![]() |
#151
|
||||
|
||||
![]()
Германия аннексирует Мемель (современный литовский г. Клайпеда), принадлежащий Литве, и принуждает правительство Литвы подписать двусторонний договор.
|
#152
|
||||
|
||||
![]()
http://hrono.ru/dokum/193_dok/19390323lit.html
23 марта 1939 г. Между Германией, Италией, Японией и Испанией согласован текст протокола о присоединении последней к антикоминтерновскому пакту 86. Предстоит скорое подписание протокола, хотя по просьбе Франко опубликование факта присоединения будет отложено на некоторое время. Нарком АВП СССР, ф. 059, оп. 1, п. 301, д. 2079, л. 89. Опубл. в сб.: СССР в борьбе за мир... С 269. |
#153
|
||||
|
||||
![]()
http://hrono.ru/dokum/193_dok/19390323lit.html
23 марта 1939 г. Мы еще пять лет тому назад осознали опасность для дела мира со стороны фашистской агрессии. Мы не имели никаких оснований опасаться обращения этой агрессии в первую очередь против нас, а, наоборот, были уверены, что она будет направлена раньше всего против творцов Версальского и Сен-Жерменского актов и государств, возникших и расширившихся на основе этих пактов. Мы считали, однако, фашистскую агрессию общей опасностью, для борьбы с которой необходимы общие усилия и сотрудничество всех неагрессивных стран. С этой целью мы вступили в Лигу наций, видя в ней аппарат такого международного сотрудничества и коллективной организации безопасности. В течение пяти лет мы не переставали делать разные предложения по укреплению Лиги и приданию ей действенной силы. Мы предлагали систему региональных пактов 8), региональные совещания, применение к агрессорам предусмотренных Уставом Лиги санкций и готовы были участ- стр. 56 вовать и участвовали в таких санкциях независимо от того, задевались ли наши интересы отдельными случаями агрессии. После аннексии Австрии нам стало ясно, что Германия скоро бросится на другие среднеевропейские государства, и мы поэтому предложили тогда немедленное совещание заинтересованных государств 29) . В разгар судетского конфликта мы предлагали Франции и Чехословакии совещание генеральных штабов и совершенно недвусмысленно заявляли о своей готовности выполнить наши обязательства в отношении Чехословакии на предусмотренных договором условиях, т. е. при оказании помощи Чехословакии также и Францией 30) . Все эти наши предложения игнорировались Англией и Францией, которые, отвергая принципы Лиги, вступили на путь индивидуальных разрешений отдельных проблем не сопротивлением агрессии, а капитуляцией перед ней. Несмотря на ясно наметившийся блок Германии, Италии и Японии, Англия и Франция отклоняли какие бы то ни было совещания миролюбивых стран под предлогом, что это может быть истолковано агрессивными странами как блок против них. Такая политика Англии и Франции завершилась мюнхенской капитуляцией, которая создала нынешнее положение в Европе, которое, по-видимому, не нравится и Англии. Советский Союз больше, чем какая-либо другая страна, может сам позаботиться о защите своих границ, но он и теперь не отказывается от сотрудничества с другими странами. Он мыслит себе это сотрудничество только по пути действительного общего сопротивления агрессорам. Базой такого сотрудничества должно быть признание агрессии в качестве единой проблемы, требующей общих действий независимо от того, задевает ли она в том или ином случае интересы того или иного из участников сотрудничества. Должно быть признано, что агрессия как таковая, происходит ли она в Европе, Азии или на другом континенте, требует общих мер борьбы с нею. Исходя из факта существования агрессивного блока, не следует отрицать необходимость совещаний и конференций и соглашений антиагрессивных государств. Конъюнктурные, необязательные и необязывающие совещания, от случая к случаю, могущие лишь служить средством в дипломатической игре того или иного государства и порождающие лишь недоверие, нами отвергаются. Мы мыслим себе сотрудничество как в рамках Лиги, так и вне ее, если в Лиге окажутся государства, мешающие борьбе с агрессорами, или же, если это будет диктоваться необходимостью привлечения США, не состоящих в Лиге. Ввиду