![]() |
#6151
|
||||
|
||||
![]()
https://byacs.livejournal.com/614826.html
December 22nd, 2017 Все просто и ясно: Это 1940 г. так коммунисты хронически не готовились к войне! |
#6152
|
||||
|
||||
![]()
http://www.world-war.ru/vtorzhenie-n...ciya-merkurij/
18 мая 2015| Хатчинг Меган и Макгиббон Ян перевод с англ. Белоглазова Все началось на рассвете 20 мая 1941 года. Многие из 7700 расквартированных на Крите новозеландских солдат завтракали, когда сотни немецких транспортных самолетов – некоторые из них буксировали планеры – c рокотом ворвались в небо над средиземноморским островом. Неожиданно небо наполнилось тысячами парашютистов немецких воздушно-десантных войск. Немецкие парашютисты над Критом. Немецкие парашютисты над Критом Так начиналась битва, позже получившая название сражения на Крите. В течение 12 дней войска Новой Зеландии, Британии, Австралии и Греции, при поддержке жителей Крита, отчаянно пытались отразить массированную воздушную атаку немцев. Им это почти удалось. Многие новозеландские солдаты смогли покинуть Крит, но нескольким тысячам из них не так повезло: более 2000 были взяты в плен, 671 человек погибли. Среди эвакуированных были Чарльз Апхэм и Альфред Хальме, которые впоследствии были награждены Крестом Виктории за участие в боевых действиях на Крите. Некоторые из новозеландских солдат были укрыты местными жителями Крита, которые и по сей день помнят их роль в этом сражении. Обзор Сражение на Крите было одним из драматичных в ходе Второй мировой войны. За 12 дней в мае 1941 года смешанные войска Новой Зеландии, Британии, Австралии и Греции отчаянно пытались отразить массированную воздушную атаку со стороны Германии. Несмотря на огромные потери, воздушно-десантным войскам противника удалось закрепиться на острове, а впоследствии и одержать победу. Сражение закончилось эвакуацией в Египет большей части войск Союзников. Греческая кампания Остров Крит стал целью Германии вслед за стремительной оккупацией материковой части Греции в апреле 1941 года. Немецкие войска хлынули на территорию Балкан, быстро победив Югославию и обойдя с флангов греческие пограничные войска. 2-ая новозеландская дивизия – часть сил Британского Содружества, поспешно переброшенных для помощи Греции – вскоре была в центре событий. В меньшинстве по части вооружения и численно, солдатам дивизии пришлось осуществить отход с боем на юг страны. В течение последней недели апреля более 50 000 солдат союзных войск были эвакуированы с материковой Греции, включая большую часть 2-ой новозеландской дивизии. В этой короткой кампании было убито почти 300 новозеландцев, и 1800 человек были взяты в плен. Теперь противник обратил свое внимание на Крит. Немецкое главное командование рассматривало варианты захватить остров или сфокусировать свои усилия на запланированном вторжении в Советский Союз. Захват Крита имел свои преимущества. Это могло одновременно дать немцам хорошую базу на востоке средиземноморья, а также не позволить британцам использовать остров для организации операции на Балканах. При вторжении с моря был риск, что операция будет сорвана Британскими военно-морскими силами, но немцы могли также использовать хорошо подготовленные военно-десантные войска. После заверения, что захват острова в большой степени не нарушит планов в Восточной Европе, Адольф Гитлер с неохотой дает согласие на вторжение на Крит – операцию «Меркурий». На Крит Большая часть союзных войск, эвакуированных из Греции, были направлены на Крит. К концу апреля на острове было уже более 42 000 солдат Британии, стран Британского Содружества наций и Греции. Они включали в себя основную часть новозеландской дивизии (7700 человек). Одна бригада уже была отправлена напрямую в Египет, и ожидалось, что размещенные на Крите новозеландские солдаты скоро последуют туда же. Но столкнувшись с нехваткой судов, а также угрозой нападения Германии, британцы решили задействовать уже присутствующих там солдат для защиты острова. 30 апреля командование так называемых «Creforce» — обозначение, которое дали союзным войскам на Крите – было поручено генерал-майору Бернарду Фрейбергу, который командовал 2-ыми новозеландскими экспедиционными силами. Ему предстояла весьма сложная задача. Во время отхода из Греции британцы были вынуждены оставить тяжелую технику и транспорт. Большинство солдат прибыли на Крит лишь с личным оружием. Военного снаряжения и боеприпасов не хватало, а недостаток инструментов привел к тому, что войска были вынуждены рыть оборонные траншеи с помощью касок. Тяжелое вооружение – танков и артиллерии – можно было практически пересчитать по пальцам. Также недостаточно было и воздушной поддержки, так как Королевские ВВС Британии были задействованы в других точках Средиземноморья. Не облегчила вопрос защиты Крита и география острова. Ключевыми позициями на острове были аэродромы Малеме, Ретимнона и Ираклиона, а также бухта Суда. Все они были расположены на северном побережье и находились немногим больше 100 км от Греции, оккупированной Германией. Потеря этих позиций могла сделать оборону острова практически невозможной, принимая во внимание способность немцев быстро доставлять людей и материалы с баз на материк. Тем не менее, британцы не были готовы разрушить эти позиции, ведь порт в бухте Суда был необходим для обеспечения союзных войск на Крите, и все еще была надежда, что в будущем ВВС Британии смогут базироваться на острове. Высадка в бухте Суда Высадка в бухте Суда Несмотря на эти проблемы у британцев было одно неоспоримое преимущество – они были прекрасно осведомлены о намерении Германии вторгнуться на Крит. Данная информация была получена из расшифровок немецких кодов, получивших название «Ультра». Единственное, британцы не знали даты вторжения и сравнительное преимущество немецких морских и воздушно-десантных войск. Вооруженный этим знанием, британский премьер-министр Уинстон Черчилль был убежден в том, что у защитников Крита были неплохие шансы отразить нападение и одержать победу над немцами. Удар с воздуха Британцы ожидали, что Германия начнет атаку на остров в середине мая 1941 г. Немцы планировали начать вторжение 15-го числа, но из-за проблем снабжения в Греции удар был отложен на неделю. Узнав об этом из источников «Ультра», Фрейберг был уверен в том, что было сделано все возможное для подготовки обороны острова, несмотря на ограниченные ресурсы и нехватку времени. Вторжение началось утром 20 мая. После 8 утра, солдаты войск на Крите увидели в небе планеры, приближение которых сопровождалось грохотом воздушной армады. Сотни самолетов заполнили небо, сбрасывая парашютный десант над Малеме и городом Ханья. Позднее тем днем парашютисты высадились и вокруг аэродромов Ретимнона и Ираклиона. Число погибших с немецкой стороны росло. Многие парашютисты погибали прежде, чем достигали земли; других уничтожали сразу после приземления, пока они пытались освободиться от парашюта. Несмотря на большие потери, достаточно десантников приземлились успешно, чтобы занять ослабленную позицию к западу от Малеме (район, который по ошибке Фрейберга был неохраняемым) и в Призон Вэлли, к юго-западу от Ханьи. К концу дня немецким силам вокруг Малеме, Ретимнона и Ираклиона не удалось достигнуть ни одной поставленной задачи. Командование в Афинах опасалось, что операция была провальной и перед ним маячила перспектива унизительного поражения. На следующий день было решено бросить все доступные ресурсы в атаку на Малеме. Закрепление позиций на аэродроме было залогом успеха вторжения; без него подкрепление посылать было невозможно. Подбитый немецкий самолет Подбитый немецкий планер Победа Германии Расчет немцев сконцентрировать силы для удара в Малеме оправдался. Утром 21 мая стало ясно, что новозеландские пехотные батальоны, защищавшие аэродром и основные возвышенности рядом с ним, отступили. Эта роковая ошибка решила судьбу союзных войск на Крите. Несмотря на то, что аэродром все еще был под артиллерийским огнем, немцы, не теряя времени, направили подкрепление, которое решило исход битвы в их пользу. crete-015 Немецкие солдаты у зенитного орудия Превосходство военных сил Германии на Крите, как на земле, так и в воздухе, было очевидным. После шести дней ожесточенных боев Фрейберг получил приказ эвакуировать измотанных солдат. Часть сил на Крите отступила к Сфакие на южном побережье, а оттуда 10 500 военных покинули остров в течение четырех ночей. В ходе отдельной эвакуации в Ираклионе было спасено еще 6 000 солдат, хотя часть из них погибла во время возвращения в Египет из-за воздушных атак противника. Оставшиеся солдаты – около 6 500 человек – официально сдались немцам 1 июня 1941 года. Большинство из них провели остаток войны в лагерях для военнопленных – сначала в Италии, а потом в Германии и Польше. Другие же скрылись в горах, а потом переправились в Египет на подводных лодках или рыбацких суднах. Благодаря помощи гражданского населения Крита часть людей смогли избежать плена на острове и в течение нескольких лет участвовали в боях сопротивления. Потери в битве В сражении за Крит погибло более 1 700 солдат Британии, Содружества и Греции, а 15 000 были захвачены в плен. Среди новозеландцев потери исчислялись 671 убитыми и 2 180 военнопленными. Более 6 000 немцев были убиты или ранены. Люфтваффе потеряло более 350 самолетов. День первый – 20 мая 1941 года: начало вторжения 20 мая 1941 немцы начали вторжение на Крит. Приземляясь на скрытых оборонительных позициях или рядом с ними, парашютно-десантные войска понесли большие потери. Выжившие парашютисты смогли закрепиться на острове, но к концу первого дня положение их было шатким. Аэродром Малеме Вторжение началось вскоре после рассвета 20 мая 1941 массированной бомбардировкой люфтваффе. Для новозеландцев на Крите – тех, кто пережил неделю ежедневных атак с воздуха – прибытие немецких самолетов означало еще один день бомбардировок и обстрелов. Около 7:30 утра обстрелы стихли, и многие готовились к завтраку. Прежде, чем солдатам удалось позавтракать, началась еще более интенсивная бомбардировка с воздуха. После 8 утра в небе стали появляться планеры. Пока над головой пролетали планеры, показались и транспортные самолеты Германии, начав выброску парашютистов и контейнеров с оружием и боеприпасами. Вскоре небо над новозеландскими солдатами наполнилось множеством разноцветных парашютов. Люди внизу были поражены тем, что разворачивалось над их головами. После недолгого замешательства они похватали оружие и начали стрелять в фигуры медленно опускающихся на землю парашютистов. Погибших от винтовок и пулеметов было колоссальное количество. Многие парашютисты погибли еще до того, как смогли опуститься на землю, а другие были подстрелены, пока пытались отстегнуть парашютные ремни. Жители Крита тоже были вовлечены в сражение. Местные жители деревень, вооруженные дробовиками, топорами и лопатами, атаковали парашютистов, которые приземлились рядом с их домами. Позднее, во время немецкой оккупации острова, население Крита подвергнется ужасным репрессиям за эти действия. Первоначально сражение велось на территориях вокруг Малеме и сектора Ханья-Галатас. Примерно 50 планеров приземлились вокруг Малеме, в основном вдоль высохшего русла реки Тавронитис. Парашютный десант также был сброшен к западу, югу и востоку от аэродрома Малеме, с приказом захватить контроль над аэродромом и возвышенностями рядом с ним. Приземлившиеся к югу и востоку оказались в кольце новозеландских подразделений и были разгромлены. В одном из десантных батальонов две трети всех парашютистов были убиты. К западу же от аэродрома ситуация складывалась по-другому. Большинству планеров удалось благополучно приземлиться на территории, которая не просматривалась защитниками с возвышенности. Значительное число десантников также были сброшены в русло Тавронитиса и рядом с ним, то есть на территории, которую Фрейберг оставил без защиты. Эти подразделения быстро провели реорганизацию и вскоре уже представляли опасность для аэродрома. В Малеме ключевые позиции оборонял 22-ой батальон. Под командованием подполковника Лэсли Эндрю, награжденного крестом Виктории в Первой мировой войне, батальон занял позиции вдоль западных границ аэродрома, а также на близлежащем высоком холме, так называемой высоте 107. Ко второй половине дня ситуация была достаточна серьезна, чтобы Эндрю запросил дополнительную поддержку 23-го батальона, занявшего позицию к востоку. Этот запрос был отклонен бригадиром Джеймсом Харджестом, командующим 5-ой новозеландской бригадой, который ошибочно полагал, что 23-ий батальон был слишком занят на своей территории, разбираясь с вражеским десантом. В отчаянии Эндрю решил использовать свои скудные резервы – два танка и пехотный взвод – для отвода немцев обратно к границе аэродрома. Но контратака захлебнулась, когда вышли из строя танки. Не имея возможности связаться с передовой ротой и опасаясь, что остальная часть батальона будет отрезана, Эндрю принял решение отступить от высоты 107 к ближайшему горному хребту. Харджест дал разрешение на отступление фразой, которая впоследствии стала знаменитой, «надо так надо» (‘if you must, you must’). Затем он отдал приказ направить две роты на подкрепление 22-го батальона. Одна из этих рот кратковременно заняла высоту 107, но затем ей пришлось отступить. Вторая рота не смогла установить контакт с батальоном в темноте и также была вынуждена ретироваться. Эндрю отдал приказ к отводу батальона для объединения его с 21-ым батальоном на востоке, оставляя за собой две передовые роты, которые вели сражение на западной границе аэродрома. Обеим ротам удалось оторваться от противника после того, как было замечено, что остальная часть батальона уже отступила. Территория Галатас-Ханья На территории Галатас-Ханья немецкая атака началась со штурма планеров. Воздушный десант с планеров высадился рядом с Ханьей, но не смог достичь главной цели – захвата Ханьи и Суда — и был вынужден сдаться несколькими днями позднее. Потери Германии во время этой операции были существенными, ведь многие планеры были сбиты или сильно повреждены при посадке. Среди убитых был командующий 7-ой авиационной дивизии генерал Вильгельм Зюсман. Высадка немецкого десанта в этом секторе сконцентрировалась в месте под названием Призон Вэлли, к югу от Галатаса. Два батальона парашютистов, высадившиеся по обеим сторонам дороги Ханья-Аликианос, сумели занять позицию вокруг тюремного комплекса Агия. Их присутствие ставило под угрозу связь с 5-ой бригадой на востоке, и стала очевидна необходимость в мощной контратаке. Оборона территории велась 10-ой новозеландской бригадой под командованием полковника Говарда Киппенбергера. Он быстро понял, что его изнуренная бригада была не в состоянии организовать операцию. В штабе 4 новозеландской бригады бригадир Линдси Инглис пришел к тому же заключению; он полагал, что атака его бригады сможет вытеснить немцев из Призон Вэлли и даст возможность помочь в Малеме. Фрейберг отверг эту идею, и вместо этого Инглису было приказано провести атаку в составе одного батальона. На исполнение приказа отправились две роты 19-ого батальона и три британских легких танка, но, не добившись сколько-нибудь значительного успеха, вскоре отступили. К концу дня позиция немцев на острове была шаткой. Две волны воздушно-десантных войск не смогли закрепиться на аэродромах или в порту залива Суда. Несмотря на то, что в Малеме войска добились некоторых успехов, вторая волна немецких парашютистов, высаженных близ Ретимнона и Ираклиона, столкнулась с сильным сопротивлением и не продвинулась дальше. Немецкие командующие в Афинах боялись, что они сильно недооценили число защитников на Крите и теперь потерпят унизительное поражение. |
#6153
|
||||
|
||||
![]()
http://www.world-war.ru/srazhenie-za-maleme/
День второй – 21 мая 1941 года: сражение за Малеме 21 мая немцы обнаружили, что новозеландские подразделения, оборонявшие аэродром Малеме, отступили. Они смогли закрепиться на аэродроме и перебросить подкрепления по воздуху. Попытка Германии высадить десант на Крит морским путем была сорвана, когда Королевский флот Великобритании перехватил конвой прежде, чем он достиг берега. Новозеландские подразделения близ Малеме совершили попытку отвоевать аэродром. Немцы занимают Малеме В Афинах генерал Курт Штудент, командующий немецкими сухопутными войсками на Крите, принял решение задействовать свои скромные резервы в Малеме – секторе, где в первый день немецкие силы смогли добиться большего успеха. Все резервные десантные войска должны были высадиться в этом районе, пока люфтваффе вели обстрел рядом с позициями новозеландских подразделений. После закрепления позиций на аэродроме должен был быть десантирован горнострелковый батальон. В то же время немецкий конвой (1-ая парусно-моторная флотилия) с подкреплением и тяжелой техникой был направлен к Малеме. Из-за сильного встречного ветра конвой столкнулся с британскими крейсерами и эсминцами в 29 км от Ханьи. Были потоплены многие из десантных транспортов. Тяжелые потери заставили немцев отозвать в Грецию вторую флотилию вторжения. За ночь ситуация резко изменилась. На рассвете немцы обнаружили, что новозеландцы отступили с аэродрома и жизненно важных позиций на высоте 107. Не теряя времени, они воспользовались случаем. При продолжающемся артиллерийском обстреле аэродрома уже днем в небе появились первые транспортные самолеты с необходимым подкреплением (горнострелковым батальоном). Вскоре аэродром был усеян разбитыми и поврежденными самолетами, но было высажено достаточное количество войск для того, чтобы переломить ход сражения. crete-maleme Разбитые и поврежденные самолеты в Малеме План контратаки Фрейберг понимал, что если аэродром не будет вновь занят союзными войсками, то они будут обречены. Собрание старшего командного состава Новой Зеландии и Австралии приняло решение начать контрнаступление на аэродром ночью. Несмотря на необходимость жестких мер, опасения о вторжении с моря препятствовали проведению операции. Лишь два батальона – 20-ый и маорийский 28-ой – были назначены на это задание, но им было поручено не выдвигаться до тех пор, пока 20-ый батальон не сменит австралийское подразделение. Новозеландцы столкнулись с необходимостью продвижения с исходного рубежа на 6 км в сторону аэродрома ночью по пересеченной местности, чтобы избежать атак с воздуха. День третий – 22 мая 1941 года: неудачная контратака 22 мая проблемы со связью, а также другие неполадки сорвали планируемую британцами контратаку на аэродроме Малеме. Немцы упрочнили свою позицию за счет доставленных войсковых подкреплений и снабжения. Союзные войска были вынуждены отступить из Малеме и сформировать новую линию фронта рядом с деревней Платаниас. Новозеландцы начинают контратаку Контратака новозеландцев не задалась с самого начала. Австралийский батальон, сменивший 20-ый батальон, задержался из-за бомбардировки немцев. Начало операции пришлось отложить на четыре часа – фатальная задержка, при том, что было необходимо отвоевать аэродром до рассвета. Когда атака все же началась, новозеландцы продвигались вперёд с огромной решимостью. Ожесточенные бои вспыхивали там, где войска сталкивались с немецкими кордонами. Не имея времени для организации атаки, войска взяли эти позиции путем импровизированного фронтового наступления. За участие в этих действиях командир взвода младший лейтенант Чарльз Апхэм был впоследствии награжден Крестом Виктории. К рассвету части 20-го батальона достигли восточного края аэродрома, но были не в состоянии продвинуться дальше из-за массированных воздушных ударов. Маорийские войска пробились к деревне Пиргос в 2 км от аэродрома, но были прижаты пулеметным и минометным огнем. Во второй половине дня стало ясно, что никакого дальнейшего прогресса достичь не получится; новозеландцы были вынуждены уйти на первоначальные позиции. С провалом контратаки инициатива перешла к немцам. И они не теряли времени, чтобы ее использовать. Новозеландцы начинают контратаку Новозеландцы начинают контратаку Отступление В штаб-квартире войск на Крите Фрейберг взволнованно ждал новостей из Малеме. К середине дня стало ясно, что контратака провалилась. Немцы теперь могли свободно использовать аэродром для приема дальнейших подкреплений и снабжения. С прибытием этих новых войск, позиция 5-ой бригады стала еще более уязвимой. Немецкие подразделения, наступающие на позиции Новой Зеландии вдоль южного фланга, грозили соединиться с подразделениями, сосредоточенными в Призон Вэлли. В этом случае, 5-ая бригада была бы отрезана от остальной части союзных войск на Крите. Понимая потенциальную опасность, бригадир Эдвард Паттик, командующий 2-ой новозеландской дивизии, телефонировал Фрейбергу с настоятельной просьбой отозвать 5-ую бригаду. Фрейберг дал свое согласие, и новозеландцы отошли на новый оборонительный рубеж около деревни Платанисас, в 6 км к востоку от Малеме. День четвертый – 23 мая 1941 года: захват рубежа 23 мая 1941 года большая часть новозеландских сил вокруг аэродрома в Малеме отошла на новые оборонительные позиции в Платаниасе. Вскоре этой позиции начали угрожать прибывшее немецкое подкрепление, движущееся с юга, и новозеландцы были вынуждены отступить к Галатасу. Новый оборонительный рубеж К середине дня 23 числа большая часть 5-ой новозеландской бригады достигла нового оборонительного рубежа близ Платаниаса. Немцы совершили несколько разведывательных рейдов против подразделений 28-го маорийского батальона, удерживающих мост, ведущий в деревню. Огневая поддержка австралийской артиллерии не дала немцам предпринять сосредоточенный удар по мосту, но с течением дня стало ясно, что они пытались обойти новозеландцев с юга. И вновь 5-ая бригада оказалась в ситуации, когда могла быть отрезанной от остальных войск. Было принято решение отозвать бригаду обратно на позицию к востоку от Галатаса. Вызывал тревогу тот факт, что две основные немецкие силы были лишь в нескольких часах до воссоединения (группа «Запад» продвигалась на восток от Малеме и Призон Вэлли, а группа «Центр» наступала от Ханьи на запад). Если бы это произошло, войска Германии смогли бы начать наступление на Галатас. Немецкие на Крите Немецкий горнострелковый батальон Проблемы со снабжением К 23 мая 1941 года перебои со снабжением стали серьезной проблемой для союзных сил на Крите. У войск в секторах бухты Суда, Ретимнона и Ираклиона запасов пропитания хватило бы лишь на 10-14 дней – и это при расчетах, что каждый будет получать лишь две третьих рациона. Даже если припасы можно было бы передать по воздуху, их распределение было бы непростым. Командующий войсками на Крите, генерал-майор Бернард Фрейберг имел в распоряжении 271 единицу грузовиков, транспортеров и машин скорой помощи для обслуживания более чем 40 000 военнослужащих, и это скромное число постоянно уменьшалось из-за воздушных атак и отсутствия ремонтных мастерских. Проблемы со снабжением дополнительно усугублялись плохим состоянием дорог. День пятый – 24 мая 1941 года: немцы наступают Пока британские силы готовились к натиску немецких сил на Галатас, секторы бухты Суда, Ретимнона и Ираклиона подверглись яростным воздушных атакам. В то время как немецкие силы могли пополнить запасы и переправить подкрепление, союзные силы на Крите и их провиант быстро истощались. Немцы наступают на Галатас С подкреплением из горнострелковых подразделений, которые приземлились в Малеме, немцы продолжили осторожно продвигаться к Галатасу. Генерал Юлиус Рингель, теперь командующий группой «Запад» и группой «Центр», переименованных в «группу Рингеля», предпочитал консервативный подход. Он отдал приказ своим силам окончательно закрепиться на позициях, которые они захватили. Подразделения на левом фланге должны были продвигаться вперед, пока не поравняются с Платаниасом. Подразделениям в центре и на правом фланге был дан приказ двигаться к дороге Ханья-Аликианос и высотам Галатаса, чтобы встретить парашютный десант, двигающийся с запада. Генерал Юлиус Рингель по Прозвищу «Папа»(1889-1967 гг.) Генерал Юлиус Рингель по прозвищу «Папа» (1889-1967 гг.) Пока немцы осторожно продвигались, новозеландские подразделения в Галатасе перегруппировались. 4-ая новозеландская бригада заняла оборонительную позицию вокруг деревни Галатас. Крупных атак не было, но произошло несколько мелких стычек, когда немецкие разведывательные патрули «прощупывали» оборону новозеландцев. Для бригадира Эдварда Паттика, командующего 2-ой новозеландской дивизией, ситуация выглядела мрачно. У него были на исходе боеприпасы, и в дивизии были проблемы со связью и транспортом. Более того, его подразделения сокращались каждый день – к 24 мая около 20 % новозеландской дивизии были ранены или убиты. crete-058 Первая полоса газеты Новости Крита Суда, Ретимнон и Ираклион Район бухты Суда пострадал от массированных воздушных атак немцев, а Ханья превратилась в груду обгоревших камней. К востоку оттуда в течение дня с перерывами бомбили Ираклион. Немецкие парашютисты приземлились в течение утра, но не смогли закрепиться на аэродроме. Ободрением служил тот факт, что в тот день союзные войска получили воздушную поддержку от Королевских военно-воздушных сил – четыре истребителя «Харрикейн», действующих из Северной Африки, обстреляли немецкие позиции в Ираклионе, а восемь бомбардировщиков «Веллингтон» атаковали в ту ночь Малеме. Но эти операции были слишком мелкомасштабными, чтобы бросить вызов господству люфтваффе в воздухе или сорвать передвижения немецких войск. День шестой – 25 мая 1941 года: черный день в Галатасе Галатас был захвачен немцами. В результате решительной контратаки новозеландских войск деревня была захвачена той ночью, но это было ненадолго. В районе Ханьи британские войска были выведены для сохранения сократившейся оборонительной линии. События того дня убедили Фрейберга, что организованный вывод войск был теперь единственным вариантом. Атака на Галатас К 25 мая немцы имели возможность начать согласованное наступление по фронту Галатас-Ханья. Генерал Рингель издал приказ о наступлении в двух направлениях. Горнострелковым батальонам было дано задание захватить деревню Аликианос в 8 км от Галатаса и продвигаться к бухте Суда, где они могли срезать путь между Ханьей и Ретимноном. Тем не менее, основной упор немецкой атаки должен был быть выполнен военными 100-го горного полка и десантно-штурмового полка. Первым был отдан приказ о захвате Галатаса и возвышенности к югу от деревни; вторые должны были атаковать северную границу деревни. Обороняющие рубеж Галатаса с беспокойством ждали немецкое наступление. На главном фронте немцы расположили несколько батальонов относительно незадействованных до этого момента войск, при поддержке артиллерии и авиации. Этой мощной силе ослабленная новозеландская дивизия была в состоянии противопоставить лишь половину 18-го батальона, в котором осталось около 400 человек [1]. Остальная часть рубежа была укомплектована спешно сформированными пехотными соединениями. Давление на оборонительном рубеже Атаки в то утро, вопреки ожиданиям, так и не произошло. Вместо этого новозеландцы подверглись минометному обстрелу, из артиллерийских снарядов и атаке с воздуха. Обстрел достиг своего пика в начале дня, и за ним последовали первые разведывательные атаки немецкой пехоты. Вскоре все подразделения рядом с Галатасом подверглись нападению. С течением дня положение новозеландцев становилось все более отчаянным. Взводы и роты защищали позицию столько, сколько могли, но их теснили силы немецких войск. При линии сопротивления под угрозой прорыва, командующий 4-й бригады, бригадир Линдси Инглис, бросил 23-й батальон на переднюю линию. К этому моменту в распоряжении Инглиса были только пехотная рота (около 120-140 человек) и все те, кого можно было с трудом собрать из штаба бригады. Он отдал приказ, и разношёрстная команда, включая членов оркестра и новозеландской концертной группы, направилась к спешно образованной линии защиты к северу от Галатаса. После того, как первые отряды 23-го батальона прибыли и заняли позиции, новозеландцы смогли восстановить сплошную линию фронта от Галатаса до моря. На юге усилилось давление против подразделений, занимающих жизненно важные позиции на Пинк Хилл, с которых просматривалась главная дорога в Галатас. К раннему вечеру, большинство защитников в этом районе отступили к востоку от деревни. Небольшой заслон в 40 или 50 человек из новозеландских артиллеристов и солдат пехоты отражали непрерывные атаки, пока и им не пришлось отступить, понеся тяжелые потери. Защита Пинк Хилла была важным моментом боев. Упорная оборона новозеландских подразделений приостановила немецкое наступление и дала 4-ой бригаде время для перегруппировки. Немецкий десант Немецкий десант на Крите, май 1941 г. Контратака новозеландцев После отступления новозеландцев, немцы, не теряя времени, заняли Галатас. Полковник Говард Киппенбергер, командующий 10-й новозеландской бригадой, понял, что если деревня не будет отбита, то она станет исходным пунктом атаки на новозеландские позиции. Поэтому, когда в тот вечер прибыли два легких танка из британского 7-го Королевского танкового полка, Киппенбергер быстро разработал план контратаки. Киппенбергер разместил остатки 18-го батальона на восточной окраине Галатаса. В то же время, две роты 23-го батальона с примкнутыми штыками переместились в положение по обе стороны от дороги в деревню. План был прост: каждая рота будет вести атаку со своей стороны дороги позади двух танков. Танки пошли в атаку сразу после 8 часов вечера, за ними последовала пехота. Вскоре они оказались под огнем со всех сторон. Вместо того чтобы останавливаться и защищать каждый дом, новозеландцы устремились к главной площади деревни. Там они обнаружили танки: один полностью сгорел, другой поврежден. Под шквальным огнем с другой стороны площади атаковали мужчины. Бой был жестоким — большая часть действий производилась ближним боем со штыками и прикладами — и немцы в беспорядке отступили. Усиленные 18-ым батальоном, новозеландцы пробивались вперед. Когда бои стихли, немцы были отброшены в юго-западный конец деревни. Несмотря на успех контратаки, было принято решение оставить Галатас. У новозеландцев не было ресурсов, чтобы удерживать деревню – в результате недостаточного количества солдат, отсутствия артиллерии и воздушной поддержки силы обороняющихся войск были исчерпаны. Были также опасения, что люфтваффе начнет бомбардировку Галатаса. При том, что в деревне оставались многие гражданские лица, новозеландцы посчитали, что остаться там было неоправданным риском. Для того чтобы сохранить сплошную линию обороны, Паттик приказал своим передовым бригадам отступить и создать новую линию обороны к западу от Ханьи. Подбитый британский танк Подбитый британский танк в Галатасе День десятый – 29 мая 1941 года: ожидание эвакуации Пока части союзных армий на Крите отступали по плато Аскифу, первые корабли уже покинули Сфакию и направились в Египет. Немцы, наконец, вступили в Ретимнон, заставив большинство австралийских защитников сдаться. Гарнизон Ираклиона был эвакуирован морем, но их конвой понес тяжелые потери от немецких воздушных атак. Планы эвакуации из Сфакии В первый раз с момента начала отступления генерал-майор Уэстон встретился со старшим командным составом, чтобы обсудить заключительные этапы эвакуации. Было решено, что 4-ая новозеландская бригада создаст оборонительный заслон в южной части плато Аскифу и проделает путь до пляжей после наступления темноты. 5-ая новозеландская бригада, прежде чем отправиться на пляжи, будет двигаться дальше на юг к деревне Комитадес, находящейся примерно в 5 км от Сфакии. За новозеландцами последуют 19-ая австралийская бригада и батальон морской пехоты. Предполагалось, что эвакуация будет завершена в ночь на 30 мая. Во второй половине дня 23-ий батальон, защищая северный вход на плато Аскифу, столкнулся с передовым подразделением преследующих немецких войск. В условиях недостатка пропитания и воды новозеландцы выдержали несколько атак, прежде чем отступили, чтобы присоединиться к остальной части 5-ой бригады рядом с деревней Комитадес. Следом за ними в преследовании шли немецкие войска. В ожидании эвакуации В ожидании эвакуации Ретимнон и Ираклион К вечеру передовые подразделения основных немецких сил вошли в Ретимнон. Перспективы для австралийских защитников были мрачными. У них быстро заканчивалось продовольствие и боеприпасы, и они оставались в неведении о планах эвакуации на юг. Когда гарнизон сдался на следующий день, большинство солдат одного из австралийских батальонов — 2/11-ый батальон – рассредоточились по окружающим холмам. На востоке в течение ночи была успешно проведена эвакуация в Ираклионе. Два крейсера и шесть эсминцев вышли из порта в Египте; им удалось погрузить около 4 000 британских военнослужащих. Из-за перебоев со связью с поврежденным кораблем, конвой подвергся воздушной атаке. Немецкая авиация нанесла серьезный ущерб, и многие из спасенных солдат были убиты на переполненных судах. [1] Обычно батальон состоял примерно из 700 человек. |
#6154
|
||||
|
||||
![]()
http://www.world-war.ru/cena-srazheniya-za-krit/
1 июня 2015| Хатчинг Меган и Макгиббон Ян перевод с англ. Белоглазова День одиннадцатый – 30 мая 1941 года: кто остается? Союзные силы, оборонявшие подходы к пляжам, удерживали частые немецкие атаки. Необходимо было сократить масштабы эвакуации, так как некоторые из судов были вынуждены вернуться в Египет. Ухудшали и так напряженное состояние солдат решения о том, кто должен был быть эвакуирован в первую очередь. Действия в арьергарде Немцы приближались к Сфакии. Силы 100-го горного полка Германии последовали примеру новозеландцев и под покровом ночи отступили к плато Аскифу. Когда немцы двинулись на юг, то столкнулись с силами прикрытия союзных сил. К наступлению сумерек сражение велось неподалеку от деревни Имврос, которая находилась примерно в 16 км от Сфакии. Здесь же немцы обнаружили перекрывший дорогу 2/7-ой австралийский батальон. В попытке обойти австралийцев немецкий командующий отдал приказ своим войскам спуститься в ущелья по обеим сторонам дороги. В западной части ущелья Сфакиано наступающие горные войска столкнулись с группами 20-го батальона, которым на тот момент командовал полковник Говард Киппенбергер. Чтобы заблокировать ущелье, Киппенбергер направил одну из своих рот, в которой был и взвод младшего лейтенанта Чарльза Апхема, занять высоту на одной стороне ущелья. За эту операцию, а также за участие в других боевых операциях на Крите, Чарльз Апхэм был награжден Крестом Виктории. Чарльз Апхем Чарльз Апхем пожимает руку солдату Трудные решения В штабе союзных войск на Крите Фрейберг и командующие обсудили вопрос эвакуации. Каждый из четырех эсминцев, которые должны были прибыть после наступления темноты, мог вместить по 500 человек. И 4-ая, и 5-ая бригады были выбраны для дальнейшей эвакуации, но на кораблях не было места для полного состава 5-ой бригады. Бригадир Джеймс Харджест принял решение, что останется 21-й батальон. Другое новозеландское подразделение, 18-ый батальон, получил приказ оцепить периметр вокруг пляжа, чтобы обеспечить порядок при эвакуации. Позднее из Александрии пришли новости, что масштабы эвакуации придется сократить. Теперь на каждый эсминец допускалось только по 250 человек, так как на следующий день немцы планировали воздушные атаки на корабли, поэтому риск потерь на переполненных кораблях был слишком велик. Сокращение количества пассажиров на каждом корабле означало, что 5-ой бригаде придется остаться еще на одну ночь. Были и другие тревожные новости. Для эвакуации прибыли только два эсминца из четырех, двум другим пришлось повернуть назад из-за технических неисправностей и повреждений в результате бомбежки. Несмотря на недостаток места на суднах, той ночью были эвакуированы 1 400 человек. Вся 4-ая бригада погрузилась на эсминцы, под охраной вооруженного оцепления, которое поставили, чтобы не допустить отчаянных попыток оставшихся солдат погрузиться на корабли. Ночью того дня прибыли гидросамолеты Сандерленд, чтобы доставить Фрейберга и других старших офицеров штаба обратно в Египет. Эвакуация в Египет Эвакуация в Египет День двенадцатый – 31 мая 1941 года: последняя ночь эвакуации Более половины оставшихся солдат союзных войск на Крите были эвакуированы из Сфакии. Недостаток места на кораблях и дефицит пропитания означал, что 6 500 человек, включая 2 100 новозеландцев, были оставлены на острове перед лицом неизбежного немецкого плена. Последний шанс на эвакуацию На рассвете 31 мая в Сфакии и вокруг нее еще оставалось примерно 9 000 человек, которые ожидали эвакуации. Генерал Уэйвелл, понимая, что потери и судов, и людей, все увеличиваются, принял решение, что эвакуация в ту ночь будет последней. Первоначально для выполнения этой операции было выделено четыре эсминца. Когда премьер-министр Новой Зеландии Питер Фрейзер, находящийся в тот момент в Египте, узнал, что 31 мая будет последней ночью для эвакуации сил с Крита, то потребовал от адмирала Эндрю Каннингема, Верховного командующего средиземноморским флотом, направить еще один корабль для эвакуации. Фрейзер доказывал, что потеря войск на Крите станет сокрушительным ударом для Новой Зеландии. Ответом Каннингема был приказ крейсеру Феб вернуться на Крит. В Сфакии просочились новости, что предстоящая ночь будет последней для эвакуации. При вместимости примерно в 3500 человек, приоритет был отдан пехотным подразделениям, включая 5-ую бригаду, 19-ую бригаду, а также батальону Королевской морской пехоты Великобритании. Когда корабли покидали остров, на борту теснились 4 000 человек, включая 80 раненых. Покидающих остров солдат обуревали противоречивые чувства. С одной стороны они испытывали облегчение наконец-то оставить Крит, а с другой – сочувствовали оставшимся на острове соратникам. Капитуляция войск на Крите Утром 1 июня 1941 года 5 000 солдат союзных войск, которые не были эвакуированы, поняли, что их бросили на острове. Весь их путь через горы Крита оказался напрасным. Теперь их, сбитых с толку и озлобленных, ждал плен. Утром 1 июня измученные солдаты официально сдались немцам и начали тяжелый путь обратно через горы. Всего по всему острову в плен попало 6 500 солдат войск Содружества; среди них были и 2 100 новозеландцев. Военнопленные на Крите Военнопленные союзных войск на Крите Военнопленные Перед отправкой на материковую Грецию солдаты, попавшие в плен на Крите, содержались в пересыльном лагере недалеко от Галатаса. Условия в переполненных лагерях были плохими; недостаток продовольствия, отсутствие медицинских средств и примитивные условия гигиены только ухудшали депрессивное состояние военнопленных. На материке в пересыльных лагерях в Коринфе или Салониках военнопленные присоединялись к солдатам, захваченным в Греции. Из этих лагерей военнопленных поездом переправляли на север. Офицеров и сержантов отправляли в Германию, а остальные оказались в лагерях в Австрии и северной Югославии (территория современной Словении). Большинство из них оставались в тех лагерях до момента освобождения в 1945 году. Беглецы Не все солдаты были готовы оставаться в плену. Меры безопасности в пересыльном лагере близ Галатаса не отличались строгостью, и многие воспользовались случаем и бежали в горы. Там, пойдя на огромный риск для собственной жизни, им помогли жители Крита. Некоторые солдаты бродили по Криту в течение нескольких лет в попытках найти способ покинуть остров. Остальным удалось сбежать на лодках. Некоторые через Грецию добрались до нейтральной Турции, другие отправились прямиком в Египет. Одним из таких солдат был лейтенант Уолтер «Сэнди» Томас. Раненый он попал в плен на Крите, но сбежал из пересыльного лагеря в Греции, где его укрыли монахи горы Афон, и добрался до Турции. Другие сбежавшие были вовлечены в партизанскую войну, развязанную критскими группами сопротивления против немецко-итальянских оккупационных сил. Среди тех солдат были и новозеландцы, старший сержант Том Мойр и сержант Дадли Перкинс. Это были сбежавшие военнопленные, которые вернулись на Крит в рядах Управления специальных операций (британской разведывательно-диверсионной службы). Перкинс, известный критским партизанам под именем «Василий», за подвиги, совершенные вместе с группами сопротивления, получил прозвище «критский лев». Был убит в бою в феврале 1944 года. Цена сражения Цена сражения за Крит была высока для обеих сторон. Общие потери среди сил Содружества составили 15 743 человека, из которых 1 751 были убиты или умерли от ран. Из 7 700 новозеландцев, участвующих в сражении, 671 человек был убит (около 9% смертности), а 2 180 солдат попали в плен. В морских операциях в районе Крита Королевский флот потерял три крейсера, шесть эсминцев и жизни более 2 000 моряков. Потери немцев были также значительными. Более 3 000 человек погибло, и примерно столько же получили ранения. Как позднее выразился генерал Курт Штудент, Крит оказался «кладбищем парашютного десанта». Никогда больше парашютный десант не использовался в широкомасштабных воздушных наступательных операциях. Противоречия Вокруг сражения за Крит велось много споров с того самого момента, как оно произошло. Союзные войска на острове знали о планах врага и имели все шансы нанести поражение немцам – первое, которое те понесли бы в боях на суше с начала войны. Кто был ответственным за те ошибки, что позволили немцам взять контроль над аэродромом в Малеме и удерживать его от последующих контратак? Ошибки в Малеме Роль офицеров, ответственных за операции в секторе Малеме, является предметов различных споров. Под вопросом стоят действия подполковника Лесли Эндрю, командующего 22-м батальоном на ключевых позициях близ аэродрома; существует мнение, что у него, возможно, просто сдали нервы. Решение Эндрю об отступлении с высоты 107 ночью с 20 на 21 мая 1941 года дало немцам возможность без сопротивления занять эту высоту утром 21 мая. Из-за ошибочного предположения, что две его роты на границе аэродрома были разгромлены, Эндрю решил отступать на оборонительные позиции до рассвета, хотя подобный маневр был опасен из-за возможных атак люфтваффе. Командующие соседних батальонов подполковник Джон Аллен (21-й батальон) и Дуглас Леки (23-й батальон) также подвергались критике за неспособность выполнить приказы, данные еще до вторжения немцев: провести контрнаступление незамедлительно, если немцам удастся закрепиться на аэродроме. Неспособность предвидеть опасность, некоторая неточность в приказах до вторжения, а также отсутствие должного рвения со стороны начальства привели к тому, что ни один из батальонов не вмешался, чтобы помочь 22-му батальону. Историк Тони Симпсон предположил, что Леки пережил нервный срыв 21 мая, что оправдывает отсутствие помощи со стороны 23-ого батальона, но данное предположение не верно. Симпсон делал выводы, основываясь на воспоминаниях офицера батальона, но другие офицеры, которые присутствовали при этом, однозначно опровергают предположение, что Леки был неспособен принимать решения. Кроме того, они указывают на приказы, которые Леки получал от своего начальника, бригадира Джеймса Харджеста, командующего 5-ой новозеландской бригадой. Инертность Харджеста и недостаточно четкая оценка ситуации на протяжении первых двух дней сражения заставили вспомнить, как именно он присоединился к 2-ым новозеландским экспедиционным силам. В 1939 году он был признан непригодным для военной службы за рубежом, но добился назначения с помощью своих политических связей в качестве члена парламента. Харджест принял планы Эндрю об отступлении с высоты 107 20 мая – «надо так надо» — и позволил Леки и Аллену верить, что 22-ой батальон справлялся с ситуацией в Малеме и в помощи других батальонов не нуждался. Факт того, что он оставался в своей штаб-квартире, далеко от места действий, также подвергся критике. Неоднозначны также и действия временного командующего 2-ой новозеландской дивизии, бригадира Эдварда Паттика. Его неспособность отдать приказ о контратаке на позицию немцев в Призон Вэлли 20 мая была, пожалуй, самой большой его тактической ошибкой в течение кампании. Он с неохотой отнесся к идее о введении своего резерва в бой из-за опасений высадки воздушного десанта, но особенно из-за предполагаемой угрозы с моря. Он также не смог правильно оценить ситуацию в первый день сражения и добиться более агрессивных мер со стороны Харджеста. Харджест и Фрейберг Эндрю, Харджест и Фрейберг в Египте Командование Фрейберга Командующий войсками на Крите генерал-майор Бернард Фрейберг также подвергся серьезной критике. Как главнокомандующий союзных войск на Крите, он должен взять на себя ответственность за провал. В свое время его действия критиковались сразу несколькими его подчиненными. Например, Харджест направил жалобу премьер-министру Питеру Фрейзеру, что Фрейберг не «сохранял контроль над проведением операций», не доверял до конца своим старшим офицерам и иногда ставил под сомнение свои намерения. На встрече с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем в Лондоне вскоре после сражения бригадир Линдси Инглис, командующий 4-ой новозеландской бригадой, также поставил под сомнение поведение Фрейберга в сражении. Критика со стороны современников Фрейберга в последнее время прокомментирована несколькими британскими историками (Энтони Бивор, Кэллум Макдональд). После раскрытия информации о неправильно интерпретированных сигналах Ультра, имевшихся в свое время у Фрейберга, историки обвиняют его в сумбурности мышления и ключевой ошибке, совершенной 21 мая. Это, по их мнению, привело к фатальной задержке контратаки 28-го маорийского и 20-го батальонов, из-за того, что Фрейберг ожидал нападения с моря. Фрейберг допустил серьезные тактические ошибки как в дислокации своих войск, (особенно в отношении отсутствующей обороны в зоне к западу от реки Тавронитис), так и в своих ответных действиях. Но слишком простым объяснением провала решающей контратаки было бы назвать неверную интерпретацию данных Ультра. Даже если это нападение было отложено Фрейбергом, нет никакой уверенности, что контрнаступление было бы удачным, даже если бы оно началось, как и было запланировано. Следует учитывать, что задача была возложена на силы всего двух батальонов, а немцы на аэродроме уже получили подкрепление и свежие войска. Перевод для www.world-war.ru Ирины Белоглазовой Источник: http://www.nzhistory.net.nz/war TwitterОдноклассникиЖЖPrint Friendly Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь) Имя 6 июня 1944 Начало операции союзных войск по высадке войск в Нормандии (Франция) Связаться с редакцией Имя Обзор Файл не выбран Популярные статьи: Тактика русских Взгляд с другой стороны Воспоминания румынского сержанта Взгляд с другой стороны Вторжение на Крит – операция «Меркурий» Взгляд с другой стороны Плата солдата румынской армии Взгляд с другой стороны Парижане под оккупацией (+ФОТО) Взгляд с другой стороны Психология русского солдата Взгляд с другой стороны Военная организация маори Взгляд с другой стороны FacebookВКонтакте Кто победил в Великой Отечественной войне? Англия (0%, 34 Votes) Затрудняюсь ответить (2%, 156 Votes) США (2%, 187 Votes) Руководство Советского Союза (11%, 803 Votes) Советский народ (84%, 6 379 Votes) Проголосовали: 7 559 Что является историческим свидетельством? Дневники и письма Кино Художественная литература Материалы СМИ Другое Посмотреть результаты Нужна ли память о Великой Отечественной войне? Очень нужна Мне все равно Совершенно не нужна Посмотреть результаты Оцените этот сайт Отлично Хорошо Надо улучшать Затрудняюсь ответить Посмотреть результаты 1 из 4 Поделиться ссылкой: ВКонтактеTwitterЖЖFacebook |
#6155
|
||||
|
||||
![]()
17.09.1939 - 29.09.1939
|
#6156
|
||||
|
||||
![]()
https://chrontime.com/sobytiya-nacha...-v-zapadnuyu-u
17 сентября 1939 В 2 часа ночи 17 сентября Иосиф Сталин (в сопровождении Молотова и наркома обороны СССР маршала Климента Ворошилова) принял германского посла и информировал его о том, что Красная армия переходит советскую границу. Рано утром 17 сентября 1939 года силами Белорусского и Украинского фронтов части Красной армии вошли на территории Западной Белоруссии и Западной Украины, переданные Польше по Рижскому договору в 1921 году – после польско-советской войны. — 17 сентября Молотов выступил по радио. В своей речи он заявил, что местопребывание польского руководства неизвестно, и в этой обстановке советское правительство, по словам Молотова, считает своей «священной обязанностью» подать руку помощи украинцам и белорусам, населяющим Польшу, поэтому оно отдало распоряжение главному командованию РККА перейти границу и защитить жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Красноармейцам и командирам Белорусского и Украинского фронтов говорилось, что польские помещики и капиталисты подавили революционное движение в этих областях, лишив их народы «своей Советской Родины», «заковав в цепи кабалы и угнетения». Согласно приказам командования Красной армии, ее части должны были перейти в «решительное наступление, сокрушить польские войска и освободить угнетенных рабочих, крестьян, трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии». Утверждалось, что у советского руководства нет намерения нарушать договор о ненападении с Германией. Войска Красной армии, согласно официальной формулировке, шли в Западную Украину и в Западную Белоруссию не как завоеватели, а как освободители. Кроме того, вслед за приходом Красной армии начался процесс советизации, который сопровождался, в частности, такими негативными явлениями, как экспроприации, депортации, политические репрессии антисоветски настроенных жителей Западной Украины и Западной Белоруссии. Наряду с этим «освободительный поход» в Западную Белоруссию и в Западную Украину был воспринят некоторыми деятелями Политического управления РККА, которое отвечало за пропаганду среди личного состава, как «легкая военная прогулка» (выражение Сталина). Это способствовало появлению шапкозакидательских настроений у личного состава Красной армии, что аукнулось и привело к самым тяжелым последствиям уже в начале Зимней войны против Финляндии. Ссылка на источник: http://www.gazeta.ru/science/2014/09/17_a_6216649.shtml |
#6157
|
||||
|
||||
![]()
08 октября 1939
|
#6158
|
||||
|
||||
![]()
Телеграмма
Москва, 24 мая 1941 — 15.45 Получена 24 мая 1941 — 18.15 № 1223 от 24 мая Срочно! Секретно! В дополнение к телеграмме № 1092 от 7 мая 22 мая я посетил Молотова для обсуждения с ним ведущихся переговоров по вопросам культуры, освобождению заключенных и т.д. Молотов принял меня в Кремле в том же кабинете, который был у него ранее, в своей привычной обстановке. Он был так же любезен, самоуверен и хорошо информирован, как и всегда. Единственным изменением была вывеска при входе с новой надписью: Молотов — Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров. Ничто не указывало на то, что поколеблена его позиция при Сталине или что уменьшилось его влияние как Народного Комиссара иностранных дел. Это и другие наблюдения, сделанные здесь со времени принятия Сталиным высшей государственной власти, показывают, что двое самых сильных людей в Советском Союзе — Сталин и Молотов — удерживают позиции, являющиеся самыми важными для внешней политики СССР. То, что эта внешняя политика, прежде всего, направлена на предотвращение столкновения с Германией, доказывается позицией, занятой советским правительством в последние недели, тоном советской прессы, которая рассматривает все события, касающиеся Германии, в не вызывающей возражений форме, и соблюдением экономических соглашений, заключенных с Германией. Шуленбург |
#6159
|
||||
|
||||
![]()
25 мая 1941 года (воскресенье). 627-й день войны
|
#6160
|
||||
|
||||
![]()
https://chrontime.com/sobytiya-brita...n-v-skapa-flou
14 октября 1939 Линкор "Ройял Оук" потоплен в основной базе королевского флота в Скапа-Флоу на Оркнейских островах 14 октября 1939 г. Из 1200 членов экипажа 833 погибло. Британский линкор, только вернувшись с похода, стоял в бухте. На борту спала уставшая команда моряков. В час ночи произошел взрыв, который поднял с коек моряков. Из первых сообщений с борта корабля стало известно о подводной пробоине форштевня, произошел внутренний взрыв, повредивший топливные баки и сорвавший цепи якорей. Следом взорвались пороховые погреба. Через полчаса от огромного линкора на поверхности остались только обломки и слой мазута, корабль погрузился на глубину 30 метров, унося команду моряков. Причиной неожиданного затопления стала подводная лодка U-47 лейтенанта Гюнтера Прина, которая проникла в британскую базу через пролив Керк. Обнаружив британский линкор, Прин выпустил четыре торпеды, три из которых попали в цель. Другой информации о причине затопления линкора не было. Чтобы узнать детали, необходимо было поднять корабль для обследования, но британские власти запретили погружение в зоне затопления корабля, оставив истинные причины затопления нераскрытыми. 1939 год. Тревожная октябрьская ночь окутала Британские острова. В главной базе королевского флота Скапа-Флоу застыл на рейде линкор «Ройял Оук». Корабль только что вернулся из очередного похода, и утомленная команда получила долгожданный отдых. Казалось, ничто не предвещало беды, как вдруг около часа ночи глухой удар сотряс весь линкор. Сигнал тревоги поднял с коек спящих моряков и разбросал их по постам. Вскоре на мостик поступили первые доклады: «Подводная пробоина в районе форштевня. В результате внутреннего взрыва были повреждены цистерны жидкого топлива, сорваны со стопоров якорь-цепи». Затем высокий столб воды взметнулся у правого борта, в районе дымовой трубы. И, наконец, взорвались пороховые погреба. Смертельно раненный линкор повалился на борт. Через полчаса в бухте, покрытой толстым слоем мазута, плавали лишь обломки корабля да немногие уцелевшие моряки. Утром королевский флот недосчитался 833 человек. Первые дни после катастрофы английское командование отмалчивалось: оно было в полном неведении относительно причин катастрофы. Горькая истина стала известна лишь через несколько дней, когда в Берлине затрубили фанфары. Вот что сообщала официальная пресса фашистской Германии. В ночь на 14 октября подводная лодка U-47 под командованием лейтенанта Гюнтера Прина проникла в английскую базу через пролив Керк. Не найдя добычи в западной части акватории, Прин начал обследовать восточную. Вскоре он обнаружил при свете северного сияния линкор «Ройял Оук» и линейный крейсер «Рипалз». Позиция для атаки была идеальной. После первой атаки оба английских корабля получили повреждения. Перезарядив аппараты, Прин повторил атаку. Три торпеды, достигшие цели, решили участь «Ройял Оук». Триумфальная поездка в Берлин, национальные чествования, прием у фюрера — вот что ожидало всех отличившихся в Скапа-Флоу. Вскоре на книжных прилавках Германии появился очередной бестселлер «Мой путь в Скапа-Флоу». Гюнтер Прин, теперь уже капитан-лейтенант, описал свои подвиги. Его боевой путь оборвался 10 марта 1940 года, когда английские корабли в 200 милях к югу от Ирландии потопили U-47. Естественно, фашистская пропаганда не преминула возвести Прина в ранг «бессмертного героя». Правда, уже тогда в адрес подводника звучали скептические замечания. Прежде всего немецкие летчики были неприятно удивлены, увидев «тяжело поврежденный» крейсер «Рипалз» в целости и сохранности. Узнав об этом, Прин поспешил поправиться, заявив, что он подорвал не «Рипалз», а линкор «Арк Ройял». Но авианосец также пребывал в боевом строю. Более того, как утверждало английское командование, на рейде Скапа-Флоу в день атаки находились только линкор «Ройял Оук» и старый транспорт гидроавиации «Пегасус». Последний никак не походил ни на линкор, ни на авианосец, не говоря уже о том, что Прин его вообще не заметил. Недоумения вызывали и сами описания прорыва U-47. Чего стоили, например, ссылки на приливное течение: в 23.30 — «попутный прилив» (лодка на подходах к базе); в 00.30 — «слабый прилив» (лодка в гавани); а через несколько минут скорость приливной волны якобы достигла 10 узлов! Между тем в Скапа-Флоу к полуночи прилив заканчивается. Если верить книге Прина, он сам выбирал удобнейшую позицию для торпедной стрельбы: большой неподвижный корабль стоял боком к лодке (курсовой угол — 90 градусов), дистанция была оптимальной. И в таких условиях, напоминавших учебные стрельбы, без всякого противодействия опытный подводник ухитрился с первого залпа не попасть в линкор (из четырех выпущенных торпед лишь одна, по словам Прина, попала в «Рипалз»). Гибель «Ройял Оука» командование британского флота объясняло случайностью, роковым стечением обстоятельств: блокшив, который должен был закупорить приновскую лазейку, опоздал прибыть в бухту на сутки. Да и кто мог ожидать от немцев такой осведомленности о системе обороны и навигационной обстановке в Скапа-Флоу, а главное, такой дерзости. Эти доводы убеждали не всех. По кораблям и базам Англии поползли слухи, объяснявшие «истинные причины гибели» линкора. Вот одна из версий. Вскоре после самозатопления немецкого флота в английской базе Скапа-Флоу (по условиям перемирия 1917 года, немецкий флот был сосредоточен в Скапа-Флоу, где впоследствии его затопили сами немцы) морской офицер Альфред Веринг оказался на грани нищеты. Денег он не скопил, а его единственным увлечением были часы. Все это и привело безработного моряка в одну из немецких часовых фирм. В качестве коммивояжера Веринг объездил страны Европы, где, помимо коммерческих заданий, выполнял поручения германской секретной службы. Так продолжалось до 1926 года, когда Веринг решил осесть в Швейцарии. В традиционно нейтральной стране он не только освоил в совершенстве профессию часового мастера, но и сменил имя вместе с подданством. В 1927 году швейцарский гражданин Ортель эмигрировал в Англию и поселился в городе Керкуол, рядом с главной базой английского флота Скапа-Флоу. Новый житель Керкуола вскоре открыл часовой магазин. Помимо своего бизнеса, часовщик увлекался парусным спортом и рыбной ловлей. Никто не обращал внимания, что он предпочитал удить рыбу в районах проливов, соединяющих гавань Скапа-Флоу с Северным морем. Именно там, где были расположены управляемые минные заграждения, посты наблюдения, сети и блокшивы, закрывавшие проход в гавань. Одним словом, к 1938 году описание системы обороны базы Скапа-Флоу лежало в сейфах фашистской разведки. В один из октябрьских вечеров под предлогом того, что погода дождливая и покупателей не предвидится, керкуольский часовщик закрыл свой магазин раньше обычного. Тщательно заперев дверь дома, он извлек из тайника коротковолновый радиопередатчик и на несколько секунд вышел в эфир. Его позывные были услышаны на континенте, и 13 октября подводная лодка U-47 скрытно приблизилась к Оркнейским островам. Там она приняла с английского побережья неизвестного мужчину, который и принял командование лодкой. Он благополучно провел субмарину через узкости и заграждения пролива Керк, а затем после потопления линкора вывел ее назад в Северное море. Нетрудно было догадаться, кто был этот человек. Но имя его так и осталось неизвестным. Альфред Веринг сбросил личину Альберта Ортеля и растворился среди офицеров флота. Такова легенда о часовщике-шпионе. Впрочем, расследование, проведенное в свое время местной газетой «Оркней Геральд», показало, что ни старожилы города, ни часовщики, ни чиновники — никто ничего не знал об Альберте Ортеле. Официальные источники на западе также отрицают эту версию. У фашистов были и другие возможности довольно обстоятельно ознакомиться с базой Скапа-Флоу: в предвоенное время ее посещали немецкие корабли, с первых дней войны она находилась под постоянным наблюдением с воздуха и из-под воды. Кроме того, немецкой разведке в то время был известен английский морской радиошифр. Следовательно, переговоры должностных лиц королевского флота не были для противника секретом, как и то, что охрана базы с моря ведется халатно, что в проливе Керк имеется «щель». Немецкие стратеги понимали, что эта лазейка вскоре будет закрыта. Иначе чем объяснить торопливость немецкого командования. Зная, что в гавани стоят два устаревших корабля — «Рипалз» и «Ройял Оук», — оно могло бы и подождать, пока туда не зайдет более ценная добыча: новый линкор или авианосец. Таким образом, прорыв Прина был хорошо подготовлен и обеспечен. 13 октября Прина информировали по радио о точном местоположении «Ройял Оука» и «Рипалза». Однако именно в ночь на 14 октября линейный крейсер «Рипалз» вышел в море. Естественно, Прин мог и не знать об этом. Используя кульминационный момент прилива, U-47 проникла в Скапа-Флоу и незамедлительно направилась в район, где, по данным разведки, стояли на якоре два тяжелых корабля противника. Можно также предположить, что в ходе маневрирования в затемненной зоне приливов, а затем в самой гавани штурман субмарины заблудился, — расчетная точка на карте, в которой якобы находилась немецкая подводная лодка, не соответствовала ее действительному положению в гавани. Это расхождение, называемое у моряков «невязка», и обусловило неверное описание места и курсового угла в момент атаки «Ройял Оука». И, наконец, текст радиограммы, информировавшей о наличии в Скапа-Флоу линкора и линейного крейсера, очевидно, был достаточно категоричен и не давал повода в этом усомниться. Один из указанных кораблей был обнаружен. Второй — был плодом воображения Прина. Не исключено, что за «Рипалз» он принял какие-либо береговые сооружения. Ночью, при специфическом освещении (северное сияние), их вполне можно было принять за корпус и надстройки тяжелого корабля. Итак, немецкая субмарина атаковала «Ройял Оук». Взрыв в носовой части корабля сопровождался относительно небольшим столбом воды, что характерно для магнитной торпеды с неконтактным взрывателем, который срабатывает не у защищенного борта, а под днищем. При этом поражаются артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения — то есть наиболее важные и уязвимые объекты. Однако неконтактная торпеда имела тогда небольшую надежность. Неудивительно, что из четырех торпед, выпущенных при первом залпе U-47, только одна сработала. Вахтенный начальник, находясь на мостике линкора, мог и не заметить взрыва: верхняя палуба на баке нависала над форштевнем и закрывала его от наблюдения. Взрыв разворотил часть днища, уничтожил носовые торпедные аппараты, вызвал разрушения на складе шкиперского имущества и сорвал якорь-цепи со стопоров, после чего корабль, получив некоторую свободу перемещения, несколько изменил свое положение, развернувшись кормой. Поскольку ряд носовых отсеков оказался затопленным, а на складе корабельного имущества к тому же были повреждены цистерны с жидким топливом, то сомнительно, чтобы аварийная команда смогла точно установить характер взрыва. Вторая немецкая торпеда, вероятно, угодила в район расположения погребов боезапаса противоминной и зенитной артиллерии — самое уязвимое место любого боевого корабля. Затем, используя полную растерянность английского командования, Прин благополучно выбрался из базы. Все уцелевшие члены экипажа «Ройял Оука» дали свои показания. Выяснилось, что примерно половина из них была убеждена в том, что корабль погиб от внутреннего взрыва, а не от вражеских торпед. Сторонники этой версии утверждали, что из всех взрывов на линкоре лишь один можно без сомнения классифицировать как торпедный. Остальные же выглядели как внутренние. Причем два из них произошли в районах расположения артиллерийских погребов, а один — в районе торпедных аппаратов. К тому времени слухи о кровавых акциях немецких шпионов и диверсантов имели достаточно широкое хождение в Англии. Стоит ли удивляться, что в печати были высказаны предположения: а проникала ли вообще немецкая субмарина в Скапа-Флоу? И не является ли ее командир всего лишь ширмой для сокрытия истинной причины гибели линкора — причины, которую немецкое командование хотело бы сохранить в тайне? Быть может, корабль потоплен диверсантами, окопавшимися на береговых складах, или подводными пловцами, проникшими на базу на карликовых субмаринах? Английское адмиралтейство стояло на своем: атака U-47 — единственная причина гибели «Ройял Оука». Когда же журналисты потребовали доказательств, им было объявлено, что водолазы обнаружили на дне бухты осколки торпед. Впрочем, это мало кого убедило. Ведь первый взрыв произошел именно там, где были расположены торпедные аппараты линкора. Следовательно, найденные осколки могли быть английского происхождения… Чтобы точно ответить на вопрос: почему погиб «Ройял Оук», надо поднять корабль на поверхность и обследовать повреждения корпуса. Линкор лежит на мелководье в закрытой бухте, так что задача эта не из сложных. Однако проект подъема корабля был встречен в штыки некоторыми влиятельными кругами. «Не оскорбляйте покоя мертвых героев», — такой основной довод возражений. И до сих пор «Ройял Оук» покоится на дне бухты. Ссылка на источник:http://www.nnre.ru/istorija/100_veli...shenii/p59.php |
![]() |
Метки |
вмв |
Здесь присутствуют: 10 (пользователей: 0 , гостей: 10) | |
|
|