Форум  

Вернуться   Форум "Солнечногорской газеты"-для думающих людей > Страницы истории > История России

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 28.07.2014, 22:45
Аватар для Олег Давыдов
Олег Давыдов Олег Давыдов вне форума
Новичок
 
Регистрация: 28.07.2014
Сообщений: 3
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Олег Давыдов на пути к лучшему
По умолчанию *2876. Княгиня Ольга

http://www.chaskor.ru/article/elga_elga_8672
Эльга, Эльга
Нимфа как источник коммуникации

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

Ольга умерла 24 июля 969 года, официально канонизирована в первой половине XIII века, но почитать как святую её стали значительно раньше, уже при её внуке Владимире Крестителе.

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.
Дело было в 903 году около города Плескова (считается, что это наш Псков, но есть версия, что речь идет о болгарском городе Плискове). Князь Игорь охотился, и ему понадобилось переправиться через реку. Вот и челн, им правит какой-то мальчишка. Князь сел в лодку, плывёт, приглядывается к перевозчику: ба, так ведь это ж девица! И сразу — варяжская кровь — воспылал, «разгорелся желанием» (как сообщает источник), стал приставать с изъявленьями чувств... А девица ему: нет, князь, так нельзя. Буквально: «Зачем смущаешь меня, нескромными словами?.. Знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». И Игорь попался. Речная дева обворожила его. Вскоре он возвратится в Киев, но будет помнить нимфу из-под Плескова и вскоре женится на ней.

Изначально девушку звали Прекрасой, но в историю она вошла под именем Ольга (Эльга).

Она является из плеска волн, из плавания по водам, из реки, на которой обитает. Я вовсе не утверждаю, что князь Игорь буквально женился на нимфе, однако её Житие намекает именно на это. И тут есть глубокий резон. В конце концов, князю речной цивилизации (а именно таковой была Киевская Русь, выраставшая на пути из варяг в греки) совершенно естественно было взять в жены нимфу. Тем более, что сам этот князь — фигура довольно сомнительная с точки зрения, так сказать, реализма действительной жизни. Он, конечно же, был, но некоторые историки сомневаются, был ли это один человек или под именем Игорь существовали два князя, слившиеся в одного. Судите: Игорь родился никак не позже 879 года (дата смерти его отца, Рюрика) и был разодран меж двух берёз в 945 году. До самой кончины он был крепким мужиком: ходил в походы, сам собирал дань, в 942 году родил своего единственного сына Святослава.

Ольга в это время тоже была уже не слишком молода: за пятьдесят. Если учесть, что через десять лет в неё влюбится византийский император Константин Багрянородный, то поневоле задумаешься о странностях любви, достоверности исторических сведений, и, конечно, о природе женской красоты, которая, увы, со временем вянет. Но это относится только к женщинам из плоти и крови, не к нимфам. Красота нимф, слава богу, нетленна. Чтобы в этом убедиться, достаточно оглянуться. В окружении каждого обязательно найдется женщина с нимфой в душе. Разумеется, на лице её, несмотря на всю косметику, со временем появляются морщинки, но нимфа в душе всегда остаётся. И время от времени высвечивает изнутри. Впрочем, историки, не верящие в юнгианскую психологию, переносят дату рождения Ольги, молодят её, говорят, что в момент смерти мужа ей было лет пятнадцать. Что ж, идеальный возраст для вечной юности.

В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга»
Древлянский князь Мал, убив Игоря, имел наглость посвататься к его вдове. И Ольга сделала вид, что всерьёз рассматривает эти искания. Нужно было выиграть время — утвердиться во власти, усыпить бдительность древлян, подготовиться к мести. Эта месть была беспощадна и методична. Тут было и погребение заживо, и сожжение в бане, и резня на тризне. Летописец с удовольствием смакует эти бесчеловечия. Николай Гумилёв через тысячу (без малого) лет напишет: «Эльга, Эльга! — вопили древляне с волосами жёлтыми, как мёд, выцарапывая в раскалённой бане окровавленными ногтями ход».

Исполнив все необходимые ритуалы возмездия, Ольга занялась благоустройством подвластных ей территорий. Её сын Святослав подрастал и превращался в буйного берсеркера. Его надо было женить. Ольга хотела подобрать достойную партию. Вот для этого в 955 году она и отправилась в Константинополь. Думала, может, найдется среди византийских принцесс что-нибудь подходящее.

В Царьграде её для начала унизили: долго не давали сойти на берег, потом провели через ряд церемоний, смысл которых сводился к тому, чтобы продемонстрировать величие империи и ничтожество варваров. Сам император Константин Багрянородный в книге «Церемонии» с увлечением описывает детали этого приема. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что Ольга всё-таки шла по чину «опоясанной патрикии». То есть, была освобождена от обязательного для варваров тройного проскинесиса (необходимости трижды падать ниц). Вместо распростирания на полу, она только кланялась. Кроме того, ей разрешили сидеть в присутствии императора и разговаривать с ним.

Император не на шутку возбудился, увидев северную нимфу, и стал делать намеки: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Но, конечно, надо креститься. Ольга резонно ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». Крестилась, получила имя Елена, вошла в мир христианских обычаев. После этого Константин снова стал приставать: «Хочу взять тебя в жёны». А она ему: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». Царь вздохнул: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Этот сюжет из «Повести временных лет», конечно, не выдерживает исторической критики. Константин уже был женат, и никто бы ему не позволил развестись и жениться на дикой русской архонтисе. Однако в притче об одураченном императоре содержится глубокий смысл и, по сути, скандальная информация: равноапостольная Ольга использовала святое крещение как удобное средство для... Причём не столько даже для того, чтобы отшить старого маразматика (каковым летописец изображает Константина), сколько для того, чтобы облегчить себе переговоры на предмет — а нельзя ли женить Святослава на византийской принцессе. Увы, это оказалось совершенно невозможно, в чём Ольга и убедилась, отправившись поговорить с патриархом о своём народе и сыне-язычнике... Разговор явно не получился. Вместо дельных советов по поводу женитьбы, патриарх завел речь о Христе, который хранил Еноха, Ноя, Авраама, Лота, Моисея, Давида, Даниила... Кто такие? Ольга слушала и, возможно, думала про себя: в баню бы их, как древлян...

Н.К.Рерих «Святая Ольга». Эскиз росписи.

Она была не из тех, кто готов расшибить лоб, упорствуя в недостижимом. Съездила в Константинополь, позондировала почву, убедилась, что дело не выгорит, и занялась насущными заботами. Когда греки приехали в Киев с императорским посланием, в котором было написано: «Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь», — Ольга ответила: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». Припомнила, как её держали на константинопольском рейде (Суду), как, дозволив перемолвиться с императором, посадили всё же за стол с придворными, как подарили на прощание немного денег... Вспомнила, слегка побледнела и без лишних церемоний отправила послов своего Багрянородного крёстного — ко всем енохам. Жест, конечно, очень варварский, но верный.

