![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://ttolk.ru/?p=9884
Пока россияне бедны, демократии в стране не будет 03.03.2012 ![]() Американский политолог Пшеворский установил закономерность: устойчивая демократия наступает при 13-15 тыс. долларах подушевого ВВП. Формально в России достигнут этот уровень. Но большинство субъектов РФ находятся на уровне развития Иордании или Шри-Ланки, а наступление демократии возможно всего в 5-6 регионах. Свои исследования знаменитый политолог из Чикагского университета Адам Пшеворский проводил в начале 1980-х. Тогда порогом устойчивой демократии он считал 6000 долларов США. Сегодня эта сумма с учётом обесценивания доллара составляет 13-15 тысяч. При этом Пшеворский считал, что обратный переход (от демократии к авторитарным режимам) при достижении этого порога невозможен. Правда, позднее теория Пшеворского получила важное дополнение: авторитарные режимы становятся особенно живучими, когда показатель ВВП достигает 19 тысяч долларов на душу населения. То есть для антидемократичных режимов очень важно пережить период, когда подушевой ВВП растёт с 13 до 19 тысяч. Если взять экономический рост в 5% и умеренный рост населения в 0,5%, этот промежуток гипотетическая страна проскакивает примерно за 9-12 лет. Авторитарные нефтедобывающие страны как раз являют пример важного дополнения к теории Пшеворского: от Саудовской Аравии с её подушевым ВВП в 22 тыс. долларов до ОАЭ (57 тыс.) и Катара (91 тыс. долларов на человека). Из газово-нефтяных автократий близка к нижней точке перехода Венесуэла (подушевой ВВП 12 тыс. долларов), и, видимо, в ближайшие 2-4 года мы будем свидетелями резкого роста демократической активности в этой стране (манифестаций, забастовок – вплоть до свержения режима Уго Чавеса). На подходе к демократизации (скорее всего, тоже через волнения) – и Казахстан, где подушевой ВВП недавно превысил 12 тыс. Первая «оранжевая ласточка» в этой евроазиатской деспотии уже была – недавнее восстание в Жанаозене. Близка к демократическому переходу и Россия. В 2011 г. её ВВП достиг 54,3 трлн. рублей. При населении 142 млн. человек это даёт около 380 тыс. рублей на душу населения, или примерно 13 тыс. долларов. Волнения этой зимой в нескольких крупных городах также указывают, что Россия стоит на первой ступени перехода от автократии к европейским началам. Это признают даже чинуши. Так, вице-председатель Шувалов в январе текущего года говорил: «Когда ВВП на душу населения стремится к 15 тысячам долларов, страна пересекает определённый рубеж, она начинает по другому себя воспринимать, политическая система становится более подвижной». ![]() Но при этом, как уже писал Блог Толкователя, массовые протесты фиксировались в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Остальная Россия осталась безучастна. В чём же проблема? И тут для объяснения как раз пригодится теория Пшеворского. Россия ужасно неоднородная не только по бюджетным расходам, зарплатам, но и по создаваемому в субъектах валовому региональному продукту. Так, в самом богатом регионе – Ненецком автономном округе ВРП достигает 3,2 млн. рублей в год на человека, или почти 110 тыс. долларов – это даже больше, чем в мировых лидерах по подушевому ВВП – Катаре и Люксембурге. Да, 90% стоимости продукта, создаваемого в Ненецком АО (а это в основном нефть и газ) отбирает федеральный центр. Но даже оставшаяся десятина позволяет поддерживать здесь довольно высокие (по меркам России) жизненные стандарты. К примеру, зарплата врача в Ненецком АО составляет 80 тыс. рублей, а медика на «Скорой помощи» – 110 тыс. Высокий уровень жизни отразился и на политических предпочтениях: на декабрьских выборах в Думу «Единая Россия» получила в округе 36% (на 13 процентных пунктов меньше, чем в среднем по РФ), КПРФ – 24,8%. На другом полюсе – по-африкански нищие регионы России. Не будем брать самые последние по подушевому ВРП республики Северного Кавказа, из-за плохого статистического учёта там и высокой доли неформальной экономики (но кому интересно, подушевой ВРП в Ингушетии 1300 долларов, это уровень Гаити и Буркина-Фасо). Самая бедная русская область – Ивановская. ВРП на душу населения там составляет 2700 долларов в год. Примерно такой же показатель – в Пакистане и африканской Джибути. Ровно посередине в таблице регионов, на 42 месте находится Тульская область (т.е. половина субъектов по ВРП лучше её, половина – хуже). Подушевой ВРП в этой области 4900 долларов. Примерно такой же показатель наблюдается в Шри-Ланке и Боливии. ![]() «Планку демократии» в 13 тыс. долларов пересекает считанное число регионов: уже упомянутый Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, Москва, Сахалин, Тюменская область, Чукотка. Санкт-Петербург близок к этой группе с подушевым ВРП в 12 тыс. долларов – это примерно уровень вышеупомянутых Казахстана и Венесуэлы, а также Болгарии и Турции. Также близка к этому показателю Якутия. Если брать первый и последний регион по уровню ВРП (Ненецкий АО и Ингушетия), то разница между ними достигает 90 раз. Но даже если отбросить эти два крайних региона, а взять ЯНАО (около 50 тыс.) и Ивановскую область, то разница достигнет 18 раз. Разница между ЯНАО и медианной Тульской областью – 10 раз. Среди развитых стран такого чудовищного разрыва между регионами нет нигде. Возьмём, к примеру, США. Подушевой ВРП в самом богатом штате – Аляске, составляет около 62 тыс. долларов, в самом бедном – Миссисипи 28 тыс. Разрыв – 2,2 раза. В Москве подушевой ВРП достиг 22 тыс. долларов. Это уже на уровне Словакии и чуть-чуть не дотягивает до Португалии (23 тыс.). Неудивительно, что эпицентр протестной активности фиксируется именно здесь – тогда как подавляющая часть России по экономическим причинам не дозрела до демократии и ей относительно комфортно жить в евроазиатской автократии, Москва хочет видеть свой город по уровню политико-экономических свобод не хуже Польши (которую она уже обошла – 19 тыс. подушевого ВВП). Интересна ситуация с Новосибирском. В области ВРП составляет всего 7 тыс. долларов на человека. Это уровень Алжира. Но в самом Новосибирске этот показатель выше примерно в 1,5 раза (около 10 тыс.). Но главное даже не это. Этот город попал в странную ситуацию: он уже выстроил модель постиндустриального общества (как в Москве, где превалируют услуги) – но пока без денег. Так, в Новосибирске в 2010 году на каждого жителя города пришлось только 103 тыс. рублей промышленного производства. Для сравнения: лидер рейтинга Уфа выпустила продукции на 388 тыс. рублей на одного жителя, а занявший третье место Омск — 321,5 тыс. рублей. Средний показатель по России также выше новосибирского почти вдвое — около 191 тыс. рублей. Даже в Москве промышленное производство выше, чем в Новосибирске (примерно в 1,5 раза). ![]() Скорее всего, нынешняя протестная активность связана не только с тем, что город по экономическим показателям вот-вот подойдёт к демократии, но и с желанием притока халявных денег – как в Москве. Дотаций, субвенций и преференций – на которые можно было бы быстро заполнить уже подготовленную постиндустриальную инфраструктуру. Новосибирск хочет стать второй Москвой, пусть и в региональном масштабе – столицей некого Сибирского государства. Тогда бы сырьевая рента потекла и в этот город. Очевидно, что власть понимает сложившуюся ситуацию: она сама вскормила в Москве остров демократии. Пусть пока и потенциальной. Как можно было бы подморозить Москву? Перенести столицу в другой город (интересно, что ещё два государства со схожей экономической моделью – аграрно-сырьевой – Канада и Австралия, имеют столицы в виде маленьких городов). А вслед за ней – штаб-квартиры сырьевых корпораций. Это уменьшило бы валовый региональный продукт раза в 2, до 10-11 тыс. долларов на москвича. Но власть в России сегодня слишком слаба, чтобы осуществлять такие масштабные проекты. И правильнее было бы скопировать одну из составляющих «китайского пути»: «Одна страна – две системы». Демократичные Гонконг и Макао существуют по европейским правилам (в Гонконге даже сохранена британская судебная система), остальной Китай – как азиатская деспотия. В России такими демократическим анклавами могли бы стать доросшие до Европы Москва и Питер, Сахалин, пара нефтегазовых регионов. Со свободными выборами, местным самоуправлением, евросоциалистическим распределением, профсоюзами, с безвизовым въездом в Европу. Кстати, президентом такой европейской России мог бы стать остающийся без работы Дмитрий Медведев (а Владимир Путин – президентом азиатской России). Но нельзя забывать, что за граждан России выбор исторического пути может сделать обрушившийся