безрезультатности наших прежних многочисленных предложений мы новых предложений сейчас выдвигать не намерены и ждем инициативы со стороны тех, которые должны показать чем-нибудь, что они становятся действительно на путь коллективной безопасности. В частности, мы всегда готовы были и теперь готовы к сотрудни- стр. 57 честву с Великобританией. Мы готовы рассмотреть и обсудить всякие конкретные предложения, базирующиеся на указанных выше принципах. Примечания: 8) Восточный пакт («Восточное Локарно») — проект создания прочного барьера против гитлеровской агрессии в Восточной Европе в виде пакта взаимопомощи, который должен был охватить СССР, Чехословакию, Польшу, Латвию, Эстонию, Литву и Финляндию. Советский Союз 28 декабря 1933 г. предложил заключить региональный договор о взаимной помощи с участием СССР, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. В результате имевших место в мае 1934 г. франко-советских переговоров было условлено, что Франция присоединится к пакту в качестве его гаранта, а СССР в таком же качестве присоединится к Локарнскому пакту. 14 июня 1934 г. Советский Союз направил формальное приглашение Германии и другим заинтересованным государствам стать участниками пакта. Гитлеровское правительство долго медлило с ответом. Наконец 11 сентября 1934 г. оно заявило, что участие Германии в Восточном пакте невозможно, пока не будет признано полное равноправие Германии в вооружениях. К этому оно прибавило, что Германия не заинтересована в советской и французской гарантиях и предпочитает двусторонние пакты ненападения или в крайнем случае многосторонние пакты ненападения и консультации, но не взаимопомощи. Таким образом, германское правительство отказалось принять участие в пакте, соглашаясь лишь на такие пакты, которые не препятствовали бы или даже содействовали бы германской агрессии. Вскоре изменилось и отношение французского и английского правительств к проекту пакта. Таким образом, проект Восточного пакта оказался неосуществленным. Однако он остался свидетельством усилий советской дипломатии, стремившейся создать в Европе гарантии безопасности против гитлеровской агрессии. 28) 19 февраля 1939 г. английский посол в Москве Сидс информировал Литвинова о приезде в конце марта в Москву министра заморской (внешней) торговли Англии Хадсона. В тот же день нарком сообщил Сидсу о согласии Советского правительства принять Хадсона. В беседе с советским полпредом в Лондоне 8 марта Хадсон подчеркивал, что его миссия будет выходить за рамки чисто торговых переговоров, а Галифакс заявил 18 марта полпреду, что Хадсон «готов обсуждать в Москве любые вопросы, не только экономические, по и политические». По прибытии в Москву Хадсон 23 и 25 марта имел беседы с наркомом иностранных дел М. М. Литвиновым, наркомом внешней торговли А. И. Микояном, а также был принят Председателем Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотовым. Сообщая полпреду в Лондон о беседах с Хадсоном, парком иностранных дел 28 марта писал, что «в общем надо признать, что визит ни в политическом, ни в экономическом отношении никакого эффекта не дал». 29) В ночь с 11 на 12 марта 1938 г. германские войска вступили на территорию Австрии. При попустительстве правительств западных держав был осуществлен так называемый аншлюс Австрии, т. е. присоединение Австрии к Германии. Советский Союз решительно осудил гитлеровскую агрессию в отношении Австрии. В заявлении представителям печати 17 марта 1938 г. народный комиссар иностранных дел СССР, действуя по поручению Советского правительства, осудил насильственное лишение австрийского народа его политической, экономической и культурной независимости и подчеркнул, что «нынешнее международное положение ставит перед всеми миролюбивыми государствами, и в особенности великими державами, вопрос об их ответственности за дальнейшие судьбы народов Европы, и не только Европы». Советский Союз, заявил он, готов «участвовать в коллективных действиях, которые были бы решены совместно с ним и которые имели бы целью приостановить дальнейшее развитие агрессии и устранение усилившейся опасности новой