — это католический миссионер, который был в Каракоруме, который если сам не видел, то, во всяком случае, слышал о том, что произошло с Ярославом. После чего Александр вместе со своим братом Андреем тут же были вызваны в Каракорум. Они, правда, поехали не сразу, и понятно почему: тот же Плано Карпини писал, что все говорили о том, что их вызывают для того, чтобы убить, хотя непонятно, зачем так далеко ехать, чтобы убить, можно было и на месте как-то решить эту проблему. Но тем не менее братья приехали в Каракорум, и там Андрей, младший брат, получает ярлык на великое княжение, а Александр — ярлык на Киев и на всю Русскую землю — довольно странное распределение. Но Киев в это время находится в плачевном состоянии: еще до нашествия два похода совершенно колоссальных объединенных войск, которые организовал Андрей Боголюбский, разорили Киев, а в 1240 году Киев еще был захвачен монголами, и там оставалось где-то 200 дворов, то есть его и городом по большому счету назвать уже сложно. Поэтому Александр поехал не в Киев, а в Новгород. Но прошло всего 4 года, и в 1252 году он был вызван в ставку Батыя, который в это время управляет как раз тем самым Улусом Джучи, и там из рук Батыя получает ярлык на великое княжение Владимирское, хотя во Владимире сидит в это время его брат Андрей, у которого тоже ярлык на великое княжение от имени великого хана. Батый отправляет вместе с Александром большой отряд под командованием Неврюя. Просил об этом Александр, не просил об этом Александр — споры могут продолжаться до бесконечности. Самое главное, что Владимир был взят, Андрей бежал, а Александр стал великим князем Владимирским. И наступает новая фаза в его правлении, когда он в 1256 году подавляет восстание в Новгороде против ордынских численников, причем расправляется с новгородцами очень жестоко: одним носы урезал, другим глаза выколол, после чего перепись была проведена. То есть фактически Александр прилагает очень серьезные усилия к тому, чтобы северо-западные русские земли, до которых полчища Батыя не дошли, вошли в состав Улуса Джучи и начали выплачивать дань. Тут, конечно, возникает некоторое противоречие между нашим сознанием и тем, что знал летописец, который рассказывает об Александре. Наступает период относительного затишья. Кончается все тем, что Александр в очередной раз едет в ордынскую ставку, желая, как пишут летописцы, отмолить от большой беды, от участия древнерусских дружин в походах монголов. Надо сказать, что они до этого принимали участие в таких походах и после этого будут принимать участие, и это, в общем-то, было действие, которое, с одной стороны, вроде бы действительно было бедой, но, с другой стороны, приносило определенные доходы тем князьям и тем дружинникам, которые в этих походах принимали участие. Возвращаясь из Орды, Александр разболелся и в Городце скончался. Основную славу Александру приносят два сражения — Невская битва и Ледовое побоище. Сражения, надо сказать, не такие глобальные, как у нас их иногда представляют. Гораздо важнее борьба Александра с литовской опасностью, потому что в это время формируется Великое княжество Литовское и совершаются взаимные набеги на северо-западные земли и с северо-западных земель. Это была гораздо более серьезная вещь. Но у нас принято говорить о том, что Александр якобы совершил исторический выбор: он, с одной стороны, боролся против крестоносной агрессии, а с другой стороны, налаживал отношения с Ордой. Надо сказать, что говорить о выборе тут, по-моему, трудно, потому что, с одной стороны, не Александр выбирает между этими двумя силами — его выбирают в Орде, причем выбирает его Батый. Дело в том, что за всеми этими передачами ярлыков на великие княжения стоит внутренняя политическая борьба между Чингизидами. Батый еще во время похода на запад поссорился со своим двоюродным братом Гуюком, сыном великого хана Угэдэя, и Угэдэй вызвал Гуюка во Внутреннюю Монголию, там устроил разнос своему сыну, даже собирался его казнить, потом решил отправить на расправу к Батыю и вдруг скоропостижно скончался. Плано Карпини говорил, что его отравила тетка Гуюка. Батый, узнав о смерти Угэдэя, не поехал во Внутреннюю Монголию, потому что у него была хорошо налажена разведка, он, видимо, понимал, кто станет новым великим ханом. Была проведена потрясающая предвыборная кампания, в результате которой — ее организовала ханша Туракина, мать Гуюка, — Гуюк становится великим ханом. И когда Батый дает ярлык на великое княжение Ярославу Всеволодовичу, этим он нарушает правило: он мог дать только грамоту на управление, ярлыки выдает великий хан. Вот именно, наверное, поэтому Ярослав и был вызван в Каракорум и там убит. А вот потом уже сыновей Ярослава вызывают в Каракорум, чтобы дать им правильные ярлыки. И когда они едут, Гуюка уже нет — Гуюк поехал выяснять отношения с Батыем, но по дороге скончался. И управляет в это время Огул-Гаймыш, вдова Гуюка, которая дает ярлыки на великое княжение Андрею и на княжение в Киеве и Русскую землю Александру. Но в это время Батый начинает потрясающую интригу со своим двоюродным братом Менке, с тем чтобы сменить Огул-Гаймыш, — ее обвинят в государственной измене, в заговоре и казнят как колдунью, как преступницу. И Батый фактически отдает великоханский престол своему двоюродному брату Менке при условии, что сам Батый будет иметь определенную автономию. Вот тогда-то, в 1252 году, он и дает ярлык на великое княжение Александру, то есть за всем этим стоят собственные политические разборки внутри Монгольской империи. То, что Батый благоволит к Александру, — это точно. Надо сказать, что все эти перипетии, связанные с переделами