Всё это не значит, что крещение Ольги было каким-то притворным. Нет, просто она относилась к религии с природной легкостью. В её христианстве не было никакого фанатизма. При ней в Киеве была построена церковь, но христианский бог был лишь одним из богов, которым молились её подданные. Она советовала креститься сыну, но Святослав резонно ей отвечал, что, если он это сделает, дружина его засмеёт, и остался язычником. Ольга умерла 24 июля 969 года, официально канонизирована в первой половине XIII века, но почитать как святую её стали значительно раньше, уже при её внуке Владимире Крестителе.

В XIX веке в России обострился интерес к старине, к народным корням, к истокам. Это был естественный процесс пробуждения национального самосознания. Момент пробуждения стал революцией. Ольга, конечно, тоже участвовала в этом процессе. В начале XX века возникло Всероссийское Общество святой Ольги, которое предпринимало самостоятельные проекты во имя княгини и подключалось к стихийным начинаниям. В частности, оно внесло крупный денежный вклад, когда жители волжских городов стали собирать пожертвования на возведение храма у истока Волги: чтобы «отметить духовную значимость начала великой русской реки». Со временем у истока появился Волговерховский Ольгинский женский монастырь. Так Ольга оказалась связана с Волгой. По созвучию имён: Ольга — Волга. Но и по созвучию смыслов: исток. Преображенский храм у истока Волги предполагалось расписать фресками, изображающими Ольгу как исток духовности на Руси. То есть, представить княгиню как нимфу потока русской истории, заодно и главной русской реки. Это не сбылось из-за революции, которая принесла с собой новые песни.

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Собственно, что такое речная нимфа? Это олицетворение потока, в котором живёт творческое начало, создающее коммуникативную среду. Ярким образцом такой нимфы стала Дуня Петрова из кинофильма «Волга-Волга». Дуня — влюбленная письмоносица, сочинившая песню, которая разлетается по реке в виде листочков. Люди подхватывают мелодию (которая тоже поток), преобразуют, транслируют дальше. Перед нами среда, в которой зарождаются и распространяются смыслы. И в этом самая суть реки как семантического поля, которое вообще-то невидимо, но может быть визуализировано. Воплощением смысловой энергетики реки и является нимфа в образе девушки, от которой исходит единящее песнопение. То, что её зовут Дуня, а не Ольга, совершенно нормально. Забудем о Дунаевском. Имя Дуня значит просто «река» («дану» в «Ригведе»), то есть это — и Дунай, и Дон, и Днепр, и Днестр, и Двина (Duna).

Посмотрев фильм «Волга-Волга», можно понять, каковы были глубинные интенции прерванного процесса соединения Ольги и Волги. Только, конечно, надо отбросить всяческую идеологию.

Последний раз редактировалось Chugunka; 01.02.2019 в 04:10.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 12.06.2016, 20:55
Аватар для Светлана Охрименко
Светлана Охрименко Светлана Охрименко вне форума
Новичок
 
Регистрация: 11.06.2016
Сообщений: 2
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Светлана Охрименко на пути к лучшему
По умолчанию Княгиня Ольга - первая русская святая

http://www.pravda.ru/faith/religions...084952-Olga-0/
24 июл 2011 в 14:00

Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какими качествами нужно обладать, чтобы войти в историю с добрым именем?

В летописных свидетельствах о княгине Ольге немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.

После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Летописи полны свидетельств о ее неустанных "хождениях" по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Ольга добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы "погостов", усовершенствовала систему налогообложения. Погосты (от слова "гость" — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла".

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.

В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 969 году святая равноапостольная княгиня Ольга отошла в мир иной. Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 13.06.2016, 19:46
Аватар для Ольга Гуманова
Ольга Гуманова Ольга Гуманова вне форума
Новичок
 
Регистрация: 13.06.2016
Сообщений: 2
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Ольга Гуманова на пути к лучшему
По умолчанию Князья гибли, а Ольга побеждала

http://www.pravda.ru/faith/religions...041841-olga-0/
24 июл 2010 в 08:00

24 июля по новому стилю Русская православная церковь празднует память первой русской святой — равноапостольной княгини Ольги. Во время малолетства, а позже — постоянных военных походов своего сына Святослава она мудро правила Киевской Русью и объединяла земли. Приняв христианство, Ольга воспитала в вере внука Владимира — будущего крестителя Руси.

Женщина, которой Россия обязана своим историческим выбором, согласно "Повести временных лет", была родом из псковских земель. Летопись говорит, что происходила Ольга "отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска". Но в достоверности этой записи есть повод усомниться — в то время в той местности незнатному варягу просто нечего было делать. И варяжский конунг Игорь вряд ли взял бы в жены простолюдинку.

Об истории знакомства Ольги с ее будущим супругом князем Игорем рассказывает легенда, изложенная в "Степенной книге". Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же "разгореся желанием" и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: "Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание". Пристыженный Игорь молча уехал, а вскоре прислал к целомудренной деве сватов.

Скорее всего, Ольга не была ни первой, ни единственной женой Игоря, однако почти сразу же стала самой любимой. В летописи сказано: "име же Игорь потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше". Благодаря недюжинному уму, красоте и смелости княгине Ольге удалось занять второе место в политической иерархии древнерусского государства и прочно удерживать его на протяжении всего Игорева княжения, направляя политику мужа в нужную сторону. К ее советам Игорь, несомненно, прислушивался.

Главным политическим противником Ольги была княжеская дружина. Воины-язычники лелеяли несбыточную надежду отвоевать у Хазарии, Скандинавии и, особенно, Византии, все восточноевропейские, балтийские и черноморские торговые пути. Ольга же считала, что бесконечные набеги киевских князей на своих соперников не имеют никакого смысла — лучше строить с соседями мирные отношения, ведь ясно же, что ни один из торговых путей не сможет удержать в руках монополист. В Византии же она видела идеал государства, к которому Киевская Русь должна стремиться. Союзниками Ольги были киевские христиане, которые придерживались таких же взглядов.

Трудами Ольги был установлен мирный договор и заключен военный союз с ромеями. Дружинники же постоянно склоняли Игоря к новым военным авантюрам: после безуспешных попыток взятия Константинополя войско пошло грабить племена древлян. В одном из походов Игоря настигла позорная смерть: жители Искоростеня привязали князя к березам и разорвали надвое.

Тело Игоря зарыли в землю без всякого погребального обряда, а по языческим верованиям считалось, что без пышной тризны невозможно добиться хорошей посмертной участи для усопшего. Дальше произошло все то, что каждый из нас помнит по школьным учебникам: Ольга жестоко расправилась с древлянами, воспроизводя в своей мести все этапы языческого прощания с покойным.

После убийства Игоря древляне, считая себя победителями, имеющими право занять трон побежденного, прислали сватов к Ольге звать ее замуж за своего князя Мала. Княгиня сделала вид, что согласна, и под видом приготовлений к свадьбе одно посольство варягов заманила на ладью, вместе с которой они были живьем погребены в огромной яме. Вторую древлянскую делегацию живьем сожгли в бане, а третью изрубила мечами дружина во время тризны по Игорю на его могиле. После этого Ольга выступила с военным походом в древлянские земли. Часть древлян была перебита, остальные покорились и начали платить Киеву дань.