мировой бойни». Советское правительство предложило «приступить немедленно к обсуждению с другими державами в Лиге наций или вне ее практических мер, диктуемых обстоятельствами». Нарком призвал великие державы занять «твердую недвусмысленную позицию в отношении проблемы коллективного спасения мира» (Известия, 1938, 18 марта). В тот же день текст этого заявления был направлен правительствам Англии, Франции, США и Чехословакии. Однако Англия и Франция отклонили советские предложения. В своем ответе от 24 марта английское правительство отказалось от каких-либо переговоров с Советским Союзом по вопросу создания коллективного фронта против фашистских агрессоров, заявив, что принятие «согласованных действий против агрессии не обязательно окажет, по мнению правительства Его Величества, благоприятное воздействие на перспективы европейского мира» (Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. Third Series, vol. I, p. 101). Правительство США оставило советское предложение без ответа. Государственный секретарь США Хэлл писал по этому вопросу в своих воспоминаниях: «В течение нескольких недель мы обсуждали в госдепартаменте, следует ли отвечать на это заявление. Я решил, что, поскольку не требовалось официального ответа и поскольку наш ответ, диктуемый политикой уклонения от связывающих обязательств, должен быть отрицательным и поэтому может обескуражить Россию, мы не будем посылать ответа» (Hull С. The Memoirs. New York, 1948, vol. I, p. 658—659). 30) 29—30 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав правительств четырех держав (Англии, Франции, Германии, Италии), где без участия представителей Чехословакии было заключено соглашение об отторжении Судетской области от Чехословакии и присоединении ее к Германии. Эта территория, передаваемая Германии, согласно мюнхенскому соглашению, делилась на пять зон. Четыре зоны подлежали оккупации гитлеровцами к 7 октября 1938 г. В пятой зоне предусматривалось проведение плебисцита под контролем созданной в Мюнхене международной комиссии, состоявшей из представителей четырех держав и Чехословакии. Эти же державы обязались предоставить Чехословакии гарантии ее новых границ. Однако, как показали дальнейшие события, обещание о предоставлении Чехословакии гарантий и сама международная комиссия явились лишь средством обмана общественного мнения. В итоге мюнхенского сговора Чехословакия потеряла около трети своей территории и населения. Она лишилась естественных границ и пограничных укреплений и оказалась совершенно безоружной перед агрессором. Чехословакия потеряла наиболее развитые в экономическом отношении районы, основные источники минерального сырья; новыми границами были перерезаны и нарушены важнейшие транспортные магистрали страны. Захват гитлеровцами части территории Чехословакии привел к усилению военной мощи Германии. В то же время мюнхенское соглашение значительно ослабило позиции других европейских государств, в особенности Франции, которая лишилась своего наиболее верного союзника в Центральной Европе. После Мюнхена усилились позиции капитулянтских элементов в правящих кругах государств Юго-Восточной Европы. Мюнхенским соглашением был сведен на нет советско-чехословацкий договор и в значительной степени обесценен советско-французский договор о взаимной помощи 1935 года. По существу, идее коллективной безопасности действиями Англии и Франции был нанесен смертельный удар. «Принося в жертву Гитлеру Чехословакию,— писал позднее известный американский публицист У. Липпман,— Англия и Франция в действительности жертвовали своим союзом с Россией». Это делалось, по его словам, «в последней тщетной надежде, что Германия и Россия будут воевать друг с другом и истощат себя» (LipvmannW. U. S. Foreign Policy. Shield of the Republic. Boston, 1943, p. 104, 116). Печат. по изд.: «СССР в борьбе за мир...», с. 271 — 272. Здесь печатается по кн.: Документы и материалы кануна Второй мировой войны 1937-1939 гг. в 2-х томах. Москва. Политиздат. 1981. Электронная версия воспроизводится с сайта http://www.infanata.org |
#154
|
||||
|
||||
![]()
23 марта 1939 г.