рынок сырья. Упадёт нефть в 2 раза (до 60 долларов), девальвируется рубль в 2 раза (до 60 рублей за доллар) – и таким же темпом рухнет российский ВВП. Нынешний подушевой ВВП сократится с 13 тысяч до 6,5 тыс. – как раз до уровня Египта. И все разговоры о демократии закончатся. +++ ![]() *В сравнении ВРП региона и ВВП страны существует небольшая погрешность. Так, правительства часто (как, к примеру, в России) пытаются «выравнивать» бюджеты регионов за счёт дотаций. Однако, как уже писал Блог Толкователя, разница в подушевом бюджетном обеспечении субъектов в России всё равно очень велика: до 8 раз между крайними регионами и 3-4 раза от медианных величин. Тем не менее, ВРП регионов всё равно очень хорошо показывает их уровень развития – как экономического, так и социального. Последний раз редактировалось Chugunka; 09.09.2021 в 14:42. |
#2
|
||||
|
||||
![]()
http://www.vedomosti.ru/opinion/news...snost?full#cut
Намного меньше людей гибнет от стихии в тех странах, где обществу удалось установить контроль за властью и обуздать коррупцию ![]() Алексей Захаров Vedomosti.ru 05.09.2013 Утром 1 ноября 1755 г., в День всех святых, столица Португалии Лиссабон подверглась разрушительному землетрясению, за которым последовало цунами и многодневные пожары, в итоге унесшие жизни не менее чем 50 000 человек. Уже тогда люди понимали, что причина столь больших жертв — не только «воля Божья», но и (выражаясь современным языком) экономическое и институциональное развитие страны. Об этом говорят записи современников — например, французского философа Жан-Жака Руссо. Сегодня же мы можем точно оценивать эффекты таких факторов, как география, институты, или экономического развития на число людей, гибнущих в природных катаклизмах. Выводы исследователей таковы: все страны — богатые и бедные, свободные и несвободные — одинаково подвержены природным катастрофам; однако и богатство, и демократия делают жизнь в стране намного более безопасной. Огромная разница в смертности между богатыми и бедными странами не может не бросаться в глаза. Американский экономист Дэвид Стомберг приводит следующие данные: за период между 1980 и 2004 гг. в наиболее бедных странах мира жертвами различных природных катаклизмов стали свыше 900 000 человек — причем эти цифры не включают в себя гуманитарные последствия катастроф, которые могут быть на порядок больше. В сравнимой по размерам группе богатых стран погибших было приблизительно 75 000 — в 12 раз меньше, чем в бедных странах. Детальные исследования показывают, что эта разница должна складываться из нескольких разных источников. Важно как само богатство, так и вещи, обычно ему сопутствующие, а именно институциональное развитие и равенство доходов. Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтью Кан в работе, опубликованной в 2005 г., использовал данные по числу погибших в результате природных аномалий в 57 странах за 1980-2002 гг. Далее при помощи статистического анализа он оценил эффект отдельных факторов на смертность. Согласно Кану, богатство важно само по себе. Десятикратная разница в подушевом ВВП должна транслироваться в трехкратную разницу в смертности — и это при условии, что мы предполагаем равными и неравенство доходов, и уровень развития политических институтов. Причина во многом в том, что безопасность является благом, потребление которого растет вместе с доходом. Человек, живущий на $1000 в год, может позволить себе потратить намного меньше, чем тот, чей годовой бюджет составляет $20 000. По той же причине сильнейшее влияние на смертность оказывает и неравенство доходов. По оценкам Кана, если взять две страны, отличающиеся только по уровню неравенства (и если разница в неравенстве соответствует разнице между типичными странами Европы и Латинской Америки), то число погибших в землетрясениях и других катастрофах в стране с меньшим неравенством должно быть в 2-3 раза ниже. И это опять же при равных средних доходах, демократии и плотности населения. Политические институты столь же важны, как и экономика. Подотчетность власти, контроль над коррупцией, защита прав собственности и демократия - все это очень сильно влияет на то, насколько люди оказываются защищенными от ураганов, наводнений и лесных пожаров. Переход от полуавторитарной системы (как в нашей стране) к настоящей демократии