#1
|
||||
|
||||
*4444. Объекты авторских прав
https://postnauka.ru/video/65020
Юрист о субъектах и объектах авторского права, подходах и отличиях российского законодательства 05 июня 2016 Первое, о чем задумываешься, когда слышишь «объекты авторских прав», — это творчество. Федор Михайлович Достоевский говорил, что творчество неразрывно связано с человеком и составляет с ним единое целое. Человеку свойственно творить. Видеозапись также является объектом авторских прав, о которых мы сегодня и поговорим. В настоящее время результат интеллектуальной деятельности уже не столько творческое самовыражение, сколько коммерческая прибыль и грамотная коммерциализация бренда. В инновационный век развития большое внимание уделяется тем результатам, которые создаются с помощью компьютерных технологий. Это в основном объекты патентных прав, изобретения и иные объекты. Но не следует забывать о том, что каждый день человек творит и создает иные результаты интеллектуальной деятельности, которые не требуют специальной регистрации. Речь пойдет об объектах авторских прав. Согласно букве закона объектами авторских прав признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения, а также способа их выражения. Перечень данных объектов законодатель не ограничивает. Данные объекты, как и другие результаты интеллектуальной деятельности, обладают общими признаками: нематериальностью, необоротоспособностью, поскольку оборотоспособны права на эти результаты, и иными признаками. Данные объекты авторских прав не требуют специальной регистрации. Но неправильно было бы говорить о том, что любой результат человеческой деятельности может быть признан объектом авторских прав. Для признания результата объектом авторских прав необходимо соблюдение нескольких критериев. Мы их называем критериями охраноспособности, этих критериев два. Первый критерий — так называемый критерий творчества: предъявляется требование к творческому труду автора. Ученые по-разному понимали творчество. Представители субъективного подхода считали, что творчество предъявляется именно к личности автора: необходимо подчеркнуть творческий стиль автора при создании произведения. Другие ученые, представители объективного подхода, полагали, что творчество выражается в результате и результат должен обладать новизной, оригинальностью. Наш законодатель исходит из того, что творчество предъявляется к труду автора, как говорили представители субъективного подхода. Вторым признаком является объективная форма выражения произведения. Произведение не должно быть обязательно зафиксировано на материальном носителе, но обязательно должно быть выражено в какой-либо форме: в устной форме, публично произнесено, в письменной и электронной форме. Эти требования являются обязательными. Соблюдение данных двух критериев позволяет нам определить результат как объект авторских прав. Законодатель ограничивает правила, не все случаи могут быть признаны объектами авторских прав, например: идеи, концепции, официальные документы государственных органов, государственные символы или знаки. Интересно также, что новости, новостные ленты, произведения, которые носят исключительно информационный характер, также не являются объектами авторских прав. Следует сделать исключение: если данные новостные материалы будут содержать информацию, связанную с какими-то авторскими материалами, то в этом случае мы можем рассматривать результаты как объекты авторских прав. Один из случаев был рассмотрен в судебной практике, когда в новостной ленте были использованы видеозаписи извержения вулкана на Камчатке. В этом случае без согласия автора были использованы данные видеоснимки. Суд указал, что был использован авторский материал без согласия автора, поскольку автор при съемке извержения вулкана отражал свои творческие навыки, снимал под специальным обзором и так далее. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо смотреть. Объекты не требуют специальной государственной регистрации. Есть несколько исключений для программ ЭВМ (это компьютерные программы) и баз данных. В отношении данных объектов предусмотрены исключения. Их можно зарегистрировать по желанию правообладателя. Объектов авторских прав огромное количество. Первая классификация — это произведения. Произведения литературы: книги, повести, рассказы. Произведения искусства: все, что так или иначе связано с театром, кино, живописью, музыкальные произведения, хореографические, фотографические и иные — все, что относится к искусству. Произведения науки: монографии, научные статьи и иные произведения, которые перечислены в Гражданском кодексе. Есть такие объекты, которые могут быть признаны объектами авторских прав: часть произведения, название произведения и персонаж произведения. В случае если данные результаты соответствуют критериям, которые были указаны выше, данные результаты могут быть объектами авторских прав. Совсем недавно в отношении правовой природы персонажа были