![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/faith/religions...122709-olga-0/
24 июл 2012 в 11:05 ![]() Религия » Традиционные религии России » Православие Есть в православном церковном календаре имена святых, которые особо раздражают сознательных врагов Церкви, но больше всего радуют сердца верующих. Это угодники Божии, в своей дохристианской жизни отличающиеся гордыней, жестокостью, порой совершавшие и человекоубийство, а после преобразившиеся благодаря вере Христовой. Именно к ним, с нашей точки зрения, можно отнести бывшую язычницу Ольгу, ужаснувшую целые народы местью древлянам за убитого мужа князя Игоря, но позже обратившуюся ко Христу и принявшую крещение в честь святой царицы Елены. Ее память, которая празднуется ортодоксальной христианской Церковью 24 июля по новому стилю, — еще один прекрасный повод подумать, что есть святость в христианстве и почему православных, не смущает в биографии святой то, о чем возмущенно кричат богоненавистники. Наверняка каждый, кто внимательно читал Новый Завет, обратил внимание на слова: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13). Выходит, самая главная цель Мессии — спасти именно того, кого исправить по человеческим понятиям, невозможно. Есть в Библии и не менее парадоксальная вещь: "На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7). Если грешники первыми призваны к покаянию, а значит, и ко спасению, то им и полагается стать святыми раньше всех. Тем более, когда речь идет о грешном правителе государства, несущем тяжкий крест ответственности не только за себя лично и за свою семью, но и за сотни, тысячи человеческих судеб. Ведь каким бы ни был монарх, он — живое воплощение державы. В определенной степени его жизнь отражает душу страны, народа — потому печальные случаи убийства правителя из-за "несовместимости" с этносом были нередки. Княгиня Ольга правила Русью более 15 лет (некоторые исторические источники называют и более длительный период). Срок для тех времен немалый, особенно учитывая то, что она — женщина. При бурном нраве княжеской дружины, вполне способной свергнуть неугодного повелителя, это свидетельствует только об одном: несмотря на все очевидные недостатки, Ольга была именно той правительницей, которая соответствовала ожиданиям своих подданых. За ней готовы были пойти. Поэтому исцеление русских племен от языческих заблуждений Господь начал с души одного человека — их княгини. К сожалению, исторические источники не передают нам точных сведений о происхождении святой. По одной из версий, она была скандинавкой, а ее имя первоначально звучало как Хельга (от мужского Хельги — "святой"). О варяжских предках Ольги говорит и церковная агиография, повествующая о рождении будущей княгини в деревне Выбуты Псковской земли в 12 километрах выше Пскова по реке Великой. Там сказано, что происходила она от "языка варяжска", незнатного рода. Другие историки допускают, что Ольга могла быть и дочерью Олега Вещего (так, например, свидетельствует Типографская летопись XV века), и ребенком знатного славянина (по иным сказаниям, варяга) Гостомысла, и даже болгарской княжной (по версии "Нового Владимирского Летописца"). Безусловно, православные христиане склонны ориентироваться на житие подвижницы — но это именно вопрос веры или неверия агиографии. Объективно же сложно настаивать на истинности какого-либо из этих предположений при отсутствии более подробных данных. И вряд ли этот вопрос является первостепенным в беседе о дивном преображении жестокой язычницы в равноапостольную просветительницу Руси. Ведь во Христе, как известно, нет ни Иудея, ни Эллина, и никакое происхождение и национальность не могут ни помочь, ни воспрепятствовать человеку достигнуть Небесного Царствия. Гораздо более интересно другое — та черта характера, которая роднит княгиню Ольгу, например, со святым апостолом Павлом: постоянный поиск истины и преданность ей, даже не до конца понятой. Преподобный Нестор-летописец пишет о равноапостольной жене так: "Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа". Как и юный гонитель христиан Савл, еще не ведающий о своем истинном предназначении, она много раз отступала от пути, начертанного Богом, допускала в своей жизни и обман, и подлость, и жестокость (история о засыпанных живьем в яме древлянских сватах заставляет содрогнуться). Но есть больщая разница между человеком, любящим зло и поэтому его совершающим, и не ведающим, что он творит, но искреннем даже в грехе. Последних Бог прощает, первых — нет (без покаяния, разумеется). Ольга не всегда поступала гуманно и справедливо, не сразу нашла правильный путь, но нелживостью личного выбора и материнской заботой о Руси заслужила и прощение, и благословение на великое дело — просвещение своей страны Животворящим Крестом Господа. Прошло еще довольно времени, пока христианизация Руси из перспективы превратилась в историческую реальность. Но положить начало — само по себе большая честь. Не случайно Господь, обращаясь к Своим ученикам, даже будто бы слегка укорял их: "Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их" (Ин. 4:38). Насколько высоко ценятся Им заслуги основателя, первопроходца, которые без многих потов и крови никогда не обходятся… Крещение Ольги в 945 году стало логическим завершением долгих поисков ею Истины — она наконец воссоединилась с Тем, Чью Волю отныне стала исполнять. С тех пор крестная дочь императора Константина Багрянородного служила высокой миссии духовного преображения Руси. Для того, чтобы войти в цивилизованный мир, стать уважаемым народом в Европе, русским людям необходима была культура, в том числе и религиозная. Волхвы, сидящие в лесах, ей научить не могли. И, как бы не возмущались нынешние их последователи потерянной возможностью оставить русичей необузданными дикарями, не желающими духовно расти, именно