Покорив древлян, Ольга отправилась в псковские и новгородские земли, чтобы установить там оброки и дани. Она понимала, что неупорядоченность налоговой системы может привести к мятежам, поэтому организовала "погосты" — места, где сбор податей проходил упорядоченно.

Ольга понимала, что, хотя после смерти Игоря она оказалось единоличной властительницей Руси, воины-язычники из дружины Святослава по-прежнему рвутся к власти и ненавидят княгиню. Однажды ей прямо напомнили о том, что Ольга исполнила не все погребальные обряды по мужу — честной жене-язычнице подобает удавиться или перерезать себе горло, чтобы всюду следовать за своим господином.

Тогда она решает отправиться за помощью в Константинополь-Царьград. Поскольку киевские христиане были друзьями Ольги, есть основание полагать, что к тому времени она уже была знакома с основами христианской веры.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. В крещении ей было дано имя святой равноапостольной Елены, и это было символично: подобно матери императора Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня".

Существует легенда, согласно которой византийский император предлагал Ольге стать его женой, а она хитростью отклонила это предложение — сначала она попросила Константина стать своим восприемником при крещении, а потом сослалась на то обстоятельство, что брак между крестным отцом и его крестницей по церковным канонам невозможен.

Вернувшись на Русь, княгиня Ольга занялась христианским просвещением народа. В своих землях она уничтожила языческие капища и воздвигла на их месте кресты. По указу княгини Ольги были построены храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Внимая наставлениям Патриарха Феофилакта о молитве, посте, воздержании и соблюдении церковного устава, Ольга особенно близко к сердцу приняла требование щедрой милостыни. Именно при ней началась столь характерная для русского христианства традиция сочетания рачительного государственного управления с широко поставленной благотворительностью.

Ольга употребляла все усилия, чтобы склонить Святослава к принятию крещения, но ее старания тщетными остались. "Как мне одному принять иной закон? Моя дружина будет смеяться надо мною", — отвечал матери сын.

Ольга молилась за сына день и ночь. Утешало ее и то, что Святослав, сам не хотевший и слушать о вере, другим не препятствовал принимать ее. И Ольга воспользовалась этим. В то время, когда Святослав находился в военных походах, княгиня воспитывала внуков — Владимира, Олега и Ярополка. Она не осмелилась крестить малолетних князей, опасаясь гнева своего сына. Но именно ее воспитание заронило в сердце Владимира семена христианской веры. Удивительно, но именно Владимира, будущего крестителя Руси, в детстве считали "самым языческим" из внуков Ольги и возлагали на него меньше всего надежд относительно принятия и тем более распространения на Руси христианства.

Крестившись, Ольга сразу начала думать о создании на Руси самостоятельной, независимой от Константинополя Церкви. Она понимала, что крещение Руси невозможно, если его будут воспринимать в народе как подчинение грекам.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини (по другой версии — ее младший сын или сын Игоря от другой жены) христианин Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что "плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди". Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Похоронили Ольгу непривычно для киевских князей скромно и тихо. Не было ни положенных в гроб сказочных богатств, ни ритуальных надгробных плачей. Княгиня категорически запретила тризны, лицедрания и насыпание кургана над ее могилой; она распорядилась только о посылке золота в Царьград к Патриарху на помин души. Христианские священники погребли ее с еще непривычными для киевлян молитвами и песнопениями о месте упокоения "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание".

Примерно через 10 лет пророчество Ольги о трагической кончине сына сбылось — он погиб в битве с печенегами. Из черепа Святослава для печенежского вождя сделали чашу, из которой он пил на пирах.

В 1007 году внук Ольги князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая останки благоверной княгини, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Как писал монах Иаков, мощи блаженной княгини сохранились от тлена. Её "светящееся яко солнце" тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святых равноапостольных жен. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 07.07.2016, 06:22
Аватар для Александр Самоваров
Александр Самоваров Александр Самоваров вне форума
Новичок
 
Регистрация: 07.07.2016
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Александр Самоваров на пути к лучшему
По умолчанию Ольга, княгиня киевская

http://www.stoletie.ru/sozidateli/ol..._kievskaya.htm
Она многое поняла раньше, чем это понял народ

18.04.2006

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле.

После легендарных князей Рюрика и Олега киевским князем стал Игорь, или Игорь Старый, как называют его в летописи. А еще через полтора века, - хотя этот срок для той эпохи чрезвычайно мал, - Киев превратился в третий по значению и богатству город в Европе; больше и богаче его были только Константинополь, который насчитывал миллион с лишним жителей, и Кордова. Современники иностранцы, побывавшие в Киеве в 1117 году, писали, что в "городе более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычайно скопление народа".

Жадность Игоря сгубила

""Хорошо известно, что в тот период процветали и другие города Руси, например, Новгород. Были и десятки других известный и богатых городов.

Так чьими же усилиями появилась на карте мира Киевская Русь? Вот тут, пожалуй, самое время сказать о созидательной деятельности русских князей. Известно, что бездарный правитель способен развалить самую сильную страну, но создать ничего не может. Власть – это не абстрактное начало, которое всегда было и есть, а конкретные люди, которые либо знают, что нужно делать во имя процветания собственного народа, или не знают этого.

Правила преуспевания и сейчас, и тысячу лет назад одни и те же: правь по совести и по закону, соблюдай принятые обязательства, заботься, чтобы народ твой был защищен, спокойно занимался ремеслами и взращивал хлеб, обеспечь своим купцам выгодные условия торговли. Это созидательное начало в русской истории было связанно не с Игорем Старым, а с его женой, Ольгой.

#comm#…Игорь никогда не был любимцем историков, ибо не совершил великих дел ни на одном поприще.#/comm#

В "Повести временных лет" говорится, что Игорь ходил походом на Византию, но, как можно понять, поход был не очень успешным. Затем с империей был подписан договор, который тоже нельзя признать удачным. А далее последовала история с древлянами, которая говорит о том, что порядка у Игоря не было и внутри государства.

"В то лето (945г.), - как свидетельствует летопись, - сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда разоделись оружием и одеждой, мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы".

Это любопытный момент, поскольку идея похода к древлянам принадлежит даже не самому князю, а его дружине. "И послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Возвращаясь же назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: "Идите с данью, а я возвращусь и пособираю еще. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства".

Ответ же древлян известен и школьнику. Он хрестоматийный. Древляне сделали свой вывод о повадках это князя: "Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". Они предупредили Игоря, чтобы он не появлялся на их земле. Тот не послушал и был убит.

#comm#Почему этот пример хрестоматийный? Да потому, что власть должна не только брать, но и давать что-то. Люди согласны терпеть, но только в том случае, если видят, что власть по-другому не может поступить. В противном случае конфликт неизбежен.#/comm#

Вот тут-то на исторической арене и появляется княгиня Ольга. Первый сюжет, связанный с ней в летописи, рассказывает о том, как Ольга отомстила за мужа. Но куда важнее для нашего повествования то, что последовало после мести: "И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Деревской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей".

И следующая запись в "Повести временных лет": "Отправилась Ольга к Новгороду и установила погосты и дани по Мсте и оброки и дани по Луге. Ловища ее сохраняются по всей земле… и поныне…".

