Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Общество > Наука

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 06.06.2016, 15:07
Аватар для Игорь Буккер
Игорь Буккер Игорь Буккер вне форума
Местный
 
Регистрация: 25.05.2016
Сообщений: 141
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 4
Игорь Буккер на пути к лучшему
По умолчанию *4693. Теофраст Парацельс

http://www.pravda.ru/society/fashion...celsus_life-0/
30 дек 2011 в 17:00
Мистики в реалиях: Парацельс

Парацельс нескромно называл себя "Христом медицины" и, по мнению некоторых комментаторов его трудов, изобрел гомеопатию. Этот философ-скиталец излечивал болезни, перед которыми пасовали светила медицины. По выражению Герцена, он был "первым профессором химии от сотворения мира". Талантливый врач и алхимик, ведший жизнь бродячего философа, был великим мистиком.

Полное имя его звучит как Филипп Теофраст Ауреол Бомбаст фон Гогенхайм (Philippus Theophrastus Aureolus Bombast von Hohenheim), поскольку, будучи чересчур высокого мнения о своих способностях, величал себя Aureolus, что по латыни означает "Золотой". Но крещен ученый был как Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Theophrastus Bombastus von Hohenheim). Но более всего он прославился под своим другим латинизированным прозвищем Paracelsus, что означает "Подобный Цельсу".

Авл Корнелий Цельс (Aulus Cornelius Celsus) был знаменитым римским энциклопедистом и автором трудов по медицине. По другой версии Парацельс не более чем буквальная латинская калька его фамилии. Вероятно будущий врач, алхимик, астролог, мистик, богослов-любитель и философ родился 10 ноября 1493 года в небольшой деревушке у местечка Айнзидельн (Einsiedeln) в немецкоговорящем швейцарском кантоне Швиц (Schwyz)в двух часах ходьбы от Цюриха.

По большому счету сын швабского врача, натуралиста и алхимика Вильгельма Бомбаста фон Гогенхайма родился у "Чертового моста", переброшенного через реку Зиль (Sihl) поблизости от местечка Айнзидельн. Говорят, что когда шестилетний мальчик пас овец, его оскопил пьяный ландскнехт, со словами: "Такие уродцы не должны оставлять потомства". После смерти матери, которая возглавляла приют при Бенедиктинском аббатстве, мальчик с отцом в 1502 году переселились в город Филлах в Каринтии, где у отца была медицинская практика.

Прежде чем 16-летний юноша приступил к изучению медицины в Базельском университете, благодаря отцу он получил первое представление о медицине, горнодобывающей промышленности и алхимии. В те времена европейских средневековых алхимиков величали — Scheidekünstler. Это было почетное наименование для химиков, которые освоили великое "искусство разъединять". Каббалу он изучал у знаменитого оккультиста — аббата Иоганна Тритемия (Iohannes Trithemius).

Далее начинается 12-летний период странствий молодого Теофраста. Об этом времени его жизни дошло очень мало достоверной информации. Некоторые источники утверждают, что Парацельс путешествовал не только по Европе, но и побывал в Азии и Африке и даже некоторое время провел в татарском плену. Получив в 1510 году в Вене звание бакалавра медицины, он, после вероятно кратковременного пребывания в Ферраре, посетил Швецию и Данию. Годы странствий подарили ему блестящую возможность общения с различными людьми: алхимиками и врачами, знахарями, цирюльниками, евреями и цыганами. Этот опыт обогатил его ценными сведениями и новыми знаниями в области медицины.

Примерно с 1516 года он начинает пользоваться своим самым знаменитым прозвищем Парацельс. Вероятно, в этот же год Парацельс удостаивается докторской степени по медицине. В 1524–1525 годах Парацельс осел в Зальцбурге, но его поддержка повстанцев во время Крестьянской войны в Германии, вызвала ненависть со стороны архиепископа Матфея Ланга фон Велленбурга (Matthäus Lang von Wellenburg), и Парацельс вынужден был бежать из города.

В 1526 году его назначают профессором в Базель, где Парацельс общался с известными гуманистами своего времени: голландцем Эразмом Роттердамским, немцами Вольфгангом Лахнером (Wolfgang Lachner) и Иоганном Эколампадием (Johannes Oecolampadius). Местом профессора в Базеле Парацельс был обязан своему другу Эразму. Несмотря на ауру чернокнижника, Парацельс отвергал вскрытие повешенных. По мнению этого хирурга от Бога, вскрытие способно исследовать анатомию смерти. Тайну жизни невозможно понять, изучая расположение внутренних органов в трупе.

