![]() |
|
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://3.3.ej.ru/?a=note&id=69
31 ЯНВАРЯ 2005 г. Коллаж ЕЖ Закончились XIII Международные Рождественские чтения, пожалуй, самые масштабные и продолжительные (с 23 по 28 января) за все годы их проведения. Зал Кремлевского дворца съездов в день открытия был забит до отказа, а программа работы этой ежегодной конференции, которую проводит Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ при участии Министерства образования и науки РФ, МГУ и прочих светских и церковных учреждений, по всем направлениям и секциям составила объемистую книжечку почти в 200 страниц. Как всегда, на форуме обсуждались самые разные темы — это и образование (православное и не только), и социальное служение Церкви, и работа с молодежью и трудными подростками, и функционирование СМИ, и отношения христианства с наукой, и развитие традиционных ремесел и искусств. Совершенно очевидно, что православное сообщество становится все более активным, не только успешно обустраивая жизнь внутри «тусовки», но и находя все новые возможности взаимодействия с обществом в целом. Даже с пресловутым курсом «Основы православной культуры», за введение которого в школы Церковь продолжает отчаянно бороться, дела обстоят совсем не так плохо. Точной статистики распространения ОПК нет, но в Минобразе утверждают, что почти не осталось регионов, где бы предмет не преподавали в той или иной степени. Да и сами Рождественские чтения свидетельствуют о том, что необходимая для обучения инфраструктура уже сформирована. На конференцию приезжают учителя, в большинстве своем отзанимавшиеся кто год, а кто и два на курсах при местных институтах повышения квалификации, которые, как правило, организуются при содействии местных же духовных школ. Год от года на чтениях все меньше случайной публики, растет научный уровень докладов (часто они посвящены проблемам вполне отвлеченным, например: «Промысл Божий по учению Игнатия Брянчанинова»). Так что представители патриархата лукавят, когда жалуются на противодействие злокозненных чиновников. Пока точно известен только один чиновник, который решительно сопротивлялся введению ОПК — это глава Департамента образования Москвы Любовь Кезина. Но у нее были на то веские основания: национальный состав столицы столь разнообразен, что преподавание, даже факультативное, одной «традиционной» религии может привести к межконфессиональной напряженности. В провинции, где национальный состав более однородный, на дело смотрят проще. Учитель русского языка и литературы Татьяна Белоусова из самарской средней школы № 118 рассказала мне, что несколько лет назад в школу пришло предложение из Института повышения квалификации направить кого-нибудь на курсы переподготовки. Вызвалась она, поскольку всегда интересовалась православной культурой. Отучилась два года, получила соответствующую квалификацию и вот уже год ведет в школе факультативные уроки ОПК. В первом классе от занятий отказались всего двое родителей — по малолетству детей переговоры вели с ними. А вот ребята из 6-7-8-го классов уже сами решали, будут ходить на факультатив или нет. Записались 18 человек (все родители подтвердили свое согласие заявлениями), приблизительно пятая часть учеников, и все занимаются с интересом. Пользуются учебником «Основы православной культуры и этики», изданном в Смоленске. Правда, имеется он только у учителя, и ребятам приходится много конспектировать. «Но ничего, они не жалуются, — сказала Татьяна Николаевна. — Теперь многие к нам просятся, а я не могу их взять, сил не хватает, а другого учителя ОПК в школе нет». На Рождественские чтения она привезла с собой приятельницу из поселка Красная глинка на окраине Самары. Там тоже хотят наладить какое-нибудь православное обучение, может быть, открыть кафе, где регулярно проводить с молодежью беседы или читать лекции. Приятельница надеется поднабраться на чтениях опыта, завести знакомства. Конечно, не во всех школах ситуация с ОПК столь же благополучная, в некоторых регионах закон откровенно нарушается и детям читают курс в рамках основной программы. Но ведь на то и существуют правозащитные организации, чтобы отслеживать такие случаи. Да и при министерстве есть Госинспекция, которой надлежит фиксировать нарушения заложенного в российской