Хадсон пришел в сопровождении посла. Он благодарил за любезный прием и удобства, предоставленные ему в пути, и выражал свою радость по поводу посещения нашей страны. Деловой разговор он начал с того, что Англия значительно укрепилась и даже в большей мере, чем она сама ожидала. В сентябре она воевать не могла, теперь же она воевать готова. Об Италии Хадсон говорил в пренебрежительном тоне, что это, мол, какая-то шутка. Английские морские круги уверены, что они справятся на море с Германией и Италией. Довооружение также идет чрезвычайно быстрым темпом. Военные поставки заводов, которые ожидались в июне, поступают уже теперь. Английское правительство думало, что оно будет готово к войне только в 1941 г., оказывается, однако, что эта готовность будет уже к концу лета этого года. В общественном мнении Англии тоже огромные сдвиги. Нация объединена и также полна решимости защищать свое положение в мире, как в былое время, а именно в 10-х годах, во время Джозефа Чемберлена (отца нынешнего премьер-министра). Идея сотрудничества с Другими странами разделяется почти всеми. Никакое правительство не могло бы держаться у власти, если бы оно стало проводить другую политику. Второго Мюнхена не будет. Хадсон полагает, что через год удастся даже ввести обязательную воинскую повинность. Он лично хотел бы провести на этой платформе выборы в парламент. Сюда он приехал с «открытой душой» и готов выслушать нас, как мы мыслим себе сотрудничество и какие пути для этого мы предлагаем. Я изложил ему нашу позицию в духе своей записки от 20-го 87. Я говорил также о том, что мюнхенская политика уничтожила международное доверие, а также авторитет великих держав среди малых государств. После пятилетнего периода инициативы, всякого рода предложений с нашей стороны и безуспешных усилий осуществления международного сотрудничества мы вправе занять выжидательную позицию в ожидании инициативы и предложений со стороны других. Вряд ли могут быть достигнуты какие-либо серьезные результаты, если сотрудничество сведется к тому, что одна сторона будет вопрошать, а другая должна отвечать. Нам также интересно знать, что на уме у англичан. Мы с достаточной полнотой и ясностью излагали наши международные концепции. Вытекающие отсюда детали могут быть выяснены со стороны всех государств только путем общего обмена мнениями, а потому мы и предложили конференцию шести {{* См. док. 198., 200.}}. Хадсон ответил, что он согласен со мною в изложении хода событий за последние годы, а также ошибок западных государств, но должен возражать лишь против наших подозрений, будто Чемберлен и в сентябре хотел натравить Германию на нас (я ему этого и не говорил). Никаких таких намерений у Англии не было и нет. Из того, что я сказал, ему, однако, ясно, что открывается новая страница в отношениях между нашими странами. Он хочет поразмыслить над сказанным мною и вновь поговорить перед отъездом. О маленьких странах он говорил в чрезвычайно пренебрежительном тоне, как и о Лиге наций, которая только теоретически говорила о войне и поэтому ничего не могла предпринять. Я несколько поспорил с ним насчет значения малых государств и Лиги наций. О своем варшавском визите Хадсон говорил, что он улаживал главным образом некоторые конфликты торгового характера. Он вынес впечатление, что Польша будет драться, только если нападут на ее территорию или даже на коридор, хотя Данциг она, вероятно, сдала бы без боя. Бек говорил ему, что союз с Румынией предусматривает лишь нападение с нашей стороны. Ответа на английское предложение {{* См. док. 215.}} Польша к моменту его отъезда еще не дала. Литвинов АВП СССР, ф. 06, оп. 16, п. 27, д. 2, л. 6—8. |
#155
|
||||
|
||||
![]()
http://doc20vek.ru/node/283
