![]() |
#1
|
||||
|
||||
![]()
http://www.chaskor.ru/article/tlenna...zinskogo_14341
Георгий Осипов понедельник, 24 января 2011 года, 09.00 Тленная вечность Валерия Ободзинского 24 января 1942 года родился Валерий Ободзинский, культовый советский эстрадный певец Валерий Ободзинский — единственный певец советской эстрады, который пел голосом молодого человека своей эпохи так проникновенно, что мы и по сей день, давно распрощавшись с молодостью, ощущаем холодок тоски по чему-то неизъяснимому, которое каждому дано и у каждого будет отнято. Два фильма про инопланетян показали советскому зрителю почти одновременно. Первый — «Эта весёлая планета» о приключениях пришельцев в новогоднюю ночь, второй — «Молчание доктора Ивенса», проникнутый духом обречённости, с неминуемой гибелью героев где-то на Западе. Время от времени там всплывает песня — призрачный голос за кадром (громкость не велика) поёт по-английски, сопровождая появление и исчезновение инопланетных призраков в интерьерах искусственной «заграницы». В кинозале шептались: «Ободзинский?» Похоже на Ободзинского… Недавно он так блистательно исполнил песню (в оригинале её поёт Хосе Фелисиано) из вестерна «Золото Маккенны», что люди специально ходили в кино, чтобы её послушать, даже записать на портативный «маг». Может быть, теперь ему разрешили запеть по-английски для правдоподобия? «Молчание доктора Ивенса» в данном случае символично. Похоже на Ободзинского. Но спросить не у кого. Имя в титрах не указано. Почему-то о самом интересном спросить не у кого. Вся надежда на интуицию. «Слова наши, а в припеве зачем-то «О, гё-о-о-ол», — недоумевали придирчивые граждане, слушая, как поёт Ободзинский известную песню Beatles. И действительно, только очень наивный человек не обратит внимания на эту странность: текст русский, а в припеве английское слово. Сегодня нет настоящей музыки. Если бы она была, то не было бы таких певцов. Недаром сейчас говорят «текст песни», а не «стихи». Назовите мне песню, которая звала бы куда-то. Нет таких песен. В основном нынешние песни — это тили-тили, трали-вали. Какая же тут может быть свобода? Те, кто это поёт, в плену своей неучёности, своего незнания. Да, есть свобода передвижения. Я могу поехать куда угодно, и не надо никакого парткома. Но — другой не может. Поэтому, вся эта свобода — филькина грамота. Для кого она, эта свобода? Читать дальше Стоит отметить, что по замыслу «Girl» — это пародия на жестокую портовую балладу о несчастной любви. Но простодушный слушатель, принимая её пафос за чистую монету, готов, сглатывая слезу, подвывать: «Гё-о-о-ол». К разряду таких песен «с двойным дном» можно смело отнести «Падает снег» Адамо, «Дилайлу» Тома Джонса, «Oh, Darling» и даже в какой-то мере «Yesterday» Маккартни, их объединяет некоторая романсировка, говоря казённым языком — цыганщина, но она преподнесена с безупречным вкусом. Простодушие невосстановимо. Валерий Ободзинский — единственный певец советской эстрады, который пел голосом молодого человека своей эпохи так проникновенно, что мы и по сей день, давно распрощавшись с молодостью, ощущаем холодок тоски по чему-то неизъяснимому, которое каждому дано и у каждого будет отнято. На Западе так могли петь Колин Бланстоун (вокалист бит-группы The Zombies), ранний Сальваторе Адамо, ранний Джанни Моранди. Эти имена приходят в голову, если Ободзинского слушает человек сведущий, готовый к смелым аналогиям. Передача эмоций юного существа с ограниченным лексиконом требует виртуозного владения оттенками, намёками и недомолвками. Тексты Онегина Гаджикасимова были по-западному скупы, даже примитивны. Он излагал незрелые чувства незрелым языком незрелого человека, но в устах Ободзинского каждое слово, каждый образ обретали ёмкость и вес: «…ты поймёшь, конечно, всё, что я сказать хотел! Сказать хотел — но не сумел…» Нигде и никогда отечественный барокко-поп не возвышался до мировых стандартов (а возможно, и превосходил их), кроме как в «Восточной песне». Неповторимое, ювелирное творение своей эпохи до сих пор нельзя ни постичь, ни скопировать полностью. «Обжигает, но чуть-чуть…» Неподдельная экзотика должна обжигать, но чуть-чуть, считал Иннокентий Анненский. Даже из такой сугубо британской пьесы, как «Последний вальс», Ободзинский сумел сделать нечто своё, отвергнув зычную помпезность Энгельберта Хампердинка (песня была написана специально для него). В результате вместо ироничных воспоминаний некого джентльмена о первой любви нам слышится тревога за хрупкий и не вечный подарок переменчивых звёзд, то есть судьбы. «Последний вальс» — последняя песня на первом большом диске Валерия Ободзинского. Эту версию затмевает масса других, более дерзких и ярких номеров, но и 40 лет спустя она хранит калейдоскоп эмоций и образов. Которые хочется познавать и запоминать. Кто же всё-таки поёт в «Молчании доктора Ивенса»? 