Конституции принципа светского образования. Надо только, чтобы она работала. Почему же, однако, церковное руководство продолжает выражать недовольство положением с ОПК? Тут, как мне кажется, есть две причины. Во-первых, как мы уже писали, перемены в Министерстве образования и науки выбили отношения патриархии с этим ведомством из накатанной колеи. Бывший министр Владимир Филиппов и в еще большей степени замминистра Леонид Гребнев в своем воцерковлении дошли до таких глубин, что разослали по школам в качестве примерного — факультативного, заметим — курса ОПК программу духовной семинарии (потом, правда, отозвали ее). Новый министр Андрей Фурсенко, кажется, не готов во всем уступать Церкви. Даже работа Координационного совета по взаимодействию министерства и РПЦ пока не возобновлена. Руководители патриархии нервничают по этому поводу. Ну а, во-вторых, иерархи все-таки надеются, что предмет ОПК рано или поздно сделают обязательным и потому периодически требуют включить «знания о наследии и традициях отечественной духовной культуры, прежде всего культуры Православия» в государственные образовательные стандарты. Такое требование содержится и в принятом участниками чтений Обращении к руководству страны. Зампредседателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин на одном из проходивших в рамках конференции круглых столов честно признался, что приходские священники имеют влияние всего на 2-3 млн. жителей России, и ликвидировать неведение о Церкви большинства населения они просто не могут. Выходит, что с помощью ОПК пастыри надеются организовать себе удобный миссионерский канал за государственный счет. Выступавший под закрытие форума Никита Михалков произнес страстные слова о том, что все наши беды проистекают из-за того, что в обществе «отсутствует ощущение целой нации». «Мы не народ — мы электорат! Мы не страна — мы территория!» — подытожил он, адресуя свои упреки в первую очередь членам правительства, которые «не знают страну». Но я бы не стала ограничиваться членами правительства. Сегодня, кажется, ни одна из социальных групп не только «не знает страны», но и не хочет ее знать, преследуя лишь свои узкокорыстные интересы. К сожалению, это относится и к представителям патриархии. Они, похоже, держат своих соотечественников, среди которых есть и атеисты, и люди других вероисповеданий, за дикарей, каковых надо немедленно обратить. Может показаться, смешной упрек: церковь на то и церковь, чтобы проповедовать и миссионерствовать, и это уж дело светского государства вводить ее проповедь в законные рамки. Но стоит вспомнить, что даже дикарей успешно обращали лишь в том случае, если умели разглядеть в их ценностях что-то положительное и достойное уважения. В начале XXI века неправославному россиянину в этом уважении отказано. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://3.3.ej.ru/?a=note&id=149
7 ФЕВРАЛЯ 2005 г. Ural-chel.ru Церковь объединяет огромное количество людей. Поэтому она, «может быть, в первую очередь должна содействовать самоорганизации нашего общества», сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря», показанной в минувшие выходные по Первому каналу. И с этим трудно спорить. Церковь в ее земной ипостаси, как никакая другая институция, могла бы направлять «энергию масс» на созидательные общественные цели. И в западных странах именно так и происходит. Там именно церковь, приходы и епископии, осуществляет очень часто какие-то полезные начинания, которые работают на все общество. Например, создают библиотеки, причем отнюдь не только религиозной литературы, или строят детские спортивные площадки, или организуют хосписы для тяжелобольных. В России церковь тоже начинает потихоньку шевелиться. Теперь не редкость, когда приход берет под свою опеку детскую больницу, или одиноких пенсионеров в округе, или регулярно кормит бомжей, или переписывается с заключенными, снабжает их одеждой, лекарствами и прочими необходимыми вещами. Но в основном все-таки это помощь сирым и убогим, вполне естественная для церкви благотворительность. А вот с тем, чтобы организовать что-нибудь такое, что сгодилось бы сильным и здоровым, пока дело обстоит хуже. Со здоровыми Московская патриархия предпочитает бороться. Этот внутренний настрой, собственно, проявился и во вчерашнем