23 марта 1939 г. В частной беседе начальник канцелярии кабинета рассказал, что английский посланник открыто возмутился, когда литовское правительство намекнуло на сопротивление в Клайпеде, а польский посланник предупредил, что в таком случае Польша не шевельнет и пальцем. Представители официальных кругов ожидали худших условий соглашения 88. Подписав соглашение, они обрадовались, но и насторожились. Говорят: или за этой ширмой скрывается ловушка, или Гитлер скоро нарушит соглашение. В общем, мало верят в устойчивость созданного соглашением положения. Беспокоит их и поведение Польши, если учесть вышеотмеченное заявление посланника, а также слухи о концентрации польских войск в углу, врезающемся в Литву, около восточнопрусской границы (Белостокский военный округ). Боязнь германо-польского сговора за счет Литвы и Латвии порождает у литовцев предположение, что теперь Гитлер захочет ликвидировать «коридор» и присоединить Данциг. Здесь упорно циркулируют слухи, что Берлин потребовал от Латвии экономической унии и контроля над ее портами. В литовских правительственных кругах об этом ничего не знают. Поверенный в делах АВП СССР, ф. 059, оп. 1, п. 299, д. 2063, л. 37. Опубл. в сб.: СССР в борьбе за мир... С 269. |
#156
|
||||
|
||||
![]()
http://doc20vek.ru/node/3839
1939 года, 23 марта ГЕРМАНО-РУМЫНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ 1939 года кабальные договоры, навязанные монархо-фаш. Румынии в канун 2-й мировой войны и поставившие румынскую экономику в зависимость от военных нужд фашистской Германии. Согласно основному договору Об укреплении экономических связей между Румынией и Германией (подписан 23 марта 1939 года в Бухаресте германским посланником В. Фабрициусом и экономическим советником Г. Вольтатом и румынским министрами иностранных дел - Г. Гафенку, министром торговли и промышленностисти - И. Бужою), Румыния обязывалась развивать свою экономику в соответствии с потребностями Германии. Договор определял сумму немецких торговых кредитов и военных поставок Румынии (250 млн. немецких марок). Предусматривалось создание в рум. портах и др. стратегически важных пунктах "свободных зон" для строительства германских складов, нефтехранилищ и других объектов; Германии предоставлялось право строить в Румынии железзные и шоссейные дороги по своему усмотрению. Договор обеспечивал широкое участие германского капитала в эксплуатации нефтяных богатств Румынии. Договор 23 марта был дополнен соглашениями об участии германского капитала в румынской лесной промышеленности (май 1939 года), об увеличении экспорта в Германию румынских сельскохозяйственных продуктов (июль 1939 года), секретными соглашениями об увеличении поставок нефти и нефтепродуктов в Германию в обмен на оружие и военные материалы (сентябрь 1939 года), а также договором, отменявшим все ограничения на поставки нефтепродуктов из Румынии в Германию (декабрь 1939 года). А. А. Язькова. Москва. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Публикации: Documents on German Foreign Policy 1918-1945, Ser. D. (1937-1945), v. 6. The last months of peace March - August 1939, p. 91-95; Газ. "Romînia" 25.III, 19.V и 26.VII - 1939. Tags: ДоговорСоглашение Персоналии: Фабрициус В.Гафенку Страна и регион: РумынияГермания Дата: 23 марта, 1939 г. |
#157
|
||||
|
||||
![]()
http://www.alexanderyakovlev.org/fon...es-doc/1000624
ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ИНФОРМИРУЕТ Раздел 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАХВАТНИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ГИТЛЕРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (Январь — сентябрь 1939) Документ №1.16 23.03.1939 Сов. секретно №143457сс Экз. № 3 Тов. Мехлис Докладываю: По сообщению отдельных источников, Германия продолжает военные приготовления, которые выражаются в следующем: 1. В Лейпциге, Мюнхене и Вестфалии произведен призыв резервистов (года не установлены). Призыв резервистов в Вестфалии надо рассматривать как усиление частей в целях создания заслона на западе. 2. В Мюнхене наблюдалась мобилизация автотранспорта. 