![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
![]()
1977 год
Чень Сяоминь 1655 год Жан Реньяр 1962 год Александр Тибелиус 1804 год Джон Дир |
#2
|
||||
|
||||
![]()
1986 год
Из Гаити бежал диктатор Ж.-К. Дювалье 2003 год Диего Марадона заплатит 12 тыс долларов за ДТП 1863 год У побережья Новой Зеландии затонул английский корабль «Орфеус», 190 человек погибли 1921 год В Китае при попытке захвата чекистами убит русский генерал, атаман Оренбургского казачества Александр Дутов 1879 год В городке Великое Тырново начал работу первый болгарский парламент |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://www.ng.ru/dayhist/2017-02-07/16_6922_day.html
07.02.2017 00:01:00 ![]() Вчера в этой рубрике была Анна Стюарт, британская королева в начале XVIII века, а сегодня вот – русская императрица Анна Иоанновна, родившаяся 7 февраля 1693 года (ум. 1740). Она была племянница Петра I, и тот выдал ее замуж за герцога курляндского. Выдал, разумеется, в государственных интересах – ради доступа России к балтийским портам. Герцог простудился на свадебных торжествах и умер. А время правления Анны окрестили не по ее имени, а по имени Бирона, фаворита ее: бироновщина. Человек-средство... Неизвестный художник. Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730-е годы ![]() Синклер Льюис (1885–1951), первый в литературе США нобелевский лауреат, был писатель социальный, в молодости – газетчик. Его романы – жизнеописание, нередко доходящее до сатиры и гиперболы. В мире ведь все возможно. И религия как источник наживы («Элмер Гентри»), и близкий к фашизму популизм («У нас это невозможно»). Кадр из фильма «Элмер Гентри». 1960 ![]() Чехи жили еще под властью Австро-Венгрии, когда в Праге 7 февраля 1885 года открыли Дом мастеров искусств под названием «Рудольфинум» (Рудольф – наследник имперского престола). С 1918 года там работал чехословацкий парламент. Сейчас – концертный зал. Стоит на площади Яна Палаха, самосожженца, протестовавшего против советской оккупации. Фото Сави Лопеса |
#4
|
||||
|
||||
![]() ![]() 520 лет назад, 7 февраля 1497 года, очень интересная церемония — Костёр тщеславия (итал. falo delle vanita) — была проведена в городе Флоренции, на Площади Синьории. Городом в это время правил доминиканский монах Джироламо Савонарола, страстный обличитель «падения нравов», проповедник евангельской бедности и аскетизма. По его приказу отряды хунвейбинов «невинных агнцев», попросту говоря, детей, в сопровождении вооружённых охранников, разошлись по всему городу в поисках разнообразных буржуйских греховных «излишеств». Все свои трофеи, изъятые у жителей города, они складывали в высокую пирамиду посреди пьяцца делла Синьория. В эту пирамиду полетела всевозможная женская и мужская косметика и парфюмерия, ювелирные изделия, предметы роскоши: духи, помады, притирания, румяна, парики, фальшивые усы и бороды, зеркала, маскарадные и просто дорогие костюмы... Следующий слой составляли кипы «греховных книг» древнегреческих и латинских языческих писателей и философов: Овидия, Цицерона, Горация, Вергилия... Более современные авторы, проповедовавшие «греховность», тоже летели туда: Петрарка и Бокаччо. Дальше располагались картины и рисунки «непристойного» содержания. Согласно преданию, художник Сандро Боттичелли, оказавшийся под влиянием неистового проповедника, собственноручно бросил в эту гору для костра несколько своих лучших холстов на мифологические сюжеты. В той же пирамиде нашли своё место, разумеется, такие порождения азарта, как игральные карты и кости. А также музыкальные инструменты: флейты, лютни, альты... Над ними располагался слой из скульптур античных богов, богинь и мифологических героев. Размеры пирамиды составили, по утверждениям очевидцев, около 20 метров в высоту и 30 в ширину. Какой-то венецианский купец, увидев столь небывалое количество драгоценных произведений искусства, обречённых огню, предложил выкупить их все за 22 тысячи флоринов — огромную по тем временам сумму! Однако купцу сильно повезло, что его самого не посадили на вершину этой пирамиды, но зато её увенчало изображение Сатаны с козлиными копытами, которому придали внешнее сходство с этим купцом... Пирамида была подожжена и запылала под пение толпы «Те Deum laudamus» («Тебя, Господи, славим…») и другие латинские псалмы. Проповеди Савонаролы призывали к покаянию и отказу от греховных предметов роскоши Впрочем, правление Савонаролы оказалось ярким, но недолгим — довольно скоро