выступлении митрополита Кирилла на телевидении, когда он обвинил существующие ныне гражданские организации в том, что «они работают не очень активно, а если даже активно, то не всегда во благо общества». «Вроде как существует организация, которая считает себя важной частью гражданского общества, а при ближайшем рассмотрении ее деятельности оказывается, что вовсе не со злом она борется, а либо стремится к достижению своих корпоративных целей, либо — и того хуже — выполняет некие заказы (дай Бог, чтобы заказы изнутри страны, а бывает так, что и из-за рубежа)», — сказал митрополит Кирилл. Оставим в стороне шпиономанию и набившие всем оскомину «заказы из-за рубежа» — для нас сейчас важнее, как митрополит Кирилл понимает задачу гражданской организации: судя по всему, исключительно как «борьбу со злом». То есть вовсе не на «работу во благо» собирается он бросить объединенные под началом церкви силы, а вот на ту самую «борьбу». И она, собственно, уже ведется. Во-первых, со светским обществом, которому отказано в праве иметь взгляды и ценности, отличные от ценностей православия: мол, посмотрите, господа, к чему вас эти ценности привели — к полному нравственному одичанию. Дети у вас беспризорные, смертность от алкоголизма и наркомании растет, женщины рожать не хотят, и нация на грани вымирания — именно под такими лозунгами прошли последние Рождественские чтения. Во-вторых, с соперниками, которые могли бы предложить свои «традиционные рецепты» выхода из кризиса — попросту говоря, с другими вероисповеданиями. Об этой борьбе свидетельствуют не только участившиеся в последние годы нападки на протестантские молитвенные дома (провоцируемые, что нередко случается, батюшками). Не только недавнее письмо сектоборца Александра Дворкина Владимиру Путину с предложением вывести из Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископа Сергея Ряховского в связи с опасностью распространения «неопятидесятничества». (Мол, на местах Ряховского воспринимают не столько как духовного лидера, сколько как представителя государственного органа, чем Ряховский пользуется «с выгодой» для своего пятидесятнического объединения.) Но и опубликованная Интерфаксом в начале февраля статья исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева о методике подсчета численности основных религиозных групп России. Госкомстат в свое время отказался включить в анкету переписи 2002 года вопрос о вероисповедании: государство побоялось узнать правду о себе, и теперь это открывает широкие возможности для разного рода спекуляций. Межрелигиозный совет, например, посчитал численность приверженцев разных религий по этническому составу. Несмотря на участие в совете лидеров ислама, иудаизма и буддизма, тон в нем задают православные. И надо ли удивляться, что православных получилось 86,5% от всего населения. Куда до нас царской России, где по переписи 1897 года было всего 72% православных. А вот с мусульманами дела обстоят гораздо хуже — их всего 10%. И все потому, что в отличие от этнических православных, считай русских, «среди этнических мусульман немало неверующих и приверженцев других религий». В общем, курам на смех. Многие поляки с литовцами тоже, оказывается, «на деле исповедуют православное христианство». И число католиков стремится к нулю. И рост протестантских деноминаций приостановился, что противоречит всем экспертным оценкам: с начала 90-х, утверждают религиоведы, именно они растут опережающими темпами. Остается непонятным только одно: при таком количестве православных и при том, что «доля верующих в населении России постепенно растет», как утверждается в той же статье, почему у нас дети беспризорные, смертность от алкоголизма и наркомании зашкаливает, а женщины не хотят рожать? А ведь Церковь, объединив все здоровые силы (смешно утверждать, что таковых не существует вне церковной ограды), действительно могла бы мобилизовать общество «на разумное, доброе, вечное». Но вся беда в том, что она ощущает себя не субъектом, а объектом. Некоторым довеском государства, к которому она изо всех сил напрашивается в союзники. Тем более что и ставки на кону куда как высоки. Министерство обороны вот уже получило в подарок от государства телевизионный канал. Очередь за РПЦ. |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://3.3.ej.ru/?a=note&id=13388