должен снизить количество погибших процентов на 30-40. Это факт: в стране, в которой исполнительная власть не выбирается, а назначает сама себя, у руководства существует меньше стимулов обеспечивать безопасность своих граждан. Грамотное городское планирование, создание и соблюдение строительных норм, поддержание инфраструктуры — все это требует лишних управленческих усилий. Этих усилий будет меньше, если у руководства нет угрозы потерять кресло (а то и свободу), когда оно окажется не готово встретить очередной каприз природы. К сожалению, ни богатство, ни эффективное правительство не могут полностью застраховать жителей страны от стихии. Процветающая Япония потеряла почти 20 000 погибшими и пропавшими без вести во время страшного землетрясения 2011 г. Каждый год десятки — иногда сотни — жителей американских равнин гибнут в результате торнадо, возникновение которых метеорологи пока не умеют предсказывать с нужной точностью. География — расстояние страны до экватора, средняя высота над уровнем моря, континент, да и плотность населения — все это имеет значение. Но нельзя спорить и с тем, что меньше, намного меньше людей гибнет в тех странах, где обществу удалось установить контроль за властью и обуздать коррупцию. Это еще один повод задуматься над тем, какая политическая система нужна нашей стране. Опыт последних лет показывает, что именно управленческие ошибки и инертность руководства были причинами неготовности нашей страны к вызовам природы — таким, как прошлогоднее наводнение в Краснодарском крае или нынешнее, в Приамурье. Автор — доцент национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news...#ixzz2e10ih084 |
#3
|
||||
|
||||
![]()
http://slon.ru/economics/pochemu_dem...-1077683.xhtml
Переход страны к демократии дает дополнительные 18 процентных пунктов (п.п.) к росту ВВП в течение 30 лет, пришли к выводу Дарон Асемоглу, Джеймс Робинсон, Суреш Найду и Паскуаль Рестрепо в новом исследовании «Демократия вызывает рост». Много это или мало? За последние десять лет – то есть с 2004 года (первого года после начала «дела ЮКОСа» – ученые считают, что именно тогда Россия перестала быть демократией) и по 2013 год включительно – российская экономика росла в среднем на 4,0% в год. Если бы в эти годы мы жили при более демократическом режиме, то, как прикинул Slon, по теории Асемоглу с соавторами средние темпы роста могли составить 4,2%. Предположим, что Россия продолжит расти теми же темпами, что росла в 2004–2013 годах, и в стране сохранится такой же политический режим. Тогда к 2034 году экономика РФ станет в 3,24 раза больше, чем в 2004-м. А если бы эти 30 лет у нас была демократия, то рост составил бы 3,42 раза. Оценки, конечно, грубые, но зато теперь мы знаем, во сколько России обходится отсутствие демократии. Как Асемоглу и его соавторы пришли к своим выводам? Они собрали данные для 175 стран в период с 1960 по 2010 год. Демократическая страна или нет, определялось по данным исследований Freedom House и проекта Polity IV. Страна считалась демократической, только если оба источника считали ее таковой. Freedom House и Polity IV – два основных набора данных, но если в одном из них информация на нужный год по какой-то стране отсутствовала, обращались к другим, менее известным исследованиям демократии. Таковых было три: «Пересмотренные демократия и диктатура» Чейбуба, Ганди и Вриленда, «Полный набор данных о политических режимах, 1800–2007» Боиска, Миллера и Росато, «Демократизация и рост» Папаианну и Сируниса. В исследовании страны определялись либо как демократические, либо как недемократические. Авторы насчитали 122 перехода от демократии к недемократии и 71 случай обратного перехода. Например, Россия, по их методологии, перешла к демократии в 1993 году и последовала в обратном направлении в 2004-м. Данные о ВВП взяты у Всемирного банка. Влияние страновых эффектов, таких как качество институтов или изначальный уровень экономического развития, исключено. Асемоглу (который, кстати, входит в топ-10 самых цитируемых экономистов мира) с соавторами пришли к выводу, что переход страны к демократии приводит к ускорению роста ВВП в длительной перспективе. Среднее отношение ВВП на душу населения страны, которая переживает демократизацию, в долларах 2000 года, к аналогичному показателю недемократической