деятельность равноапостольной княгини Ольги положила начало могучей русской нации. Увы, даже начатки языческого искусства, если его можно так назвать, блекнут перед талантами, рожденными союзом Руси и Византии. И только после крещения Русь стала всесторонне развитой державой, с которой могли сравниться только духовная мать — Восточно-Римская империя — и королевство франков на Западе. Святая правительница всю свою воцерковленную жизнь усердно трудилась над тем, чтобы хранить и приумножать благодать, дарующую Руси процветание. Ее усилиями были построены множество православных храмов — в том числе, над могилами первых киевских князей-христиан Аскольда и Дира. Княгиня Ольга вела и активную миссионерскую деятельность — в первую очередь, на родном ей Севере. И Господь благословил Русь за труды ее монархини: именно при княгине Ольге русские воины во главе с ее сыном Святославом одержали несколько славных побед над извечными врагами — Хозарским каганатом, управляемым иудаистами, было положено начало каменному градостроительству, стала эффективно функционировать государственная налоговая система… Так сбылись пророческие слова Константинопольского Патриарха Феофилакта, крестившего равноапостольную княгиню: "Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!". За все эти подвиги мы искренне почитаем ее и как мать нашего государства, и как основоположницу русского Православия, вознося свои просьбы к ней туда, где она молит Бога за нас — своих и Его чад… |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://rusplt.ru/church/ravnoapostol...lga-27812.html
24 июля 2016, 07:00 Наша вера, История, Религия ![]() Святая равноапостольная княгиня Ольга. Источник: znanie.pravorg.ru Она пыталась привести Русь к православию за полвека до того, как это сделал ее внук 24 июля Церковь чтит память равноапостольной княгини Ольги. Она стала первым правителем Русского государства, который принял христианство —за полвека до официального крещения Руси Владимиром. Истоки Историк Антон Карташев пишет: к тому моменту, когда Ольга стала править Киевом, христианство уже имело некоторое распространение на Руси. Ольга стала во главе всего Древнерусского государства в 945 году после неожиданной смерти своего мужа, князя Игоря (тот был убит в походе за данью племенем древлян — древляне решили, что Игорь хочет дани слишком много). Она оставалась в этом статусе до того совершеннолетия своего сына Святослава. Из исторических источников известно, что первыми «высокопоставленными» христианами на Руси стали варяги Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, осевшие в Киеве. Считают, что они приняли крещение после неудачного похода на Царьград в 866 году (ряд источников называют датой 860 год). Начинался этот поход удачно, войско осадило город, но вдруг — как пишет «Повесть временных лет» — сделался на море великий шторм, встали огромные волны, корабли разметало и переломало, и много из числа пришедшего войска погибло. Византийские источники уточняют: шторм сделался после того, как цареградский патриарх Фотий взял Ризу Пресвятой Богородицы и пронес ее по стенам Константинополя, а затем опустил в воды пролива Босфор. Поднявшаяся вслед за этим буря была воспринята жителями как заступничество самой Божией Матери. Аскольд и Дир (их имена появляются лишь в русской летописи, а византийские не уточняют, кто были предводители руссов) были так поражены, что попросили Фотия о крещении. Олег, регент малолетнего Игоря, убивший Аскольда и Дира в ходе борьбы за Киев, был язычником. Оставался язычником и сам Игорь, муж Ольги. Летописи сообщают: при договоре с византийцами он клялся языческой клятвой на мече. Однако известно, что при нем русских уже разделяли на христиан и язычников. При том же договоре с Царьградом христианам предложили клясться своей клятвой «по вере», а не по языческому закону меча. Крещение Историки спорят о происхождении Ольги. «Повесть временных лет» сообщает, что она была родом из Пскова. В греческих источниках — например, в мемуарах Константина Порфирогенета (10 век), ее имя передают как «Эльга». Это дает повод некоторым историкам говорить, что «Эльга» — византийское произношение скандинавского имени «Хельги», и, значит, корни равноапостольной княгини надо искать у скандинавов. Житийные произведения (например, «Четии Минеи» митрополита Макария) описывают Ольгу как уроженку «рода не княжеска и не вельможеска, но от простых людей». При этом другие источники (Иоакимовская летопись) говорят о ее знатном происхождении — это версия, несмотря на скепсис ученых по отношению к самой Иоакимовской летописи, видится весьма вероятной. Игорь, утвердившийся уже как единодержавный князь всей Русской земли, вряд ли мог взять в жены простолюдинку. Обстоятельства принятия Ольгой крещения также вызывают споры. По летописям, княгиня, оставшаяся вдовой, крестилась в преклонном возрасте. «67 лет от роду она поехала в Царьград, будучи, по всей вероятности, еще раньше оглашена евангельским учением от православных пастырей Киева, — пишет историк Петр Знаменский. — Крещение ее совершено было патриархом Полиевктом. По возвращении в Россию Ольга, — в крещении Елена — до самой кончины своей сияла благочестивой жизнью… Есть известия, что святая княгиня ездила из Киева по городам и весям земли Русской для проповеди христианства. Она скончалась в 969 году». Однако не все так просто. «Повесть временных лет» описывает эпизод крещения Ольги в Царьграде как великое согласие — ее крестят лично император с патриархом, пораженные ее умом и красотой. После этого император — а это Константин VII Багрянородный (Порфирогенет — тот самый, который в мемуарах писал про нее) хочет русскую княгиню себе в жены. Но Ольга благоразумно отвечает: «Как же хочешь меня в жены, если сам крестил меня и нарек меня дочерью?». Император, умиленный этим ответом, отпускает Ольгу домой с щедрыми дарами. Описывая это, летопись вдруг делает решительный поворот и сообщает: когда ответное греческое посольство пришло к Ольге на Русь, та решительно прогнала его. Почему? Летопись не сообщает. «Совершенно ясно, что предшествующая идиллия есть официальная фикция для записи в «казенный» протокол», — пишет историк Антон Карташев и ссылается на греческие источники. Согласно им, Ольгу приняли в Царьграде совсем не так тепло, как описывает «Повесть», а в стиле «казенной сухости» — несколько месяцев «мариновали» ожиданием, выслушали два раза на официальных приемах и расстались. Константин Багрянородный не упоминает о крещении Ольги, а тот факт, что в ее свите уже был священник по имени Григорий дает повод ряду историков говорить о том, что Ольга была крещена еще до приезда в Царьград. При этом, более поздние источники утверждают, что русская княгиня стала христианкой именно в столице Византийской империи и именно в том же 957 году – к признанию этого факта сегодня склоняется большинство ученых. В чем же была причина дальнейшего разрыва Ольги с Царьградом? Антон Карташев полагает: вместе с принятием крещения в Царьграде княгиня желала также породниться с византийской династией. В последнем вопросе ей отказали, за чем последовало охлаждение отношений. Внук «Неполучение от византийского двора ожидаемой чести не изменило внутренней серьезности принятия Ольгой крещения», — пишет Карташев. Родство с императорской династией, по его мнению, было необходимо ей, чтобы победить в Киеве языческую партию варягов — и затем провести уже общее крещение Руси. Этого не произошло. Приблизительно в 965 году сын Ольги Святослав, державшийся язычества, вступил в свои княжеские права, и таким образом Русь вновь оказалась во власти язычников. «Ольге не удалось использовать срок своего регентства, чтобы провести крещение всего народа под знаком династического союза с Царьградом, - пишет Антон Карташев. — Но она должна была удовольствоваться уже тем эволюционным результатом, что самого Святослава, ведомого языческой партией, она воспитала в духе полной толерантности к христианству». Как мы знаем, спустя 20 с небольшим лет история все же взяла свое. Сын Святослава Владимир совершил свой великий выбор вер: в 988 году он принял крещение в Корсуни, и уже вскоре Киев распрощался с языческими богами. «Повесть Временных лет» пишет: «Повелел Владимир опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе — чтобы принял он возмездие от людей». |
#3
|
||||
|
||||
![]() Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой. В историю княгиня Ольга вошла, как создатель государственной культуры Киевской Руси, как первый правитель, принявший крещение, как первая русская святая. Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского, Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней, молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к порочным действиям. Между тем, поняв его помыслы, девушка напомнила князю о чести правителя, который должен быть достойным примером для своих подданных. Пристыженный словами юной девы, Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку с лодкой, Игорь послал за ней своего опекуна, Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней. Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре, после рождения сына Святослава, князь Игорь был казнен. Он стал первый правителем в истории России, который погиб от рук народа, возмущенному неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольги. Правила она Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого, в действительности, правителем оставалась княгиня, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах Первое, что она сделала — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти ее мужа. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня использовала любые методы. Заманивая в нужное для нее место древлян, по ее приказу, киевляне закапывали их живьем, сжигали, и кровожадно побеждали в бою. И только после того, как Ольга закончила свою расправу, она принялась за управление Киевской Русью. Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику, которую старалась осуществлять дипломатическими методами. Объезжая русские земли, она подавила бунты мелких поместных князей и провела ряд важных реформ. Самой главной из них была — административно-налоговая реформа. Другими словами, она установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях. Благодаря правлению Ольги значительно выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, были установлены первые государственные границы России — на западе, с Польшей. Княгиня укрепила международные связи с Германией и Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня, с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии, отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Прежде, чем решиться на крещение, княгиня два года знакомилась с основами христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и собранных в них, святынь. Княгиня Ольга, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси. По возвращении, она велела строить по погостам храмы. В период своего правления великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен город Псков, где был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. По преданию, место будущего храма ей было указано, сходящими с неба лучами. Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги. При его правлении княгиня стала почитаться, как святая. А уже в 1547 году была официально причислена к лику святой равноапостольной. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. На сегодняшний день Святая княгиня Ольга почитается, как покровительница вдов и новообращённых христиан. Анна Баклага |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|