По некоторым данным, Парацельс не без успеха лечил соединениями ртути распространенный в то время сифилис. Имевший за плечами громкую славу выдающегося лекаря, Парацельс обращает на себя внимание тем, что порывает со старой традицией и читает свои лекции по-немецки, а не на общепринятой латыни. Недобрые чувства в своих коллегах Парацельс породил своей выходкой с сожжением сочинений выдающихся врачей древности — Гиппократа, Галена и Авиценны. Базельские медики тут же обозвали его шарлатаном, не способным понять рукописи по незнанию латыни.

В это время некий каноник Корнелий, которого мучили желудочные колики, обещал любому излечившему его сто флоринов. Парацельс затеял с ним тяжбу, когда каноник по выздоровлению отказался платить такую большую сумму. На суде Парацельс орал на судейских крючкотворов, и суд решил наказать строптивца.

По стечению обстоятельств, в 1528 году Парацельс покинул пределы Базеля и направился в Чехию. Из Кольмара он направляется в Нюрнберг. Такой образ жизни роднит этого мистика с дервишами Востока. Из знаменитых европейских философов, ведших похожую скитальческую жизнь, можно назвать русско-украинского мыслителя XVIII столетия Григория Сковороду. Ходило множество версий о преждевременной смерти Парацельса: его якобы отравили, сбросили ему на голову обломок скалы, он умер в результате злоупотребления спиртными напитками от рака печени или в состоянии сильного алкогольного опьянения упал с лестницы и тому подобные слухи.

Судебно-медицинское исследование с применением современных технических средств позволило констатировать в его останках стократное превышение концентрации нерастворимой ртути. Кроме того, в области среднего уха установлены следы гнойного воспаления (мастоидит Бецольда). В качестве наиболее вероятной гипотезы смерти Парацельса рассматривается отравление его ртутью. Парацельс скончался 24 сентября 1541 года и был похоронен на кладбище Себастьяна в Зальцбурге. В 1752 году его останки перенесли в церковь святого Себастьяна.

Последний раз редактировалось Chugunka; 10.06.2018 в 15:26.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 18.06.2016, 15:18
Аватар для Рудольф Штайнер
Рудольф Штайнер Рудольф Штайнер вне форума
Новичок
 
Регистрация: 15.06.2016
Сообщений: 7
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Рудольф Штайнер на пути к лучшему
По умолчанию Теофраст Парацельс

http://www.orlov-yoga.com/Steiner/MATDMA/MATDMA06.htm

Парацельс сам характеризует себя, подписав под своим портретом: «Никто не должен быть рабом другого, раз он может принадлежать самому себе». Вся его позиция по отношению к познанию дана в этих словах. Он хочет везде сам дойти до глубочайших основ естествознания, чтобы собственными силами подняться к высочайшим областям познания. Как врач, он не хочет, подобно своим современникам, просто принимать на веру все накопившиеся с древних времен утверждения слывших тогда авторитетами старинных исследователей, например Галена 5 или Авиценны 6;

он хочет сам непосредственно читать в книге природы. «Врач должен пройти через изучение природы, которая есть мир и начало мира. И чему его учит природа, это он должен предписать и своей мудрости, а не искать ничего в своей мудрости, но единственно только в свете природы». Он ни перед чем не отступает, чтобы всесторонне изучить природу и ее действия. Ради этого он совершает путешествия в Швецию, Венгрию, Испанию, Португалию и на Восток. Он вправе сказать о себе: «Я гонялся за моим искусством с опасностью для жизни и не стыдился учиться ему у бродяг, палачей и цирюльников. Мое учение было испытано не хуже серебра, в нищете и заботах, борьбе и нужде». Переданное по традиции от старых авторитетов не имеет для него никакой цены, ибо он полагает, что правильных воззрений можно достигнуть только тогда, если сам переживаешь восхождение от природного знания к высшему познанию. Это самостоятельное переживание влагает в его уста гордые слова: «Кто ищет истины, тому надо в мою монархию... За мной, а не я за вами, вы, Авиценна, Разес, Гален, Мезур! За мной, а не я за вами, вы, из Парижа, из Монпелье, из Швабии; вы, из Мейссена, из Кельна, из Вены и изо всех мест по Дунаю и по Рейну; вы, острова морские, ты, Италия, ты, Далмация, вы, Афины, ты, грек, ты, араб, ты, еврей; вы за мной, а не я за вами! Мне принадлежит монархия!» – Парацельс легко может быть понят неправильно из-за его грубой внешней оболочки, которая нередко за шуткой таит глубокую серьезность. Он сам говорит: «Природа не наделила меня изяществом, да и вырос я не на смоквах и на пшеничном хлебе, а на сыре, молоке и хлебе из отрубей; поэтому я, конечно, груб по сравнению с белоручками и с людьми тонкого обхождения, ибо они воспитаны в мягких одеждах, а мы на еловых шишках, и мы плохо понимаем друг друга. И хотя бы я и казался сам себе красавцем, у других я все же должен прослыть неотесанным. Да и как мне не казаться странным тому, кто никогда не ходил под солнцем?»