Одна из первых христианок

""Ольга действовала как здравая правительница. Если бы не были наказаны древляне, то это слабость дорого бы обошлась молодому государству. Ее месть, с точки зрения морали того времени, справедлива. Ольга и далее проявила себя в совершенно верном направлении. Она привела в порядок внутригосударственные дела, создавая систему взаимоотношений, как мы сегодня бы выразились, между центром и провинцией. Но не только этим она дорога летописцу, который не жалеет для Ольги самых теплых и даже нежных слов. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле, поскольку после смерти Игоря она была правительницей при малолетнем Святославе. Почему становление христианства на Руси так важно для созидания сильного государства? Может быть, мне не повезло, но я не встречал еще полноценного объяснения того великого значения, какое имело принятие Русью христианства. Обычно говорят о двух главных аспектах: о единой вере для всех племен Руси, что усилило центральную власть в идеологическом отношении, и о великих достижениях мировой культуры, к которым Русь получила доступ, приняв христианство.

#comm#Это верно, но это не главное, поскольку главным было всё же духовное начало.#/comm#

Русь переживала в это время очень болезненный переход от родоплеменных отношений, к цивилизации городов и централизму единого государства. При родоплеменных отношениях человек чувствует себя довольно комфортно. На первом месте у него не его "я", а общее "мы". Вплоть до того, что в принципиальных вопросах он не отделяет себя от рода. Известные нам заповеди "не убий", "не укради", "не возжелай жену ближнего своего" и другие пришли к нам именно из родовых отношений, при которых человек в прямом и переносном смысле был другому человеку братом. Все были сестры и братья. Эти порядки сохранялись тысячи лет, обеспечивали психологический комфорт и ясное понимание того, зачем человек пришел в этот мир. Затем, чтобы служить роду своему.

И тут наступает время, которое смешивает племена и народы, вносит в тысячелетние порядки новые нюансы. И человек, особенно тот, кто оторвался от своего рода, чувствует себя совершенно беззащитным, именно в духовном плане. Вместо "мы", появляется "я", а вместе с этим эгоизм, одиночество.

Этих свободных "атомов", которые отрывались от общин, становилось все больше. Свободные люди блуждали по Руси, наполняя новые города, вступали в дружины, участвовали в заграничных походах, торговали. Они создавали некую новую общность, но единства между ними не было, как и не было покоя в их душах.

#comm#Именно для таких людей христианские общины стали спасением. Здесь люди находили братство, но уже не на основе кровной связи, а на основе веры. #/comm#

Здесь они находили свод моральных обязательств, без которых невозможна никакая положительная общность людей. Таким образом, христианство становилось духовной основой для создания из многих племен единого народа.

В этом и заключается отгадка того, почему христианскую веру приняли полудикие германские племена, разгромившие Рим. Этим объясняется и выбор русских.

Мы не знаем мотивов, по которым Ольга приняла христианство, но это для правительницы был шаг в совершенно верном направлении. В Киеве ко времени Ольги уже была христианская община, но она в силу каких-то обстоятельств не устраивала княгиню.

И в 959 году, как повествует летопись, "направилась Ольга в Греческую землю и пришла к Цареграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился, беседуя с ней, ее разуму, и сказал ей: " Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, уразумев смысл сказанного, ответила царю: "Я – язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам. Иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом". После обряда крещения патриарх сказал ей: "Благословят тебя русские сыновья и твои потомки".

У летописца было полное понимание того значения, которое имело принятие Ольгой христианства для Руси. Княгиня знает, что затеяла не простое дело, она говорит: "Люди мои язычники, и сын мой – тоже. Да сохранит меня Бог от всякого зла". Сюжет этот летописный развивается по всем правилам драматургии. Ведь император возжелал взять в жены Ольгу. Теперь она уже не язычница. Как выйти из положения? Ольга ответила: "Как же ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А христианский закон этого не допускает – ты сам знаешь". По мнению летописца, таким образом Ольга перехитрила императора. И крестилась, и замуж не вышла, и на Русь вернулась.

Для летописца все-таки первично то, что Ольга русская княгиня; для него первичны национальные интересы. Принять веру – это одно, а принять волю империи - совсем другое.

Путь из тьмы

""Сейчас у нас появилось много бездумных поклонников Византии, объявляющих всё, что оттуда ни пришло на Русь, делом благим и замечательным. А между тем, это было довольно мрачное общество, которое не стоило бы идеализировать. Тем более что и предки наши, даже те, что приняли от византийцев веру, этого не делали.

Далее все сюжеты летописи связаны с взаимоотношениями Ольги с сыном Святославом. Она пыталась и его обратить в христианскую веру, но встречала непонимание. Первоначально сын не был враждебно настроен к новой вере, а лишь насмешливо к ней относился. И вот здесь летописец показывает свое понимание ситуации. Он пишет: "…для неверующих вера христианская юродство есть". И добавляет: "Ибо не знают, не разумеют те, что ходят во тьме, и не ведают славы Господней".

#comm#Для автора "Повести временных лет" конфликт Ольги и Святослава понятен, ибо и во время написания летописи между человеком, познавшим Бога, и язычником была пропасть.#/comm#

Дело в том, что без личного мистического опыта вера не придет, а далеко не всякий человек способен на эти духовные усилия. Большинство людей воспринимают веру как традицию предков, данность, которую нельзя оспорить, систему страхов и запретов. Тех же людей, которые прошли через мистический опыт, во все времена было немного, и к ним явно относилась Ольга.

Очень странно, когда и ныне вслед за марксистами наши неоязычники утверждают, что христианство – это религия рабов. На этом порой и выстраивают противостояние воина-язычника Святослава и его матери, которая увлеклась новым учением, где главным было смирение. При этом забывают, что именно Ольга встала во главе дружинников и мстила за убитого мужа, именно она управляла Русью и во времена малолетства Святослава, и во время его бесчисленных походов. Без сильного характера и воли этого сделать было нельзя.

#comm#Непонимание христианства коренится в его примитивном толковании: если тебе ударили по щеке, подставь другую. Но ведь тут речь идет не о смирении раба, а о нравственной победе над самим собой.#/comm#

Человек, который прошел путь познания Бога и любви, непобедим. Во всех духовных центрах мира всегда знали и понимали, что ненависть, гнев, неправедные поступки разрушают человека. А любовь к миру делает его бесстрашным.

Ольга говорит Святославу: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – будешь радоваться". Она пытается помочь найти сыну дорогу к силе, которую получила сама, к состоянию счастья, он же этого не может понять. И возражает матери: " Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться". В ответ Ольга, многоопытный государственный деятель, утверждает: "Если ты крестишься, то и все сделают то же".

""В дружине Святослава уже было довольно много христиан, и если бы он принял новую веру, то её приняли бы большинство его воинов. И едва ли он этого не понимал. Мы никогда не узнаем доподлинно, на чем основывалось неприятие христианства Святославом. Летописец пишет: "Но Ольга любила своего сына Святослава и говорила: "Да будет воля Божья. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердца то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". В этой цитате характерно то, что летописец подчеркивает не только заботу Ольги-матери, но и правительницы. Она понимает, что христианство принесет русским благо, и она понимает также, что путь к этому может проложить только Святослав. При его сопротивлении всякие усилия привести к новой вере весь народ русский были бессмысленны.