после «костра тщеславия» местная флорентийская знать расправилась с религиозным реформатором, казнив его, а затем отправив на костёр его тело, на той же самой пьяцца делла Синьория. Любопытно, что позднее Савонаролу почитали как католики, так и протестанты, считавшие его одним из предтеч Реформации. ![]() Савонарола призывает к покаянию правителя Флоренции Медичи ![]() "Проповедь Савонаролы во Флоренции", художник Н. П. Ломтев, 1850-е годы ![]() ![]() ![]() Памятник Савонароле во Флоренции ![]() Другой памятник Савонароле ![]() После казни Савонаролы ![]() Сожжение тела Савонаролы после его казни на пьяцца делла Синьория Но чем нам сегодня может быть интересна эта давняя история? Прежде всего, заметим, что религиозные «костры тщеславия» пылают и в наше время, например, на территории Тех-Кого-Нельзя-Называть. ![]() Роскошь сильных мира сего и сейчас вызывает возмущение и ненависть бедняков, как и 520 лет назад, и религиозные деятели, искренне или не очень, стремятся этим народным настроениям угодить. Но есть и различие: если 520 лет назад протест неимущих почти неизбежно облекался в религиозную форму, то в наше время оболочка религии служит, как правило, для того, чтобы погасить реальный классовый и социальный протест. Увести его на заведомо ложный и бесплодный путь "религиозного братства" с богачами. И стоит различать уничтожение предметов роскоши (которое можно и понять: никто не вправе есть пирожные, пока не всем хватает хлеба) и уничтожение произведений искусства, которое никак не может быть оправдано. Стоит напомнить, что сто лет назад большевики не устраивали на улицах и площадях "костров тщеславия", хотя красные революционеры тоже боролись с роскошью. Но они просто передавали произведения искусства, отобранные у богачей, в общедоступные музеи — именно там им и было настоящее место... |
#5
|
||||
|
||||
![]()
К сожалению, этот день не был озарен рождением человека, который удостоился почетного звания лауреата Нобелевской премии.
Скончались: 1918 – Луи Рено Нобелевская премия мира 1907 года 1957 – Вальтер Боте Нобелевская премия по физике 1954 года 1998 – Халлдор Лакснесс Нобелевская премия по литературе 1955 года |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://histrf.ru/biblioteka/book/nie...-baas-v-irakie
8 февраля 2017 ![]() Неудобная партия. К 54-летию переворота «Баас» в Ираке Сегодня в прошлом На днях ООН выступила с довольно громким заявлением о том, что дни ИГ (запрещённая в России организация) в Ираке сочтены. Довольно самонадеянно, учитывая, что после свержения Саддама Хусейна часть его бывших сторонников (в том числе соратников по партии) влилось в то, что после стало называться ИГ. Таким образом, сегодня баасисты воюют по обе стороны фронта. Да, «Баас» никогда не была белой и пушистой, но сегодня, когда мы справляем 54-ю годовщину её перехода от слов к делу, стоит поговорить о том, что если партия исчезнет и в Сирии, то на Ближнем Востоке могут наступить «тёмные века». Арабские большевики Если хотя бы в общих чертах знать историю движения «Баас», позже ставшего партией, то современную историю Ближнего Востока будет понимать гораздо проще. Сама партия была создана Мишелем Афляком и Заки аль-Арсузи в 1947 году, однако теоретические основы разрабатывались ими уже в конце 1930-х. Идеологические основы «Баас» обычно описывают как арабский социализм, антиимпериализм и панарабизм. Последнее – не что иное как позднейшее удобное название для арабской версии немецкого национализма. Этим, кстати, объясняется тот факт, что во время Второй мировой войны сторонники «Баас» выступали в союзе со странами Оси. Хотя по факту они были не столько в союзе с Германией, сколько против колониальной администрации Великобритании. Однако от нацизма «Баас» взяла минимум – идею панарабского государства и объединения разрозненного арабского мира едиными, надгосударственными целями. В дальнейшем панарабское государство осталось лишь в теории, на практике же, ни попытка объединения с Объединённой Арабской республикой (союз Сирии и Египта в 1958-1971 годах), ни позднейшие попытки объединения с Сирией успеха не имели. «Баас»– больше чем партия в традиционном политическом смысле. Её отделения есть в полутора десятках арабских государств и в этом смысле они напоминают социалистов начала XX века: не просто партия, которая борется за политическое влияние и представительство, а движение за переустройство всего арабского мира. Поэтому, как и