Авиценна

Гете (в своей статье о Винкельмане) прекрасно изобразил отношение человека к природе: «Когда здоровая природа человека действует как целое; когда он чувствует себя в мире как в великом, прекрасном, ценном и достойном целом; когда чувство гармоничного довольства доставляет ему чистый и свободный восторг: тогда Вселенная – если бы она могла ощутить себя – должна бы возликовать, как достигшая своей цели, и изумиться вершин своего собственного становления и существа». Парацельс глубоко проникнут ощущением, выраженным в этих словах. Из этого ощущения вырастает и слагается для него загадка человека. Посмотрим, как это происходит в смысле Парацельса. Прежде всего, для человеческого понимания покрыт завесой тот путь, которым шла природа, чтобы породить свою вершину. Она поднялась на эту вершину; но эта вершина не говорит: я чувствую себя всей природой; эта вершина говорит: я чувствую себя этим отдельным человеком. То, что в действительности является делом всего мира, чувствует себя отдельным, одиноким, обособленным существом. Более того, в том именно и состоит истинное существо человека, что он принужден чувствовать себя чем-то иным, а не тем, что он в конце концов есть. И если в этом есть противоречие, то человека можно назвать живым противоречием. Человек – это мир, но на свой собственный лад. Свое согласие с миром он рассматривает как двоицу. Он то же самое, что и мир, но лишь как повторение, как отдельное существо. Это и есть та противоположность, которую Парацельс ощущает как микрокосм (человек) и макрокосм (Вселенная). Человек для него – это мир в малом. То, что позволяет человеку так рассматривать свое отношение к миру, и есть его дух. Этот дух является связанным с отдельным существом, с отдельным организмом. Организм этот, по всему существу своему, принадлежит к великому потоку Вселенной. Он член этой Вселенной и может существовать лишь в связи со всеми остальными ее членами. Но дух является результатом этого отдельного организма. Он видит себя первоначально связанным только с этим одним организмом. Он вырывает этот организм из его материнской почвы, из которой он вырос. Таким образом, для Парацельса в природной основе бытия таится глубокая связь между человеком и всей Вселенной, и эта связь закрыта благодаря существованию духа. Дух, ведущий нас к высшему познанию, когда он сообщает нам знание и дает затем этому знанию возродиться на высшей ступени, он имеет для нас, людей, первым следствием то, что закрывает от нас нашу собственную связь со Вселенной. Таким образом, природа человека разлагается для Парацельса прежде всего на три члена: на нашу чувственно-телесную природу, или наш организм, являющийся для нас природным существом среди других природных существ, совершенно таким же, как и все другие природные существа; затем на нашу заслоненную духом природу, являющуюся звеном в цепи всего мира и, следовательно, не замкнутую внутри нашего организма, но посылающую во всю Вселенную и получающую от нее силовые воздействия; и на самую высшую природу: наш дух, изживающий себя только духовным образом. Первый член человеческой природы Парацельс называет элементарным телом; второй – эфирно-небесным или астральным телом, а третий член он называет душой. Таким образом, в «астральных» явлениях Парацельс видит промежуточную ступень между чисто телесными и собственно душевными явлениями. Они становятся видимыми, когда дух, закрывающий природную основу нашего бытия, прекращает свою деятельность. Простейшее явление из этой области мы имеем перед собой в мире сновидений. Образы, окружающие нас во сне, с их игрой и с их удивительной, осмысленной связью с событиями вокруг нас и с нашими собственными внутренними состояниями, эти образы – порождения нашей природной основы, которые затмеваются более ярким светом души. Когда около моей кровати опрокидывается стул и я вижу во сне целую драму, кончающуюся выстрелом на дуэли; или когда у меня бывает сердцебиение, и мне снится пылающая печь, – то это проявления природной деятельности, полные смысла и значения, которые раскрывают мне жизнь, таящуюся между чисто органическими функциями и моими представлениями, протекающими при ясном сознании духа. Сюда примыкают все явления, принадлежащие к области гипнотизма и внушения. Не должны ли мы видеть во внушении такое воздействие человека на человека, которое указывает на связь существ в природе, затмеваемую более высокой деятельностью духа. Отсюда открывается возможность понять то, что Парацельс толкует как «астральное» тело. Это сумма природных воздействий, под влиянием которых мы находимся, или можем оказаться при особых обстоятельствах; они исходят из нас, однако без участия нашей души; и тем не менее они не подходят под понятие чисто физических явлений. Если Парацельс причисляет к этой области факты, которые являются в настоящее время сомнительными, то с точки зрения, приведенной мной выше, это не имеет для нас никакого значения. – Исходя из такого взгляда на человеческую природу, Парацельс делит ее на семь