9 ФЕВРАЛЯ 2005 г. В России такой комитет ликвидировали еще в начале 90-х, а на Украине он продержался до сих пор. Теперь ситуация меняется. "Власть будет работать открыто с каждой конфессией", - сказал вчера Виктор Ющенко. Ну и правильно. Наличие комитета не помешало украинским православным переругаться до такой степени, что там появилось целых три православных церкви, которые по сей день делят паству и собственность. Кстати, как знать, вдруг наличие комитета не только не мешало, но и способствовало раздорам?.. |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://3.3.ej.ru/?a=note&id=13392
9 ФЕВРАЛЯ 2005 г. По оценкам экспертов, лицензия на вещание должна стоить около 1 млн. долларов, а годовые затраты могут достигнуть 100 миллионов. До сих пор Московская патриархия неохотно выкладывала деньги даже на более насущные для нее нужды — например, содержание духовных школ. Да и вряд ли такие средства у Церкви имеются. Если власть решит «подарить» канал патриархии, как уже произошло с Минобороны, то можно будет с полным основанием сказать, что пропаганда православия стала частью государственной политики. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
http://3.3.ej.ru/?a=note&id=30588
7 ЯНВАРЯ 2017, ![]() ТАСС В прошедшем году с Русской православной церковью произошла довольно важная метаморфоза: она перестала заявлять о себе как о самостоятельной общественной силе и почти полностью перешла к тактике доминирования в обществе за счет властного ресурса. Церковь в России не строит больницы и школы, даже не глядит в сторону подростков «из сетей» и, когда они хотят убить себя, не делает ни полшага, чтобы попытаться их остановить. Церковь в России безразлична к судьбам бедняков, неважно, употребляют они «боярышник» или нет. И начинает хоть как-то помогать им, только когда они окончательно превращаются в бомжей, да и то не всегда. Зато жена священника и руководитель благотворительного фонда «Покров» Анна Кузнецова получила государственную должность — стала детским омбудсменом, и теперь намерена ограждать детей от «вредной информации», множа запретительные меры, от которых общество уже и так не знает, куда деваться. А православный историк Ольга Васильева стала министром образования. Большинство научных работ Ольги Васильевой посвящены теме отношений Русской православной церкви и государства, в основном советского. В качестве министра она пока отметилась максимой, что образование — это не услуга, а «нравственное служение». ![]() ТАСС Зато патриарх Кирилл встретился с папой Римским на Кубе, куда прилетел на правительственном самолете в сопровождении ста человек (папа Франциск воспользовался регулярным рейсом компании Alitalia). Нужно было срочно вытаскивать Россию из международной изоляции, и патриарх Кирилл, забыв о «неурегулированных разногласиях» с католиками, припал к дипломатическим ресурсам Святого престола. О гонениях на христиан, семейных ценностях и проблеме однополых браков тоже поговорили, но нельзя же вовсе пренебречь церковной повесткой… Патриарх встретился еще и с королевой Великобритании Елизаветой II, опять же в надежде на то, что «встреча принесет ощутимые плоды… для выстраивания отношений между нашими народами». А с предстоятелями других православных церквей, напротив, не встретился, отказавшись участвовать во Всеправославном соборе на Крите. И есть подозрения, что под давлением все той же власти, испугавшейся скандальной развязки истории с автокефалией Украинской православной церкви. Зато в институтах отменяют профильные занятия, чтобы священник мог прочитать лекцию о патриотизме, духовном наследии русского народа и, опять же, смуте на Украине. ![]() ТАСС Зато арестованных в Москве отныне будут перевозить на освященных автозаках (неосвященных боеголовок, надо так понимать, не осталось). Зато на Гайдаровском форуме, который пройдет в середине января, одна из панелей впервые посвящена теме религиозного и этнокультурного разнообразия. На ней выступят митрополит Иларион и другие представители церкви, в частности проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры Дмитрий Шмонин. Наверняка речь зайдет о вузовской теологии, на которую патриархия надеется выбить из государства полноценное финансирование. Во всяком случае, предложенные для