страны, пунктов в логарифмическом масштабе* Снимок экрана 2014-03-30 в 6.53.32.png Время, лет (0 – переход от недемократии к демократии) * = 100 x ln (ВВП на душу населения страны, которая переживает демократизацию, в долларах 2000 года/ВВП на душу населения аналогичной недемократической страны в долларах 2000 года) Источник: NBER Первые пять лет демократизация не дает заметных результатов: всего 2,14% дополнительного экономического роста. Но на горизонте 25–30 лет выгоды от демократии куда более ощутимы: 17,58%. Из графика также заметно, что демократизации предшествует явное замедление экономического роста или даже кризис. Каким образом демократия влияет на экономический рост? Авторы исследования говорят, что это трудный вопрос. Возможные причины – демократии чаще прибегают к экономическим реформам (подтверждение этого – эмпирическое исследование группы экономистов из МВФ и Калифорнийского университета Лос-Анджелеса), улучшают человеческий капитал через образование и здравоохранение, предоставляют больше общественных благ, увеличивают инвестиции. Также демократизация помогает справиться с общественным недовольством. Другой важный вывод заключается в том, что переход к демократии может помочь ускорить экономику не только уже развитым странам, но и бедным. А вот обратное не верно – если страна богатеет, то это автоматически не приводит к переходу к демократии. Это Асемоглу и Робинсон установили в своем предыдущем исследовании – «Доходы и демократия». |
#4
|
||||
|
||||
![]()
http://www.finmarket.ru/main/article/3587136
23 декабря 2013 года 23:16 РИА Новости, Максим Блинов ![]() Митинги на Болотной площади стали символом протеста городского среднего класса против махинаций на выборах. Это объяснимо, считает известный экономист Дэрон Асемоглу из MIT. Именно среднему классу демократия приносит наибольшую пользу: благодаря перераспределению налогов он богатеет за счет самых богатых и самых бедных Кембридж, Массачусетс. 23 декабря FINMARKET.RU - Демократия приводит к росту экономики. Этот тезис - один из китов экономической науки, на нем основана доктрина о превосходстве экономик развитых стран, которого можно достичь только демократизируя политическую жизнь. Один из 10 самых цитируемых экономистов в мире Дарон Асемоглу в своей новой работе "Демократия, перераспределение и неравенство" пытается расшатать эти устои. Ученый утверждает, что отношения демократии и ВВП намного сложнее, чем принято думать. Демократия и общественное богатство - теория Принято считать, что недемократические режимы вредны для экономического развития. В странах с авторитарным или тоталитарным типом правления определенная часть населения не имеет возможности влиять на происходящие процессы и получать справедливую долю общественных благ. Системы, при которых одна часть общества использует другую, могут быть разными. Один из самых ярких примеров - апартеид в Южной Африки. Главное, что в результате в таких государствах происходит имущественное расслоение, которое все больше усиливается. Демократия ведет к снижению неравенства. Одно из канонических исследований американских экономистов Мельцера и Ричарда доказывает, что, увеличение числа избирателей увеличивает перераспределение общественных богатств и уменьшает неравенство. Изъяны демократии Асемоглу почти со всеми этими доводами не согласен. Во-первых, демократия может быть захвачена или ограничена. В конечном итоге эффективность перераспределения зависит не только от того, что написано в Конституции, но и от того, как она соблюдается. В истории нередки случаи, когда законно выбранное правительство затем устанавливало контроль над правоохранительными органами или захватывало власть другими способами. Позитивное влияние такой номинальной демократии будет ограничено. Во-вторых, в соответствии со знаменитым "Законом директора", демократия может приводить к тому, что правительство будет перераспределять доходы в пользу населения со средним доходом. Поскольку при демократии политики в наибольшей степени отражают интересы избирателей, находящихся в середине социального спектра. Самый выгодный политический строй Асемоглу вместе с коллегами решил проверить, действительно ли демократия самый выгодный с экономической точки зрения строй, и кому он выгоден. Для этого он проанализировал, есть