членов. Это те же самые члены, которые мы встречаем и в мудрости древних египтян, и у неоплатоников, и в каббале. Человек есть прежде всего физически-телесное существо и подчинен, следовательно, тем же законам, каким подчинено всякое тело. В этом отношении он есть чисто элементарное тело. Чисто телесно-физические законы слагаются в члены органического жизненного процесса. Парацельс обозначает органическую закономерность как «Archaeus», или «Spiritus vitae»; органическое поднимается до духоподобных явлений, которые, однако, еще не суть дух. Это «астральные» явления. Из «астральных» процессов возникают функции «животного духа». Человек существо мыслящее. С помощью рассудка он осмысленно связывает свои чувственные впечатления. Так оживает в нем «душа рассудочная». Он углубляется в свои собственные духовные порождения; он научается познавать дух как дух. Тем самым он поднимается на ступень «духовной души». Наконец, он узнает, что в этой духовной душе он переживает глубочайшую основу мирового бытия; духовная душа перестает быть индивидуальной, отдельной. Наступает познание, о котором говорил Экхарт, когда чувствовал, что не он сам говорит в нем, но говорит в нем первосущество. Наступает состояние, в котором мировой дух созерцает сам себя в человеке. Парацельс запечатлел чувство этого состояния в простых словах: «И вот нечто великое, о чем вам надо подумать: нет ничего на небе и на земле, чего нет и в человеке. И Бог, который на небе, он и в человеке». – Этими семью основными частями человеческой природы Парацельс хочет выразить не что иное, как факты внешнего и внутреннего переживания. И этим вовсе не отвергается, что в высшей действительности есть еще и некое единство, которое для человеческого опыта разлагается на множественность семи членов. Затем и существует высшее познание, чтобы вскрыть единство во всем, что является человеку, вследствие его телесной и духовной организации, в непосредственном переживании, как множественность. На ступени высшего познания Парацельс стремится всецело к тому, чтобы слить единое первосущество мира в живое единство со своим духом. Но он знает, что человек лишь тогда может познать природу в ее духовности, когда вступает с природой в непосредственное общение. Человек постигает природу не тем, что населяет ее сам произвольно допущенными духовными сущностями, но тем, что принимает и ценит ее такою, какова она есть, как природу. И потому Парацельс не ищет Бога или духа в природе; но эта природа, как она предстает его глазам, для него непосредственно божественна. Разве нужно сначала приписать растению душу, наподобие человеческой души, чтобы найти в нем духовное? Поэтому Парацельс объясняет себе развитие вещей, насколько это было возможно при научных средствах его времени, безусловно, как чувственный естественный процесс. Он производит все вещи из первоматерии, из первичной влаги (Yliaster). И дальнейшим естественным процессом он считает разделение первоматерии (которую он называет также великим лимбом) на четыре стихии: воду, землю, огонь и воздух. Если он говорит, что «божественное Слово» воззвало из первоматерии множественность существ, то и это надо понимать лишь в том смысле, как понимают, например, в новейшем естествознании отношение силы к материи. «Духа» в фактическом смысле еще не существует на этой ступени. Этот «дух» есть на самом деле не основа природного процесса, а фактический результат этого процесса. Этот дух не создает природу, а сам из нее развивается. Некоторые выражения Парацельса могли бы быть истолкованы в противоположном смысле. Например, когда он говорит: «Нет ничего телесного, в чем не был бы сокрыт, и не содержался бы, и не жил дух. И не то только имеет жизнь, что движется и шевелится, как то: люди и животные, гады на земле, и птицы в небе, и рыбы в воде, но также и все телесные и существующие вещи». Но такими изречениями Парацельс хочет лишь предостеречь от поверхностного взгляда на природу, который несколькими «вбитыми, как колья», понятиями (по меткому выражению Гете) думает исчерпать сущность вещи. Он не хочет вкладывать в вещь вымышленную сущность, но хочет привести в движение все силы человека, чтобы извлечь из вещи то, что в ней фактически заложено. – Для понимания Парацельса важно не вводить себя в заблуждение его манерой выражаться в духе своего времени. Гораздо важнее узнать, что именно представляется ему, когда, при взгляде на природу, он облекает свои идеи в выражения того времени. Он приписывает, например, человеку двоякую плоть, т.е. двоякий телесный состав. «Итак, плоть надо понимать так, что она двоякого рода, а именно, плоть, происходящая от Адама, и плоть, которая не от Адама. Плоть от Адама – грубая плоть, ибо она земная и больше ничего, как плоть, которую можно связать и взять, как дерево или камень. Другая плоть не от Адама, это тонкая плоть, и ее нельзя связать и взять, ибо она не из земли». Что такое плоть, которая от Адама? Это все то, что досталось человеку через естественное развитие, т. е. то, что им унаследовано.