60-е — время монологов. Началось с Элвиса: Are You Lonesome Tonight?, а за ним разговорному жанру отдали дань и более молодые артисты: Мик Джаггер (Time Is On My Side), бесстрастный Лу Рид, пылкий и совестливый Эрик Бёрдон, Ван Моррисон… Ободзинский немногословен, он говорит тише, чем поёт: «Да…да…так и будет. Так и будет». Но сколько в его увещевании вселенского одиночества и отчаяния! Словно персонаж в свои немного лет уже ведает, что будет именно не так и в будущее лучше не заглядывать. К началу 70-х сентиментальный «рэп» на фоне чувственной мелодии сделался общим местом — гурманы упивались соул-барковщиной Барри Уайта, обыватель довольствовался Джо Дассеном. «Индийское лето» Ободзинскому удалось переработать в нечто совсем иное — в надгробную речь, в панихиду по собственной карьере, когда удача и разум уже начали уступать место забвению и безумию. Мы не будем называть имён, но в Союзе водились свои эрзац-Томы Джонсы, суррогатный Хампердинк и парочка Челентано молдавского разлива. Это нормально для здешних, и не только, мест. Только Ободзинского никак нельзя называть имитатором при очевидном сходстве с Рафаэлем, Моранди, Нико Фиденко. В данном случае это не подражание, но высокое сходство талантов. Знак принадлежности к певческой элите. Даже если бы не было «Золота Маккенны» или «Миража», если бы, подобно сотням зарубежных сенсаций-однодневок, Обоздинский оставил нам только «Так и будет» и «Восточную песню», эти крупицы стали бы классикой, за ними бы охотились, их было бы достаточно для рождения легенды. Легенде противоречат факты. Перечислив творческие удачи, биографы считают выпитые бутылки, проглоченные таблетки (этого добра всегда оказывается больше), качество и количество поклонниц и жён. Со смаком произносят «кладовщик», «ночной сторож». Припухший ангел со взглядом авантюриста эпохи Калиостро. Сколько прирождённых кладовщиков проглотили бы не меньшую дозу отравы, чтобы спеть так, как он, а там уж всё равно? По лицу на афишах было видно: вкус хорошей жизни ему знаком, но невинность интонаций отгоняла сумрачные предчувствия: «А кто-то мне говорил, что глаза иногда лгут…» И припомним засранцу Наполеону, как он пытался прямо из Москвы брякнуть на мобилу нашему Александру, чтобы типа отмазаться. И шведам. И полякам. И монголам, и татарам. И немцам, и итальянцам. И венграм, и австриякам. И братушкам болгарам, воевавшим на стороне Гитлера. Читать дальшеТоска по уходящей (и ушедшей) молодости осталась позади. Наступил черёд искусственной ностальгии. Кого-то муляжи прошлого устраивают больше, чем оригиналы, адресованные совсем другим людям. «Есть на земле в сто раз меня смелей разных парней, других парней», которые никогда не осмелятся запеть о своей нерешительности, о тревожном ожидании у дверей. Некоторые будут молчать всю жизнь, изводя себя вопросом: «Что изменилось — мы или мир?» Ободзинский поёт от имени робких, но последовательных романтиков, тех, кто не решается нажать кнопку звонка, но верен себе. Врата тишины распахнулись перед ним, когда большинству было неизвестно, жив ли он или мёртв. «Палестинское танго» Вертинского, одна из последних записей, аранжирована бедно и скверно. Только голос звучит с прежней силой, опровергая сомнения и страх. Он будет звучать всегда. Последний раз редактировалось Chugunka; 27.04.2025 в 12:24. |
#2
|
||||
|
||||
![]() |
#3
|
||||
|
||||
![]() |
#4
|
||||
|
||||
![]() |
#5
|
||||
|
||||
![]() |
#6
|
||||
|
||||
![]()
http://polit.ru/news/2016/01/24/obodzinsky/
24 января 2016, 09:12 Мемория ![]() Валерий Владимирович Ободзинский 24 января 1942 года родился артист эстрады Валерий Ободзинский. Личное дело Валерий Владимирович Ободзинский (1942—1997) родился в Одессе в семье рабочих. Его отец был поляком, мать — украинкой. Детство провел с бабушкой в коммунальной квартире — родители будущего певца ушли на фронт. В 1949 году пошел в школу, учился плохо, много времени проводя вместе с дворовыми воришками. Со своими друзьями часто ходил «на дело»: компания обчищала карманы отдыхающих, пока Валерий отвлекал их — пел популярные песни, аккомпанируя себе на контрабасе. «Мы с Валерием познакомились во второй половине 50-х на Приморском бульваре, — рассказывал конферансье Михаил Бакальчук. — Он частенько приходил туда с гитарой, собирая толпу однолеток. Цуна — такая у него почему-то была кличка — выделялся своей неординарностью. Попал в бродячую группу, каких тогда было много. Играл на контрабасе и пел». В своей компании Ободзинский рано пристрастился к алкоголю. После окончания школы некоторое время работал кочегаром на пароходе, затем развлекал пассажиров на затонувшем в 1986 году пароходе «Адмирал Нахимов». В начале 1960-х годов поступил в Томское музыкальное училище по классу контрабаса, потом устроился в местную филармонию и начал эстрадную карьеру. С концертными бригадами объездил Сибирь. В 1965 году женился на Нелли Кучкильдиной, в семье родились две девочки — Анжелика и Валерия. В 1964 году познакомился со своим будущим администратором Павлом Шахнаровичем, работавшим тогда в оркестре Олега Лундстрема. «Однажды, находясь по делам в Норильске, увидел в одном из концертов мальчика, который играл на контрабасе и очень приятно пел. Это был Ободзинский, которого никто тогда не знал. Я, приехав в Москву, порекомендовал его Олегу Лундстрему. Работа в оркестре Лундстрема научила певца многому, но главное — она сделала его профессионалом. Кроме того, он завел массу новых знакомств в столичной музыкальной тусовке», — рассказывал Шахнарович. В 1967 году певец, ставший уже узнаваемым, перешел в Донецкую филармонию. Тогда же отправился в первое большое гастрольное турне из Красноярска во Владивосток. ![]() Валерий Ободзинский В 1976 году усугубились проблемы с алкоголем: певец стал часто уходить в запои, иногда они случались во время гастролей. Шахнарович рассказывал: «В Омске я положил его в психушку под чужой фамилией. На концерты его привозила медсестра, затем увозила ночевать в больницу. Я следил, чтобы он не выходил на сцену пьяным, сидел с ним в гримерной. Но однажды вышел ненадолго. Смотрю — он вышел пьяным на сцену». Через какое-то время Шахнарович ушел из коллектива, вслед за ним разбежались и музыканты. В 1986 году певец прекратил немногочисленные выступления и исчез из виду. К тому времени он разошелся с женой, работал сторожем на галстучной фабрике в Москве, жил во времянке при фабрике, много пил. В 1991 году его разыскала одна из поклонниц — костюмер Анна Есенина. Ободзинский переехал к ней, вновь начал записывать песни. «Иногда Валера забрасывал работу и уходил в загул, — рассказывала Есенина. — Объявлял мне, что навеки со мной расстается, хлопал дверью и отправлялся гулять. В округе к Валере все относились с почитанием. Когда не было денег, он мог пойти в кафе, и его бесплатно кормили. А уж наливали ему все кому не лень». В 1994 году впервые за семь лет выступил в Москве, в концертном зале «Россия». Валерий Ободзинский скончался 26 апреля 1997 года из-за проблем с сердцем. Чем знаменит Валерий Ободзинский — один из самых известных советских исполнителей 1970-х — начала 1980-х годов. В его репертуаре были такие хиты как «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Колдовство», «Вечная весна», «Мираж» и многие другие. По популярности с ним мог соперничать лишь Муслим Магомаев, концерты Ободзинского проходили с неизменным аншлагом. О чем надо знать Министр культуры СССР Екатерина Фурцева в штыки принимала его любовную лирику, а в газете «Советская культура» в конце 1960-х появилась рецензия на концерт Ободзинского. «Что хочет сказать своими песнями исполнитель? К чему призывает? Чему учит? Изжеванная и навязчивая тема любви — вот чему отводит певец два часа своего пребывания на сцене», — объяснял рецензент. Прямая речь О силе воли (музыкант группы Ободзинского Ефим Дымов): «В те годы у Валеры была неимоверная сила воли. Когда он почувствовал, что начинает полнеть, перешел на строгую диету, а по четвергам съедал только два яблока и пил простую воду. Я пишу об этом потому, что у меня в голове не укладывается, как этот сильный и волевой человек мог оказаться под влиянием [конферансье] алкоголика Алова. Тот его потихоньку и подло "развязал". <…> И вот грянул гром. Впервые это случилось в Киеве. Мы выступали во Дворце Спорта с очень популярным в те годы ансамблем "Поющие Сердца". За час до концерта я зашел в Валерин номер в гостинице. То, что я увидел, не поддается никакому описанию: на кровати лежал трясущийся как в лихорадке Ободзинский. Увидев меня, он снял дорогие часы и взмолился: "Принеси мне за часы бутылку водки". Сказать, что я был в шоке, не сказать ничего. Привести в чувство его в тот день не удалось. <…> На следующий день позвонил директор Росконцерта и выложил главный аргумент того времени: "Валера, если ты не выйдешь на сцену, мне придется положить на стол парт. Билет". Ободзинский на сцене был мокрый, но пел, как Бог». О смерти певца (его гражданская жена Анна Есенина): «Случилось это внезапно. Никаких серьезных болезней, от которых он мог умереть, у него не было. В 1995 году я уехала на гастроли, и Валера без меня оторвался по полной программе. После этого я заставила его пройти полное медицинское обследование. У него нашли только незначительный процент сахара в крови и кисту на почке. <…> А 25 апреля 1997 года ему вдруг стало плохо с сердцем. Мы с Леркой (младшая дочь Ободзинского) вызвали врача. Но Валера не захотел ехать в больницу. Наверное, чувствовал, что уходит, и хотел, чтобы это произошло дома. Часов в 8 вечера он меня позвал и сказал: "Я умираю". А нечто подобное он говорил регулярно. Как я начну что-нибудь орать, он бултых в кровать и начинает: "Ой, мне плохо. Я умираю". "Да ладно тебе! — отмахнулась я. — Нам через три дня в Петрозаводск на гастроли ехать". Мы с Леркой всю ночь сидели на кухне. Только под утро легли спать. И в это время он умер». 4 факта о Валерии Ободзинском: Рос в оккупированной немцами Одессе. Однажды двухлетний Ободзинский и его четырехлетний дядя Леня едва не лишились жизни. Леня украл у немецкого офицера кусок колбасы. Обнаружив пропажу, фашист поставил мальчиков к стенке сарая. Бабушка бросилась оккупанту в ноги, моля о пощаде. Немец детей не тронул. На телевидении Ободзинского не жаловали из-за того, что считали евреем. Поэт Леонид Дербенев рассказывал, как однажды председатель Гостелерадио Лапин приказал убрать его выступление из новогоднего «Огонька» «Уберите Градского!» — сказал якобы он. На что ему возразили: «Да это не Градский, это Ободзинский!» «Тем более уберите! — добавил Лапин. — Хватит нам одного [еврея] Кобзона». «У меня папа-мама русские, а я — еврей», — шутил по этому поводу Ободзинский. Помимо алкоголя Ободзинский злоупотреблял наркотиками — принимал «колеса» — таблетки от кашля, в которых содержится кодеин. Первая пластинка Ободзинского вышла в конце 1960-х годов и разошлась тиражом в 13 миллионов. В казну ушло около 30 миллионов рублей, гонорар певца составил 150 рублей. Материалы о Валерии Ободзинском: Биография певца в Википедии Биографическая справка на сайте «Узнай все» Биография на сайте «Чтобы помнили» |
#7
|
||||