Между тем, как уже сказано, Ольге приходилось оставаться во главе государства и в отсутствие Святослава. И даже решать нелегкие задачи, связанные с обороной. Об одном таком эпизоде ярко рассказывает летопись. В 971 году впервые киевлянам пришлось столкнуться с печенегами. Они обложили город, Святослав был в походе, а Ольга была в городе со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром. По версии летописи, Киев был спасен благодаря некому отроку, который пробрался через стоянку печенегов и привел помощь.

Одни из самых пронзительных строк "Повести временных лет" посвящены смерти княгини Ольги. Святослав объявил ей, что желает перенести столицу из Киева на Переяславец на Дунае. Это вызвало непонимание и протест Ольги: "Видишь, я больна; куда хочешь уйти от меня?" И добавила: "Когда похоронишь меня – иди куда хочешь".

#comm#Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын и внуки её, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте.#/comm#

Княгиня завещала не творить по ней тризну, ибо имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу.

Как же оценивал деятельность Ольги летописец? Пожалуй, точнее оценку деяний княгини не дал никто: "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем и как заря перед светом". Понятно, что для христианина, каким был летописец, главным в оценке деятельности Ольги было принятие ею христианства, и отстаивание веры. Но сегодня мы понимаем, что для оценки политической роли Ольги, ее роли в строительстве государства принятие христианства тоже было самым важным. Ибо это закладывало основу для создания мощного единого государства.

В последнее время интерес к жизни и деятельности княгини Ольги вырос. И ответ на вопрос, почему это случилось, есть в летописи. "Мы же взываем к ней (т.е. к Ольге), - восклицает летописец. - Радуйся русское познание Бога, начало примирения с ним".

Эти слова, написанные чуть ли не тысячу лет назад, отражают и наше нынешнее духовное состояние. "Русское познание Бога" снова, как и тогда является самым важным для нашего народа. Найдем духовную основу для земного существования, как нашла его для себя и русских Ольга, снова укрепимся. Хоть на тысячу лет.
Специально для Столетия
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 11.07.2016, 11:00
Аватар для Игорь Буккер
Игорь Буккер Игорь Буккер вне форума
Местный
 
Регистрация: 25.05.2016
Сообщений: 141
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 8
Игорь Буккер на пути к лучшему
По умолчанию Будет ли найден дворец княгини Ольги?

http://www.pravda.ru/science/mysteri...117206-olga-0/
07 июн 2012 в 11:00

Наука и техника » Непознанное » Прошлое

Возле Вышгорода в Киевской области украинские ученые приступят к поиску загородного дворца княгини Ольги и места захоронения святых Бориса и Глеба. Княжеская резиденция, которую археологи собираются раскопать, должна быть на целую сотню лет старше Софии Киевской. По предположению историков, в ней в свое время хранилась государственная казна.

Об этом исследователи старины объявили на XVIII конференции "Древности Вышгородской земли", которая была посвящена 800-летию образования Киевской области. Как сообщает издание "Зеркало недели", учредителями проекта стали Институт археологии Национальной академии наук Украины, Вышгородский историко-культурный заповедник и Центр культуры и истории Древней Руси "Парк Киевская Русь".

Лежащий немного выше Киева по течению Днепра, Вышгород, описан византийским императором Константином Багрянородным как один из значительных городов Среднего Поднепровья и важный пункт в системе "большого полюдья" — дани, которую правящая элита Киевского государства во главе с князем взимали с ноября по апрель. Прекрасно укрепленный город располагался на высоком холме и служил форпостом Киева с севера. В этих местах обыкновенно переправлялись через Днепр, если шли на Киев со стороны Чернигова, или из Киева в Чернигов, чтобы не переходить Десну.

Первое летописное известие о Вышгороде относится к 946 году и связано с именем княгини: "Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)". По свидетельству киевского летописца, город, в который поступала треть дани с Древлянской земли, был не просто личным владением княгини, но и ее любимым местом. Еще в 1960-е годы здесь ходили легенды о "дворце" княгини Ольги и некой "Ольгиной даче".

"Ольга избрала местом своей излюбленной резиденции Вышгород, который летопись называет "град Вользин". Здесь, как и в далеком Пскове, также до сих пор хранят память о великой княгине, показывая место ее дворца и так называемую "Ольгину дачу" на противоположном берегу Днепра", — свидетельствовал в "Журнале Московской Патриархии" (1969, №7., стр. 56-67) архимандрит Иннокентий (Просвирнин).

В настоящее время некоторые "знатоки" ошибочно считают местом дворца Ольги так называемую киевскую ротонду на Старокиевской горе. Но она, скорее всего, была построена в XII столетии.

Княгиня Ольга первой из правителей Киевской державы приняла крещение и вошла в историю как "предтеча" ("предтекущая") Святой Руси, как "денница" — утренняя звезда, предвещавшая грядущий восход солнца православной веры. Годы правления Ольги и ее сына Святослава относятся к эпохе становления древнерусской государственности.

После канонизации в XI веке первых русских национальных святых Бориса и Глеба, похороненных в Вышегороде, над их усыпальницей был возведен храм, который украшали и перестраивали несколько поколений русских князей.

По словам старшего научного сотрудника Института археологии Украины Всеволода Ивакина, уже проведено разведывательное шурфование, которое существенно дополнило сведения об исторической топографии древнего Вышгорода.

"Если мы отыщем дворец княгини Ольги, это будет уникальнейшая находка. Она будет самой древней. Этот дворец старше Софии Киевской, как минимум, на 100 лет, и даже старше Десятинной церкви!", — радуется Всеволод Ивакин.

Кроме того, найдено несколько уникальных артефактов. "Нашли керамику, посуду и древнерусский ключ. Но это лишь начало большого проекта, рассчитанного на несколько лет", — рассказал пресс-секретарь "Парка Киевская Русь" Тарас Клочко.

"Раскопками обнаружены остатки десятков наземных и углубленных в землю жилищ, производственные (железоделательные, кузнечные, ювелирные, косторезные, гончарные) комплексы, многочисленные вещевые находки X-XIII веков. Среди них выделяются серия русских и византийских свинцовых печатей, пряслице с надписью, поливная посуда и изделия из стекла, — сообщается на интернет-портале "Руина.ру". — Церковь Бориса и Глеба в Вышгороде была одним из крупнейших трехнефных храмов Руси. К сожалению, до сих пор в городе не удалось выявить четких непотревоженных отложений X века".

Автор одной из самых полных и интереснейших биографий княгини Ольги современный историк и писатель Алексей Карпов очень верно подметил следующую особенность: "Ни один правитель на Руси не становился героем стольких легенд и преданий, как Ольга. Добавим к этому, что и география "Ольгиных" легенд, пожалуй, не имеет себе равных в русской истории".
Ответить с цитированием
  #6  
Старый 11.07.2016, 19:45
Аватар для Игорь Буккер
Игорь Буккер Игорь Буккер вне форума
Местный
 
Регистрация: 25.05.2016
Сообщений: 141
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 8
Игорь Буккер на пути к лучшему
По умолчанию Истории любви: Легенда об Игоре и Ольге

http://www.pravda.ru/society/family/...123681-Igor-0/
04 авг 2012 в 16:00

Общество » Семья » Житейские истории

История любви князя Игоря и Ольги необычна тем, что за давностью лет она превратилась в народную сказку. Поскольку речь в ней велась о правителях династии Рюриковичей, эта легенда имела большой политический смысл для последующих государей. По преданию, Ольга была простой девушкой, которую полюбил князь Игорь. Она покорила князя умом и смелостью.

Однажды князь Игорь, тогда еще юноша, охотился в Псковской земле, как вдруг на противоположном берегу реки увидел, по словам летописца, "лов желанный", то есть богатые охотничьи угодья. Однако попасть на тот берег было не так-то просто, потому что речка была стремительной, а у князя не имелось "ладьицы" — лодки.

"И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная" (так на современный русский язык переводят старинные прилагательные "вельми юна сущи, доброзрачна же и мужествена").

"И уязвися видением… и разгореся желанием на ню (к ней. — Ред.), и некия глаголы глумлением претворяше (бесстыдно начал говорить. — Ред.) к ней", — сообщается о первой встрече Ольги с ее будущим мужем, князем Игорем, в Степенной книге царского родословия. Этот исторический памятник официальной московской идеологии был составлен в середине 16-го столетия сподвижником митрополита Макария, протопопом московского кремлевского Благовещенского собора Андреем, ставшим впоследствии, под именем Афанасий, московским митрополитом.

Правда, автором непосредственно Жития княгини Ольги в составе Степенной книги историки считают другого знаменитого писателя и церковного деятеля — благовещенского священника Сильвестра, который являлся духовным наставником царя Ивана Грозного. О знакомстве на реке Великой рассказали нам не современники князя и княгини, а книжники, жившие спустя шесть столетий.

Но послушаем, что же произошло дальше. Ольга отвечала князю не как юная дева, но как умудренная жизненным опытом женщина — "не юношески, но старческим смыслом поношая ему": "Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, неподобное на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучена я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею все же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью (дословно: "о моем сиротстве"), то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну…" Мы процитировали этот отрывок в переводе историка и писателя Алексея Карпова.

Остальной участок пути молодые люди проделали в полном молчании. Князь Игорь вернулся в Киев. Спустя некоторое время ему настало время жениться: "и повелению его бывшу изобрести ему невесту на брак". Князю повсюду стали искать невесту. Игорь вспомнил "дивную в девицех" Ольгу, ее "хитростные глаголы" и "целомудренный нрав" и послал за ней "сродника" своего Олега, который "с подобающею честию" привел юную деву в Киев, "и тако сочьтана бысть ему законом брака".

Небольшое отступление. В "Повести временных лет" князь Олег назван правителем Киевского государства в конце IX — начале X столетия. Было ли он на самом деле подлинным правителем Киевской Руси и жил ли он в одно время с Игорем — отдельная и непростая тема для историков, но не имеющая отношения к истории любви Игоря и Ольги.

Вот такое предание об Ольге, которая была одним из любимых персонажей русского фольклора на протяжении столетий, передавали спустя шесть веков после ее жизни и смерти. В народном сознании Ольга оказалась мудрее и киевского князя, и — в других рассказах — византийского императора. А отводимая ей роль перевозчицы, как подчеркивают исследователи народных сказаний, тоже далеко не случайна. Переправа через реку — это не просто перемещение в пространстве. В русских обрядовых песнях переправа через реку символизирует перемену в судьбе девушки: ее соединение с суженым, превращение в замужнюю женщину. Переправу обычно осуществляет мужчина, но есть и обратные примеры. Более того, первая встреча Ольги с Игорем предопределила ее будущее замещение Игоря в качестве правителя его державы.

Имя Ольга — русская женская форма мужского имени Олег, скорее всего, также, как скандинавское имя Хельга (Helga), представляет собой женскую форму мужского имени Хельги (Helgi). Значение "святой" оно приобретает только с распространением христианства (не ранее XI века), а в языческую пору означало "удачливый", "обладающий всеми необходимыми для конунга качествами". Этим "княжеским" именем нарекали эпических, легендарных героев.

И хотя Ольга не была единственной женой князя Игоря, имен других княжеских жен в летописях не сохранилось. Точно также, как и имен других его сыновей, кроме сына Игоря от Ольги — знаменитого князя Святослава. В политической жизни Киевского государства другие сыновья, кроме Святослава Игоревича, участия не принимали. А сам брак Игоря и Ольги, точная дата которого также нам неизвестна, некоторыми историками рассматривается как соединение двух изначально не связанных друг с другом династий правителей древней Руси — "киевской" и "новгородской".

Женщины в древней Руси не были бесправными существами. Законная (по-русски, "водимая") супруга правящего князя и мать его сыновей располагала собственным двором, свитой и даже дружиной, отличной от дружины мужа. Именно руками своих дружинников княгиня Ольга осуществила месть древлянам, убивших князя Игоря. Этот рассказ многим хорошо памятен из школьных учебников истории.
Ответить с цитированием
  #7  
Старый 14.07.2016, 11:57
Аватар для Виктория Матвеева
Виктория Матвеева Виктория Матвеева вне форума
Новичок
 
Регистрация: 14.07.2016
Сообщений: 3
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Виктория Матвеева на пути к лучшему
По умолчанию Княгиня Ольга: от мести к святости

http://www.pravda.ru/faith/religions...122709-olga-0/
24 июл 2012 в 11:05

Религия » Традиционные религии России » Православие

Есть в православном церковном календаре имена святых, которые особо раздражают сознательных врагов Церкви, но больше всего радуют сердца верующих. Это угодники Божии, в своей дохристианской жизни отличающиеся гордыней, жестокостью, порой совершавшие и человекоубийство, а после преобразившиеся благодаря вере Христовой. Именно к ним, с нашей точки зрения, можно отнести бывшую язычницу Ольгу, ужаснувшую целые народы местью древлянам за убитого мужа князя Игоря, но позже обратившуюся ко Христу и принявшую крещение в честь святой царицы Елены.

Ее память, которая празднуется ортодоксальной христианской Церковью 24 июля по новому стилю, — еще один прекрасный повод подумать, что есть святость в христианстве и почему православных, не смущает в биографии святой то, о чем возмущенно кричат богоненавистники.

Наверняка каждый, кто внимательно читал Новый Завет, обратил внимание на слова: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13). Выходит, самая главная цель Мессии — спасти именно того, кого исправить по человеческим понятиям, невозможно. Есть в Библии и не менее парадоксальная вещь: "На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7). Если грешники первыми призваны к покаянию, а значит, и ко спасению, то им и полагается стать святыми раньше всех. Тем более, когда речь идет о грешном правителе государства, несущем тяжкий крест ответственности не только за себя лично и за свою семью, но и за сотни, тысячи человеческих судеб. Ведь каким бы ни был монарх, он — живое воплощение державы. В определенной степени его жизнь отражает душу страны, народа — потому печальные случаи убийства правителя из-за "несовместимости" с этносом были нередки.

Княгиня Ольга правила Русью более 15 лет (некоторые исторические источники называют и более длительный период). Срок для тех времен немалый, особенно учитывая то, что она — женщина. При бурном нраве княжеской дружины, вполне способной свергнуть неугодного повелителя, это свидетельствует только об одном: несмотря на все очевидные недостатки, Ольга была именно той правительницей, которая соответствовала ожиданиям своих подданых. За ней готовы были пойти. Поэтому исцеление русских племен от языческих заблуждений Господь начал с души одного человека — их княгини.

К сожалению, исторические источники не передают нам точных сведений о происхождении святой. По одной из версий, она была скандинавкой, а ее имя первоначально звучало как Хельга (от мужского Хельги — "святой"). О варяжских предках Ольги говорит и церковная агиография, повествующая о рождении будущей княгини в деревне Выбуты Псковской земли в 12 километрах выше Пскова по реке Великой. Там сказано, что происходила она от "языка варяжска", незнатного рода. Другие историки допускают, что Ольга могла быть и дочерью Олега Вещего (так, например, свидетельствует Типографская летопись XV века), и ребенком знатного славянина (по иным сказаниям, варяга) Гостомысла, и даже болгарской княжной (по версии "Нового Владимирского Летописца").

Безусловно, православные христиане склонны ориентироваться на житие подвижницы — но это именно вопрос веры или неверия агиографии. Объективно же сложно настаивать на истинности какого-либо из этих предположений при отсутствии более подробных данных. И вряд ли этот вопрос является первостепенным в беседе о дивном преображении жестокой язычницы в равноапостольную просветительницу Руси. Ведь во Христе, как известно, нет ни Иудея, ни Эллина, и никакое происхождение и национальность не могут ни помочь, ни воспрепятствовать человеку достигнуть Небесного Царствия.

Гораздо более интересно другое — та черта характера, которая роднит княгиню Ольгу, например, со святым апостолом Павлом: постоянный поиск истины и преданность ей, даже не до конца понятой. Преподобный Нестор-летописец пишет о равноапостольной жене так: "Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа". Как и юный гонитель христиан Савл, еще не ведающий о своем истинном предназначении, она много раз отступала от пути, начертанного Богом, допускала в своей жизни и обман, и подлость, и жестокость (история о засыпанных живьем в яме древлянских сватах заставляет содрогнуться).

Но есть больщая разница между человеком, любящим зло и поэтому его совершающим, и не ведающим, что он творит, но искреннем даже в грехе. Последних Бог прощает, первых — нет (без покаяния, разумеется). Ольга не всегда поступала гуманно и справедливо, не сразу нашла правильный путь, но нелживостью личного выбора и материнской заботой о Руси заслужила и прощение, и благословение на великое дело — просвещение своей страны Животворящим Крестом Господа.

Прошло еще довольно времени, пока христианизация Руси из перспективы превратилась в историческую реальность. Но положить начало — само по себе большая честь. Не случайно Господь, обращаясь к Своим ученикам, даже будто бы слегка укорял их: "Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их" (Ин. 4:38). Насколько высоко ценятся Им заслуги основателя, первопроходца, которые без многих потов и крови никогда не обходятся…

Крещение Ольги в 945 году стало логическим завершением долгих поисков ею Истины — она наконец воссоединилась с Тем, Чью Волю отныне стала исполнять. С тех пор крестная дочь императора Константина Багрянородного служила высокой миссии духовного преображения Руси. Для того, чтобы войти в цивилизованный мир, стать уважаемым народом в Европе, русским людям необходима была культура, в том числе и религиозная. Волхвы, сидящие в лесах, ей научить не могли. И, как бы не возмущались нынешние их последователи потерянной возможностью оставить русичей необузданными дикарями, не желающими духовно расти, именно деятельность равноапостольной княгини Ольги положила начало могучей русской нации. Увы, даже начатки языческого искусства, если его можно так назвать, блекнут перед талантами, рожденными союзом Руси и Византии. И только после крещения Русь стала всесторонне развитой державой, с которой могли сравниться только духовная мать — Восточно-Римская империя — и королевство франков на Западе.

Святая правительница всю свою воцерковленную жизнь усердно трудилась над тем, чтобы хранить и приумножать благодать, дарующую Руси процветание. Ее усилиями были построены множество православных храмов — в том числе, над могилами первых киевских князей-христиан Аскольда и Дира. Княгиня Ольга вела и активную миссионерскую деятельность — в первую очередь, на родном ей Севере. И Господь благословил Русь за труды ее монархини: именно при княгине Ольге русские воины во главе с ее сыном Святославом одержали несколько славных побед над извечными врагами — Хозарским каганатом, управляемым иудаистами, было положено начало каменному градостроительству, стала эффективно функционировать государственная налоговая система…

Так сбылись пророческие слова Константинопольского Патриарха Феофилакта, крестившего равноапостольную княгиню: "Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!". За все эти подвиги мы искренне почитаем ее и как мать нашего государства, и как основоположницу русского Православия, вознося свои просьбы к ней туда, где она молит Бога за нас — своих и Его чад…
Ответить с цитированием
  #8  
Старый 24.07.2016, 11:36
Аватар для Михаил Боков
Михаил Боков Михаил Боков вне форума
Новичок
 
Регистрация: 08.12.2015
Сообщений: 2
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Михаил Боков на пути к лучшему
По умолчанию Равноапостольная княгиня Ольга — Крестительница Руси

http://rusplt.ru/church/ravnoapostol...lga-27812.html
24 июля 2016, 07:00
Наша вера, История, Религия


Святая равноапостольная княгиня Ольга. Источник: znanie.pravorg.ru
Она пыталась привести Русь к православию за полвека до того, как это сделал ее внук

24 июля Церковь чтит память равноапостольной княгини Ольги. Она стала первым правителем Русского государства, который принял христианство —за полвека до официального крещения Руси Владимиром.

Истоки

Историк Антон Карташев пишет: к тому моменту, когда Ольга стала править Киевом, христианство уже имело некоторое распространение на Руси. Ольга стала во главе всего Древнерусского государства в 945 году после неожиданной смерти своего мужа, князя Игоря (тот был убит в походе за данью племенем древлян — древляне решили, что Игорь хочет дани слишком много). Она оставалась в этом статусе до того совершеннолетия своего сына Святослава.

Из исторических источников известно, что первыми «высокопоставленными» христианами на Руси стали варяги Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, осевшие в Киеве. Считают, что они приняли крещение после неудачного похода на Царьград в 866 году (ряд источников называют датой 860 год). Начинался этот поход удачно, войско осадило город, но вдруг — как пишет «Повесть временных лет» — сделался на море великий шторм, встали огромные волны, корабли разметало и переломало, и много из числа пришедшего войска погибло.

Византийские источники уточняют: шторм сделался после того, как цареградский патриарх Фотий взял Ризу Пресвятой Богородицы и пронес ее по стенам Константинополя, а затем опустил в воды пролива Босфор. Поднявшаяся вслед за этим буря была воспринята жителями как заступничество самой Божией Матери. Аскольд и Дир (их имена появляются лишь в русской летописи, а византийские не уточняют, кто были предводители руссов) были так поражены, что попросили Фотия о крещении.