Карл фон Линней

К этому присоединяется еще все то, что человек приобрел с течением времени в общении с окружающим миром. Из приведенной мысли Парацельса можно вывести современные естественно-научные представления о свойствах унаследованных и свойствах, приобретенных через приспособление. «Более тонкая плоть», делающая человека способным к его духовной деятельности, не была в человеке с самого начала. Он был «грубой плотью», каковы животные, плотью, которую «можно связать и взять, как дерево или камень». Так что в естественно-научном смысле душа тоже является приобретенным свойством «грубой плоти». Говоря о «плоти, происходящей от Адама», Парацельс имеет в виду то же самое, что и естествоиспытатель девятнадцатого века, когда он говорит о чертах, унаследованных из животного мира. Эти рассуждения, конечно, отнюдь не имеют целью стереть различие между естествоиспытателями шестнадцатого и девятнадцатого столетия. Только последнее столетие оказалось в состоянии взглянуть на живых существ вполне научно и в такой связи, что стало ясным их естественное сродство между собой и их действительное происхождение вплоть до человека. Естественные науки видят лишь естественный процесс там, где Линней 7 в XVIII веке еще видел процесс духовный и характеризовал его словами: «Видов живых существ насчитывается столько, сколько сотворено различных форм вначале». Таким образом, между тем как у Линнея духу все еще отводится место в пространственном мире и указывается задача духовно порождать или «творить» жизненные формы, естествознание XIX века оказалось в состоянии вернуть природе то, что принадлежит природе, и духу – то, что принадлежит духу. Природе предоставляется самой объяснять свои творения; и дух может погружаться в себя там, где единственно только и можно найти его – внутри человека. – Но хотя Парацельс и мыслит в известном смысле вполне в духе своего времени, однако именно по отношению к идее развития и становления он более глубокомысленно понимает отношение человека к природе. Он видел в существе мира не что-то существующее так или иначе в замкнутой форме, а постигал божественное в становлении. Поэтому он мог приписывать человеку действительно самостоятельно творческую деятельность. Если божественное первосущество уже имеется налицо раз и навсегда, то не может быть речи об истинном творчестве человека. Тогда творит не человек, живущий во времени, но творит Бог, который от вечности. Но для Парацельса нет такого Бога от вечности. Для него есть лишь вечное совершение, и человек есть звено в этом вечном совершении. То, что создает человек, никак не существовало прежде. То, что творит человек, взятое так, как он его творит, есть изначальное творение. Если называть это божественным, то это можно сделать лишь в том самом смысле, в каком оно есть творение человека. Поэтому Парацельс может предоставить человеку такую роль в строении мира, которая делает его самого соучастником-зодчим в этом творении. Без человека божественное первосущество не есть то, что оно есть вместе с человеком. «Ибо природа не производит на свет ничего, что было бы завершено с ее стороны, но завершить это должен человек». Эту самостоятельно творческую деятельность человека в созидании природы Парацельс называет алхимией. «Это завершение есть алхимия. Следовательно, алхимик, это – булочник, когда он печет хлеб, винодел, когда он делает вино, ткач, когда он ткет сукно». Парацельс хочет быть алхимиком в своей области, как врач. «Поэтому я и намереваюсь так писать об алхимии, чтобы вы хорошо узнали и испытали ее, что она такое и как ее нужно понимать; чтобы не досадовали на то, что нельзя получить через нее ни золота, ни серебра. Но смотри за тем, чтобы открылись тебе арканы (целительные средства)... Третий столп медицины есть алхимия, ибо без нее нельзя приготовить лекарств, так как без искусства нельзя пользоваться природой».

Таким образом, взор Парацельса в самом строгом смысле слова обращен на природу, чтобы подслушать у нее самой, что она может сказать о своих порождениях. Он хочет исследовать химическую закономерность, чтобы действовать в своем понимании как алхимик. Он представляет себе все тела состоящими из трех основных веществ: из соли, серы и ртути. То, что он обозначает подобным образом, конечно, не совпадает с веществами, к которым прилагает эти имена позднейшая химия; точно так же и основное вещество, как понимает его Парацельс, не есть таковое в смысле позднейшей химии. В различные времена одними и теми же именами обозначаются различные вещи. То, что древние называли четырьмя стихиями: землю, воду, воздух и огонь, известно нам и сегодня. Но эти четыре стихии мы уже называем не «стихиями», а «агрегатными состояниями» и используем для них обозначения: твердого, жидкого, газообразного, эфирообразного. Например, земля была для древних не земля, а «твердое». Так можем мы снова встретить в современных понятиях и три основных вещества Парацельса, но не под теми же наименованиями. Для Парацельса два важных химических процесса, которые он применяет, суть растворение в жидкости и сгорание. Когда тело растворяется или сгорает, оно распадается на свои составные части. Часть остается, как осадок или зола, часть растворяется или сгорает. Такой остаток, по Парацельсу, имеет природу соли, растворимое (жидкое) – природу ртути, а сгораемое он называет серным.