|
||||
![]()
http://www.istpravda.ru/chronograph/1865/
Валерий Владимирович Ободзинский родился в Одессе, когда город был оккупирован фашистами. В полтора года его чуть не застрелил немецкий офицер. Потом было голодное детство, юность в среде одесских хулиганов. Он хорошо пел, играл на контрабасе, был обаятелен – и отвлекал публику, пока шайка «чистила» карманы… После школы Валера работал кочегаром, а потом массовиком на пароходе. В начале 1960-х он поступил в Томское музыкальное училище. После его окончания устроился в местную филармонию, где начал выступать с концертами. Несколько лет проработал в концертных бригадах разных городов Сибири. В 1961 году женился, появились дети – две дочери, Анжелика и Валерия. К этому времени Валерий стал уже одним из самых популярных певцов СССР. Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно. Однако с ростом популярности его стали все чаще критиковать в официальных изданиях. Ведь в его репертуаре были песни о Любви – но не к партии и советской власти. Его нещадно стали вырезать из телевизионных программ. В 1971 году тогдашним министром культуры РСФСР было дано распоряжение не разрешать концерты Ободзинского в пределах страны. Начались сложные годы, а с ними и проблемы с алкоголем – привычный метод борьбы с депрессией… Он еще выступал, но все меньше и меньше. Он пил – и нередко во время гастрольных поездок. В 1983 году Ободзинский спел только один концерт в Москве, а в 1986 ушел со сцены. Его семья к тому времени разрушилась. Никто не знал, где и как живет недавний кумир. А он работал сторожем на фабрике, и продолжал разрушать себя алкоголем. Пока в июле 1991 года судьба не свела его с верной и преданной до последних дней спутницей, поклонницей его таланта Анной Есениной. Она помогла ему справиться с зависимостью и даже сумела возвратить, хоть ненадолго, радость творчества. Умер Валерий Ободзинский 26 апреля 1997 года в Москве. Ему было всего 55 лет. Источник: www.calend.ru |
#8
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pravda.ru/society/fashion...-obodzinsky-0/
28 апр 2012 в 15:00 ![]() Общество » Наследие » Советское наследие В январе этого года могло бы исполниться 70 лет со дня рождения популярного советского эстрадного певца Валерия Ободзинского. 26 апреля исполнилось 15 лет со дня его преждевременной смерти. Ныне проживающий в Торонто (Канада) Ефим Дымов, руководивший ансамблем "Верные друзья", рассказал об Обоздинском как о певце — и человеке непростой судьбы. "Никогда бы не подумал, что буду рассказывать о Валере Ободзинском, но, посмотрев документальный фильм "Неизвестная исповедь", прочитав множество статей и книгу "Отлучение от песни", решил внести некоторую ясность в этот поток правды, полуправды и просто вранья", — объяснил свое желание экс-руководитель ВИА "Верные друзья". Ефим Дымов попросил обращаться к нему не по его реальным имени и отчеству, а по творческому псевдониму еще советских времен, который до сих пор памятен людям, близких к тогдашней эстраде. — Расскажите пожалуйста, что вас связывало с популярным эстрадным певцом Валерием Ободзинским? — Я работал в ансамбле "Москвичи", играл на саксофоне и альт-скрипке. В этом ансамбле начинали свою карьеру Алла Пугачева, Александр Барыкин, мой друг Георгий Мамиконов, ныне руководитель шоу-группы "Доктор Ватсон". Визитной карточкой "Москвичей" была великолепная песня Давида Тухманова "Как прекрасен этот мир". Зрителей подкупало, что три духовика меняли свои инструменты на две скрипки и альт, а гитарист менял свой инструмент на виолончель. Таким образом получался струнный квартет. Пик карьеры Валерия Ободзинского пришелся на 1973-1976 годы. В то время, он сотрудничал с ансамблем "Верные друзья", руководителем которого я был почти 15 лет. В те годы он был безумно популярным певцом и большую часть времени мы проводили на гастролях, а не дома. Я знал Валерия как живого, нормального человека. И я обладаю некоторой внутренней информацией о нем — в отличие от тех людей, которые пишут о нем. Я не претендую на всю правду о Валерии. Конечно, у него были друзья и семья, но по работе, Ободзинский больше всего общался именно со мной. — Как состоялось ваше знакомство? — В июне 1973 года мы приехали в Минск на Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где стали лауреатами вместе с "Песнярами" и "Кобзой". По условиям конкурса победители должны были представлять нашу страну на Х Всемирном фестивале молодежи в Берлине. Но судьбу "Москвичей" резко изменил немолодой, седеющий человек по имени Ефим Михайлович Зуперман. Он сделал нам предложение, от которого мы не смогли отказаться, поставив ряд условий: перейти из Москонцерта в Росконцерт, изменить название ансамбля, отказаться от поездки в Берлин и начать работать с популярным певцом Валерием Ободзинским. — Некоторые биографы Ободзинского утверждают, что популярность к певцу пришла благодаря его гастролям с коллективом Олега Лундстрема и песням композитора Давида Тухманова. Какую роль в жизни Ободзинского сыграло его сотрудничество с ансамблем "Верные друзья"? — Валерий Ободзинский был палочкой-выручалочкой для оркестра Олега Лундстрема. На самом деле он стал известен, когда еще выступал в разных филармониях на периферии, не вспомню сразу их названия. Ободзинский стал безумно популярен после выхода на советский экран