![]() |
#6771
|
||||
|
||||
![]()
http://www.pomnivoinu.ru/home/calendar/6/4/951/
Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об укомплектовании 238-й стрелковой дивизии поляками и лицами, знающими польский язык, общим числом 10298 человек. Польскую дивизию в Красной Армии могли формировать только в одном случае - если собирались "освобождать" Польшу. Точно так же, примерно за месяц до начала советско-финской кампании 1939 года было начато формирование финской дивизии и целого финского корпуса, куда мобилизовывали финнов Ленинградской области и Карелии, а также командиров, владевших финским языком. Поскольку укомплектование польской дивизии должно было завершиться к 1 июля, значит удар на Германию со стороны Польши должен был произойти в первых числах июля: срок между началом советского вторжения и концом формирования польской дивизии должен был быть минимальным, иначе возрастал риск того, что о дивизии узнает германская разведка. Одновременно советское правительство в обстановке глубокой секретности начало налаживать связи с польским и чехославацким правительствами в эмиграции, с которыми обговаривалась, в том числе, и возможность сотрудничества разведок в случае войны СССР с Германией. |
#6772
|
||||
|
||||
![]()
04 июня 1941 года (среда). 637-й день войны
|
#6773
|
||||
|
||||
![]()
Забастовка в Лилле продолжается. Неприятное дело.
В первой половине дня — совещание с начальниками штабов соединений и объединений, расположенных на Западе. В основном обсуждались лишь известные проблемы. Есть необходимость выяснить количество транспортных средств, потребных для «идеального случая». Генерал Фельгибель: Текущие вопросы. Распределение рабочих частот для радиосвязи. Линия дециметровых волн на Востоке. — Заявки командующего железнодорожными войсками. — Итальянские радиопереговоры можно подслушивать. Новый радиопеленгатор. Линии связи, идущие через Швецию (в Финляндию и Северную Норвегию). Разговор с главкомом: Визит болгарского царя Бориса. Разговор главкома с Розенбергом{1306}: Новая организация на Балканах. Штаб Листа. — Опасение фюрера относительно заимствования нашего опыта воздушного десанта (Крит) англичанами (острова в проливах) и русскими (в Румынии). Вагнер (генерал-квартирмейстер); а. Розенберг и планы раздела территории на Востоке{1307}. б. Транспортная авиация. Из 500 транспортных самолетов, участвовавших в высадке десанта на Крите, 250 приземлились, потерпев аварию (138 машин нельзя восстановить), Расформировываются две группы транспортной авиации. Остается 12 авиагрупп по 40 самолетов, что составляет 480 машин. Из этого числа восемь групп по 40 самолетов (320 машин) предназначены для операции «Барбаросса» (переброска войск и предметов снабжения). Транспортные самолеты распределены по воздушным флотам. Ежемесячное поступление от промышленности — 42 самолета. в. С 1.6 ВВС обеспечивают себя шинами за счет собственных средств{1308}. |
#6774
|
||||
|
||||
![]()
http://hrono.ru/dokum/194_dok/19410605golik.html
05.06.1941 № 660586 5 июня 1941 г. Румынская армия приводится в боевую готовность. С середины апреля румынское командование приступило к увеличению численного состава армии. Начавшийся 21 апреля призыв резервистов и офицеров запаса на сборы сейчас принял характер скрытой всеобщей мобилизации. Повестки о мобилизации в короткий срок были вручены непосредственно мобилизованным. Повестки вручались специально подготовленными командами. За отправкой мобилизованных установлено особое наблюдение со стороны полиции. Общий состав румынских войск на 1 июня 1941 г. следующий: Армий 3 Армейских корпусов 7 Пехотных дивизий 20 Гвардейских дивизий 1 Мотопехотных дивизий 1 Кавалерийских дивизий 4 Горнострелковых бригад 4 Отдельных кавалерийских бригад 2 Мотомеханизированных бригад 1 Фортификационных бригад 2 Из этого состава в Молдавии находится 9 пехотных дивизий, 2 кавалерийские дивизии, две горнострелковые бригады и, по непроверенным данным, в Пятра отмечается мотомеханизированная бригада. К этой же группировке можно отнести добруджанскую группировку, состоящую из двух пехотных дивизий и одной кавалерийской бригады. Таким образом, против СССР сосредоточено 11 пехотных дивизий, две кавалерийские дивизии, механизированная бригада, две горнострелковые бригады и одна отдельная кавалерийская бригада. При использовании всех людских ресурсов и при немецком вооружении румынская армия может быть доведена до 40 пехотных дивизий общей численностью до 1 800 тысяч человек. За последние полгода румынское командование уделяло особое внимание авиационным, танковым и инженерным частям. Под руководством немецких офицеров при 1-м и 2-м танковых полках, а также и в авиационной школе в г.Текуче офицерский состав румынской армии проходил и проходит усиленную подготовку. 380 офицеров, окончивших учебу, направлены в части, расположенные в Молдавии. Отмечается наличие кавалерийского корпуса, тогда как ранее кавалерия в корпуса не сводилась. Вооружение для румынской армии поступает с заводов Шкода и Германии. Офицерам румынской армии в мае месяце выданы топографические карты южной части СССР. В Молдавии в настоящее время сокращены пассажирские поезда на 10 дней. По официальным сведениям, войска концентрируются в северной части Румынии. В приграничной полосе с СССР отмечалось занятие окопов первой линии полевыми войсками. Подтверждается эвакуация государственных учреждений из городов Молдавии, а также местного населения из приграничной зоны. Румынский государственный банк эвакуировал свои архивы из Бухареста в Предеал. Имеется распоряжение о постройке в городах и селах своими средствами каждой семьей траншеи или примитивного бомбоубежища к 15 июня. Министерство спустило указание о досрочных экзаменах в школах с тем, чтобы здания подготовить под казармы и госпитали. Экзамены должны быть закончены к 10 июня. Отмечен призыв на сборы студентов последних курсов медицинских факультетов, а также студентов других специальностей. Офицеры румынского генштаба настойчиво утверждают, что, по неофициальному заявлению Антонеску, война между Румынией и СССР должна скоро начаться. Начальник Разведывательного управления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенант Голиков ЦА МО РФ. Оп. 7237. Д. 2. Л. 117–119. Машинопись на типографском бланке, заверенная копия. Имеются пометы. Рассылка: Сталину, Молотову, Ворошилову, Тимошенко, Берия, Кузнецову, Жданову, Жукову, Маленкову. Здесь перепечатывается с сайта http://militera.lib.ru/ |
#6775
|
||||
|
||||
![]()
https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011908
05.06.1941 По просьбе Криппса я принял его в 16 час. 30 мин. Криппс заявил, что по вызову своего правительства он вылетает на самолете из Москвы в пятницу утром, 6 июня с.г. в Стокгольм, чтобы оттуда отправиться в Лондон для консультации со своим правительством. Если Советское правительство, заявил Криппс, желает сделать какое-либо сообщение или заявление для Английского правительства, то Криппс готов сегодня или завтра встретиться с Председателем Совета Народных Комиссаров или народным комиссаром иностранных дел. Далее Криппс заявил, что он не считал возможным просить приема у народного комиссара, так как в свое время он просил т. Молотова принять его, но получил отказ и сейчас он не хотел бы напрашиваться на новый отказ. На это я заметил, что это дело Криппса решать, желает ли он посетить народного комиссара или его заместителя, но нормальное положение вещей требовало бы от посла такого решения, которое соответствует Протоколу. Я обещал Криппсу его сообщение доложить правительству. Если будет необходимо, я поставлю Криппса о последующем в известность. В конце беседы Криппс просил сохранить его заявление в секрете до прибытия его в Англию, так как перелет из Швеции в Англию является опасным и он не хотел бы подвергать себя и свою жену, которая вылетает вместе с ним, дополнительному риску. Официальным мотивом отъезда Криппса из Москвы будет необходимость получить консультацию у шведских врачей. Конечно, это не значит, что он не доверяет московским врачам, шутливо добавил Криппс. После отъезда Криппса из Москвы поверенным в делах Англии в СССР будет советник посольства Баггаллей. Уходя, Криппс имел в виду, что, быть может, это его последний визит в НКИД, поблагодарил меня за внимательное к нему отношение в течение всего «бесплодного» года его пребывания в Москве. Я пожелал Криппсу счастливого пути. Беседа продолжалась 15–20 минут. При беседе присутствовал т. Гусев. А. Вышинский АВП РФ. Ф. 07. Оп. 2. П. 9. Д. 20. Лл. 35–36. Машинопись. Заверенная копия. Указана рассылка: Сталину, Молотову, Ворошилову, Кагановичу, Микояну, Лозовскому, Соболеву. |
#6776
|
||||
|
||||
![]()
https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011909
05.06.1941 Штейнгардт разразился длиннейшей речью по поводу советско-американских отношений, причем чем больше он говорил, тем больше он входил в адвокатский азарт. Штейнгардт начал с сожаления, что вынужден сделать заявление, так как никто больше него не старался способствовать улучшению отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами. В августе месяце прошлого года Американское правительство официально и через прессу выразило желание улучшить отношения с Советским Союзом и в доказательство этого в нескольких случаях пошло навстречу Советскому правительству, удовлетворив большинство его просьб, не прося ничего взамен. Политика Американского правительства по отношению к СССР вызвала даже недовольство в некоторых американских кругах, которые начали обвинять президента в «умиротворении» Советского Союза. Несмотря на это, Правительство Соединенных Штатов доказало свою доброжелательность по отношению к Советскому Союзу, предоставив ему бензин, станки, танкеры и др. В течение 9 месяцев Американское правительство придерживалось этой политики и в то же время внимательно следило за политикой Советского правительства по отношению к Соединенным Штатам. Оно убедилось, что, не желая обязательно ухудшать отношения с Соединенными Штатами, Советское правительство в то же время не идет навстречу Соединенным Штатам даже в тех мелких и незначительных вопросах, по которым последние обращались к нему. Советское правительство требует возвращения балтийских судов и золота, но продолжает забирать собственность американских граждан в Латвии, Литве и Эстонии. Посольство послало по этому вопросу в НКИД бесчисленное множество нот, однако НКИД не счел даже нужным ответить на них. Другие американские граждане, никогда не въезжавшие в СССР и оказавшиеся на его территории не по своей воле, не имеют возможности, возвращаясь в настоящее время в Соединенные Штаты, вывезти те вещи, которые они привезли с собой в эти страны. На ноты по этому