Кто не умеет видеть дальше подобных природных процессов, того они не затронут и покажутся ему чем-то материальным и сухим; а кто хочет постигнуть дух непременно внешними чувствами, тот населит эти процессы всевозможными душевными существами. Но кто, подобно Парацельсу, умеет рассматривать их в связи со Вселенной, раскрывающей свою тайну внутри человека, тот примет их так, как они представляются внешним чувствам: он не станет их сначала перетолковывать; ибо такими, как они предстоят нам в своей чувственной действительности, эти природные процессы открывают нам по-своему загадку бытия. То, что они могут раскрыть через эту чувственную действительность из самой души человека, это для всякого, стремящегося к свету высшего познания, стоит выше, чем все сверхъестественные чудеса, какие человек мог бы придумать, или все, что он мог узнать путем откровения об их мнимом «духе». Нет никакого «духа природы», который мог бы выражать более возвышенные истины, чем великие произведения самой природы, когда наша душа дружески сочетается с природой и в доверчивом общении подслушивает откровения ее тайн. Такой дружбы с природой и искал Парацельс.

1 Генрих Корнелий Агриппа из Неттесгейма (1487 – 1535). В Кельне и Париже изучал медицину и юриспруденцию. Во время путешествия по Европе углубился в учения неоплатоников, еврейской каббалы и Гермеса Трисмегиста; в Вюрцбурге стал учеником аббата Тритемия; преподавал в Доле, Павии, Меце, Кельне и в Нидерландах, дважды скрывался от обвинения в ереси; самые значительные его работы «De vanitate et incertitudine scientiarum» (1531), и «De occulta philosophia sive de magia» (1531). («О сущности и о недостоверности наук» и «О сокровенной философии или о магии».

2 Иоганн Трипемий (Тритгейм) из Спонгейма (1462 – 1516), в 1482 г. вступил в бенедиктинский монастырь Спонгейма, до 1485 г. был его аббатом; с 1506 г. возглавил монастырь в Вюрцбурге, имел высокий авторитет благодаря обширной учености, прежде всего в области «тайных наук».

3 Мориц Каррьер (1817 –1895), философ, эстетик.

4 Теофраст Бомбаст Парацельс из Гогенгейма (1493 – 1541); родом из Эйнзидельна (Швейцария). Великий врач, философ и естествоиспытатель, провел жизнь в постоянных путешествиях и учебе. В числе его учителей был, по-видимому, Тритгейм Спонгеймский. Между 1526 и 1528 годами был городским врачом Базеля и ординарием университета, но из-за столкновений с магистратом и врачебной коллегией вынужден был вновь покинуть Базель. С этого времени он непрерывно кочует по Южной Германии, нередко в совершенной нищете, тогда же пишет свои великие медицинские и химические произведения. Умер в Зальцбурге. См. Johannes Hembelen, «Paracelsus. Revolutionär, Arzt und Chris», Stuttgart, 1972.

5 Клавдий Гален (131–201 н.э.), философ и врач из Пергамо, попытавшийся в своих многочисленных сочинениях суммировать достижения медицины древности. Вплоть до XVI века считался безусловным авторитетом как на Востоке, так и на Западе.

6 Авиценна (980 – 1070), арабский врач, создавший на основе аристотелевской науки «Медицинский канон».

7 Карл фон Линне (Линней) (1707 – 1778), шведский естествоиспытатель, врач, ботаник.

Последний раз редактировалось Chugunka; 19.06.2016 в 13:45.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 25.09.2016, 15:41
Аватар для Анастасия Рогова
Анастасия Рогова Анастасия Рогова вне форума
Новичок
 
Регистрация: 01.03.2016
Сообщений: 11
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Анастасия Рогова на пути к лучшему
По умолчанию Парацельс предсказал детей "из пробирки"

http://www.pravda.ru/society/fashion...-paracelsus-0/
24 сен 2010 в 16:45

Общество » Наследие

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм мало кому известен. А вот Парацельса — алхимика, оккультиста, знатока каббалы, фармацевта и лекаря, знает весь мир. Именно под этим именем потомственный врач из швейцарского городка Эйнзидельн вошел в историю, став одной из одиозных фигур, сплетен о которых известно куда больше, чем реальных фактов.

Но Парацельс и сам способствовал тому, что вокруг его персоны создался подобный ареол. Одно имя его чего стоит: "рaracelsus" по латыни — сверхблагородный. И еще "превзошедший Цельса" — знаменитого древнеримского врача, который для современников швейцарца являлся главным авторитетом в области медицины. Парацельсом лекарь стал именовать себя сам, не страдая от скромности и будучи уверенным в собственном превосходстве над современниками.