американского фильма "Золото Маккены". Исполнители в те годы имели право на номер, на отделение и на сольный концерт. Право на сольный концерт тогда было у считанных артистов — например, у Зыкиной, Магомаева, Кобзона, чуть позже у Лещенко. На отделение уже имели право больше певцов — та же Пугачева, с которой мы вместе работали в Росконцерте. Наш ансамбль также имел право на отделение. Ободзинский привел в наш ансамбль пианиста Юрия Щеглова, ставшего в первые два года музыкальным руководителем коллектива, и известного в те годы гитариста Борю Пивоварова. Мы перешли из Москонцерта в Росконцерт, поменяли название на "Верные друзья" — его придумал тромбонист Игорь Осколков — и в очень короткий срок отрепетировали программу Ободзинского, который до нас выступал с "плавающим" составом. — Почему Валерий Ободзинский назначил музыкальным руководителем вместо Юрия Щеглова вас? — Не хочу себя хвалить, но я более или менее умел делать аранжировки. Кроме того, Юра Щеглов выпивал, его жена, которая работала у нас костюмершей, — тоже. Ободзинский же спиртное не принимал ни под каким предлогом. Мы слышали, что раньше он злоупотреблял, но в какой-то момент все это приостановилось. Юра Щеглов рассказал о истории, происшедшей с Валерой, по-моему, в Норильске. Он должен был петь на новогоднем "огоньке". В те годы на ТВ был в основном живой эфир. И вот, зная, что Валера злоупотребляет, его продержали почти весь день в номере гостиницы. Затем за ним приехал представитель горкома партии и предложил поехать на телевидение. Спускаясь по лестнице, Валера каким-то образом умудрился забежать в буфет и опрокинуть пару стаканчиков вина. На ТВ все было хорошо до того момента пока не включили софиты. Валеру повело и, начав петь знаменитую "Анжелу", он упал в оркестровую яму. Был страшный скандал, и Валера решил кардинально изменить свою жизнь. — Получилось? — С этого момента Валера был "зашит". Он знал, что если выпьет — то умрет. В тоже время он был очень гостеприимный человек. Как-то мы дали шефский концерт в одной организации, и за это ему дома установили бар. Он очень любил всем наливать и, как мне показалось, получал от этого своеобразный кайф. После первой поездки, вернувшись домой, через несколько дней мы уехали на новые гастроли. Вспоминая начало работы с ним, могу только сказать, что Валера в то время был человек непоколебимой силы воли. Единственно, что удивило — один раз в купе поезда он случайно открыл кейс, который оказался наполовину заполнен какими-то таблетками. В то время никто из нас не знал, что Валера постоянно употребляет "колеса" — таблетки от кашля, в которых присутствует кодеин. — Ободзинский по тем временам был обеспеченным человеком? Какую роль это сыграло в его судьбе? — Мое мнение — большие деньги перечеркнули всю его дальнейшую жизнь. Ободзинский, несмотря на то, что приносил колоссальную прибыль Росконцерту и другим филармониям, получал за концерт 27 рублей. Никто из нас не возражал против этого, понимая, что часть денег идет Зуперману, у которого зарплата была очень маленькой. Позднее все узнали, что часть денег отстегивают Росконцерту — за то, что разрешали делать больше 16-ти концертов, положенных в месяц, и составлять график гастролей по своему усмотрению. Но это будет позднее, когда разгорится скандал с Вадимом Мулерманом, посадят директора-распорядителя ОХК (Объединение художественных коллективов — Ред.) Иваненкова и главного бухгалтера Захариади. Добавлю только, что в те времена, когда администратор приходил заказывать костюмы, кофры, плакаты или аппаратуру, ответ во многих организациях звучал примерно так: "Надо ждать". Когда те переспрашивали: "Чего ждать?". Ответ непонятливому был более протяжный: "Надо ж дать!". — Что же, на ваш взгляд, сыграло роковую роль в судьбе Валерия Ободзинского? — Роковая ошибка Ободзинского случилась в тот день, когда он уволил директора Зупермана. В этот день он подписал себе смертный приговор. Когда к нам пришел новый конферансье Борис Григорьевич Алов, он сумел убедить Ободзинского, что вполне справится с администраторскими обязанностями и Валере не придется делится с Зуперманом. Ефим Михаилович был практически непьющим человеком, боготворил Ободзинского. Убежден, что, если бы он остался в коллективе, то не позволил Алову свести с катушек Валеру. Долгое время после этого события ничего не предвещало грозы, и мы потихоньку смирились с его уходом, хотя на нем самом это отразилось самым печальным образом. Вскоре Ефим Михаилович умер. Директор Алов "развязал" Ободзинского. В те годы зависимым от алкоголя людям вшивали куда-то там в ногу капсулу, и человек знал, если он выпьет, то моментально умрет. Валера был очень гостеприимным хозяином, но за те четыре с половиной года он ни грамма в рот не взял. А Алов начал его потихоньку спаивать. Не с первого дня, но так постепенно: выпей, там, немножко пива — вот видишь ничего не произошло! Потом еще и еще чего-нибудь… Когда Ободзинский выпивал — ему становилось плохо. Для того, чтобы привести Валеру в чувство, ему нужно было переливать кровь и делать другие процедуры, и нам случалось его оставлять в тех городах, где мы были на гастролях. В те годы у Валеры была неимоверная сила воли. Когда он почувствовал, что начинает полнеть, перешел на строгую диету, а по четвергам съедал только два яблока и пил простую воду. Я пишу об этом потому, что у меня в голове не укладывается, как этот сильный и волевой человек мог оказаться под влиянием алкоголика Алова. — Спаивал ведь не со зла?… — Борис Алов сам по себе был человек хороший, жизнерадостный, в расцвете сил, богатырского здоровья мужчина. Знаете, такой еврей, который мог перепить любого русского. Единственная отличительная черта — он практически каждый вечер после концертов выпивал две бутылки коньяка. Закуска у него тоже была оригинальная — сырое яйцо. На концертах он всегда был трезвый — но после концертов… На концерте он себе не позволял и всегда был веселый и свежий, а вот после они собирались играть в преферанс, и Валера тоже любил играть, а там уже выпивали не одну бутылку коньяка. Один раз на Дальнем Востоке у нас был очень ранний перелет. Борис Григорьевич не успел прийти в себя и во время полета свалился в проход между сиденьями. Первый раз мы его приподняли, ну, а после второго и третьего падения стюардессы и пассажиры переступали через него до конца полета. До последнего дня никто не знал, какой разрушительный процесс происходит в душе и теле Валерия Ободзинского. Сам же Алов в середине 80-х годов уехал вместе с семьей в США, где через некоторое время ушел в мир иной. — Пристрастие Ободзинского обозначило и конец вашего с ним сотрудничества? — Впервые это случилось в Киеве. Мы выступали во Дворце спорта с очень популярным в те годы ансамблем "Поющие сердца". За час до концерта я зашел к Валере в гостиничный номер. То, что я увидел, не поддается описанию: на кровати лежал трясущийся как в лихорадке Ободзинский. Увидев меня, он снял дорогие часы и взмолился: "Принеси мне за часы бутылку водки". Сказать, что я был в шоке — не сказать ничего. Привести в чувство его в тот день не удалось. Концерт не отменили — мы выступили в первом отделении, во втором — "Поющие сердца". Им можно было посочувствовать, ведь основная масса людей пришли на Ободзинского. На следующий день позвонил директор Росконцерта и выложил главный аргумент того времени: "Валера, если ты не выйдешь на сцену, мне придется положить на стол партбилет". Ободзинский на сцене был мокрый, но пел как бог. Это был пик его карьеры. С этого момента она сначала медленно, потом по нарастающей понеслась в пропасть. После Киева пять-шесть месяцев продолжалось наше сотрудничество. Последний концерт был с ним и оркестром Лундстрема в Омске, где Валеру пришлось положить в психоневрологический диспансер. После этого мы с ним больше не работали. В последний раз я общался с ним в 1988 году перед отъездом в Канаду на постоянное место жительства, когда он пришел ко мне домой послушать новые песни. В свое время он записал две мои песни. Это был абсолютно неузнаваемый Валерий Ободзинский — в стоптанных кроссовках, небритый, помятый. А самое главное — ужасно уставший от жизни и борьбы грустный человек, который не поступался достоинством и честью, не изменял своим принципам — петь те песни, которые доходили до сердец зрителей. А те в свою очередь понимали, что они исполнены великолепным исполнителем и в них нет места для фальши. — Известно, что Валерий Ободзинский обожал свою жену, с которой познакомился на гастролях, и дочь свою тоже очень любил. Семья не смогла удержать его от падения? — Валера очень любил Нелю. Вот в одной из поездок он купил ей норковую шубу за 3500 рублей. Это была аховая сумма по тем временам. Он очень любил всю свою семью — и жену Нелю, и дочь Анжелу. Надо было видеть и слышать, с каким проникновением он пел "Анжелу". Конечно, никто не идеален в этом мире. Как-то он мне сказал: "Знаешь, мы можем с тобой "отстегнуться", но семья для нас — святое". Поэтому, когда он впоследствии развелся с Нелей и женился на одесситке на много лет моложе его, для меня и, наверное, для многих это был шок. — Известно, что причиной разрыва Ободзинского с женой было пристрастие певца к алкоголю, а не увлечения на стороне. — Не могу сказать точно, но кажется это уже наступил период, когда Валерий находился под влиянием Алова. В то время он и познакомился с девушкой, которая была на 20 лет его моложе. Если мне не изменяет память, она была дочкой капитана корабля и звали ее Лола. Валера очень ею увлекся. Он меня с ней знакомил. Но когда я узнал, что у него от нее родилась дочка и Валерий разводится с Нелей — я был очень удивлен. Он все для жены делал. Потом эту девушку Лолу — она работала, кажется, администратором — посадили или арестовали за какие-то там махинации с продажей билетов, но это уже произошло после того, как они с Валерой расстались. Я знал, что он снова вернулся к Неле, и спросил его, как его нынешняя жизнь с женщиной, которую он так любил. Он ответил с грустью: "Разбитый горшок не склеишь". — Каким вам запомнился Валерий Ободзинский? — Что меня всегда удивляло в нем — это колоссальная собранность. Мы могли быть проездом в Москве всего пару дней. За это время он успевал встречаться с композиторами, или у него уже была назначена запись. При том, что никто за него эти административные вещи не делал. Мне кажется, что в то время у него был очень важный принцип в жизни: "Если не действовать, ни к чему ума палата". Валера никогда никому не завидовал. Я не слышал, чтобы он плохо отзывался о своих коллегах. У него была любимая поговорка: "Каждому коню — свое стойло". При этом с нотами Валера был на "вы". В связи с этим вспоминается известная история, когда "Битлз" спросили, как они относятся к нотам. Oтвет был лаконичен: "Ноты — дорожные знаки, а зачем их знать, если знаешь дорогу?". Так вот, Валера знал Дорогу! Он так исполнял песни, что у людей мурашки бегали по спине. Когда он пел песню "Всегда найдется женская рука" на стихи Евгения Евтушенко, у зрителей — особенно у женской половины — на глазах были слезы. Удивительно, но я нигде не смог найти запись этой песни, на мой взгляд одной из его лучших. Уверен, что, если бы кто-то сейчас записал эту песню, это был бы настоящий хит — сочетание красивой музыки с прекрасной, не теряющей актуальности, поэзией. Хочу добавить, что никакая горькая правда не может зачеркнуть тот факт, что Валерий Ободзинский был абсолютно неординарным певцом своего времени и отдельной страницей в истории советской эстрады. |
#9
|
||||
|
||||
![]()
http://www.calend.ru/person/1255/
24 января 1942 75 лет назад — 26 апреля 1997 20 лет назад ![]() Валерий Ободзинский Валерий Владимирович Ободзинский родился 24 января 1942 года в Одессе, когда город был оккупирован фашистами. В полтора года его чуть не застрелил немецкий офицер. Потом было голодное детство, юность в среде одесских хулиганов. Он хорошо пел, играл на контрабасе, был обаятелен – и отвлекал публику, пока шайка «чистила» карманы… После школы Валера работал кочегаром, а потом массовиком на пароходе. В начале 1960-х он поступил в Томское музыкальное училище. После его окончания устроился в местную филармонию, где начал выступать с концертами. Несколько лет проработал в концертных бригадах разных городов Сибири. В 1961 году женился, появились дети – две дочери, Анжелика и Валерия. К этому времени Валерий стал уже одним из самых популярных певцов СССР. Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно. Конкурентов на эстраде у него практически не было – так же любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев. Однако не все было так безоблачно. С ростом популярности его стали все чаще критиковать в официальных изданиях. Ведь в его репертуаре были песни о Любви – но не к партии и советской власти, а вел себя на сцене он свободно и раскованно – слишком уж по-западному… Его нещадно стали вырезать из телевизионных программ. В 1971 году тогдашним министром культуры РСФСР было дано распоряжение не разрешать концерты Ободзинского в пределах страны. Начались сложные годы, а с ними и проблемы с алкоголем – привычный метод борьбы с депрессией… Он еще выступал, но все меньше и меньше. Он пил – и нередко во время гастрольных поездок. В 1983 году Ободзинский спел только один концерт в Москве, а в 1986 ушел со сцены. Его семья к тому времени разрушилась. Никто не знал, где и как живет недавний кумир. А он работал сторожем на фабрике, и продолжал разрушать себя алкоголем. Пока в июле 1991 года судьба не свела его с верной и преданной до последних дней спутницей, поклонницей его таланта Анной Есениной. Она помогла ему справиться с зависимостью и даже сумела возвратить, хоть ненадолго, радость творчества. Умер Валерий Владимирович Ободзинский 26 апреля 1997 года в Москве. Ему было всего 55 лет. © Calend.ru |
#10
|
||||
|
||||
![]()
http://www.aif.ru/culture/person/kar...etskoy_vlastyu
00:08 (сегодня) 24 января исполняется 75 лет со дня рождения кумира советской эстрады Валерия Ободзинского. [IMG][/IMG] Валерий Ободзинский. © / Кадр youtube.com В 1970-е годы Валерий Ободзинский был одним из самых известных исполнителей советской эстрады. «Эти глаза напротив», «Неотправленное письмо», «Восточная песня», «Что-то случилось», «Ребята семидесятой широты», «Белые крылья», «Листопад», «Колдовство» — эти песни в его исполнении раздавались почти из каждого окна, а на концерты музыканта невозможно было достать билеты. В отличие от обычных зрителей партийное начальство недолюбливало Ободзинского — им не нравилась его «несоветская» манера исполнения и выбор репертуара, в котором он смешивал «одобренных» композиторов и западный шансон. В день рождения Ободзинского АиФ.ru вспоминает, как складывалась карьера знаменитого певца. Валерий Ободзинский. 1976 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Kalendar Шпана из Одессы Валерий Ободзинский родился в 1942 году в оккупированной фашистами Одессе. Его родители ушли на фронт, а мальчику удалось пережить Великую Отечественную войну благодаря заботливой бабушке, которую он всю жизнь с любовью называл «мама». В детстве Ободзинский не мог похвастаться ни примерным поведением, ни хорошей успеваемостью в школе, зато отличался звонким голосом и любовью к пению. Мальчишка с большим успехом выступал на пляжах Одессы перед отдыхающими, однако после его «концертов» зрителей всегда ожидал неприятный сюрприз: пока Ободзинский пел, аккомпанируя себе на контрабасе, местная шпана обчищала карманы отдыхающих. Считается, что именно тогда, в воровской среде, знаменитый артист приобщился к алкоголю. Спустя много лет эта пагубная привычка станет главной причиной его преждевременной смерти. Уже в юности Ободзинский отличался оригинальным репертуаром, помимо популярных советских шлягеров тех лет, он выбирал итальянские песни. Говорят, лучше всего у него получалась «Аве Мария», за исполнение которой Ободзинский у сверстников получил прозвище «Карузо». «Западным певцом» его