вопросу посольство либо совсем не получало ответа, либо получало формальный ответ со ссылкой на таможенные правила. Конфискованное имущество посла Биддл 25-го до сих пор еще не возвращено. Посольство ведет точный каждодневный учет американской собственности, конфискуемой Советским правительством, и считает, что стоимость балтийских судов и балтийского золота не превышает стоимости этой собственности. Но он, Штейнгардт, боится, что американские граждане, и в частности Биддл, предъявят претензии Американскому правительству, требуя возмещения потерянной ими собственности за счет балтийского золота. Советское правительство урегулировало с Германией и Швецией вопрос об имущественных претензиях в Балтийских странах, однако оно не желает, видимо, сделать то же самое в отношении Соединенных Штатов. Наконец, СССР, получая из Соединенных Штатов огромное количество разных товаров, не нашло возможным продать несколько тысяч тонн льна Соединенным Штатам. Правительство Соединенных Штатов решило поступать в отношении СССР точно так же, как Советское правительство поступает в отношении Соединенных Штатов. Все те действия, на которые жалуется Советское правительство последнее время, являются ответом Американского правительства на недружелюбные действия Советского правительства в отношении Соединенных Штатов. Советское правительство отказалось продать лен американским фирмам — Американское правительство отказалось выдать ему станки. Когда у посольства Соединенных Штатов в Москве отказались принять подписку на советские издания, в ответ на это в Соединенных Штатах не стали принимать подписку у советских организаций. В СССР ограничивается передвижение дипломатов, и в скором времени такие же ограничения будут применяться по отношению к советским дипломатам. Представители штата Нью-Джерси в Конгрессе собираются поставить вопрос в Конгрессе о незаконном задержании в СССР Путковского с требованием разрыва дипломатических отношений, если ему не дадут возможности выехать из СССР. Путковский не может выехать из Советского Союза уже в течение 18 месяцев. Он приехал не в Советский Союз, а к своим родным в Польшу. Дела Путковского и Чехель создают ужасное впечатление в Вашингтоне. Наконец, самый последний случай с Скоттом. Скотт прожил в СССР 9 лет, и, насколько известно послу, Советское правительство никогда не жаловалось на него и не выражало своего недовольства им, и вдруг вчера без всякого предварительного предупреждения ему предложили выехать из Москвы в трехдневный срок. Посольство не может в такой короткий срок обеспечить ему ни германской, ни японской визы. Поезд во Владивосток идет 10 дней. Ясно, что он не может выехать из СССР в течение трех дней. Он, Штейнгардт, не читал статей Скотта и не может сказать ничего по существу. Он не отрицает за Советским правительством права признать нежелательным пребывание того или другого иностранного корреспондента в СССР. Производит неприятное впечатление то, что человеку, прожившему в СССР девять лет, не дают даже достаточного времени на устройство своих личных дел, тем более что у него остается неразрешенным вопрос о его жене и детях. Это дело получило большую огласку в Соединенных Штатах, так как отец Скотта очень известный человек. По мнению Штейнгардта, в ближайшие 12 месяцев, а некоторые считают, в ближайшие 2–3 недели, Советский Союз будет переживать величайший кризис. Его удивляет, что в такое тяжелое время Советский Союз не хочет укрепить своих отношений с Соединенными Штатами. Из получаемых писем у него создается впечатление, что Вашингтон сейчас зол на Советский Союз и считает, что он занимает недружественную позицию по отношению к Соединенным Штатам. Люди, которые 6 месяцев тому назад дружественно относились к СССР, сейчас относятся враждебно. Его считают плохим послом, так как он не может ничего добиться. На эту длинную речь Штейнгардта я заявил, что он неправильно изложил историю советско-американских отношений, переложив ответственность на Советское правительство, в то время как создавшиеся отношения являются следствием неправомерных действий Американского правительства. Отвечая на все его жалобы, я заявил следующее: 1) за последние полтора-два года Советское правительство неоднократно выражало готовность и желание наладить нормальные отношения с Соединенными Штатами. Правительство США, видимо, ищет предлогов, чтобы ухудшить отношения с СССР и встало на путь фактического разрыва торговых отношений с СССР. Правительство США систематически конфискует советские заказы, даже те, которые были оплачены и изготовлены американскими заводами. Американское правительство, по существу, прекратило выдачу лицензий и прекратило вывоз закупленного и заказанного оборудования. Больше того, Американское правительство даже конфисковало товары, закупленные в других странах, которые в порядке транзита проходили через порты Соединенных Штатов (дело парохода «Колумбия»). Хотя линия на разрыв экономических отношений, конечно, — дело Правительства Соединенных Штатов, но, совершенно очевидно, что Советское правительство тут ни при чем. 2) Советское правительство действительно урегулировало вопрос об имущественных претензиях Германии и Швеции в Прибалтийских республиках, однако предпосылками для урегулирования взаимных претензий явились следующие: а) признание Германией и Швецией вхождения Прибалтийских республик в состав Советского Союза; б) возвращение Советскому Союзу золота этих республик, находившегося в германских и шведских банках; в) возвращение Советскому Союзу пароходов, принадлежавших Прибалтийским республикам; г) ликвидация миссий и консульств Литвы, Латвии и Эстонии в Германии и Швеции. Только после всего этого Советское правительство начало переговоры об урегулировании имущественных претензий. Ничего подобного не было сделано со стороны Правительства Соединенных Штатов. Наоборот, Правительство США конфисковало золото, принадлежащее Государственному банку СССР, наложило арест на пароходы Прибалтийских республик и не только не ликвидировало миссии и консульства Литвы, Латвии и Эстонии, но признает этих марионеточных посланников и консулов в качестве представителей несуществующих правительств. При таком отношении Правительства Соединенных Штатов к правам и интересам Советского Союза естественно, что Советское правительство не может даже и приступить к рассмотрению имущественных претензий, изложенных в многочисленных нотах посольства США в Москве. 3) Когда г-н Посол сообщил в НКИД о том, что у посольства не принимают подписку на некоторые советские издания, вопрос был улажен через несколько дней и подписка была возобновлена. Между тем в Соединенных Штатах сжигаются тонны советских газет и книг, и эти явно дискриминационные мероприятия продолжаются и по сей день, несмотря на обещания Государственного департамента положить конец этим, ничем не оправданным, действиям почтовых и административных органов Соединенных Штатов. Г-н Посол вновь поставил вопрос о выезде некоторых американских граждан из СССР. Но ему известно, что гражданство некоторых из интересующих его лиц было установлено, гражданство же других — до сих пор не установлено. По мере установления гражданства этим людям дается возможность выехать из Советского Союза. Задержка обычно происходит потому, что у многих из этих граждан с самого начала брали советские паспорта, что, конечно, усложняло весь вопрос, поскольку в таких случаях приходилось решать вопрос о выходе данного лица из советского гражданства. 4) Г-н Посол все время предъявляет требования, забывая о том, что власти США совершенно не считаются с правами и интересами советских граждан. Месяц тому назад на улице был арестован и заключен в тюрьму советский гражданин Овакимян. В тюрьму он был приведен в наручниках, его поместили в грязную камеру, вместе с уголовными. Арестовали г-на Овакимяна под фантастическим предлогом, что он не был зарегистрирован, тогда как он находился в США в течение 3 лет и дважды был зарегистрирован в Государственном департаменте. Гр-на Овакимяна выпустили под залог в 25 000 долларов. На замечание Штейнгардта о том, что эти деньги должны быть возвращены, я напомнил ему, что 10 тыс. долларов, внесенные за Горина, возвращены не были. Мы ведь тоже могли в связи с освобождением Мик и Рожковского потребовать сумму в 10 или 15 тыс. долларов, но мы поступили иначе: они заплатили только судебные издержки. 5) Г-н Посол напрасно придает такое большое значение вопросу о вещах бывшего американского посла в Польше г-на Биддла. В Западной Украине и в Западной Белоруссии в то время происходила революция. Г-н Посол, очевидно, думает, что, когда люди делают революцию, они только и думают о том, как бы сохранить чье-либо имущество. Г-н Биддл сам виноват в том, что его имущество не сохранилось, так как он никому из представителей советской власти не передавал этого имущества. Советское правительство не является сторожем имущества г-на Биддла и не может нести ответственности за его пропажу. Несмотря на это, Советское правительство предприняло шаги к розыску имущества г-на Биддла. Найденные 47 ящиков собственности г-на Биддла были переданы посольству. Если будет найдено еще что-либо, принадлежащее г-ну Биддлу, то и это будет передано посольству. Но чрезвычайно странно, что г-н Штейнгардт возлагает ответственность на Советское правительство за то, что г-н Биддл не берег своих собственных вещей. 6) Что же касается дела Скотта, то, поскольку г-н Посол не читал его статей, этот вопрос трудно обсуждать. Делом Скотта занимается Народный комиссариат внутренних дел, а не Народный комиссариат иностранных дел. Г-н Посол считает, что с Скоттом поступили невежливо, но я полагаю, что иностранный корреспондент должен прежде всего проявлять вежливость по отношению к стране, в которой он находится, а если он ее не проявляет, то я не вижу, почему органы Советской власти должны проявлять какую-то особую вежливость по отношению к этому иностранному корреспонденту. Я не думаю, что НКИД должен вмешиваться в это дело. Если г-н Скотт хочет отсрочки, пусть обращается в Народный комиссариат внутренних дел. 7) Г-н Посол сказал, что некоторые депутаты хотят выступить в Конгрессе против СССР. Нас мало трогают такого рода выступления. Если есть депутаты, которые хотят устроить шум и скандал в Конгрессе, то пусть шумят, это их дело. В заключение я еще раз подчеркнул, что Американское правительство все время ищет поводов к ухудшению отношений с Советским Союзом. Перечисленные мною факты свидетельствуют о том, что со стороны Американского правительства нет желания иметь хорошие отношения с Советским Союзом. Г-н Посол много говорил об улучшении отношений, но такие вопросы не могут решаться одной стороной. Я напомнил Штейнгардту французскую пословицу, что «жениться могут только двое» (Pour se marier il faut eelre deux). После того, как я «отчитал» Штейнгардта, он стал жаловаться на то, что его не приглашают обсуждать вопросы, касающиеся отношений между обеими сторонами и этим частично объясняется создавшееся положение. Он ни разу не говорил с тов. Сталиным, а с т. Молотовым говорил два-три раза и только по незначительным вопросам. Затем Штейнгардт начал доказывать, что мое заявление о том, что Американское правительство намеренно встало на путь разрыва экономических отношений с СССР, неверно. Он уже говорил г-ну Молотову об огромной оборонной программе в Соединенных Штатах. Правительство США забирает сейчас все важнейшие материалы, как железо, сталь, алюминий, медь и др., для нужд военной промышленности. К несчастью, Американскому правительству требуются как раз те материалы, которые Советский Союз хочет получить в США. Даже американский гражданин, имеющий фабрики в Соединенных Штатах, не может сейчас купить эти материалы. Вот если бы СССР захотел купить в США 5 млн. пальто или костюмов, то он ручается, что Советский Союз получил бы эти вещи на следующий же день. То, что задерживают выдачу Советскому Союзу станков, совсем не говорит о враждебном отношении к СССР Американского правительства. Чем дальше, тем труднее будет получать материалы, имеющие первостепенное значение для промышленности. Он согласен с тем, что в конечном счете результатом этого явится, возможно, разрыв торговых отношений с Советским Союзом, потому что последний хочет покупать в Соединенных Штатах только те материалы, в которых они нуждаются сами, в связи с грандиозной оборонной программой. Предполагается, например, выпуск 300 танков в день, на что потребуется 9 тыс. тонн стали ежедневно; постройка судов тоннажем в 5 млн. тонн ежегодно, на что потребуется 100 тыс. тонн стали в неделю, и т.д. Американское правительство создает сейчас величайший в мире флот, который будет больше флотов двух самых больших держав. Как только Штейнгардт сообщил в Вашингтон о возобновлении подписки на советские издания, в Соединенных Штатах прекратили уничтожение прибывающих туда советских изданий, Советское посольство может теперь вновь свободно получать их. Если американское гражданство некоторых лиц не было установлено, то это не значит, что нужно задерживать людей месяцами до выяснения этого, как это имеет место с Путковским, который не может выехать из СССР уже около двух лет. Он довольно известный человек в штате Нью-Джерси, и Штейнгардт хотел бы, чтобы Путковского освободили скорее, чтобы было возможно меньше шума. Здесь я прервал Штейнгардта, напомнив ему об Овакимяне. Штейнгардт заявил, что по полученным сведениям дело Овакимяна несложное и что вопрос в ближайшее время будет улажен. Что же касается 25 000 долларов залога, то они будут возвращены. Затем Штейнгардт опять воодушевился и начал рассказывать историю с имуществом Биддла. По его словам, это имущество было уложено в ящики и опечатано пломбами с инициалами Биддла. Имущество находилось в здании, которое арендовало Американское посольство, часть имущества была замурована в стене. Штейнгардт уверял, что Уорд, посылавшийся посольством во Львов специально по этому делу, будто бы видел там собственными глазами 200 ящиков, запечатанных пломбами с инициалами Биддла, но ему тогда не разрешили их взять. В тех же ящиках, которые были присланы посольству, оказались самые незначительные по своей ценности вещи, тогда как у Биддла было много мехов, ковров, серебра, которые до сих пор не возвращены. Жена Биддла является одной из богатейших женщин в США. Штейнгардт не согласен с тем, что Правительство США ищет предлогов для того, чтобы ухудшить отношения с СССР. Оно делало очень много для Советского Союза. Наоборот, Советское правительство сводит на нет все усилия его, Штейнгардта, и Государственного департамента, старающихся улучшить отношения между обеими странами. Оно отказывает даже в таких мелочах, как, например, разрешение Рейнхардту и Лайтнеру поехать на один день в Ленинград; одному из сотрудников было отказано в разрешении поехать в Киев. В то время как советские инженеры посещают американские заводы, ему, Штейнгардту, до сих пор не разрешили посетить какой-нибудь крупный советский завод. Естественно, что Американское правительство из этого сделает вывод и не даст больше разрешений советским инженерам посещать американские заводы. Что же касается золота и пароходов Балтийских стран, то Американское правительство их конфисковало потому, что Советское правительство конфисковало имущество американских граждан в присоединившихся к СССР областях и странах. Советское правительство вообще не выполняет своих обещаний. Так, еще в 1933 году Литвинов, будучи в Вашингтоне, обещал г-ну Рузвельту уплатить 100 млн. американских долларов в возмещение долгов правительства Керенского и др. Я прервал Штейнгардта и спросил его — значит задержка балтийского флота и пароходов является залогом для того, чтобы вести переговоры об имуществе американских граждан? А чем же он объясняет признание Правительством Соединенных Штатов марионеточных посланников и консулов бывших правительств Литвы, Латвии и Эстонии, он это тоже считает мероприятием, направленным к улучшению отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом? Что же касается заявления г-на Посла о том, что Литвинов обещал уплатить Правительству Соединенных Штатов 100 млн. долларов в возмещение долгов царского правительства и правительства Керенского, то мне о таком обещании Литвинова ничего не известно. После этого Штейнгардт перешел к вопросу о котиковой конвенции. В Вашингтоне считают, что Правительству США и Правительству СССР следовало бы совместно обсудить этот вопрос. Штейнгардт спросил, не хочет ли Советское правительство совместно с Правительством США послать ответ Японии по поводу денонсации котиковой конвенции. На мое замечание о том, что Американское правительство, как будто, дало уже свой ответ, Штейнгардт заявил, что был ответ предварительный. Американское правительство хотело бы знать, какую позицию займет в этом вопросе СССР. Возможно, что Американское правительство займет такую же позицию. На это я ответил Штейнгардту, что НКИД изучает этот вопрос с компетентными органами. Его заявление о том, что Американское правительство хотело бы узнать позицию Советского правительства по данному вопросу, я доведу до сведения народного комиссара иностранных дел. Затем Штейнгардт начал говорить о переговорах между Соединенными Штатами и Японией. По его словам, японцы сейчас готовы сделать большие уступки ввиду тяжелого положения в стране. Крупные финансисты в Японии не только настроены против войны, но считают также, что союз Японии с Берлином и Римом является ошибкой и что Япония находится сейчас в опасном положении, так как она вызвала этим неудовольствие трех великих держав — США, Великобритании и СССР. Ведь Советский Союз был всегда потенциальным врагом Японии, добавил Штейнгардт. На мой вопрос о том, кто ведет переговоры с Японией и в чем сущность этих переговоров, Штейнгардт ответил, что Номура ведет переговоры в Вашингтоне, а Грю ведет переговоры в Токио. Грю — опытный дипломат, японцы его любят, и он отвечает им тем же. Номура пользуется большой популярностью среди морских кругов Соединенных Штатов. Сам Мацуока прожил в Соединенных Штатах 17 лет и собирался совершить поездку в Вашингтон, чтобы уладить отношения между Японией и Соединенными Штатами. Мацуока решил ехать в Соединенные Штаты, но по дороге между Москвой и Токио он получил указание от своего правительства, чтобы он в Соединенные Штаты не ехал. По мнению Штейнгардта, японцы не имеют намерения проводить агрессию в южном направлении, и сам Мацуока заявил ему категорически об этом. Это было бы сумасшествием. Японцы оказались бы отрезанными от всех торговых путей. Они отчаянно стараются сейчас покончить с войной в Китае. Как только Рузвельт согласился бы посредничать между Японией и Китаем, Япония в то же время оставила бы Южный и Центральный Китай. Насколько ему известно, японцы готовы пойти на мир, если за ними останется Маньчжоу-Го и Северный Китай. Несмотря на переговоры, сказал Штейнгардт, Соединенные Штаты собираются продолжать оказывать помощь Китаю и не делают из этого тайны. Он, Штейнгардт, не считает, что пакт о нейтралитете между СССР и Японией направлен против Соединенных Штатов. В действительности этот пакт является еще одним шагом к сохранению мира в Тихом океане. Тем, кто утверждает, что советско-японский пакт представляет собой угрозу для Соединенных Штатов, он, Штейнгардт, отвечает, что Советский Союз имеет опасного соседа на Западе и заинтересован в обеспечении мира на Востоке. Он сам поступил бы точно так же на месте Советского правительства. Дальше Штейнгардт перешел к вопросу о скоплении германских войск на западной границе СССР. Он уверен, что немцы готовы напасть на Советский Союз. Он, Штейнгардт, не сентименталист, как большинство американцев, а реалист, и оценивает немцев трезво. Сила немцев в технической оснащенности их войск. Некоторые британские части сражались храбро, и вообще он считает англичан лучшими бойцами, чем немцы, но они не смогли устоять перед натиском машин. Немцы становятся все нахальнее, и с ними все труднее и труднее становится договориться. Они будут требовать все больше и больше. В этом году очень серьезное положение с урожаем, и это может толкнуть немцев на выступление против СССР. На это я ответил, что Советский Союз относится очень спокойно ко всякого рода слухам о нападении на его границы. Советский Союз встретит во всеоружии всякого, кто попытается нарушить его границы. Если бы нашлись такие люди, которые попытались бы это сделать, то день нападения на Советский Союз был бы самым несчастным в истории напавшей на СССР страны. Штейнгардт поспешил заверить меня в том, что он никогда не сомневался, что Советский Союз готов к обороне, и в заключение просил меня походатайствовать перед НКВД о продлении срока пребывания Скотта в СССР на несколько дней. Я как посол, сказал Штейнгардт, не могу ведь обращаться в НКВД, я могу это сделать только через НКИД. На это я ответил, что ничего ему обещать не могу, но его просьбу передам народному комиссару В.М. Молотову. Уже уходя, Штейнгардт выразил надежду, что вопрос о Путковском будет в ближайшее время разрешен, на что я ответил выражением уверенности, что Американское правительство прекратит странное дело Овакимяна и даст ему возможность выехать без задержки в СССР. На этом беседа закончилась. На беседе присутствовала референт Отдела американских стран т. Кудрявцева. ПРИМЕЧАНИЕ: В 7 часов вечера я сказал по телефону г-ну Штейнгардту, что я доложил правительству его просьбу о продлении г-ну Скотту пребывание в Москве на несколько дней для устройства его личных дел. Советское правительство предоставляет г-ну Скотту вместо 3-дневного 7-дневный срок и таким образом, он должен выехать из Москвы не позже 11 июня. Штейнгардт начал длинно благодарить меня и попросил передать благодарность Советскому правительству. Заместитель народного комиссара иностранных дел Лозовский АВП РФ. Ф. 06. Оп. 3. П. 4. Д. 36. Лл. 36–49. Машинопись. Заверенная копия. Указана рассылка. |
#6777
|
||||
|
||||
![]()
https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011921
05.06.1941 № 44842/41 Верховное главнокомандование Ставка фюрера. вооруженных сил. 5 июня 1941 года Штаб оперативного руководства. Отпечатано 21 экз. Отдел обороны страны Экз. № 3. Совершенно секретно Только для командования Передавать только через офицера Фюрер утвердил прилагаемый расчет времени в качестве основы при проведении дальнейших подготовительных мероприятий к операции «Барбаросса». Если в ходе подготовки потребуется внести изменения в данный расчет времени, об этом следует донести верховному главнокомандованию вооруженных сил. Начальник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Кейтель Расчет времени к операции «Барбаросса» 1. Общее: 22.5. Начало транспортных перевозок по графику ускоренного движения для стратегического развертывания на Востоке. 2. Переговоры с дружественными государствами. а) Болгарам предложено не уменьшать значительно количество соединений, использующихся для охраны границы с Турцией. б) Румыны по указанию командующего немецкими войсками в Румынии начали скрытную частичную мобилизацию, чтобы иметь возможность оборонять свою границу от возможного наступления русских. в) Использование венгерской территории для стратегического развертывания части сил группы армий «Юг» предусмотрено постольку, поскольку является целесообразным введение одного немецкого соединения между венгерскими и румынскими войсками. Однако до середины июня обращаться к венграм по этому вопросу не следует. г) Две немецкие дивизии развернуты в восточной части Словакии, последующие будут выгружаться в районе Прешова. д) Предварительные переговоры с финским генеральным штабом продолжаются с 25.5. е) Контакт со шведами не установлен. Предполагается приступить к переговорам только после начала операции. 3. Сухопутные войска. а) На Западе: Общий состав (после отвода шести пехотных дивизий и подтягивания пяти соединений 15-й волны из Германии с 22.5 по 1.6): 40 пехотных дивизий, одна моторизованная дивизия, одна полицейская дивизия и одна танковая бригада. Операции «Аттила»1 или «Изабелла»2 могут быть проведены в десятидневный срок после объявления приказа (то же относится и к ВВС). б) На Севере: Общий состав: шесть пехотных дивизий, две горнострелковые дивизии, одна охранная дивизия, боевая группа СС «Север» и 140 артиллерийских батарей резерва главного командования для обороны побережья. Кроме того, предусмотрена отправка из Германии в Норвегию одной охранной дивизии и 18 артиллерийских батарей резерва главного командования и в Финляндию — одной усиленной пехотной дивизии с корпусными частями. Из этих частей для операции «Зильберфукс» предназначаются одна пехотная дивизия, две горнострелковые дивизии и боевая группа СС «Север». Запланировано после начала операции подтянуть по железной дороге через Швецию еще одну пехотную дивизию для наступления на Ханко. в) Балканы: На Балканах, кроме соединений, предусмотренных для постоянной оккупации, находятся восемь пехотных и одна танковая дивизии, готовые в качестве резерва главного командования лишь после дня «Б» частично быть переброшенными на Восток в район стратегического развертывания. г) На Востоке: Общий состав войск увеличен на 76 пехотных, одну кавалерийскую и три танковые дивизии. Группы армий и армии приняли командование войсками в своих полосах частично через замаскированные рабочие штабы. 4. Военно-морской флот. Командующий флотом на Балтийском море назначен, его штаб вначале дислоцируется в Киле, а затем — в Свинемюнде. Для группы «Север» с Запада переброшены дополнительные охранные части. 5. Военно-воздушные силы. 3-й воздушный флот принял руководство воздушными операциями против Англии, 2-й воздушный флот переведен на Восток. Предусмотренный для операции «Барбаросса» 8-й авиационный корпус будет переброшен по возможности быстрее на Восток. Несколько дивизионов зенитной артиллерии, которые были из состава 12-й армии переданы 4-му воздушному флоту, еще выполняют свою задачу на Юго-Востоке. 6. Маскировка. Началась вторая фаза дезинформации противника (операции «Хайфиш» и «Харпуне») с целью создать впечатление подготовки высадки десанта в Англию с побережья Норвегии, с побережья пролива Ла-Манш и Па-де-Кале и из Бретани. Сосредоточение сил на Востоке следует представлять в виде дезинформационного мероприятия с целью скрытия высадки десанта в Англии. Deutsches Militararchiv Potsdam. W 31.06/5. Bl. 382–391. |
#6778
|
||||
|
||||
![]()
05 июня 1941 года (четверг). 638-й день войны
|
#6779
|
||||
|
||||
![]()
Утреннее совещание:
Восточные районы: Усиление деятельности русской авиации. Северная Африка: Возобновление активности англичан, особенно в секторе Бенгази. В море вышел авианосец. ВМС: Во время морского сражения, в котором погиб «Бисмарк», наш линейный корабль был атакован одновременно пятьюдесятью английскими самолетами-торпедоносцами. Из них было сбито двенадцать (очень хороший результат). Возможность применения акустических торпед. Очевидно, англичане располагают приборами типа «Дете», имеющими радиус действия 35 км (наша аппаратура имеет радиус действия 20 км){1309}. Флот: «Принц Ойген» будет готов к выходу в море через восемь дней. «Лютцов» произведет демонстрационный выход в море из Норвегии. «Шарнхорст» готов к выходу в море и, очевидно, пройдет Ла-Манш под прикрытием отвлекающего маневра. «Хиппер» будет готов в июле. «Гнейзенау» — в октябре. «Тирпиц» в настоящее время проводит ходовые испытания. Войдет в строй в августе{1310}. Румыния: Русские проявляют на границе усиливающееся беспокойство. Коммунистическая пропаганда. Гельтер: Представляются офицеры штаба связи «Север». Указания по организации взаимодействия с Финляндией. Краппе (наш бывший атташе в Венгрии) представился в связи с отъездом в Мадрид. Совещание с генерал-полковником Гудерианом: Главной задачей танковых групп являются не действия в начале наступления, а действия в глубине. Для выполнения этой задачи силы должны быть сохранены. Поэтому в самом начале наступления необходимо использовать поддержку пехоты. 2-й танковой группе должны быть подчинены 267-я и 293-я пехотные дивизии. Их предполагается использовать не целиком, а отдельными полками (без обозов), которые будут подчинены отдельным танковым дивизиям. Соответствующий приказ будет отдан ОКХ во второй половине дня. Генерал-майор Буле: а. Ремонтные базы [для танков] после начала операции «Барбаросса». Имеется одна ремонтная база для танков немецкого производства (в Варшаве или же в 8-м военном округе); одна — для танков чешского производства. Для выводимых с фронта танковых дивизий также необходимо создать ремонтные базы. На подготовку одной такой ремонтной базы требуется десять дней. Примерно такое же время занимает отвод танковой дивизии с фронта. б. Новая организация управления на Балканах. Новая директива с приложением, касающимся политических функций (31){1311}. в. Новая организация сухопутных войск с осени 1941 года{1312}. г. Организация болгарской армии. д. Вопросы, касающиеся военных чиновников. е. 22-я дивизия. Десантное имущество должно пока остаться под охраной в Румынии. ж. Положение с зенитной артиллерией улучшилось. Не хватает еще лишь небольшого количества тягачей и транспортных средств. з. Учреждение новой должности — комендант английских островов в Ла-Манше. к. 16-й пулеметный батальон будет постоянно дислоцироваться на островах в проливе Ла-Манш. к. Отдых отпускников в Северной Африке. Хойзингер и. Штиф: Вопрос о картах (для ежедневных донесений) при проведении операции «Барбаросса». Данквертс: Сообщение о забастовках в Лилле. В политическом отношении это обусловлено явно влиянием англичан, деголлевским движением и Америкой (деньги). Однако истинная причина — продовольственное положение, ответственность за которое более, чем кто-либо, несет германское министерство экономики. Принятые до сих пор военной администрацией меры хороши и тверды, хотя и исключают применение оружия. Самое главное — быстро исправить продовольственное положение. Местные власти, полиция и предприниматели действуют с нами вместе. Сейчас кризис, кажется, достиг своей высшей точки. Спада забастовок можно ожидать приблизительно через восемь дней. Хойзингер: а. Все зенитные дивизионы выведены с греческой территории. б. Зенитные дивизионы резерва ОКХ полностью моторизуются. в. Батальон по разминированию уже отправлен в группу армий «Центр». Он будет действовать целиком в составе танковой группы Гота. г. При решении вопроса о начертании границы между Штирией и другими областями, с одной стороны, и Хорватией, с другой, следует руководствоваться исконной границей между этими районами. д. В ходе нового совещания решено, что в июне можно будет перебросить из Неаполя — в Северную Африку все части, за исключением одной батареи береговой артиллерии, одного полевого госпиталя и т. п. Будет шесть конвоев по четыре итальянских и одному немецкому судну в каждом. е. Венгрия: Для полного развертывания армии потребуется двенадцать дней. Раскрытие наших замыслов не ранее середины июня. Начала наступления венгерской армии нельзя ожидать раньше дня «Б+5» или «Б+6», если вообще намечается участие Венгрии в войне. Вследствие этого 4-ю горно-пехотную и 125-ю пехотную дивизии следует направить в качестве резерва ОКХ в группу армий «Юг». В том случае, если Венгрия намерена участвовать в наступлении, 294-ю пехотную дивизию, которая будет готова к погрузке 18.6, можно направить в Прешов, где она выгрузится 20.6 и станет соединительным звеном между Румынией и Венгрией. Если же Венгрия не намерена участвовать в операции, то дивизия будет направлена в качестве резерва ОКХ в тыл группы армий «Центр». Кинцель доложил о своем возвращении из Финляндии, куда он выезжал на совещание с руководством финского генерального штаба. Цильберг: Текущие вопросы по личному составу генштаба. |
#6780
|
||||
|
||||
![]()
Германское командование, подготавливая вторжение в СССР, отдало приказ о расстреле на месте взятых в плен политкомиссаров. Советские власти одновременно предприняли эвакуацию высшей политической знати из Литвы, а с 14 июня также из Латвии и Эстонии.
|
![]() |
Метки |
вмв |
Здесь присутствуют: 12 (пользователей: 0 , гостей: 12) | |
|
|