Жил этот удивительный человек с 1493-го по 1541-й годы. Личностью он и в самом деле был выдающейся

Во-первых, Парацельс пересмотрел существовавшую на тот момент медицину, которая опиралась на учения Аристотеля, Авиценны и Галена. Швейцарец же предпочел учение Гиппократа, основанное на утверждении, что здоровье человека зависит от того, насколько вещества, составляющие человеческое тело, находятся в равновесии друг с другом. Эту теорию Парацельс обогатил знаниями из химии, магии и оккультных наук.

Во-вторых, обстоятельства его появления на свет также необычны. Будущий лекарь родился горбатым, с большой головой и — случайность? — именно тогда, когда солнце стояло в знаке Скорпиона (рожденный в этот час, по гороскопу, должен стать врачом или алхимиком). Но и другое обстоятельство предопределило судьбу Парацельса с самого рождения — он являлся сыном врача, а по традиции дети перенимали отцовское ремесло.

Парацельс рано начал путь к славе - в 16 лет он ушел из дома с отцовским двуручным мечом и надеждой на сказочное богатство. На щите собственноручно написал придуманный девиз "да не принадлежит никому тот, кто может принадлежать самому себе". И пронес этот девиз до самой смерти.

Скитался юноша долго - он обошел пешком самых видных и таинственных ученых своего времени, изучал старинные свитки и чудеса алхимии, читал трактаты мертвых магов и беседовал с живыми философами, принимал участие в войнах и даже, по слухам, посещал далекую Московию. Кто знает? Половина его скитаний окутана мраком неизвестности.

Парацельса не зря считают предшественником всей современной фармакологии — он один из первых стал лечить болезни с помощью химических средств. Химии Парацельс отводил огромную роль. Ему принадлежат два известных высказывания: "Настоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!" и "Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным".

Для того, чтобы придти к этим выводам, которые сегодня лежат в основе многих учений и теорий, Парацельсу пришлось исколесить пол-Европы и изучить несколько популярных, но полулегальных наук, которые переживали свой рассвет в Средневековье и эпоху Возрождения. Причем этот бунтарь науки вовсе не был высохшим сморщенным старикашкой, а отличался отменным здоровьем и львиной храбростью, что, в частности, подтверждало мастерское владение шпагой.

Он использовал это умение в спорах в качестве аргумента, за что и прослыл пьяницей и буяном. Парацельса коллеги по цеху вообще не любили. Еще бы, ведь будучи в должности городского врача и профессора медицины местного университета в городе Базеле, он приказал студентам сжечь на городской площади все книги по медицине и требовал отдать под его ведение все аптеки города. Кроме того, Парацельс наложил на аптекарей огромный штраф за то, что они состоят в сговоре с врачами и продают пациентам не лекарства, а "вонючую похлебку", которая только вредит.

В итоге все медики города ополчились на заезжего профессора, и тому срочно пришлось бежать из Базеля, скрывшись в глухих районах Альп. Там Парацельс жил некоторое время, изучая на практике хирургию — лечил деревенских жителей и записывал свои опыты по исцелению ран.

Есть легенда, что Парацельс испытывал неприязнь к женщинам. Мол, они были недоступны лекарю из-за того, что в детстве его оскопил пьяный солдат. В подтверждение этого приводят тот факт, что борода у медика не росла, и на всех портретах он изображен безбородым. И женат Парацельс, кстати, также не был, как и не был уличен в любовных связях.

Другая загадка — его ранняя смерть. Умер Парацельс в нищете, на постоялом дворе в австрийском городе Зальцбурге. Одной из причин кончины считается болезнь, по другой же версии медику проломили череп напавшие бандиты. Последнее кажется очень похожим на правду, так как врагов у знаменитого алхимика и философа хватало.

Ведь Парацельс уже в те времена провидел некоторые научные открытия, которые стали известны только сегодня. Например, генную инженерию. В одном из своих трудов швейцарец писал, что "человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей. Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, посредством мастерства искусного спагирика (алхимика)". Эти слова относятся к выращиванию "искусственного человека", или гомункула, которого пытались создать многие маги и ученые Средних веков.

Другое его новаторство — лечение сифилиса не прикладыванием к язвам кусочков гваякового дерева (как практиковали его коллеги), а использование химических препаратов. Этот трактат принес бы Парацельсу великое богатство и почитание у коллег, если бы он не прошелся в едких выражениях по их методам врачевания. Результат — очередной скандал и очередная дорога, которых в жизни Парацельса было бесконечно много.