обсуждения на панели вопросы — «Религиозная сфера общества: структура, функции, задачи в контексте национальной безопасности», «Сфера межрелигиозных и межнациональных отношений: стандарты качества и подготовка специалистов» — говорят именно об этом. Вообще теология широко шагает по планете: на базе Московского государственного лингвистического университета собираются создать Международный сетевой университет духовного образования, который будет готовить все тех же теологов, но только для стран СНГ. Такое странное наступило время — сокращать больницы и школы, но множить теологов. Хотя «теология» в исполнении церковных стратегов никак не ведет к национальной безопасности и межконфессиональному миру, а только разжигает в людях ненависть, что мы видим на примере деятельности «православных активистов». Межконфессиональному миру угрожает и начатый православным сенатором Еленой Мизулиной поход против «деструктивных сект», который укрепляет позиции «сектоборца» Александра Дворкина, тогда как самые разные люди неоднократно призывали отдать его под суд как раз за разжигание религиозной розни. Зато патриархия всячески привечает всевозможных «ночных волков», помогая государству в создании подставного «гражданского общества», во всем согласного с властью. ![]() ТАСС Зато Следственный комитет насылает полицию с обысками к защитникам парка «Торфянка». Случилось небывалое: жители Лосиноостровского района отстояли парк, выиграв суд, власти выделили патриархии для строительства храма другой участок. Но патриарх, видимо, не может пережить такой обиды, хотя поначалу произносил примирительные речи и выражал готовность перенести церковь. Теперь, однако, он призвал не идти на поводу у противников веры. А через две недели после его слов (хотя история с парком тянется уже года два) полицейские вломились в квартиры жителей района в шесть часов утра, хватали активистов целыми семьями и тащили в Следственное управление. Против них возбуждено уголовное дело по ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповедания). Эти «зато» можно было бы множить, но и так ясно, что церковь стремительно превращается в часть репрессивного режима, и это не сулит ничего хорошего ни самой церкви, ни обществу. Фото: 1. Россия. Москва. 7 ноября 2016. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Артем Геодакян/ТАСС 2. Россия. Москва. 7 января 2016. Президент ассоциации "Профессиональная мотоспортивная лига" Александр Залдостанов ("Хирург") (слева) во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в храме Христа Спасителя. Сергей Бобылев/ТАСС 3. Куба. Гавана. 12 февраля 2016. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск (слева направо) во время встречи в международном аэропорту имени Хосе Марти. Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси/ТАСС 4. Россия. Москва. 1 декабря 2016. Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл (слева направо на первом плане) перед выступлением президента РФ В.Путина с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ в Кремле. Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://3.3.ej.ru/?a=note&id=13400
10 ФЕВРАЛЯ 2005 г. Ну вот, а говорят, любви больше нет. Мол, в наш век развитых технологий и высоких коммуникаций все свелось к чистой прагматике, а про всякие там вздохи, нежные взгляды и любовное томление можно забыть. Оказывается, есть. Да не где-нибудь, а при английском королевском дворе, где эта самая прагматика в лице королевы-матери вынуждена была отступить перед тридцатилетним чувством. И все так чудно уладилось: и от престола можно не отказываться, и церковь не в претензии, и сыновья счастливы. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
http://3.3.ej.ru/?a=note&id=13409
11 ФЕВРАЛЯ 2005 г. Фонд «Общественное мнение» выяснил, что 83% россиян не испытывают к евреям неприязни. Только 8% признались, что недолюбливают евреев, а 6% — что относятся к антисемитам положительно. Инициатор одиозного письма депутат Александр Крутов тоже, оказывается, работал по подсказке. Московское бюро по правам человека обнаружило, что текст письма содран с сайтов фундаменталистов-радикалов из рядов «зарубежников», что в начале 90-х братались с васильевской «Памятью». Так что Крутов кругом двоечник. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|