3. Зенитная артиллерия Берлина заняла свои позиции. Захват Чехии является, якобы, первым актом, т. е. операцией по обеспечению тыла в развертывании новых, более новых, более крупных событий. О направлении очередного удара немцев имеется ряд предположений: I вариант После захвата Чехии немцы немедленно идут на Будапешт. II вариант Италия начинает операцию по захвату Туниса, а немцы оказывают ей поддержку путем посылки (через Альпы) экспедиционного корпуса против Франции. В связи с этим всему составу дивизий, предназначенных в экспедиционный корпус, якобы, произведены противомалярийные прививки. III вариант Немедленный совместно с Италией удар по Югославии. IV вариант В мае месяце или вообще поздней весной, когда подсохнут дороги, немцы наносят удар по Польше. Слухи об ударе немцев на Голландию и Швейцарию расцениваются как вздор, исходящий из министерства Геббельса. Ход событий 1. По недостаточно проверенным данным, на польско-литовской границе 22 марта произошли серьезные столкновения польских и немецких войск (предположительно на стыке, северо-западнее Сувалки)1. 2. Имело место также столкновение между литовскими войсками, отступающими из Мемеля, и национал-социалистами — убито 5 немцев и 11 литовцев. 3. Гиммлер прибыл в Мемель; Гитлер со свитой прибывает туда же в 12.00 — 23.3 на крейсере «Дейчланд». 4. По сведениям иностранной радиоинформации: — в Восточной Пруссии объявлена мобилизация 11 возрастов; — Литва, якобы, объявила военное положение и мобилизует 300 тыс.человек; — в Латвии и Эстонии, якобы, также проводится секретная мобилизация. 5. В Чехословакии части 8 ак (одна пд, 3-я тд) прошли на Жилина и заняли долину р. Ваг (на границе Моравии и Словакии). 6. По сообщению польской прессы (газета «Курьер Поранны» от 21.3.39г.), чехословацкий посол в Вашингтоне и консул в Чикаго, послы в Париже и Риге до сего времени не передали германским представителям ни своих служебных помещений, ни архивов, категорически отказываясь от выполнения этих требований. Американское правительство открыто поддерживает позицию чехословацких дипломатических представителей, французское — реагирует пассивно, а министр иностранных дел Латвии отказал в опубликовании декларации чешского посла о причинах невыполнения последним требований Германии. 7. По радиосообщению из Бухареста, официально подтверждается продолжающаяся мобилизация румынской армии: призвано несколько возрастов резервистов для укомплектования частей прикрытия на западной границе; основная группировка будет находиться в центральной части и проводить учения в ожидании развития обстановки. 8. Из Варшавы сообщают о мобилизационных мероприятиях советского флота. Вр. начальника Разведывательного управления РККА комдив (ОРЛОВ) Имеется помета, заверяющая подпись: «Полковник Старунин». РГВА. Ф. 9. Оп. 29. Д. 493. Л. 27—29. Заверенная копия. |
#158
|
||||
|
||||
![]()
http://www.alexanderyakovlev.org/fon...es-doc/1000627
ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ИНФОРМИРУЕТ Раздел 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАХВАТНИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ГИТЛЕРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (Январь — сентябрь 1939) Документ №1.17 23.03.1939 Совершенно секретно № 143463 сс Экз. № 3 Тов. Мехлис Докладываю: Общая обстановка По заслуживающим внимания сведениям, исходящим из германских дипломатических кругов в Варшаве, Германией намечаются следующие мероприятия: Реакция Англии оценивается Берлином более слабой, чем это ожидалось, а потому Германия решила расширить свои действия в Восточной Европе присоединением Клайпеды и ударом по Румынии. Германский военно-воздушный атташе в Варшаве полковник Герстенберг по приказанию Геринга выезжает 24.3 в Бухарест с более серьезным ультиматумом к Румынии. Нажим на Кароля намечено производить вплоть до капитуляции. В связи с легкостью успеха в Чехословакии и Литве изменяется последовательность действий и вместо нажима на Запад решено ликвидировать сопротивление поляков. Однако имеется донесение из Берлина, по которому итальянский посол в Германии Аттолико, якобы, отправился в Рим с письмом Гитлера к Муссолини, в котором дается согласие на поддержку всех требований Муссолини. По конфиденциальным сведениям литовского телеграфного агентства от 17.3.39 г., во время пребывания Геринга в Италии был разработан план молниеносного захвата Корсики. За Корсикой должен последовать захват Туниса. При попытках Франции направить подкрепления в Тунис она наталкивается на итальянцев на Болеарских островах и на Франко в Испании. В случае начала Францией военных действий против Италии на помощь выступает Германия, захватывает Бельгию и Голландию и тем сковывает Францию, ставя ее под угрозу нападения с севера. По сведениям, исходящим из тех же литовских кругов, Словакия не будет превращена в протекторат, а останется формально независимой, но фактически подчиненной Германии страной. Это намечено, якобы, с той целью, чтобы другие страны — Румыния, Болгария, Югославия и даже Польша — могли бы также просить Германию о подобной защите. Польша в случае возможного соглашения между СССР, Францией и Англией должна оставаться на стороне Германии, за что ей обещаются некоторые территориальные прирезки1. Военные мероприятия в Германии По данным агентства Гавас, 21.3 состоялось совещание Гитлера с Браухичем и Кейтелем, в результате которого отдан приказ о спешном создании «линии Мажино» вдоль польской границы от Ратибора до моря. По сведениям из Ковно, в Скицгиррен (Восточная Пруссия) прибыл из Кенигсберга моторизованный дивизион; в Инстербурге воинские части пополнились людским составом, хотя официального объявления мобилизации и не было. Других передвижений и прибытия новых частей в Восточную Пруссию не наблюдалось. <...> Вр. начальника Разведывательного управления РККА комдив (ОРЛОВ) РГВА. Ф. 9. Оп. 29. Д. 493. Л. 30—33. Копия. Автограф. |
#159
|
||||
|
||||
![]()
http://doc20vek.ru/node/284
23 марта 1939 г. После утверждения Риббентропа, что ни Англия, ни Франция как стороны, подписавшие Мемельское соглашение 89, не прибегнут к вооруженному вмешательству, Гитлер выбрал такое время для присоединения Мемеля, чтобы дискредитировать и свести на нет дипломатические маневры Англии и Франции в Восточной и Центральной Европе, которые в связи с Мемелем, Чехословакией и другими случаями неоказания поддержки оставили Варшаву равнодушной. Поэтому польские официальные лица считают французский и британский зондаж не чем иным, как дипломатической «инсценировкой» и попыткой заставить Польшу и другие страны этого района влезть в драку вместо них. Кроме того, первоначальная реакция на присоединение Мемеля говорит о различном отношении к этому в Белграде, прибалтийских столицах и даже в Бухаресте. Нынешнюю позицию Польши можно охарактеризовать как лавирование среди беспорядочных событий в надежде, что, занимаясь только своими делами и приняв меры военной предосторожности для того, чтобы отразить возможную угрозу своим собственным границам, она не привлечет к себе пристального внимания Германии. К этой политике относятся следующие действия: a)Варшава дала отрицательный ответ на недавний запрос Каунаса, рассматривает ли Варшава возможное присоединение Мемеля как повод для начала военных действий; b) на вопрос британского, французского и румынского послов, выступит ли Польша в помощь Румынии в случае, если Румыния подвергнется вторжению с Запада, Бек ответил, что Польша не намеревается выступать до тех пор, пока она сама не подвергнется нападению; c) заместитель министра иностранных дел Арцишевский в ответ на настоятельное предложение британского посла неофициально изложить ему предполагаемую позицию Польши в случае, если Германия вскоре спровоцирует конфликт в Европе, ответил, что Польша, за исключением ее прямых обязательств по договорам с Румынией и Францией, выступит только в случае прямого нападения на нее, и тогда Польша будет бороться до последнего солдата. Более того, из опыта последних лет Польша усвоила, что рассчитывать на помощь извне нельзя. В этой связи мне ясно, что, несмотря на существующий союз 44, Бек убежден в том, что Польша не может рассчитывать на помощь Франции в польско-германском конфликте. Биддл Печат. по сб.: СССР в борьбе за мир... С. 270. Опубл. в изд.: Foreign Relations of the United States... Vol. I. P. 96-97. |