ли зависимость между демократическим строем и налоговыми поступлениями, и как доля налогов от ВВП меняется в зависимости от стадии развития демократии. Для оценки степени демократичности страны исследователи использовали данные неправительственной организации Freedom House, оценивающей состояние политических и гражданских свобод, и статистику исследовательской компании Polity. Результаты исследования Демократия оказывает воздействие на налоговые поступления, а также на общую сумму государственных доходов в процентах от ВВП. В долгосрочной перспективе демократия увеличивает поступления на 16%. Эта связь является устойчивой и не зависит от других факторов, влияющих на налоги, таких, как беспорядки или войны. ![]() Ученые обнаружили положительное влияние демократии на уровень образования в стране. Доля населения, посещающего среднюю школу, возрастает в долгосрочной перспективе на 67%. Кроме этого демократизация ведет к изменению структуры экономики. Доля населения, занятого не в сельском хозяйстве, растет на 4%-11%, увеличивается несельскохозяйственная доля производства - от 6% до 10%. Но все это не приводит к существенному сглаживанию имущественного неравенства. ![]() Неравенство и демократия не связаны В некоторых странах неравенство снижается после демократизации, но устойчивой связи между демократией и повышением справедливости распределения общественных благ. Более того, демократизация увеличивает неравенство в странах, в которых доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в среднем. Это происходит потому, что демократия создает неравный доступ ко вновь открывшимся возможностям. В более урбанизированных обществах растет престиж и оплата более квалифицированных профессий. А сельские жители не могут претендовать на высококвалифицированные рабочие места. В общем и целом, демократия имеет тенденцию к увеличению неравенства, приходит к выводу Асемоглу. Выгодней всего этот строй оказывается для среднего класса, который благодаря перераспределению налогов богатеет за счет самых богатых и самых бедных слоев населения. |
#5
|
||||
|
||||
![]()
Небольшой научный прорыв. Один из самых давних вопросов экономики развития - "гипотеза модернизации", вопрос о том, в какую сторону работает причинно-следственная связь: демократия следует за богатством или наоборот, демократизация приводит к более высоким темпам роста. Корреляция богатства и демократии несомненна, а причинно-следственную связь установить очень трудно (см. обсуждение возникающих, на современном уровне, сложностей в критической рецензии Дарона Асемоглу на "Экономические последствия конституций" Перссона-Табеллини).
Так вот - новая статья Асемоглу и группы соавторов (http://www.nber.org/papers/w20004) делает большой шаг вперёд - их анализ показывает, что причинно-следственная связь есть и работает она "от демократии к богатству". Демократизация ведёт к увеличению темпов роста. Это прорыв, потому что большая часть работ (см. последний обзор) до сих пор показывала скорее, что демократия не сказывается на росте положительно. В своём блоге Why Nations Fail Дарон и Джим популярно объясняют, какое очевидно наблюдаемое явление сильно осложняет анализ, давая возможность из одного и того же графика получать разные выводы. Собственно, это просто тот факт, что демократизация, как правило, следует за экономическим кризисом. (В этом утверждении, заметим, не подразумевается причинно-следственной связи - вполне возможно, что несмотря на то, что во времени кризис предшествует демократизации, зависимость может быть и обратной.) В зависимости от того, на какие временные отрезки разбить график (например, приведенный в записи в блоге), можно получить и разные зависимости между индикаторами богатства и демократии. В новой работе Дарон и Ко используют новую технику статистического анализа данных. Это рассказывается в этой же записи блога, только текст перестаёт быть научно-популярным. Ну так, научно-популярный текст, ориентированный на аудиторию простых профессиональных экономистов... Для тех, кому хочется видеть, какой кирпичик занимает эта статья во всей WNF-теории, напоминаю, что у меня есть мини-обзор (скорее, аннотированный список) научных статей, на которые опирается "вся теория" Асемоглу и Робинсона. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|