власти на Руси, с передачей ярлыков, — это все интересные истории, но они, как правило, остаются в стороне. Александру приписывают две очень серьезные победы, на которых, собственно говоря, и концентрируется все внимание и в учебниках, и в монографиях, — это сражение на Неве и Ледовое побоище. Как ни парадоксально, до определенного момента, а точнее сказать, до Великой Отечественной войны Ледовое побоище если и упоминается, то вскользь, в университетских курсах его вообще не упоминали. О Невской битве писали, говорили, и понятно почему: потому что Невская битва играла особую роль. Правда, о Невской битве мы знаем только из одного источника — это Новгородская первая летопись. Эти сведения ничем не подкрепляются. Поэтому те рассказы, которые мы знаем, — это слегка расширенные рассказы Новгородской первой летописи с добавлением огромного количества цитат из «Иудейской войны» Иосифа Флавия, из «Троянских сказаний», из византийской повести о Дигенисе Акрите (был такой византийский пограничник), которые, собственно говоря, эти красивые детали и рассказывают. Детали о том, как Александр «самому королю възложи печать на лице острым своим копием», о том, как были перебиты шведы на противоположном берегу Ижоры, где «Александрову полку непроходно было». Потери шведов были гораздо меньше, само это столкновение не фиксируется шведскими источниками, и в принципе понятно почему: Невская битва была одним из эпизодов выяснения отношений между Новгородом и Швецией. В 1187 году — об этом у нас никто старается не вспоминать — была одержана самая крупная победа в наступательной политике Новгорода на Швецию — это слова одного из крупнейших специалистов в борьбе Руси против крестоносной агрессии. В 1187 году карелы, подстрекаемые новгородцами, и, скорее всего, новгородцы в том числе дошли до города Сигтуна и уничтожили его, просто стерли с лица земли. Сейчас о Сигтуне у нас уже мало кто помнит, но тогда это была столица Швеции. Ворота Сигтуны, как говорят, украшают новгородский собор Софии, в качестве сувенира его прихватили с собой то ли эти карелы, то ли новгородцы. Так что это была очень сложная длительная борьба, подписывались договоры, договоры нарушались, и высадка десанта на Неве — это один из эпизодов. Кстати сказать, не самый серьезный эпизод, потому что потом шведы построят крепость Выборг, потом как раз на месте сражения Александра со шведами в устье Ижоры построят крепость Ландскрону — сейчас это территория города Санкт-Петербурга, Ижорский район. Но обе эти крепости, хоть и были построены, никакой роли фактически не сыграли, шведы вынуждены были бросить их через год-полтора: жить невозможно, природные условия совершенно чудовищные, плюс к этому бесконечные нападения карелов, ижоров, новгородцев, поэтому эти две шведские крепости — не просто высадка десанта, а шведские крепости — никакой роли в том, чтобы блокировать северо-западные русские земли, прекратить доступ к основным торговым путям, не сыграли. А уж тем более не сыграла такую роль Невская битва. Кстати сказать, описание довольно своеобразное. Рассказ о Невской битве заканчивается довольно странной фразой о том, что «новгородцев и ладожан погибло человек 20, а может, и меньше — бог весть». То, что это событие явно меньше, чем обычно ему приписывается, — это да. И тем не менее прозвище Александра Невский закрепляет эту довольно жесткую связь между Невским сражением и той ролью, которая приписывается Александру в отражении шведской агрессии. На самом деле это не столько агрессия, сколько борьба — за торговые пути, за сферы влияния. И здесь Александр одержал вполне серьезную для своего времени победу. Но этим, наверное, значение Невской битвы и исчерпывается. А вот что касается Ледового побоища, оно заслуживает особого рассмотрения. доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ, руководитель Центра истории частной жизни и повседневности Института Всеобщей истории РАН |
#5
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/faith/religions...310-nevskij-0/
05 апр 2012 в 10:00 ![]() Религия » Традиционные религии России » Православие Утром 5 апреля 1242 года началась битва на Чудском озере, известная как Ледовое побоище. Русские войска сражались с "псами-рыцарями" Тевтонского ордена. Пришельцы притязали на новгородские земли и надеялись на легкую победу. Но во главе русского воинства стоял тот, кого по праву можно назвать православным рыцарем, — святой князь Александр Невский… Ясный, удивительно цельный образ предстает перед нами при погружении в русский XIII век, образ, может быть, самый значительный и великий для своего времени. Святой благоверный князь Александр Невский… Сын Суздальского князя Ярослава Всеволодовича, Александр был потомком великих властителей земли Русской, оставивших в истории яркий след, князей, которые отличались неустанной созидательной деятельностью, а также — благочестием, внешне выразившемся в активном храмоздательстве. Прадед Невского — великий князь Киевский Юрий Долгорукий, дед — Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского. Эти знаменитые братья, Андрей и Всеволод — первые Великие князья Владимирские. При них началось развитие Суздальского княжества как нового центра Руси, и молодой Владимир на Клязьме возвысился над старинным гордым Киевом. Твердые духом, порой жесткие князья-самодержцы… Подобен им и отец Александра, князь Ярослав. Но сам Александр Ярославич, как пишет о нем историк Николай Клепинин, "вырастает из своего рода. Вместо неподвижной, медленной тяжести характера отца и дедов в нем есть ясность, легкость сердца, быстрота мысли и движений. Но он унаследовал от них серьезность