Репутацией "колдуна и чародея", а также мистификатора Парацельс обязан, в основном, своим ученикам. Среди них были как молодые врачи, так и различные темные личности, надеющиеся украсть у кудесника тайну философского камня, который якобы превращает свинец в золото. Разумеется, такой тайны Парацельс не открыл, и все эти искатели легкой наживы покидали учителя, пользуясь беззастенчиво его именем в своих махинациях по обману доверчивого населения. Очередной шарлатан, дурачащий публику, объявлял, что он — ученик самого Парацельса, который и научил его исцелять при помощи магии. И фигура нелюдимого ученого обрастала все новыми слухами.

Кстати, Парацельс действительно был одним из лучших врачей своей эпохи. Он ставил на ноги таких больных, которых уже все считали безнадежными. Он спасал жизнь знатным особам, от которых отказывались придворные лекари. Он даже остановил вспышку чумы в городе Штрецинге в 1534 году — за что сразу же прослыл чародеем, якшающимся с темными силами.

Парацельс написал несколько книг и учебников по медицине, по которым учились целые поколения врачей. Лекарь полагал, что для человека нет запретных знаний, и он способен изучить все загадки и тайны не только земной природы, но и космоса и иных материй. Среди книг швейцарца - не только трактаты о медицине, но и натурфилософские тексты об устройстве материального мира, о духах и магических силах природы, о свойствах металлов и камней, а также трактовки символов каббалы.

После смерти Парацельса многие его книги были уничтожены, а само имя его превратилось в символ колдовства и страшных магических экспериментов. Однако жизнь все расставила на свои места, и в 1831 году Парацельса начали почитать наравне со святыми. Дело в том, что тогда в Европе началась эпидемия холеры, и отчаявшиеся жители Зальцбурга, где находится могила ученого, а также жители окрестностей вдруг вспомнили о мистических и медицинских экспериментах Парацельса и стали молиться на его могиле об избавлении от страшной болезни.

И действительно, холера обошла округу стороной, что дало повод считать, что Парацельс продолжает исцелять людей и из могилы. Надпись на плите гласит: "Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября Парацельс сменил жизнь на смерть". Было ему всего 48 лет.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 24.10.2016, 18:02
Аватар для CALEND.RU
CALEND.RU CALEND.RU вне форума
Местный
 
Регистрация: 12.12.2015
Сообщений: 1,401
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 5
CALEND.RU на пути к лучшему
По умолчанию Парацельс

http://www.calend.ru/person/2632/
Парацельс швейцарский врач и алхимик
24 октября 1493
523 года назад
— 24 сентября 1541
475 лет назад Парацельс «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза».


Парацельс (настоящее имя - Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) родился (по одной из версий) 24 октября 1493 года в городе Эг (Швейцария), в семье врача. Фамилия Гогенгеймов происходит от старинного дворянского рода. Но позже ученый предпочтет называть себя Парацельс, что по латыни означает «выше Цельса». Основы врачевания мальчику дал еще в детстве отец, с оккультными науками познакомил аббат Иоганн Тритемий в Вюрцбурге. А степень доктора медицины Парацельс получил, пройдя обучение в университете в Ферраре (Италия). С 1517 года десять лет Парацельс путешествует в качестве слушателя европейских университетов и в качестве военного медика. Он побывал почти во всех европейских странах и даже в Северной Африке, Палестине. Вернувшись в 1527 году в Швейцарию, он становится врачом в Базеле.
Здесь же он, нарушая заведенный порядок, начинает преподавать медицину не на латыни, а на немецком языке. Однако в следующем году в его преподавательской карьере наступает длительный перерыв. В эти годы Парацельс снова много путешествует и занимается исследованиями, ставит алхимические опыты. Его достижениями считаются, например, объяснение причины силикоза, изобретение прототипа вакцины от чумы. Парацельс стоял у истоков фармакологии, разработал принцип подобия, на котором основана современная гомеопатия. Парацельс резко выступал против схоластической медицины, противопоставляя ей наблюдение и опыт. Он отвергал учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, — химические процессы. Также врач изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений. Сблизив химию с медициной, Парацельс явился одним из основателей ятрохимии. Он выделял лекарства из растений и применял их в виде экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он создал учение об "архее" — высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма. Свои медицинские взгляды он описывает в трактатах «Парамирум», «Парагранумом», «Лабиринт заблуждающихся медиков». На счету ученого и философские работы «Потаенная философия», «Великая астрономия», «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах». Умер Парацельс 24 сентября 1541 года в Зальцбурге (Германия).

© Calend.ru
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 09.05.2018, 07:47
Аватар для Новомосковск
Новомосковск Новомосковск вне форума
Местный
 
Регистрация: 17.02.2017
Сообщений: 896
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 3
Новомосковск на пути к лучшему
По умолчанию 24 сентября. День в истории


24 сентября 1541 года скончался врач и алхимик Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм).
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 07:02. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS