Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Политика > Философия > Современность

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 13.11.2016, 22:09
Аватар для Вanauka.ru
Вanauka.ru Вanauka.ru вне форума
Местный
 
Регистрация: 27.09.2016
Сообщений: 177
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 8
Вanauka.ru на пути к лучшему
По умолчанию 6171. Герменевтика

http://banauka.ru/4248.html
Герменевтика /основатель - В.Дільтей/.
Каждая формальная система имеет множество интерпретаций, объяснений. Язык как знаковая система любой природы, является одной из таких систем.
Речь состоит из букв, сочетание которых дают слова, а из них - предложения, тексты. Мы понимаем не звуки, символы, а содержание предложений, текстов. Сделать это нам помогает герменевтика.
Герменевтикою называют искусство и теорию толкования текстов. Поэтому главная операция в герменевтике - понимание. Процесс понимания представляет собой комплексную методологическую проблему, которая исследуется герменевтикою с разных сторон:
- семантического;
- логического;
- психологического;
- гносеологічного;
- социологического;
- математической теории принятия решений и т.д.
На этом герменевтическая интерпретация не останавливается, учитывается еще намерение автора, что предполагает обращение к интуитивно-эмпирических и субъективно-психологических факторов. Герменевтика, можно сказать, впервые обнаружила соотношение части и целого в процессе понимания. Направление, цель и методы герменевтичного анализа следует оценивать положительно, потому что субъективно-психологических факторов очень часто не достаточно для адекватного понимания смысла того или иного текста, ведь один субъект интерпретации страдает своей ограниченностью, поэтому привлечение различных методов для анализа текстов дает возможность для более полного понимания их содержания.
Но надо помнить, что герменевтика создает совершенно новый смысл объекта своей інтерпретаційною деятельностью. Язык объявляется "творческой и производственной силой", потому, что текст является "объективной самостоятельностью" по отношению к любого субъекта, включая автора и интерпретатора. Он /текст/ поднимается до ранга герменевтичної автономии.

Последний раз редактировалось Вanauka.ru; 13.11.2016 в 22:11.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 26.08.2019, 03:05
Д.В. Майборода Д.В. Майборода вне форума
Новичок
 
Регистрация: 26.08.2019
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Д.В. Майборода на пути к лучшему
По умолчанию ГЕРМЕНЕВТИКА

https://www.gumer.info/bogoslov_Buks...l_dict/168.php
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike - толкование)
направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле - совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская Г. видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Исторические разновидности Г.: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла - и субъективности - в соотношении с существующим). Первый этап исторической эволюции Г. - искусство толкования воли богов или божественного намерения - античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической Г. В протестантской культуре оно накладывается на религиозную Г. - проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора - через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии - вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли. В традиции историцизма применительно к проблемному полю Г., Дильтей настаивал на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). Кроме того, Дильтей выдвинул идею понимания как метода наук о духе, в отличие от присущего наукам о природе объяснения. Он рассматривает как базис Г. описательную психологию, а приоритетной наукой, в которой раскрывается Г., - историю. До Дильтея Г. рассматривалась как вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования с текстом, после - как философская, цель которой - задать возможность гуманитарного исследования. Совершенно оригинален подход Хайдеггера, который рассматривает понимание (себя) как характеристику бытия, без которой оно скатывается в позицию неподлинности. Такое понимание служит основой всякого последующего истолкования: и того что есть, и возможностей. Понимание Г. как порождения новых смыслов в диалоге традиций (Рикер) с традицией (Гадамер, Хабермас) преобладает в философии 20 в. (вероятно, именно такой образ Г. привел к "герменевтическому буму"). Гадамер, интерпретируя Хайдеггера, отмечал, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события - такое бытие есть язык, традиция. Цель работы герменевта - наиболее полно выявить механизмы формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами, через соотнесение их содержания с опытом "современности". Это - диалог, посредством которого рождается новый смысл - этап жизни традиции и самого текста. Хабермас видит Г. как рефлексивное средство критики и преодоления традиционной "извращенной коммуникации", приводящей к современному уродливому сознанию. Рикер рассматривает гносеологическую сторону Г. - в семантическом, рефлексивном и экзистенциальном аспектах. Семантика - изучение смысла, скрытого за очевидным - коррелирует с психоанализом, структурализмом и аналитической философией, а также экзегезой. Рефлексия как самопознание должна опровергнуть иллюзию "чистоты" рефлексирующего и обосновать необходимость познания рефлексирующего через его объективации. Экзистенциальный план подразумевает распознание за различными образами интерпретации разные способы бытия - при проблематичности нахождения их единства. Г. для Рикера необходимо связана с философией. Она должна ограничить сферы применимости каждого из этих методов. В противоположность этому Э. Бетти выступает за сохранение Г. как независимого от философии метода гуманитарных наук. В то же время Г. в 20 в. стала большим, чем просто конкретной теорией или наукой, - она стала принципом философского подхода к действительности. (См. также Гадамер, Дильтей, Рикёр, Шлейермахер, Хабермас, Герменевтический круг.)
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 00:06. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS