![]() |
#5001
|
|||
|
|||
![]()
http://doc20vek.ru/node/2458
8 января 1941 г. Спецсообщение Под прикрытием «Культурфербанда» в Литве с января мес[яца] 1939 года существует немецкая организация «Маншафт», насчитывающая в своих рядах около 600 человек членов. Центр «Маншафта» помещается в здании «Культурфербанда» в немецкой гимназии в Каунасе. При бывшем правительстве Сметоны «Маншафт» был официально зарегистрирован как объединение немецкой молодежи при «Культурфербанде», целью которого являлось, якобы, культурное восприятие немецкой молодежи. Как установлено агентурой, «Маншафт» по существу является полувоенной немецкой организацией, ведущей работу в Литве по заданиям германской разведки. Так, например, многие члены «Маншафта» являются организацией гитлеровских ударных отрядов «СА» на территории Литовской ССР. Членами «Маншафта» являются лица немецкой национальности в возрасте не свыше 40 лет. Организационно «Маншафт» построен по военному образцу. Во главе организации стоит «Маншафтолейтер», который подчинен в своей деятельности непосредственно руководителю нелегальной организации «СС» и Литве. Возглавляет «Маншафт» помещик барон фон-дер РОПН, проживающий в Паневеже. Непосредственным заместителем фон-дер РОПНА по «Маншафту» является работник «Культурфербанда» КУМФЕРТ Оскар, проживающий постоянно в Каунасе. «Маншафт» регулярно проводит военные занятия с членами организации, для чего в летнее время устраивает выезды за город. Теперь занятия ведутся в помещении немецкой гимназии. Там же помещается и «Культурфербанд». На занятиях изучают стрелковое дело и тактику. Многие члены «Маншафта» имеют собственное оружие. В составе «Маншафта» имеются также и женские отряды, которые, как и мужские отряды «Маншафта», занимаются военным делом. Женские отряды возглавляет немка БЕРНАТОВИЧ Лидия, 25 лет. Вся деятельность «Маншафт» разбита на небольшие группы - шары, насчитывающие не [79] более 10-15 человек в каждой такой группе. Во главе группы-шара стоят группслойры или шарлейты. В Каунасе «Маншафт» разделен на три группы. Во главе первой группы стоит РОКЕРТ Александр - студент. Отец РОКЕРТА служит сторожем в немецкой гимназии. Как сын, так и отец являются немецкими националистами, сторонниками Гитлера. Группфюрером второй группы является КНОПП Ивальд, 30 лет, работает на шелковой фабрике «Кауна Аудиняй» и группфюрером третьей группы - КРУКС Гарри, 32 года, работал ранее представителем немецких торговых фирм, проживает в Каунасе. Кроме того, агентурным путем выявлены следующие лица являющиеся руководителями «шаров» - МЕТТ Адольф (бежал нелегально в Германию). МЕТТ в прошлом является агентом литовской политической полиции. ЦИГЛЕР Эмиль, 25 лет, работает в конторе фирмы «АЭГ», проживает в Каунасе. АИОН Артур, <нрзб> Август и <нрзб>, также проживают в Каунасе. Также широко развернул свою деятельность «Маншафт» и на всей территории Литовской ССР. В ряде районов, где сконцентрировано наибольшее количество немецкого населения, «Маншафт» имеет свои филиалы и своих уполномоченных, через которых ведет организационную работу среди немецкой молодежи. Так, по словам <нрзб>, одного из руководителя «Культурфербанда», «Маншафт» имеет свои центры в следующих районах Литвы: Каунас, Вилковишки, Кальвария, Мариамполь, Кибарты, Кудирком-Наумести, Шакяй, Таураге, Шавли, Кайданы, Пренай и ряде других местечек Литвы. В тех местах, где «Маншафт» не имеет своих уполномоченных, вербовку и организацию ведут ближайшие по территориальности центры «Маншафта». Субсидируется «Маншафт» из Германии непосредственно через германское посольство в Каунасе. Все члены «Маншафта» имеют членские книжки и платят членские взносы в размере одного лита в месяц, имеют единую форму. Так, например, по распоряжению быв. немецкого посла в Литве ЦЕХЛИНА все члены организации «Маншафта» во время дежурств в немецких учреждениях должны носить форму, состоящую из серой рубахи, черных брюк-галифе, черных сапог, ремня с портупеей, черного галстука, на котором прикрепляется значок «Культурфербанда». Форменную одежду члены «Маншафта» носят только под пальто. «Культурфербанда» широко использует членов «Маншафта» в своей работе. По заданиям «Культурфербанда» члены «Маншафта» ходят по домам и немцам, где ведут агитацию за выезд в Германию, в порядке репатриа- [80] ции. Доводят до сведения немцев обо всех распоряжениях и указаниях «Культурфербанда», поступающих из Германии. Организуют и выплачивают денежные пособия немцами. «Маншафт» также широко используется германской разведкой для сбора шпионских сведений в Литве. Отдельные члены «Маншафта» специально разъезжают по районам расположения частей РККА и производят фотографирование военных и стратегических объектов. Так агент <нрзб> сообщает: «Насколько мне известно, члены «Маншафта» разъезжая по провинции, выполняют шпионские задания. С этой целью они выезжали в Вильно. Членов «Маншафта», разъезжающих по провинции я знаю, но фамилий их не помню. Разъезжая по провинции они часто меняют номера на автомашинах. Я сам заметил как <нрзб> приходил в штаб «Культурфербанда» и приносил под <нрзб> 10 автомобильных номеров, которые он прятал, стараясь, чтобы его никто не увидел. В разговоре со мной шофер «Маншафта» Рейхтас Вилюе мне говорил, что он тайно ездил в пограничную зону и пробыл там приблизительно неделю. На обратном пути за ним гнался советский автомобиль, но ему удавалось уйти от преследования. Разговаривая с шофером президента «Культурфербанда» РЕЙНИКЕРИС, последний мне также говорил, что он неоднократно выезжал в районы со специальными заданиями. РЕЙНИКЕРИС предупредил меня, чтобы я все это держал в строжайшей тайне, т.к. в противном случае меня могут убить». В сентябре мес. в штабе «Культурфербанда» состоялось собрание членом «Маншафта», на котором штабслейтер КУМФЕРТ Оскар выступая с инструктивным докладом, заявил: «Члены «Маншафта» должны держать в строжайшей тайне все, что происходит на тайных собраниях, о чем говорят и что собираются предпринимать. Член «Маншафта» должен быть правдивым и честным. Он должен быть националистом, готовым отдать свою голову за родину. Если член «Маншафта» куда-либо командируется для выполнения задания, то об этом никто не должен знать. Члены «Маншафта» должны быть [81] патриотами своей родины, но в то же время показывают себя патриотами той страны, в которой они живут. Стараться в совершенстве выполнять служебные обязанности, независимо в каком учреждении или предприятии работают». На этом же собрании штабслейтер КУМФЕРТ строго предупредил членом «Маншафта» быть осторожными в беседах на политические темы, особенно в общественных местах, как-то: гостиницах, ресторанах и кафе, и держать себя там так, чтобы не вызывать никаких подозрений местных властей. «Каждый член «Маншафта» должен хорошо знать свое окружение в политическом и стратегическом отношении, изучать страну. В случае войны с Советским Союзом, члены «Маншафта» должны быть первой помощью германской армии и стать ее проводниками в своей окрестности. В случае какого-либо переворота члены «Маншафта» в первую очередь должны забрать в свои руки телефонно-телеграфную сеть занять радиостанцию, железные дороги, милицию и другие учреждения, имеющие стратегическое значении. Члены «Маншафта» должны активно помогать высадке десантов». Также агентурно установлено, что «Маншафт» организует и ведет специальное наблюдение за «неблагонадежными» немцами, выявляя их связи с органами НКВД, за сотрудниками НКВД, конспиративными квартирами и автомашинистами НКВД. МЕРОПРИЯТИЯ: Весь выявленный руководящий состав «Маншафта» нами взят в активную агентурную раз-работку. Агентура, соприкасающаяся с деятельностью организации «Маншафта» специально озадачена на разработку и выявления членов организации и их деятельности. Вновь выявленные члены организации немедленно берутся в разработку Агентуре, работающей непосредственно по «Маншафту», даны задания выявлять места сборищ членов «Маншафта» и сообщать об указаниях, дающихся руководством «Маншафта». Через агентуру выя- [82] вляем имеющееся у членов «Маншафта» оружие и места хранения его. НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЛССР Ст. МАЙОР ГОСУДАРСТВЕН. БЕЗОПАСНОСТИ (ГУЗЯВИЧЮС) «8» января 1941 г. №1/39 LYA. Ф. К-1. On. 10. Д. 3. Л. 40 - 44. Подлинник. [83] Здесь приводится по изд.: Накануне холокоста: Фронт литовских активистов и советские репрессии в Литве, 1940-1941 гг.: Сборник документов / Сост. А.Р. Дюков. М.: Фонд «Историческая память», 2012. С. 79-83. Документ № 15. Tags: Нацизм Персоналии: Гузявичус А.А. Страна и регион: Литва Дата: 8 января, 1941 г. |
#5002
|
||||
|
||||
![]()
Телеграмма
Москва, 8 января 1941 — 16.45 Получена 8 января 1941 — 16.00 № 46 от 8 января На телеграмму № 36 от 7 января Совершенно секретно! Здесь уже циркулируют многочисленные слухи относительно ввода германских войск в Румынию; их количество определяется примерно в 200.000 (двести тысяч) человек. Здешние правительственные круги, радио и советская пресса еще не поднимали этого вопроса. О демаршах иностранных дипломатических миссий советскому правительству ничего не известно. Советское правительство проявляет повышенный интерес к этим переброскам войск и желает знать, какие цели эта концентрация войск преследует, в частности — как это может повлиять на Болгарию и Турцию (Проливы). Пожалуйста, пришлите мне соответствующие инструкции или, может быть, информируйте [советского посла] господина Деканозова в Берлине. Шуленбург |
#5003
|
||||
|
||||
![]()
08 января 1941 года (среда). 490-й день войны
|
#5004
|
||||
|
||||
![]()
В Бергхофе прошло совещание фюрера с главнокомандующим сухопутными войсками в присутствии начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил, начальника штаба оперативного руководства ОКБ (См. Стенограмма совещания)
|
#5005
|
||||
|
||||
![]()
http://www.doc20vek.ru/node/327
СТЕНОГРАММА СОВЕЩАНИЯ В СТАВКЕ ВЕРМАХТА 9 ЯНВАРЯ 1941 г. 12 часов 15 минут. Совещание фюрера с главнокомандующим сухопутными войсками в Бергхофе в присутствии начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил, начальника штаба оперативного руководства ОКБ, 1-го обер-квартирмейстера и начальника оперативного отдела генерального штаба сухопутных войск, начальника оперативного отдела главного командования военно-морских сил и начальника генерального штаба военно-воздушных сил. ...Главнокомандующий сухопутными войсками обращает внимание на то, что выделенные для операции «Марита» силы при всех условиях не смогут принять участия в Восточной операции. Фюрер считает, что соединения, предназначенные для обеспечения прикрытия со .стороны Турции, а также часть других соединений в скором времени, вероятно, можно будет использовать для участия в Восточной операции. В заключение он принимает еще решение полностью отменить операцию «Феликс». При продолжении совещания в 14 часов 45 минут фюрер в присутствии имперского министра иностранных дел дает следующую оценку общей обстановки. В свое время он оптимистически оценивал перспективы в кампаниях против Польши и на Западе, потому что трезвые рассуждения привели его к убеждению, что утверждения противников о наличии у них гигантского военного производства не могли соответствовать действительности по причинам экономического характера. Так, например, Германия производила больше стали, нежели Англия и Франция вместе взятые. Точно так же она выпускала значительно большее количество алюминия, нежели оба эти государства, и располагала большим количеством рабочей силы. Кроме того, в демократических странах невозможно увеличение экономического потенциала в такой мере, как в Германии. Анализ расходования финансовых средств вражескими державами приводил к тому же результату. В дополнение ко всему этому германские вооруженные силы имели решающее преимущество в развитии тактических и оперативных взглядов. Подобные выводы в области экономики, финансов и государственной системы являются верными. Они остаются действительными и сегодня при оценке обстановки. Норвегия прочно находится в наших руках, оборона ее обеспечена, высадка там англичан не ожидается, возможны лишь их рейды с целью держать нас в напряжении. Для оккупированных западных территорий существует только угроза со стороны английской авиации. Во Франции ситуация следующая: в обстановке всеобщего опьянения она вступила в войну, первое отрезвление наступило осенью 1939 г. Уничтожающий удар, который был нанесен ей летом 1940 г., явился для французов абсолютной неожиданностью и произвел соответствующее действие. Сейчас вследствие успехов греков в Албании наступил некоторый перелом в настроениях. На оккупированной территории Франции существует лишь одно желание, а именно, чтобы война как можно скорее кончилась. На неоккупированной территории часть населения и военных питает еще надежду на то, что произойдет перелом в обстановке. Эти люди готовы оказать Германии сопротивление. В остальном замечается растущая тенденция ничем не связывать себя. В еще большей степени это наблюдается в Северной Африке. Французский народ единодушно отвергает передачу Ниццы, Корсики и Туниса Италии. Совершенно очевидно, что движение, возглавляемое де Голлем, является нежелательным для французского правительства в Виши, но оно имеет во Франции много сторонников. Особую опасность представляет генерал Вейган, который определенно заявил маршалу Петену, что сделает Северную Африку самостоятельной, если правительство Петена начнет борьбу против Англии. Поэтому французское правительство находится в крайне затруднительном положении. В настоящее время антигерманские настроения усиливаются, хотя ответственные военные инстанции 'полностью сознают военную уязвимость и бессилие Франции. Подготовка к операции «Аттила» не осталась незамеченной. Поэтому тем более становится заметной у французов тенденция к выжиданию... Испания заняла нерешительную позицию. Хотя это и представляется малоперспективным, все же необходимо еще раз попытаться побудить Испанию к вступлению в войну. На Балканах дружественную позицию к державам оси занимает только Румыния, позиция Болгарии лояльная. Король Болгарии из страха оттягивал присоединение к тройственному пакту. Следствием этого явился нажим со стороны русских... теперь Болгария решила присоединиться к тройственному пакту. Югославия занимает отрицательную позицию к державам оси. Она хочет выиграть, не вмешиваясь активно, и оставляет за собой принятые решения. в данных странах изменение обстановки не в пользу Германии исключено. Если даже будет утрачена Северная Африка, восстановится положение, существовавшее до 25 июня 1940 г. Таким образом, общая обстановка является для Германии значительно более благоприятной, нежели это было к 1 сентября 1939 г. Высадка в Англию была бы возможной лишь в том случае, если бы было достигнуто полное господство в воздухе и в стране произошло бы определенное замешательство. Иначе высадка является преступлением. Англичане преследуют в войне конечную цель — разгромить Германию на континенте. Но собственных сил для этого у них недостаточно. Вследствие борьбы на двух далеко удаленных друг от друга театрах войны английский военный флот ослаблен как никогда, а его сколько-нибудь решающее усиление невозможно. На английской авиации весьма отрицательно сказались затруднения в снабжении Англии сырьем вследствие прекращения подвоза (прежде всего алюминия) и ущерба, нанесенного немецкой воздушной и морской войной английской промышленности. Сама авиационная промышленность пострадала настолько, что наступило не увеличение, а снижение производства 1). Эту борьбу против промышленности немецкая авиация должна продолжать еще с большей планомерностью, нежели это было до сих пор. Что же касается, наконец, английской армии, то она неспособна осуществить вторжение. Что поддерживает Англию, так это надежда на США и Россию ибо уничтожение английской метрополии со временем неизбежно. Но Англия надеется продержаться до тех пор, пока она не создаст крупный континентальный блок против Германии. Дипломатическую подготовку в этом направлении можно ясно видеть. ...Англичан поддерживает надежда на возможность вмешательства русских. Они лишь тогда откажутся от сопротивления, когда будет разгромлена эта их последняя континентальная надежда. Он, фюрер, не верит в то, что англичане «безнадежно глупы»; если они не будут видеть никакой перспективы, то прекратят борьбу. Если они проиграют, то никогда не найдут в себе моральных сил сохранить империю. Если же они смогут продержаться, сформировать 30—40 дивизий, и если США и Россия окажут им помощь, тогда создастся весьма тяжелая для Германии обстановка. Этого допустить нельзя. До сих пор он [Гитлер] действовал по принципу наносить удар по важнейшим позициям противника, чтобы еще на один шаг продвинуться вперед. Поэтому теперь необходимо разгромить Россию. Тогда либо Англия сдастся, либо Германия будет продолжать борьбу против Англии при самых благоприятных условиях. Разгром России позволит также и Японии обратить все свои силы против США. А это удержало бы последние от вступления в войну. Особенно важен для разгрома России вопрос времени. Хотя русские вооруженные силы и являются глиняным колоссом без головы, однако точно предвидеть их дальнейшее развитие невозможно. Поскольку Россию в любом случае необходимо разгромить, то лучше это сделать сейчас, когда русская армия лишена руководителей и плохо подготовлена и когда русским приходится преодолевать большие трудности в военной промышленности, созданной с посторонней помощью 2). Тем не менее и сейчас нельзя недооценивать русских. Поэтому немецкое наступление должно вестись максимальными силами. Ни в коем случае нельзя допустить фронтального оттеснения русских. Поэтому необходимы самые решительные прорывы. Важнейшая задача состоит в быстром отсечении района Балтийского моря; для этого необходимо создать особенно сильную группировку на правом крыле немецких войск, которые будут наступать севернее Припятских болот. Хотя расстояния в России и большие, но они не больше расстояний, с которыми уже справились германские вооруженные силы. Цель операции должна состоять в уничтожении русских вооруженных сил, в захвате важнейших экономических центров и разрушении остальных промышленных районов, прежде всего в районе Екатеринбурга 3); кроме того, необходимо овладеть районом Баку. Разгром России будет означать для Германии большое облегчение. Тогда на Востоке необходимо будет оставить лишь 40—50 дивизий, численность сухопутной армии можно будет сократить и всю военную промышленность использовать для вооружения военно-воздушных и военно-морских сил. Затем необходимо будет создать надежное зенитное прикрытие и переместить важнейшие промышленные предприятия в безопасные районы. Тогда Германия будет неуязвима. Гигантские пространства России таят в себе неисчислимые богатства. Германия должна экономически и политически овладеть этими пространствами, но не присоединять их к себе. Тем самым она будет располагать всеми возможностями для ведения в будущем борьбы против континентов, тогда никто больше не сможет ее разгромить. Когда эта операция будет проведена, Европа затаит дыхание. Примечания 1) В результате воздушного наступления на Англию летом и осенью 1940 г. немецкой авиации не удалось ослабить английскую авиационную промышленность и сократить выпуск ею самолетов. За июнь—август 1940 г. Англия, например, производила почти в два раза больше истребителей, чем Германия 2) Это еще одно лишнее свидетельство тех ложных представлений, которые гитлеровское руководство имело о Советском Союзе. Советский народ создал оборонную промышленность своим героическим трудом, без посторонней помощи. 3) Свердловск. Здесь печатается по книге "Совершенно секретно! Только для командования!". Стратегия фашисткой Германии в войне против СССР. Документы и материалы. Составитель полковник В.И. Дашичев, М. 1967 Tags: ВОвСтенограмма Дата документа: 1941.01.09 Страна и регион: Германия Дата: 9 января, 1941 г. |
#5006
|
||||
|
||||
![]()
— в 1941 г. военный инженер I ранга, начальник отделения Отдела военной технико-экономической информации Разведуправления Генштаба Красной Армии
|
#5007
|
||||
|
||||
![]()
https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011335
09.01.1941 № 665027сс Совершенно секретно Экз. № 1 1. Авиация. 1. На фронте в Китае появился новый японский одноместный истребитель с мотором мощностью не менее 1000 л.с. (двухрядная звезда). Максимальная скорость самолета 450–480 км/час, хорошая скороподъемность под углом около 60°. Размах крыла 12–13 м, убирающиеся шасси. Вооружение: две 20 мм пушки в крыле (скорострельность около 600 м/мин.) и два синхронных пулемета. Самолет оборудован радиостанцией с жесткой антенной. Имеется подвесной бензиновый бак цилиндрической формы, длиной 170–180 см. Продолжительность полета с подвесным баком 6–6,5 часа. Новый истребитель японцы используют для сопровождения своих бомбардировщиков и в качестве штурмовиков для действий, главным образом, по аэродромам. В последнем случае самолет пикирует с высоты 800–1000 м и на высоте 200–300 м резко выходит из пике, набирая высоту под углом 60–70°. Огонь при этом ведется одновременно из пушек и пулеметов короткими очередями. В операциях новые истребители ходят группами не менее 7–9 единиц. ПРИМЕЧАНИЕ: Есть основания считать, что самолет является новым японским истребителем марки И-98, который впервые появился еще в начале 1940 года (летные данные до сих пор известны не были). Можно предполагать, что сейчас выпущена большая серия этих машин, которые и направлены в Китай на испытания в боевых условиях. 2. На заводе ЧКД (Протекторат) для германских ВВС изготовляются планеры, предназначенные для переброски пехотных десантов на буксире самолетов. Размах крыла планера 25 м, вес пустого 680 кг. Экипаж 2 человека (пилот и летнаб) и 8 человек пехоты в полном снаряжении. Кроме того, из Германии получен заказ на 400 штук 25-местных планеров. 3. На заводе фирмы Авиа (Протекторат) идут работы по переоборудованию германских 40-местных пассажирских самолетов Юнкерс Ю-90 для войсковых перебросок. Устраиваются приспособления для погрузки в них, кроме людского состава, также танков, пушек и др. вооружения. 4. Парашютисты германских парашютных десантных отрядов снабжены автоматическими ружьями и запасом патронов 200 штук. Некоторые из них имеют складные велосипеды, портативные рации и инструменты для подрывных работ. В качестве продовольственного запаса каждый парашютист получает концентраты в виде таблеток на одну неделю. 5. В Германии сейчас находится на испытании пятиступенчатый нагнетатель для авиационных двигателей. Первое испытание проводится в высотной камере. 6. Большая часть оборудования польских авиационных испытательных учреждений увезена в Германию и передана научно-исследовательскому институту ВВС в г. Рехлин. Известно, что в Рехлин доставлено 18 вагонов одного только оборудования моторных испытательных установок. 7. В Италии принят на снабжение ВВС и поступил в серийное производство 18-цилиндровый 3-блочный авиационный двигатель «Asso L180 JRCC-45» фирмы Изотта-Фраскини. Мощность двигателя 1500 л.с. на взлете. 8. На полигоне в Семтине (Протекторат) находится на испытаниях авиационная бомба из фаянса. Вес бомбы 80 кг. В качестве взрывчатого вещества используется экразит. 9. Завод фирмы Остин в Бирмингаме (Англия) прекратил выпуск легких одномоторных бомбардировщиков фирмы «Беттл» и приступил к постройке 4-моторных бомбардировщиков. Характеристика нового бомбардировщика неизвестна. До сих пор тяжелых, 4-моторных бомбардировщиков на вооружении английских ВВС не было. 10. На государственном авиационном заводе № 2 в Бирмингаме (Англия) поступил в серийное производство новый истребитель (он же бомбардировщик), имеющий максимальную скорость 700–750 км/час. (Остальные данные неизвестны). На этом заводе строятся также мощные авиационные моторы «Геркулес III» фирмы Бристоль. Основные данные мотора «Геркулес III»: 14-цилиндровая звезда воздушного охлаждения, бесклапанный (с гильзовым распределением), литраж — 38,7 л., максимальная мощность 1500 л.с., диаметр звезды 1320 мм. ПРИМЕЧАНИЕ: По данным, полученным ранее, мощность двигателя «Геркулес III» не превышает 1350 л.с. В серийное производство мотор пущен впервые, до сих пор он считался опытным. 11. В США уделяется большое внимание разработкам механизированных турелей для авиационных пулеметов. Фирма «Форд Инструмент Ко» сейчас строит механизированную турель с силовым электромагнитным приводом и прицелом, построенным на принципе учета относительной угловой скорости цели. Турель предназначается для 12,7 мм авиационных пулеметов, устанавливаемых в носовых кабинах. Особенностью привода этой турели является наличие автостабилизации всей установки при резких маневрах самолета. Прицел и турель органически связаны между собой; при такой системе стрелок полностью освобождается от определения ракурса самолета — цели, и все его функции сводятся к тому, чтобы непрерывно удерживать цель на перекрестье. Такие прицелы в 3–4 раза повышают вероятность поражения цели. ПРИМЕЧАНИЕ: Краткое описание турели и прицела с принципиальными схемами механизмов направлено в ГУВВС и ВВА им. Жуковского. 12. Американская фирма Раббер Ко провела испытания нового типа брони для самолетов. Новая броня представляет собой комбинацию стальных и резиновых листов. По заявлению фирмы эта броня обладает такой же пуленепроницаемостью, как и обыкновенная стальная, но имеет на 20 % меньший вес на единицу поверхности. 13. На авиационном заводе в Протекторате (по-видимому, на заводе фирмы Летов) строятся двухмоторные самолеты германской фирмы Фокке-Вульф FW-189 в двух вариантах: первый вариант марки FW-189 А-1 (ближний разведчик), второй — FW-189 Б-1 (учебный, предназначенный для обучения слепым полетам и для тренировки радистов). Первые экземпляры этих самолетов были построены в Германии в 1939 г. 14. Все авиационные заводы на оккупированной немцами территории Франции прикреплены к крупным авиационным фирмам Германии (Юнкерс, Хейнкель, Дорнье, Мессершмитт, Даймлер-Бенц и др.). Во главе заводов поставлены лица, назначенные германскими фирмами. На захваченных авиационных заводах налаживается производство как целых самолетов германских марок, так и отдельных деталей и агрегатов, отправляемых на заводы в Германию. 15. На авиационном заводе в Нанте-Бужене фирмы СНЦАО (Франция) выполняется заказ на 700 истребителей Моран-Сольнье 410. Этот самолет, по-видимому, является дальнейшим развитием известного французского истребителя Моран-Сольнье 407, принятого на вооружение ВВС Франции в 1938/39 гг. 16. Завод по производству пластмасс в Кенигсберге производит листы размером 510x165 см, предназначенные для постройки самолетов. Выпускается 600–700 таких листов в сутки. Продукция завода отправляется в Берлин, Лейпциг и Бремен. ПРИМЕЧАНИЕ: Можно предположить, что продукция завода идет на опытное строительство самолетов из пластмассы. До сих пор сведений о производстве в Германии таких самолетов не было. 17. Из практики эксплуатации авиационных двигателей при налетах на Англию установлено, что германские двигатели Юмо-211 ВА и 211 F фирмы Юнкерс, которыми снабжены пикирующие бомбардировщики Ю-87 и Ю-88, имеют ряд существенных недостатков. У обоих моторов оказались слабыми шатуны, а у двигателя Юмо-211 F, кроме того, оказалась недостаточной смазка. В связи с этим произошла некоторая задержка в производстве названных двигателей, а отсюда и в поставке для ВВС бомбардировщиков Ю-87 и Ю-88. Обнаруженные у двигателя недостатки сейчас устраняются. 18. В Германии форсированными темпами ведутся испытания воздушных винтов изменяемого шага с деревянными лопастями системы фирмы Шварц. В научно-исследовательском авиационном институте ДФЛ в настоящее время находятся на испытаниях винты с деревянными лопастями для всех видов самолетов. На заводах фирмы Шварц в Берлине ведутся интенсивные исследовательские работы по увеличению прочности облагороженной древесины. ПРИМЕЧАНИЕ: До настоящего времени на всех военных самолетах Германии устанавливались металлические винты изменяемого шага с электрическим приводом. Винты с деревянными лопастями фирмы Шварц, не имеющие больших преимуществ перед металлическими ни по стоимости, ни по весу и уступающие в прочности, применялись лишь в незначительном количестве. 19. Для испытания воздушных винтов изменяемого шага в условиях низких температур в лаборатории германского научно-исследовательского института ДФЛ имеется специальная термобарокамера объемом около 3 м3. Установка оборудована компрессором с электромотором. Понижение температуры до 50° С достигается с помощью углекислоты за 10–11 часов работы компрессора. 20. В Швецию прибыли закупленные в Германии 50 авиационных моторов и столько же воздушных винтов. (Какие именно моторы и винты были закуплены, неизвестно). 21. Итальянское правительство закупило в Германии ряд лицензий на производство объектов материальной части для ВВС; среди них лицензии на двигатели Даймлер-Бенц, самолеты (марки неизвестны) и оборудование для непосредственного впрыска фирмы Бош. Кроме того, Италия заказала фирме Юнкерс 100 пикирующих бомбардировщиков Ю-37, из которых 20 шт. уже фирмой поставлены. 22. В Англии поступили на испытания 2 новых типа истребителей. Один из них 2-местный, двухмоторный истребитель «Бьюфорт-Бой», вооруженный 4 пушками, установленными в носовой части фюзеляжа, 4 пулеметами в крыльях и 4 пулеметами на турельной установке в задней кабине. Другой — одномоторный истребитель «Уирлуинд», снабженный мотором Роллс-Ройс «Мерлин», с расчетной скоростью 720 км/час. Вооружение — 4 пушки. ПРИМЕЧАНИЕ: Истребитель «Бьюфорт-Бой», по-видимому, является развитием двухмоторного бомбардировщика — разведчика «Бьюфорт» фирмы Бристоль, принятого на вооружение в 1939 г. Сведения о вооружении самолета 4 пушками и 8 пулеметами, вероятно, преувеличены. Какой фирмой построен истребитель «Уирлуинд» — сведений нет. 23. На самолетостроительном заводе американской фирмы Райт в настоящее время производится около 650 авиационных и танковых моторов в месяц. Предполагается, что в декабре 1940 г. выпуск моторов возрастет до 965 и к марту 1941 г. 1000 шт. в месяц. 24. Принятые ранее на вооружение итальянских ВВС бомбардировщики Капрони Са-310, 311 и 313, как оказалось, имеют неудовлетворительную устойчивость. Поэтому в настоящее время на снабжение ВВС они не поступают, а идут в небольшом количестве на экспорт. 25. Итальянская государственная комиссия забраковала находившийся на испытании новый пикирующий бомбардировщик Капрони Са-321. Опытные экземпляры этого самолета не выдерживают нагрузок, возникающих при пикировании, вследствие чего появляются деформации плоскости. Летные данные самолета неизвестны. 26. Производственная мощность английской авиационной промышленности за последнее время характеризуется следующими цифрами: Производство самолетов в августе и сентябре 1940 г. Тип самолета В августе В сентябре Бомбардировщиков 459 343 Истребителей 549 480 Других самолетов 759 617 Всего 1767 1440 ПРИМЕЧАНИЕ: Уменьшение выпуска самолетов в сентябре объясняется бомбардировкой некоторых авиационных заводов германской авиацией. Производство самолетов за неделю с 12 по 19 октября 1940 года Фирма и название самолета Тип самолета Количество Бристоль «Бленхейм» Бомбардировщик 37 Виккерс «Веллингтон» Бомбардировщик 23 Армстронг-Уитворт «Уитли» Бомбардировщик 4 Хаукер-Харрикен Истребитель 55 Супермарин «Спитфайр» Истребитель 25 Бомбардировщиков, разведчиков и истребителей других типов 70 Учебных 114 Морских 36 Разных 11 Всего 375 ПРИМЕЧАНИЕ: Двухмоторные бомбардировщики «Бленхейм» и «Уитли», а также и одномоторные истребители «Харрикен» и «Спитфайр» являются основными боевыми самолетами ВВС Англии. В 1939 году за эту же неделю было выпущено всего 17 самолетов. Производство моторов, аэростатов заграждения и ремонт самолетов За какой период Моторов Аэростатов заграждения Ремонт самолетов Поступило в ремонт Выпущено из ремонта За неделю с 12 по 19 октября 1940 г. 541 289 146 238 За тот же период 1939 г. 323 40 – – Количество самолетов, находящихся на складах на 18 октября 1940 года Фирма и название самолета Тип самолета Количество Бристоль «Бленхейм» Бомбардировщик 160 Виккерс «Веллингтон» Бомбардировщик 78 Армстронг-Уитворт «Уитли» Бомбардировщик 20 Хаукер-Харрикен Истребитель 91 Супермарин «Спитфайр» Истребитель 91 Самолетов других типов 267 Всего 707 27. Американская фирма Райт продолжает испытания турбокомпрессора на моторе «Циклон-100», установленном на самолете Нортроп-Гамма. Испытываемый турбокомпрессор имеет следующие данные: 1. Вес установки 34 кг 2. Диаметр диска турбины 280 мм 3. Диаметр крыльчатки нагнетателя 280 мм 4. Высота лопатки 25,4 мм 5. Обороты крыльчатки 30 000 об/мин. Давление постоянно до высоты 8000–8500 и равно 860 мм рт. ст. Турбокомпрессор построен еще в 1936 г., но первые его испытания были неудовлетворительны ввиду больших трудностей с материалом для лопаток. В настоящее время фирма, по-видимому, достигла некоторых успехов в этом отношении. 28. Принятый на вооружение германских ВВС бомбардировщик Мессершмитт «Ягуар» является модернизацией двухмоторного истребителя Мессершмитт Ме-110, в который были внесены следующие изменения: а) Установлены более мощные двигатели ДВ-601А-1, развивающие взлетную мощность в 1300 л.с. каждый. б) Изменена конструкция задней огневой точки. Увеличен сектор обстрела (стрельбу можно вести без поднятия фонаря). в) В связи с увеличением нагрузки несколько изменена конструкция шасси. Самолеты имеют броню общим весом 140–160 кг. В носовой части фюзеляжа во все его поперечное сечение установлена бронированная плита. Сиденья летчика и стрелка также бронированы. Боковые стенки фюзеляжа не бронируются, т.к. считают, что моторы являются надежным прикрытием. Козырек и фонарь выполнены из плексигласа, сопротивляемость которого усилена (способ усиления не установлен; имеется предположение о невозможности усиления механическим добавлением в состав какого-то материала). С ближних дистанций пуля пробивает указанное остекление, но убойная сила ее значительно ослабляется. Самолет снабжен резиновой лодкой, помещающейся в хвостовой части фюзеляжа, в случае необходимости лодка при помощи специального троса притягивается в кабину. Максимальная скорость самолета на высоте 7000 м — 510–515 км/час. Дальность полета 1200 км. Стрелковое вооружение самолета состоит из 2 пушек и 3 пулеметов. Бомбовая нагрузка 1200 кг. Бомбы подвешиваются под фюзеляжем (1000 кг) и под крыльями (по 100 кг). 29. Германская фирма Юнкерс выпустила опытную серию пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-88 в варианте двухместного двухмоторного истребителя. Стрелковое вооружение этого самолета значительно усилено: на самолеты установлены две пушки и пять пулеметов (4 для стрельбы вперед и один назад). Бомбардировочное вооружение отсутствует. Опытная серия выпущена в количестве 50 самолетов. 30. На заводе фирмы Хейнкель в Ораниенбурге прекращено серийное производство самолетов Не-111. Завод переоборудован для производства фюзеляжей и крыльев пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-88. ПРИМЕЧАНИЕ: Бомбардировщик Хейнкель Не-111 был принят на вооружение еще в 1936 г. и до настоящего времени является одним из основных самолетов этого типа, состоящих на вооружении германских ВВС. Можно предположить, что снятие с производства этого самолета вызвано тем, что он как по конструкции, так и по своим летно-техническим данным значительно устарел и уступает новым германским самолетам. 31. В конструкцию германского истребителя Мессершмитт Me-100 внесен ряд изменений, повышающих летно-боевые качества самолета. В частности имеются следующие сведения: — На самолете установлена броня впереди летчика, а также бронировано сиденье. Необходимо отметить, что в настоящее время броня устанавливается не только на самолетах, выпускаемых с завода, но и на всех самолетах, находящихся в частях, расположенных во Франции и Бельгии. — Под фюзеляжем установлены замки для подвески мелкокалиберных бомб. — Самолет снабжен резиновой лодкой. Кроме того, внесен ряд других мелких изменений. 32. Германская фирма Юнкерс в настоящее время строит новый одноместный одномоторный истребитель, который будет снабжен дизельмотором Юмо-207, мощностью 950 л.с. Других данных о самолете не имеется. Врид. начальника отдела ВТЭИ РУ Генштаба Красной Армии бригинженер (Панфилов) Начальник 1 Отделения отдела ВТЭИ военинженер 1 ранга (Мелкишев) РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 651. Лл. 102–114. Машинопись на типографском бланке: «НКО СССР. Генеральный штаб Красной Армии. Разведывательное управление. Отдел ВТЭИ». Имеется виза-обращение начальника РУ Генштаба Красной Армии генерал-лейтенанта Голикова к наркому авиационной промышленности СССР. Подлинник. Автограф. Последний раз редактировалось Δημόκριτος; 24.05.2022 в 21:22. |
#5008
|
||||
|
||||
![]()
(24.11.1898–29.09.1990) — германский дипломат. В 1939 г. тайный советник, заведующий восточноевропейской референтурой политико-экономического отдела МИД Германии. Глава германской делегации на переговорах с СССР по экономическим и торговым вопросам (1939–1940). В марте 1945 г. был направлен Риббентропом в Стокгольм для возможных переговоров с союзниками.
|
#5009
|
||||
|
||||
![]()
https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011337
09.01.1941 Совершенно секретно (особая папка) Шуленбург заявляет, что Германское правительство принимает последнее предложение Советского правительства о компенсации за «кусочек» Литвы. Германское правительство согласно получить одну восьмую часть суммы поставками цветных металлов в течение трех месяцев и остальные семь восьмых — золотом, путем вычета из германских платежей, которые должно произвести Германское правительство до 11 февраля с.г. по Хозяйственному Соглашению 1941 года. Шуленбург передает тов. Молотову проект секретного Протокола (приложение № 1). По ознакомлении с Протоколом т. Молотов говорит, что он согласен с этим проектом, но со своей стороны он считал бы целесообразным в тексте Протокола, где говорится: «Выплата суммы в 31,5 млн. германских марок будет произведена нижеследующим образом: одна восьмая — поставками цветных металлов в течение трех месяцев со дня подписания настоящего Протокола, остальные семь восьмых — золотом, путем перерасчета с германскими платежами золота...» — указать, чему равна одна восьмая часть суммы в германских марках. Кроме того, сказать: не «путем перерасчета с германскими платежами золота», а «путем вычета из германских платежей золота». Тогда этот абзац будет иметь следующую редакцию: «Выплата суммы в 31,5 млн. германских марок будет произведена нижеследующим образом: одна восьмая, а именно 3.937.500 германских марок, поставками цветных металлов в течение трех месяцев со дня подписания настоящего Протокола, остальные семь восьмых, а именно 27.562.500 германских марок, золотом путем вычета из германских платежей золота» и далее без изменений. Шуленбург и Шнурре соглашаются с этим предложением тов. Молотова. Далее т. Молотов передает Шуленбургу проект письма относительно редемаркации и демаркации нового участка советско-германской границы от реки Игарка до Балтийского моря (приложение № 2)1. Тов. Молотов говорит, что на этом участке границы частично будет необходима редемаркация, а не демаркация, поэтому в письме упоминается также и редемаркация. Шуленбург соглашается с этим проектом письма. Шуленбург говорит, что в германских ратификационных грамотах к Договору о правовых пограничных отношениях между СССР и Германией не оказалось одного протокола, о котором есть упоминание в ст. 26 Договора. Так как грамоты уже готовы и подписаны Гитлером и Риббентропом, то необходимо послать их в Берлин с тем, чтобы дополнительно был приложен этот Протокол. Поэтому пока нельзя произвести обмен ратификационными грамотами. Тов. Молотов говорит, что этот обмен можно отложить и произвести его в дальнейшем, как только будут готовы ратификационные грамоты. Шнурре передает тов. Молотову проект письма по вопросу о компенсации за «кусочек» Литвы, которым должны обменяться тов. Микоян и Шнурре (приложение № 3)2. По ознакомлении с ним т. Молотов спрашивает Шнурре, есть ли необходимость повторять еще раз цифры в этом письме. Шнурре говорит, что такая необходимость имеется. Германское правительство должно уплатить Советскому правительству до 11 февраля с.г. 45 млн. германских марок золотом, из них 22 млн. за счет золотых платежей для покрытия дефицита и 23 млн. — для уплаты за зерновые поставки из Бессарабии. Таким образом, 27,9 млн. германских марок покрываются 22 миллионами германских марок и остальные недостающие 5.570 тыс. германских марок — из 23 млн. германских марок платежей за зерновые поставки из Бессарабии. Тов. Молотов говорит, что он точно не помнит, какие суммы должна внести германская сторона, и что этот вопрос следует согласовать с т. Микояном. Тов. Молотов не возражает против такого обмена письмами между т. Микояном и Шнурре. Что же касается цифр и о цветных металлах, то об этом нужно договориться с тов. Микояном. Шнурре выражает пожелание уже сегодня договориться с тов. Микояном по этому вопросу, а завтра произвести обмен письмами. Тов. Молотов соглашается с этим и говорит, что он даст необходимые указания тов. Микояну. Затем т. Молотов говорит, что теперь, таким образом, все разногласия ликвидированы. Необходимо сегодня закончить все вопросы, а завтра подписать советско-германские соглашения. Шуленбург и Шнурре выражают свое согласие. По окончании беседы т. Молотов приглашает Шуленбурга и Шнурре на обед, который он даст в честь Шуленбурга 11 января. Записал Ленский АВП РФ. Ф. 06. Оп. 3. П. 1. Д. 4. Лл. 29–30. Машинопись. Заверенная копия. Приложение 1 Секретный протокол Москва, 10 января 1941 года По уполномочию Правительства Союза ССР Председатель СНК СССР В.М. Молотов, с одной стороны, и по уполномочию Правительства Германии Германский посол граф фон дер Шуленбург, с другой стороны, согласились о нижеследующем: 1. Правительство Германии отказывается от своих притязаний на часть территории Литвы, указанную в Секретном Дополнительном Протоколе от 28 сентября 1939 года и обозначенную на приложенной к этому Протоколу карте. 2. Правительство Союза ССР соглашается компенсировать Правительству Германии за территорию, указанную в пункте 1 настоящего Протокола, уплатой Германии суммы 7.500.000 золотых долларов, равной 31 миллиону 500 тысяч германских марок. Выплата суммы в 31,5 миллиона германских марок будет произведена нижеследующим образом: одна восьмая, а именно: 3.937.500 германских марок, поставками цветных металлов в течение трех месяцев со дня подписания настоящего Протокола, а остальные семь восьмых, а именно 27.562.500 германских марок, золотом, путем вычета из германских платежей золота, который германская сторона имеет произвести до 11 февраля 1941 года на основании обмена письмами, состоявшегося между народным комиссаром внешней торговли Союза ССР А.И. Микояном и Председателем германской экономической делегации г. Шнурре в связи с подписанием «Соглашения от 10 января 1941 года о взаимных товарных поставках на второй договорный период по Хозяйственному Соглашению от 11 февраля 1940 года между Союзом ССР и Германией». 3. Настоящий Протокол составлен в двух оригиналах на русском и в двух оригиналах на немецком языках и вступает в силу немедленно по его подписании. По уполномочию Правительства СССР В. Молотов За Правительство Германии Шуленбург ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Указанные в настоящем списке количества зерновых и бобовых включают также поставки кормовых хлебов по второму году Кредитного Соглашения от 19.VIII-1939 г. 2. В указанные количества нефтепродуктов включаются нефтепродукты, подлежащие поставке по Дрогобычскому соглашению за время с 28 сентября 1940 года по 1 августа 1942 года. 3. Каждая из обеих сторон может предложить изменения в составе поставок. Если другая сторона такое предложение отклонит, то остается в силе порядок настоящего списка. АВП РФ. Ф. 06. Оп. 3. П. 1. Д. 4. Л. 31. Машинопись. Заверенная копия. |
#5010
|
||||
|
||||
![]()
https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011779
Начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии 8 мая Маргарит сообщил сведения, полученные от офицеров: 1. Из Западной Македонии через Турцию идут в Ирак официальным порядком немецкие войска. 2. На советско-польской границе 60 немецких дивизий. 3. Германия готовится начать военные действия против СССР летом 1941 года до сбора урожая. Через 2 месяца должны начаться инциденты на советско-польской границе. Удар будет нанесен одновременно с территории Польши, с моря на Одессу и с Турции на Баку. 4. [В] Добрудже и Дунае сосредоточены торпедные катера и подводные лодки немецкого флота. Данные о нахождении немецких войск в Турции уже получал от Боевого. Считаю первый пункт правдоподобным. Остальные пункты проверить трудно. ЦА МО РФ. Оп. 24119. Д. 1. Лл. 762–763. Заверенная копия. Пометы: «НО-9. Запрос: «Из Софии дважды сообщено, что немецкие войска официально уже идут через Турцию в Ирак. Верно ли это? Голиков. 9.05.41 г.». Запрос дан 9.05.41 г. |
![]() |
Метки |
вмв |
Здесь присутствуют: 11 (пользователей: 0 , гостей: 11) | |
|
|