большие споры, и высшие судебные инстанции принимали решения в отношении характеристики и правовой природы персонажа. Речь шла о споре по поводу мультипликационного сериала «Маша и Медведь». В мультике принимает участие множество персонажей и действующих лиц. Основной вопрос, который стоял перед судом, — какая правовая характеристика у персонажа. Либо это самостоятельный объект интеллектуальной собственности, либо это часть произведения. Решался вопрос о компенсации за нарушение исключительных прав. Если несколько персонажей незаконно используются, как будет рассчитываться компенсация в случае такого нарушения? Суд пришел к выводу, что персонаж является частью произведения. Если мы возьмем мультфильм «Маша и Медведь», мы понимаем, что персонажи — Маша и Медведь, являющиеся основными действующими лицами. Но, помимо них, в мультфильме принимают участие и другие лица: тигр, заяц, другие медведи. Данные лица являются персонажами или это действующие лица? В данном случае суд сказал, что необходимо анализировать, является ли данный персонаж уникальным, с учетом мимики, жестов, типологии, возможности его какого-то отличительного признака. Например, в этом мультфильме можно сказать о том, что даны конкретные характеристики персонажей, которые принимают участие в данном мультипликационном сериале. Это интересное решение по данному делу, потому что споры были по всей России. За рубежом этот вопрос детально проработан. Но мы не можем взять и скопировать англо-американскую систему права, а нам необходимо учитывать реалии нашего законодательства и судебной практики. Тем не менее наши ученые и специалисты, которые занимаются данной сферой, учитывают зарубежный опыт при решении таких проблем. Также, помимо указанных объектов, существуют другие объекты авторских прав. Это производные произведения, например перевод или аранжировка, это составные произведения: энциклопедии, сборники. Также это произведение, созданное работником в рамках выполнения им трудовых обязанностей. Важное место нужно выделить так называемым сложным объектам, поскольку данные объекты являются недостаточно изученными в нашем праве (в Гражданском кодексе лишь несколько статей им посвящено). Это такие объекты, как аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления, базы данных. Когда мы говорим о данных объектах, можно выделить их общие признаки. Эти объекты должны содержать единое целое, а также они состоят из разнородных результатов интеллектуальной деятельности. В отношении данных объектов предусмотрены отдельные требования к субъектному составу. Это кинофильмы, мультсериалы, клипы и так далее. В отношении данных объектов предусмотрен особый субъектный состав. И авторами произведения являются режиссер-постановщик, сценарист и композитор, который создал специальное музыкальное произведение с текстом или без текста для этого аудиовизуального произведения. Для иных результатов можно также определить соответствующий круг авторов, которые являются обладателями прав на произведение в целом. Особенность в том, что в создании кинофильма, помимо указанных лиц, принимает участие большая команда: оператор, художник по костюмам, актеры и большая команда. У данных лиц нет права на произведение в целом. В этом проявляется особенность распределения прав на мультимедийные, аудиовизуальные и другие произведения. Особенностью данных объектов является то, что в них присутствует особый субъект, например продюсер. Продюсер не является автором аудиовизуального произведения, он, как правило, является правообладателем, поскольку у него возникают права на все произведение в целом. Иногда его называют организатором создания сложного объекта или изготовителем. Таким образом, иногда говорят, что имеет место сложноструктурная модель права на объект, двухуровневая, когда у лиц есть право на произведение в целом и на отдельные части интеллектуального продукта. Следующий объект — мультимедийный продукт. Пожалуй, один из самых новых, современных произведений. Это компьютерные игры, например, виртуальные музеи, виртуальные библиотеки. Изучено в данной сфере довольно мало работ, но в имеющихся исследованиях определен круг лиц, которые создают данное произведение, дано определение такому объекту. Театрально-зрелищные представления — это те представления, которые идут в театре и на эстраде. Базы данных — это библиотеки, картотеки, их правовой режим также определяется на законодательном уровне. Как мы видим, круг объектов авторских прав довольно широк, и в связи с этим требуется максимально совершенствовать систему их охраны. Правовая культура по охране авторских прав не в полной мере сформирована и только развивается, поэтому требуется большая работа в системе права, для того чтобы реализовать принцип недопустимости нарушения исключительных прав. кандидат юридических наук, доцент МГЮА Последний раз редактировалось Chugunka; 17.06.2018 в 11:28. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|