Олег, регент малолетнего Игоря, убивший Аскольда и Дира в ходе борьбы за Киев, был язычником. Оставался язычником и сам Игорь, муж Ольги. Летописи сообщают: при договоре с византийцами он клялся языческой клятвой на мече. Однако известно, что при нем русских уже разделяли на христиан и язычников. При том же договоре с Царьградом христианам предложили клясться своей клятвой «по вере», а не по языческому закону меча.

Крещение

Историки спорят о происхождении Ольги. «Повесть временных лет» сообщает, что она была родом из Пскова. В греческих источниках — например, в мемуарах Константина Порфирогенета (10 век), ее имя передают как «Эльга». Это дает повод некоторым историкам говорить, что «Эльга» — византийское произношение скандинавского имени «Хельги», и, значит, корни равноапостольной княгини надо искать у скандинавов.

Житийные произведения (например, «Четии Минеи» митрополита Макария) описывают Ольгу как уроженку «рода не княжеска и не вельможеска, но от простых людей». При этом другие источники (Иоакимовская летопись) говорят о ее знатном происхождении — это версия, несмотря на скепсис ученых по отношению к самой Иоакимовской летописи, видится весьма вероятной. Игорь, утвердившийся уже как единодержавный князь всей Русской земли, вряд ли мог взять в жены простолюдинку.

Обстоятельства принятия Ольгой крещения также вызывают споры. По летописям, княгиня, оставшаяся вдовой, крестилась в преклонном возрасте. «67 лет от роду она поехала в Царьград, будучи, по всей вероятности, еще раньше оглашена евангельским учением от православных пастырей Киева, — пишет историк Петр Знаменский. — Крещение ее совершено было патриархом Полиевктом. По возвращении в Россию Ольга, — в крещении Елена — до самой кончины своей сияла благочестивой жизнью… Есть известия, что святая княгиня ездила из Киева по городам и весям земли Русской для проповеди христианства. Она скончалась в 969 году».

Однако не все так просто. «Повесть временных лет» описывает эпизод крещения Ольги в Царьграде как великое согласие — ее крестят лично император с патриархом, пораженные ее умом и красотой. После этого император — а это Константин VII Багрянородный (Порфирогенет — тот самый, который в мемуарах писал про нее) хочет русскую княгиню себе в жены. Но Ольга благоразумно отвечает: «Как же хочешь меня в жены, если сам крестил меня и нарек меня дочерью?». Император, умиленный этим ответом, отпускает Ольгу домой с щедрыми дарами.

Описывая это, летопись вдруг делает решительный поворот и сообщает: когда ответное греческое посольство пришло к Ольге на Русь, та решительно прогнала его. Почему? Летопись не сообщает.

«Совершенно ясно, что предшествующая идиллия есть официальная фикция для записи в «казенный» протокол», — пишет историк Антон Карташев и ссылается на греческие источники. Согласно им, Ольгу приняли в Царьграде совсем не так тепло, как описывает «Повесть», а в стиле «казенной сухости» — несколько месяцев «мариновали» ожиданием, выслушали два раза на официальных приемах и расстались.

Константин Багрянородный не упоминает о крещении Ольги, а тот факт, что в ее свите уже был священник по имени Григорий дает повод ряду историков говорить о том, что Ольга была крещена еще до приезда в Царьград. При этом, более поздние источники утверждают, что русская княгиня стала христианкой именно в столице Византийской империи и именно в том же 957 году – к признанию этого факта сегодня склоняется большинство ученых.

В чем же была причина дальнейшего разрыва Ольги с Царьградом? Антон Карташев полагает: вместе с принятием крещения в Царьграде княгиня желала также породниться с византийской династией. В последнем вопросе ей отказали, за чем последовало охлаждение отношений.

Внук

«Неполучение от византийского двора ожидаемой чести не изменило внутренней серьезности принятия Ольгой крещения», — пишет Карташев. Родство с императорской династией, по его мнению, было необходимо ей, чтобы победить в Киеве языческую партию варягов — и затем провести уже общее крещение Руси. Этого не произошло. Приблизительно в 965 году сын Ольги Святослав, державшийся язычества, вступил в свои княжеские права, и таким образом Русь вновь оказалась во власти язычников.

«Ольге не удалось использовать срок своего регентства, чтобы провести крещение всего народа под знаком династического союза с Царьградом, - пишет Антон Карташев. — Но она должна была удовольствоваться уже тем эволюционным результатом, что самого Святослава, ведомого языческой партией, она воспитала в духе полной толерантности к христианству».

Как мы знаем, спустя 20 с небольшим лет история все же взяла свое. Сын Святослава Владимир совершил свой великий выбор вер: в 988 году он принял крещение в Корсуни, и уже вскоре Киев распрощался с языческими богами. «Повесть Временных лет» пишет: «Повелел Владимир опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе — чтобы принял он возмездие от людей».
Ответить с цитированием
  #9  
Старый 12.09.2017, 17:41
Аватар для Рicturehistory
Рicturehistory Рicturehistory вне форума
Местный
 
Регистрация: 26.02.2017
Сообщений: 106
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 8
Рicturehistory на пути к лучшему
По умолчанию Первая женщина русской церкви: княгиня Ольга


Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой. В историю княгиня Ольга вошла, как создатель государственной культуры Киевской Руси, как первый правитель, принявший крещение, как первая русская святая.

Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского, Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней, молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к порочным действиям. Между тем, поняв его помыслы, девушка напомнила князю о чести правителя, который должен быть достойным примером для своих подданных. Пристыженный словами юной девы, Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку с лодкой, Игорь послал за ней своего опекуна, Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.

Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре, после рождения сына Святослава, князь Игорь был казнен. Он стал первый правителем в истории России, который погиб от рук народа, возмущенному неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольги. Правила она Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого, в действительности, правителем оставалась княгиня, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах

Первое, что она сделала — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти ее мужа. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня использовала любые методы. Заманивая в нужное для нее место древлян, по ее приказу, киевляне закапывали их живьем, сжигали, и кровожадно побеждали в бою. И только после того, как Ольга закончила свою расправу, она принялась за управление Киевской Русью.

Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику, которую старалась осуществлять дипломатическими методами. Объезжая русские земли, она подавила бунты мелких поместных князей и провела ряд важных реформ. Самой главной из них была — административно-налоговая реформа. Другими словами, она установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях. Благодаря правлению Ольги значительно выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, были установлены первые государственные границы России — на западе, с Польшей.

Княгиня укрепила международные связи с Германией и Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня, с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии, отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.

Прежде, чем решиться на крещение, княгиня два года знакомилась с основами христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и собранных в них, святынь. Княгиня Ольга, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси. По возвращении, она велела строить по погостам храмы. В период своего правления великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен город Псков, где был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. По преданию, место будущего храма ей было указано, сходящими с неба лучами.

Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги. При его правлении княгиня стала почитаться, как святая. А уже в 1547 году была официально причислена к лику святой равноапостольной. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. На сегодняшний день Святая княгиня Ольга почитается, как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Анна Баклага
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 21:05. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Template-Modifications by TMS