#160
|
||||
|
||||
![]()
http://doc20vek.ru/node/285
24 марта 1939 г. Делегация лейбористской партии и тред-юнионов посетила вчера Чемберлена и имела с ним разговор о международном положении. Делегация настаивала на принятии энергичных мер, требуя, чтобы английское правительство немедленно приняло на себя вполне определенные обязательства на континенте, в частности в Восточной Европе. Делегация также поддерживала наше предложение о конференции {{*}}. Премьер, видимо, учитывая состав делегации, грубо ругал Гитлера, подчеркивал наличие тесного контакта и сотрудничества с СССР, жаловался, что Польша создает затруднения, и под конец заявил, что английское правительство подготовляет «серьезные меры». У делегации осталось впечатление, что Чемберлен потерял весь свой оптимизм и действительно напуган. Вчера же несколько позднее Эттли {{**}} и Гринвуд {{***}} в парламенте имели разговор с премьером и прямо поставили ему вопрос, готово ли английское правительство принять на себя обязательства по военной защите от германской агрессии континентальных государств, включая восточноевропейские, Чемберлен ответил: «Да, готово». Сегодняшняя пресса, особенно «Дейли телеграф», под впечатлением румынской капитуляции по вопросу о торговом договоре с Германией 90 настойчиво требует от британского правительства спешного решения в том же духе. Капитуляция Кароля вызвала в парламентских кругах большое волнение, и в кулуарах палаты вновь возродилась дискуссия по вопросу о реорганизации кабинета. Известно, что Саймон и Хор выступают против военных обязательств в отношении Восточной Европы. Несмотря на вчерашнее заявление премьера лейбористским лидерам, я склонен думать, что и сам он, по существу, тоже против таких обязательств, ибо все еще не потерял надежды толкнуть Гитлера на восток, против СССР. Однако общественные настроения в стране, несомненно, крепнут, и традиционная вражда ко всякой державе, господствующей или явно стремящейся к господству над Европейским континентом, оживает в широких кругах консервативной партии. Эта вражда в особенности питается тем, что большинство консерваторов далеко не уверено в желании Гитлера пойти на риск войны с СССР, наоборот, очень многие думают, что против СССР он в ближайшее время не пойдет, а скорее, обеспечив себя сырьевыми и продовольственными ресурсами Балканских и Балтийских стран, так или иначе иммобилизовав Польшу, Гитлер всей своей в громадной степени возросшей мощью обернется против Запада. Вот почему не исключена возможность, что в ближайшем будущем Чемберлену придется всерьез решать вопрос: идти или не идти на принятие военных обязательств в отношении восточноевропейских стран. Полпред АВП СССР, ф. 059, оп. 1, п. 300, д. 2076, л. 28 — 30. Опубл. в сб.: СССР в борьбе за мир... С. 272-273. Здесь печатается по кн.: Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы в двух томах. Составитель МИД СССР. 1990. Документ № 223. Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://katynbooks.narod.ru/ Примечания {{*}} См. док. 198., 200. {{**}} Лидер английской лейбористской партии. {{***}} Член парламента, лейборист. 90^ Договор о развитии экономических отношений между Германией и Румынией, подписанный в Бухаресте 23 марта 1939 г., фактически поставил румын скую экономику под контроль Германии. X. Вольтат, подписавший этот договор от имени Германии, отмечал в докладе Г. Герингу, что в результате заключения договора «все страны Юго-Восточной Европы увидят, кто обладает поистине господствующей, опирающейся на экономические факторы, позицией на Дунае» (Akten zur deutschen auswärtigen Politik, 1918—1945. Ser. D. Bd. 6. S. 135).— 1 — 321, 325, 345, 434. Tags: МИД СССР Дата документа: 1939.03.24 Персоналии: Майский И.М. Страна и регион: Россия Дата: 24 марта, 1939 г. |
![]() |
Метки |
вмв |
Здесь присутствуют: 5 (пользователей: 0 , гостей: 5) | |
|
|