социалисты, «Баас»– партия, практикующая революции. Корни переворота 1963 года уходят ещё в 1958-й, когда в результате революции Ирак стал республикой. Один из лидеров путчистов, Абдель Керим Касем, стал новым главой государства. И чуть было не перестал им быть спустя несколько месяцев. «Баас» совершила на него покушение, а ранил генерала Касема 21-летний и никому не известный член партии Саддам Хусейн. Но в тот раз не получилось, успешным был только переворот, случившийся пять лет спустя. К Касему накопились вопросы и у «Баас», и у националистов: за проволочки с объединением с ОАР, из-за слишком либеральной (по мнению националистов) политики в отношении курдов, за союз с СССР и покровительство иракским коммунистам. Арабы смотрят на мир со своей колокольни (минарета), поэтому британцы, которых Касем выгнал из страны, и СССР, с которым он задружился вместо британцев, для них лишь разные формы империализма. Для антиимпериалистической «Баас» середины 1960-х, по крайней мере. Правда, уже в конце 1963 года националисты (союзники по перевороту) «Баас» от власти отодвинули. Но партия вернула себе власть в 1968 году и новым лидером Ирака на долгие годы стал тот самый член партии, что в 1958 году неточно стрелял в генерала Касема. Но это в Ираке. А что в других странах? В 1963 год был для партии удачным, тогда же «Баас» пришла к власти и в Сирии. И даже удержалась, не пришлось брать реванш, как в Ираке. В Йемене партия входит во власть, но лишь как депутатская группа в парламенте. Совпадение? Не думаю Любопытно, что в тех странах, где партия находится у власти, постоянно происходят разного рода неприятности. Несколько военных операций против режима Хусейна, завершившихся его свержением и смертью. В нынешнем Ираке указом президента Фуада Масума (сентябрь 2016 года) деятельность «Баас» запрещена и приравнена к террористической. Нынешняя война в Сирии? Да, но не только она. Ещё во времена отца Башара Асада «Братья-мусульмане» устроили в Сирии шестилетнюю резню (1976-1982). А в 2003 году Асаду выписали первый билет на войну: Америка наложила санкции на Сирию и обвинила её в поддержке терроризма за критику вторжения США в Ирак. Таким образом, Штаты постепенно выдавливают партию с Ближнего Востока, и это война, счёт в которой идёт уже на десятилетия. То есть противоречие между сменяющими друг друга администрациями в Белом Доме и доктриной партии фундаментально. И точно также на десятилетия идёт счёт союзничеству в этой войне с радикальными исламистами. Тогда «Братья-мусульмане», сегодня – «умеренная оппозиция». В чём провинилась «Баас»? Всего лишь в том, что изначально держала курс на светскость государств, в которых укрепилась. Светскость – первый шаг к свержению монархий. А как раз династии, придерживающиеся радикального ислама – залог стабильности контроля региона. Прогрессизм «Баас» явно напоминал США Советскую Россию образца 1920-х (несмотря на сложные отношения «Баас» с КПСС). Да и претензии на объединение всего арабского мира не могли добавить симпатий: только реального союза арабских государств на базе единого движения Штатам тут и не хватало. Ирония в том, что у голема, созданного для расправы над «Баас», весьма схожие амбиции – построение Халифата на базе исламского мира. Границы исламского и арабского миров во многом совпадают, однако если одни стремятся к развитию и субъектности, то вторых откровенно используют. *** Многим памятен сюжет из «Белого солнца пустыни»: несколько старичков в тени дома, у одного под головой ящик динамита. – Откуда? – Давно здесь сидим. В этих двух фразах с поправкой на географию – суть происходящего на Ближнем Востоке за последние лет 60: всё, что происходит там сегодня – уже происходило за эти десятилетия хотя бы однажды. И сводится к борьбе арабского мира за право самим распоряжаться своей землёй и судьбой и ответными усилиями по низведению ближневосточных государств до уровня бантустанов. Ну а “Баас” – одна из осей, вокруг которых эта борьба и крутится. Последний раз редактировалось Ульпиан; 22.05.2022 в 03:55. |
#7
|
||||
|
||||
![]()
1846 год
Леопольд 1934 год Мирослав Блажевич 1773 год Уильям Гаррисон 1898 год Стив Расмуссен |
#8
|
||||
|
||||
![]()
1945 год
Парагвай объявил войну Германии и Японии 1893 год В Милане состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Фальстаф» 1969 год Впервые поднялся в воздух авиалайнер «Боинг-747» |
![]() |
Метки |
день истории |
Здесь присутствуют: 6 (пользователей: 0 , гостей: 6) | |
|
|