взгляда, сдержанность и умение переживать и таить в себе свои думы. Во всей своей деятельности он является преемником суздальских князей, ни в чем не ломает родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своей святости". При чтении Жития благоверного князя поражает, прежде всего, иконописная лаконичность облика святого Александра и его удивительная гармоничность. Немного известно о его детстве, о личной жизни. Из туманности далеких веков проступают строгие и необыкновенно притягательные черты воистину святого человека. Причем, мы не найдем ничего, что дает хоть какой-то намек на человеческую страстность. Он сумел войти в нашу жизнь истинно святым, а неизбежные у каждого человека слабости если и были, то остались в его времени. С легкой пластичностью благоверный князь Александр предстает перед нами совершенно разным и при этом внутренне удивительно цельным. Его житие — словно клейма на иконе — сюжет сменяется иным целостным законченным сюжетом. Детство и ранняя юность благоверного князя — это развитие огромного внутреннего мира, в котором доминируют над всем два начала — искреннее благочестие, церковность и — в продолжение этого — осознание своего княжеского предназначения, будущей власти — как креста, как особого Божьего послушания. Первые детские годы князя Александра прошли в городе Переяславле. "Он быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению и целыми часами сидел за книгами. Он был силен, ловок и красив. Поэтому во всех играх, на лове, а потом и на войне он был всегда первым, как и за чтением Псалтири… Св. Александр — ловкий охотник, храбрый воин, богатырь по силе и сложению. Но в то же время в нем есть постоянная обращенность внутрь. Из слов жития видно, что эта резко его отличающая особенность — совмещение двух, казалось бы, противоречивых черт характера — начала проявляться еще в годы раннего детства". (Н. Клепинин). Важнейший период в жизни святого Александра — Господин Великий Новгород. Географическое положение вольнолюбивого Новгородского княжества обрекало его на борьбу с католическим Западом, а потому новгородцы стремились к оборонительному союзу с суздальскими князьями, звали их к себе на княжение. Однако не всем было это по нраву, многие новгородцы видели в таком союзе не только опору для отражения западного натиска, но и угрозу своей традиционной "вольности". Со всем этим пришлось соприкоснуться святому Александру. В 1222 году его отец с семьей по просьбе новгородцев и по благословению своего старшего брата, великого князя Суздальского Юрия Всеволодовича прибыл на княжение в Великий Новгород. Княжичу Александру было всего три года. Княжение Ярослава в вольном городе, склонном к бунтам и проявлениям своеволия, было неспокойным,князь то уходил из новгородской земли, то опять возвращался. В 1231 году Ярослав вернулся в Переяславль, оставив в Новгороде наместниками своих сыновей, Федора и Александра, но в 1233 году старший княжич, Федор скончался. Александр остался в Новгороде один, а через три года его отец сделался Великим Князем Киевским. Семнадцатилетний княжич становится самостоятельным правителем Новгорода. Меж тем страшная беда подступала к Руси. В 1237 году в Русскую землю вторглись орды Батыя. На много десятков лет ослабленная междоусобицами страна погрузилась в кошмар монголо-татарского ига. Но пока князю Александру не довелось вплотную соприкоснуться с этой напастью, — не дойдя до Новгорода сто верст, орды повернули на юг. 1240 год. Впервые ярко и красочно выступает перед нами из глубин прошлого образ святого Александра — юного бесстрашного витязя. Западная агрессия, которой подвергались северные земли Руси, по сути своей была страшнее и опаснее татарской. Грубая необузданная сила восточных завоевателей с неописуемой жестокостью сметала все на своем пути, но она не касалась главного — православной веры. Запад же нес Православной Руси реальную угрозу насильственного окатоличивания. Не мог не понимать этого молодой князь. "Он знал, — пишет М. Хитров, — что должен быть щитом, прикрывающим родину, уже обессиленную татарами, от других более опасных врагов. Прежние князья, не имея недостатка в военной силе, грудью отражали врагов. Но при изменившихся обстоятельствах, при малочисленности наличных сил одного Новгорода, пришлось подумать о другого рода защите". В 1240 году на Неве появились шведы. Помощи из разоренных княжеств быть не могло, и юный Александр Ярославич выступил против сильного врага с одной своей дружиной и новгородскими добровольцами. Но не на свою рать он надеялся, — он надеялся на Бога. После коленопреклоненной молитвы в Софийском храме, он выходит к воинам и произносит знаменитые слова: "Не в силах Бог, но в правде". И словно в ответ на эти слова Господь являет удивительное знамение накануне битвы. Один из старейшин языческого ижорского племени — Пелгусий — был христианином, носил христианское имя Филипп и вел благочестивую жизнь. Накануне сражения он вышел навстречу княжескому войску, чтобы довести до Александра Ярославича сведения о силе и расположении выслеженных им шведов. Но вот что еще сообщает он князю: — Всю ночь провел я без сна, наблюдая за врагами. На восходе солнца я услыхал на воде шум страшен и один насад с гребцами. Посреди насада стояли, положив на рамена друг другу руки, святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в насаде, были яко мглою одеяны. И рече Борис: "Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему Александру Ярославичу". Увидав дивное видение и услыхав святых мучеников, я стоял трепетом в ужасе, пока весь насад ушел от очию… Было 15 июля, день памяти святого равноапостольного князя Владимира. "Туман, с восходом солнца, понемногу рассеялся, и наступил день яркий и знойный. Враги ничего не подозревали… Их шнеки лениво покачивались на волнах, привязанные бичами к берегу. По всему побережью ярко белели многочисленные шатры, и среди них высоко подымался златоверхий шатер самого Биргера. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в средину врагов юный князь и… увидал своего страшного врага. С неукротимой отвагой бросившись на Биргера, он нанес ему тяжкий удар по лицу, — "возложил ему печать на лицо", по выражению летописи. Русская дружина прошла, избивая смятенных неприятелей, через весь стан. Вражеское полчище бросилось к берегу и спешило укрыться на корабли. Однако лучшая часть ополчения успела оправиться от внезапного удара, в разных концах обширного лагеря закипел упорный бой, продолжавшийся до ночи. Но дело врагов было уже проиграно безвозвратно…" (М. Хитров) Житие святого благоверного князя Александра повествует о том, что Божия сила была послана на помощь новгородцам, Небесные Ангелы поражали врагов на противоположном берегу Ижоры… При возвращении в Новгород под ликование народа князь-полководец первым делом поспешил в храм — благодарить Господа за чудесную победу. Великая битва подарила князю Александру вековую славу, отныне он назовется в народе — Невским. И кто бы мог подумать, что буквально через несколько месяцев Невский победитель уйдет из Новгорода, оскорбленный "вольнолюбивыми" боярами, учинившими мятеж… Но Господь вскоре в очередной раз явил истинную цену этих "вольностей". Нападение меченосцев на новгородские земли показало, что без крепкой княжеской власти не обойтись. В 1241 году Александр вернулся в Новгород на княжение и "рады быша новгородцы". Невскому вновь приходится воевать. В ответ на захват меченосцами Пскова князь вместе с братом Андреем идет на орден, берет приступом Псков и движется с войском дальше, во владения ордена. Враги в ответ собирают большую рать. Отступив из орденских владений, Александр, перейдя Чудское озеро, ставит свои полки на русском берегу озера. И вновь летопись рассказывает, как святой Александр обращается перед битвой, прежде всего, за помощью к Богу: "Помози Господи, яко же древле Моисеови на Амалика и прадеду моему, князю Ярославу, на окаянного Святополка". 5 апреля (12-го по новому стилю) 1242 года разыгралась одна из великих судьбоносных битв в истории России. Рано утром на новгородцев двинулась неприятельская рать. Меченосцы, выстроенные клином, врезались в русское войско, вызвали смятение. Но Александру был ведом этот вражеский "прием", а потому заранее подготовлен запасной полк, который, предводимый самим князем, и ударил в тыл рыцарей. Началась сеча, "зла и велика", "и не видети озеру, покрыто бо есть все кровью". Наконец, враг побежал, и русская рать гнала "псов-рыцарей" по озеру семь верст. Множество из них утонуло, пятьдесят было взято в плен. И вновь после битвы передавалось из уст в уста, что воочию явлен был иным Ангельский полк, помогавший войску Александра Невского… Торжественно въехал князь-победитель в освобожденный им Псков, и перво-наперво проехал в Троицкий собор… Сильный удар был нанесен меченосцам, и хотя борьба с католическим Западом продолжалась, но на Неве и на Чудском озере князем Александром Русь была спасена от нового порабощения. И до сих пор доблестного князя Александра — как идеальный образ русского ратоборца — знает всякий, пусть и неверующий, русский человек. Таким он соткался в народном сознании, таким остался в памяти народной на века. Но вот картина меняется… В 1246 году, возвращаясь домой из Орды, умирает великий князь Ярослав Всеволодович, отец святого Александра. Для молодого князя освобождается великокняжеский престол, но ему необходимо получить ханский ярлык на княжение, а стало быть — ехать в Орду. Начинается новый этап его жизни, теперь противостояние не только агрессивному Западу, но и коварному Востоку ложится тяжким бременем на Невского. Но он воспринимает это как очередное Божье послушание, которое может быть дано только ему, князю. А потому — надо отринуть себя. Имя его, защитника и спасителя от врагов единственного кусочка Русской земли, оставшегося нетронутым восточными завоевателями, уже прогремело по всей Руси. Эта святая слава дошла и до Батыя. Можно полагать, что все ждали от непобедимого богатыря открытого вызова Орде. Возможно, опасался и хан. И теперь только от Александра, от его решения зависело, — идти ли путем отца, князя Ярослава, чтобы смирением перед Ордой отвращая кровопролития, сыскать хотя бы некоторый отдых и покой Русской земле, или рискнуть, собрать, воспользовавшись своей славой, любовью и доверием народа, русские силы под свои знамена и — ударить… Александр поехал в Орду. Один Бог знает, сколько перед этим он молился, сколько пережил и передумал. Но принял решение. Сил для открытого противостояния не хватало. Он смирился, и поехал к Батыю, готовый и на унижение, и на мученическую смерть. "Для средневекового рыцаря это было бы концом славы, — рассуждает Клепинин. — Трубадур не стал бы слагать песен в честь рыцаря, пошедшего на унизительный шаг. Но Святой Александр не был рыцарем. Он был православным князем. И в этом унижении себя, склонении перед силой жизни — Божией волею — был больший подвиг, чем славная смерть. Народ особым чутьем, быть может, не сразу и не вдруг, понял Св. Александра.Он прославил его еще задолго до канонизации, и трудно сказать, что больше привлекло к нему любовь народа, победы ли на Неве, или эта поездка на унижение. Отныне на Святого Александра ложится печать мученичества". По приезде в Орду Александру Ярославичу велено было пройти меж двух костров, чтобы "очиститься", а затем поклониться идолам. Пустой обряд, ровным счетом ничего не значащий для человека, идолопоклонником не являющегося… Но святой Александр отказался. "Не подобает ми, христианину сущу, кланятися твари, кроме Бога; но поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся, яже в них суть". Батый однако отнесся к этому спокойно. Войдя к хану, Александр поклонился ему четырехкратно по татарскому обычаю и сказал: — Царь, тебе поклоняюсь, потому что Бог почтил тебя царством, а твари, ради человека сотворенной, не поклонюсь. Отпуская русского князя от себя, Батый произнес с удивлением: — Истину мне сказали, что нет князя, подобного этому. Впоследствии благоверный князь шел на многие уступки, чтобы отвращать бедственные нашествия, при этом все силы полагал на укрепление и внутреннее усиление подчиненных ему земель. Здесь в полной мере проявится и мудрость, и, увы, одиночество, — несмотря на горячую народную любовь, — святого Александра. Одиночество, неизбежное для тех, кто глядит дальше всех, кто на голову перерос современников. В том же, что политика его верна, Александр имел горькую возможность убедиться в 1252 году, когда брат его Андрей, Великий Владимирский князь, задумал открыто выступить против татар. Карательные войска Орды разбили рать Андрея, разорили Переяславль. Сам Андрей бежал в Швецию, и брат его Александр, до того получивший от хана ярлык на Великое Киевское княжение, становится Великим князем Владимирским. Владимир белокаменный с "лебедиными" храмами — город предков святого Александра, их "стол", где они явили зачатки самодержавной власти. Здесь на Александра Ярославича легло новое послушание — устроение мирной жизни в разоренной земле, восстановление городов и церквей, привлечение жителей на свои земли. В нелегком деле княжеского хозяйствования Александр опирался, прежде всего, на Митрополита Кирилла, своего духовника и близкого друга, который один, возможно, и понимал все мотивы действий князя. Нет, князь Александр не наводил татар на Русь, как утверждают некоторые историки, но ему приходилось карать восставших против ига своих же подданных. Это вызывало вполне естественные непонимание и ропот, но Александр понимал, что стихия мятежа может вместо спасения окончательно погубить Русь. Понимал, но, конечно же, душевно терзался. И впоследствии в церковных молитвах, обращенных к святому благоверному князю Александру, он будет назван бескровным мучеником… И вот последняя картина земной жизни Александра Невского. Картина, вызывающая удивление у новообращенных христиан, впервые знакомящихся с церковным житием всем известного исторического героя. Здесь великий полководец и государственный деятель предстает перед нами иноком Алексием. Последняя поездка князя Александра в Орду была вызвана трагическими событиями. Стихийное восстание против татар, которое Александр не успел, да и смог бы, наверное, сдержать, вызвало великий гнев хана Берке. Хан стал готовить карательное нашествие. Кроме того, собираясь в поход на Персию, Берке требовал от всех подчиненных Орде государств выставить свое войско для участия в этой войне, и Русь не была исключением. Целый год провел святой Александр в Орде, и выхлопотал-таки у сурового хана и помилование своей земле, и освобождение от участия в походе на Персию. Наконец, он смог выехать на родину. По дороге из Орды князь не на шутку разболелся. Почувствовав, что болезнь его смертная, святой Александр, остановившись в монастыре, попросил у игумена пострига в схиму. Это было исполнено. 14 ноября 1263 года святой благоверный князь Александр, в схиме — Алексий, мирно скончался, причастившись Святых Христовых Таин. Все недоумения и разногласия были забыты, — народ рыдал о своем почившем князе так, будто с его смертью к ним пришла погибель. В глубокой скорби был митрополит Кирилл. Погребли честные останки благоверного князя Александра во Владимире, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Когда митрополичий эконом Севастьян подошел к усопшему, чтобы по обычаю вложить в его руку разрешительную грамоту, рука почившего князя сама взяла грамоту и снова опустилась. Можно представить себе, что ощутили свидетели этого чуда! И это было только начало. Почитание святого благоверного князя Александра началось задолго до его канонизации. Не раз посмертные чудеса "ангела-хранителя земли Русской" были связаны с защитой Отечества от врагов. Как когда-то святые Борис и Глеб пришли на помощь юному князю Александру в Невской битве, так и в знаменательную ночь на 8 сентября 1380 года в церкви Рождества Пресвятой Богородицы сами собой зажглись свечи и два старца, выйдя из алтаря, обратились к гробнице святого Александра, взывая: "Возстани и ускори на помощь правнуку твоему, Великому князю Димитрию". Князь восстал из гроба и сделался невидим… Видение это явлено было пономарю Богородице-Рождественского храма. Исход Куликовской битвы, в которой русская рать сражалась под водительством правнука Невского — московского князя Димитрия, впоследствии прозванного Донским, общеизвестен. Вследствие этого видения были обретены нетленные мощи святого благоверного князя Александра и положены уже в открытой раке для поклонения. Тогда же было установлено его местное почитание. В 1552 году Грозный Царь Иоанн, шедший завоевывать Казань, остановившись во Владимире, прибегнул за помощью в молитве к князю Александру. Словно в ознаменование будущего успеха похода, один из приближенных Царя, Аркадий, по молитве к святому Александру получил чудесное исцеление больной руки. А в 1571 году, когда Москве угрожал хан Девлет Гирей, князья-страстотерпцы Борис и Глеб — в видении иноку Антонию — обращаются к сроднику своему и Небесному сожителю Александру с призывом помочь потомку — Царю Иоанну. Как и в видении перед Куликовской битвой князь восстал из раки. А затем инок увидел, как святые Борис и Глеб и Александр с восставшими великими князьями Андреем, Всеволодом, Георгием и Ярославом — прародителями Александра — перенеслись на конях через городские стены со словами: "Пойдем в Ростов к поборнику нашему, царевичу Ордынскому Петру, да и тот с нами поможет на безбожных агарян сроднику нашему Царю Иоанну". В эту же ночь татары сняли осаду с Москвы и ушли… Общецерковное почитание святого благоверного князя Александра Невского было установлено на Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года Петр Первый после продолжительной и изнурительной войны со шведами (бывшими когда-то противниками и святого Александра) заключает Ништадский мир. Решая ознаменовать эту дату, Царь Петр строит в новооснованной им столице Санкт-Петербурге Александро-Невскую лавру, куда 30 августа 1723 года по воле Царя переносятся мощи святого князя. Этот день теперь отмечен в церковном календаре как день памяти святого благоверного князя Александра Невского. После атеистического пленения его святые мощи вновь вернулись в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где к ним на поклонение спешит каждый христианин, посещающий град святого Петра… И вновь обратимся в заключение к книге Николая Клепинина: "Святой Александр — князь, подвижник и мученик — не уходил в пустыню, а жил в миру княжеской жизнью. У него была многочисленная семья, он пировал — "кашу чини" — ездил на ловы. В нем не только сила духа и отрешенность подвижничества, но и красота, и ясность, и легкость жизни - ее преображенность… Оттого, погружаясь в житие Святого Александра, столь отличное от жития других святых, словно погружаешься в небо и дышишь легкостью и широтой неба. И весь Святой Александр как бы предстоит в синеве неба, легкий и ясный, постоянно горящий, твердый и неуклонно устремленный к одной цели, это ясность и твердость святости. Этот внутренний образ Святого Александра и проходит через все его житие, от самого рождения до кончины, в умиротворенности и преображенности над всем взмятенным морем его внешней жизни". 116 |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://историк.рф/history_day/15-%d0...2%d0%b2%d1%8b/
Получив известие о высадке шведского отряда на берегах Ижоры и Невы, молодой новгородский князь Александр Ярославич принял решение незамедлительно атаковать захватчиков. Воспользовавшись туманом, войска Александра скрытно подошли к неприятелю и застали его врасплох. Новгородские конные копейщики обрушились на центр шведского лагеря, а пешая рать ударила во фланг вдоль берега и захватила три корабля. Князь сражался наравне с лучшими дружинниками. ![]() Шведы были вынуждены отступить на уцелевших кораблях. Потери русских войск были незначительными. Решительные действия Александра не позволили шведам отрезать Новгород от моря и захватить побережье Невы и Финского залива. С этой победой связано известное прозвание князя — Невский. ![]() Последний раз редактировалось Chugunka; 16.07.2016 в 12:24. |
#7
|
||||
|
||||
![]() ![]() Князь Александр Невский Кто к нам на землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет |
#8
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/faith/faithcult...neva_battle-0/
17 июл 2012 в 12:05 ![]() Религия » Культура 15 июля 1240 года произошла Невская битва — важное событие в истории Руси ХІІІ века и эпохальное для русского Православия. Сражение воинов Православия и Католичества, благословленных на избиение братьев-христиан, закончилось триумфом первых. Это ли не ответ на вопрос, какой из крестов — Божий, и не свидетельство силы меча, поднятого за правду? Невская битва, как и все остальные "сражения из агиографий", в настоящее время вызывает оживленную полемику — и отрицание ее исторического значения противниками христианства весьма неудивительно. Ведь оно напрямую связано с прославлением святого благоверного князя Александра Ярославича, в честь этой победы прозванного Невским. И если признать, что Невская битва и подобные ей подвиги князей-христиан значимы для творения русской державности, невозможно отрицать факт: Россию создало Православие, поэтому пусть и не юридически, но де факто оно является государственной религией. А открытое и рискованное выступление в защиту веры говорит об идейной мощи государства и высоком авторитете его правителя в глазах подданных. Средневековое Католичество оказывала на европейских государей огромное влияние, порой вынуждая последних открыто раболепствовать перед ним, как нуждающегося вассала перед сеньором. Посему даже далекий от идеализации образа святого князя Александра историк И. Данилевский подчеркивает: "В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в первой половине XIII века, Александр — едва ли не единственный из светских правителей — не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств древнерусские летописцы". Для неверующего эти слова могут стать доказательством собственной правоты: "Смотрите, кого вы канонизировали, лицемеры!". Но христианин, не отрицая правдивости слов Данилевского, этим не соблазнится. Не только Александр Невский совершал большие ошибки: и святой царь-пророк Давид, и святой равноапостольный князь Владимир, и практически все угодники Божии хоть раз в жизни грешили жестокостью и несправедливостью. Но суть Православия можно выразить несколькими строками Священного Писания: "Блаженны,чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Рим.4:7-8). Святой — не значит безгрешный. Тем более, если речь о государе, несущем тяжкий крест правления и подвергающемся соблазнам, которых не знали монахи-затворники. Зачастую не интересует противников православной веры и другое: народ простил — значит, было, за что. Согласитесь: сложно представить в списке даже местночтимых святых Святополка Окаянного или Димитрия Шемяку. Это ныне, в эпоху религиозного модернизма, Иоанна Грозного, "нового Ирода и нового фараона", как его называет канон святителю Филиппу Московскому, убитому царем, со Распутиным прославлять собрались. А раньше с этим было строже. И народная любовь, прощающая беззакония правителя, свидетельствует о его делах, являющих веру и приносящих пользу державе. О самом сражении известно до обидного мало: исторические источники не содержат даже точных сведений о численности войска обеих сторон. Какую же пользу принесла державе победа в Невской битве? В первую очередь, была предотвращена попытка захвата русских земель, начавшаяся с Ладоги. Будучи удачной, она могла привести к дальнейшей консолидации шведских и немецких рыцарских орденов в завоевании территории Руси, после чего о ее суверенитете и развитии державности забыть пришлось бы надолго. И. П. Шаскольский в своей публикации "Невская битва 1240 года в свете данных современной науки" утверждает: "Поскольку и шведские, и немецкие рыцари совершили свои походы на Русь почти одновременно, в одно и то же лето 1240 года, есть все основания полагать, что Швеция и Немецкий рыцарский Орден предварительно договорились о совместных действиях против русских земель. Шведские власти взяли на себя нанесение удара с моря через Неву на Ладогу и Новгород, немецкие рыцари стали наносить удар по суше — на Псков и Новгород. Таким образом, чтобы использовать исключительно благоприятную ситуацию, единственный раз в истории объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане — для нападения на русские земли. Шведские рыцари в случае успеха своего похода рассчитывали захватить берега Невы — единственный для Новгорода и для всей Руси выход к морю — и взять под контроль всю новгородскую внешнюю торговлю. В случае максимального успеха предполагалось захватить всю Новгородскую землю — одну из немногих русских территорий, не разоренных татарами. Захват берегов Невы должен был также облегчить выполнение давней задачи шведской экспансии: завершить завоевание Финляндии". Даже если не верить православному преданию, повествующему, что Александр Невский одержал победу по благословению и с помощью святых мучеников-князей Бориса и Глеба, даже если в пух и прах раскритиковать политику его отношений с Ордой, не получится закрыть глаза на один факт. Победа в Невской битве, пусть не самой крупной в истории, помогла оградить Русскую державу от экспансии многих чужеземных противников. Называть ее незначительным событием — все равно что признать, что узурпация Русской земли — мелочь и ерунда. Но до такого, слава Богу, не доходят самые рьяные атеисты. |
#9
|
||||
|
||||
![]()
http://www.vokrugsveta.ru/article/257819/?rubric=1688
12 сентября 2016 года, 09:59 Самый популярный полководец в российской истории — враг немцев и шведов или союзник ордынцев? Грозный правитель или святой инок? «Вокруг света» разобрался, правда ли, что… ![]() Афиша к фильму «Александр Невский». Художник Анатолий Бельский. 1938 год Русского князя Александра Ярославича усыновил хан Батый Нет. Этот миф растиражировал советский востоковед Лев Гумилев. В книге «От Руси к России» исследователь писал: «В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра». Ни один исторический источник об Александре Невском не содержит такой информации. Эту историю придумали еще до Гумилева, достоверно ее происхождение неизвестно. Святой Александр Невский был милосердным правителем Не всегда. В 1257 году Александр Ярославич прибыл в Новгород с татаро-монгольскими сборщиками дани, которые намеревались провести перепись населения, чтобы взимать выплаты в пользу Орды. Так как Новгород не был завоеван Батыем, его жители возмутились. Летописец сообщает о волнениях в городе, которые поддержал сын Александра Василий, оставленный князем в качестве его представителя. Юноша успел сбежать в Псков, а с остальными противниками переписи князь расправился безжалостно: отрубил носы и выколол глаза, предводителя казнил. ![]() Невская битва. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Александр Невский навсегда остановил продвижение Тевтонских рыцарей на восток Нет. Невская битва (1240) и Ледовое побоище (1242) были лишь двумя эпизодами в истории сложных отношений между Тевтонским орденом, Новгородом, Псковом, Литвой, Польшей и Швецией. Цели шведов и ордена, пытавшихся обратить в католичество языческие племена куршей, ливов, эстов, земгалов и утвердиться на их землях, сталкивались с интересами Пскова и Новгорода, которые собирали там дань и торговали. На стороне Новгорода выступал князь Александр. Вооруженные конфликты происходили и после 1242 года: так, в 1253-м немцы сожгли псковский посад. Были примеры и дружественного общения. В 1231 году именно немцы спасли новгородцев от голода, «прибегоша с житом и мукою». Окончательную победу над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве в 1410 году одержало объединенное польско-литовское войско, в составе которого упомянуты и смоленские отряды. ![]() Вышитый покров с изображением святого Александра Невского. XVII век Александр Невский постригся в монахи Да. В 1263 году Александр, перезимовав в Орде, куда прибыл на очередные переговоры, тяжело заболел. Так и не вылечившись, князь добрался до Городца (город на территории современной Нижегородской области), принял постриг под именем Алексий и в ту же ночь умер. Традиция принятия предсмертного пострига была распространена в Византии и оттуда вошла в обиход русских князей и царей. Во время пострига князь или княгиня принимали второе имя, но могли сохранить и прежнее. Часто иноческое имя начиналось на ту же букву, что и крестильное. ![]() Святой благоверный великий князь Александр Невский принимает папских легатов. Генрих Семирадский. Фрагмент стенописи из взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя Он вел переговоры с папой римским о переходе в католичество Да. Сохранилось два папских послания к Александру, датируемых 1248 годом. В одном папа Иннокентий IV предлагал «Александру, князю Суздальскому» соединиться с Римской церковью, а в случае очередного нападения татар обращаться за помощью к Тевтонскому ордену и к самому Святому престолу. Из текста второго послания можно сделать вывод, что на первое был получен положительный ответ. Кроме того, Александр предложил построить в Пскове католический храм. Князь, вероятно, колебался. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», написанной знакомым с ним человеком, сказано, что князь отверг предложение кардиналов. ![]() Будущий король Хакон IV Старый в восьмилетнем возрасте О нем говорится в исландской саге Да. В «Саге о Хаконе Хаконарсоне», написанной Стурлой Тордарсоном в 1264–1265 годах, есть рассказ о том, как к норвежскому королю Хакону Старому в Тронхейм прибыли послы от конунга Александра из Хольмгарда, то есть от новгородского князя Александра Ярославича. Основной целью посольства было прекратить нападения норвежских сборщиков дани на карел в Финнмарке, так как упомянутые карелы платили дань Новгороду. Другой целью посольства было увидеть дочь короля по имени Кристин и поинтересоваться, не хочет ли он отдать ее в жены сыну Александра. Однако до свадьбы дело так и не дошло. ![]() Фрагмент триптиха «Александр Невский». Павел Корин. 1942–1943 годы Он поклонился языческим идолам в Орде Нет. Современник Александра князь Михаил Черниговский, согласно житию, был забит в Орде насмерть, поскольку отказался по требованию татар пройти между огней, а затем поклониться солнцу и идолам. На этом основании делают вывод, что Александр Ярославич, которого не постигла та же судьба, этот ритуал выполнил, отступив от христианской веры. Но нет причин полагать, что языческий обряд вынуждали совершать в Орде каждого русского князя. Как писал об ордынцах монах Плано Карпини, «так как они не соблюдают никакого закона о богопочитании, то никого еще, насколько мы знаем, не заставили отказаться от своей веры или закона, за исключением Михаила». Последнего, вероятно, просто хотели уничтожить. ![]() Александр Невский. Мозаика мастерской Михаила Ломоносова. Середина XVIII века Невским Александра называли еще при жизни Нет. В древнейших летописях не встречается это прозвище: он именуется просто Александром в Новгородской летописи, а также «новгородским князем» и «великим князем» в Лаврентьевской летописи. В Комиссионном списке Новгородской первой летописи Александр Ярославич и вовсе назван «грозным»: «Пошел грозный князь Александр в Татары к цесарю Батыю». Даже татарские женщины, согласно тому же источнику, пугали детей: «Александр, грозный князь, идет». Да и приход его во Владимир из Орды назван «грозным». Прозвище Невский у Александра появляется в общерусских сводах конца XV века. ![]() На съемках фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». 1938 год Знаменитый фильм «Александр Невский» сняли с проката в год выпуска Да. Самый известный советский патриотический фильм Сергея Эйзенштейна запретили показывать через восемь месяцев после выхода на экран в 1938 году, даже несмотря на то, что вскоре режиссер получил Сталинскую премию. Причиной этому стало заключение договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. С началом Великой Отечественной войны «Александр Невский» вернулся на экраны. Сразу после сообщения о нападении Германии на СССР по радио зазвучала песня «Вставайте, люди русские!», написанная для этого фильма композитором Сергеем Прокофьевым. ![]() Князь Александр Невский. Владимир Боровиковский. 1810–1820-е годы Пушкина прозвали «солнцем русской поэзии» благодаря житию Александра Невского Да. 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» — приложении к газете «Русский инвалид» — было опубликовано извещение о смерти поэта, начинавшееся так: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!» Выражение «солнце нашей поэзии» — парафраз слов из «Повести о житии…», сказанных по случаю смерти князя Александра Ярославича. «Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Был ли использован автором некролога сам текст жития или его пересказ в исторических произведениях, неизвестно. ![]() На советском ордене Александра Невского — портрет князя Нет. Прижизненных изображений Александра Ярославича не сохранилось. Эскиз ордена создал в 1942 году молодой архитектор Игорь Телятников, который специализировался на проектах военно-оборонных сооружений и никогда прежде подобной работой не занимался. За ночь он сделал наброски, один из которых был принят. На «Мосфильме» архитектор увидел фотографии Николая Черкасова, исполнившего роль князя в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Так профиль актера попал на эскиз, а затем и на сам орден. Фото: Fine Art Images (x4), Mary Evans / Legion-media, Александра Мудрац / ИТАР-ТАСС, Diomedia, Александр Красавин, Анатолий Гаранин / РИА Новости |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|