называли и в годы всесоюзной популярности, он же этого не стеснялся, а, наоборот, старался перенимать манеры лучших иностранных артистов — Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры, Марио Ланца. «Я пою открытым голосом. Все западные певцы поют открытым голосом. Они поют душой, и я тоже пел душой. Они правдивые. Я не хочу ругать наших, но они поют поставленными голосами. Я считаю, что у нас не было эстрады, а как бы был второй сорт оперы...», — говорил музыкант. https://youtu.be/R9RWKriFiC4 «Несоветский» певец Феномен Ободзинского заключался не только в его оригинальном репертуаре и «несоветской» манере исполнения — артист обладал уникальным голосом и абсолютным музыкальным слухом, хотя серьёзно пению никогда не обучался. Врождённый талант позволил Ободзинскому поступить на работу в Томскую филармонию, где он несколько лет выступал в качестве солиста и контрабасиста. Во время гастролей музыкант познакомился с болгарским композитором Борисом Карадимчевым, который подарил артисту свою композицию «Луна на солнечном берегу», именно её исполнение принесло успех молодому певцу. Зрители сразу полюбили артистичного музыканта, в конце 1960-х песня Давида Тухманова «Эти глаза напротив» в исполнении Ободзинского считалась едва ли не главным шлягером советской эстрады. Единственным певцом, который по популярности мог сравниться с Ободзинским, был Муслим Магомаев. Администратор музыканта Павел Шахнарович рассказывал: «Приведу для сравнения такие цифры: в Запорожье у Магомаева — 7 дней, 8 концертов, на круг 89 процентов заполняемости зала. Мы работаем 10 дней, 14 концертов, 100-процентный аншлаг, плюс еще процентов 20 мы продаем входных. Вот что такое был тогда Ободзинский». ![]() Валерий Ободзинский с дочерью. Фото: Кадр youtube.com С ростом популярности Ободзинского всё чаще критиковали. Начальство в Управлении культуры было недовольно выбором композиций, Ободзинскому говорили: «У вас в репертуаре нет песен о партии, комсомоле, начисто отсутствует колхозная и военная тематика». А председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин (который славился тем, что лично контролировал количество появлений на телевизионном экране лиц еврейской национальности), просматривая отснятый для новогоднего «Огонька» материал однажды закричал: «Уберите Градского!». На что ему возразили: «Да это не Градский, это Ободзинский!». «Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона», — возмутился чиновник. Примечательно, что многие считали Ободзинского евреем, хотя сам он по национальности был наполовину украинцем и наполовину поляком. На радио не менее внимательно следили за репертуаром «несоветского» певца. Александр Цыгальницкий, ударник музыкального ансамбля Ободзинского, вспоминал: «Как-то ему позвонили из радиокомитета: «Вашу „Восточную песню“ запретили...». Почему?! Оказывается, кому-то «наверху» не понравились слова: «В каждой строчке — только точки после буквы «Л... », Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел... ». Мировой пролетариат тогда готовился к столетию со дня рождения Ленина». Жирную точку в карьере Ободзинского чуть было не поставил министр культуры РСФСР Алексей Попов, который, побывав на концерте популярного исполнителя, возмутился: «И это называется советский певец! Я такого западничества не потерплю!». Около года все выступления музыканта в СССР были под запретом. Однако и среди чиновников у Ободзинского нашлись поклонники: заведующему Отделом культуры ЦК КПСС Василию Шауро нравилось творчество музыканта, поэтому ему вновь дали возможность выходить на сцену. https://youtu.be/UhRrQtecbj4 «Надоело унижаться» С годами раскованное поведение исполнителя на сцене и его смелый репертуар не менялись, поэтому «травля» музыканта продолжалась. В «Советской культуре» о концерте Ободзинского писали: «Что хочет сказать своими песнями исполнитель? К чему призывает? Чему учит? Изжеванная и навязчивая тема любви — вот чему отводит певец два часа своего пребывания на сцене». В прессе всё чаще говорили об Ободзинском в негативном ключе, но в его жизни появилась куда более серьёзная проблема — алкоголь. Пагубная привычка привела к тому, что Ободзинский развёлся с женой, а в 1986 году принял решение уйти со сцены. Исчезновение певца для его поклонников стало настоящей загадкой. О том, куда пропал Ободзинский, ходили самые невероятные слухи, но правда оказалась куда более неожиданной — знаменитый артист устроился работать сторожем на галстучную фабрику. Лишь спустя десятилетие, благодаря поддержке своей преданной поклонницы и гражданской жены Анны Есениной, талантливый артист вернулся на сцену. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» состоялось триумфальное выступление Ободзинского — после первой же песни зал взорвался аплодисментами. Усталый, располневший, но не утративший внутреннего достоинства и своего уникального голоса певец вновь давал концерты и терпеливо отвечал на вопрос, который мучил его слушателей все эти годы: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски... Прошло время». https://youtu.be/zj4jJpdrG4w К сожалению, вновь приобретённая популярность артиста была недолгой. 26 апреля 1997 года Ободзинский скончался от сердечной недостаточности. Знаменитому музыканту было всего 55 лет. |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|